Налоговая база по транспортному налогу, порядок определения и пути совершенствования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п)
  • Предмет:
    Английский
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    41,40 kb
  • Опубликовано:
    2008-05-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налоговая база по транспортному налогу, порядок определения и пути совершенствования


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра "Финансы и кредит"





КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Налогообложение физических лиц"

на тему: "Налоговая база по транспортному налогу, порядок определения и пути совершенствования"



Выполнил:                             

Специальность:                налоги и налогообложение

Группа:                                             

Проверил:                         



Ростов-на-Дону

2006

Оглавление

Оглавление                                                                                                        2

Введение                                                                                                            3

1. Транспортный налог: теоретические аспекты, история.                              4

1.1 Общие положения.                                                                                      4

1.2 «Рождение» транспортного налога.                                                         5

2. Налоговая база и порядок её определения по

транспортному налогу.                                                                                     9

2.1 Определение налоговой базы по отдельным

видам транспортных средств.                                                                        9

2.1.1. Налоговая база транспортных средств, имеющих

 двигатели.                                                                                                        9

2.1.2.Налоговая база водных несамоходных

(буксируемых) транспортных средств.                                                         11

2.1.3.Налоговая база иных водных и воздушных

транспортных средств, не имеющих двигателей.                                        12

2.2 Создание базы данных по транспортному

налогу с физических лиц и место информации

 о величине налоговой базы в ней.                                                                    13

3. Пути совершенствования налоговой базы

транспортного налога, а также порядка её определения.                               16

Заключение                                                                                                      24

Используемая литература                                                                                25

Введение

Введение транспортного налога являлось оче­редным этапом налоговой реформы, проводимой в России. Транспортный налог заменил налог на поль­зователей автомобильных дорог, налог с владель­цев транспортных средств, акцизы с продажи лег­ковых автомобилей в личное пользование граждан и налог на имущество с физических лиц в отноше­нии водных и воздушных транспортных средств.

Транспортный налог является региональным налогом т.е. устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ. При этом региональный налог вво­дится в действие законом субъекта РФ в соответ­ствии с НК РФ и обязателен к уплате на террито­риях соответствующих субъектов РФ.

В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ при установле­нии налогов должны быть определены все элемен­ты налогообложения.

В отношении транспортного налога часть эле­ментов налогообложения (объект, база, период, пре­делы изменения налоговой ставки) установлена фе­деральным законодательством, а в отношении дру­гой части (ставки, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности, налоговые льготы) законода­тельные (представительные) органы субъекта РФ.

Налоговая база - обязательный элемент налогообложения. Возникающие на практике проблемы связаны зачастую с порядком определения налоговой базы непосредственно по отдельным транспортным средствам (для примера: существуют различия в способе замера лошадиных сил двигателей транспортных средств из Японии и из Европы, что законодательно не «разрулено»). Однако совершенствование возможно не только путем предоставления разъяснений, внесения дополнений в законодательные акты, а также кардинальной заменой показателей налоговой базы прописанных в статье 359 Налогового Кодекса РФ, основываясь на зарубежном опыте.

Данный вопрос широко обсуждается не только в финансовой периодической печати и литературе, он не оставляет неравнодушным и владельцев транспортных средств, и дискуссии по этому поводу ведутся на страницах автомобильных журналов.

1. Транспортный налог: теоретические аспекты, история.

 

1.1 Общие положения.

 

Транспортные средства - автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из данного определения транспортные средства можно подразделить на:

наземные транспортные средства, к которым относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы и мотосани;

воздушные транспортные средства, к которым относятся самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства;

водные транспортные средства, к которым относятся теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства.[1]

Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта Российской Федерации, на территории которого он введен законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщики, а также конкретные элементы налогообложения такие как, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления налога, установлены непосредственно главой 28 Налогового Кодекса РФ "Транспортный налог".

Законодательные (представительные) органы власти субъекта Российской Федерации в своих законодательных актах должны определить только те элементы транспортного налога, право на определение которых им прямо предоставлено Кодексом, а также могут предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Ставки транспортного налога в пределах, установленных главой 28 части второй Налогового Кодекса, порядок и сроки уплаты налога, форма отчетности по налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база — один из основных элементов на­логообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным налогам, региональным налогам и местным налогам устанавливаются Налоговым Кодексом.[2]

1.2 «Рождение» транспортного налога.

В рамках реформирования налоговой систе­мы Российской Федерации первоначально плани­ровалось отменить Закон о дорож­ных фондах в РФ с 1 января 2003 г. (ст. 5 Федерального закона от 5 ав­густа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие ча­сти второй Налогового кодекса Российской Феде­рации и внесении изменений в некоторые законо­дательные акты Российской Федерации о нало­гах»), которым регулировались налог с владельцев транспортных средств, налог на пользователей автодорог, налог на приобретение транспортных средств. Однако затем Федеральным законом от 24 ию­ля 2002 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и до­полнений в часть вторую Налогового кодекса Рос­сийской Федерации и некоторые другие акты за­конодательства Российской Федерации» были внесены существенные из­менения в налоговое законодательство, связанные с формированием системы финансирования затрат по содержанию, ремонту, реконструкции и строи­тельству автомобильных дорог общего пользования.

Во-первых, была исключена ст. 5 Закона № 118-ФЗ, предусматривавшая отмену Закона о дорожных фондах, а в сам Закон о дорожных фон­дах в РФ были внесены изменения, касающиеся от­мены с 1 января 2003 г. налога на пользователей ав­томобильных дорог и налога с владельцев транс­портных средств, а также уточнены источники об­разования территориальных дорожных фондов.

Во-вторых, часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации была дополнена новой гл. 28 «Транспортный налог» (п. 30 ст. 1 Закона № 110-ФЗ).[3]

Понятие «транспортный налог» не является но­вым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. №2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во вза­имоотношениях бюджетов различных уровней». Налог взи­мался с предприятий. При этом его объектом не бы­ли транспортные средства. В подпункте «б» п. 25 данного Указа было установлено, что транспортный налог взимается со всех предприятий и организа­ций, кроме бюджетных, в размере 1% от фонда оп­латы труда. Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финан­совой поддержки и развития пассажирского авто­мобильного транспорта, городского электротранс­порта, пригородного пассажирского железнодорож­ного транспорта. Транспортный налог взимался на­ряду с налогами, поступающими в дорожные фон­ды, до 15 ноября 1997 г. и был отменен в связи с при­ведением Указов Президента РФ в соответствие с законодательством {Указ Президента РФ от 15 но­ября 1997 г. № 1233 «О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации»),

В отличие от транспортного налога, введенного Указом Президента РФ № 2270, объектом транс­портного налога, предусмотренного гл. 28 НК РФ, являются транспортные средства, зарегистриро­ванные за гражданами и организациями, т.е. ука­занный налог относится к прямым поимуществен­ным налогам.[4]

Транспортный налог заменил следующую совокупность налогов: на пользо­вателей автомобильных дорог, с владельцев транспортных средств, на имущество с физических лиц в отношении вод­ных и воздушных транспортных средств, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан. Соответ­ствующие изменения были внесены в Закон о до­рожных фондах в РФ (ст. 9 Закона № 110-ФЗ) и в Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (ст. 3 Закона № 110-ФЗ).

Транспортный налог является, по своей сути, аналогом ранее действовавшего налога с владельцев транспортных средств, и порядок его исчисления практически не отличается от порядка расчета налога с владельцев транспортных средств.

Однако транспортный налог все же имеет ряд особенностей.

Физические лица самостоятельно не исчисляют транспортный налог и не уплачивают его при прохождении техосмотра. Транспортный налог исчисляется для физических лиц налоговым органом с направлением налогового уведомления об уплате транспортного налога. Физическим лицам остается только уплатить исчисленную налоговыми органами сумму налога по банковским реквизитам и в сроки, приведенные в налоговом уведомлении.

При этом налоговое уведомление может быть передано налогоплательщику - физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В частности, налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Что касается объекта налогообложения, то кроме автомототранспортных средств и иной самоходной техники, являвшихся объектом обложения налогом с владельцев транспортных средств, в объект обложения транспортным налогом (из объекта обложения налогом на имущество физических лиц) перенесены водные и воздушные транспортные средства.

При этом налоговая база по транспортному налогу в отношении автомототранспортных средств определяется так же, как и по налогу с владельцев транспортных средств, то есть как мощность двигателя транспортного средства, выраженная в лошадиных силах.

2. Налоговая база и порядок её определения по транспортному

налогу.

2.1 Определение налоговой базы по отдельным видам

транспортных средств.

Как говорилось выше,  налоговая база - это обяза­тельный элемент юридического состава налога (элемент налогообло­жения). Напомним, что под на­логовой базой понимается стоимостная, физическая или иная характери­стика объекта налогообложения.

Так как изучаемая дисциплина посвящена изучению налогообложения физических лиц, то следует вычленить всю ту информацию, касающуюся искомой дисциплины в разрезе транспортного налога. А именно следует сказать, что исчисление налоговой базы физических лиц законодатель традици­онно возлагает на инспекции ФНС России, в то время как налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе подтвержденных данных об транспортных средствах, подлежащих налогообложению.

Пунктом 1 статьи 359 устанавливается поря­док определения налоговой базы в зависимости от категории транспорт­ного средства, выступающего объектом налогообложения по транспорт­ному налогу, что в равной мере относится как к физическим лицам, так и организациям. При этом, как и при разрешении вопроса о налоговых ставках (ст. 361 НК РФ), транспортные средства раз­делены на 3 группы по принципу: с двигателем (они вошли в первую группу), водные, по которым возможно в качестве физического показа­теля избрать вместимость (вторая группа), и все остальные (третья груп­па). Естественно, для каждой группы избраны свои физические показа­тели налоговой базы.

2.1.1. Налоговая база транспортных средств, имеющих двигатели.

В первую группу законодателем отнесены наземные, воздушные и водные транспортные средства, оснащенные двигателем. Это в первую очередь легковые и грузовые автомо­били, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, снегоходы, мотосани, катера, лодки, яхты, гидроциклы, самолеты, вертолеты и др.

Для транспортных средств этой группы налоговая база определена как мощность имеющегося двигателя, выраженная во внесистемных едини­цах мощности — лошадиных силах.

Рис.1. Налоговая база транспортных средств, имеющих двигатели

При этом документальным источником сведений о мощности двигате­ля таких транспортных средств, как правило, выступает их техническая документация. По водным транспортным средствам за основу берется за­регистрированная за судном мощность двигателя. Если в технической до­кументации на транспортное средство мощность двигателя указана в мет­рических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во вне­системные единицы мощности (л.с.) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,359 62 (т. е. используется переводной коэффициент 1 кВт=1,35962л.с). Хотя законом вопрос не урегулирован, налоговые органы советуют при таком пересчете во внесистемные единицы мощно­сти (л.с.) округлять с точностью до второго знака после запятой.[5]

В соответствии с Федеральным законом от 20 Ав­густа 2004 г. № 108-ФЗ "О внесении изменений в статьи 359 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2005г. налоговая база в отношении некоторых воздушных средств определяется иным образом, а именно: в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, налоговая база определяется как паспортная статическая тяга реактивного двигате­ля (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных усло­виях в килограммах силы (в 2004 г. в отношении воздушных транспорт­ных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, нало­говая база определялась как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах).

 

2.1.2.Налоговая база водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств.

Во вторую группу объединены в основном крупные водные транс­портные средства, не имеющие двигателей, - несамоходные баржи и другие буксируемые суда. Для транспортных средств этой группы налого­вая база определена как валовая вместимость в регистровых тоннах. Валовая вместимость транспортных средств указана в их регистрационных документах и технической документации.

Рис.2. Налоговая база водных буксируемых транспортных средств.

Валовая вместимость судна рассчитывается по правилам Лондонской международной конвенции по обмеру судов от 23 июня 1969 г. Так, со­гласно положениям указанной Конвенции валовая вместимость (GT) судна определяется по следующей формуле:

GT=K1*V,

где V - общий объем всех закрытых пространств на судне в кубиче­ских метрах,

К1- коэффициент, рассчитывается по формуле

К1= 0,2 + 0,02 * lgV.

При этом закрытыми пространствами признаются все пространства, ограниченные корпусом судна, постоянными или разборными перего­родками либо переборками, палубами или покрытиями, кроме постоян­ных или переносных тентов (навесов). Перерывы в палубе, отверстия в корпусе судна, в палубе или покрытии какого-либо про­странства в переборках или перегородках пространства, а также отсутст­вие перегородки или переборки не должны служить основанием для ис­ключения пространства из числа закрытых пространств.

Все объемы, включенные в расчет валовой вместимостей, измеряются независимо от установленной изоляции и т. п. до внутренней стороны об­шивки корпуса или конструктивной ограничивающей обшивки на металли­ческих судах и до наружной поверхности обшивки корпуса или до внутрен­ней стороны конструктивной ограничивающей поверхности на судах, по­строенных из других материалов. Объемы выступающих частей включаются в общий объем. Но из общего объема могут быть исключены объемы про­странств, открытых воздействию моря. Все измерения, выполняемые при вычислении объемов, производятся с точностью до ближайшего сантиметра.[6]

 

2.1.3.Налоговая база иных водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей.

Третья группа сформирована законодателем по "остаточно­му" принципу. В нее включаются все средства, не вошедшие в предыду­щие группы, — водные и воздушные средства, не имеющие двигателей или в отношении которых не определяется валовая вместимость. К таким транспортным средствам относятся, например: дирижабли, воздушные шары, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркаде­ры и иные летательные и плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения.

Для транспортных средств этой группы налоговая база определена как единица транспортного средства.

Рис.3. Водные и воздушные средства, не имеющие двигателей или в отношении которых не определяется валовая вместимость

Положениями п. 2 статьи 359 устанавливается прави­ло, согласно которому налоговую базу необходимо определять по каждо­му транспортному средству отдельно.

 

2.2 Создание базы данных по транспортному налогу с физических

лиц и место информации о величине налоговой базы в ней.

Начиная с 2003 года исчисление транспортного налога физическим лицам - владельцам автотранспорта возлагается на налоговые органы. Что касается собственников воздушных и водных транспортных средств, то налог и ранее исчислялся налоговыми органами.

Для исчисления транспортного налога налоговые органы должны обеспечивать получение сведений от органов, регистрирующих транспортные средства, создавать базу данных о налогоплательщиках и транспортных средствах, исчислять налог и направлять налогоплательщику налоговое уведомление на его уплату. В соответствии с п. 4 и 5 ст. 362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения:

- сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы или сняты с регистрации, - в десятидневный срок после регистрации или снятия с регистрации;

- сведения о транспортных средствах, находящихся у них на учете, и лицах, на которых они зарегистрированы по состоянию на 31 декабря ежегодно до 1 февраля.

Форма этих сведений утверждена приказом МНС России от 10.11.2002 N БГ-3-04/641, зарегистрированным в Минюсте России 18.12.2002, регистр. N 4038.

Для точности исчисления транспортного налога огромное значение имеет та часть создаваемой базы данных, в которой накоплены сведения о налоговой базе по каждому транспортному средству. Также большое значение имеет обновление вышеописанной базы данных, что напрямую установлено абзацем 2 пункта 5 статьи 362.

Как было сказано выше, налоговые органы должны исчислять физическим лицам, на которых зарегистрированы транспортные средства, транспортный налог на основании сведений, ежегодно  представляемых органами, занимающимися государственной регистрацией транспортных средств (для транспортных средствах, находящихся у них на учете). То есть сведения, в том числе и о налоговой базе, для правильного исчисления суммы налога предоставляются налоговым органам:

- подразделениями Госавтоинспекции МВД России - для автотранспортных средств;

- органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Минсельхоза России  - для тракторов и других самоходных машин (машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу, самоходных дорожно-строительных транспортных средств и иной самоходной техники, снегоходов, мотосаней);

- Департаментом воздушного транспорта Минтранса России – для воздушных судов;

- Госкомспортом России – для спортивных и прогулочных судов;

- Государственными речными судоходными инспекциями Минтранса России – для судов внутреннего плавания;

- морскими администрациями портов (капитанами морского торгового порта) Минтранса России – для морских судов, судов смешанного плавания;

- Государственными инспекциями по маломерным судам Минприроды России – для моторных лодок, парусных судов, гидроциклов и других водных транспортных средств с мощностью двигателя менее 55 кВт и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн;

- таможенными органами Российской Федерации – для транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев.[7]

Говоря о месте информации о величине налоговой базы по транспортным средствам в базе данных по транспортному налогу с физических лиц, следует заметить, что эта информация не имеет первостепенного значения, хотя её роль не надо и принижать. Информация о транспортных средствах, их владельцах, получаемая налоговыми органами от органов регистрации данных транспортных средств важна только в полном своём объеме, передача информации между вышеуказанными органами строится на принципах полноты, точности, посредством передачи заполненных унифицированных форм, подразумевающих отсутствие ненужной и дублированной информации. Ошибки в предоставленной информации, так или иначе, затронут налогоплательщика: могут возникнуть непредвиденные ситуации при вручении налогового уведомления, уплате налога и т.д. Неточности в информации о величине налоговой базы в совокупности с тем, что налог исчисляется налоговыми органами, могут послужить результатом уплаты суммы налога, отличающейся от фактической, налогоплательщиком, положившимся во всём на налоговые органы.

3. Пути совершенствования налоговой базы транспортного налога, а также порядка её определения.

Задаваясь целью изучить возможные пути совершенствования налоговой базы и порядка её определения по транспортному налогу следует, как известно, выявить все негативные аспекты, возникающие в процессе применения данной нормы. Также немалозначным для решения вышеизложенной задачи является сравнение накопленного за рубежом опыта по данному вопросу с реалиями нашей страны.

Преобладающее число всех зарегистрированных на физических лиц транспортных средств приходится на наземные — более 99%, а все водные и воздушные транспортные средства соответственно составляют незначительную часть.

Эти цифры не вызывают удивления, поскольку на­земные транспортные средства, будь то автомобиль, автобус или мотоцикл, являются наиболее доступным средством для передви­жения людей и перемещения грузов. Естественно, что покупку самолета или вертолета, теплохода, яхты, парусного судна и сто­имость их технического обслуживания могут позволить себе незначительное число граждан, да и то только тех, которые не сильно жалуются на возможные недочеты транспортного налога в силу своей состоятельности. Собственника­ми же этих транспортных средств в основном являются крупные компании.[8]

Исходя из того, что количество наземных транспортных средств являет­ся превалирующим в общем объеме транспортных средств физических лиц и основная масса поступающих жалоб, просьб о разъяснении данной нормы права касается именно наземных транспортных средств, следует более детально рассмотреть вопрос о совершенствовании налоговой базы по данной совокупности транспортных средств.

Как было давно замечено, налоговая база, определяемая в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах) имеет в своей основе не столь справедливые основания и не столь удобные способы уплаты, чем оная же, но в некоторых зарубежных странах. По этому поводу наиболее точно выражено мнение в следующей цитате, найденной на одном из форумов автомобильного журнала: «мощность двигателя величина переменная: мое авто сейчас стоит, мощность двигателя 0 лошадок. Когда я еду, мощность меняется; на максималку я вряд ли разкочегариваю свой мотор, он уже старенький. В США вообще "транспортный налог" как в нашем виде - отсутствует. Просто он входит в цену топлива. Так что ты его платишь пропорционально кол-ву сжигаемого топлива и пробегу своего авто. Т.е. авто стоит 4 месяца неподвижно, ты ничего не платишь. Платят только те, кто пользуется транспортом. Довольно логично, и никакой бюрократии с квитанциями, обязанностями уведомить, во время уплатить....».

И вправду, в США в отличие от России, в цену бензина уже включен транспортный налог, т.е. он является косвенным. Строительство дорог в США финансируется за счет налогов, взимаемых с водителей при заправке т.е. за счет транспортного налога. С каждых 4 л, точнее с одного галлона (1 галлон равен 3.7854 литра) бензина, проданных на американской бензоколонке, федеральный дорожный фонд получает 2,5 цента. Аналогичные местные налоги на бензин имеют и штаты США. Именно за счет местных налогов строятся автодороги в каждом штате. Как видно, налоговая база для данного вида налога определяется как объем купленного бензина выраженный в галлонах. [9]

Изменение налоговой базы по транспортному налогу потребует замены всего транспортного налога, однако применение транспортного налога по шаблону США в России имело бы как положительные, так и отрицательные стороны. Среди первых можно выделить установление в данной области налогообложения справедливых начал (платят только те, кто пользуется транспортом), упрощение налогообложения по данному налогу с точки зрения физических лиц (никакой бюрократии с квитанциями, обязанностями уведомить, во время уплатить). К отрицательным можно отнести возложение дополнительных обязанностей на налоговых агентов, исчисляющих параллельно НДС и акцизы; увеличение стоимости топлива в совокупности с невозможностью государства регулировать внутренние цены  (в США, которые практически не добывают нефть, бензин на заправках дешевле, чем в России, где нефть добывается «по полной программе»).

Еще одна из схем уплаты транспортного налога, которая в скором времени может начать действовать в США в штате Орегон. В частности, там предлагают платить налог в зависимости от того, сколько та или иная машина проехала. То есть скорей всего налоговая база для данного вида налога будет определяется как величина пройденного транспортным средством пути, выраженного в милях или километрах.

Решение о вводе дорожного налога «на каждый километр» с грузовиков было одобрено федеральным собранием Германии (Бундесратом). Утвержденная ставка сборов равна 15 евроцентов за километр, сообщил федеральный министр транспорта ФРГ Манфред Штольпе.

Налог в первый год своего существования принес в бюджет около 2,8 млрд. евро. Из них 600 млн. евро пошло на создание инфраструктуры для сбора налога. Остальные 2,2 млрд. евро пошли на содержание дорог Германии.[10]

По мнению многих аналитиков, это наиболее честная схема уплаты налога, ведь в этом случае чем меньше машина проехала, тем меньше водитель платит в казну государства.

Главная загвоздка применения такой схемы налога в Российских условиях является низкая обеспеченность и техническая вооруженность властей, которые должны будут для контроля за количеством пройденных километров оснащать специальными датчиками автомобили. Отслеживание же требуемой информации о том, сколько проехала та или иная машина при помощи спутниковой системы GPS ставит следующий вопрос: является ли вмешательством в частную жизнь подобный контроль над автомобилями.

На данном этапе функционирования человечества стоит одна из важнейших задач – стабилизация, а в лучшем случае улучшение экологической ситуации в мире. Благодаря своему значению в общественных отношениях, то есть благодаря выполняемым функциям, в частности функциям регулирования, стимулирования, налоги могут сыграть решающую роль в деле борьбы с вредными выбросами.

Устанавливая налоговую базу по транспортному налогу на основании показателя выброса углекислого газа в атмосферу, можно непосредственно влиять не только на экологическую ситуацию, но и на темпы НТП в области автомобилестроения. Немецкие "зелёные" активно предлагают применять такую схему налога в своей стране. По сведениям СМИ, идею планируют воплотить в ближайшее время. Данное нововведение нашло положительные отклики и в соседних странах: как  заявил официальный представитель Брюсселя Тильман Людер, налоги на автовладельцев в странах ЕС будут напрямую зависеть от экологичности их транспортных средств.  По его словам, соответствующие изменения в правила о налогообложении автовладельцев проходят последние согласования и вскоре должны стать законом во всех 25 странах Евросоюза.[11]

В России существуют проекты внесения дополнений и изменений в главу 28 Налогового Кодекса РФ с акцентом на экологическую составляющую функционирования транспортных средств. В частности, Министерство промышленности и энергетики РФ предполагает внести предложения по дифференциации налога на автотранспортные средства в зависимости от их экологических показателей.

Это предполагается сделать, используя механизмы принятого специального техрегламента по выбросам вредных веществ, "для стимулирования вывода из парка устаревшей автотехники". Благодаря введению в действие технического регламента, предполагающего поэтапное введение более высоких экологических стандартов для автомобильной техники, с момента его вступления в силу в России уже начали действовать нормы "евро-2" для техники, выпускаемой в обращение на территории России, а также ввозимой техники. При этом действие документа не распространяется на автомобили, ранее ввезенные в эксплуатацию

Директор департамента промышленности Андрей Дейнеко отметил, что экологический класс автомобиля будет отмечаться в паспортах транспортных средств. При этом он не сообщил, каким образом будут осуществляться эти предложения по дифференциации, так же без внимания оставил вопрос о том, как будет определяться налоговая база для различных экологических классов. Он заметил, что в настоящий момент достаточно сложно реализовать подобные предложения, поскольку экологический класс эксплуатируемых уже автомобилей в паспортах транспортных средств не обозначается.

Согласно новой редакции ст. 3 Закона о дорож­ных фондах в РФ источниками формирования тер­риториальных дорожных фондов являются:

поступления от транспортного налога;

и другие источники.

В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона о дорожных фондах средства территориальных дорожных фон­дов направляются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомо­бильных дорог общего пользования, относящихся к собственности субъектов Федерации.[12]

В связи с этим встаёт вопрос, выраженный в следующей цитате, найденной на одном из форумов автомобильного журнала: «Неужели "уважаемые" чиновники верят, что легковой автомобиль с мощностью за 200 сил разбивает дорогу больше, чем наш грузовой ЗИЛ или ГАЗ?».

Действующая сейчас практика расчета налога на автомобиль, исходя из налоговой базы, определяемой по мощности его двигателя, не устанавливает прямой зависимости между размером платежа и степенью воздействия машины на дорожное покрытие. Такого мнения придерживается губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, он возглавляет рабочую группу Государственного совета РФ по вопросу развития транспортной инфраструктуры.

По словам Морозова, транспортный налог правильнее рассчитывать исходя из веса автомобиля (нагрузки на ось) – то есть изменить в корне тот показатель объекта налогообложения, который является основным для исчисления налоговой базы. "Введение этой меры будет способствовать соблюдению пользователями автодорог правил, ограничивающих нагрузку на ось, что положительно отразится на сохранности существующей дорожной сети", - цитирует губернатора пресс-служба ульяновской обладминистрации. Для примера были предоставлены следующие данные: доля расходов на дорожное хозяйство к ВВП в России с 2000 по 2005 гг. упала с 2,9% до 1,3%, что привело к увеличению количества ДТП и числа погибших, а суммарные экономические потери из-за отставания в развитии автомобильных дорог превышают 1,3 трлн. руб., что составляет 6% ВВП.

Также на практике возникают сложности в случаях, когда информация, со­держащаяся в сведениях, представленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, расходится с цифрами, содержащимися в техни­ческой документации на транспортное средство. Представляется, что за­конодателю необходимо урегулировать вопрос о том, какие сведения должны использоваться в такой ситуации в качестве основы для целей исчисления налога. В настоящее время на законодательном уровне это вопрос не решен, что следует отнести к недостаткам действующего зако­нодательства о налогах и сборах в части транспортного налога.

При этом следует учитывать, что налоговые органы рекомендуют в спорных ситуациях за основу брать данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство. Но такой подход не основан на праве и потому не является для налогоплательщиков обязательным. Кроме того, в п. 22 Методических рекомендаций № БГ-3-21/177 указывается, что при отсут­ствии данных о мощности двигателя (валовой вместимости) в техниче­ской документации на транспортное средство для определения мощности двигателя (или валовой вместимости) к рассмотрению может быть при­нято экспертное заключение, представленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной по ст. 95 НК РФ.

Однако указанная позиция налоговых органов обоснованна не во всех случаях (например, такой подход неприменим в отношении транспортного средства физиче­ского лица на стадии исчисления налога налоговым органом), так как необходимо учитывать, что экспертиза по указанной статье может осуще­ствляться только в рамках налогового контроля.

Поэтому вопрос о том, как должна решаться про­блема отсутствия сведений, также требует разрешения на законодательном уровне. Эта и другие выявленные недостатки законодательства могут быть устранены путем внесения соответствующих изменений и дополнений в комментируемые положения Налогового Кодекса РФ.

В качестве курьезного аспекта исчисления налоговой базы следует отметить проблему, возникшую у налоговых органов отдельных регио­нов. Так, в письме УМНС России по Московской области от 10 декабря 2003 г. № 07-48/АБ342 "Обзор переписки по транспортному налогу" на­логовые органы высказали свою позицию о налогово-правовых последст­виях ситуации, когда за физическим лицом зарегистрирована моторная лодка и несколько двигателей с различной мощностью. Налоговыми орга­нами высказано мнение, что владелец лодки должен документально под­твердить невозможность использования на лодке всех моторов одновре­менно (и вообще невозможность использования более 1 мотора). В про­тивном случае, согласно позиции налоговых органов, такое физическое лицо должно уплачивать налог по суммарной мощности всех имеющихся у него моторов. Естественно, указанная позиция не основана на праве, а требование налоговых органов является незаконным.[13]

С другой стороны, очевидно, что законодательство не дает ответа на вопрос о том, мощность какого из принадлежащих лицу двигателей должна учитываться для целей налогообложения. Поэтому представляет­ся, что впредь до внесения в Налоговый Кодекс РФ соответствующих разъясняющих эту ситуацию изменений (а их необходимость бесспорна), с учетом положе­ний п. 7 ст. 3 НК РФ для целей налогообложения должны использовать­ся параметры двигателя с наименьшей мощностью. Естественно, с такой позицией вряд ли согласятся налоговые органы. Поэтому налогопла­тельщикам необходимо учитывать, что в большинстве случаев при при­менении приведенного нами толкования свои права придется отстаивать в судебном порядке. То есть разрешение спорных моментов в процессе определения налоговой базы кроется не только в изменении законодательства, но и в радикальном изменении отношения налоговых органов к своей работе.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, следует заметить что значе­ние региональных налогов в налоговой системе опре­деляется в первую очередь тем, что поступления от этих налогов являются значительным источником форми­рования доходной части региональных бюджетов (непосредственно по транспортному налогу – территориальных дорожных фондов), а сле­довательно, источником финансирования экономичес­ких и социальных программ развития регионов (по транспортному налогу - финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомо­бильных дорог общего пользования, относящихся к собственности республик в составе РФ, автономных областей, автономных округов, краев, областей, а также затрат на управление дорожным хозяйством).

Несмотря на простоту исчисления транспортного на­лога, значительно отличающуюся от порядка исчисле­ния налога на прибыль, НДС, ЕСН, в процессе админи­стрирования налога, как было описано выше, существуют серьезные недоработки, препятствующие его наиболее полной собираемос­ти. Эти пробелы, в основном касаются обмена инфор­мацией о наличие транспортных средств у физических лиц, о налоговой базе по транспортным средствам и т.д. между органами, вовлеченными в процесс админи­стрирования транспортного налога. Также полной собираемости налога препятствует, во многом, отношение к нему большинства налогоплательщиков как к несправедливому, поводом к чему являются показатели налоговой базы прописанные в статье 359 Налогового Кодекса РФ.

Подытоживая, следует сказать, что дальнейшие пути совершенствования должны заключаться не только в изменении законодательной базы в этой области на основе выявления наиболее значимых ошибок, но также в радикальном повсеместном изменении отношения налоговых органов к своей работе, что является одним из приоритетов налоговой политики.

Используемая литература

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации

2. Федеральный Закон Российской Федерации «О внесении изменений в статьи 359 и 361 части второй Налогового Кодекса РФ» №108-ФЗ от 20 августа 2004г.

3. Закон Российской Федерации «О дорожных фондах в Российской Федерации» в редакции от 25 июля 2002г., с изменениями от 23 декабря 2003г.

4. Областной закон Ростовской области о транспортном налоге, в редакции от 25 июля 2006г.

5. Методические Рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации от 9 апреля 2003 года N БГ-3-21/177

6. Артамонов Г.Ф., Артамонова Л.Г. Транспортный налог в г. Москве: расчет налоговой базы и оценка собираемости. // Финансы № 5, 2006г

7. Варшавская Е.. Игра в «кубики»» // За рулём №8, 1999г.6

8. Гаврилова Н.А. О транспортном налоге // Налоговый вестник №(98)1, 2004г.

9. Гладких С.Р. ТН: постатейный комментарий к гл. 28 части второй Налогового Кодекса РФ. // Право и экономика №12 2004г., №1,2,3 2005г.

10.   Крыканова Л. Н. Создание базы данных по транспортному налогу с физических лиц // Налоговый вестник № 3, 2003. С. 70 – 71

11.   Крыканова Л.Н., Обложение транспортным налогом транспортных средств, зарегистрированных на физические лица // Налоговый вестник №8, 2003г.

12.   Налоговый таксометр. //Правый руль №7, 2006г.

13.   Парыгина В.А., Тедеев А.А. Транспортный налог в 2006году. Москва 2006г.

14.   Ремизов А. Налоги на авто будут зависеть от чистоты выхлопа. // За рулем №9, 2004г.

15.   Ремизов А.Немцы ввели налог на каждый километр // За рулем №6, 2003г.

16.   Семенихина В.В. Транспортный налог. Комментарий к главе 28 Налогового Кодекса РФ. Москва 2006г.

17.   Талалаева Ю.Н. Некоторые вопросы исчисления и уплаты транспортного налога // Бухучет и налоги в торговле и общественном питании №5 / 2005г.

18.   Толкушин А.В. Энциклопедия российского и международного налогообложения. Москва 2004г.


[1] Методические Рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, раздел II

[2] Налоговый кодекс Российской Федерации ст. 53, 54 НК

[3] Гладких С.Р. ТН: постатейный комментарий к гл. 28 части второй Налогового Кодекса РФ. // Право и экономика №12 2004г., с. 56-58

[4] Гладких С.Р. ТН: постатейный комментарий к гл. 28 части второй Налогового Кодекса РФ. // Право и экономика №12 2004г., с. 59

[5] Семенихина В.В. Транспортный налог. Комментарий к главе 28 Налогового Кодекса РФ. Москва 2006г., с.35

[6] Парыгина В.А., Тедеев А.А. Транспортный налог в 2006году. Москва 2006г., с. 42

[7] Методические Рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, раздел IX.

[8] Артамонов Г.Ф., Артамонова Л.Г. Транспортный налог в г. Москве: расчет налоговой базы и оценка собираемости. // Финансы № 5, 2006г., с.41

[9] Налоговый таксометр. // Правый руль №7, 2006г., с.12

[10] Ремизов А.Немцы ввели налог на каждый километр // За рулем №6, 2003г.

[11] Ремизов А. Налоги на авто будут зависеть от чистоты выхлопа. // За рулем №9, 2004г.

[12] Закон Российской Федерации «О дорожных фондах в Российской Федерации» в редакции от 25 июля 2002г., с изменениями от 23 декабря 2003г., ст.1, 3

[13] Парыгина В.А., Тедеев А.А. Транспортный налог в 2006году. Москва 2006г., с.43

Похожие работы на - Налоговая база по транспортному налогу, порядок определения и пути совершенствования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!