Организация снабжения и логистики торгового предприятия
План
I.
Организация
материально-технического обеспечения на предприятии
I.1. Функции и
формы снабжения (стр. 3)
I.2. Организация
материально-технического обеспечения (стр.6)
II.
Организационная
структура материально-технического обеспечения (стр. 9)
III.
Планирование
материально-технического обеспечения (стр.11)
IV.
Условия
поставок материальных ресурсов и коммуникации в области снабжения (стр. 16)
V.
Планирование
доставки материалов и коммерческая логистика (стр. 19)
VI.
Методы
планирования в снабжении и логистике (стр. 23)
VII.
Выбор
поставщика (стр. 27)
VIII.
Выводы
(стр. 29)
IX.
Литература
(стр. 30)
I.
Организация материально-технического обеспечения на предприятии
I.1.
Функции и формы снабжения
Материально-техническое
обеспечение представляет собой вид коммерческой деятельности по обеспечению
материально-техническими ресурсами процесса производства, осуществляемой, как
правило, до начала производства. Основная цель материально-технического
обеспечения — доведение материальных ресурсов до конкретных производственных
предприятий, — в заранее определенное договором место потребления.
Функции
материально-технического обеспечения классифицируются на основные и
вспомогательные, которые в свою очередь делятся на коммерческие и
технологические.
К основным
функциям коммерческого характера относятся непосредственная покупка и аренда
материальных ресурсов промышленными предприятиями, сопровождаемая изменением
формы стоимости.
Вспомогательные
функции коммерческого характера — это маркетинговые и юридические.
Маркетинговые функции коммерческого характера включают вопросы определения и
выбора конкретных поставщиков материальных ресурсов. В ряде случаев в качестве
поставщиков могут выступать посреднические структуры. Юридические функции
связаны с правовым обеспечением и защитой прав собственности, подготовкой и
ведением деловых переговоров и юридическим оформлением сделок и контролем за их
исполнением.
Функции
технологического характера включают вопросы доставки и хранения материальных
ресурсов. Им предшествует ряд вспомогательных функций по распаковке,
расконсервации, заготовке и предварительной обработке.
Потребляемые
материальные ресурсы на промышленных предприятиях можно разделить на основные
материалы и вспомогательные. К основным относятся сырьевые материалы, не
прошедшие первичной обработки. Исходные материалы, прошедшие небольшую
степень обработки, и предварительно смонтированные детали, составляющие
значительную часть конечного продукта, относят к категории полуфабрикатов. Их
закупка не отличается от закупок обычного сырья и материалов.
Вспомогательные
материалы занимают обычно небольшую часть в составе конечного продукта. К ним
можно отнести всевозможные металлические изделия, проволоку, монтажные болты и
др.
Существует и
группа производственных материалов, которые обеспечивают ввод в эксплуатацию
машин и оборудования. К ним относятся различного рода горюче-смазочные материалы,
охлаждающая жидкость, электроэнергия и др.
К числу
комплектующих изделий относятся продукты, которые не требуют дополнительной
обработки.
Различные виды
материальных ресурсов представлены на рис. 1.
Рис.1.
Классификация материалов
В зависимости от
системы обеспечения и особенностей движения материальных ресурсов от
поставщиков к потребителям различают транзитную и складскую формы
материально-технического обеспечения.
Транзитная форма
занимает значительную часть в общем объеме поставок, она более экономична,
имеет относительно высокую скорость поставок. Выбор транзитной формы поставок
продиктован прежде всего объемом потребляемых ресурсов и установленной для
него транзитной или заказной нормой поставок. Транзитная норма определяется
как минимально допустимое общее количество материалов, которое отгружено
изготовителем в адрес потребителя по одному заказу. Заказная норма
определяется как наименьшее количество материалов по одной позиции заказа,
принимаемое изготовителем к исполнению при обязательном заказе на
одновременную доставку нескольких однородных видов (типоразмеров) материалов в
адрес одного потребителя.
Материальные
ресурсы на предприятие могут поступать и при складской форме снабжения, которая
отличается большей частотой поставок требуемых партий материалов. Складская
форма способствует относительному сокращению производственных запасов и обеспечивает
комплектность поставок. Однако этой форме поставок свойственны дополнительные
издержки, связанные с осуществлением складских операций по погрузке, выгрузке и
хранению материалов.
Материально-техническое
обеспечение предприятий направлено на обеспечение сокращения издержек
производства и создание условий для бесперебойного процесса производства. Оно
предполагает решение следующих задач:
· обеспечение доставки материалов
на каждое рабочее место;
· поддержание запасов на
предприятии на оптимальном уровне.
Решение этих
задач требует применения логистических подходов для эффективного
материально-технического снабжения предприятия.
Логистика
охватывает все виды деятельности по перемещению материальных ресурсов во
времени и в пространстве. Функции логистики реализуются на всех стадиях
производства и движения материальных ресурсов. Поэтому разделяют логистику
производства, снабжения и сбыта. Логистика снабжения и сбыта охватывает не
вопросы внутрипроизводст-венного перемещения материалов, а в значительной мере
движение материальных ресурсов вне предприятия. Поэтому функции логистики
тесно переплетаются с другими функциями по обеспечению движения материальных
потоков. Логистика выполняет комплексную функцию и представляет собой
самостоятельную область, охватывающую проблемы физического перемещения
материальных ресурсов во времени и в пространстве на всех стадиях деятельности
предприятия.
I.2. Организация
материально-технического обеспечения
Организация
материально-технического обеспечения предусматривает организацию системы
обеспечения производственного предприятия материально-техническими ресурсами и
организацию его собственной службы материально-технического обеспечения.
Каждая
организационная структура материально-технического обеспечения промышленного
предприятия имеет в составе инфраструктуру процесса организации снабжения и
организационную структуру управления материально-техническим обеспечением.
Рассмотрим каждую из этих составляющих.
Инфраструктура
материально-технического обеспечения включает подразделения: складского
хозяйства, транспортного хозяйства, заготовительного хозяйства. На отдельных
предприятиях могут быть также подразделения по переработке отходов производства
и тарного хозяйства.
Складское
хозяйство является основным структурным подразделением службы
материально-технического обеспечения предприятия. Его организационная структура
устанавливается в зависимости от производственной структуры самого предприятия.
Поэтому состав складского хозяйства может быть представлен сетью общезаводских
складов или складами отдельных производств, цеховых складов и складских
участков на крупных специализированных участках.
По выполняемым
функциям склады на промышленных предприятиях могут быть: материальными,
производственными, сбытовыми и прочими специальными складами.
Материальные
склады, или склады материально-технического обеспечения, в основном
предназначены для осуществления складских операций со всеми поступающими
материально-техническими ресурсами. Это могут быть: сырье, материалы,
полуфабрикаты, комплектующие изделия и др.
Производственные
склады предназначены для осуществления складских операций с материалами
собственного производства. Это могут быть склады для размещения собственного
оборудования и инструментов.
Сбытовые склады
предназначены для размещения готовой продукции предприятия.
Прочие
специализированные склады на предприятии предназначены для осуществления
складских операций с материалами специального назначения.
Общезаводские
склады могут быть разделены также и по уровню специализации. Для
специальных материалов, преимущественно одного назначения, создаются
специализированные склады, для многономенкла-турных материалов — универсальные.
По форме
складирования склады могут быть стеллажного и штабельного хранения материалов
или сочетанием их. По устройству склады можно разделить на закрытые, открытые
площадки и навесы (полузакрытые).
В целом структура
складского хозяйства на промышленных предприятиях может обусловливаться:
отраслевым характером производства, масштабом и размером предприятия,
размерами и типом производства, а также организацией производства и управления.
Структура складов
материально-технического обеспечения на промышленных предприятиях
характеризуется также номенклатурой хранимых материалов, объемами, функциональным
назначением, потребительскими свойствами и особенностями их производственного
потребления.
Для выполнения
технологических функций по предварительной обработке материалов, заготовке и
подготовке продукции к производственному потреблению на промышленных
предприятиях создается заготовительное хозяйство, которое входит в
организационную структуру службы материально-технического обеспечения
предприятия.
Таким образом,
материально-техническое обеспечение предприятия материальными ресурсами
включает выполнение следующих функций:
· заготовка и доставка
материалов;
· складирование и обеспечение
их сохранности;
· обработка и подготовка
материалов к производственному потреблению;
· управление
материально-техническим обеспечением.
II.
Организационная структура материально-технического обеспечения
В основу
определения организационной структуры управления материально-техническим
обеспечением (МТО) должны быть положены принципы, которые обеспечивают весь
спектр функций управления совокупностью подразделений. Это прежде всего: малозвенность
в управлении, гибкость, эффективная система связи, принцип единоначалия и
четкое разграничение функций.
Существуют три
формы организации управления материально-техническим обеспечением,
централизованная, децентрализованная и смешанная. Централизованная система
управления предусматривает сосредоточение функций в пределах единой службы МТО,
которая обусловлена следующими факторами: территориальной целостностью
предприятия, производственным единством предприятия и относительно узкой
номенклатурой потребляемых материалов.
Децентрализованная
система управления предусматривает рассредоточение функций, что обусловлено
территориальной разобщенностью предприятия, производственной
самостоятельностью подразделений и относительно широкой номенклатурой
материалов.
Смешанная система
материально-технического обеспечения объединяет обе приведенные выше структуры.
На промышленных
предприятиях существуют различные схемы организационного построения службы
МТО. Систематизация этих структур позволяет выделить наиболее типичные: функциональная,
по товарному принципу и комбинированная.
Функциональная
структура управления МТО предусматривает специализацию отдельных подразделений
на выполнение конкретных функций. Такая структура приемлема в основном для предприятий
с единичным и мелкосерийным типом производства, относительно узкой
номенклатурой и небольшими объемами потребляемых материалов и выпускаемой
продукции.
Структура
управления по товарному принципу предусматривает специализацию отдельных
подразделений службы МТО на выполнение всего комплекса работ по обеспечению
предприятия определенными видами материальных ресурсов. Товарная специализация
отдельных подразделений службы МТО предусматривает выполнение всего комплекса
функций по обеспечению предприятия определенными видами материальных ресурсов.
Товарная специализация характерна для предприятий с крупносерийным и массовым
типом производства, относительно широкой номенклатурой и большими объемами
потребляемых материалов и выпускаемой продукции.
И, наконец,
комбинированная структура управления МТО предусматривает определенные
подразделения предприятия, в которых весь спектр функций осуществляют
закрепленные за ними группы специалистов по материальным ресурсам, а также
осуществляются все функции внешнего ресурсообеспечения.
Другие
структурные подразделения, такие, как отдел главного механика, отдел главного
энергетика и т.д., осуществляют все функции внутрипроизводственного
перемещения в части закрепленных за ними материалов в силу специализации этих
подразделений.
Складское
хозяйство, как правило, специализировано по видам материалов и находится под
централизованным или децентрализованным управлением в общей системе
функциональных связей с другими подразделениями промышленного предприятия.
III.
Планирование материально-
технического
обеспечения
Планирование МТО
предприятия является основанием для принятия решения о закупке материальных
ресурсов. При организации закупки материальных ресурсов на предприятиях
необходимо определять потребность в материальных ресурсах по специфицированной
номенклатуре на плановый период.
Процесс
планирования предусматривает следующие этапы: исследование рынка сырья и
материалов, определение потребности предприятия по всей номенклатуре
потребляемых материалов, составление плана закупок материалов и стоимостный
анализ заготовительной фирмы.
Исследование
рынка сырья и материалов — один из элементов планирования
материально-технического обеспечения предприятия. Изучение рынка сырья и
материалов предполагает систематические сбор, обработку, анализ и оценку
информации о предложении конкретных видов материалов, ассортименте и ценах на
сырье, материалы, топливо и полуфабрикаты. При исследовании рынка сырья и
материалов предприятие должно дать количественную оценку предложений
необходимых ему материальных ресурсов в ассортименте и по предлагаемым ценам.
Важное место в изучении этого рынка занимает анализ издержек по доставке
материалов.
Исследование
рынка сырья и материалов носит стратегический характер, поскольку решается
вопрос о закупке материальных ресурсов. Вырабатывая стратегию снабжения,
предприятие сравнивает собственные расходы на производство необходимых деталей
с ценой аналогичных деталей у поставщика.
Определение
потребности в материальных ресурсах — центральное звено в планировании
материально-технического снабжения предприятия. Потребность в материальных
ресурсах складывается из потребности в ресурсах на основное производство,
потребности на создание и поддержание переходящих запасов на конец планового
периода и потребности на другие виды хозяйственной деятельности, включая и
непроизводственную.
При расчете
потребности в материальных ресурсах необходимо учитывать наличие средств для их
покрытия. Источники покрытия могут быть собственными или заемными. Потребность
в материальных ресурсах планируется по всей номенклатуре материалов в
стоимостном и натуральном выражении. Объемы и сроки поставок материалов на
предприятие обусловливаются режимом их производственного потребления,
созданием и поддержанием необходимого уровня производственных запасов.
Объем требуемых
материальных ресурсов складывается из потребности в материалах, необходимых
для внедрения новой техники, для изготовления оснастки и инструмента, на
эксплуатационные и технологические нужды, на создание необходимого задела
незавершенного производства и на образование переходящих запасов. Потребность в
материальных ресурсах определяется на основе баланса МТО предприятия с учетом
остатков и внутренних источников обеспечения.
Определение
потребности в материальных ресурсах можно осуществить тремя методами:
детерминированным — на основе планов производства и нормативов расхода;
стохастическим — на основе вероятностного прогноза с учетом потребностей за прошлые
периоды; оценочным — на основе опытно-статистической оценки. Выбор метода
зависит от особенностей материальных ресурсов, условий их потребления и
наличия соответствующих данных для проведения необходимых расчетов.
Наиболее
распространен метод прямого счета, основанный на программе выпуска продукции и
нормах расхода материалов на единицу выпускаемой продукции. Его называют
поизделъным. Расчеты при этом методе производятся по формуле:
Р = Ни ∙ Пи,
(1)
где Р — общая потребность в
материале;
Ни —
норма расхода на изделие;
Пи —
программа производства данного изделия.
Подетальный метод
расчета потребности в материальных ресурсах определяется по формуле:
Р = Нд ∙ Пд, (2)
где Нд — норма расхода
на деталь;
Пд —
программа производства детали в плановом периоде.
При методе по
типовым представителям потребность в материальных ресурсах определяется по
формуле:
Р
= Нтип ∙ Побщ,
(3)
где Нтип — норма
расхода материалов на изготовление типового представителя;
Побщ —
общая программа производства изделий данной группы.
Поиздельный и подетальный
методы применяются для определения потребности в сырье, основных и
вспомогательных материалах, входящих в состав выпускаемой продукции. Наибольшее
применение эти методы нашли в электроэнергетике, машиностроении и металлообработке.
Методы прогнозирования
потребности в материальных ресурсах применяются при внедрении новой техники.
Эта потребность складывается из потребности в материалах опытных производств,
исследовательских лабораторий и технических отделов.
Статистические
методы определения потребности в материальных ресурсах основываются на
использовании данных о фактическом расходе материальных ресурсов за прошлые
периоды с учетом изменения структуры и объемов производства, а также норм
расходов ресурсов, обусловленных использованием новой техники и
совершенствованием организации производства. Потребность в материальных
ресурсах определяется при этом по формуле:
Рп = Рпр – Кпр ∙ Кп,
(4)
где Рп, Рпр —
плановая потребность и фактический расход материальных ресурсов,
соответственно в планируемом и прошлом периодах;
Кпр, Кп
— коэффициенты динамических изменений соответственно производствен-ной
программы и расхода материальных ресурсов.
Применяется этот
метод преимущественно при значительной номенклатуре материальных ресурсов и
относительно небольших расходах.
Потребность в
оборудовании (по видам) определяют исходя из производительности оборудования и
плана производства продукции по видам:
n
∑ Нп Пп
1
Р = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾ , (5)
Т ∙ Ксм ∙ tсм ∙ Ки.о ∙ Ки.н
где n — число видов продукции;
Нп — норма
времени на изготовление единицы продукции;
Пп — программа
производства продукции;
Т— число рабочих
дней в плановом периоде;
Ксм —
число рабочих смен;
tсм — продолжительность смены;
Ки.о —
коэффициент использования оборудования;
Ки.н —
коэффициент изменения (повышения или снижения норм).
Потребность
материальных ресурсов на образование переходящих запасов рассчитывают исходя из
ожидаемого остатка материалов в запасах на начало планового периода по
формуле:
Оож = Оф + Вож – Рож,
(6)
где Оож — ожидаемый остаток
на конец года;
Оф —
фактический остаток на первое число месяца, в котором разрабатывался план МТО;
Вож —
ожидаемые поступления на предприятие за период от даты, на которую определен
фактический остаток, до начала планового периода;
Рож — ожидаемый
расход за тот же период.
Баланс
материально-технического обеспечения предприятия включает потребность в
материалах на:
· производство продукции (Рп);
· внедрение новой техники (Рн.т);
· ремонтно-эксплуатационные
нужды (Ррэ);
· образование задела незавершенного
производства (Рн.п);
· образование переходящих
запасов (Рз).
Источниками
покрытия этой потребности могут быть:
· ожидаемые остатки на начало
планового периода (Оож);
· материалы в незавершенном
производстве на начало планового периода (Он.п);
· мобилизация внутренних
ресурсов (Мвн);
· приобретение и завоз
материалов со стороны (Зс).
Таким образом,
материальный баланс можно представить в следующем виде:
Рп + Рн.т + Ррэ + Рн.п + Рз
= Оож + Он.п + Мвн + Зс.
(7)
Приведенный
баланс материально-технического обеспечения служит инструментом логистического
управления движением материальных ресурсов на промышленных предприятиях.
IV.
Условия поставок материальных ресурсов
и
коммуникации в области снабжения
Политика в
отношении условий поставок охватывает вопросы, связанные с формой оплаты
поставленной продукции, предоставлением различного рода скидок, кредита и др.
Условия поставок
оговариваются в контракте (договоре) между поставщиком и покупателем. В зависимости
от вида товара и метода закупки выделяют договоры купли — продажи, аренды,
найма, предоставления в пользование на возмездной основе и др. Юридические формы
контрактов регулируются положениями Гражданского кодекса.
В соответствии с
договором поставщик обязан упаковать продукцию, нести коммерческий риск и
расходы по транспортировке до места передачи продукции покупателю. Покупатель
должен принять прибывшую в его адрес продукцию, оплатить стоимость продукции и
нести все расходы и риски, которым может подвергнуться продукция после
передачи ее покупателю.
Цена на
поставляемую продукцию устанавливается договором. При установлении цены
учитываются особенности поставок. В случаях, когда поставка материалов
осуществляется на склад покупателя, в цену договора включаются транспортные
расходы и расходы по страхованию груза. Если поставка осуществляется со склада
поставщика, то цена, установленная договором, учитывает только ее стоимость.
Цена на перевозку
может быть жестко установленной или скользящей. При жестко установленной
фиксированной цене в договоре покупатель оплачивает только эту цену и не может
требовать ее пересмотра. В случаях, когда в момент заключения договора трудно
установить цену по согласованию сторон, она может быть пересмотрена, т.е. она
подвержена рыночным воздействиям. При этом в разделе особых условий договора
указываются способы определения скользящей цены с учетом инфляционных
процессов.
При поставках
продукции учитывается и цена упаковки. Стоимость упаковки устанавливается договором.
Если продукция поступила с нарушенной упаковкой, то ответственность несет
перевозчик, о чем составляется коммерческий акт на возмещение причиненных
убытков.
Приемку
поступившей продукции от транспортных организаций осуществляет получатель, при
этом проверяется исправность пломб, техническое состояние транспорта, наличие
исправной упаковки и маркировки. Об исправности поступившей продукции (по
качеству и количеству) грузополучатель расписывается в книге выдачи грузов.
Поступившие на склад получателя товарно-материальные ценности размещаются по
местам хранения в соответствии с их назначением.
С целью
предотвращения затоваривания складов поступающими товарами в зарубежной
практике существуют договоры на хранение поставляемых товаров на складе
поставщика, консигнационный склад и система поставок «точно в срок».
Договор на
хранение товаров на складе поставщика предполагает выполнение поставщиком
обязательств по сохранению на своих складах оговоренного уровня складских
запасов и направление их в адрес покупателя по мере высвобождения у него
складских площадей.
Поставка по
принципу «точно в срок» относится к внутрихозяйственным проблемам поставщика.
При этом оговаривается обязанность поставщика осуществлять поставки в
определенных количествах по заранее установленному графику, что позволяет
заказчику не накапливать запасы у себя на складах, а получать их по мере
необходимости.
С помощью
политики коммуникаций в области снабжения устанавливаются контакты с
существующими и потенциальными поставщиками по вопросам заключения договоров о
поставках продукции.
В области
снабжения различают следующие виды коммуникаций: прямая коммуникация,
стимулирование расширения снабженческих операций, реклама в средствах массовой
информации и работа с общественностью (паблик рилейшнз).
Метод прямой
коммуникации наиболее распространен в снабжении. С его помощью устанавливаются
прямые контакты с заранее известными потенциальными поставщиками продукции. В
этих случаях широко используется различная информация, которая может быть
получена из справочников, каталогов, периодических изданий и через Интернет.
Стимулирование
снабженческих операций, реклама в средствах массовой информации и мероприятия с
общественностью позволяют покупателю обратиться к неизвестному кругу поставщиков
и установить с ними контакты для последующего обмена информацией.
V.
Планирование доставки материалов
и
коммерческая логистика
Планирование
доставки материалов предусматривает движение материалов от поставщика к
потребителю. При этом могут быть рассмотрены два направления: каналы снабжения
и логистика снабжения.
Каналы снабжения
характеризуют движение товаров от поставщика к потребителю с выполнением
юридических обязательств сторон. При этом определяются различные структуры, через
которые осуществляется процесс снабжения. Это могут быть прямые закупки у
производителя, закупки у оптовых и розничных торговцев, с использованием
агентов и брокеров или созданием собственной закупочной организации на
предприятии.
Логистика
снабжения рассматривает проблемы физической транспортировки и хранения
материалов. Как правило, маршруты доставки материалов совпадают с юридически
оформленной доставкой. Однако в ряде случаев юридически оформленная доставка
не совпадает с маршрутом следования грузов, например, при поставках скоропортящихся
или трудно перевозимых грузов. В этом случае следует перевозить по кратчайшему
пути следования, чтобы обеспечить сохранную доставку.
Коммерческая
логистика представляет собой самостоятельное научное направление, а ее
практическое применение обеспечивается созданием логистических систем,
направленных на минимизацию транспортных издержек путем рационализации
транспортных потоков.
Основные признаки
логистики можно классифицировать по следующим направлениям.
Первый признак
рассматривает логистику как процесс управления продвижением материальных
ресурсов. На этом пути совершается множество логистических операций на этапах
материально-технического снабжения, производства и сбыта готовой продукции.
Логистика здесь называется заготовительной, внутрипроизводственной и
распределительной.
Второй признак
рассматривает логистику как ресурсную,
которая состоит из материальной или транспортно-складской, ин
формационной, финансовой и кадровой логистики.
Третий признак
логистики характеризуется сферой ее приложения в предпринимательской
деятельности и носит преимущественно отраслевой характер.
Наиболее
распространенными видами бизнеса выступают производственное, финансовое
предпринимательство и коммерция. Исходя из этого в бизнес-логистике выделяются
производственная, финансовая и коммерческая логистика.
Остановимся
подробнее на содержании коммерческой логистики. В настоящее время коммерческая
логистика рассматривается как научное направление в эффективном управлении
материальными потоками в сфере производства и обращения.
В сфере
материально-технического снабжения основой логистического потока являются:
транспортные средства, погрузо-разгрузочные механизмы, весовое хозяйство,
складские сооружения, средства связи и передачи информации. Связи между отдельными
элементами логистики представляют логистические цепи. Аналогично логистической
цепи существует и логистический канал, состоящий из поставщика, потребителя,
посредников и перевозчиков. Логистическая цепь представляет собой совокупность
лиц, участвующих в логистической операции.
Параметрами
логистической цепи являются организационный коэффициент звенности (который
показывает, сколько раз продавалась та или иная продукция) и складской коэффициент
звенности (свидетельствующий о количестве совершенных перевалок на пути
следования груза).
Существующие
методы и средства логистического управления в совокупности составляют
логистическую инфраструктуру товарного рынка. К субъектам ее относятся
транспортные и складские предприятия и коммерческие посредники. Они непосредственно
или косвенно предопределяют материальные потоки в сфере обращения при
установлении хозяйственных связей и выборе способа доставки материалов в адрес
конкретных потребителей.
Коммерческая
логистика в силу своей целевой ориентации взаимодействует с маркетингом в целях
беспрепятственного продвижения материальных потоков непосредственно до каждого
потребителя. Для согласования интересов материально-технического снабжения,
производства и сбыта коммерческая логистика предполагает формирование общей
логистической концепций, на основе которой осуществляются анализ состояния
внешней экономической среды, установление темпов развития потребительского
спроса и состояния конкуренции на рынке товаров.
Логистическая
концепция при соответствующей проработке и реализации приводит к конкретным
экономическим результатам по сокращению производственного цикла, уменьшению
запасов материальных ресурсов и готовой продукции, усилению инвестиционных
процессов и повышению конкурентоспособности на рынке товаров.
Затраты на
выполнение логистических операций формируют логистические издержки, которые
представляют собой сумму издержек обращения и части издержек производства
(затраты на тару, упаковку, траспортно-складские работы и т.д.). Затраты на логистику
могут быть исчислены в процентах от суммы продаж в расчете на единицу массы
сырья, материалов и готовой продукции.
Эффективность
логистической системы определяется набором показателей, характеризующих
качество работы данной системы при заданном уровне логистических издержек. С
точки зрения потребителей, эффективность логистической системы можно
определить двумя показателями: качеством и ценой обслуживания, которые
характеризуют логистические издержки. Вместе с тем, качество обслуживания как
синтезирующий, совокупный показатель, можно исчислить исходя из следующих
критериев: доставка продукции потребителю в установленный срок, обеспечение
высокого уровня технического обслуживания и выполнение заказа в установленное
время.
При оптимизации
транспортных издержек следует учитывать совокупные издержки, которые включают
издержки не только на приобретение и транспортировку, но и связанные с поиском
продукции на рынке и установлением хозяйственных связей с изготовителем.
Такие издержки называются трансакционными, включающими затраты на поиск
информации, ведение переговоров и заключение контракта и затраты по соблюдению
условий контракта. Наличие больших трансакционных издержек побуждает потребителя
изыскивать организационные и технические средства по их сокращению. Одним из
направлений по сокращению трансакционных издержек является логистика и
формирование логистических структур при организации процесса товародвижения.
VI.
Методы планирования в снабжении
и
логистике
Создание запасов
материальных ресурсов — ключевой вопрос планирования МТО, поэтому находится под
постоянным контролем работников снабжения.
При принятии
решений о доставке материалов, организации складирования или осуществления
новых закупок важно знать назначение запасов, их положительные и отрицательные
стороны.
Управление
запасами может усложниться в связи с быстро меняющейся рыночной обстановкой.
Складские запасы всегда могут быть либо завышенными, либо слишком малыми, либо
не соответствующими требуемому ассортименту. Однако известно, что излишние
запасы сопряжены со значительными издержками по их хранению и переработке.
Существует
множество различных систем управления запасами, применение которых направлено
на сокращение расходов по хранению и переработке запасов. Зарубежная практика
(японская, американская) целиком полагается на разработку системы планирования,
построенной на определении потребности в сырье и материалах. Применение в
Японии системы «кан-бан» изменило отношение производителей ко всем формам
складирования. В основе этой системы лежит точная и своевременная информация по
всем направлениям деятельности участников товародвижения. Современные
компьютерные программы позволяют широко автоматизировать процесс закупок и
контроля за состоянием запасов.
Основные расходы,
связанные с хранением и содержанием запасов, включают: стоимость по хранению и
аренде складских помещений, стоимость складского оборудования, расходы,
связанные с хранением материалов на складе, оплату обслуживающего персонала и
эксплуатационные расходы, расходы по страховке материальных ценностей и др.
Общие складские издержки достигают значительных размеров и составляют порядка
25-50% стоимости хранимых материалов.
Существует
множество методов планирования и закупок, и поставок продукции. Рассмотрим
некоторые из них.
Метод ABC. Итальянский ученый В.Парето
доказал, что независимо от страны меньшая часть населения контролирует большую
часть благосостояния, и на этой основе построил соответствующую кривую. Этот же
принцип применим и к другим ситуациям, в частности, к системе снабжения.
Кривую Парето часто называют правилом 80-20, или, чаще, методом АВС.
Содержание этого метода покажем на простом примере.
Пусть закупаемые
изделия по объему и сумме затрат располагаются в следующем соотношении (табл.
1):
Таблица
1. Соотношение объемов и затрат закупаемых изделий
Класс
|
Общий объем закупок материалов, %
|
Общая сумма затрат на закупку, %
|
А
|
10
|
70-80
|
В
|
10-20
|
10-15
|
С
|
70-80
|
10-20
|
Это процентное
соотношение может быть различным в различных фирмах, закупающих материалы. Для
его нахождения определяется доля отдельных видов сырья и материалов в общей
стоимости закупаемых материалов.
Допустим, что
производитель с общим годовым объемом закупок на сумму 30,4 млн долл. имел
следующее соотношение товаров (табл. 2):
Таблица
2. Соотношение товаров
Количество изделий
|
Процент изделий
|
Годовой объем закупок
|
Процент годового объема закупок
|
Класс
|
1095
|
10,0
|
21,6
|
71,1
|
А
|
2168
|
19,9
|
5,9
|
19,4
|
В
|
7660
|
70,1
|
2,9
|
9,5
|
10923
|
100,0
|
30,4
|
100,0
|
|
По данным табл. 2
видно, что изделия группы А составляют лишь 10%, а по стоимости годового объема
закупки составили более 70%; изделия группы В являются промежуточными между А
и С. Поэтому при закупке наибольшее внимание уделяется изделиям группы А как
наиболее дорогостоящим. Однако из-за специфики отдельных видов изделий
отношение к каждой группе должно быть одинаковым.
Метод ABC
представляет собой анализ, с помощью которого определяют степень распределения
конкретных характеристик между отдельными элементами какого-либо множества. С
точки зрения снабжения анализируется количественная и стоимостная структура
приобретаемого сырья и материалов.
Одна из основных
проблем снабжения и логистики состоит в определении оптимального объема
поставки, так как увеличение объема поставок требует дополнительных расходов
по размещению и хранению запасов.
Существуют
различные модели для определения объема заказа и уровня запасов. Их применение
зависит от того, является ли спрос на материалы зависимым или независимым.
Зависимый спрос означает, что поставляемое изделие является частью более
крупного изделия и его использование зависит от графика производства этого
более крупного изделия.
Рассмотрим модель
фиксированного объема поставок. Следует ответить на вопрос, нести ли
дополнительные расходы по содержанию запасов на складе либо сократить эти
расходы путем увеличения частоты поставок, но меньшими партиями. Общая цель
заключается в сокращении годовых расходов на приобретение и содержание запасов
на складе.
Пусть ежегодный
спрос на материалы составит Р в течение периода Л при цене материалов, равной
С. Расходы на оформление заказа равны 3, процент расходов на содержание запасов
— К.
Тогда общие
расходы на приобретение и хранение запасов на складе можно определить по
формуле:
М = РС + РЗ : Q + QKCо.п : 2 ,
(8)
где Q о.п — фиксированный объем партии
поставок.
Минимальный объем
партии поставок можно определить по формуле:
________
Q о.п = √ 2РЗ : КС .
(9)
Пусть ежегодная
потребность Р = 900 изделий, стоимость доставки изделий С = 45 ед. на изделие,
расходы на содержание изделий на складе (в процентах к стоимости изделия) К = 25%,
расходы на оформление заказа составили 50 ед. на заказ, время на поставку Л = 10
дней. Используя формулу (9), можно определить оптимальную партию поставок
__________________
Q о.п = √ 2 ∙ 900 ∙ 59 : 0,25
∙ 45 = 89 изделий .
На рис. 2, 3
показаны модели зависимости расходов от объема заказа и изменение уровня
запасов от времени поступления. Период повторного заказа можно определить по
формуле:
П =
(ЛǽР) : 250 = (10ǽ900) : 250 = 36 дн.,
где 250— количество рабочих дней в
году.
Рис.2. Расходы
на содержание Рис.3. Модель при фиксированном
запаса и заказ
объеме заказа
VII.
Выбор поставщика
Выбор поставщика
является основой создания устойчивой базы снабжения любого предприятия.
Решение разместить заказ у конкретного поставщика зависит от ряда факторов.
Поставщик должен удовлетворять по качеству и объему поставляемой продукции,
условиям доставки продукции, цене и уровню обслуживания. Немаловажным при выборе
поставщика является его техническое состояние, развитость инфраструктуры,
финансовое положение, трудовые отношения и местонахождение.
Решения о выборе
поставщика можно рассматривать как выбор в условиях неопределенности, что
сопряжено с достаточно высоким риском. Риск будет возрастать при закупке
неизвестных сырья или изделий. Поэтому следует обращаться к дополнительным
источникам информации. Это могут быть каталоги, журналы, рекламные объявления и
использование Интернета.
Все это
свидетельствует о том, что оценка поставщика — непрерывный процесс
отслеживания деятельности существующих поставщиков. Обычно
предприятия-заказчики разбивают существующих поставщиков на две группы. В
первую входят новые поставщики, надежность которых еще не проверена. Вторую
группу составляют поставщики, уже зарекомендовавшие себя в прошлые годы. Эти
поставщики постоянно оцениваются с формальных и неформальных позиций.
Неформальная оценка включает оценку личных контактов с поставщиком и
сотрудниками его подразделений. Заказчик аккумулирует всю информацию о
поставщике, особенно важно установить личные контакты с отделом закупок.
Многие компании
(фирмы) проводят рейтинги поставщиков при балльной системе оценки по каждому
фактору. Хорошие результаты деятельности поставщика могут быть вознаграждены
дополнительными заказами, в то время как слабые поставщики могут получить
сниженные объемы заказа или отказ от их услуг.
Большинство
предприятий наблюдает за деятельностью основных поставщиков гораздо
внимательнее, чем за второстепенными поставщиками. При этом используется модель
ABC для деления поставщиков аналогично делению запасов по объемам и цене закупаемых
партий материалов. Цель такого деления на категории заключается в том, чтобы
оценить каждую категорию по соответствующей схеме оценки поставщиков.
Важной является
оценка деятельности не только существующего поставщика, но и потенциального.
Для проверки деятельности потенциального поставщика часто необходимы
значительные затраты времени и средств. При оценке потенциальных поставщиков
наиболее важными факторами являются такие, как технические и инженерные
возможности поставщика, его производственный и финансовый план и способность
эффективно управлять производством.
При оценке
потенциального поставщика необходимо ответить на следующие вопросы: способен
ли данный поставщик удовлетворить потребности заказчика в краткосрочном и
долгосрочном периоде и имеются ли доводы о том, что данный поставщик сможет
обеспечить потребности заказчика в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Важна оценка
финансовой стороны поставщика. В числе других показателей проверяется его
кредитный рейтинг, структура капитала, рентабельность, оборотный капитал,
состояние запасов, коэффициент ликвидности, доходность инвестиций и др. Все эти
показатели характеризуют финансовую стабильность и конкурентоспособность
продукции поставщика.
Кроме указанных
факторов, которые следует учитывать при выборе поставщика, важным является и
решение покупать продукцию у производителей или у дистрибьюторов. Для принятия
этого решения нужно исследовать финансовое состояние, сложившуюся репутацию,
качество поставляемой продукции и обслуживания, надежность поставок и
обоснованность цены. Все эти факторы следует учитывать при выборе
дополнительных источников снабжения.
VIII.
Выводы
· При организации МТО предприятий в
условиях рыночных преобразований широко используются логистические подходы.
Главная часть инфраструктуры процесса снабжения — складское хозяйство.
· Одним из основных вопросов
организационной структуры управления МТО по функциям и товарному принципу
является определение потребности в материальных ресурсах. Для определения
материальных
ресурсов применяются различные методы.
· Основное преимущество коммерческой
логистики состоит в том, что использование логистического метода в снабжении
позволяет минимизировать транспортные издержки при рационализации процесса
снабжения.
· Особый интерес представляют методы
планирования в снабжении и логистике: модели по определению партии поставок
продукции, минимизации расходов на содержание запасов.
· Выбирая поставщика при организации
закупок материальных ресурсов, следует соблюдать основные принципы, что
является гарантией надежности и эффективности организации процесса снабжения
материальными ресурсами.
IX. Литература
1. Горфинкель В.Я., Швандар В.А.
Экономика предприятия. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2000.
2. Грузинов В.П., Грибов В.Д.
Экономика предприятия: Учебное пособие. – 2-е изд. доп. – М.: Финансы и
статистика, 2001.
3. Киршина М.В. Коммерческая
логистика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2001.