История налогообложения в России
История налога в России
Финансовая система
Древней Руси начала складываться только с конца IX века, в период объединения древнерусских племен и земель в связи с принятием
в 988 году христианства - крещением Руси.
Основной формой
поборов в княжескую казну была Дань.
После свержения
татаро-монгольского ига налоговая система кардинально реформирована Иваном III
(конец XV - начало XVI вв.): введены Прямые (подушный налог) и Косвенные Налоги
(акцизы и пошлины), в это же время вводится первая налоговая декларация -
Сошное Письмо.
В царствование
Алексея Михайловича (1629 - 1676) система налогообложения России была
упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный орган - Счетная Палата.
Эпоха реформ
Петра I (1672 - 1725) сыграла особую роль в становлении и развитии
налогообложения. Именно в это время государство превращалось в светское
общество, а поэтому церковное право отделилось от гражданского, которое
ориентировалось на потребности международной торговли. Насаждались западные
установки, которые заключались в непротиворечивости закону, в это время начинается
бурное развитие промышленности. Развитию промышленности предшествовала реформа
налоговой системы. Появились новые налоги, даже налог на бороды.
Подушной налог
составлял половину всех бюджетных доходов империи. Были введены: гербовый сбор,
подушной сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с церковных верований и
другие.
В период
правления Екатерины II (1729 - 1797) совершенствуется управление
государственными органами: вводятся экспедиции государственных доходов,
ревизий, Взимание Недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать -
процентный сбор с объявленного капитала. Характерно, что размер капитала
записывался "по совести каждого".
Налоговая
система России XVIII в. отличалась взиманием Косвенных налогов, их доля
составляла 42 % доходов казны. Интересно это время тем, что в 1810 году
Государственный совет России утверждает программу финансовых преобразований,
разработанную М. М. Сперанским (1772 - 1839). Многие идеи организации
государственных доходов и расходов актуальны и в наши дни.
Начало XIX в. -
время развития финансовой науки. В 1818 году Н. И. Тургенев (1789 - 1871)
издает труд "Опыт теории налогов" - основательное исследование
государственного налогообложения. " Налоги, - писал Н. И. Тургенев, - суть
средства к достижению цели общества или государства, т. е. той цели, которую
люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении
государства " (Тургенев Н. Опыт теории налогов. 3 - е изд. - М., 1937) .
Требование "уничтожить налоги" он приравнивал к "уничтожению самого
общества". В своем исследовании Н. И. Тургенев предлагал пять Правил
установления и взимания налогов: "Равномерное распределение налогов"
- налоги должны соответствовать доходам налогоплательщика. "Определенность
налога" - неясность в отношении количества налогов и времени платежа
обрекает налогоплательщика на зависимость от произвола сборщика.
"Собирание налогов в удобнейшее время" - уменьшение налоговой
нагрузки предполагает не только снижение ее количественной величины, но и ее
перераспределение по времени. "Ориентация большей части налогового бремени
на чистый доход" - следует взимать больше "с дохода, притом с чистого
дохода, а не с самого капитала". "Дешевое собирание налогов" -
стремление к наименьшим затратам на издержки собирания налогов.
Прошло почти
два века, а эти правила являются основополагающими в деле налогообложения наших
дней.
В царствование
Николая II большое значение приобретают прямые налоги.
В конце XIX
века подушная подать заменяется на налог с городских строений, большое значение
придавалось оброку - плате крестьян за пользование Землей (нынешний земельный
налог). Появились новые налоги, порожденные новыми экономическими видами
деятельности: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги
на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ,
процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, городской налог на
прописку и т. д.
Приведенные
примеры с времен Древней Руси показывают, что со временем количество налогов и
широта охвата слоев населения в целях налогообложения постоянно увеличивалась
вопреки обывательскому мнению, что раньше свобода предпринимательской
деятельности была несоизмерима с настоящим, население не содержало чиновничий
народ за счет своих средств.
С 1917 года открыта
новая страница в экономических преобразованиях России. Существует утверждение,
что после Октябрьской революции "закончилась эпоха совершенствования
налогообложения" (Юткина Т. Ф. Налоговедение: от реформы к реформе. - М.,
1999, стр. 49). По меньшей мере такое утверждение некорректно по той простой
причине, что 30.11.1920 года выходит проект постановления СНК о прямых налогах
и записка В. И. Ленина председателю Комиссии об отмене денежных налогов С. Е.
Чуцкаеву. В этом же году издается работа В. И. Ленина "О замене
продразверстки продналогом" . Другой вопрос, что эти документы Дали
государству и какой ценой. Ошибочным этот тезис является еще и потому, что
молодая Советская республика постоянно изменяла систему налогообложения. Так, в
1921 г. введен промысловый налог на обороты частных промышленных и торговых
предприятий вводятся акцизы на спирт, вино, пиво, спички, табачные изделия,
гильзы и др. товары; в 1922 г. вводится подоходно - поимущественный налог (на
зажиточных людей), налог с грузов, перевозимых ж/д и водным транспортом, налог
со строений, рента с городских земель и т. д.; в 1923 г. введен подоходный
налог со ставкой 10 %, а затем 20 % от прибыли предприятий; в 1930 г. выходит в
свет постановление ЦИК и СНК от 2 .09.1930 г. "О налоговой реформе";
в 1931 г. принимается еще ряд постановлений, корректирующих ход налоговой
реформы; в 1936 г. была преобразована система платежей гос. предприятий и
колхозно-кооперативного сектора, после чего начаты изменения налогов с
населения. Подоходный налог вобрал в себя ряд мелких налогов, а часть налогов
была отменена. Во время Великой Отечественной войны 1941 года введен военный
налог, отмененный в 1946 г. 21.11.1946 г. введен налог на холостяков для
поддержки одиноких матерей - это эхо прошедшей войны. В 60-е годы были призывы
вообще отказаться от налогов и ввести систему платежей из прибыли, плату на
фонд и нормируемые оборотные средства. Реформа экономики, в том числе и
налоговой системы в 1965 г., руководимая А. Н. Косыгиным, не пошла на отмену
налогов. В 1970 - е годы налоговая система сформировалась такой, какой мы имели
ее к 1991 году - к моменту развала СССР.
Начало
налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного суверенного
государства относится к 1991 году. В это время проводится широкомасштабная
налоговая реформа. Принимаются Законы 27 декабря 1991 года: "Об основах
налоговой системы в РФ"; "О налоге на прибыль"; "О налоге
на добавленную стоимость"; "О подоходном налоге на физических
лиц". Эти законодательные акты - фундамент налоговой системы России.