Пути усовершенствования налогообложения в РБ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. Налоговая как инструмент
государственной социальной и экономической политики
Основные
понятия и сущность налогообложения
Классификация
налогов
Налоговое
администрирование в РБ
II. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки
2.2. Налоги, относимые на
себестоимость
2.3. Налоги, уплачиваемые из прибыли
III.
ПУТИ
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ
3.1. Изменения налоговой нагрузки в
1993-2006 г.г
3.2. Пути реформирования налоговой
системы РБ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются
необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения
государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается
преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной
источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги
используются для экономического воздействия государства на общественное
производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического
прогресса, поэтому данная тема курсовой работы является актуальной в настоящее
время.
Проблемы
налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных
деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял
налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что
ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у
подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников
теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для
тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.
Система
налогообложения регламентируется Налоговым кодексом Республики Беларусь,
указами и декретами Президентами РБ, постановлениями Министерства Финансов РБ и
Совета Министров РБ. Вопросы налогообложения рассматриваются на страницах
Национальной Экономической Газеты, «Финансы, анализ, аудит», в журнале «Вестник
Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» и в других периодических
изданиях.
Целью написания
данной работы является изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы
и современного налогообложения в Республике Беларусь. Также целью является на
основании изученной темы определить пути совершенствования налоговой системы
РБ.
Для достижения
этих целей определены следующие задачи:
ü
изучение
сущности, классификации и основных понятий налогообложения,
ü
изучение
налогов, как экономической категории государства,
ü
изучение
структуры налогового администрирования,
ü
изучение
налогов по способу их начисления и объекту обложения,
ü
анализ
изменений налоговой системы Республики Беларусь за последнее десятилетие,
ü
формирование
моделей и рекомендаций по совершенствованию налогообложения в РБ.
Объектом изучения
в данной работе выступают налоги, налогообложение, налоговая система
государства, налоговое администрирование, налоговые ставки и понятие налоговой
нагрузки.
Предметом
изучения выступает современная система налогообложения в Республике Беларусь.
При проведении исследования применялись
аналитические, экономико-статистические методы и приемы.
Для написания
данной курсовой работы основными источниками информации выступали: учебник
«Налоги» доктора экономических наук Н.Е.Заяц, учебник Василевской Т.И. «Налоги
Беларуси», периодические издания «Директор», «Налоговый вестник МНС РБ»,
«Финансы, учет, аудит», Налоговый кодекс РБ и другие.
Данная работа
состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе
«Понятие и сущность налогообложения» рассматриваются: понятие, сущность и
основные элементы налогообложения, классификация налогов, а также структура и
задачи налогового администрирования.
Во второй главе
«Налогообложение в РБ» освещаются все основные налоги, уплачиваемые субъектами
налогообложения в РБ в разрезе налогооблагаемой суммы, ставок налога и
классифицируются на: налоги, уплачиваемые из выручки; налоги, уплачиваемые из
прибыли, а так же налоги, относимые на себестоимость.
В третьей главе
«Пути усовершенствования налогообложения в РБ» анализируется состояние
налоговой системы в Республике Беларусь с момента ее зарождения и до настоящего
момента, а также предоставляются заключения и рекомендации по улучшению
налоговой системы и снижению налоговой нагрузки.
В заключении
обобщена накопленная информация и сделаны выводы о важности развития и
улучшения современной системы налогообложения в Республике Беларусь в настоящее
время.
I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
Основные
понятия и сущность налогообложения.
Обширные функции
современного государства в экономической сфере и высокий уровень социальных
обязательств, наряду с традиционными задачами государственной власти по
поддержанию внешней обороноспособности и внутреннего правопорядка, требуют
прочной финансовой базы, основным средство обеспечения которой являются
налоги.[7,c.28]
Основными
элементами налогообложения являются:
Налоги – это обязательные платежи
юридических и физических лиц в бюджет, установленные и принудительно
изымаемые государством в форме перераспределения части общественного
продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей.
[15,c.116]
Налогообложение – это процесс установления и
взимания налогов в стране, определение величин налогов, их ставок, а также
порядок уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых
налогами.
Субъект налога
(плательщик)
- это юридическое или физическое лицо, которое обязано платить налог.
Объект налога – это предмет, действие или
явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость и так далее), которые в
соответствии с законом подлежат обложению налогом.
Источник
налога – это
доход субъекта (прибыль, заработная плата, проценты, дивиденды и так далее), из
которого уплачивается налог.
Налоговая база – это часть объекта
обложения, которая образуется в результате учета всех льгот и изъятий и
служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки.
Налоговая
ставка- это
величина налога в расчете на единицу налогообложения. Она устанавливается в
процентах, либо в твердых суммах.
Налоговая
нагрузка -
это общая величина налоговой суммы.
Налоговая
льгота – это
предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии возможностей
не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем по сравнению с другими
налогоплательщиками размере, установленных законодательно.
Уплата налога – это совокупность действий
налогоплательщика по фактическому внесению суммы налога в бюджет или во
внебюджетный фонд.
Налоговая
система
государства - это совокупность действующих в данном государстве существенных
условий налогообложения.
Сущность налогов
выражается в отношениях между государственной властью, хозяйствующими
субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального
дохода на общегосударственные нужды. Специфичность этих отношений состоит в
том, что они не являются равноправными. В них государство выступает главным
действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в
свое распоряжение части доходов населения на условиях безвозвратности. По
своей сути налог – это одностороннее движение средств в бюджет, а приводным
механизмом к его осуществлению служит принудительный и бесспорный характер
взимания.[22,c.66]
Налогообложение в
структуре общественных отношений выполняет ряд чрезвычайно важных и сложных
задач. Принципиально их можно свести к трем основным функциям:
1.
фискальная
–
обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу
государственной политики. Мобилизуя через налоги часть национального дохода,
государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса
производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие
экономики в нужном направлении,
2.
регулирующая - состоит в способности
налогов воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост,
устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным
спросом. Регулирующая функция реализуется через механизм налогового
регулирования, который включает совокупность мер косвенного воздействия
государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у
предприятий в бюджет, повышения или понижения общего уровня налогообложения,
предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных
сферах предпринимательства или регионах страны[9,c.51],
3.
стимулирующая - ориентирует налоговый
механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради
достижения необходимого ему эффекта государство может предоставлять льготы,
отсрочки платежей, налоговых каникул. Задача стимулирующей функции состоит в
том, чтобы на ряду с применением оптимального уровня изъятий, создавать стимулы
для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический
прогресс общества[3,c.215].
Система
налогообложения государства базируется на определенных принципах, основными из
которых являются:
1.
Каждое
лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по
которым это лицо признается плательщиком.
2.
ни на
кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины) и
иные взносы и платежи.
3.
налогообложение
в РБ основывается на признании всеобщности и равенства.
4.
не
допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате,
наносящих ущерб национальной безопасности РБ, ее территориальной целостности,
политической и экономической стабильности.
5.
допускается
установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок
таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в
соответствии с налоговым кодексом и таможенным законодательством.[13,c.24]
Принципы и задачи
налогообложения базируются на налоговом законодательстве, которое включает в
себя: Налоговый Кодекс РБ; Декреты, указы и распоряжения Президента РБ,
Постановления Правительства РБ, Нормативные правовые акты республиканских
органов государственного управления, органов местного управления и
самоуправления, регулирующие и содержащие вопросы налогообложения.
Налоговая
система государства складывается в результате его исторического развития под
влиянием множества факторов. Характеристика налоговой системы прежде всего
основывается на таких экономических показателях, как налоговое бремя
(налоговый гнет), соотношение и структура прямых и косвенных налогов. В то же
время определяющее значение имеют политико-правовые факторы, определяющие
распределение хозяйственно-экономических функций и степень контроля
центральных и местных органов государственной власти.[8,c.46]
Налоговая система
Республики Беларусь представляет собой совокупность предусмотренных налоговым
законодательством налогов РБ, сборов (пошлин); порядка их установления,
введения и отмены; установления прав и обязанностей плательщиков, налоговых
органов и других участников отношений, регулируемых актами налогового
законодательства; а так же форм и методов налогового контроля. [18,c.25]
Классификация
налогов.
Множество
объектов налогообложения требует классификации налогов по различным признакам.
Основными классификационными признаками являются:
1.
в
зависимости от каналов поступления различают:
республиканские или общегосударственные
налоги (взимаются центральным правительством на основании государственного
законодательства РБ и направляются в государственный бюджет), к которым
относятся:
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
налог на прибыль;
налоги на доходы;
подоходный налог с физических лиц;
экологический налог;
налоги с пользователей природных ресурсов;
налоги на имущество;
земельный налог;
дорожные налоги и сборы;
таможенная пошлина и таможенные сборы;
гербовый сбор;
оффшорный сбор;
консульский сбор;
экологический сбор за проезд
автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников;
государственная пошлина;
регистрационные и лицензионные сборы;
патентные пошлины. [13,c.38]
местные или
региональные налоги (взимаются местными органами управления на соответствующей
территории и поступают в местный бюджет), к которым относятся:
налог с розничных продаж;
налог за услуги;
налог на рекламу;
сборы с пользователей.
2.
по видам плательщиков:
взимаемые с юридических лиц,
взимаемые с физических лиц.
3.
по способу изъятия:
прямые –
направлены на имущественные объекты или доходы юридических и физических лиц, к
которым относятся:
реальные –
взимаются с отдельных видов имущества налогоплательщиков на основе перечня,
учитывающего среднюю, а не действительную доходность налогоплательщика. К ним
относятся:
·
земельный налог,
·
налог с объектов строений,
·
налог с владельцев транспортных средств,
·
сельскохозяйственный налог.
личные – это налоги на доход
или имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источников дохода или
по декларации, при исчислении которых принимается во внимание финансовое положение
налогоплательщика. К ним относятся:
·
подоходный налог с населения,
·
налог на прибыль предприятий,
·
налог на прибыль иностранных юридических лиц от
деятельности на территории РБ,
·
налог на доходы.
косвенные
– это платежи, включаемые в цену товара. К ним относятся:
акциз – налог с оборота,
взимаемый со стоимости товаров массового производства,
налог на добавленную стоимость, который
является частью вновь созданной стоимости,
таможенная пошлина –
косвенный налоги на импортные или экспортные товары, поступающие в доход
бюджета государства.
4.
по объекту обложения:
платежи, уплачиваемые из выручки от
реализации:
·
НДС,
·
Акцизы,
·
Платежи по общему нормативу 3,9%
(сельскохозяйственный сбор, отчисление в жилищно-инвестиционный фонд),
·
Налог на продажу в розничной торговле,
·
Налог с продаж автомобильного топлива,
·
Таможенные сборы.
платежи, включаемые в себестоимость
продукции, работ, услуг:
·
единый платеж от фонда оплаты труда,
·
отчисления в Фонд социальной защиты населения,
·
платежи за землю,
·
экологический налог,
·
отчисления в центральные инновационные фонды,
·
сбор на содержание и размещение отходов,
·
государственная пошлина.
платежи, уплачиваемые из прибыли:
·
налог на недвижимость,
·
налог на доходы,
·
налог на прибыль,
·
транспортный сбор,
·
сбор на содержание и развитие инфраструктуры
города.
сборы, относимые юридическими лицами на
финансовый результат:
·
оффшорный сбор – объектом налогообложения
является перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту,
зарегистрированному в оффшорной зоне.[17,с.12]
Налоговое
администрирование в РБ.
Одно из
важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства – это
обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины
налогоплательщиков. Уплата налогов оказывает мощное регулирующее воздействие на
жизнь общества.
В начале рыночных
преобразований в Республике Беларусь отсутствовали традиции рыночного
хозяйствования, в том числе и в области налогообложения. Большинство
государственных контролирующих органов и налогоплательщиков оказалось не
готовым к принципиально новой экономической ситуации. Прежде платежи в бюджет
осуществлялись автоматически и граждане считали, что перечисление налогов в
бюджет – обязанность, скорее, самого государства. [8,c.49]
Возникла
необходимость в создании самостоятельной государственной структуры,
обеспечивающей не только сбор налогов в бюджет и контроль за соблюдением
законодательства о налогах и предпринимательстве, но и осуществляющей
разработку методологической базы по налогообложению и доведение ее до сведения
налогоплательщиков. Весной 1990 года такая структура появилась: в составе
Министерства финансов на базе инспекции государственных доходов была образована
Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов БССР. В
течение последующих 10 лет налоговая служба республики неоднократно
преобразовывалась: это была и Главная государственная налоговая инспекция при
Кабинете Министров Республики Беларусь, и Государственных налоговый комитет
Республики Беларусь. И, наконец, Указом Президента РБ от 24.09.2001г. №516 «О
совершенствовании системы республиканских органов государственного управления
и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики
Беларусь» Государственный налоговый комитет РБ был преобразован в Министерство
по налогам и сборам Республики Беларусь.
В РБ к числу
государственных органов, осуществляющих налоговое администрирование, относятся
также таможенные и иные государственные органы, обладающие полномочиями
налоговых органов (например, органы Комитета государственного контроля РБ).
Специфика
вопросов, решаемых органами налогового администрирования, предопределяет
содержание их деятельности и функции.
Функции налоговых
органов, их права и обязанности, права и обязанности должностных лиц налоговых
органов изложены в Законе РБ «О государственной налоговой инспекции Республики
Беларусь».
Основные задачи
налоговых органов – это:
1.
контроль
за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве,
2.
обеспечение
правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет,
3.
обеспечение
учета налогов,
4.
разработка
предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации
работы государственных налоговых органов,
5.
осуществление
валютного контроля в пределах своей компетенции,
6.
предупреждение,
пресечение правонарушений в сфере своей компетенции,
7.
привлечение
к ответственности лиц, виновных в правонарушениях, предусмотренных
законодательством о налогах и предпринимательстве,
8.
подготовка
налоговых соглашений с другими государственными, осуществление связей с их
налоговыми службами, изучение опыта их работы,
9.
издание
методических указаний и разъяснений о порядке исчисления и взимания
налогов.[14,c.29-30]
Налоговые органы
используют правовые и не правовые формы управления.
Правовой
считается деятельность, которая непосредственно влечет правовые последствия и
осуществляется на основе нормативного оформления (например, издание инструкций,
методических указаний и разъяснений). Не правовыми формами управления принято
считать организационные действия.
Одним из
важнейших институтов налогового законодательства является налоговый контроль,
который определяется как контроль за исчислением, полнотой и своевременностью
внесения в бюджет налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. По
временному критерию различаются предварительный, текущий и последующий
контроль. Выбор конкретного вида контроля в каждом государстве зависит от
многих причин, в том числе от уровня развития налоговой системы и общей
организации контроля. В настоящее время в республике преобладает последующий
контроль, применение которого обусловлено, с одной стороны, недостаточным
уровнем информатизации субъектов налогообложения, налоговых органов и
государства в целом, с другой – по-прежнему недостаточной правовой культурой.
Однако, как показывает опыт государств с давними налоговыми традициями, по мере
развития компьютеризации и налоговой культуры в обществе приоритет
последующего контроля утрачивает свою главенствующую роль. Предварительный и
текущий контроль, непосредственно связанные с уровнем правовой культуры,
возможностями обработки и анализа сведений о налогоплательщиках, должны в
равной мере сочетаться с последующим контролем.
Основными
условиями осуществления налогового контроля являются учет налогоплательщиков и
учет поступления налогов. В настоящее время налоговый контроль проводиться
посредством проверок. По кругу исследуемых в ходе проверки вопросов
налоговые проверки подразделяются на камеральные, выездные (плановые и
внеплановые; комплексные, тематические, встречные) и рейдовые. Правовой режим
и правовая регламентация проверки зависят от ее вида и регулируются
соответствующими нормативными правовыми актами.
Следует иметь в
виду, что выполнение главной задачи налогового администрирования – обеспечение
«собираемости» налогов – зависит не только и не сколько от эффективности
работы налоговых администраций, сколько определяется прежде всего
возможностями самой экономики. [5,c.23]
II. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
2.1.
Налоги,
уплачиваемые из выручки.
Налоги,
уплачиваемые из выручки, подразделяются на:
1. Налог на
добавленную стоимость.
Плательщиками
налога являются организации и физические лица, признаваемые плательщиками в
связи с перемещением товаров через таможенную границу РБ в соответствии с
таможенным законодательством РБ, филиалы, представительства и иные обособленные
подразделения белорусских организаций, имеющих отдельный баланс и текущий либо
иной другой банковский счет. Объектами налогообложения являются: обороты по
реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты
интеллектуальной собственности на территории РБ; обороты по реализации товаров
(работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности за
пределы РБ; товары, ввозимые на таможенную территорию РБ.[21,c.26]
Зачетный метод
исчисления налога на добавленную стоимость заключается в том, что
налогоплательщик вместе с выручкой за реализованные товары (работы, услуги)
получает от своих покупателей не только стоимость своих товаров (работ,
услуг), но и дополнительно налог, причитающийся к уплате в бюджет. В свою
очередь каждый налогоплательщик сам производит различные платежи за товары
(работы, услуги) в пользу других субъектов хозяйствования и при этом также,
кроме стоимости товара (работы, услуги) уплачивает поставщику и НДС. Разница
между полученным и уплаченным налогом уплачивается в бюджет, если она
положительная, или возвращается (зачитывается) государством налогоплательщику,
если она отрицательная.[16,с.10]
С 01.01.2005г.
вступило в силу Соглашение между Правительством РБ и Правительством Российской
Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте или импорте
товаров, выполнения работ, оказании услуг, следовательно, с 2005 года при
экспорте товаров применяется принцип взимания налога на добавленную стоимость
по стране назначения – освобождение от налога экспортируемых (ввозимых)
товаров и взимание налога по импортируемым (ввозимым) товарам.
Ставки налога на
добавленную стоимость:
0%: при реализации
экспортируемых товаров; работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и
иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией
экспортируемых товаров; экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные
перевозки, а также экспортируемых услуг по производству товаров из
давальческого сырья (материалов).
10%: при реализации
производимой на территории РБ продукции растениеводства, животноводства,
рыбоводства и пчеловодства; при реализации предприятиями продовольственных
товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом Министров РБ по
согласованию с Президентом РБ; при ввозе на таможенную территорию РБ
продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом
Министров РБ по согласованию с Президентом РБ.
18%: во всех других случаях
реализации товаров (работ, услуг),
9.09%: при реализации товаров
(работ, услуг) по регулируемым розничным ценам с учетом НДС,
15.25%: при реализации товаров
(работ, услуг) по регулируемым розничным ценам с учетом НДС.
Освобождаются от
налогообложения НДС обороты от реализации на территории РБ:
ü
лекарственные
средства, а также медицинская техника,
ü
услуги по
уходу за больными,
ü
услуги по
содержанию детей в дошкольных учреждениях,
ü
услуги в
сфере образования, связанные с учебным процессом,
ü
жилищно-коммунальные
услуги, оказываемые населению,
ü
услуги по
перевозке пассажиров государственным транспортом,
ü
услуги
связи населению,
ü
услуги
адвокатов населению.
2. Акцизы.
Плательщиками
акцизов являются: организации и индивидуальные предприниматели производящие
подакцизные товары, ввозящие их на таможенную территорию РБ и (или) реализующие
ввезенные на таможенную территорию РБ подакцизные товары; филиалы, представительства
и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный
баланс и текущий либо иной банковский счет.
Объект обложения
акцизами в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок
акцизов определяется:
а) по
произведенным подакцизным товарам:
- как объем
произведенных подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых
установлены твердые (специфические) ставки акцизов,
- как стоимость
подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов, на
которые установлены адвалорные ставки акцизов,
б) по подакцизным
товарам, ввозимых на таможенную территорию РБ:
- как объем
ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых
установлены твердые (специфические) ставки акцизов,
- как таможенная
стоимость, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенной пошлины ми сборов
за таможенное оформление, - по подакцизным товарам, в отношении которых
установлены адвалорные ставки акцизов,
в) при реализации
ввезенных на таможенную территорию РБ подакцизных товаров, в отношении которых
установлены адвалорные ставки акцизов, - как стоимость (без учета акцизов)
реализованных товаров,
г) при реализации
ввезенных на таможенную территорию РБ без уплаты акцизов подакцизных товаров, в
отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, - как
объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.
При исчислении
акцизов (кроме акцизов, взимаемых при ввозе подакцизных товаров) в облагаемый
оборот включается фактически отгруженные (переданные, использованные на
собственные нужды) в отчетном периоде подакцизные товары.
При натуральной
оплате труда подакцизными товарами собственного производства, обмене с участием
подакцизных товаров, их передаче безвозмездно или по ценам ниже рыночных
объектом налогообложения являются:
- по товарам, на
которые установлены твердые ставки акцизов, - объем таких товаров,
- по товарам, на
которые установлены адвалорные ставки акцизов,- стоимость подакцизных товаров,
определяемая исходя из максимальных отпускных цен без учета акцизов на
аналогичные товары собственного производства на момент передачи готовых
товаров, а при их отсутствии – исходя из рыночных цен, сложившихся в данном
регионе на аналогичны товары в предыдущем отчетном периоде.
Акцизы не
уплачиваются по подакцизным товарам, вывозимых за пределы РБ. Указанное
положении не распространяется на подакцизные товары, экспортируемые из РБ в
государства – участники Содружества Независимых Государств (кроме государств,
в торговых отношениях с которыми осуществляется взимание акцизов по принципу
страны назначения). Подакцизные товары, вывозимые в порядке товарообмена
подлежат обложению акцизами.
Сумма акцизов,
подлежащая уплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территорий
государств – участников Содружества Независимых Государств, уменьшатся на сумму
акцизов, фактически уплаченную в стране их происхождения. Настоящее положение
применяется на условиях взаимности в порядке, определяемом Советом Министров
РБ.
Акцизами
облагаются следующие товары:
· спирт технический,
· алкогольная продукция,
· табачная продукция,
· нефть и нефтепродукты,
· ювелирные изделия,
· легковые автомобили и
микроавтобусы.
На всей
территории РБ действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных
плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на
таможенную территорию РБ и (или) реализуемых на таможенной территории РБ.
Ставки акцизов на товары могут устанавливаться в абсолютной сумме на физическую
единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки) или в
процентах от стоимости товаров (адвалорные ставки). Ставки акцизов
устанавливаются Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ. В 2004
году ставки акцизов установлены постановлением Совета Министров РБ от
21.01.2003г. №63 (с учетом изменений и дополнений).
Сумма акциза
рассчитывается следующими способами:
1. сумма акцизов
по товарам, на которые установлены адвалорные ставки:
А=Н*С/100, где А
– сумма акциза, Н – стоимость товара без акциза, С- ставка акциза в %.
2. сумма акцизов
по товарам, на которые установлены твердые ставки
А=V*С, где А – сумма акциза, V – объем продукции в натуральном
выражении, С – ставка акциза.
Расчеты
предоставляются не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.
Окончательный расчет должен быть произведен не позднее 22 числа месяца,
следующего за отчетным.
3. Единый
платеж (сбор
на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов, сбор
в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции,
продовольствия и аграрной науки, налог с пользователей автомобильных дорог в
дорожные фонды и сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и
ремонтом жилищного фонда).
Плательщиками
являются организации, филиалы, представительства и иные обособленные
подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий либо
иной банковский счет. В 2005 году отчисления уплачиваются единым платежом в
размере 3,9%.
Освобождаются от
уплаты налога:
1. организации,
осуществляющие предпринимательскую деятельность по производству продукции
растениеводства, животноводства, рыбоводства, пчеловодства и продуктов детского
питания,
2. организации
бытового обслуживания, располагающиеся в сельской местности,
3. организации,
осуществляющие научную деятельность,
4. организации,
финансируемые из бюджета,
5. организации,
осуществляющие лотерейную деятельность,
6. организации
применяемые упрощенную систему налогообложения,
7. Национальный
Банк РБ.
Сумма налога
рассчитывается как:
Н=НБ*С/100, где Н
– сумма налога, НБ – налогооблагаемая база, С- савка налога.
Плательщик
целевых платежей не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным
предоставляют налоговым органам декларацию о сумме начисленных сборов. Уплата
целевых сборов производиться не позднее 22 числа месяца, следующего за
отчетным.
4. Налог с
продаж товаров в розничной торговле.
Плательщиками
сбора являются организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с
законодательством; филиалы, представительства и иные обособленные
подразделения организаций, как имеющие, так и не имеющие обособленного баланса
и текущего и иного банковского счета, которые уплачивают налог в бюджет по
месту получения выручки. Объектом обложения являются операции по реализации в
розничной торговой сети товаров.
Ставки налогов:
15% - по товарам, ввезенным на
таможенную территорию РБ и выпущенных в сводное обращение в РБ,
5% - других товаров, включая
товары, реализуемые в магазинах беспошлинной торговли, а также соки, нектары, консервы
овощные и фруктово-ягодные, мед, кофе, стиральные машины, электропылесосы,
электроутюги, магнитофоны, видеокамеры, фотоаппараты, ввезенные на таможенную
территорию РБ и выпущенные в свободное обращение в РБ.
Освобождаются от
уплаты налога:
1. организации
розничной торговли, расположенные в сельской местности, за исключением
реализации ликероводочных и табачных изделий,
2. организации
общественного питания, уплачивающие налог на услуги,
3. организации и
индивидуальные предприниматели, используемые труд инвалидов, численность
которых составляет более 50% списочной численности работников в среднем за
отчетный месяц,
4. религиозные
организации.
Налогом на
продажу не облагается:
ü
ритуальные
принадлежности,
ü
книжная и
печатная продукция,
ü
медицинская
техника,
ü
зоологические
товары,
ü
обручальные
кольца.
ü
телефонные
карточки,
ü
лотерейные
билеты.
Налог с продаж
рассчитывается как:
НП=(НБ*С)/100,
где НБ- налогооблагаемая база, С- ставка налога.
Плательщик налога
не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным предоставляют налоговым
органам декларацию о сумме начисленного налога. Уплата налога производиться не
позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.
5. налог с
продаж автомобильного топлива.
Плательщиками
налога являются реализующие на территории РБ автомобильное топливо организации
и индивидуальные предприниматели; филиалы, представительства и иные
обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и
текущий либо иной банковский счет. Объектом налогообложения признаются
операции по реализации автомобильного топлива на территории РБ. Налог
исчисляется по ставке 25% от стоимости реализуемого автомобильного топлива,
исчисленной исходя из цен без учета НДС.
Налог с продаж
автомобильного топлива уплачивается ежемесячно. За текущий месяц вносятся
авансовые платежи по пятидневкам в размере 1/6 суммы налога, уплаченного в
предыдущем месяце с последующим перерасчетом исходя из фактической реализации.
Расчеты предоставляются не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.
Разница между суммой авансовых платежей и начисленной суммой налога
уплачивается не позднее 22 числа.
Налоги,
уплачиваемые из валовой выручки, включают в себя:
1. налог при
упрощенной системе налогообложения.
Плательщиками
налога являются предприятия и предприниматели со среднемесячной численностью
работников до 15 человек имеют право на применение упрощенной системы
налогообложения, если в течение двух кварталов, предшествующих кварталу, с
которого они претендуют на применение указанной системы налогообложения,
их ежеквартальная выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышала
размера 5000 базовых величин, установленных в данный период законодательством
РБ. Вновь созданные предприятия с указанной численностью работников или вновь
зарегистрированные предприниматели могут применять упрощенную систему
налогообложения со дня своего создания. Объектом налогообложения при
упрощенной системе налогообложения является валовая выручка, полученная от
реализации продукции, товаров (работ, услуг) за отчетный период. Валовая
выручка определяется как сумма выручки от реализации продукции, товаров
(работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций.
Ставка налога при упрощенной системе налогообложения устанавливается в размере
10% от валовой выручки. [16,с.13]
2. единый
налог для производителей сельскохозяйственной продукции.
Плательщиками
налога являются производители сельскохозяйственной продукции, у которых выручка
от реализации произведенной ими продукции растениеводства (кроме цветов и
декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства),
рыбоводства и пчеловодства составляет не менее 70% от общей выручки за
предыдущий финансовый год. Объектом налогообложения является валовая выручка,
которая определяется как сумма выручки от реализации продукции, товаров
(работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций.
Ставка единого налога установлена в размере 2% от валовой выручки.
2.2.
Налоги,
относимые на себестоимость.
Налоги, относимые
на себестоимость продукции, включают:
1.
Чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия
занятости.
Плательщиками
налога являются: юридические лица РБ, иностранные юридические лица и
международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы; филиалы,
представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, имеющие
отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет.
Объектом
налогообложения выступает фонд заработной платы, определенный Советом Министров
РБ, для исчисления чрезвычайного налога и обязательных отчислений в
государственный фонд содействия занятости.
В 2005 году
чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия
занятости уплачиваются единым платежом в размере 4% от фонда заработной платы.
При этом ставка чрезвычайного налога составляет 3%, обязательных отчислений в
государственный фонд содействия занятости - 1%.[16,с.14]
Налог
рассчитывается как:
НП=(НБ*С)/100,
где НБ- налогооблагаемая база, С- ставка налога.
Плательщик налога
не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным предоставляют налоговым
органам декларацию о сумме начисленного налога. Уплата налога производиться не
позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.
2. Налог за
пользование природными ресурсами (экологический налог).
Плательщиками
налога являются: юридические лица РБ, иностранные юридические лица и
международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы; филиалы,
представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, имеющие
отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет; организации,
финансируемые из бюджета.
Налогом
облагаются:
ü
Объемы
используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов;
ü
Объемы
выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;
ü
Объемы
переработанной нефти и нефтепродуктов;
ü
Объемы
перемещаемых по территории РБ нефти и нефтепродуктов;
ü
Объемы
отходов производства, размещенных на объектах размещения отходов;
ü
Объемы
размещения товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших
свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате
уничтожения товаров, помещенных под этот режим;
ü
Объемы
полезных ископаемых, добытых на разведанных за счет средств бюджета
месторождениях, в стоимостном выражении.
Налог состоит из:
¨
Платежей
за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов, платежей за выбросы
загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих
веществ в окружающую среду, платежей за размещение отходов производства в
пределах установленных лимитов, сверх установленных либо без установленных
лимитов в случаях, предусмотренных законодательством;
¨
Платежей
за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими
переработку нефти;
¨
Платежей
за перемещение по территории РБ нефти и нефтепродуктов;
¨
Платежей
за геологоразведочные работы, выполненные за счет средств бюджета.
Ставки налога за
использование природных ресурсов и за выбросы загрязняющих веществ в окружающую
среду устанавливаются Советом Министров РБ по представлению специально на
то уполномоченных государственных органов. Ставки экологического налога
утверждены Постановлением Совета Министров РБ от 5 февраля 2002г. №146 «О
ставках экологического налога, лимитах добычи природных ресурсов и допустимых
выбросов (сбросов) загрязняющих веществ». [16,с.17]
3. Платежи за
землю (земельный налог).
Плательщиками
налога являются юридические и физические лица (включая иностранные), которым
земельные участки предоставлены во владение, пользование либо в собственность.
Земельным налогом
облагаются земли:
v
сельскохозяйственного
назначения,
v
населенных
пунктов,
v
промышленности,
транспорта, связи, обороны и иного назначения,
v
лесного
фонда,
v
водного
фонда.
Размер земельного
налога определяется в зависимости от качества и местоположения земельного
участка и не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности
землевладельца, землепользователя и собственника земель. Размер земельного
налога на земли сельскохозяйственного назначения определяется по данным
кадастровой оценки земли. Земельный налог устанавливается в виде ежегодных
фиксированных платежей за гектар земельной площади. В 2005 году ставки
земельного налога индексируются на 34%.[16,с.9]
2.3.
Налоги,
уплачиваемые из прибыли.
Налоги,
уплачиваемые из прибыли включают в себя:
1. Налог на
прибыль.
Плательщиками
налога являются: юридически лица РБ, иностранные юридические лица и
международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы; филиалы,
представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, имеющие
отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет. Прибыль организации
облагается налогом по ставке 24%. Облагаемая налогом прибыль исчисляется исходя
из суммы прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей,
имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на
сумму расходов по этим операциям.
2.
налоги
на доходы
подразделяются на:
налог
на доходы по дивидендам и приравненным к ним доходам.
Плательщиками налога
являются юридически лица (включая иностранные юридические лица). Дивиденды и
приравненные к ним доходы, начисленные организациями, облагаются по ставке
15%.
налог
на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности.
Плательщиками
налога являются банки, небанковские кредитно-финансовые учреждения, страховые и
перестраховочные организации, а также иные юридические лица, получившие доходы
от операций с ценными бумагами. Налог на доходы кредитно-финансовыми
учреждениями и страховыми организациями исчисляется и уплачивается по ставке
30%, а иными организациями по доходам от операций с ценными бумагами – по
ставке 40%.
Налог
рассчитывается как:
НП=(НБ*С)/100,
где НБ- налогооблагаемая база, С- ставка налога.
Плательщик налога
не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным предоставляют налоговым
органам декларацию о сумме начисленных сборов. Уплата налога производиться не
позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.
3.
Налог
на недвижимость.
Плательщиками
налога являются юридические лица РБ, иностранные юридические лица и
международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы;
филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц
РБ, имеющих отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет. Налогом облагается
стоимость основных средств, являющихся собственностью или находящихся во
владении плательщиков, объектов незавершенного строительства, и также стоимость
принадлежащих физическим лицам жилых домов, садовых домиков, дач, жилых
помещений, гаражей и иных зданий и строений. Годовая ставка для организаций
установлена в размере 1%; для физических лиц – в размере 0,1%.
4.
Целевой
сбор на содержание и развитие инфраструктуры городов и районов.
Плательщиками
налога являются организации и индивидуальные предприниматели. Ставка сбора
установлена в размере 2% от налоговой базы.
Налог
рассчитывается как:
НП=(НБ*С)/100,
где НБ- налогооблагаемая база, С- ставка налога.
Плательщик налога
не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным предоставляют налоговым органам
декларацию о сумме начисленных сборов. Уплата налога производиться не позднее
22 числа месяца, следующего за отчетным.
5. Целевой
транспортный сбор на обновление и восстановление городского, пригородного
пассажирского транспорта, автобусов междугородного сообщения и содержание
ведомственного городского электрического транспорта.
Плательщиками
сбора являются организации и индивидуальные предприниматели. Ставка сбора
установлена в размере 2% от налоговой базы.[16,с.11]
Сбор
рассчитывается как:
НП=(НБ*С)/100,
где НБ- налогооблагаемая база, С- ставка налога.
Плательщик налога
не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным предоставляют налоговым
органам декларацию о сумме начисленных сборов. Уплата налога производиться не
позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.
III. ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ.
3.1. Изменения налоговой нагрузки в 1993-2005 г.г.
Высокая налоговая
нагрузка – одна из причин низкой конкурентоспособности отечественной продукции.
Ситуацию в реальном секторе усугубляет существование значительного числа
косвенных налогов, целевых бюджетных фондов, которые в полной мере не решают
задачу формирования доходной части бюджета и финансирования программ
социального развития.
В течение
последних лет происходило снижение налоговой нагрузки, хотя она по-прежнему
остается самой высокой на территории ЕврАзЭС, что отражено в таблице 3.1.
Таблица
3.1.
Сравнительный
анализ экономического роста и уровня налоговой нагрузки на экономику РБ в
1995-2003г.г.
Показатели
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
Темпы роста ВВП, %
|
89,6
|
102,8
|
111,4
|
108,4
|
103,4
|
106
|
104,1
|
104,7
|
105,6
|
Реальная налоговая нагрузка на
экономику (без учета ФСЗ), %
|
32,1
|
28,5
|
31,2
|
30,4
|
32,0
|
31,8
|
30,2
|
28,2
|
29,4
|
42,6
|
39,2
|
41,9
|
41,1
|
42,4
|
42,2
|
41,5
|
39,7
|
40,7
|
Задолженность по платежам в бюджет
и внебюджетные фонды, в % к ВВП
|
4,6
|
7,6
|
1,3
|
0,5
|
0,3
|
0,5
|
0,8
|
0,9
|
1,5
|
Номинальная налоговая нагрузка на
экономику (с учетом ФСЗ), %
|
47,2
|
46,9
|
43,1
|
41,6
|
42,7
|
42,7
|
42,3
|
40,6
|
42,2
|
Источник: [11,c.33 ]
Основная доля
налоговых изъятий приходиться на налоги, взимаемые с фонда оплаты труда, что
дает двойной негативный эффект: уменьшает финансовый результат (прибыль) и
приводит к сокращению реальных доходов населения. Динамика их изменений за
предшествующие годы представлена в Таблице 3.2.
Таблица
3.2.
Уровень
налоговых изъятий от фонда оплаты труда в 1998-2002 годах, в %
Показатели
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
Налоги и отчисления с ФОТ
|
52,1
|
52,3
|
50,3
|
49,1
|
49,4
|
Чрезвычайный налог
|
3,0
|
2,7
|
2,8
|
0,0
|
0,0
|
Отчисления в фонд занятости
|
1,1
|
1,0
|
1,0
|
0,0
|
0,0
|
Единый платеж от ФОТ
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
3,6
|
3,8
|
Подоходный налог
|
11,9
|
10,2
|
10,6
|
9,9
|
9,7
|
Отчисления на содержание ДДУ
|
2,2
|
2,7
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
ФСЗН
|
33,9
|
35,8
|
35,9
|
35,5
|
35,9
|
Источник: [1,c.37]
Как
свидетельствуют данные таблицы, за счет прямых налогов от ФОТ формируется
около 13% доходов консолидированного бюджета и практически весь
внебюджетный фонд социальной защиты населения. Наибольший удельный вес в
структуре платежей от ФОТ они составляют около 75%. Доля подоходного налога
занимает 19% в общей сумме налогов на ФОТ. Необходимо отметить, что за
анализируемый период наблюдается устойчивое сокращение уровня изъятия по
подоходному налогу, что отражает тенденцию снижения общего уровня жизни
населения и сокращения получаемых ими доходов, а так же провоцирует сокрытие
объекта налогообложения.
С самого начала
становления и развития налоговой системы Республики Беларусь система
налогообложения постоянно корректируется и изменяется. Динамика этих изменений
отражена в Таблице 3.3.
Таблица
3.3.
Динамика
удельного веса налогов в доходах консолидированного бюджета РБ в 1993-2003
г.г., млрд.руб.
показатель
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
Доходы гос.бюджета
|
3,6
|
6,5
|
36,2
|
51,3
|
11,3
|
239,5
|
1054,9
|
3179,3
|
5728,7
|
8204
|
12168
|
Налоговые поступления
|
3,2
|
5,7
|
28,6
|
39
|
85,9
|
205,3
|
923,7
|
2898,5
|
5113,2
|
7219,1
|
10544
|
в % к доходам бюджета
|
88,5
|
87,1
|
78,9
|
76,0
|
77,2
|
85,7
|
87,6
|
91,2
|
89,3
|
88,0
|
86,7
|
В том числе
|
|
Косвенные налоги
|
1,5
|
2,6
|
13,3
|
20,8
|
48,2
|
119,5
|
577,9
|
1862,6
|
3201,9
|
4553,4
|
6658,1
|
в % к доходам бюджета
|
42,2
|
40,2
|
36,8
|
40,6
|
43,3
|
49,9
|
54,8
|
58,6
|
55,9
|
55,5
|
54,7
|
Прямые налоги
|
1,4
|
2,6
|
12,3
|
13,6
|
31,1
|
66,6
|
269,5
|
887,1
|
1609,2
|
2150,8
|
3033,6
|
в % к доходам бюджета
|
37,8
|
40,0
|
34,0
|
26,5
|
28,0
|
27,8
|
25,6
|
27,9
|
28,1
|
26,2
|
24,9
|
Смешанные налоги
|
0,3
|
0,5
|
3
|
4,6
|
6,6
|
19,2
|
76,3
|
148,8
|
302,1
|
514,9
|
852,2
|
в % к доходам бюджета
|
8,5
|
7,7
|
8,3
|
8,9
|
5,9
|
8,0
|
7,2
|
4,7
|
5,3
|
6,3
|
7,0
|
Источник: [12,c.43]
Такое положение
затрудняет реализацию основных функций налогов – распределительную и
стимулирующую. В то же время существование таких налоговых поступлений
позволяет обеспечить формирование доходной части бюджета в условиях сезонных
колебаний объемов производства, остатков готовой продукции и финансового
положения реального сектора экономики. Тем не менее на перспективу в
республике избран курс на сокращение оборотных налогов и платежей из выручки.
3.2.
Пути реформирования налогообложения в РБ.
Применяемая в
республике налоговая система имеет общепризнанный набор налоговых платежей,
используемых в европейских странах и в странах СНГ, однако активное участие
Беларуси в региональных экономических группировках и, в частности, в
Евразийском экономическом сообществе вызывает необходимость реформирования
национальной налоговой системы.
Формирование
равной налоговой нагрузки в пределах объединенной экономики является базовым
условием формирования единого налогового пространства, обеспечивающим свободу
движения товаров, труда и капитала и создающим равные условия развития
национальных экономик.[19,c.36]
Основное
направление совершенствования налоговой системы республики и приближения ее к
уровню налогообложения на территории единого экономического пространства –
снижение налоговой нагрузки.
Несмотря на то,
что определенные подвижки в области отчислений в бюджетные фонды происходят,
проблема их существования в налоговой системе республики остается по-прежнему
острой. Введение целевых фондов не должно идти вразрез с общей налоговой
политикой налоговой гармонизации. Для этого необходимо проводить развернутую
оценку влияния на экономические процессы каждого платежа, последствий их
ведения и применения как на национальной территории, так и в региональном
союзе в целом. Появляется объективная необходимость регулирования правовых
отношений, возникающих при установлении, изменении, отмене различных платежей,
применении льгот и санкций. Также должна быть определена программа,
предусматривающая наряду с налоговой политикой политику поэтапной отмены целевых
платежей.[15,c.24]
Поэтому
упорядочение бюджетных отношений в части функционирования государственных
целевых фондов является первоочередной задачей налогового законодательства,
позволяющей снизит общую нагрузку на налогоплательщика во всех отраслях
экономики, выровнять базы налогообложения и ускорить процесс унификации
налоговой системы в рамках проводимой политики налоговой гармонизации.
Один из вариантов
налогового реформирования предполагает:
ü
Переход
на единую ставку изъятия налога на добавленную стоимость в размере 18% по всем
видам налогооблагаемых оборотов с учетом полного возмещения сумм налога по
нулевой ставке,
ü
Сокращение
отдельных видов ставок акцизов (на сырую нефть, автомобильные бензины и
дизельное топливо) в соответствии с аналогами в Российской Федерации,
ü
Полную
отмену отчислений от выручки в целевые фонды и единого платежа от фонда оплаты
труда,
ü
Снижение
ставки взносов на социальную защиту до 26.[11,c.35]
Предложенные
изменения отразятся следующим образом на структуре налоговых платежей и общей
величине налоговой нагрузки:
Таблица
3.4.
Уровень
изъятия и отчислений в условиях действующей налоговой системы и предлагаемого
варианта реформирования
показатели
|
в % к ВВП при действующей
налоговой системе
|
в % к ВВП при варианте реформирования
|
отклонение
|
НДС
|
8,5
|
5,4
|
-3,1
|
Акцизы
|
2,3
|
2,0
|
-0,3
|
Отчисления в целевые фонды
|
6,5
|
-
|
-6,5
|
ФСЗ
|
11,4
|
8,3
|
-3,1
|
Налог на прибыль
|
4,0
|
4,2
|
+0,2
|
Подоходный налог
|
3,4
|
3,5
|
+0,1
|
Прочие
|
3,6
|
5,0
|
+1,4
|
Общая сумма всех платежей
|
39,7
|
28,4
|
-11,3
|
Источник: [11,c.35]
Основной целью
корректировок налоговой системы является достижение баланса интересов
государства (по сбору налогов) и бизнеса (по возможностям экономического
развития). [10,с.6]
Таким образом, в
качестве основных направлений реформирования налоговой системы можно
предложить поэтапное решение наиболее актуальных для реального сектора
экономики задач:
· Сокращение до минимума, а в
последствии и отмена налогов, уплачиваемых из выручки,
· Снижение налогового бремени
на фонд оплаты труда,
· уменьшение количества
платежей за счет объединения сходных или отмены мелких налогов и сборов с
высокими издержками на их администрирование,
· снижение ставок некоторых
видов налогов по мере расширения базы налогообложения,
· максимальное упрощение налогообложения
индивидуальных предпринимателей.[4,c.32]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Изучив состояние
современной системы налогообложения в Республике Беларусь, можно сделать
определенные выводы.
Налоги -
необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным
источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом
государственного регулировании социально-экономических отношений.[2,c.36]
Хозяйствующие
субъекты уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов
и сборов, которые в комплексе позволяют наиболее полно учесть
платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти
принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать потребления и
накопления.
Для Республики
Беларусь в связи со становлением налоговой системы особое значение приобретает
принцип разумного сочетания ее гибкости со стабильностью, обеспечивающий
адекватность налогов меняющейся экономической ситуации и одновременно
создающий гарантию постоянства налоговой нагрузки в течение длительного
времени.
Главные
недостатки налоговой системы РБ можно свести к следующим:
ü
практикуется
многократное обложение разными налогами одной и той же базы,
ü
налоговая
система перегружена большим количеством налогов и платежей,
ü
доминирование
косвенных налогов по сравнению с прямыми,
ü
регулирование
налогов осуществляется с помощью многочисленных нормативных актов,
инструктивных и методических материалов, принимаемых органами исполнительной
власти,
ü
роль
налоговой инспекции сужена до наложения штрафных санкций вместо активной
профилактики налоговых нарушений.
Вместе с тем
серьезным недостатком отечественной налоговой системы является рассредоточение
элементов ее нормативно-правовой регламентации по многочисленным законам и подзаконным
актам, что вызывает вполне справедливые нарекания у налогоплательщиков.
Ситуация еще более усугубляется недостаточной конкретизацией отдельных норм
налогового законодательства и противоречивостью их интерпретации.
Тем не менее,
налоговая система Республики Беларусь от начала своего становления достигла
сравнимо лучших результатов в уровне налоговой нагрузки и организации всего
процесса налогообложения.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Аносов В.
Снижение налоговой нагрузки как фактор укрепления финансового положения
реального сектора // Финансы, учет, аудит - №11 – 2004, с.37-39.
2.
Аронов
А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: Учеб.пособие. – М.: Экономистъ,
2004, - 560с.
3.
Василевская
Т.И., Стасенко В.А. Налоги Беларуси: теория, методика и практика. – Мн.:
Белпринт, 1999 – 544с.
4.
Винокурова
Т.П. Оценка фискального климата в налогообложении в РБ // Бухгалтерский учет и
анализ – 2004 - №12, с.31-33.
5.
Горский
К.В. Некоторые параметры налоговой реформы // Финансы – 2004 –№2, с.22-26.
6.
Дуканич
Л.В. Налоги и налогообложение: Ростов на Дону: Феникс,2000. – 416с.
7.
Заяц Н. ,
Сидорова А. Налог как экономическая категория // Финансы, учет, аудит, - №1, -
2004, с.28-30.
8.
Змачинская
Г.Н. Правовые акты в сфере налогообложения. Общие положения и специфика/Г.Н.
Змачинская, А.В. Козляков – Мн.: ИЧУП «Бухгалтерская газета», 2002. – 64с.
9.
Иванова
И. Налогообложение //Консультант – 2005 - №7, с.51-55.
10.
Изменения
и дополнения, внесенные в законодательство РБ по вопросам налогообложения в
2004 году - Управление налогообложения организаций ИМНС по Гродненской
области, 2004.
11.
Киреева
Е. Пути реформирования национальной налоговой системы в условиях вхождения в
региональные экономические союзы // Финансы, учет, аудит, - №5 – 2004. с.
32-36.
12.
Киреева
Е. Проблемы реформирования налоговой системы Республики Беларусь //Директор, -
№6 – 2004, с.42-45.
13.
Комментарий
к Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь / С.В.Авдеенко,
И.С.Андреюк, М.О.Григорчук и др. – Мн.: УП «Светоч», 2003. – 352с.
14.
Мишустин
М.В. Совершенствование налогового администрирования – фактор повышения
эффективности работы налоговых органов //Финансы, №6 – 2003. с.27-33.
15.
Налоги:
Учебник/ Н.Е.Заяц, М.К.Фисенко, Т.И.Василеская и др.; Под общ.ред. Н.Е.Заяц,
Т.И.Василевской. – Мн.: БГЭУ,2000. – 368с.
16.
Налоги и
сборы, уплачиваемые в бюджет и в государственные бюджетные фоны Республики
Беларусь в 2005 году – Управление налогообложения организаций ИМНС по
Гродненской области, 2005.
17.
О бюджете
Республики Беларусь на 2005 год // Рэспублiка Дзелавая, декабрь 2004.
18.
О
концептуальных основах эффективной налоговой системы // Общество и экономика –
2003 - №7-8.
19.
Полежаев
В.А. О развитии модели налогообложения // Финансы – 2004 -№9, с.36-39.
20.
Рудый
К.В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран – М.: Новое издание, 2003,
с.41-86.
21.
Сушкова
Т. Особенности налогообложения в 2005 году // Финансовый директор – 2005 - №1,
с.21-30.
22.
Табала
Д.И. Сущность налога и система налогообложения // Вестник БДЭУ – 2003 - №3,
с.65-67.