Роль этикетки и упаковки в продвижении товаров
Российская академия государственной службы
Поволжская академия государственной службы
им. П.А.Столыпина
Кафедра маркетинга
Курсовая работа
на тему:
«Роль этикетки и
упаковки в
продвижении товаров»
Выполнила:
студентка
__________________
__________________
Проверил:
__________________
__________________
Саратов – 2002
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………… 3
1. Теоретические аспекты продвижения
товаров на рынке ……... 6
1.1. Понятие, виды и функции рекламы
……………………………… 6
1.2. Способы продвижения товара, их эволюция и
различия …….. 10
2. Использование этикетки и упаковки в
продвижении
товаров ………………………………………………………………. 17
2.1. Понятие упаковки и этикетки
…………………………………….. 17
2.2.
Рекламная упаковка как средство социальной
коммуникации ………………………………………………………. 20
3. Применение упаковки и этикетки в
продвижении товаров ….. 26
3.1. Создание эффективной этикетки
………………………………… 26
3.2.
Тенденции развития в области упаковки ……………………….. 32
Заключение …………………………………………………………….. 36
Список использованных источников
………………………………. 38
Приложение ……………………………………………………………. 39
Введение
Реклама в современном
мире является одним из важнейших рычагов управления экономическими процессами.
Действенная, эффективная
реклама – всегда результат тщательного планирования. Удачные рекламные идеи,
запоминающиеся рекламные кампании рождаются не на пустом месте: их стоят на
основе учета многих факторов, стимулирующих продажу товаров и услуг.
Рекламная политика и
стратегия любого предприятия в области рекламы предусматривает создание такой
фирмы, которая бы их устраивала по большей части направлений, рекламы,
увеличивающую объем продаж и прибыль. Для этого нужно, прежде всего, понять,
чем руководствуются люди при покупках, и суметь научиться общаться с ними.
Позиция фирмы, товара,
услуги по отношению к мотивам потребителя и в сравнении с конкуренцией – основной
момент, который надлежит учитывать при планировании рекламной работы.
Чтобы научиться создавать
рекламу, которая продает, необходимы знания и опыт. Грамотная организация
рекламной кампании – вопрос времени и денег. Руководству предприятия необходимо
учитывать эти факторы для успешного и эффективного продвижения своей
продукции.
Очевидно, и закономерно,
что успех предприятия зависит от его продукции. Своих целей могут добиться те
из предприятий, которым удается постоянно и систематически сбалансировать
предложения с потребностями потребителей. Именно поэтому главное место в
стратегическом планировании фирм все больше занимает маркетинг, то есть методы
и способы сбыта произведенной продукции.
Фирмы прибегают к услугам
рекламных агентств, так как именно они предлагают все, что связано со сбытом
или профессиональной упаковкой товара. Агентства стремятся принимать участие в
разработке товара.
Очень многие одинаковые
товары предлагаются на рынок различными изготовителями. Отличаются они порой
только по упаковке. Дизайнерам ломают головы над тем, чем можно “соблазнить”
покупателя. Главный принцип в их работе – создание устойчивой связи “человек –
товар”. Почему покупатель приобретает этот товар, и не желает покупать другой.
Ответы на эти вопросы можно получить, лишь проводя серьезные маркетинговые
исследования. У некоторых покупателей есть чувство юмора, другие совершенно
серьезны. Чем большее внимание дизайнер уделяет запоминающимся элементам, тем
успешнее складывается судьба товара на рынке. Влияние, конечно, оказывает и
название. При изобилии товара наименований обычного языка не хватает, и
специалисты по рекламе прибегают к словотворчеству. Важны два компонента:
внимание и степень запоминания. Немаловажно и легкое произношение. В этой связи
интересно, что новые товары популярных фирм быстрее пробивают себе дорогу.
Дизайн приобретает
превалирующее значение, так как внешний вид является, в понимании потребителя,
частью предложения. Поэтому необходимо взаимовлияние дизайна и маркетинга, ибо
невозможно продавать товары без учета требований и пожеланий покупателей. А они
концентрируются в дизайне.
Актуальность данной курсовой
заключается в том, что этикетка и упаковка являются решающими носителями
рекламы продукта. Дизайн приобретает превалирующее значение, так как внешний
вид является, в понимании потребителя, частью предложения. Поэтому необходимо
взаимовлияние дизайна и маркетинга, ибо невозможно продавать товары без учета
требований и пожеланий покупателей.
Цель работы состоит в
раскрытии роли этикетки и упаковки в продвижении товаров на рынке.
Для достижения указанной
цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
Ø рассмотреть
способы продвижения товаров, их эволюцию и различия;
Ø показать
теоретические аспекты использование этикетки и упаковки в продвижении товаров;
Ø практический
анализ создания эффективной этикетки;
Ø выявить тенденции
развития упаковки и этикетки.
Теоретической и
методологической основой курсовой работы послужили труды ведущих
зарубежных и отечественных авторов, теоретиков и практиков рекламного дела, периодическая
литература по исследуемой проблеме, материалы научно-практических семинаров.
Существенную помощь в подготовке дипломной работы оказало использование информационных
ресурсов всемирной глобальной сети Internet (специализированных сайтов по
маркетингу и рекламе).
На книжном рынке России
уже появились учебники, ставшие стандартами в своей области, и, в первую
очередь, иностранная литература по рекламному делу. В ней авторами наглядно
представлены модели поведения потребителей и торговцев, влияние на них определенных
методов рекламного воздействия. Вопросы упаковки и этикетки освещаются в литературе
с двух сторон: с позиции производителя и с позиции розничного торговца.
Особо следует упомянуть
фундаментальную работу Бернет Дж., Уэллс У., Мориарти С. «Реклама: принципы и
практика». Это полновесная, разносторонняя книга о рекламе, насыщенная массой
жизненных примеров, она может стать замечательным помощником любого
специалиста, занятого в рекламном и любом другом бизнесе.
Имеются также и
переводные учебники по рекламе, содержащие описание основных категорий и
методов количественной оценки инвестиционного процесса. В частности, следует
упомянуть о впервые изданной в России книги Росситер Дж. Р., Перси Л. «Реклама
и продвижение товаров», в которой авторы дают маркетинговые рекомендации по
продвижению товаров и, в частности, об упаковке и этикетке товаров.
1. Теоретические аспекты
продвижения
товаров на рынке
1.1. Понятие, виды и функции рекламы
Реклама – это вид деятельности либо произведенная в ее
результате продукция, целью которых является реализация сбытовых или других
задач промышленных, сервисных предприятий и общественных организаций путем
распространения оплаченной ими информации, сформированной таким образом, чтобы
оказывать усиленное воздействие на массовое или индивидуальное сознание,
вызывая заданную реакцию выбранной потребительской аудитории[1].
В большинстве известных источников выделяется до восьми
типов рекламы (рис. 1):
Ø реклама торговой марки;
Ø торгово-розничная реклама;
Ø политическая реклама;
Ø адресно-справочная реклама;
Ø реклама с обратной связью (директ-маркетинг);
Ø корпоративная реклама;
Ø бизнес-реклама;
Ø общественная реклама.
Реклама торговой марки
(другое название – национальная потребительская реклама) – преобладающий тип
визуальной и визуально-текстовой рекламы. Такая реклама предназначена, прежде
всего, для достижения более высокой степени узнавания потребителем конкретных
торговых марок (марок обслуживания). Это определяет необычайную широту ее
распространения. Попутно данная реклама также призвана способствовать максимальной
позитивизации образа рекламодателя путем предоставления аудитории соответствующей
информации о торговой (сервисной) марке, которая его, так сказать,
олицетворяет.
Рис. 1. Типы рекламы.
Рис. 2. Основные цели рекламы.
Реклама продукции (то есть товаров и услуг), как
известно, не представляет собой некое самостоятельное, совершенно независимое
от всех и вся явление – она является весьма важным инструментом маркетинга.
Следовательно, как неотъемлемая составляющая специфической деловой активности,
реклама в конечном счете направлена на обеспечение полноценного обмена
продукцией – конкретными наименованиями товаров и услуг – между теми, кто
наполняет ими рынок (то есть производителями и реализаторами), и теми, кто
указанную продукцию потребляет.
Достижение целей рекламы осуществляется через реализацию
соответствующих функций. Обычно выделяют четыре важнейших функции
рекламы: экономическую, социальную, маркетинговую и коммуникационную.
Рассмотрим механизм каждой из основных функций рекламы.
Экономическая функция. Сущность экономической
функции рекламы как важного инструмента маркетинга сводится, прежде всего, к
стимулированию сбыта и наращиванию объемов прибыли от реализации некой
продукции за определенную единицу времени.
Реклама информирует, формирует потребность в товаре или
услуге, побуждает человека на их приобретение. И чем больше людей откликнулось
на рекламу, тем, в конечном счете, лучше для экономики и экономического
благосостояния общества – поскольку рост объема производства тесно связан с
такими важными макроэкономическими показателями, как размер валового
национального продукта, занятость трудоспособного населения и объем
поступивших в государственную казну налогов.
Социальная функция.
Свою экономическую функцию примерно с одинаковым успехом реклама выполняет и в
индустриально развитых государствах, и в таких, где экономическое процветание –
скорее, отдаленная перспектива. Однако этого нельзя сказать о реализации еще
одной очень важной – социальной функции рекламы.
В социальной функции рекламы можно вычленить в качестве
составляющих три «идеологических» подфункции:
Ø приобщение к национальным ценностям;
Ø пропаганда образа и уровня жизни «выше среднего»;
Ø воспитание культуры потребления.
Маркетинговая функция. Было
бы ошибкой отождествлять маркетинговую функцию рекламы с функцией
экономической, хотя они в чем-то и созвучны друг другу. Однако большинство
авторитетных специалистов по части рекламы предпочитают говорить о маркетинговой
функции рекламы как вполне самостоятельной.
Как известно, реклама – важная составляющая маркетинга,
или, еще точнее, составляющая промоушн-механизма, или механизма продвижения
продукта (другими составляющими которого являются: стимулирование сбыта,
паблик-рилейшнз и персональные продажи). Реклама всецело подчинена задачам
маркетинга, преследующего в качестве конечных полное удовлетворение
потребностей покупателя в товарах и услугах.
Промежуточной задачей на этом пути является упомянутое
продвижение продукции. Однако эта задача не будет успешно решена без рекламы.
Коммуникационная функция.
Реклама также являет собой и одну из специфических форм коммуникации. В силу
указанного обстоятельства она призвана выполнять и соответствующую – коммуникационную
– функцию, связывая воедино посредством информационных каналов рекламодателей и
потребительскую аудиторию. Несомненно, что в случае неудовлетворительной
реализации данной функции останутся неудовлетворенными и интересы
перечисленных сторон – другими словами, рекламодатель и потребитель почти наверняка
не встретятся друг с другом.
В практическом маркетинге рекламные
коммуникации и стимулирование сбыта товаров рассматриваются как два тесно
взаимосвязанных и вместе с тем специальных средства сообщения потенциальным и
уже имеющимся покупателям о товарах и услугах, а также как способы убедить их
совершить покупку. Взаимосвязь рекламы и продвижения товаров проявляется в
том, что оба эти средства основываются на процессе коммуникации. Они часто
используются совместно, особенно когда кампания по продвижению основана на
интегрированных маркетинговых коммуникациях. В то же время для каждой из этих
сфер характерны специфические методы, которые дают разные результаты. Схематически
эти методы представлены в приложении 1.
1.2. Способы продвижения товара, их эволюция и различия
Характерной чертой современной
рекламы является приобретение ею новой роли в результате вовлечения в процесс
управления производственно-сбытовой деятельностью промышленных, торговых и
сервисных фирм. Суть новой роли рекламы в том, что она стала неотъемлемой и
активной частью комплексной системы маркетинга, уровень развития которой
определяет качество и эффективность рекламно-информационной деятельности
производителя и ее соответствие новым требованиям мирового рынка.
Резкое усложнение сбыта и
обострение конкуренции, произошедшие в 70-х годах, привели к тому, что
маркетинг стал фактором конкурентной борьбы, не менее важным, чем достижение
превосходства на рынке путем внедрения технических новшеств или снижения
себестоимости продукции. Реклама оказалась практически единственным
инструментом воздействия на рынок.
Это утверждение становится
очевидным, если рассмотреть основные виды маркетинговой деятельности фирмы,
которые включают практически все сферы ее активности, за исключением
технических операций, связанных непосредственно с производством,
транспортировкой, продажей товаров и т.д.
К основным видам маркетинговой деятельности, в частности,
относятся:
Ø
исследования (потребителя, товара, рынка);
Ø
научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки
(НИОКР), скоординированные с маркетинговой деятельностью;
Ø
планирование;
Ø
ценовая политика;
Ø
упаковка;
Ø
рекламная деятельность;
Ø
сбытовая деятельность (работа со штатом товаропроизводящей сети,
тренинги, контроль, организация специальных систем продажи, мероприятия по
оптимизации продажи на местах и т.д.);
Ø
выработка системы распределения товара по сбытовым точкам;
Ø
международные операции;
Ø
послепродажное обслуживание.
Целесообразно отметить, что цена
и упаковка также имеют элементы, активно воздействующие на рынок, однако, цена
становится достоянием потребителей только в результате их информирования, в
частности, путем рекламы, а упаковка сама несет на себе элементы рекламы.
В последнее время конкурентная
борьба еще больше усилилась и во всем мире повысилась маркетинговая активность,
особенно у фирм, ориентированных на экспорт. Все большие материальные средства
и интеллектуальный потенциал вкладываются в развитие маркетинговой и, как
следствие, рекламной деятельности.
Нельзя не заметить, что даже с
учетом постоянного развития активности и большей гибкости маркетинга, он все же
представляет собой достаточно замкнутую систему. В ней, тем не менее,
происходит обмен информацией как с внутренней, так и с внешней сферой деятельности
производителя[2].
Реклама является каналом
распространения информации на рынке, а также предпосылкой обратной связи с ним,
Вот почему, с учетом того, что реклама представляет собой неотъемлемую часть
системы маркетинга, возникает необходимость рассмотреть ее функции, механизм
взаимодействия с другими элементами системы, определить место рекламы в их
иерархии, а значит найти пути оптимального управления рекламной деятельностью.
Реклама отличается огромным
разнообразием форм. Однако ее главное, традиционное назначение – обеспечение
продвижения товаров на рынке и прибыли рекламодателю.
Формируя спрос и стимулируя
сбыт, заставляя потребителей покупать товары и ускоряя процесс «купли-продажи»,
а отсюда оборачиваемость капитала, реклама выполняет на рынке экономическую
функцию. Кроме того, она осуществляет и информационную функцию. В этой
роли реклама обеспечивает потребителей направленным потоком информации о
производителе и его товарах, в частности, их потребительской стоимости.
Вместе с тем очевидно, что,
являясь частью системы маркетинга, реклама перешагивает узкие рамки
информационной функции и берет на себя еще функцию коммуникационную. С
помощью применяемых в процессе изучения рекламной деятельности анкет, опросов,
сбора мнений, анализа процесса реализации товаров поддерживается обратная связь
с рынком и потребителем. Это позволяет контролировать продвижение изделий на
рынок, создавать и закреплять у потребителей устойчивую систему предпочтений к
ним, в случае необходимости быстро корректировать процесс сбытовой и рекламной
деятельности. Таким образом, реализуются контролирующая и корректирующая
функции рекламы (рис. 3).
Реализация
тактических
задач
|
|
Рис. 3. Схема рекламного
процесса
Нельзя не согласиться с А. Веригиным, одним из первых
российских специалистов по рекламе, который более ста лет назад писал, что
Россия имеет свою собственную культуру, которая могущественно идет вперед.
«Реклама, которая действовала бы в согласии со своеобразными законами этой
культуры, оказала бы ей величайшую услугу. Русская реклама нужна нам, как хлеб,
как железо, как телеграфы и телефоны»[3].
Какое меткое выражение, как актуально оно в сегодняшней
России! Несомненно, нам нужна отечественная реклама, которая отвечала бы
российским национальным ценностям. На этой основе сделаем небольшой экскурс в
новейшую историю рекламы в России.
Аналитики указывают, что за прошедшее с 1991 г. время в нашей
стране сменилось как минимум три парадигмы рекламы, каждая из которых была
эквивалентна десяткам лет эволюции рекламы западной. Развитие рекламы в России
шло «семимильными шагами».
До начала 1994 г. в области развития самой престижной и
дорогостоящей рекламы – телевизионной – преобладала традиция «Реклама – это
искусство», когда в рекламе доминировали перешедшие из смежных областей
режиссеры, писатели, дизайнеры. Они занимались собственным творческим
выражением, целью рекламы было создание «красивых» имиджей, и о решении
маркетинговых задач средствами рекламы, об учете интересов потребителей речь не
шла. Хороших переводных книг не было либо они были недоступны, так же как и
пособия по спецпропаганде[4].
Закономерным продолжением первого этапа стал второй,
начавшийся в 1994 году, когда основной была ориентация на удовлетворение любых
запросов рекламодателя.
Период 1998 года характеризовался несколькими принципиально
важными для российской рекламы событиями.
Специалисты-практики исследовательских и планировочных отделов
ведущих рекламных агентств начали делиться на страницах специализированных
изданий бесценными для рекламы опытными данными по эффективности российских рекламных
кампаний.
Также в то время появились чрезвычайно удачные по соотношению
цена-качество фундаментальные пособия для рекламистов – например, «Социальная
психология» Д. Майерса, «Маркетинг менеджмент» Ф. Котлера, «Поведение
потребителей» Д. Энджелла, «Реклама: принципы и практика» С. Мориарти с
соавторами, труды Олега Феофанова и другие издания.
Немаловажно и то, что августовский кризис 1998 г. ознаменовал
окончание количественного этапа развития российского рынка и начало этапа
качественного. Начинается третий, текущий этап развития отечественной рекламы,
основными чертами которого являлись: упор на формирование символической
ценности и мифов о товаре; хирургически точная имплантация рекламных сообщений
в систему ценностей и внутренний мир потребителя; интенсивное развитие
отечественных брэндов и полная интеграция лучшего мирового опыта в технологии
российской рекламы.
Если рассматривать современную рекламу, то сейчас ситуация
такова. Зарубежные рынки-производители расходуют огромные средства на
проведение рекламной кампании. Существуют данные о том, что из США, например,
поставляется две трети рекламной продукции, производящейся во всем мире, и
самым крупным рекламодателем является компания «Procter&Gamble»,
производитель косметики, стиральных порошков и пр. Месячные расходы только на
нашем рынке составляют $22 млн в месяц[5].
В настоящее время на отечественном рекламном рынке
зарубежная, в основном, конечно, американская реклама занимает «львиную» долю
всего рекламного объема информации. Естественно, они рекламируют, прежде всего,
американский образ жизни. Россиянам до недавнего времени было и невдомек, что
существует такое изобилие товаров и услуг.
Поэтому можно сделать вывод, что на сознание российских
граждан осуществляется мощный натиск американской рекламы.
Обратим внимание на высказывание О. Феофанова, который в
своей книге утверждает: «Цель создания имиджа товара – наделить его
дополнительным ценностями, господствующими в обществе… Что представляют собой
американские ценности? Конечно, это вечная молодость, мужество, свобода и
семья, на основе которых базируется реклама всемирно известных американских
торговых марок Coca-Cola, Marlboro, Levi’s и McDonald’s. Да, еще, пожалуй, и
Nike c его «just do it» («просто сделай это»), выражающей такую не последнюю
американскую ценность, как личный интерес»[6].
В сущности, мы видим, что «американские» ценности – это
общечеловеческие культурные традиции, являющиеся ценностями любого
цивилизованного общества, в том числе и у нас в России. Однако здесь есть свои
нюансы, например, россияне, в своем большинстве больше любящие доброе и
консервативное, чем агрессивное и прогрессивное, отвергают рекламу с
гомосексуальной тематикой, с пошлостью, ложью, откровенными постельными сценами.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что в
рекламной деятельности необходимо учитывать национальные ценности, так как они,
и особенно моральные, могут резко отличаться: что приемлемо и положительно для
одного общества, может восприниматься с совершенно другим знаком – в другом.
2. Использование
этикетки и упаковки в продвижении товаров
2.1. Понятие упаковки и этикетки
Многие материальные товары, поступающие на рынок, требуют
упаковки и этикетки. Роль упаковки может быть как минимальной (например,
упаковка недорогих скобяных изделий), так ведущей (например, упаковка
косметики). Некоторые упаковки – такие как бутылка для Cokeили контейнер для
яиц L'eggs – известны всему миру. Многие специалисты по маркетингу называют
упаковку (packaging) пятым Р (наряду с ценой, товаром, местом и продвижением:
price, product, place, promotion) маркетинга-микс. Однако большинство маркетологов
тем не менее рассматривают упаковку и этикетку в качестве элементов товарной
стратегии.
Процесс упаковки – деятельность по разработке и производству
тары или оболочки для товара.
Тара или оболочка называются упаковкой. Упаковка может
включать до трех слоев упаковочных материалов. Так, лосьон после бритья
"Old Spices" находится во флаконе (первичная упаковка), который, в
свою очередь, находится в картонной коробочке (вторичная упаковка), а коробочка
– в ящике из гофрированного картона (транспортная упаковка), вмещающем
семьдесят две коробочки "Old Spice".
В последнее время упаковка стала действенным инструментом
маркетинга. Хорошо разработанные упаковки обладают определенной ценностью с
точки зрения удобства в глазах потребителей и с точки зрения продвижения товара
– в глазах производителя. Возрастающее внимание использованию упаковки в
качестве инструмента маркетинга связано с влиянием различных факторов:
Ø Самообслуживание.
Количество товаров, реализуемых по принципу самообслуживания в супермаркетах
или магазинах, торгующих со скидками, постоянно увеличивается. В
среднестатистическом супермаркете (15 тыс. товарных единиц) покупатель проходит
мимо 300 различных товаров в минуту. Принимая во внимание, что 53 % всех
покупок происходят под влиянием импульса, эффективная упаковка работает в
качестве “5-секундного рекламного ролика”. Упаковка должна отвечать многим
требованиям, связанным с продажей: привлекать внимание, описывать
характеристики товара, способствовать формированию доверия потребителей и
производить приятное общее впечатление.
Ø Благосостояние
потребителей. Рост потребительского благосостояния означает, что покупатели готовы
заплатить немного большую сумму за удобство, приятный внешний вид, надежность и
престижность хороших упаковок.
Ø Имидж компании и
торговой марки. Компании признают, что хорошо продуманная упаковка –
необходимое условие мгновенного узнавания компании или марки. Компания Campbell
Soup утверждает, что средний покупатель видит ее красно-белую банку 76 раз в
году, что эквивалентно телевизионной рекламе стоимостью $ 26 млн.
Ø Инновационные
возможности. Инновационная упаковка может принести значительную выгоду
потребителям и прибыль производителям. Зубная паста в упаковке с дозирующим
устройством завоевала 12 % рынка зубных паст, так как многие покупатели считают
ее более удобной и меньше пачкающей. Chesebrough-Pond's увеличила общий объем
продаж средств для полировки ногтей после того, как выпустила карандаш для
полировки ногтей "Aziza Polishing Реп". Компании, которые первыми
начали разливать безалкогольные напитки в алюминиевые банки, а бытовые жидкости
– в аэрозольные баллончики, привлекли много новых покупателей.
Разработка эффективной упаковки для нового товара требует
принятия непростых решений. Первоочередная задача – создание концепции
упаковки. Концепция упаковки определяет, чем упаковка должна являться по
отношению к товару.
После определения концепции упаковки не забывайте о ее
дополнительных характеристиках – размере, форме, материалах, цвете, тексте и
торговой марке. Должны быть приняты решения о содержании текста, применении
целлофана или других прозрачных пленок, наличии пластмассового или ламинированного
поддона и т. д. В случаях, когда требуется обеспечить защиту товара, в упаковку
добавляются элементы, препятствующие вскрытию. Различные элементы упаковки
должны гармонично сочетаться. Размер влияет на материалы, цвет и т. д. Элементы
упаковки не должны вступать в противоречие с ценой продукта, рекламой и другими
составляющими маркетинга.
После разработки упаковки она проходит тестирование.
Инженерные тесты проверяют, насколько упаковка выдерживает обычные условия;
визуальные тесты – читаемость шрифтов и гармоничное цветовое решение; дилерские
тесты – насколько привлекательной и легкой в обращении находят упаковку дилеры
компании; и, наконец, потребительские тесты призваны выявить реакцию
потребителей.
Разработка эффективной упаковки нередко обходится в сотни
тысяч долларов и длится от нескольких месяцев до года. Значение упаковки,
принимая во внимание ее функции по привлечению и удовлетворению покупателей,
невозможно преувеличить. Тем не менее компании должны обратить внимание на
растущее значение технологичности и безопасности упаковок. Многие упаковки
превращаются в разбитые стеклянные бутылки и смятые алюминиевые баночки,
засоряющие улицы и места отдыха. Современные компании переходят на “зеленые”
(экологически чистые) упаковки: компания S. С. Johnson поменяла упаковку
шампуня "Agree Plus" на подобие мешочка с подставкой, что позволяет
сократить расход пластмассы на 80%, a Procter & Gamble отказалась от
наружной картонной упаковки дезодорантов "Secret and Sure", что экономит
800 т картона в год. Компании должны принимать решения, отвечающие не только
интересам производителя или непосредственного потребителя, но и интересам
общества.
Этикетка – составная часть
упаковки, которая может быть простым ярлыком, прикрепляемым к товару, или
тщательно продуманным произведением графического дизайна, входящим в состав
упаковки. На этикетке может быть указана только торговая марка или заключаться
дополнительная информация. Даже если продавец предпочитает простые этикетки,
национальное законодательство нередко предусматривает наличие на них четко определенных
сведений. Этикетки выполняют несколько функций:
Ø Идентификация
товара или марки – например, этикетка Sunkist на апельсинах.
Ø Указание сорта
товара – так, в США сортность консервированных персиков обозначается на
этикетках буквами А, В и С.
Ø Описание товара –
производитель, страна-производитель, срок годности, ингредиенты, инструкция по
применению, меры безопасности.
Ø Привлекательное
графическое решение этикетки способствует продвижению товара.
2.2. Рекламная упаковка как средство социальной
коммуникации
Коммуникация – это один из способов существования
человеческого общества. Без коммуникации, то есть без общения, невозможно
представить жизнь человека. Древнейшим и важнейшим средством человеческой коммуникации
является речь, позже появилась письменность. С развитием человеческой культуры
процессы передачи информации в обществе усложняются, они перестают носить
только межличностный характер. Складывается так называемая социальная
коммуникация. На ранних стадиях развития человечества средством социальной
культуры является искусство. В более поздние времена важнейшими
коммуникационными средствами становятся кино, радио, телевидение, пресса,
реклама. Сегодня средства массовой социальной коммуникации играют огромную роль
в жизни общества, в формировании человеческой культуры, образа жизни людей, в
развитии личности.
Одним из современных средств социальной коммуникации является
реклама, в том числе и такой ее вид, как рекламная упаковка.
Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, в первую
очередь отметим, что, согласно теории информации, структура коммуникативного
процесса включает следующие составляющие элементы: отправитель информации
(адресант, посылатель, экспедиент, коммуникатор); получатель информации
(адресат, принимающий, реципиент, коммуникант); общение (контакт, связь); код
(шифр); контекст; сообщение (информация, послание, весть). Итак, главными в
коммуникативной системе являются два структурных элемента: во-первых, это
отправитель информации и, во-вторых, ее получатель. Но мы для удобства
выяснения коммуникативной роли рекламной упаковки начнем с последнего
отмеченного нами, но не последнего по значению элемента коммуникативного
процесса – информационного сообщения. Какое же сообщение как средство массовой
коммуникации несет рекламная упаковка? Надо сказать, что упаковка приобрела
коммуникативную роль не сразу. В древности тара обладала лишь утилитарными
функциями сохранения и транспортировки упакованного продукта. Коммуникативно-
информационную роль упаковка приобретает только в XVIII в., когда на аптечной
посуде появляются этикетки с названием и составом лекарства.
Таким образом, тара стала уже носителем определенного
сообщения, и, следовательно, обмен информации между аптекарем-изготовителем лекарства
и пациентом, его потребителем, мог теперь осуществляться уже не только с
помощью речевого общения или написанного рецепта, но и посредством снабженной
определенным текстом упаковки лекарства. Впоследствии, с развитием рекламной
функции упаковки, ее коммуникативная роль становится богаче и разнообразнее,
более разносторонней становится информация, несомая упаковкой.
Рекламная упаковка теперь несет всю информацию об упакованном
изделии, о его потребительских и технических параметрах, достоинствах, изготовителе
изделия. Но этого мало. Художественно оформленная рекламная упаковка является
также носителем определенной эстетической информации. Это информация о
художественной манере, эстетических предпочтениях авторов художественной
разработки упаковки. Однако надо учитывать, что информация, заложенная в
рекламной упаковке, наиболее эффективно воспринимается реципиентом-потребителем
в том случае, если она для него является актуальной, отвечает его насущным
потребностям. Если товар помещен в упаковку, оформленную таким образом, что
содержание этого оформления непонятно покупателю, далеко от его интересов (к
примеру, на упаковке конфет, продающихся в минском магазине, изображен вид
города Харькова, в котором наш покупатель никогда не был и который ему вовсе не
интересен), то покупатель, естественно, останется глух к информации, заложенной
в такой рекламной упаковке, она не привлечет его внимания. Как видим,
коммуникативный процесс может не состояться, если передаваемое реципиенту
информационное сообщение для него неактуально, не представляет какого-либо
интереса. Так что, проектируя рекламную упаковку, нужно учитывать нужды
потребителя, его потребности и интересы.
Проектируя упаковку как носителя определенного
информационного сообщения, нужно учитывать также количественную характеристику
информации – избыточность. Информация, заложенная в рекламной упаковке, должна
быть достаточной для того, чтобы привлечь внимание потребителя и дать ему
исчерпывающую информацию об упакованном продукте. Однако здесь нельзя переусердствовать.
Когда информация превышает оптимальную, она начинает расплываться в сознании
реципиента. Это может привести к тому, что покупатель потеряет интерес к
объекту, следовательно, процесс коммуникации нарушится. Значит, рекламное
оформление упаковки не должно быть слишком многословным, усложненным, чтобы не
перегружать сознание потребителя.
В процессе массовой коммуникации адресант, иными словами
отправитель, обычно представлен группой людей, создающих или передающих
рекламное сообщение. В случае с рекламной упаковкой в качестве адресанта
выступают, во- первых, создатели самого упаковываемого изделия,
предприятиеизготовитель, во-вторых, разработчики рекламной упаковки и,
в-третьих, это изготовители упаковки. Все они участвуют в создании и передаче
информации, заложенной в рекламной упаковке.
В качестве адресата, или получателя, в данном случае
выступает потребитель изделия. Адресат здесь может быть более-менее
определенный, когда мы имеем дело с упаковкой изделий, например,
предназначенных или для детей конкретного возраста, или людей определенного
рода занятий: домохозяек, школьников, художников и т. д. Но адресат может быть
и достаточно неопределенный, например: радиоприемники, телевизоры, утюги,
светильники предназначаются очень широкому кругу потребителей, и,
следовательно, на это должна быть рассчитана рекламная упаковка этих изделий.
Исходя из положений теории информации следует, что
отправитель информации и ее получатель находятся в отношениях управляющей и
управляемой систем, то есть адресант каким-то образом воздействует на адресата,
заставляет последнего поступать в соответствии со своими намерениями. Не
является исключением и случай с рекламной упаковкой как средством массовой
коммуникации. Безусловно, отправитель информации, заложенной в рекламной
упаковке – предприятие-изготовитель упакованного изделия и создатели упаковки –
стремится определенным образом воздействовать на адресата- потребителя, заставить
его обратить внимание на изделие и в конечном итоге приобрести его.
Преследуются здесь также и далеко идущие цели: создание определенного имиджа
предприятия-изготовителя, популяризация его торговой марки, формирование у
потребителя определенных эстетических вкусов. Это также определенные шаги в
воздействии на потребителя, на его сознание, систему его представлений и
предпочтений.
Следующий элемент структуры коммуникативного процесса –
общение, то есть контакт между отправителем информации и ее получателем. В
случае с рекламной упаковкой контакт между адресантом и адресатом не
непосредственный, а опосредованный, создатели рекламной упаковки обычно удалены
от потребителя, между ними стоит сфера производства и торговли. Рекламная же
упаковка является тем материальным носителем, то есть каналом связи, через
который осуществляется контакт между отправителем информации и ее получателем.
И тут важно учитывать еще один важный структурный элемент
коммуникативного процесса – код. Это язык (вербальный, визуальный,
аудиовизуальный и т. д.), с помощью которого передается сообщение. В рекламной
упаковке в основном используется визуальный код. Это различные изображения,
надписи, линии, цветовые пятна и др. Эффективность коммуникативного процесса
всегда зависит от правильности выбора кода, последний должен быть понятен
адресату, хорошо доносить до него смысл информационного сообщения. В связи с
этим и выбор изобразительно-графического языка рекламной упаковки должен быть
максимально доходчивым для потребителя, хорошо им читаться, художественный
стиль оформления упаковки должен быть эстетически воспринимаемым потребителем.
И наконец, последняя составляющая коммуникационного процесса –
контекст, то есть те условия, социальные, исторические, культурные и т. д., в
которых происходит коммуникация. Социальную коммуникацию, осуществляемую
рекламной упаковкой, обычно сопровождает изменчивый контекст. Например,
рекламная упаковка может фигурировать на потребительском рынке в условиях
ажиотажного спроса на предлагаемый упакованный продукт, а может действовать и
тогда, когда спрос на данный продукт резко снижен. В последнем случае роль
рекламной упаковки наиболее ответственна, и информация, которую она несет,
должна быть преподнесена потребителю в наиболее привлекательной, можно сказать,
зовущей форме. Определенным контекстом, в котором приходится функционировать
рекламной упаковке, являются и доминирующие в данное время в обществе
эстетические представления, художественно-стилистические тенденции в
графическом дизайне. Этот контекст обязательно нужно учитывать при
проектировании оформления упаковки.
Надо сказать, что с понятием контекста тесно связано еще одно
явление, с которым приходится сталкиваться в процессе осуществления
коммуникации. Речь идет о шуме. Шум – это то, что мешает восприятию
информационного сообщения. В случае с рекламной упаковкой как средством
массовой коммуникации в качестве шума можно рассматривать, например, рекламные
упаковки аналогичных изделий, изготовленных конкурирующими фирмами, или
неудачное размещение упакованного товара на полках магазина. Все это мешает
эффективному воздействию рекламной упаковки на потребителя, доставке к нему заложенного
в упаковке информационного сообщения. Борьба с шумом, его преодоление – это еще
одна задача коммуникаторов, пользующихся рекламной упаковкой в качестве
средства массовой коммуникации.
Таким образом, мы убедились, что рекламная упаковка очень
активно участвует в процессах социальной коммуникации, неся потребителю ту
информацию, которую в нее заложили коммуникаторы-создатели упаковки. Сегодня
коммуникативные свойства рекламной упаковки расширяются, становится более многообразным
язык передачи упаковкой информационного сообщения. Так, в последнее время при
создании упаковки к некоторым изделиям используется уже не только визуальный
код, но и акустический или рассчитанный на восприятие обонянием человека.
Имеются в виду упаковки, которые с помощью определенных технических средств
«нашептывают» покупателю тексты рекламного характера или привлекают его
внимание приятным запахом. Становятся более изощренными и визуальные коды
передачи информационного сообщения адресатупотребителю. Например, используются
стереоэффекты или голограммы. Так что, следуя за техническим прогрессом,
рекламная упаковка совершенствуется. Это делает ее все более активным средством
социальной коммуникации в современном, постоянно изменяющемся мире.
3. Применение упаковки и этикетки в
продвижении товаров
3.1. Создание эффективной этикетки
Сегодня
на прилавках магазинов каждый день появляются новые товары. При этом часто
товары практически не отличаются друг от друга по содержанию и по качеству. В
этой ситуации упаковка приобретает первостепенное значение в борьбе за
покупателя. Более того, упаковка и этикетка становятся мощным средством
продвижения товара на современном рынке.
У
компании производителя или продавца остается все меньше и меньше возможностей
для постоянных контактов с покупателем. Следовательно, сегодня необходимо гораздо
более тщательно продумывать и планировать все маркетинговые коммуникации компании:
упаковку, цену, рекламу, паблисити, средства поддержки продаж и прочие.
Любопытно,
что одновременно с этим, увеличивается роль упаковки и этикетки, оформление
мест продаж на фоне падения роли традиционной рекламы. Так если в Ростове до
30% всех контактов приходится на традиционную рекламу, то при перемещении в Москву
эта доля падает почти в три раза. При этом доля контактов через упаковку растет
с 11 до 17%.
Рис.
3. Доля коммуникаций компании производителя (продавца) в общем объеме
коммуникаций у покупателя при выборе товара
Рассмотрим,
как компания «Аква Трейдер» приступила и осуществила разработку нового бренда
минеральной воды. Этот пример тем более интересен, что российский рынок
минеральной воды представляет собой классическую иллюстрацию рынка в стадии
быстрого роста.
Сегодня
только в четырех крупнейших городах России представлено более 260 марок этого
напитка. Причем около 100 новых марок появились за последний год. Еще не менее
80 марок появится в России до конца 2000 года. В такой ситуации тем более было
необходимо посмотреть на товар со всех сторон для эффективного решения.
Результаты
маркетинговых исследований показали, что основным поводом выбора минеральной
воды, равно как и требованиями к товару являются:
Ø
утоление жажды;
Ø
чистота и экологичность напитка;
Ø
оздоровительный эффект.
В
ходе мозговых штурмов и анализа литературы было разработано более 200 вариантов
названий. Все слова тщательно рассматривались с точки зрения соответствия
товарной группе, краткости, благозвучия и т.д. Тем самым экспертами было
отобрано около 20 наиболее перспективных названий. После проверки на
патентоспособность названий осталось всего десять.
Для
дальнейшей работы было выбрано три основных направления в виде разных формулировок
потребительского позиционирования. Творческий отдел агентства Качалов и Коллеги
разработал разные графические решения этикеток под разные формулировки
позиционирования новой марки.
В
ходе подготовки альтернативных творческих решений была заложена возможность
протестировать разные подходы к созданию товара. В том числе тестируются и
разные графические решения:
Ø
виды шрифтов (прямые или наклонные, рубленные или с засечками, и
прочее);
Ø
цветовая гамма, как основного элемента, так и фона этикетки;
Ø
содержание основного графического элемента (озеро, капелька,
“чистая” графика и многое другое).
В
результате был получен целый набор решений (рис. 5):
Эскиз
1 (первоначальный вариант Чистого Глотка)
|
Эскиз
2
|
Эскиз
3
|
Рис. 5. Варианты оформления этикетки
Каждое
решение делает акцент на той или иной выгоде для потребителя и реализует разные
творческие подходы. Безусловно, особенно на первом этапе создания товара, каждый
из вариантов имеет свои плюсы и минусы.
Участники
фокус группы тщательно отбирались исходя из их покупок, возраста, пола и многих
других характеристик. Это позволило приблизить результаты тестов к рыночной
реальности. Сами товарные тесты и дискуссии среди потребителей длились почти
два с половиной часа под руководством опытного модератора. Проиллюстрируем
наиболее существенные результаты.
Первым
делом участникам дискуссий было предложено оценить десять разных тестовых
вариантов названий минеральной воды по критериям:
Ø
привлекательность (нравится/не нравится);
Ø
соответствие товарной группе (насколько отражает характер товара –
минеральная вода).
Большинство
потребителей обратили внимание на название Чистый Глоток. Многие из них
подчеркнули такие требования к названию минеральной воды:
Ø
ощущение чистоты: “Мне больше всего нравится “Чистый глоток”.
Чистота она и есть чистота…”;
Ø
ощущение натуральности: “Еще хорошо бы такое название, которое
отражало бы натуральность и природность. Мне понравился “Чистый глоток”, он соотносится
со свежестью, чистотой, качественным вкусом хорошей воды и близостью к
природе…”.
Самым
главным результатам текущего этапа разработки товара оказалось следующее.
Потребители в рамках дискуссий предельно точно описали, что их не устраивает в
разработанных решениях. Специально обсуждалось как можно и нужно усилить каждый
вариант упаковки.
В
фокусе дискуссий были наиболее актуальные темы для дальнейшего творчества:
Ø
характер логотипа;
Ø
цвета и оттенки этикеток;
Ø
характер изображения (рисунок или фотография);
Ø
содержание и тексты на этикетках.
Сравнивая
результаты тестов для разных творческих решений, можно сделать аргументированный
вывод о том, какой образ, выраженный в графике наиболее близок потребителям.
Большинство потребителей описывало этикетки с использованием образов, напрямую
связанных с водой и свежестью:
Ø
родник высоко в горах;
Ø
лесной ручей;
Ø
горный водопад;
Ø
кубики льда;
Ø
природный пейзаж;
Ø
роса, капельки и прочее.
Таким
образом, чтобы воздействовать на покупателей, и название и этикетка должны
переводить характеристики товара на язык описания конкретных атрибутов. Это
помогает продемонстрировать выгоды обладания продуктом. В результате
усиливается позиционирование товара и повышается вероятность продаж.
Взяв
на вооружение все основные выводы и пожелания потребителей были окончательно
разработаны фирменные бренд и упаковка для компании «Аква Трейдер».
Через
месяц на новых тестах потребителям (другим) были предложены новые творческие
решения. В качестве основного направления был выбрано название «Чистый глоток».
Рис. 6.
Этикетка “Чистый Глоток”, окончательный вариант
Потребители
признали окончательные решения нового товара компании Аква Трейдер удачными.
Оценка новой этикетки “Чистый Глоток” по десятибалльной шкале составила 8-9
баллов из десяти возможных как по привлекательности так и по соответствию характеру
товарной группе. При этом “Чистый Глоток” по своим оценкам оказался в группе лидеров
рынка – своих основных конкурентов.
Основные
аргументы потребителей были следующими:
Ø
“Этикетка ассоциируется с чистотой и свежестью напитка, который
предлагается…”;
Ø
“От снежной вершины так и веет прохладой…”;
Ø
Это не гора, а скорее ледник, который вызывает ассоциации со
свежестью, когда хочется пить...”;
Ø
Очень подходит к минералке. Чистая какая-то этикетка…”.
Итак,
успех любого маркетингового усилия зависит от сложившегося впечатления, что
новый товар обладает конкурентным преимуществом. Конкурентное преимущество,
ясно выраженное в упаковке, оказывается атрибутом товара. Покупатель приходит к
умозаключению, что именно этот товар подходит для удовлетворения его
потребностей в большей степени, чем товар конкурента.
Таким
образом, упаковка способна не только привлекать к себе внимание и отличать нас
от конкурентов. Этикетка и упаковка на современном рынке становятся важнейшей частью
маркетинговой стратегии. Они выполняют роль постоянного коммуникатора и бесплатно
доносят рекламные послания товара до потребителя.
Наконец,
упаковка способна убедить покупателей проникнуться доверием к самому товару.
Следовательно, упаковка создается для того, чтобы облегчить покупателю процесс
принятие решения. Конечная цель состоит в создании торговой марки максимально
согласованной с потребностями покупателя. Оттого насколько верно это будет
сделано, настолько компании удастся сэкономить свои средства на дальнейшее
продвижение товара и повысить уровень продаж.
3.2. Тенденции развития в области упаковки
Каким бы новым и оригинальным ни было решение
упаковки, оно всегда должно подчиняться требованиям, предъявляемым к
упаковываемому товару.
Самой же упаковке необходимо обладать
определенными свойствами:
1) защитными,
2) потребительскими,
3) экологическими,
4) рекламно-эстетическими.
Защитные свойства должны обеспечить сохранность
продукта с момента упаковки до момента потребления. Они предусматривают защиту
продукта от:
1) механических,
2) физических,
3) химических,
4) климатических,
5) биологических воздействий и предотвращают
изменения продукта сверх установленных нормативов.
Потребительские свойства включают в себя:
1) разнообразие форм и размеров упаковки,
2) степень готовности продукта к употреблению,
3) удобство обращения с упакованным продуктом,
4) удобство потребления,
5) возможность переноса упаковки,
6) наличие устройств, предотвращающих
несанкционированное вскрытие упаковки и осуществляющих контроль за содержимым,
7) простоту и надежность повторной укупорки
емкостей.
Наличие определенных экологических свойств
необходимо:
1) для обеспечения минимального загрязнения среды
использованной упаковкой,
2) наиболее эффективной и экономически выгодной
утилизации ее отходов.
Упаковка – составная часть современной массовой
культуры, продукт дизайна, поэтому она должна не только удовлетворять любые,
даже изысканные эстетические потребности покупателя, но и формировать
эстетический уровень массового потребителя.
Рекламно-эстетические свойства упаковки:
1) информативность,
2) привлечение внимания покупателя,
3) стимулирование сделать покупку.
Эти свойства продлевают коммерческую жизнь
товара, выводят его на рынок, переключают покупательский спрос на обновленную
продукцию.
Упаковка с расширенными потребительскими и
рекламно-эстетическими свойствами необходима для упаковывания бытовых товаров,
при этом часть защитных функций можно переложить на транспортную тару.
Известно, что активным средством повышения
привлекательности упаковки является обновление конструкции и формообразования.
Но наибольшая эффективность достигается в случае соответствия
художественно-конструкторского решения упаковки критериям изобретения и
промышленного образца. При этом, с одной стороны, достигаются высокие
технические качества упаковки, а с другой – оригинальный внешний вид.
Проектирование такой упаковки начинается с
анализа известных решений и тенденций. Из них выбирается прототип будущей
упаковки, максимально проявляющий запланированные свойства, например
потребительские и рекламно-эстетические. Иногда дальнейшее их улучшение на базе
существующей технологии может оказаться экономически нецелесообразным. Поэтому
выявляются и анализируются недостатки прототипа, в частности в конструкции и
форме. Как правило, к этим недостаткам относятся низкая прочность, жесткость и
надежность потребительской тары. Решению этих проблем может послужить введение
в конструкцию новых элементов или образование нового соединения известных элементов
и узлов, позволяющие качественно улучшить свойства прототипа либо придать ему
новые свойства. Так, введение в конструкцию упрочняющих элементов может
упростить сборку, повысить надежность тары, а также привести к новому
формообразованию.
В качестве примера разработки упаковок с
акцентированными потребительскими и рекламно-эстетическими свойствами служат
треугольные конструкции. Треугольная форма используется довольно редко, поэтому
она притягивает к себе внимание потребителя больше, чем какая-либо другая.
Кроме того, она конструктивно проще, имеет меньше сторон и обладает повышенной
жесткостью треугольного поперечного сечения. Вертикальная ориентация силуэта
придает ему легкость и стройность, сохраняя при этом устойчивость и
сбалансированность. Такие упаковки чаще используются для сувениров, ценных
подарков, ювелирных и парфюмерных изделий, сложных бытовых товаров. Складная коробка
с треугольными торцевыми стенками отличается повышенной жесткостью и прочностью.
В дальнейшем представленный образец
формообразования был дополнен серией коробок с трапециевидным и прямоугольным
поперечным сечением.
Другим примером в достижении нового этапа
потребительских и рекламно-эстетических свойств служит демонстрационная
упаковка «клин–блистер». Как и в первом случае, здесь исходной была треугольная
форма. В качестве прототипа использовалась упаковка типа «блистер», что
определило высокие демонстрационные качества упаковки благодаря использованию
формованного прозрачного футляра из жесткого листового полимера, позволяющего
осматривать изделие в упаковке. Однако недостатками треугольной формы являются
неэффективное использование внутреннего объема для прямоугольных изделий, ее
сложность, затрудняющая складирование группы упаковок на торговых площадях, а
недостатками упаковки «блистер» – разовое вскрытие, сопровождающееся разрушением
упаковки, низкая прочность и недостаточная защищенность от ударных нагрузок.
Сущность нового решения заключается в объединении клиновидной формы с прозрачным
блистерным элементом, выходящим наружу коробки через вырубное окно и имеющим
вид треугольной призмы, меньшая сторона которой расположена у вершины коробки.
Форма упаковки адаптирована к параллелепипеду и
позволяет осматривать упакованный товар в трех взаимно перпендикулярных
направлениях, а также многократно вскрывать упаковку без повреждения. Здесь
треугольная (клиновидная) форма упаковки занимает доминирующее положение в
формообразовании, так как она оригинальна и привлекательна, а блистерный
элемент раскрывает содержание товара, рекламирует его внешний вид. Вместе с тем
встречные формы блистера и коробки уравновешивают друг друга, создают
оригинальный силуэт.
Конструктивный подход к решению данной упаковки
позволил одновременно выйти на изобретение и промышленный образец.
Результат создания новой оригинальной упаковки
внешне проявляется в новом формообразовании, в то время как методом его
достижения является конструктивный подход к решению технических задач. Этот
путь позволяет максимально, на новом уровне развить потребительские и
рекламно-эстетические качества проектируемых упаковок, необходимых для
удовлетворения покупательского спроса и движения товара на рынке.
Заключение
Основное
назначение всякой упаковки – сохранять потребительские качества товара,
предотвратить возможную порчу и потерю его при перевозке, хранении и продаже.
Рекламное
значение упаковки тем более велико, что покупатель чаще всего видит ее
непосредственно на месте продажи товара, т. е. там, где можно немедленно
сделать покупку. Нередко упаковка продолжает свое рекламное воздействие на
улице, в транспорте, дома у покупателя.
На
упаковке пищевого продукта обычно помещают информацию о способе его изготовления,
составе (рецептуре), качестве, сроках и режиме хранения. Цветные фотографии и
рисунки служат наглядной иллюстрацией того, какие блюда можно приготовить из
данного продукта, как украсить их при подаче на стол.
Упаковка
непродовольственных товаров в большинстве своем содержит информацию о правилах
обращения с изделием, ухода за ним, что в немалой степени содействует повышению
культуры потребления.
Упаковка
способствует популяризации новых товаров. Для этого в тексте подчеркиваются
именно те качества товара, которые отличают его от подобных, новую модель – от
выпущенных ранее.
Благодаря
рекламным достоинствам упаковки потребительская ценность целого ряда товаров
(парфюмерия, игрушки, подарочные наборы, сувениры) значительно увеличивается.
Оформление
упаковки должно гармонически сочетаться с товаром. Удачно подобранные цвета
могут не только украсить упаковку, но и раскрыть ее содержимое, подчеркнуть
какие-либо свойства товара. С общим стилем оформления должен сочетаться также
и шрифт, соответствующий содержанию текста и размерам упаковки.
Цвет
упаковки, помещенные на ней рисунок, орнамент, шрифт должны вызывать у
покупателя положительные эмоции. Так, если отличительной особенностью изделия
является его небольшая масса и именно это важно для покупателя, то нельзя
делать упаковку темных цветов, применять «тяжелый» шрифт.
Яркие
и контрастные цвета быстрее привлекают внимание покупателя, но пользоваться
ими нужно осторожно, помня, что пестрота утомляет зрение, резкие цветовые контрасты
отрицательно влияют на настроение человека.
Броские,
сенсационные эффекты допустимы лишь при оформлении упаковки подарочных изделий,
сувениров, некоторых сезонных товаров. Это придает им нарядный, праздничный
вид, подчеркивает особое их назначение.
Добротная
упаковка, оформленная с большим художественным вкусом, является для покупателя
символом высокого качества изделия или продукта, характеризует культуру
производства и тем самым выступает рекламой не только товара, но и
предприятия, выпустившего его.
В связи
с этим важное место принадлежит товарному знаку предприятия-изготовителя (или
эмблеме фирмы), помещаемому на упаковке. Убедительным аргументом в пользу
товара служит отпечатанный на упаковке государственный Знак качества, свидетельствующий
о том, что данный товар соответствует уровню мировых стандартов.
Упаковка,
отвечающая современным требованиям, способствует воспитанию эстетических
вкусов людей, является важным элементом декоративного оформления торгового
зала магазина, его витрин.
Способность
упаковки выступать «молчаливым продавцом» товаров с особой силой проявляется
при продаже их по методу самообслуживания. В условиях самообслуживания к
оформлению упаковки предъявляются особые требования.
Список использованных источников
1.
Валовая М.Д. 13
бесед о рекламе. Нива ХХI век. – М.: Форум, 1996.
2.
Веригин А.
Русская реклама. 1898.
3.
Зимина Н.В.
Совершенствование связей производителей продуктов питания с торговыми организациями.
// Маркетинг в России и за рубежом. – №2. – 2000. – С. 75-80.
4.
Каноян К.,
Каноян Р. Мерчандайзинг. – М.: РИП-Холдинг, 2001.
5.
Котлер Ф.
Маркетинг, менеджмент /Пер. с англ. под ред. Третьяк О.А., Волковой Л. А., Каптуревского
Ю. Н.. – СПб: «Питер», 1999.
6.
Маркетинг.
Учебник/ Романов А.Н. и др. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
7.
Рамазанов И.А.
Метод импульсных покупок в мерчандайзинге. // Современная торговля. – №10. –
2001. – С. 15-22.
8.
Рамазанов И.А.
Распределение торгового зала магазина на торговые зоны. // Современная торговля.
– №11. – 2001. – С. 23-27.
9.
Романов А. Н.,
Корлюгов Ю. Ю. Маркетинг. – М.: «Банки и биржи», 1995.
10.
Российский
статистический ежегодник: Стат. сб./Госкомстат России. – М.: Логос, 2002.
11.
Уэллс У.,
Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика: Пер с англ. – СПб:
«Питер», 1999.
12.
Феофанов О.
Реклама: новые технологии в России. – СПб: «Питер», 2000.
13.
Чудеса
мерчандайзинга. // Современная торговля. – №8. – 2001. – С. 37-43.
Приложение №1.
Реклама и
стимулирование сбыта товаров
|
|
|
|
|
|
|
Продвижение
со стороны производителя
|
|
[1] Валовая М.Д. 13
бесед о рекламе. Нива ХХI век. – М.: Форум, 1996. Стр. 12.
[2] Романов
А.Н., Корлюгов Ю.Ю. Маркетинг. – М.: «Банки и биржи», 1995. С. 243.
[3] Веригин А. Русская реклама. 1898. С. 37.
[4] Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и
практика: Пер с англ. – СПб: «Питер», 1999. С. 7.
[5] Феофанов О. А. Реклама: новые технологии в России. – СПб:
«Питер», 2000. С. 45.
[6] Феофанов О. А. Реклама: новые
технологии в России. – СПб: «Питер», 2000. С. 41.