Экологическая культура
ВВЕДЕНИЕ
Человек физически
и духовно неразрывно связан с природой. Чтобы сохранить свою жизнь, он должен
быть с природой в процессе постоянного обмена. В то время как адаптацию существ
и видов к среде обитания, находящихся на эволюционной лестнице ниже человека,
характеризует более или менее пассивное отношение, человек играет активную роль
в своей среде обитания, он все более модифицирует и приспосабливает ее к себе.
Он делает это при помощи культуры, с которой начинается адаптация, и
заканчивает контролем, многократно возросшим со времен палеолита, над своей
средой обитания. Это рост можно связать с ростом знаний и в связи с этим с
прогрессом в развитии технико-технологической основы труда. Именно поэтому
подчеркивается роль технических и экономических факторов в активном отношении
человека к среде обитания. Среда, в которой живет человек, - это биосфера, но в
нее он собственными руками привносит многочисленные противоестественные
факторы. Это имеет глубокие последствия для его психики. Еще недавно человек
был собеседником и главным толкователем природы. Сейчас природа становиться все
более искусственной, человек живет в сообществе, окунувшись в свое собственное
сознание, в свое дело, которое было его целью, но которое может стать его
концом.
Человеческие
ценности меняются в процессе преобразования природной среды. Но сама ситуация
изменяется в том случае, если новые ценности становятся достоянием широких
масс, т.е. если появляются соответствующая идеология и культура.
1.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
ИДЕОЛОГИЯ.
Экологический
гуманизм в своем развитии, расширяя сферу своего влияния, превращается в
экологическую идеологию, на основе которой создается экологическая культура.
В идеале каждый
человек должен быть сознательным гражданином и сам создавать себе свою
идеологию, которая ему больше подходит в соответствии с его желаниями и
совестью. Но на практике необходимо и то и другое, не только ложное сознание,
но и духовный посох для совместной жизни в этом мире, система взглядов,
помогающая людям объединиться во имя общих целей.
Экологическая
идеология – это идеология жизни, солидарности человека и природы. Прежде всего,
это учет во всех сферах человеческой деятельности реакции природной среды на
вносимые в нее изменения; деятельность не вместо природы, ломающая ее
кругообороты веществ, трофические уровни и уничтожающая ее составные части, а
деятельность вместе с природой, учитывающая ее возможности и законы
функционирования.
Экологическая
идеология не замыкается в рамках взаимодействия человека с природной средой, а
вбирает в себя все основные проблемы человеческого существования. Не может быть
мира и согласия в душе без того, чтобы экологические отношения не стали
человечными в высшем смысле слова, как не может быть мира и согласия человека с
природой без согласия в обществе.
Наиболее чистую
связь между человеком и природой мы найдем там, где действуют совместно обе
стороны, где дружелюбие природы соединяется с духовной изощренностью в столь
большой степени, что вместо зависимости
человека от
природы и суровой борьбы между ними появляется осуществленная гармония.
2.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.
Современная
напряженная экологическая ситуация требует углубленного рассмотрения
существенных особенностей отношения человека к природе в различных культурах.
Под культурой в ее высшем измерении поднимаются процесс и результат творческого
постижения и преобразования человеком окружающего мира. Слово «культура»
экологично само по себе и восходит к возделыванию земли. Связи между культурой
и природой, между социальным и экологическим поведением фундаментальны и
непреходящи. Так, установка в культуре на господство над природой и
использование ее прежде всего в утилитарно-потребительских целях, даже если
совершаемое действие не подпадает под природоохранительный закон, тесно коррелируют
с отношением к окружающим людям, как к вещам, и желанием использовать их, может
быть тоже формально вполне законным, но нравственно порочным.
Тесная связь
между культурой и природой делает актуальной в плане гармонизации
взаимоотношений человека и природы задачу синтеза экологически позитивных
тенденций всех типов культур, что обеспечивает гармоничное развитие мировой
культуры. Последнее, конечно, не означает, что различные отрасли и типы
культуры сольются в некое аморфное целое. Проблема заключается в их
скоординированном развитии, направляемом основными человеческими целями и
желаниями.
Широкий
культурный синтез необходим, потому что экологически позитивное отношение к
природе присуще в различной степени и направлениях разным отраслям и типам
культуры. Так, в западной культуре заметно преобладание рационального над
чувственным, в восточной – наоборот. Необходима же (социально и экологически)
гармония того и другого в целостном постижении и творении мира и себя.
Экологический культурный синтез, представляя собой, способ личности целостно
познавать природу и свои взаимоотношения с ней, является в то же время
существенным моментом саморазвития человека и обретения социальной гармонии.
Экологическая
культура в узком смысле слова аналогично практическому возврату человека к
единству с природой должна быть формой теоретического возврата с преодолением
того рационального мышления, которое, начинаясь со становлением искусства,
через мифологию в философии приходит к самосознанию себя. В создании
экологической культуры принимают участие и материальная, и духовная культура.
Все отрасли
духовной культуры, модифицируясь, могут внести вклад в создание экологической
культуры. Исторически первой отраслью духовной культуры была культура невидимая
– мистика. Опасность экологической катастрофы, актуализировавшаяся в
современной экологической ситуации, способствовала возрождению мистических
взглядов, всегда следовавших по пятам за обнаружением человеческой слабости
перед силами природы. Пропагандируемое современными экологами диалектическое по
существу положение «все связано со всем» (1-й закон экологии, по Коммонеру),
трансформируется натурфилософами до представления о сверхприродной целостности,
Едином.
В рамках первых
цивилизаций складывались мифологические культуры.
Само появление
мифологии было объясняемо стремлением человека, хотя бы в идеальной форме,
вернуться к изначальному единству с природой. Таким образом, мифология по сути
своей экологична.
Также и все
древнейшие религии основаны на обожествлении природных явлений (солнца, света и
т.п.). Современное экологическое движение в условиях слабости теоретической
базы не основываться на вере, составляющей важнейший момент религии. Другими
словами, современное экологическое движение не может не быть существенно
религиозным движением. Многие принципы экологической этики – принцип
равноценности всех видов жизни и др. – являются объектом веры.
Наука изначально
экологична в том смысле, что нацелена на изучение природы. Экологическая наука и
основанная на ней техника могут пониматься в двух смыслах: во-первых, в плане
приоритета, отданного изучению закономерностей взаимодействия человека и
природы. Во-вторых, в плане перестройки всей науки и техники как системы
знаний, деятельности и социального института с целью ее уподобления биосфере,
обладающий такими свойствами, как обратная связь, адаптация к изменениям
окружающей среды и т.д.
Подлинные
гуманистические нравственные ценности возникают на почве традиций культурной
среды, воплощенных в памятниках материальной и духовной культуры, а «чтобы
сохранить памятники культуры, необходимые для "нравственной
оседлости" людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь
должна быть действенной».
Важность и
необходимость формирования экологического сознания признается всем современным
научным сообществом. «Экологическое сознание, — указывает, например, С. Н. Артановский, —
становится органической составной частью общественной мудрости, передовой
культуры».
Феномен
экологического сознания был присущ человеку с момента его возникновения. Но
проблема воспитания экологического сознания стала наиболее актуальна именно в
наше время. Н. Ф. Реймерс
и А. В. Яблоков определяют экологическое
сознание как глубокое, доведенное до автоматизма, понимание неразрывной связи
человека с природой, зависимости благополучия людей от целостности и
сравнительной неизменности природной среды обитания человека.
Процесс экологизации общественного сознания можно разделить
на несколько стадий: во-первых, проявление отношения человека к природе в форме
различных чувств (равнодушие, озабоченность, тревога, паника и т. д.); во-вторых, формирование глубокого интереса к
экологической проблеме (выявление сущности эволюционных изменений в биосфере,
детерминация ее целостности и т. д.). В-третьих,
переход от осмысления и понимания природных явлений к социальному действию,
нравственному поступку; в-четвертых,
повышение уровня ответственности человека по отношению к природе, становление
экологического сознания как элемента внутренней культуры личности,
проявляющегося в повседневной жизнедеятельности. В этом аспекте уровень
экологического сознания и экологической культуры — это показатель того,
насколько глубоко и разносторонне общество включает природу в социально значимое
функционирование на основе познания и практического использования ее развития.
Экологический
императив биосферной этики можно выразить следующим образом: действуй так,
чтобы каждый человек и человечество в целом как носители естественности
природного бытия были целью, а не средством человеческой деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Становление
экологической культуры открывает путь к созданию экологически ориентированного
общества, т.е. общества, построенного на экологических принципах. Новый тип
общества, основанный не на изменении внутрисоциальных отношений, как было ранее
при замене одной общественно-экономической формации на другую, а на изменении
взаимоотношений человека с природой, требует принципиально новых представлений
о том, что считать критерием лучшего, прогрессивного.
Человек живет с
природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен
оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Что физическая и
духовная жизнь человека неразрывно связанна с природой, означает не что иное,
как то, что природа неразрывно связанна с самой собой, ибо человек есть часть
природы.
Природа для
человека является лишь исходным пунктом, который должен быть им преобразован.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Реймерс Н. Ф.,
Яблоков А. В. Словарь терминов и понятий, связанных с охраной живой природы. М., 1992.
2. Лихачев Д. С. Экология культуры //Альманах Всероссийского общества охраны памятников
истории и культуры. М., 1990. № 2.
3. Артановский С. Н. Критика буржуазных
теорий культуры и проблемы идеологической борьбы. Л.,
1991.
4. Экологическая антология. М.;
Бостон, 1999.
5. Экология России. Хрестоматия. М.,
2000.
6. Глобальные проблемы и
общечеловеческие ценности. М., 2003.