Международные валютно-финансовые и кредитные организации
Содержание:
Введение.
1. Группа Всемирного Банка
1.1. Международный Банк Реконструкции и Развития
1.2. Международная ассоциация развития
1.3. Международная Финансовая Корпорация
1.4. Многостороннее агентство по гарантированию
инвестиций
1.5. Международный центр
по урегулированию инвестиционных споров
2. Международный Валютный Фонд
3. Европейский Банк Реконструкции и Развития
4. Банк Международных Расчетов
5. Азиатский Банк Развития
6. Межамериканский Банк Развития
7. Европейский
Инвестиционный Банк
Использованные источники.
Введение.
Международные валютно-кредитные
организации
- международные финансовые организации, созданные на основе межгосударственных
соглашений с целью регулирования валютных и кредитно-финансовых отношений между
странами, содействия экономическому развитию стран, кредитной помощи.
Международные валютно-финансовые
организации создаются путем объединения финансовых ресурсов
странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой
экономики.
Этими задачами могут быть:
Ø
операции на международном валютном и фондовом рынке
с целью стабилизации и
регулирования мировой экономики,
поддержания и стимулирования международной
торговли;
Ø
межгосударственные кредиты - кредиты на
осуществление государственных проектов и
финансирование бюджетного дефицита;
Ø
инвестиционная деятельность/кредитование в области
международных проектов (проектов,
затрагивающих интересы нескольких
стран, участвующих в проекте как напрямую, так и
через коммерческие
организации-резиденты);
Ø
инвестиционная деятельность/кредитование в области
“внутренних” проектов (проектов,
непосредственно затрагивающих интересы
одной страны или коммерческой организации-
резидента), осуществление которых
способно оказать благоприятное воздействие на
международный бизнес (например,
инфраструктурные проекты, проекты в области
информационных технологий, развития
транспортных и коммуникационных сетей и т.п.);
Ø благотворительная деятельность (финансирование
программ международной помощи) и
финансирование фундаментальных научных
исследований.
В качестве примеров международных
финансовых организаций можно назвать Банк международных расчетов, Международный
банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Международный
Валютный Фонд, Группу всемирного банка, Европейский Банк Реконструкции и
Развития, Международная Финансовая Корпорация.
Для осуществления своих функций
международные валютно-финансовые организации используют весь спектр современных
технологий финансового и инвестиционного анализа и управления рисками, от
фундаментального исследования потенциального инвестиционного проекта (для чего,
чаще всего, привлекаются специализированные команды или институты экспертов
международной квалификации, международные аудиторские фирмы и инвестиционные
банки) до операций на глобальных фондовых рынках (рынках производных ценных
бумаг).
Эффективность деятельности этих
организаций в значительной степени зависит от взаимодействия с правительствами
и правительственными организациями стран-участниц. Так инвестиционная
деятельность валютно-финансовых организаций зачастую предполагает тесное
сотрудничество с государственными экспортными кредитными агентствами,
осуществляющих страхование и управление рисками по крупным международным
проектам.
1. Группа Всемирного Банка
Первоначально Группа Всемирного Банка была представлена лишь одной
организацией – это Международный Банк Реконструкции и Развития. На сегодняшний
день Группа Всемирного Банка (ГВБ) состоит из пяти организаций:
Ø
Международного банка реконструкции и развития
(МБРР),
Ø
Международной Финансовой Корпорации (МФК),
Ø
Международной Ассоциации Развития (МАР),
Ø
Многостороннего Агентства по Гарантированию
Инвестиций (МАГИ),
Ø
Международного Центра по Разрешению Инвестиционных
Споров (МЦРИС).
Группа Всемирного Банка - международная
финансовая организация, оказывающая содействие развитию стран мира и в
настоящее время осуществляет активное кредитование более чем 140 стран.
Займы Всемирного Банка предоставляются
Правительствам стран-членов Банка (либо под правительственные гарантии) для
реализации проектов развития, принятых в странах-заемщиках. Иначе говоря,
Всемирный банк реализует не свои проекты развития, а лишь способствует странам
в осуществлении их собственных проектов и программ.
1.1. Международный Банк Реконструкции и Развития
Цель деятельности Международного Банка Реконструкции и Развития
(МБРР) заключается в том, чтобы сократить бедность в странах со средними
доходами и в кредитоспособных бедных странах, содействуя устойчивому развитию,
предоставляя займы, гарантии и принимая другие меры, не связанные с
кредитованием, в том числе проводя аналитические исследования и оказывая
консультативные услуги. МБРР не стремится к получению максимально высокой
прибыли, однако ежегодно, начиная с 1948 года, получает чистый доход. Прибыль
Банка используется для финансирования деятельности по нескольким направлениям
процесса развития и обеспечения финансовой стабильности, позволяющей
странам-клиентам занимать средства на рынках капитала под низкий процент и на
выгодных условиях. МБРР принадлежит его странам-членам, каждая из которых имеет
право голоса пропорционально размеру отчисляемых взносов в капитал организации,
который, в свою очередь зависит от уровня экономического развития каждой из
стран.
Краткая информация:
Основан в 1945 году. 184
члена.
Общая сумма кредитов, выданная МБРР за все время существования организации: 371
млрд долл. США. Сумма кредитов в 2002 финансовом году: 11,5 млрд долл. США (96
новых операций в 40 странах).
МБРР оказывает важную помощь в процессе
сокращения бедности. Каким образом? Предоставляя странам с низкими доходами,
являющимся клиентами Банка, доступ к кредитным ресурсам в более значительных
объемах, на выгодных условиях, с более длительными сроками погашения и на более
устойчивой основе, чем на рынке капитала.
МБРР:
Ø
Поддерживает долгосрочные инвестиции в развитие
людских ресурсов и социальной сферы – области деятельности, которые частные
кредиторы в большинстве своем не считают заслуживающими внимания.
Ø
Поддерживает финансовую стабильность заемщиков,
оказывая помощь в периоды кризисов, когда тяжелее всего приходится бедному
населению.
Ø
Использует финансовые средства воздействия для
стимулирования принятия основных мер политики и проведения институциональных
реформ (таких как реформы системы социальной защиты и борьба с коррупцией).
Ø
Мобилизует частный капитал, помогая создавать
благоприятный климат для инвестиций.
Ø
Оказывает финансовую помощь (в виде грантов,
выделяемых из чистой прибыли МБРР) в создании глобальных общественных благ,
имеющих решающее значение для повышения уровня жизни бедного населения во всем
мире.
МБРР является финансовым учреждением, которому присвоен рейтинг высшего
качества (ААА) и которое обладает некоторыми необычными характеристиками.
Акционерами этого учреждения являются суверенные государства. Заемщики Банка,
занимающие у него средства, участвуют в разработке и принятии принципов
деятельности данного учреждения. Займы МБРР (и кредиты МАР), как правило,
сопровождаются оказанием услуг, не связанных с кредитованием, с тем чтобы
обеспечить более эффективное использование средств. Кроме того, в отличие от
коммерческих банков, МБРР руководствуется целями развития, а не стремлением
получить максимально высокую прибыль.
Клиентами Международного Банка
Реконструкции и Развития являются, семьдесят пять
процентов людей, живущих менее чем на 1 долл. США в день в странах, получающих
кредитные ресурсы МБРР. Как правило, заемщиками МБРР являются страны со
средними доходами, имеющие хоть какой-то доступ к частным рынкам капитала.
Некоторые страны, имеющие низкие показатели доходов в расчете на душу населения
и получающие кредитные ресурсы от Международной ассоциации развития, являются
достаточно кредитоспособными для получения определенных ресурсов от МБРР. Эти
страны называют “смешанными заемщиками”. Даже если не считать займы,
предоставленные МБРР смешанным заемщикам, целых 25 процентов населения,
живущего менее чем на 1 долл. США в день, проживает в странах, являющихся
заемщиками МБРР. МБРР оказывает важную помощь в процессе сокращения бедности,
обеспечивая доступ к кредитным ресурсам в более значительных объемах, на
выгодных условиях, с более длительными сроками погашения и на более устойчивой
основе, чем на рынке капитала.
Элементы
финансовой стратегии МБРР
Поддержание финансовой стабильности
учреждения, имеющего рейтинг ААА
Сохранять возможности для получения доходов, способствовать
управлению риском и содействовать достижению поставленных МБРР целей развития.
Ø
Обязательства 184 суверенных акционеров.
Ø
Неукоснительное выполнение должниками обязательств
по погашению задолженности, что говорит о приоритетности задолженности перед
МБРР.
Ø
Осмотрительное управление финансовой деятельностью.
Ø
Значительный объем ликвидности.
Ø
Тщательно продуманная структура капитала.
Ø
Меры политики в отношении кредитования, сводящие к
минимуму степень риска.
Обеспечение эффективного
посредничества
Обеспечить оправдывающее затраты финансирование деятельности в целях
развития
Ø
Широкий доступ к рынкам
Ø
50 лет нововведений на рынке капитала
Ø
Роль лидера в создании новых продуктов, построении
финансовой структуры, деятельности на формирующихся рынках.
Ø
Поддержание партнерских отношений с широким кругом
участников рынка, действуя в качестве гаранта размещения ценных бумаг.
Ø
Диверсифицированная база глобальных инвесторов.
Ø
Значительный объем ликвидности в виде казначейских
векселей.
Ø
Активное управление активами и пассивами.
Приспособление в соответствии с потребностями заемщиков
Обеспечить гибкость и нововведения в
процессе удовлетворения разнообразных и постоянно меняющихся потребностей
пользователей.
Ø
Новые продукты, помогающие клиентам действовать в
соответствии со своими стратегиями финансовой деятельности, управления
задолженностью и преодоления кризисных ситуаций.
Ø
Широкий выбор видов займов для заемщиков.
Ø
Все более широкий выбор валют и процентных ставок.
Ø
Гибкие гарантии, как для содействия финансированию
частного сектора, так и для поддержки реформ.
Ø
Все более широкий выбор условий выдачи кредитов.
Кредиты Международного Банка
Реконструкции и Развития.
Сумма новых кредитов, предоставленных
МБРР в 2002 году, составившая 11,5 млрд долл. США, на 1 млрд долл. США
превысила уровень прошлого года. Количество новых утвержденных операций (96)
также превысило показатель за прошлый год.
Размер новых кредитов, предоставленных
МБРР странам Европы и Средней Азии, достиг рекордной отметки – 4,9 млрд долл.
США, или 43 процентов общей суммы кредитов, выделенных МБРР. На втором месте по
этому показателю страны Латинской Америки и Карибского бассейна, которым было
предоставлено 4,2 млрд долл. США. За ними следуют страны Восточной Азии и
Тихоокеанского региона – 1 млрд долл. США.
По объему выделенных ресурсов МБРР сектор государственного
управления намного опередил другие сектора, получив 3,6 млрд долл. США, т.е.
свыше 30 процентов общей суммы кредитов МБРР. Столь значительная сумма
кредитных ресурсов, направляемых в сектор государственного управления,
объясняется тем, что Банк уделяет основное внимание оказанию клиентам помощи в
совершенствовании стратегий развития, проведении реформ и расширении
институциональных возможностей. Финансовому сектору, который по объему
полученных кредитных ресурсов оказался на втором месте, было выделено 2,1 млрд
долл. США, или 18 процентов общей суммы кредитов.
Основными областями деятельности,
финансируемой средствами кредитов, выделенных финансовому сектору, явились
укрепление нормативно-правовой основы финансового и частного секторов и
повышение эффективности управления сектором. Кроме того, выделялись средства на
такие области деятельности, как развитие людских ресурсов, управление
экономикой и городское развитие.
Доля кредитов МБРР на цели структурных преобразований возросла до
рекордно высокой отметки – 64 процентов общей суммы кредитов в 2002 году, по
сравнению с 38 процентами в 2001 году и 47 и 63 процентами в течение,
соответственно, 1998 и 1999 финансовых годов в период восточно-азиатского
кризиса. Аргентина, Бразилия, Ямайка, Тунис, Турция и Украина относятся к числу
стран, которым Банк предоставлял кредиты на цели смягчения неблагоприятных
последствий снижения спроса на экспортируемые этими странами товары, цен на
сырьевые ресурсы и ограничения доступа к рынкам капитала.
1.2.
Международная ассоциация развития.
Международная ассоциация развития (МАР)
помогает беднейшим странам мира бороться с бедностью, предоставляя “кредиты” по
нулевой процентной ставке на срок от 35 до 40 лет, включая льготный период
продолжительностью 10 лет.
Перед этими странами стоят сложные
задачи, и они стараются продвинуться в процессе достижения международных целей
в области развития. В частности, им необходимо приспосабливаться к усилению
конкуренции в международном масштабе, иметь возможность воспользоваться
преимуществами глобализации, бороться с эпидемией ВИЧ/СПИДа, предотвращать
вооруженные конфликты и ликвидировать их последствия.
Основными элементами стратегии МАР,
имеющей целью оказание странам помощи в процессе развития, являются:
Ø
Ускорение экономического роста путем принятия
продуманных мер макроэкономической и отраслевой политики, в первую очередь
способствующей развитию сельских районов и частного сектора.
Ø
Инвестирование в человеческий капитал путем
решительного содействия развитию и укреплению социальной сферы в том числе
решению гендерных проблем, принятия мер по борьбе с инфекционными
заболеваниями, такими как ВИЧ/СПИД, и смягчения социальных последствий этих
заболеваний.
Ø
Расширение организационно-технических возможностей
для повышения эффективности управления, в том числе управления государственными
расходами, и для борьбы с коррупцией.
Ø
Охрана окружающей среды в целях устойчивого
развития.
Ø
Содействие преодолению последствий вооруженных
конфликтов.
Ø
Содействие торговле и региональной интеграции.
Меняющаяся роль МАР: больше внимания уделяется участию и партнерским
отношениям.
Учитывая изменения, произошедшие за
последнее время в процессе международного развития, МАР укрепляет связи со
странами-заемщиками и другими партнерами по развитию. Документы по стратегии
сокращения бедности (ПРСП), составляемые правительствами стран-членов МАР с участием
гражданского общества, частного сектора и других заинтересованных сторон, дают
возможность привести стратегии деятельности доноров в более полное соответствие
со стратегиями, разработанными в странах.
Весной 2001 года Всемирный банк
предпринял важные шаги, с тем чтобы сделать процесс разработки стратегий
деятельности МАР более прозрачным и обеспечить более широкое участие в данном
процессе. Опубликованы документы совещаний доноров, на которых рассматривался
вопрос о 13-м пополнении средств МАР (МАР–13), за счет которого будут
предоставляться кредиты в период с 2003 по 2005 финансовый год. В июне 2001
года впервые за 41-летнюю историю МАР представители стран-заемщиков
присоединились к донорам в процессе обсуждения деятельности МАР на предстоящие
годы.
Распределение ресурсов Международной
ассоциации развития.
Общие потребности в предоставляемых на
льготных условиях кредитных ресурсах, испытываемые странами, имеющими право
получать кредиты от МАР ( 81 страна),
весьма значительны. Однако поскольку МАР получает большую часть ресурсов в виде
взносов государств-членов, сумма средств, которые могут выдаваться в кредит,
фактически ограничена размером обещанных отчислений. Поэтому МАР должна
распределять ресурсы между странами-заемщиками, отвечающими установленным
критериям.
Нижеследующее является описанием того, каким образом МАР
распределяет свои ресурсы в зависимости от результатов проводимой заемщиками
политики и их институциональных возможностей, с тем чтобы задействовать ресурсы
прежде всего там, где они могут возыметь наибольшее воздействие.
Краткая
информация:
Операционный лимит для прекращения программы МАР в 2003 финансовом году
составил 875 долл. США (ВНД на душу населения в 2001 году). Максимальный
показатель ВНД в расчете на душу населения в странах, получающих ресурсы от
МАР, за все периоды составил 1 435 долл. США по состоянию на 2003 финансовый
год (ВНД на душу населения за 2001 год)
1. Критерии приемлемости
Для того чтобы определить, какие страны
имеют право занимать средства у МАР, используются три критерия:
1.
Относительный показатель бедности, измеряемый как
ВНП в расчете на душу населения ниже определенного порогового значения, которое
в настоящее время составляет 875 долл. США.
2.
Недостаточная кредитоспособность для заимствования
средств на рыночных условиях, в результате чего возникает потребность в
получении ресурсов на льготных условиях для финансирования программы развития
страны.
3.
Высокая эффективность проводимой политики, т.е.
принятие мер экономической и социальной политики, способствующих экономическому
росту и сокращению бедности.
Основным фактором, определяющим порядок
распределения ресурсов МАР между странами, отвечающими установленным критериям,
является то, насколько эффективна проводимая в стране политика, способствующая
экономическому росту и сокращению бедности. Еще одним определяющим фактором
является уровень доходов на душу населения: беднейшие страны, отвечающие
критериям МАР, получают больше средств, чем другие страны, при одинаковых
показателях эффективности политики.
3. Рейтинг эффективности
Каждый год персонал Всемирного банка
оценивает качество проводимой заемщиками политики. Критерии и методология этих
оценок со временем менялись с учетом уроков, усвоенных из накопленного опыта, и
результатов исследований. В 1998 году масштабы оценки эффективности проводимой
в стране политики были расширены: теперь оценке подлежит не только политика
правительства, но и учреждения, проводящие эту политику в жизнь. Кроме того,
рейтинг стран, в которых существуют серьезные проблемы в плане управления,
снижается, поскольку доказано, что низкая эффективность управления является
одной из основных проблем, препятствующих развитию. И наконец, при проведении
оценки также принимается в расчет эффективность портфеля проектов, реализуемых
в стране. 20 критериев реализации подразделены на следующие четыре категории
(см. Country Policy and Institutional Assessment
Questionnaire - 2001):
1.
Управление экономикой
2.
Структурная политика
3.
Меры политики, имеющие целью вовлечение различных
слоев населения в процесс развития/обеспечивающие социальную справедливость.
4.
Управление государственным сектором и
соответствующие учреждения.
4. Процедура распределения ресурсов
Объем ресурсов, выделяемых МАР стране,
зависит прежде всего от рейтинга, присвоенного заемщику на основе результатов
ежегодной оценки эффективности проводимой в данной стране политики и ее
институциональной системы. Кроме того, согласно рекомендациям Соглашения МАР12,
поскольку ускорение социально-экономического развития в странах Африки к югу от
Сахары остается наиболее приоритетной задачей МАР, этим странам следует
отдавать предпочтение при распределении ресурсов, при условии, что это
оправдано результатами проводимой в этих странах политики. И наконец, при
выделении средств заемщикам, имеющим право на получение кредитных ресурсов как
от МАР, так и от МБРР (“смешанным” заемщикам), необходимо принимать в расчет
кредитоспособность этих стран, от которой зависят их возможности получать
ресурсы из других источников, а также способность этих стран эффективно
использовать ресурсы МАР для решения проблемы бедности.
Суммы выделяемых ресурсов рассчитываются
на трехлетней возобновляемой основе и используются департаментами операций
Всемирного банка в целях планирования. Размер выделяемых стране ресурсов служит
ориентиром при разработке программ кредитования, предусмотренных Стратегией
содействия стране (ССС), причем суммы этих ресурсов могут отличаться от сумм,
рассчитанных на основе показателей эффективности политики, с учетом изменений,
произошедших в этих показателях в период между ежегодными оценками, и/или в
чрезвычайных обстоятельствах.
5. Кредитование и показатели
эффективности
Руководство МАР наблюдает за фактически
выделяемыми каждой из стран ресурсами, сравнивая размер этих ресурсов с
запланированным. Средства выделяются с достаточной гибкостью, таким образом,
чтобы можно было своевременно реагировать на важные изменения в показателях
эффективности деятельности. В результате фактический объем кредитования в
расчете на душу населения тесно взаимосвязан с показателями эффективности. Эта
тесная взаимосвязь позволяет постепенно увеличивать объем кредитных ресурсов,
выделяемых тем странам, в которых проводимая политика в наибольшей степени
благоприятствует эффективному использованию ресурсов.
1.3.
Международная Финансовая Корпорация.
Международная Финансовая Корпорация
(МФК) стимулирует устойчивый приток инвестиций в частный сектор развивающихся
стран в целях сокращения масштабов бедности и улучшения жизни людей.
Краткая информация:
Год основания: 1956
Количество членов: 175. Портфель обязательств: 21,6 млрд. долл. США (в том
числе 6,5 млрд долл. США в виде синдицированных займов;
Обязательства на 2002
финансовый год: 3 млрд. долл. США (в том числе синдицированных; 2,7 млрд. долл.
США собственных средств) в 204 компаниях в 75 странах.
МФК – член Группы
организаций Всемирного банка со штаб-квартирой в г. Вашингтоне
(федеральный округ Колумбия). Усилия МФК направлены на достижение главной цели
всех учреждений Группы организаций Всемирного банка – повышение качества жизни
населения в развивающихся странах – членах.
Созданная в 1956 г., МФК является
сегодня крупнейшим многосторонним учреждением, предоставляющим кредиты и
долевое финансирование для осуществления проектов в частном секторе
развивающихся стран. МФК содействует устойчивому развитию частного сектора
путем:
Ø
финансирования проектов в частном секторе
развивающихся стран;
Ø
оказания помощи частным компаниям развивающихся
стран в привлечении финансирования на международных финансовых рынках;
Ø
предоставления консультационной и технической
помощи предприятиям и правительствам.
В состав МФК входят 175 стран-членов, которые совместно определяют
ее политику и утверждают инвестиционные проекты. Для вступления в МФК, стране
необходимо быть членом Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР).
Корпоративные полномочия в МФК
принадлежат Совету управляющих, в который страны-члены
назначают своих представителей. Долевой капитал Международной Финансовой
Корпорации состоит из оплаченных взносов стран-членов, и права голоса
распределяются пропорционально числу единиц долевого участия, принадлежащих той
или иной стране.
Разрешенный к выпуску объем уставного
капитала МФК составляет 2,45 млрд долл. США.
Совет управляющих многие из своих полномочий делегирует Совету директоров, который состоит из
исполнительных директоров МБРР и в котором представлены страны – члены МФК. Все
проекты подлежат рассмотрению Советом директоров.
Президент
Группы организаций Всемирного банка, Джеймс Д. Вулфенсон (James D.
Wolfensohn), одновременно является президентом МФК. Исполнительный вице-президент МФК, Питер
Войке (Peter Woicke), осуществляет общее руководство текущей деятельностью
корпорации.
Координируя свою деятельность во многих
областях с другими учреждениями, входящими в систему Всемирного банка, МФК в
целом действует самостоятельно, будучи автономной организацией в юридическом и
финансовом отношениях, имеющей свои Статьи
соглашения, долевой капитал, руководство и аппарат штатных сотрудников.
Инвестиции, осуществляемые МФК путем
вложений в акционерный и квазиакционерный капитал, финансируются за счет
собственного капитала Корпорации, который состоит из суммы выплаченных взносов
стран-членов и нераспределенной прибыли. Твердая поддержка акционеров и
солидная база в виде оплаченных взносов в капитал МФК позволяют корпорации
привлекать большую часть денежных средств, необходимых для предоставления
кредитов, на международных финансовых рынках, путем выпуска облигаций, имеющих
наивысший рейтинг ААА. 80 процентов от общего объема финансовых ресурсов,
необходимых для кредитования, МФК привлекает путем выпуска государственных
облигаций либо частного размещения ценных бумаг. Остальные 20% привлекаются в
качестве займов МБРР.
1.4.
Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций.
Краткая
информация:
Год
основания: 1988 Количество членов: 163
Совокупный
объем выданных гарантий: 10,34 млрд. долл. США
Гарантии,
предоставленные в 2002 финансовом году: 1,36 млрд. долл. США (в т.ч. 136 млрд
долл. США в рамках Совместной программы гарантирования размещения выпуска
ценных бумаг)
Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) основано
12 апреля 1988 и является самым молодым членом группы Всемирного банка.
Задачи МАГИ заключаются в привлечении
прямых иностранных инвестиций путем страхования политических рисков (выдачи
гарантий инвесторам и кредиторам), передачи опыта и предоставления ресурсов,
которые помогут странам с формирующимся рынком привлекать и удерживать эти
инвестиции. Поддерживаемые МАГИ проекты, как правило, дают много прямых выгод
странам, в которых они осуществляются, - новые рабочие места для местного
населения, дополнительные и долгосрочные инвестиции в подготовку и обучение
персонала, а также оказывают положительное воздействие на национальную
экономику в целом благодаря налоговым поступлениям и валютной выручке от
экспорта.
Являясь членом Группы Всемирного Банка,
МИГА обладает финансовой независимостью от МБРР. Все полномочия по управлению
МИГА принадлежат Совету Управляющих (1 управляющий, 1 заместитель), за
исключением специально переданных другому органу. Совет Управляющих может передавать
свои полномочия Совету Директоров. Президент Всемирного Банка является
Председателем Совета Директоров.
Подобные меры необходимы для поощрения
иностранных капиталовложений, так как обеспечивают страхование инвестиций от
некоммерческих рисков в развивающихся странах. При этих условиях
капиталовложения в национальные экономики таких стран становятся более
конкурентоспособными по сравнению с индустриальными странами.
В рамках МАГИ созданы службы по гарантированию инвестиций
(Investment Guarantee Services); инвестиционного маркетинга (Investment
Marketing Services); законодательства и исков.
Служба инвестиционного маркетинга
оказывает странам-членам помощь в маркетинговой деятельности, обеспечивая
инвесторов необходимыми услугами, устанавливая и укрепляя связь между
инвесторами и правительствами. Служба ведет информационную поддержку МАГИ,
направленную на распространение информации о новых проектах и инвестиционных
возможностях в развивающихся странах. Глобальной сетью информационного обмена и
коммуникаций МАГИ в Интернете является система IPANET (The Investment Promotion
Network, #"#">Международный
валютный фонд были основаны в 1944 году на совещании мировых лидеров
в Бреттон-Вудс, в штате Нью-Хэмпшир. Оба “Бреттонвудских учреждений”, как их
иногда называют, были основаны для того, чтобы поставить международную
экономику на прочную основу по окончании Второй мировой войны.
Государства-члены МВФ могут становиться членами Банка.
В своей деятельности Банк и Фонд
дополняют друг друга, но при этом существуют довольно существенные различия
между функциями, выполняемыми каждым из этих учреждений. Всемирный банк – это
кредитное учреждение, чья цель заключается в содействии интеграции стран в
мировую экономику и долгосрочному экономическому росту, способствующему
повышению уровня жизни населения бедных стран. МВФ действует в качестве
наблюдателя за мировыми валютами, способствуя поддержанию упорядоченной системы
платежей между всеми странами, и ссужает деньги государствам-членам,
испытывающим серьезный дефицит платежного баланса. В отличие от Всемирного
банка, финансирующего как реформы политики, так и проекты, Международный
валютный фонд занимается исключительно реформами. Он предоставляет займы
государствам-членам, испытывающим краткосрочные трудности в расчетах с
международными кредиторами, и стремится к достижению полной конвертируемости
валют государств-членов в рамках системы гибких обменных курсов, действующей с 1973
года.
Всемирный банк предоставляет кредиты
только развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Что касается
МВФ, его услугами и ресурсами могут воспользоваться все государства-члены этой
организации (как богатые, так и бедные). Чтобы Фонд мог успешно выполнять свою
работу, в ней должно участвовать подавляющее большинство стран мира.
Поскольку международная торговля и
инвестиции не знают границ, практически каждая страна вынуждена покупать и
продавать иностранные валюты для финансирования импорта и экспорта. МВФ
отслеживает такие операции и консультируется со странами-членами относительно
того, как они могут содействовать становлению ликвидной и стабильной
международной валютной системы.
Вначале Банк занимался конкретными проектами,
и основная часть ресурсов этой организации по-прежнему выделяется на реализацию
проектов, однако в настоящее время займы предоставляются также в порядке
содействия повышению эффективности экономической политики в целом. Такие займы
на проведение реформ предназначены, в частности, для того, чтобы направить
ограниченные ресурсы на наиболее эффективные с точки зрения затрат инвестиции,
позволяющие сокращать бюджетный дефицит, сдерживать рост инфляции или укреплять
государственные институты. Помогая исправлять подобные искажения, такие
бюджетозамещающие займы могут способствовать более эффективному использованию
ресурсов в развивающихся странах и обеспечению ими долгосрочного экономического
роста.
Сотрудничество между Всемирным банком и
МВФ активизировалось в 2002 финансовом году, Оба учреждения существенно
продвинулись в процессе утверждения мер по сокращению долгового бремени бедных
стран с высоким уровнем задолженности в рамках Инициативы
ХИПК.
Исполнительные советы утвердили пакеты
мер по сокращению задолженности 16 стран и обсудили стратегии сокращения
бедности для 29 стран. В контексте сотрудничества каждое из двух учреждений
сосредоточило внимание на тех областях деятельности, в которых у него имеются
сравнительные преимущества: МВФ отвечает за поддержание диалога с властями
стран по вопросам макроэкономической политики и связанным с ними вопросам
структурной политики, в то время как Всемирный банк выступает инициатором
диалога по вопросам социальной и структурной политики.
В августе 2001 года советы Банка и Фонда
приняли решение повысить эффективность сотрудничества между двумя учреждениями
в процессе наблюдения за реализацией странами своих программ и выполнения ими
условий выделения финансовых ресурсов. Эта стратегия имеет целью укрепление
сотрудничества между двумя учреждениями на всех стадиях цикла разработки и
реализации программ путем координации деятельности, начиная с самых первых
стадий, четкого разделения обязанностей, назначения учреждения, руководящего
деятельностью в конкретной области, и представления полной информации о
позициях каждого из двух учреждений в документах, представляемых на
рассмотрение советов. Тем не менее, каждое из двух учреждений в конечном итоге
отвечает за собственные решения относительно кредитования и за обеспечение
сохранности своих ресурсов. В рамках работы над Документами по стратегии
сокращения бедности (ПРСП) для стран с низкими доходами, финансируемой
МВФ в рамках Механизма финансирования на цели сокращения бедности и содействия
экономическому росту, Банк и Фонд и впредь намерены тесно взаимодействовать,
поддерживая реализацию общей стратегии сотрудничества со странами, в то же
время уделяя основное внимание тем областям деятельности, за которые они
отвечают. Что касается стран со средними доходами, необходимо будет
сотрудничать с ними более гибко, учитывая различия между странами, однако
ожидается, что повышение эффективности координации и обмена информации между
Банком и Фондом принесет существенную пользу процессу развития.
3.
Европейский Банк Реконструкции и Развития.
Об организации: Европейский банк
реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1991 году с целью оказания поддержки
странам Средней и Восточной Европы при переходе от централизованного планового
хозяйства к рыночной экономике. Штаб-квартира банка находится в Лондоне. В
состав его шестидесяти владельцев-акционеров входят 58 стран, Европейский
инвестиционный банк и Европейское Сообщество.
Основной задачей ЕБРР является финансирование проектов,
способствующих развитию экономики, однако, несмотря на это, Банк осуществляет
свою деятельность, руководствуясь принципом самоокупаемости. Обладая высшим
кредитным рейтингом (ААА), Банк может привлекать средства на международных
рынках капиталов по самым выгодным ставкам.
Финансируемые отрасли:
Различные.
Не финансируется следующие виды деятельности:
1)
оборонная промышленность;
2)
табачная промышленность;
3)
производство средств, запрещенных международным
правом;
4)
игорный бизнес;
5)
производства и процессы, оказывающие отрицательное
воздействие на окружающую среду.
Особые требования к получателю финансирования:
1)
Проект в частном секторе.
2)
Наличие высокой степени мотивации и опыта работы
руководства.
3)
Крайне желательно участие отечественных инвесторов
в акционерном капитале предприятия.
4)
Наличие зарубежного стратегического партнера не
требуется, однако может повысить шансы утверждения инвестиционного проекта.
Форма финансирования: Кредиты,
вложение в акционерный капитал
Условия финансирования
Минимальная величина вложений: 500 000 $
Максимальная величина вложений: 2 500 000 $
Срочность вложений: 3-7 лет
Процентная ставка: ЛИБОР + кредитная
маржа
Особенности финансирования: Доля ЕБРР
в финансируемом проекте обычно составляет 25-30%, но может быть увеличена до
49% в краткосрочном плане.
Как правило, в рамках одного инвестиционного проекта Банк стремится
сочетать обе формы финансирования и предоставляет не более двух третей
требуемой суммы в форме заемных средств и не менее одной трети - в виде
акционерного капитала.
Ставка процента по кредиту может быть как плавающей, так и
фиксированной. Кредитная маржа отражает как страновые, так и коммерческие риски
и соответствует конъюнктуре рынка синдицированных кредитов.
Погашение основного долга обычно производится по частям равными
долями каждые полгода.
Документы для получения финансирования:
Инвестиционный проект, включающий следующую информацию:
Операционная и проектная информация:
-
Краткая характеристика проекта.
-
- Инициаторы проекта.
-
- Опыт работы в данной отрасли.
-
- Финансовое состояние предприятия.
-
- Акционеры предприятия.
-
- Продукция предприятия.
-
- Характеристика производства (местонахождение,
производственные мощности и оборудование, технология, сырье и материалы,
рабочая сила).
-
- Рынок (целевой сегмент, планируемая доля рынка,
конкуренция, ценовая стратегия, распределение и сбыт).
-
- Управление.
Финансовая информация:
-
Стоимость проекта с выделением составляющих.
-
- Порядок и график осуществления работ по проекту.
-
- Источники финансирования (собственный капитал,
кредиты, прочее). Обеспечение по кредиту.
-
- Ожидаемые финансовые результаты деятельности
(основные исходные предпосылки, финансовые прогнозы).
Экологическая и нормативная информация:
-
Местонахождение проектного объекта
-
Использование земли, отведенной под объект в
прошлом и в настоящее время
-
Описание любых строительных работ или материальных
изменений, предусмотренных проектом
- Предлагаемые меры по смягчению воздействий на окружающую среду и ее улучшение
- Заявление о распределении обязанностей при любом загрязнении и / или об
ответственности за него
- Любые сведения о природоохранной политике компании
- Сведения о составе и графике получения лицензий и разрешений для
осуществления проекта
- Наличие дотаций на сырье со стороны государства
- Наличие ограничений на импорт оборудования (пошлины, квоты)
- Наличие ограничений на экспорт продукции
- Структура тарифов на коммунальные услуги и другие существенные для данного
проекта показатели
Порядок подачи и рассмотрения документов:
Предприятию следует обратиться с запросом о финансировании
инвестиционного проекта в головной офис ЕБРР в Лондоне или в представительство
в Москве. Там проводится первоначальная оценка проекта на предмет его
соответствия направлениям финансирования банка и осуществляется его
переадресовка в соответствующий департамент. Для работы с проектом со стороны
банка назначается руководитель операции, с которым и будет поддерживаться связь
по проекту в дальнейшем. Банк не приступит к финансированию проекта, пока не
будет располагать всей необходимой информацией (см. выше).
Потенциальным заемщикам рекомендуется обращаться в Банк на
начальном этапе работы над проектом в целях получения консультации по возможной
структуре финансирования и порядку подготовки документов.
После получения Банком всех необходимых сведений период оформления
финансирования составляет обычно от 3 до 4 месяцев, хотя в отношении менее
сложных проектов эти сроки могут быть сокращены.
При подготовке проектной документации заявителям настоятельно
рекомендуется воспользоваться услугами опытных инвестиционных консультантов.
4.
Банк Международных Расчетов.
Банк Международных Расчетов (БМР) является старейшим из
существующих международных валютно-финансовых организаций мира. Он был создан в
1930 году.
Идея о создании банка возникла в связи с решением, а точнее с
проблемой решения вопроса о репарационных платежах Германии странам-победительницам
в первой мировой войне и о расчетах по займам.
Американский план взимания германских репараций и расчетов
европейских стран-должников коммерческих банков США по военным долгам
предусматривал так называемую коммерциализацию военных долгов. Согласно этому
плану, получившего название "плана Юнга" ( по имени его автора ),
Германия должна была выпустить внешний заем на рынках частных капиталов США и
ряда стран Западной Европы. Доходы Германии от этого займа направлялись на
уплату репараций странам- победительницам, которые должны были из этих сумм
погасить свой долг по военным займам, полученным в США.
БМР предназначалась роль механизма, способствующего выпуску и
распространению облигаций германского займа на рынках частных капиталов. Он
должен осуществлять расчеты по этому займу и конверсию доходов от займа в
репарационные платежи.
Основной капитал банка установлен в 500 млн. золотых швейцарских
франков, эквивалентных 145161290,32 г. чистого золота. Капитал разделен на 200
тыс. акций по 2500 франков каждая. Оплаченный капитал составляет 125 млн.
франков, или 25% общей суммы основного капитала.
Высшим органом управления Банка является общее собрание
руководителей Центральных Банков стран, имеющих акции банка. Физические и
частные юридические лица, располагающими акциями банка, в собрании не
участвуют. Общее собрание созывается, как правило, один раз в год для того,
чтобы утвердить доклад о деятельности банка, его баланс, счет прибылей и
убытков.
Дальнейшее развитие банка было прервано валютным кризисом,
охватившим многие капиталистические страны, и второй мировой войной. Но банк не
был ликвидирован, а был сохранен в качестве подсобного фонда Международного
Валютного Фонда (МВФ).
Устав БМР запрещает выпускать банкноты, представлять ссуды
правительствам, открывать на имя правительств текущие счета, держать в своем
распоряжении акции и владеть недвижимым имуществом или устанавливать контроль
над каким-либо предприятием.
Операции с коммерческими банками он производит только с согласия
Центрального Банка (ЦБ) страны, на территории которой эти банки функционируют.
С 1982 года БМР предоставляет промежуточный кредит под гарантию ЦБ
странам, ожидающим кредит МВФ, чтобы избежать кризиса их международной валютной
ликвидности. Такие кредиты получили Венгрия, Мексика, Аргентина, Югославия. Для
поддержания политики расширенного доступа стран с дефицитным платежным балансом
к кредитам фонда БМР совместно с 17 центральными банками предоставили Фонду
кредит в 2,5 млрд. долларов в 1982 году.
Специфика БМР заключается в строго конфиденциальном характере его
деятельности. Это определяет место БМР как вспомогательного органа МВФ и группы
Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР), с которыми он имеет
тесные связи. БМР имеет административный пост во Временном комитете МВФ и в
"группе десяти", обеспечивает работу секретариата Комитета
управляющих ЕЭС, созданного в 1964 году, Административного совета ЕФВС (1979),
осуществляет клиринговые расчеты в ЭКЮ ( с середины 80-х ).
БМР - ведущий информационно-исследовательский центр. Годовые отчеты
Банка - одно из авторитетных экономических изданий в мире. На базе своих
исследований БМР в 1975 году опубликовал хартию наблюдения за международными
операциями банков. Иногда рекомендации, подготовленные БМР на базе консенсуса,
имеют большее значение, чем межгосударственные решения. БМР превратился в
международную валютно-кредитную организацию по составу участников и характеру
деятельности. Это обусловлено тем, что БМР является международным банком центральных
банков, агентом и распорядителем в различных международных валютно-расчетных и
финансовых операциях, центром экономических исследований и форумом
международного валютно-кредитного сотрудничества.
5. Азиатский Банк Развития.
Азиатский Банк Развития (Asian Development Bank) (АБР) -
региональный межгосударственный банк по долгосрочному кредитованию проектов
развития в странах Азии и Тихоокеанского бассейна. Основан в 1965.
Штаб-квартира в Маниле (Филиппины). В АБР входит 61 государство. Крупнейшие
акционеры АБР - Япония, США, Китай, Индия, Австралия, Индонезия, Канада (доля в
пакете акций более 5%). Основные заемщики – Индия, КНР, Пакистан, Индонезия,
Бангладеш. Основные сферы финансирования: транспорт и коммуникации,
энергетические проекты, сельское хозяйство и природные ресурсы, финансы,
социальная инфраструктура.
Общее руководство АБР осуществляют: Совет Губернаторов, Совет
Директоров, Президент, три Вице-президента и руководители департаментов и
отделений.
Статья 28 устава АБР гласит, что вся полнота власти находится в
руках Совета губернаторов, который в свою очередь делегирует эту власть Совету
Директоров, кроме тех полномочий, которые находятся в исключительном ведении
Совета Губернаторов.
Каждая страна-участница назначает губернатора и заместителя
губернатора для представления своих интересов. Совет губернаторов выбирает 12
директоров (каждого с заместителем) – восемь из стран АТР и четверых из других
стран. Также Совет Губернаторов выбирает Президента АБР сроком на 5 лет с возможностью
переизбрания. Президент председательствует на Совете директоров и следует его
руководству в управлении деятельностью АБР.
Официально Совет губернаторов встречается один раз в год на
ежегодной сессии АБР. В состав Совета входит 61 губернатор (44 представителя из
стран АТР и 17 представителей из развитых стран Европы и Америки).
Совет директоров выполняет свои обязанности на постоянной основе в
штаб-квартире АБР в Маниле и регулярно проводит официальные и текущие
заседания. Директора наблюдают за финансовой отчетностью АБР, утверждают
исполнительный бюджет, пересматривают и утверждают все документы, касающиеся
проводимой политики банка, и все документы, касающиеся предоставления займов,
покупки-продажи акций и оказания технической помощи.
Стратегической целью функционирования АБР является сокращение
бедности в развивающихся странах. АБР также продолжает выполнение программ по
продвижению экономического роста, развитию человеческих ресурсов, изменению
социального статуса женщин и защите окружающей среды, но сегодня эти цели
служат реализации программы по сокращению бедности. Прочие цели, такие как
реформирование законодательства и политики, региональное сотрудничество,
развитие частного сектора и социальной сферы также в большой степени содействуют
достижению основной стратегической цели.
В задачу банка входит стимулирование экономического роста и участие
в ускорении экономического развития развивающихся государств - членов АБР, как
коллективно, так и индивидуально. Соглашение о создании АБР вступило в силу 22
августа 1966 г., когда оно было ратифицировано 15 правительствами. Банк начал
свои операции 19 декабря 1966 г.
Членство в АБР открыто для членов и ассоциированных членов
Азиатско-Тихоокеанской Комиссии ООН по экономическим и социальным проблемам, а
для других стран региона и развитых стран из других регионов - членов ООН или
одного из ее специализированных агентств. 15 развитых стран из других регионов
включают США, Канаду, Великобританию и 15 западноевропейских стран.
Операции.
Согласно Уставу АБР, предоставляемые займы, вложения в акционерный
капитал и предоставление гарантий не должны превышать размера выкупленных и
подлежащих выкупу акций плюс обычный размер резерва и излишков. Банковские
операции финансируются из двух главных источников: обычных источников капитала
и специальных средств. Обычные источники капитала поступают как выплачиваемая
доля капитала от стран - членов АБР, как заимствования на мировом рынке
капитала, а также как доход от инвестиций. Специальные средства поступают в
виде взносов от развитых стран-членов, дохода от специальных фондов, ссуд и
инвестиций, а также сумм, переводимых из обычных источников капитала по
специальному решению совета директоров АБР. Специальные средства АБР составляют
окно «льготных ссуд» по низким ставкам процента для удовлетворения потребностей
небольших и более бедных стран-членов.
АБР имеет право пополнять ресурсы через заимствования на финансовом
рынке и привлечение частного капитала к своим проектам.
АБР предоставляет займы после проведения тщательного анализа всех
условий. Это позволяет:
1. Поддерживать соответствующий чистый
доход, сохранять ликвидность и резервы банка;
2. Проводить мониторинг кредитоспособности
заемщиков;
3. Предъявлять к заемщикам требования
подтверждать экономическую, финансовую и техническую жизнеспособность проектов,
для выполнения которых необходимы займы АБР.
АБР обеспечивает займами проекты, удовлетворяющие следующим
требованиям:
1. Экономическая жизнеспособность,
техническая выполнимость и финансовая прочность;
2. Влияние реализации проекта на дальнейшее
развитие страны;
3. Влияние на устранение «узких мест» в
экономике;
4. Способность страны-заемщика обслуживать
дополнительный внешний долг;
5. Внедрение новых технологий для повышения
производительности;
6. Создание дополнительных рабочих мест;
7. Укрепление общества относительно критерия
высокого уровня управления;
8. Включение в проекты АБР разработок в
сфере окружающей среды и социальной сферы;
9. Выполнение требований Положения об операциях
АБР 2002.
6. Межамериканский Банк Развития.
Создание Межамериканского Банка Развития (МАБР).
МАБР (Inter-American Development Bank - IDB) был создан в декабре 1959
г. Штаб-квартира - г. Вашингтон, округ Колумбия, США. Председатель Совета
Управляющих МАБР - Энрике Иглесиас (Enrique V. Iglesias), гражданин Уругвая,
впервые избран на указанную должность в 1988 г., срок полномочий истекает в
2003 г.
Цели:
Ø
стимулирование развития производственных
предприятий и ресурсов в латиноамериканских странах;
Ø
содействие в привлечении частных иностранных
инвестиций, в борьбе с бедностью и загрязнением окружающей среды;
Ø
проведение социальных реформ;
Ø
модернизация государственного управления и
стимулирование экономической интеграции региона и межрегионального
сотрудничества.
Участники. Членами МАБР по состоянию на 31
декабря 1998 г. являются 46 стран мира (28 региональных и 18 нерегиональных
стран-членов), из которых 26 стран-участниц МАБР являются получателями помощи,
а 20 стран выступают в качестве доноров.
Уставный капитал Банка. Уставный капитал Банка
составляет 105,268 млрд. долл., из них:
·
94,219 млрд. долл. составляет подписка основного
капитала;
·
9,643 млрд. долл. - Фонд специальных операций;
·
1,406 млрд. долл. - другие фонды.
Основной капитал делится на 7 810 324 акции, в том числе из
региональных членов:
Ø
США обладают 2 385 755 акциями, или 30,531% от
общего количества голосов;
Ø
Аргентина - 847 715 акциями, или 10,850%;
Ø
Бразилия - 847 715 акциями, или 10,850%.
Из нерегиональных членов - Япония - 357 918 акций, или 4,582%
соответственно.
Организационная структура. Высший орган МАБР - Совет управляющих, в
котором каждая страна - член МАБР представлена одним членом, обычно на уровне
министра финансов или председателя центрального банка. Исполнительный орган -
Совет Исполнительных Директоров (СИД) - принимает решения о политике Банка, на
основе которой строится его работа, утверждает предоставление всех займов. СИД
состоит из 14 членов, которые назначаются Советом управляющих на три года.
В региональных государствах-членах МАБР имеет свои бюро (всего 28),
кроме того, в Париже расположено его представительство.
Направления деятельности и условия предоставления ссуд. Основные
направления деятельности включают средне- и долгосрочное кредитование
инвестиционных проектов в различных отраслях экономики и социальной сфере стран
Латинской Америки и Карибского бассейна.
В условиях мирового финансового кризиса МАБР начал осуществлять
программу по предоставлению срочных кредитов (кредитов "скорой
помощи"). Указанные ссуды быстро перечислялись дебиторам на специальных
условиях (высокая процентная ставка - LIBOR+400 базовых пунктов (пересматривается
каждые полгода), короткие сроки погашения (5 лет, 3-летний льготный период) и
предназначались для:
Ø
решения текущих проблем ликвидности;
Ø
смягчения последствий мирового финансового кризиса
на экономическую деятельность;
Ø
финансирования расходов на поддержание беднейших
слоев;
Ø
проведения структурных реформ.
Аргентина в рамках указанной программы (при участии ВБ) получила
2,5 млрд. долл., Колумбия - 350 млн. долл.
Как правило, ссуды МАБР предоставляются на сроки от 15 до 30 лет,
срочные - на 5 лет.
В 1998 г. Банком было предоставлено ссуд и гарантий на сумму свыше
10 млрд. долл., в том числе за счет средств основного капитала - 85 ссуд на
общую сумму 9,3 млрд. долл. и одна гарантия на 75 млн. долл.; из средств фонда
специальных операций - 25 ссуд на общую сумму 686 млн. долл. Это составило
половину от общего объема предоставленных ссуд и гарантий в Латиноамериканском
регионе.
В структуре кредитования Банка приоритетными направлениями являются
следующие, млн. долл.:
Ø
реформы государственного устройства стран-дебиторов
- 38,5% (3841);
Ø
промышленность, в том числе горнодобывающая, и
туризм - 11% (1108);
Ø
социальные программы - 10,8% (1093);
Ø
производство электроэнергии - 8,2% (832);
Ø
водоохранные мероприятия - 8,1% (820);
Ø
транспорт и коммуникации - 7,2% (793);
Ø
благоустройство городского хозяйства - 6,6% (672);
Ø
образование - 2,9% (294);
Ø
мелкое предпринимательство - 2,2% (215);
Ø
здравоохранение - 1,3% (129);
Ø
сельское хозяйство - 1,2% (122);
Ø
охрана окружающей среды - 1,1% (108);
Ø
наука и технологии - 0,1% (14).
В счет предоставленных кредитов Банком было перечислено в 1998 г. 6
635 млн. долл., что больше аналогичного показателя предшествующего года (5 468
млн.), при этом 6 085 млн. долл. - из средств основного капитала, 535 млн.
долл. - из фонда специальных операций, 15,4 млн. долл. - из других фондов.
Значительные усилия Банка были направлены на борьбу с бедностью,
для преодоления которой было решено выделить 2,927 млрд. долл., то есть
примерно 30% от общей суммы одобренных в 1998 г. кредитов. Существенная часть
этих средств направлена на создание и финансирование социальных инвестиционных
фондов для населения с низким уровнем доходов.
В 1998 г. прямые инвестиции Банка в частный сектор составили 576
млн. долл. (в 1997 г. - 320 млн. долл.) и были направлены на развитие малого
предпринимательства, содействие рыночным реформам, улучшение инвестиционного
климата региональных стран-членов Банка.
В 1998 г. Банк получил в счет погашения ранее выданных им ссуд 2247
млн. долл., в том числе 1946 млн. долл. - кредиты, выданные за счет средств
основного капитала; 272 млн. долл. - из фондов специальных операций; 29 млн.
долл. - из прочих фондов. Операции, финансируемые за счет средств основного
капитала, принесли 392,8 млн. долл. чистых доходов против 414,8 млн. долл. в
1997 г., за счет Фонда специальных операций - 95,3 млн. долл. (1997 г. - 76,6
млн. долл.), без учета расходов на техническую кооперацию (61,2 млн. долл.), а
также средств, перечисляемых в рамках участия в Программе поддержки наиболее
бедных стран-должников. Общие резервы ФСО составили 423,7 млн. долл. (1997 г. -
598,3 млн. долл.).
Валовая прибыль в 1998 г. составила 2,6 млрд. долл., против 2,5
млрд. долл. в 1997 г.
МАБР проводит взвешенную, осторожную кредитную политику ввиду
сохраняющейся нестабильности на международных финансовых рынках. Низкий уровень
доходности сохранялся на протяжении всего года на японских и швейцарских
рынках, однако незначительный рост финансовых инструментов в долл., немецких
марках и канадских долл., а также в некоторых других валютах способствовал
увеличению доходности инвестиций с 454,9 млн. долл. в 1997 г. до 519,5 млн.
долл. в 1998 г.
Банк активно работает на международных финансовых рынках.
Реализовано 40 эмиссий облигаций, номинированных в различных валютах, на общую
сумму 5,761 млрд. долл. Большая часть эмиссий была реализована в рамках
осуществления программы среднесрочного кредитования банка в долл.
7. Европейский Инвестиционный Банк.
EUROPEAN INVESTMENT BANK
Создан в соответствии со статьей 130
Римского договора как одно из учреждений Европейского экономического сообщества
(ЕЭС), Общего рынка. Банк был создан для финансирования наименее развитых
регионов сообщества, а также новых отраслей промышленности или проектов,
представляющих общий интерес для стран - членов общего рынка и ассоциированных
государств.
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ)
является самостоятельным государственным учреждением, не зависимым от ЕВРОПЕЙСКОГО
СООБЩЕСТВА ПО УГОЛЬНОЙ И СТАЛЕЛИТЕЙНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ и ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА
ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ; он имеет органы управления, источники доходов, осуществляет
финансовые операции. Банк несет ответственность только по собственным
обязательствам. Он управляется в соответствии с положениями Римского договора и
уставом ЕИБ с внесенными в него изменениями, который является приложением к
Римскому договору.
Участниками банка являются девять государств - членов ЕЭС,
которые образовали его уставный капитал. В 1986 г. участниками банка являлись
следующие страны:
Бельгия
Дания
Германия
Греческая Республика
Испания
Франция
Ирландия
Италия
Люксембург
Нидерланды
Португалия
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.
Капитал банка составляет 28,800 млн.
ЭКЮ, которые внесли страны-участницы. В качестве валюты операций выбрана ЭКЮ
(европейская валютная единица), используемая в Европейских сообществах. Совет
управляющих состоит из министров, назначаемых странами-участницами. Совет
директоров, состоящий из 22 директоров и 12 заместителей, назначаемых Советом
управляющих на 5 лет, имеет исключительные полномочия в области принятия
решений о предоставлении кредитов и гарантий, а также получения кредитов; он
устанавливает процентные ставки по предоставляемым кредитам и комиссии по
гарантиям. При осуществлении своих операций банк не преследует цель получения
прибыли. Он предоставляет льготные кредиты, выдает гарантии, обеспечивающие
финансирование проектов во всех секторах экономики.
Статья 22 устава банка разрешает ему
выдавать льготные кредиты и гарантии только: 1) для проектов, реализуемых в
производстве; погашение процентов и кредита осуществляется из прибыли от
производственной деятельности; для соблюдения обязательств, взятых на себя государством,
в котором осуществляется проект;
2) в тех случаях, когда реализация
проекта способствует повышению эффективности производства и развитию Общего
рынка. Банк не имеет права приобретать долю в каком-либо проекте и принимать
участие в управлении им, за исключением тех случаев, когда необходимо
обеспечить права банка при возврате предоставленного кредита. Заявки на
получение кредита или гарантии могут быть поданы банку через комиссию или через
государство, на территории которого предполагается осуществление проекта.
Банк может получать на мировых рынках
капитала займы, необходимые для выполнения его задач. Нарастающим итогом
создается резервный фонд в размере до 10% подписного акционерного капитала.
Использованные
источники:
Международные валютно-кредитные и финансовые
отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика,
1994.
Финансы. Денежное обращение. Кредит:
Учебник для вузов / Л.А.Дробозина, Л.П.Окунева, Л.Д.Андросова и др.; Под ред.
проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2000.
Саркисянц А. Г. Система международных долгов – М.:
«ДеКА», 1999
Финансы, деньги, кредит / под ред. О. В. Соколовой
– М.: «Юристъ», 2000
Интернет ресурсы:
http://www.imf.org
http://www.ebrd.org
http://www.bis.org
http://www.adb.org
http://www.iadb.org
http://www.neweco.ru
http://www.glossary.ru/index.htm
http://www.bancomundial.org