Млн. долл.
Млн. долл.
Млн. долл.
Млн. Долл.
В соответствии с
новым Законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», под «прямой
иностранной инвестицией» понимается осуществление следующих операций:
·
приобретение
иностранными инвесторами не менее 10 % доли, долей (вклада) в уставном
(складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой
на территории России в форме хозяйственного товарищества или общества;
·
вложение
капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого
на территории России;
осуществление на территории России
иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга)
оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности СНГ, таможенной стоимостью не менее 1 млн.
рублей.
Иностранным
инвесторам – юридическим и физическим лицам – прямые инвестиции обеспечивают
право на управление предприятием и представляют собой преимущественно взносы в
уставные фонды совместных предприятий и кредиты, полученных от зарубежных совладельцев
предприятий.
Прямые вложения
осуществляются как в СКВ, так и в национальной валюте.
Сравнивая относительную
предпочтительность привлечения капитала в различных формах, следует
подчеркнуть, что прямые инвестиции имеют ряд преимуществ, в том числе:
·
больше
вероятность реинвестирования прибыли внутри страны, чем вывоза в страну
базирования;
·
приток предпринимательского
капитала не увеличивает размер внешней задолженности;
Следует
подчеркнуть, что в последние годы наметилась тенденция к росту
удельного веса прямых инвестиций в общем размере иностранных капиталовложений в экономику России. Эта форма привлечения капитала остается наиболее важной для экономики страны.
Данные,
рассчитанные по методике Госкомстата, используются в большинстве
отечественных публикаций. Большинство зарубежных аналитиков работают со статистикой платежного баланса, регулярно публикуемой, в частности, изданием Международного валютного фонда - International Financial Statistic(IFS).
Годы Объем
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1992-1998
Ежегодный приток Оценка 1
Оценка 2
0,7
0,7
0,55
0,64
1,88
2,02
2,09
2,48
5,33
6,24
3,36
2,76
Накоплено на начало года Оценка 1 Оценка 2
2,57
2,57
3,12
3,21
5,14
5,22
7,57
7,70
12,96
13,95
16,32
16,71
Альтернативные оценки масштабов притока прямых инвестиций в экономику
России
Оценка
1 – базируется на данных Госкомстата о ежегодном приросте суммы прямых
иностранных инвестиций в рублях и иностранной валюте;
Оценка
2 – основывается на данных платежного баланса.
Источники:
Российский статистический ежегодник, 1997-1998; International
Financial Statistics; IMF Economic Reviews, 1999.
Как можно видеть, указанные
показатели ежегодного притока несколько различаются между собой. В то же время рассчитанные
по обеим методикам
оценки объема накопленных иностранных инвестиций достаточно близки, что позволяет говорить об их
относительной адекватности для
характеристики среднесрочных тенденций.
На
начало 2000 г. накопленный объем прямых иностранных инвестиций в экономику России, по данным Госкомстата, составлял около 17,5 млрд.
долл.
Среди отдельных стран как по
объему, так и по удельному весу прямых инвестиций в российскую экономику с
огромным отрывом лидируют США. В 2000г. из общего объема накопленных
американских инвестиций в экономику России на долю прямых вложений приходилось
71,5 %.
До финансового кризиса 1998г.
удельный вес прямых инвестиций у остальных стран – крупнейших инвесторов капитала
в экономику России в общем объеме капиталовложений колебался в пределах 2-8 %.
После девальвации национальной валюты и
роста интереса к вложениям в импортозамещающие отрасли удельный вес прямых
инвестиций в общем объеме вложений в российскую экономику у Нидерландов возрос
до 85%, у Кипра – до 79,3 %, Швейцарии – 70,5 %, Швеции – 61,0 %.
Таблица 4
Удельный вес прямых инвестиций в общем объеме накопленных
капиталовложений основных
стран-инвесторов
Страны
Объем прямых
инвестиций, млн. долл.
% от общего объема накопленных прямых инвестиций
США
4541
71,5
Кипр
2727
79,3
Германия
1007
14,5
Великобритания
763
21,0
Нидерланды
603
85,3
Швейцария
309
70,5
Швеция
232
61,0
Франция
172
5,3
Италия
160
25,4
Япония
152
42,6
(на
начало 2000 г.)
2.2.Портфельные инвестиции
Процесс приватизации государственной
собственности, акционирование промышленных предприятий
привели к формированию в России фондового рынка,
создали объективные предпосылки для портфельных
капиталовложений иностранных инвесторов.
Под портфельными
инвестициями понимается покупка нерезидентами акций,
паев, векселей, государственных ценных бумаг (краткосрочных и долгосрочных) и других долговых ценных бумаг, составляющих менее 10% акционерного капитала предприятия. Портфельные инвестиции не дают права вкладчикам участвовать в управлении предприятием.
С 1991 по 1993 г. объем
портфельных инвестиций в России оценивался лишь
в 60 млн. долл. Однако начиная с 1994 г., прослеживалась тенденция к увеличению импорта в Россию портфельных инвестиций. Максимального уровня объем заказов западных фирм на покупку акций российских приватизированных предприятий достиг в августе 1994 г. и составлял 500 млн.
долл.
В ноябре он опустился до 300 млн. долл., и до 100
млн. долл. - в декабре. Только в первой
половине 1994 г. иностранные инвесторы скупили 2-5% доли уставного
капитала таких компаний, как "Коминефть", "Томскнефть",
"Юганскнефть", "Пурнефтегаз", "ЛУКойл",
"ЛУКойл-Когалымнефтегаз", "ЛУКойл-Уралнефтегаз"
и др.1
Постепенно иностранные портфельные инвестиции
начали размещаться и в других отраслях российской экономики, прежде всего
связь и средства Телекоммуникаций, пищевая промышленность, деревообрабатывающая, цементная.
Для западных
инвесторов данная форма капиталовложений в экономику
России относилась и относится к рисковым инвестициям. По оценкам западных брокерских фирм, иностранные инвесторы, которые ранее приобрели акции российских приватизированных предприятий, только за последний квартал 1994 г. потеряли около
75% от вложенных сумм из-за падения курсовой стоимости этих ценных бумаг. В период финансового кризиса отток средств нерезидентов с фондового рынка России в конце 1997 г.
составил около 7,5 млрд. долл. Вместе с тем, портфельные
инвестиции вплоть до финансового коллапса оставались одной из наиболее
прибыльных форм капиталовложений в отдельные отрасли и сферы
экономики России.
Следует подчеркнуть, что иностранные
инвесторы сыграли важную роль в становлении рынка
корпоративных ценных бумаг в России. Данный рынок в значительной степени сформировался под влиянием заказов на покупку ценных бумаг, которые размещали зарубежные инвесторы. Среди наиболее крупных иностранных участников российского фондового рынка в конце 90-х годов были компании "Брансвик" (Великобритания),
"Чайз Манхеттен банк "(США), "Кредит Сюиз
фёрст Бостон" (США), "Меррилл Линч" (США),
" Морган Гринфел" (Великобритания), "Морган Стэнлей" (США),
"Соломон Бразерз" (США), "Смит нью корт" (Великобритания).
На конец 1997 г. одним из крупнейших портфельных
инвесторов в экономику России была компания "Реджент секьюритиз", которая
имела пакет акций приватизированных российских
компаний на общую сумму 400 млн. долл.
Быстрое развитие российского
фондового рынка сопровождалось появлением огромного числа
местных инвестиционных компаний и банков, активно
занимающихся операциями с ценными бумагами.
В конце 1996 г. известный западный журнал
"Euromoney" провел специальное исследование о степени надежности, с точки зрения западных инвесторов, российских финансовых структур, занимающихся инвестиционным бизнесом. В первую пятерку вошли следующие российские компании:
"Ренессанс-Капитал", "Ринако", "МФК",
"ОНЭКСИМбанк", "Инкомбанк". Компании
"Ренессанс-Капитал" удалось внедрить на российский рынок западную технику
торговли и анализа рынка ценных бумаг. В результате, по оценкам "Euromoney", через
"Ренессанс-Капитал" проходило от 15 до 20% всех сделок, совершаемых
иностранными инвесторами с акциями российских
компаний.
По данным официальной статистики, в 1998 г. объем
ежегодных зарубежных портфельных инвестиций в России достиг своего пика и
составил 680 млн. долл., в 1999 г. портфельные инвестиции составили лишь 31 млн. долл.
Большая часть валютных
инвестиций приходилась на вложения в краткосрочные долговые ценные
бумаги, а рублевые инвестиции направлялись преимущественно
на покупку акций российских компаний.
Формирование фондового рынка
в России относится к началу 90-х годов, когда начался процесс
приватизации. В России сформировалась особая
модель рынка ценных бумаг, которая отличается от американской и немецкой модели. С одной стороны, в России
отсутствуют какие-либо ограничения на деятельность банков на
рынке ценных бумаг. Банки выступают одновременно и
инвесторами, и профессиональными участниками рынка.
В этом отличие от американского рынка. С другой стороны, в России получили развитие институты коллективного инвестирования и, что самое главное, существуют небанковские профессиональные посредники - брокерско-дилерские
фирмы. Этим российский рынок отличается от немецкого, где нет
небанковских структур. Еще одна характерная черта российской модели рынка
связана с особым соотношением развития секторов государственных и корпоративных ценных бумаг.
Специфика российского рынка
связана с особенностями структуры собственности российских
корпораций. Существенная доля акций предприятий
находится сегодня в руках инсайдеров - работников и менеджеров этих предприятий. В конце 90-х годов доли инсайдеров и сторонних инвесторов в уставных капиталах многих предприятий были примерно равны, борьба за контроль приобрела предельно жесткий характер. Нарушений прав акционеров было очень много, что отражалось и на состоянии рынка, для которого были характерны резкие скачки курсов акций.
Серьезной проблемой
российского рынка является слабое правовое обеспечение.
Существует острая необходимость принятия важнейших законов,
регулирующих рынок ценных бумаг.
На развитие рынка ценных
бумаг негативное влияние оказывает высокий уровень
налогообложения. Высокие налоги делают невыгодным ряд операций
на рынке ценных бумаг, причем от этого страдают и банковские, и небанковские
структуры. При таких налогах участники рынка вынуждены торговать через
оффшорные структуры.
Капитализация российского рынка акций
приватизированных предприятий в 1996 г. достигла 21,3 млрд. долл., стоимость
акций прочих эмитентов составляла 1,4 млрд. долл.
До весны 1999г. фондовый рынок находился в
состоянии стагнации. Суммарная валютная капитализация российских компаний
составляла около 20% от уровня октября 1997г. Большинство мелких и средних
участников рынка либо разорились, либо переключились на работу в других
областях финансовой деятельности. Столкнувшись со значительными балансовыми
убытками, иностранные участники предпочитали ограничить свои издержки и приостановить
операции в России. Оживление рынка началось после того, как было принято
решение о допустимости инвестирования средств нерезидентов, полученных в ходе
новации, в акции российских эмитентов. Список последних был официально
определен только в апреле 1999г. и включает 6 компаний.
Иностранные участники могут проводить операции на
Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), которая является единственной
торговой площадкой для государственных облигаций. Помимо ММВБ, в настоящее
время инфраструктуру фондового рынка образуют 14 организаторов торговли, 5
клиринговых организаций, 164 депозитария и 119 реестродержателей. Несмотря на
достаточно разветвленную инфраструктуру, торговля акциями остается
высококонцентрированной. Более 95% оборотов рынка приходится на сделки с
акциями 10 эмитентов. Крупнейшие брокерско-дилерские компании (15 расположены в
Москве и контролируют более 80% всех операций).
По-прежнему широко распространена практика
проведения оффшорных операций. По оценкам профессиональных участников рынка на
долю оффшоров приходится не менее 60% оборота всех операций с акциями российских
предприятий.
Финансовый и фондовый кризисы провели четкий
водораздел, оставив «на плаву» наиболее жизнеспособные компании, способные
вести разумную инвестиционную политику в сложных условиях рынка, активно
расширяющие свои инвестиционные возможности. В результате в 1999 г. по итогам
торгов акциями российский фондовый рынок оказался самым динамичным в мире.
По состоянию на
середину 2000 г., Федеральная комиссия по ценным бумагам России оценивала
рыночную капитализацию российских компаний в 50 млрд. долл., что составляло 33%
от ВВП.
2.3.Прочие инвестиции
Официальная
статистика России к «прочим инвестициям» относит торговые кредиты, прочие
кредиты, банковские вклады и кредиты правительств иностранных государств, выданные
под гарантии правительства Российской Федерации.
Фактически под
прочими инвестициями в российской статистике следует понимать ссудные
инвестиции. В последние годы в мировой экономике прослеживается устойчивая
тенденция к росту ссудных инвестиций. Как показывает мировой опыт, практически
ни одно государство в мире при создании развитой рыночной экономики не могло
обойтись без внешних заемных финансовых ресурсов.
В современном
мире экспорт ссудного капитала осуществляется как по государственной, так и по
частной линии, на двусторонней и многосторонней основе, на льготных и
коммерческих условиях. По целевому назначению это могут быть официальная
государственная помощь развитию, кредиты на осуществление конкретных
инвестиционных проектов, техническая помощь, экспортные кредиты, облигационные
займы и др.
Большая часть ссудных инвестиций
приходится на международные финансовые организации (МБРР, МВФ, МАР, МФК, ЕБРР,
АзБРР И ДР.), крупные коммерческие банки и банковские консорциумы, национальные
фонды экономического сотрудничества с зарубежными странами и др.
Как
свидетельствует мировая практика, более жесткие условия займов и кредитов
предлагают частные банки и государственные организации при кредитовании экспортных
поставок. С точки зрения обычных коммерческих условий (срок кредита, льготный
период, уровень процентной ставки) наиболее предпочтительными являются кредиты
международных финансовых организаций и двусторонняя помощь развитию. Исходя из
этого, в основном строится структурная политика правительства России по
привлечению ссудных инвестиций.
2.4.Иностранные инвестиции на рынке государственных долговых
обязательств
Рынок государственных ценных бумаг России начал
формироваться в начале 90-х годов. К
середине 90-х годов ведущим сегментом российского финансового рынка являлись
Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) и Облигации федерального
займа (ОФЗ), которые фактически стали системообразующим элементом данного
рынка.
С января 1996 г. на рынок
ГКО-ОФЗ были допущены нерезиденты, которые могли работать на рынке по особой
схеме через уполномоченные банки, позволявшей Банку России контролировать
влияние иностранных инвестиций на рынок ГКО-ОФЗ. Допуск иностранных инвесторов
на внутренний рынок долговых обязательств
рассматривался как один из рычагов воздействия на рыночную конъюнктуру,
состояние золотовалютных резервов и валютного
курса рубля.
Высокая доходность ГКО-ОФЗ стала основным
фактором быстрого роста объема иностранных инвестиций в государственные ценные
бумаги, что вынудило правительство ввести ежемесячные, а затем и еженедельные
лимиты для инвестиций нерезидентов. По оценкам специалистов, в 1996 г. в
ГКО-ОФЗ иностранные инвесторы вложили около 3-4
млрд. долл., что значительно превышало объем прямых инвестиций в различные
отрасли российской экономики.
Следует подчеркнуть, что основные средства
инвесторов-нерезидентов на рынке ГКО-ОФЗ первоначально были представлены
рискокапиталом, объемы которого были объективно
ограничены общей стратегической неопределенностью процесса капиталовложений
иностранных инвесторов в российские ценные бумаги. В последующие годы
кроме рискокапитала на рынке
государственных ценных бумаг появились институциональные иностранные
инвесторы, что привело к увеличению общего объема инвестиций к 1998 г. примерно до 10-11 млрд. долл.
Финансовый кризис, который разразился в России
после 17 августа 1998 г., привел к дефолту и фактически разрушил рынок ГКО-ОФЗ,
образовавшаяся государственная задолженность России перед нерезидентами была реструктурирована на невыгодных для иностранных
инвесторов условиях.
2.5.Еврооблигации
Новой формой привлечения иностранного капитала в Россию в
середине 90-х годов стал выпуск и размещение еврооблигаций евробондов,
номинированных в валютах ведущих стран мира. Выход на
европейский рынок капитала стал возможен после присвоения России крупнейшими рейтинговыми агентствами «Standard & Роог's» и «Мооdy's» кредитного рейтинга.
Еврооблигации служили тем же целям, что и Государственные казначейские облигации (ГКО) и Облигации федерального займа (ОФЗ), с их помощью финансировался дефицит
государственного бюджета.
Следует подчеркнуть, что привлечение финансовых
ресурсов путем эмиссии еврооблигаций в тот
период было значительно выгоднее для России, чем выпуск ГКО и других
видов долговых обязательств для внутренних инвесторов, поскольку доходность по
ним была существенно ниже, и обходились
они Минфину дешевле внутренних долговых обязательств. Кроме того, выпуск
еврооблигаций является одним из способов снижения странового риска для
иностранных инвесторов.
Объем первого выпуска еврооблигаций составил 500
млн. долл., с фиксированной ставкой и
сроком обращения. В 1997 г. Россия привлекла с европейского рынка капиталов
порядка 1,3 млрд. долл.
Таблица 5
Выпуски российских облигаций
в 1996 – 1998 гг.
Выпуск
Срок обращения
Объем выпуска
Спрэд*
Цена разме-щения
Купон
Дата погашения
Россия I
5 лет
$1 млрд.
345базисных пунктов
99,567
9,25%
28.11.2001
Россия II
7 лет
DM 2 млрд.
370базисных пунктов
9 %
25.03.2004
Россия III
10 лет
$2 млрд.
365базисных пунктов
99,164
10 %
26.06.2007
Россия IV
7 лет
DM 1,25 млрд.
475базисных пунктов
99,668
9,375%
31.03.2005
Источник:
«Обзор экономики России» №1, 2001
* Превышение доходности над государственными
облигациями (США – для выпуска в американских долларах, Германии – для выпусков
в немецких марках) с аналогичным сроком обращения 100 базисных пунктов – 1 %.
Финансовый кризис
создал целый ряд проблем для России при выполнении своих обязательств перед
западными партнерами по выплате купонных доходов по облигационным займам, как
на федеральном, так и на региональном уровне. При этом на федеральном уровне
это единственные долговые обязательства, по которым российское правительство не
прекращало выполнение своих обязательств перед иностранными инвесторами.
3.Распределение Иностранных инвестиций
3.1.Отраслевое распределение капиталовложений
Анализ отраслевой структуры иностранных инвестиций в России
в 90-е годы позволяет сделать вывод, что приток зарубежных капиталовложений
ограничивается не только наличием высоких политических и экономических рисков,
но и противодействием сил, стремящихся избежать конкуренции на внутреннем
рынке. Наиболее динамичные отрасли экономики России стремились не пускать к
себе иностранные компании, чтобы не делиться с ними контролем над предприятиями
и соответственно прибылью. Те же отрасли, в которых складывалось критическое
положение и стоял вопрос о выживании, уступали контроль ради самосохранения. В
результате наиболее доступными для иностранных инвесторов оказались отрасли,
переживающие серьезные трудности. Это имеет свою положительную сторону, так как
иностранные капиталы оказывали поддержку тем, кто нуждался в них в наибольшей
степени.
За период проведения экономических
реформ значительно изменилась отраслевая структура иностранных
капиталовложений. В 1993 г., по данным Госкомстата России,
из общего объема инвестиций в размере 1,9 млрд. долл. было
вложено в машиностроение и металлообработку 23,2%, в торговлю и общественное питание - 16,3, в строительство - 5,3, в целлюлозно-бумажную промышленность - 4,5%, в промышленность стройматериалов -3,8%. В 1994г. произошли значительные изменение в структуре иностранных инвестиций. В экономику России было вложено более 1 млрд. долл., из которых большая часть приходилась на прямые инвестиции. Основной сферой
приложения иностранного капитала был топливно-энергетический комплекс - 49,5% (521,7 млн. долл.). Остальная часть вложений
распределялась следующим образом: 9,8% (103,0 млн. долл.)
инвестиций было направлено в торговлю и общественное
питание, 5,6% (59,0 млн. долл.) - в строительство, 4,7%
(49,5 млн. долл.) - в целлюлозно-бумажную промышленность, 43,4% (43,4 млн. долл.) - в машиностроение и металлообработку, 26,8% (276,7
млн. долл.) приходилось на прочие отрасли. На
топливно-энергетический комплекс России приходилась и
большая часть всех ссудных инвестиций, накопленный объем которых в 1994 г.
превышал 8 млрд. долл. В эту отрасль российской экономики
было привлечено кредитов Эксимбанка США на сумму 4,5
млрд. долл., Мирового банка - 2,6 млрд. долл., и Эксимбанка Японии -1 млрд. долл.
В 1995 г. продолжились
изменения в отраслевом распределении иностранных вложений.
Из-за роста издержек производства наметилась тенденция
к снижению инвестиционной привлекательности добывающей промышленности. На первые позиции вышли торговля и общественное питание, а
также финансовая, банковская, страховая сферы и пищевая промышленность. Резко сократилась доля топливно-энергетического комплекса, машиностроительных отраслей, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Отраслевое распределение зарубежных вложений в экономику России в 1995 г. свидетельствует об определенной диверсификации сферы приложения иностранного капитала и изменении приоритетов для
инвесторов. Многие отрасли российской экономики, которых ранее
игнорировали иностранные компании, показали свои высокие, потенциальные возможности для получения прибыли как в
среднесрочном, так и в долгосрочном плане. В 1996 г. на первое место в
отраслевом распределении иностранных инвестиций вышли кредитно-финансовая сфера
и страхование (27,3%), на долю пищевой промышленности приходилось 7,9%,
топливно-энергетического комплекса - 7,8, торговли и общественного питания -
6,8, машиностроения и металлообработки - 5,0, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной
промышленности - 4,6, науки и научного обслуживания - 1,0, строительства- 0,5%.
В 1997 г. сохранилась наметившаяся тенденция к росту иностранных инвестиций в
финансовую и банковскую систему, а также в
сферу страхования, в которую в 1995 г. было вложено 398 млн. долл., в
1996 г. - 1,9 млрд., в 1997 г. - 4,4 млрд. долл.
Объем накопленных иностранных инвестиций в
российскую банковскую систему по состоянию на начало 1998 г. оценивался в 7,7
млрд. долл., что соответствовало примерно 8% от общего размера банковского
капитала России. Следует подчеркнуть, что
российским законодательством доля иностранных банков ограничена 12% от
общего размера капитала российских банков. С середины 90-х годов повышенный
интерес иностранные инвесторы проявляют к вложению капитала в развитие средств
связи и телекоммуникаций. В конце 90-х годов на рынке средств связи России
наблюдался своеобразный бум. По количеству крупных проектов в области телекоммуникаций Россия опережала все страны мира.
В 1998 г., несмотря на
валютно-финансовый кризис, сохранилась отраслевая
структура предыдущего года. Большая часть инвестиций приходилась на
кредитно-финансовую сферу (32,5%) и топливную промышленность (16%).
В 1999г. произошло
определенное изменение структуры иностранных инвестиций в российскую экономику.
Во-первых, резко сократились вложения в кредитно-банковскюу систему (1,2%),
увеличились прямые инвестиции в реальный сектор экономики и прежде всего в
пищевую промышленность (14,8 %), торговлю и общественное питание (17,0 %),
транспорт (5,5 %), черную металлургию (5,4 %). На высоком уровне сохранились
инвестиции в топливно-энергетический комплекс – 17,8 %.
Отраслевая структура
накопленных инвестиций отражает приоритетные сферы приложения иностранного
капитала в России – это валютно-финансовая сфера (включая управление),
топливно-энергетический комплекс, пищевая промышленность и связь, на которые на
начало 2000 года приходилось более половины всех вложений.
Таблица 6
Отраслевая структура накопленных
иностранных инвестиций в России (по состоянию на начало 2000г.)
Иностранные инвестиции
В том числе: прямые инвестиции
Отрасли
Млн.долл.
%
Млн.долл.
%
Всего
в том числе
29252,9
100,0
12757,1
100,0
Управление и валютно-финансовая сфера
9353,6
32,0
7,4
0,1
Топливная промышленность
4358,8
14,9
2210,3
17,3
Пищевая промышленность
3166,1
10,8
2568,6
20,1
Связь
2673,8
9,1
2243,4
17,6
Торговля и общественное питание
1794,1
6,1
1312,9
10,3
Машиностроение и металлообработка
1513,3
5,2
533,1
4,2
Транспорт
922,1
3,2
682,7
5,3
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка
700,9
2,4
385,2
3,0
Лесная, деревообрабатывающая и цел.-бум. пром-ть
678,3
2,3
496,3
3,9
Цветная металлургия
642,7
2,2
279,5
2,2
Источник: Общество
и экономика, №1 – 2001
Ситуацию с основными инвестиционными проектами, включающие иностранные инвестиции,
можно охарактеризовать следующим образом. Наиболее крупные проекты сосредоточены
в нефтяной и газовой промышленности. Было создано около пятидесяти нефтеперерабатывающих
предприятий с участием американских, британских, немецких, французских,
канадских, японских и других инвесторов. Некоторые большие проекты, функционирующие
в рамках соглашений о разделе продукции, находятся в процессе разработки или
реализации, а важнейшие проекты по транспортировке газа скоро будут начаты.
На втором месте по объему
привлеченных иностранных прямых инвестиций стоит пищевая промышленность. В
процессе осуществления находится достаточно большое число проектов, некоторые с
участием российских партнеров, а некоторые предприняты самостоятельно
иностранными фирмами. Ведущие многонациональные компании участвуют в российской
кондитерской и мясоперерабатывающей промышленности, в производстве безалкогольных
напитков, пива и табака.
В области авиакосмической
промышленности в целом завершен проект “Sea Launch”, являющийся совместным предприятием
с участием российских, украинских, американских и норвежских компаний. Также
группа российских компаний осуществила совместный проект с египетской компанией
по производству самолетов марки «Туполев». В рамках этого проекта произведены
один грузовой и два пассажирских самолета. Кроме того, было объявлено о
проектах по производству самолетов марок «Илюшин» и МИГ, но из-за недостатка
финансирования эти проекты еще не реализованы.
В 1998-2000гг. подписаны инвестиционные соглашения рамках
которых были созданы совместные предприятия с ведущими производителями легковых
автомобилей. В начале 1998г. были опубликованы президентский указ и
постановление правительства «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций
для развития отечественной автомобилестроительной промышленности». Согласно
этому указу и постановлению предоставлялись освобождения от таможенных пошлин
на импорт комплектующих при условии, что минимальная сумма инвестиционного
проекта составит 1,5 млрд. руб. (250 млн. долл.) на пятилетний период, и
предполагалось постепенное увеличение доли отечественной добавленной стоимости до 50% общего объема издержек по производству автомобилей на те же
пять лет. Однако, поскольку в таможенное законодательство так и не были внесены
соответствующие поправки (в частности относительно
создания и функционирования свободных таможенных складов), фактически не
началась реализация ни одного проекта. В машиностроительной отрасли (без автомобилестроения) было объявлено о планах начала
производства в Санкт-Петербурге турбин совместно с швейцарско-шведской фирмой
АВВ. Кроме того, фирма АВВ уже учредила в России около двадцати совместных
предприятий в области электротехники. И, наконец, Липецкое предприятие по производству холодильников и бытовой
техники «Стинол» было приобретено итальянской корпорацией.
В процессе осуществления
сейчас находится определенное количество проектов по модернизации
телекоммуникационных систем. В рамках совместных
проектов с немецкими и японскими компаниями в настоящее время осуществляется
сборка оптиковолоконной и радиорелейной линий связи. По совместному с
американскими компаниями проекту установлено свыше тридцати наземных станций VSAT с оборудованием на сумму,
превышающую 64 млрд. дол. Норвежская компания основала около десяти совместных
предприятий.
—
Имеется также некоторое количество потенциально важных совместных проектов с иностранными инвесторами в целлюлозно-бумажной промышленности, агропромышленном секторе
и в области конверсии оборонной
промышленности
3.2 Региональное
распределение импорта капитала
Объем иностранных
инвестиций, привлеченных в различные регионы России, зависит от инвестиционного
климата, последовательности в проведении рыночных реформ,
развития экономического потенциала, динамики преобразования производственной и
финансовой инфраструктуры, эффективности использования
природных и трудовых ресурсов.
Анализ регионального
распределения импорта иностранного капитала в
Россию показывает, что с самого начала притока иностранного капитала наиболее привлекательными были Москва и промышленно развитые регионы, а также регионы, богатые природными ресурсами. Так, в 1993 г. из общего объема иностранных инвестиций на Москву приходилось 26,2%, Красноярский край - 14,2, Омскую область - 8,1, Архангельскую область -7,9, Еврейскую автономную область - 5,9, Республика Марий Эл - 5,0, Белгородскую область - 4,1, Республику Коми - 3,6%.
В 1995 г. сохранилась
тенденция к концентрации иностранных инвестиций в столице России: доля Москвы
в общем объеме иностранных капиталовложений увеличилась до 56,6%, а других
регионов несколько сократилась и составляла:
Тюменской области - 4,6%, Республики Татарстан - 4,0, Нижегородской
области - 2,9, Самарской области - 2,6, Санкт-Петербурга -2,4,
Сахалинской области - 2,1, Томской области - 1,9%.
Следует отметить, что в
середине 90-х годов среди регионов, в которых
размещались иностранные инвестиции, отсутствовали такие, казалось бы, привлекательные регионы, как Уральский и Поволжский, где высок уровень промышленного развития и одновременно необходим приток иностранного капитала для обновления и переориентации производств. Однако иностранные инвесторы не спешили удовлетворить данную потребность, и это может быть объяснено наличием ограничений внеэкономического характера, связанных со стремлением части местных производителей сохранить монополию и не допустить конкуренции со стороны иностранных компаний.
Обращает на себя внимание и
другой аспект регионального распределения зарубежных капиталовложений:
практически все регионы, где было объявлено о создании свободных экономических
зон и получены соответствующие льготы, не входили в
число регионов, являющихся приоритетными для иностранных
инвесторов. В частности, среди наиболее благоприятных регионов
отсутствовали Приморский край (Находка), Читинская, Кемеровская, Калининградская области, Алтайский край. Это свидетельствует о том, что официальная декларация о создании свободных экономических зон в России не подкрепляется реальными правовыми гарантиями и экономическими стимулами для зарубежных вкладчиков,
В 1997 г. доля Москвы в
общем объеме иностранных капиталовложений составила 54,4%,
а других регионов несколько увеличилась и составляла: Тюменской области -
5,0%, Республики Татарстан - 4,7, Санкт-Петербурга
- 3,8, Московской области - 3,1, Красноярского края - 1,8, Омской области - 1,6, Республики Коми - 1,6,
Нижегородской области - 1,5%.
В 1999 г. после финансового
кризиса произошло значительное изменение в региональном
распределении иностранных инвестиций. Прежде всего, почти
в два раза сократилась доля Москвы (27,8%) в общем притоке иностранного
капитала в 1999г.: крупными реципиентами иностранного капитала стала
Сахалинская область (10,7 %), Омская область (9,2 %), Санкт-Петербург (7,3%),
Краснодарский край (5,3 %), Челябинская область (5,1 %).
Региональное распределение
накопленных иностранных инвестиций в России подтверждает особый статус и неоспоримое
лидерство Москвы по привлекательности для зарубежных вкладчиков капитала. В
начале третьего тысячелетия на этот регион приходилась почти половина общего
объема накопленных инвестиций, в том числе более трети прямых инвестиций. Следует подчеркнуть, что региональное распределение иностранных инвестиций в России свидетельствует о том, что инвестиционный климат в стране не одинаков и имеет значительные межрегиональные отличия. В зависимости от разноплановых факторов, определяющих инвестиционный климат, все регионы России можно разбить на три группы:
Таблица 7
Региональное распределение накопленных
иностранных
инвестиций в
России (на начало 2000г.)
Регионы
Иностранные инвестиции
В том числе: прямые инвестиции
Млн. долл.
%
Млн. долл.
%
Всего
В том числе:
Москва
Сахалинская обл.
Санкт-Петербург
Московская обл.
Республика Татарстан
Тюменская обл.
Краснодарский край
Республика Коми
Нижегородская обл.
Иркутская обл.
29252,9
14314,8
1481,9
1259,2
1250,7
1060,0
1037,1
902,9
481,3
441,6
375,6
100,0
48,9
5,1
4,3
4,3
3,6
3,5
3,1
1,6
1,5
1,3
12757,1
4459,8
1474,7
900,1
1106,6
88,6
355,2
717,1
310,0
134,9
71,8
100,0
35,0
11,6
7,1
8,7
0,7
2,8
5,6
2,4
1,1
0,6
Источник: «Обзор экономики России», №1, 2001
• регионы с относительно благоприятным инвестиционным
климатом, с максимальной деловой активностью, высокими
темпами формирования новых экономических структур. К этой
группе можно отнести около 20 регионов и городов. Прежде
всего, это города Москва и Санкт-Петербург, области - Калужская, Московская,
Тульская, Ярославская, Ростовская, Свердловская,
Нижегородская, Волгоградская, Самарская, Челябинская и Тюменская, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Якутия (Саха), Красноярский край. На эти регионы приходится около 80% всех иностранных инвестиций, вложенных в экономику России;
• регионы промежуточного
типа, с менее благоприятным инвестиционным климатом, невысокой деловой
активностью, средними темпами экономических преобразований. Эта группа - самая
многочисленная, в нее входят почти половина из 80 регионов России, в том числе
области - Белгородская, Оренбургская, Новосибирская, Камчатская, Вологодская,
Мурманская, Тверская, Липецкая, Омская, Томская, Амурская, Магаданская,
Приморский край, Краснодарский край, Республика Коми, Удмуртская
Республика, Республика Дагестан;
• регионы с
неблагоприятным инвестиционным климатом, минимальной
деловой активностью, низкими темпами формирования новых экономических
структур. К данной группе относятся примерно 15 регионов, в том числе ряд
регионов Центрально-Черноземного района, все республики Северного Кавказа, в
том числе: Республика Калмыкия, Республика Адыгея, Республика Тыва, Чукотский
автономный округ, Республика Алтай, Еврейская автономная область, Ингушская
Республика.
3.3.Организационные формы капиталовложений
Основной организационной формой деятельности иностранного
капитала в России являются совместные предприятия (СП).
Согласно
российскому законодательству предприятие с участием иностранного капитала может
быть организовано в форме открытого или закрытого акционерного общества и
зарегистрировано как российская компания.
При этом в роли иностранного
инвестора могут выступать:
·
иностранное
юридическое лицо;
·
иностранная
организация, не являющаяся юридическим лицом;
·
иностранный
гражданин;
·
лицо без
гражданства, постоянно проживающее за пределами Российской Федерации;
·
международная
организация, которая в соответствии с международным договором вправе
осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
·
иностранные
государства (в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами
Российской Федерации).
Процесс активного создания СП в
России начался в период либерализации внешнеэкономических связей. Первое
совместное предприятие было создано в России в 1989 году.
Существующие
законы не предусматривают какого-либо обязательного соотношения между долями
партнеров (российского и иностранного) в уставном капитале. В зависимости от
объема иностранных инвестиций и целей совместных предприятий в России применяются
следующие три способа регистрации предприятий с иностранными инвестициями:
·
регистрация
предприятий (помимо добывающих и перерабатывающих нефть, газ, уголь), где
иностранные инвестиции не превышают 100 тыс. руб. (данная норма была
установлена в 1991г. до деноминации и соответствовала 100 млн. руб.), осуществляется
исполнительными органами республик, административными властями краев, областей,
городов Москвы и Санкт-Петербурга;
·
регистрация
предприятий с более крупными (свыше 100 тыс. руб., ) иностранными инвестициями
по разрешению Антимонопольного комитета России осуществляется с 1994г. в
Государственной регистрационной палате;
·
регистрация
всех предприятий по добыче и переработке нефти, газа и угля осуществляется
также в Государственной регистрационной палате.
В первой половине 90-х годов количество регистрируемых СП
ежегодно удваивалось. В 1990г. в России было зарегистрировано 620 СП, в 1991г.
– 1224, в 1992г.- 2533, в 1993г. – 6359, в 1994г. – 11131, в 1995г. – 14550.
Однако следует подчеркнуть, что количество реально функционирующих в российской
экономике совместных предприятий не превышало 40 % общего числа официально
зарегистрированных компаний. Суммарный объем вкладов иностранных участников в
акционерный капитал совместных компаний на середину 1995г. составлял около 3,5
млрд. долл.
В середине 90-х годов наибольшее количество совместных
предприятий было создано в России с участием капитала из промышленно развитых
стран и прежде всего из США (1433), Германии (1141), Великобритании (557),
Италии (511) и Австрии (475), на которые приходилось почти половина всех
созданных СП.
Доля иностранного капитала в совместных предприятиях,
созданных на территории России, составляла в среднем 35-45 %, причем
прослеживалась тенденция к росту этого показателя, что прежде всего связано со
стремлением получить льготы при налогообложении.
Обращает на себя внимание преобладание СП с незначительным
размером уставного фонда. Почти 96 5 всех СП на начало 1995г. имели уставный
фонд от 1 до 10 млн. руб., 3,8 % - от 10 до 100 млн. руб. и лишь 0,4 5 всех СП
имели уставный фонд свыше 100 млн. руб. В условиях постоянного падения
российской национальной валюты происходит фактическое обесценение уставных
фондов.
Большинство
совместных предприятий создавались в основном в сфере мелкого и среднего бизнеса, в сфере услуг и в тех отраслях
экономики, где гарантированы быстрая
окупаемость вложений и доходы в свободно конвертируемой валюте.
При создании совместных
предприятий используются различные организационно-правовые формы, включая предприятия
со 100% иностранным капиталом. Следует подчеркнуть,
что доля совместных предприятий, полностью контролируемых иностранными
инвесторами, увеличилась с 4,3% в 1992 г.
до 40% в 1995 г.
Во второй половине 90-х годов создание совместных
предприятий продолжалось не столь быстрыми темпами. В 1996г. в Государственный
реестр было внесено 16079 СП, в 1997 г. -14434, в 1998 г. - 18592.
На начало 2000 г., по
данным Государственной регистрационной палаты при Министерстве
юстиции, в России было зарегистрировано почти 28 тыс. предприятий с иностранными
инвестициями, что составляло около 1% от
общего количества предприятий, зарегистрированных в России. Однако следует подчеркнуть, что количество реально
функционирующих в российской
экономике совместных предприятий примерно в два раза меньше официально зарегистрированных компаний.
Наибольшее количество совместных предприятий к
началу 2000 г. было зарегистрировано в России с участием капитала из
промышленно развитых стран и прежде всего из США (3400), Германии (2300),
Великобритании (1340), Финляндии (1250), Италии (800), Австрии (600), Швейцарии
(500), на которые приходилась почти половина всех созданных СП.
Суммарный объем вкладов иностранных инвесторов в
акционерный капитал совместных компаний увеличился с 3,5 млрд. долл. в 1995 г.
до 14,9 млрд. долл. в 2000 г.
Российское законодательство предусматривает
возможность создания на территории страны отделений и филиалов иностранных
компаний, которые могут быть зарегистрированы как российские компании со 100%
иностранным капиталом.
Только в 1999 г. было зарегистрировано боле 1
тыс. предприятий со 100% иностранным
капиталом. Всего на начало 2000 г. из общего количество совместных
предприятия на компании со 100% иностранным капиталом приходилось около 40%.
Такой формой организации своего бизнеса в России воспользовались инвесторы из
125 стран мира.По такому же принципу в России функционируют отделения зарубежных коммерческих и государственных банков, число
которых на начало 2000 г. увеличилось до 21.
4.Роль иностранного капитала в экономике России
4.1.Роль иностранных инвестиций в экономике России
Как показывает
мировой опыт, привлечение зарубежных инвестиций оказывает положительное
влияние на экономику принимающих стран. Рациональное использование иностранных
капиталовложений способствует развитию производства, передаче передовых
технологий, созданию новых рабочих мест, росту производительности труда,
повышению конкурентоспособности продукции на мировом рынке, развитию остальных
регионов и др. Кроме того, привлечение иностранного капитала и создание
совместных предприятий расширяют налогооблагаемую базу и могут стать важным
дополнительным источником формирования доходной части государственного бюджета.
Однако анализ
деятельности иностранного предприятия в России, к сожалению, свидетельствует о
том, что пока зарубежные капиталовложения не стали катализатором экономического
роста даже в тех отраслях, регионах и областях России, где его концентрация
особенно велика.
Эффективность привлечения
иностранного капитала определяется рядом макроэкономических показателей, среди
которых наиболее репрезентативными являются:
• удельный вес иностранных инвестиций в общем
объеме внутренних валовых капиталовложений;
• объем и доля продукции, выпускаемой на
предприятиях с участием иностранного капитала
в общем объеме промышленного производства;
• количество и доля занятых на предприятиях с
участием иностранного капитала в общей
численности занятых;
• производительность труда на предприятиях с
участием иностранного капитала;
• доля продукции предприятий с участием
иностранного капитала в общем экспорте и
импорте страны;
• удельный вес продукции
предприятий с участием иностранного капитала в ВВП.
В 90-е годы валовые инвестиции в основной капитал в России
из всех источников снижались в реальном исчислении, иностранные же
капиталовложения, несмотря на ежегодные колебания объемов вложения, имели
устойчивую тенденцию к росту.
Несмотря на
тенденцию к росту, удельный вес иностранных инвестиций в общем объеме
внутренних долгосрочных капиталовложений в российскую экономику до 1997 года
оставался относительно незначительным по сравнению с остальными странами мира.
Данный показатель составлял в 1997г. – 4,3 %. Однако после девальвации
национальной валюты в конце 1998года доля валютных капиталовложений в валовых
инвестициях в основной капитал возросла до 8,1 % в 1998г. и до 10,2 % в 1999г.
В отдельных отраслях данный показатель был еще выше, в сфере услуг связи – 24
%, пищевой промышленности – 24 %, строительстве – 14 %.Иностранные инвестиции в
5,4 в основной капитал в расчете на одного занятого в 5,4 раза превышали
аналогичные показатели по народному хозяйству России.
Как правило,
иностранные инвесторы большую часть средств направляют на модернизацию и
реконструкцию производства, закупку современного оборудования, на проведение
НИОКР.
Объем продукции,
выпускаемой на предприятиях с участием иностранного капитала, за период с 1990
по 1999 гг. возрос более чем в 7 раз. При этом доля продукции, выпускаемой на
предприятиях с участием иностранного капитала, в общем объеме промышленного
производства России возросла почти в 20 раз – с 0,5% в 1990г. до 11,4% в 1999г.
Количество занятых на предприятиях с участием
иностранного капитала за период с 1990 по 1999 гг.
увеличилось в 13 раз и достигло 863 тыс. человек.
В то же время, общее количество занятых в отраслях народного хозяйства России за тот же период сократилось на 10%. В последние годы наиболее высокими темпами росла численность занятых в сфере предоставления услуг связи, в сфере науки и научного обслуживания. За тот же
период удельный вес занятых на предприятиях с участием
иностранного капитала в общем количестве работников
народного хозяйства России увеличился с 0,3% до 1,4%.
Следует подчеркнуть, что по
подсчетам специалистов, уровень производительности труда на промышленных
предприятиях с участием иностранного капитала примерно
в 2 раза был выше, чем на аналогичных российских
предприятиях. При этом производительность труда на иностранных предприятиях в Москве и Санкт-Петербурге была значительно
выше, чем в других регионах России. Более высокая производительность труда на иностранных предприятиях прежде всего связана с применением более эффективной системы менеджмента, стимулирования и оплаты труда.
Следует отметить, что из-за
малого числа СП, занятых выпуском промышленной продукции, их влияние на общий
уровень производительности труда в обрабатывающей
промышленности России в 90-е годы остался незначительным.
В среднем в период 1990 -
1997гг. заработная плата одного занятого на предприятиях с участием
иностранного капитала была в 1,5 раза больше, чем средняя
номинальная зарплата одного занятого в народном
хозяйстве России (без неучтенных источников дополнительного стимулирования).
Не оказывает значительного
влияния иностранный капитал и на внешнеэкономическую
сферу, в том числе на внешнюю торговлю страны. В частности,
в общем объеме российского экспорта удельный вес продукции, выпускаемой на предприятиях с участием иностранных инвестиций, в 1996 г. не превышал 6,5 %, а в импорте составлял 11%.
Приведенные данные наглядно
свидетельствуют об относительно незначительной роли иностранного
капитала в российской экономике в целом и во
внешнеэкономической сфере в частности.
Для сравнения: в Китае в
1997 г. стоимость экспорта продукции предприятий
с участием иностранного капитала достигла 27,2 млрд. долл., или 30% от всех
валютных поступлений страны. По оценкам специалистов, в 2000
г. данный показатель мог возрасти до 40%.
По показателю капитализации
(отношение объема иностранных инвестиций к ВВП) Россия
значительно отстает от большинства стран, с которыми она
конкурирует за привлечение иностранных инвестиций.
Динамика
этого показателя в 90-е годы характеризовалась следующими данными: 1992
г. - 2,4%, 1993 г. - 2,9,1994 г. - 2,2,1995 г. - 2,9,1996 г. - 3,3,1997 г. -
4,5,1998 г. - 6,4,1999 г. (первая половина года) -
9,6%.
В наиболее динамичных новых индустриальных
странах Юго-Восточной Азии, активно привлекавших иностранные инвестиции, данный
показатель в 90-е годы достигал 35%.
Что касается прямых
инвестиций, то, по их удельному весу в ВВП, который в 1998 г. был меньше 1%,
Россия отстает от многих новых индустриальных
стран и стран с переходной экономикой.
Особой проблемой является эффективность
реализации займов международных финансовых организаций. Оценка эффективности
реализации займов международных финансовых
организаций проводится на основе рейтинга проектов, определяемых при
подготовке ежегодного «Обзора российского портфеля проектов». Оценка дается по
двум основным критериям: достижение
целей проекта; ход его реализации.
В ходе реализации проекта
оцениваются темпы использования средств • займа, ход
выполнения основных работ по займу, приобретение товаров и услуг, предусмотренных проектом.
В целом с середины 90-х
годов отмечается тенденция роста эффективности
использования займов МБРР. В частности, в 1996 г. из финансируемых МБРР проектов в России удовлетворительный рейтинг имели 39% проектов, в
1997 г. - 65, в начале 1998 г. - 78%.
Негативное влияние на
эффективность реализации проектов оказал финансовый
кризис в России. В результате кризиса приостановилась реализация проектов,
осуществляющихся на принципах кредитных линий, а также проектов,
реализация которых зависит от кредитоспособности регионов.
Подводя некоторые итоги
вышеизложенному, можно сделать следующие выводы:
·
иностранный
капитал стал неотъемлемой, составной частью российской экономики;
·
несмотря
на относительно положительную динамику притока иностранного капитала, он не
оказывает реального влияния на реализацию инвестиционных процессов;
·
иностранные
вложения пока не стимулируют рост промышленного производства и структурные
преобразования в экономике;
·
сохраняется
низкая эффективность использования кредитных ресурсов зарубежных государств,
направляемых на реализацию инвестиционных проектов;
·
повышение
эффективности деятельности иностранного капитала в экономике России во многом
зависит от улучшения инвестиционного климата.
4.2.Состояние инвестиционного климата
Для активизации притока иностранных инвестиций в российскую экономику необходимо создание благоприятного инвестиционного климата. Критерием привлекательности национальной экономики для иностранных инвесторов является уровень риска предпринимательской деятельности и рентабельность инвестиционных проектов. При этом учитываются следующие факторы: политическая стабильность, емкость и спрос внутреннего рынка, доступ к природному сырью, развитие правового регулирования деятельности иностранных инвесторов в стране, макроэкономическая политика и перспективы экономического роста, издержки
производства и качество рабочей силы, кредитоспособность субъектов хозяйственной деятельности.
Позитивными факторами, способствующими привлечению иностранных инвестиций в экономику России, являются:
• масштабы рынка, насчитывающего почти 150 млн. потенциальных потребителей; наличие относительно высококвалифицированной
и дешевой рабочей силы;
• начавшийся экономический
рост;
• сокращение бюджетного
дефицита и снижение инфляции;
• осуществление налоговой
реформы, предусматривающей снижение налогов с юридических
и физических лиц;
• дальнейшая либерализация
экономики в связи с вступлением в международные экономические и финансовые организации.
Сложившаяся к настоящему времени макроэкономическая ситуация способствует улучшению инвестиционного климата. Сформировалась
позитивная динамика ВВП и промышленного
производства, укрепляется «реальная» платежеспособность предприятий, снижается убыточность производства,
улучшается внешнеэкономическая конъюнктура
для ряда отраслей экономики, развиваются процессы импорто-замещения. Кроме того, Россия осуществила ряд шагов, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата.
Так, налоговая система Российской Федерации содержит
меры, направленные на обеспечение стабильности условий инвестиционной деятельности.
В частности, налоговым законодательством
установлены сроки вступления в силу федеральных
законов, актов законодательства о
налогах и сборах субъектов Российской
Федерации и актов представительных
органов местной власти, что исключило их вступление в силу задним числом.
Кроме того, Налоговым кодексом (часть первая), определено, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги или сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы, а акты законодательства, смягчающие его, обратную силу имеют.
С целью повышения уровня стабильности инвестиционного процесса также
установлено: ставки ввозных таможенных пошлин на одни и те же товары не могут изменяться чаще, чем один раз в шесть месяцев; единовременное изменение ставок ввозимых таможенных пошлин не может превышать 10 процентных пунктов или эквивалентного абсолютного значения; национальная система преференций пересматривается не чаще, чем один раз в год, а изменения вступают в силу не ранее, чем через 90 дней после их официального опубликования. Несмотря на
некоторые позитивные шаги, в целом инвестиционный климат остается
неблагоприятным, что предопределяется следующими факторами. Прежде
всего, имеет место значительный внешний
и внутренний долг, который ограничивает участие государства в инвестиционном процессе.
Недостаточное участие государства в инвестиционном
процессе в итоге не стимулирует иностранного
инвестора в финансировании развития реального сектора экономики.
Низкий кредитный рейтинг, высокие инвестиционные риски также негативно влияют на инвестиционный климат и сдерживают осуществление заимствований кредитных ресурсов на мировых рынках капиталов и привлечение иностранных инвестиций.
Кроме того, неблагоприятное состояние инвестиционного климата предопределяется: значительными, размерами неплатежей, высоким удельным весом кредиторской задолженности предприятий по отношению к объему произведенной продукции; значительным по объемам вывозом отечественного капитала, существенно превышающим приток прямых иностранных инвестиций; низким уровнем реальных доходов и накоплений населения; несовершенством российского законодательства, регулирующего инвестиционную сферу.
Высокие инвестиционные риски и низкая норма рентабельности большинства предприятий реального сектора экономики делают его недостаточно привлекательным для иностранных
инвесторов. Ставка рефинансирования (25%) несопоставима с уровнем рентабельности большинства предприятий реального сектора экономики.
Состояние инвестиционного климата усугубляется низкими темпами реструктуризации банковской системы, недостаточным объемом
собственных капиталов для кредитования даже среднесрочных инвестиций у большинства выживших после финансового кризиса банков.
В инвестиционном процессе практически не задействована банковская система. Удельный вес кредитов банков в источниках финансирования составил по итогам первого полугодия 2000 года
4%. Банки не решаются идти на
высокие инвестиционные риски, в том
числе при покупке имущества лизинговыми компаниями. Затраты на его покупку лизингодателями в
январе-июне составили 396 млн. руб., а их доля в объеме инвестиций - всего 0,1%.
Улучшению инвестиционного климата будет способствовать создание банковской структуры, которая аккумулировала бы финансовое обеспечение государственных гарантий. Такое структурное подразделение может
быть создано в составе Российского банка развития. Банк развития, контрольный
пакет акций которого будет
принадлежать государству, является
специализированной финансовой структурой, предназначенный аккумулировать средства внутренних и внешних источников для развития реального сектора экономики.
В целях создания благоприятного инвестиционного климата целесообразно осуществить
меры по стимулированию иностранных инвесторов. Первоочередными среди них являются:
- отмена действующего ограничения (50%) по налогообложению реинвестируемой прибыли. Реализацию этой льготы следовало бы осуществлять путем предоставления
инвестиционного налогового кредита
на платной, возвратной и конкурсной
основе части прибыли, освобождаемой от налогообложения;
- введение «налоговых каникул» на срок 3-5 лет в отношении предприятий, внедряющих принципиально новые технологии, машины и оборудование
для их технического оснащения;
- освобождение от НДС, уплаты таможенных платежей импортируемого не конкурирующего технологического оборудования для внедрения новых технологий;
- введение для целей налогообложения предприятий, осуществляющих технологическую модернизацию производства, повышенного коэффициента ускоренной амортизации машин и технологического оборудования, вводимых и используемых в рамках новых технологий.
Улучшению инвестиционного
климата способствовало бы также обеспечение доступа иностранных инвесторов к информации об инвестиционных возможностях российской экономики и экономики регионов путем совершенствования системы информационного и консультативного обеспечения, маркетинга инвестиционных программ и проектов.
В этой связи актуальной является задача
создания федеральной информационной системы, представляющей иностранным инвесторам широкий доступ к информации об инвестиционных проектах. Цель
такой информационной системы приблизить инвестиционный проект к инвестору. При этом информационная система должна соответствовать международным стандартам подачи информации, обеспечивающей прозрачность предприятия и инвестиционного проекта, аналитические обзоры (общеэкономические, отраслевые и региональные), бизнес-план, финансовое положение инициатора проекта. Информационная система должна обладать способностью довести информацию об инвестиционных проектах до широкой аудитории инвесторов, работающих на рынке инвестиционных ресурсов.
Большое значение имеет создание благоприятного инвестиционного климата на уровне регионов. На состоянии инвестиционного климата в значительной степени сегодня сказывается регионолизация рынка инвестиций. Органами исполнительной власти субъектов Федерации вводятся запреты и ограничения на ввоз и вывоз товаров, устанавливаются региональные пошлины на поставку товаров из других регионов России, вводятся особые торговые режимы, создаются региональные торговые структуры, которым предоставляется монопольное право на торговлю отдельными товарами.
Совершенствование инвестиционного климата предопределяет необходимость:
1) улучшения макроэкономической конъюнктуры (снижение инфляции, процента за долгосрочный банковский кредит, укрепление финансового положения предприятий);
2) развития системы гарантий,
обеспечения прав инвесторов, защиту их собственности;
3) развития организационно-правовых условий, включающих целевое использование амортизации, налоговые
стимулы для капитализации прибыли,
развитие вторичного рынка ценных бумаг, страхование инвестиций, залоговое право, ипотеку (земли, жилья), использование накоплений населения;
4) проведения реформы налоговой системы в направлении снижения налогового бремени на
инвесторов и стимулирования инвестиционной деятельности;
5) введения мер для предотвращения утечки капитала за рубеж и стимулирование возврата отечественного капитала в страну.
Активизации инвестиционного процесса будет способствовать предоставление государством гарантий по возврату части заемных средств
с целью расширения источников финансирования, участие
государства в кредитовании инвестиционных проектов на
основе разделения риска с инвестором и другими кредиторами, применение механизма санаций и банкротства предприятий для наиболее эффективного использования накоплений.
Таким образом, в целом инвестиционной климат российской экономики остается неблагоприятным. В связи с высоким уровнем конкуренции на мировых рынках капиталов, дефицитом накоплений
в российской экономике нужны последующие меры, направленные на его улучшение.
Перечисленные меры, наряду с достижением в стране экономической и политической стабильности, позволят повысить рейтинг России и доверие западных инвесторов, снизить риски вложения инвестиций.
4.3.Перспективы импорта иностранного капитала
В новой среднесрочной
программе экономического развития России на ближайшую перспективу, несмотря на
приоритет использования внутреннего экономического потенциала, важное значение
придается созданию благоприятных условий для
привлечения иностранного капитала в различных формах.
При этом особое значение придается привлечению прямых иностранных
инвестиций. Оценивая перспективы импорта капитала
в Россию, следует иметь в виду,
что экспортные возможности мирового рынка прямых инвестиций в период с середины до конца 90-х годов
возросли с 200 до 800 млрд. долл. Причем на рубеже третьего тысячелетия наметилась тенденция к появлению
на мировом рынке избыточного капитала, главным образом за счет перелива капитала с фондовых рынков в
предпринимательскую сферу.
Для преодоления кризисных
явлений, поддержания наметившегося роста экономики, проведения
структурных реформ, выхода на устойчивый экономический рост,
по нашим оценкам, России необходимо ежегодно от 20 до 40 млрд. долл. новых капиталовложений. При этом около половины этих средств может приходиться на прямые иностранные инвестиции.
Чтобы получить эти
средства, России придется конкурировать на достаточно
узком сегменте рынка прямых капиталовложений со странами, которые имеют значительно более благоприятный инвестиционный климат. Многие конкуренты России на мировом рынке капитала, особенно после мирового финансового и биржевого кризиса, уделяют большое внимание совершенствованию либерализации внутренних инвестиционных режимов, тем самым, привлекая предпринимательские капиталовложения, на которые могла бы претендовать Россия.
В российской экономике, где
существует значительное число потенциально высокодоходных
проектов, предприниматели сталкиваются с чрезмерно
высокими системными рисками. Благодаря этому обстоятельству Россия проигрывает конкурентам на рынке мирового капитала, что проявляется в незначительном притоке капитала и намного превосходящем его оттоке. Поэтому возможность переориентации хотя бы части мирового потока прямых капиталовложений в направлении нашей страны без изменения имиджа
России, либерализации инвестиционного законодательства и кардинального
улучшения общего инвестиционного климата представляется маловероятной.
Для повышения эффективности
вложений необходимо направлять прямые иностранные инвестиции
в реальный сектор экономики, в том числе на реализацию
инвестиционных проектов в обрабатывающей промышленности, ориентированных на
внешний рынок, наукоемкие отрасли, проекты на условиях
соглашения о разделе продукции и концессионных договоров.
В начале 2000 г. наметилась
достаточно устойчивая тенденция к росту иностранных портфельных вложений в
акции «голубых фишек» и российских приватизированных
предприятий.
Фондовый рынок –
стратегически важная отрасль экономики, которая в России пока не в полной мере
выполняет главное предназначение - мобилизацию инвестиций (в том числе и
иностранных) и обеспечение трансформации накоплений в доступные для
производителей финансовые ресурсы. Непродуманная и несогласованная
государственная политика привела не только к краху краткосрочных заимствований,
но и разобщенности ключевых участников фондового рынка, не имеющих стимулов к
построению эффективной фондовой индустрии.
По некоторым оценкам, в
ближайшие годы сохранится тенденция к росту стоимости акций «голубых фишек» и
акций значительного числа недооцененных российских предприятий. В долгосрочной
перспективе капитализация российского рынка корпоративных ценных бумаг может
возрасти в несколько раз и превысить 150-200 млрд. долл. Значительно увеличится
число российских компаний , чьи акции – в форме американских депозитарных
расписок различного уровня. Таким образом долгосрочные перспективы для роста
портфельных инвестиций можно определить как весьма благоприятные, учитывая
высокую прибыльность таких капиталовложений.
Несмотря на трудности,
возникшие у России при сотрудничестве с МВФ, сохраняются относительно
благоприятные перспективы в отношении привлечения займов и кредитов
международных кредитных организаций.
Однако в ближайшие годы, до
урегулирования задолженности иностранным кредиторам по государственным ценным
бумагам, не стоит ожидать роста притока иностранных финансовых ресурсов в форме
облигационных займов (евробондов), которые могли бы размещаться в крупнейших мировых
финансовых центрах. Размещение новых выпусков облигаций возможно при
установлении положительной динамики основных макроэкономических показателей
развития России, договоренности с Лондонским и Парижским клубами кредиторов,
одобрения международными финансовыми организациями программы экономического
развития России и повышение ее общего кредитного рейтинга.
4.4.Формы и способы повышения активности иностранных инвесторов в
России
Привлечение
иностранных инвестиций в российскую экономику – жизненно важное направление
деятельности руководящих органов России. Одним из таких направлений является
страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области
стало присоединение России к Многостороннему агентству по страхованию
инвестиций (МИГА), осуществляющих их страхование от политических и других
некоммерческих рисков.
Другое направление – это улучшение правового обеспечения, позволяющего иностранным
инвесторам сохранить их вклады в российскую экономику и обеспечить приемлемые
формы получения прибыли на вложенные средства. В ближайшей перспективе законодательная
база функционирования иностранных инвестиций будет по-прежнему совершенствоваться.
Некоторые из намеченных мер приведены ниже.
Для создания благоприятного
инвестиционного климата в России следует:
·
законодательно
обеспечить одинаковый для всех инвесторов, а в отдельных случаях льготный,
правовой режим для иностранных вкладчиков; предоставить гарантии права
собственности иностранного инвестора, а также права беспрепятственного
распоряжения своей долей прибыли;
·
упростить
нормативную базу проведения денежной приватизации, чтобы обеспечить реальный
доступ иностранного капитала на рынок недвижимости;
·
создать
соответствующие экономические предпосылки, включая предоставление льгот по
налогообложению прибыли, земли, собственности и объектов инфраструктуры, для
повышения прибыльности инвестирования в российскую экономику в сравнении с
организациями других стран;
·
установить
приоритеты направления иностранных инвестиций в приватизируемые предприятия тех
отраслей, в которые страна-импортер обладает значительными преимуществами;
·
создать
понятную и работающую структуру фондового рынка, установить жесткие и
одинаковые правила для его участников;
·
наладить
стабильную и качественную работу банков;
·
ежегодно
выделять перечни приоритетных отраслей промышленности, требующих инвестиции на
правительственном и региональных уровнях;
·
обеспечить
прозрачность российских субъектов хозяйствования.
Низкая
инвестиционная активность в России – следствие известных объективных факторов.
Но есть и субъективные факторы, которые можно устранить без существенных затрат
сил и средств. Из них можно отметить следующие:
-
помощь организациям по приведению в соответствие
формата изложения инвестиционного предложения современным западным стандартам,
- совершенствование законодательной
базы в части гарантирования возвратности иностранных инвестиций,
- помощь организациям в продвижении их
инвестиционных проектов к потенциальным иностранным инвесторам,
- создание системы, обеспечивающей
информационную поддержку организаций реального сектора экономики при реализации
ими всех этапов инвестиционных проектов,
- организацию обучения разработчиков и
исполнителей инвестиционных программ и проектов.
Для решения
перечисленных выше проблем сформированы и начали работать следующие структуры в
Росси:
1. Институт фондового рынка и
управления совместно с Центром инвестиционного анализа Национального агентства
оценки наряду с другими организациями разрабатывают информационные банки
данных, способствующих привлечению реальных инвестиций.
2. Национальное агентство оценки
совместно с Институтом фондового рынка и управления и фирмой «Про-Инвест
Консалтинг» разрабатывают базу данных по инвестиционным проектам предприятий
регионов с подключением ее к международным информационным сетям.
3. Министерство экономики РФ
совместно с компанией «Про-Инвест Консалтинг» организовало постоянно
действующий семинар «Подготовка предприятий к привлечению прямых инвестиций».
4. Агентство деловых связей
совместно с журналом «Рынок ценных бумаг» инициировало проект «200 предприятий,
готовых к привлечению инвестиций».
5. Институт фондового рынка и
управления по инициативе ФКЦБ России разрабатывает и реализует обучающую
программу по развитию инвестиционного проектирования.
6. Институт фондового рынка и
управления разрабатывает итеративную информационно-обучающую систему (на
компакт дисках).
Правительство РФ для привлечения иностранных
инвестиций планирует:
-специальные меры по мобилизации
государственных инвестиционных ресурсов. Создан Бюджет развития РФ в качестве
специального раздела федерального бюджета РФ на 1999г.
-создание специального Банка
развития;
-стимулирование прямых иностранных
инвестиций;
-принятие нового закона об
иностранных инвестициях;
-упростить процедуры оформления
договорных отношений в сфере зарубежного инвестирования;
-повысить эффективность хозяйственной
деятельности предприятий; внедрить международные стандарты бухгалтерского
учета, усилить работу по информационному обеспечению иностранных инвесторов;
-решить проблему гарантирования
рисков иностранных инвесторов. Намечается создать государственное Агентство
гарантирования инвестиций.
-проведение переговоров с
правительствами развитых стран и крупнейшими прямыми инвесторами о создании на
многосторонней или двусторонней основе международного фонда поддержки
инвестиций в России;
-расширить и углубить работу
Консультативного совета по иностранным инвестициям в России с целью помощи по
самоорганизации иностранных инвесторов.
При осуществлении
вышеперечисленных мер можно будет привлечь в реальный сектор экономики России
до 4 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций.
Заключение
В настоящее время в России происходит увеличение притока
иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование
остается очень не большим и явно не удовлетворяющим потребности российской
экономики.
Рассмотрев основные аспекты, связанные с иностранными инвестициями в России, я
пришла к выводу, что привлечение иностранных инвестиций должно идти рука об
руку с реформированием всей экономической системы. Очевидно, что для
стимулирования притока иностранных инвестиций в нашу страну необходимо
предпринимать действенные меры по улучшению инвестиционного климата. Основными
направлениями государственной политики в качестве первоочередных
представляются следующие: достижение национального согласия между различными
властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими
общественными организациями по поводу приоритетности решения общенациональной
проблемы выхода России из экономического кризиса; ускорение работы
Государственной думы над общехозяйственным и уголовным законодательством,
нацеленном на создание в стране цивилизованного рынка, снижение уровня инфляции,
доработка налогового законодательства; мобилизация свободных средств предприятия
и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам
и вкладам; предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным
инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции. Все это должно способствовать
созданию в России благоприятного инвестиционного климата
и притоку иностранного капитала.
Сегодня становится очевидным, что иностранные инвестиции могут способствовать
осуществлению долговременных стратегических целей формирования в России
сильной цивилизованной экономики.
Список
использованной литературы
Федеральный закон об «Иностранных инвестициях в Российской Федерации»
от 9 июля 1999г. №160 – ФЗ
Абрамов С.И. Инвестирование. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.
Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.:
Юристь, 2001.
Коссов В.В. Бизнес-план: обоснование решений: Учебник. – М.: Высшая
школа экономики, – 2000.
Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения:
Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1994
Рыбалкин В.Е. международные экономические отношения: Учебник. – М.:
Юнити-Дана, 2000.
Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование
инвестиций: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000.
Андрианов В.В., «Объем и структура иностранных инвестиций», Общество и
экономика, №1 – 2001, стр.63.
Дейнеко В.А., «Привлечение иностранных
инвестиций в экономику России» Аудитор , №1 – 2001,стр.21
Исаева П.И. «Альтернативы инвестиционной политики в России»,
Обзор экономики России,№1 – 2001, стр.90
Кудина М.В,
«Иностранные инвестиции в российскую экономику: за и против», Финансы , №6 –
2001, стр.15
Лебедев В.М., «Иностранный капитал как источник инвестиций в
российской экономике», Аудитор , №10 – 2001, стр.38