Три памятника в русской литературе
Три «памятника» в русской литературе.
Тема памятника
всегда занимала важное место в творчестве всех поэтов. В своих стихотворениях
они как бы выражали свое право на бессмертие. Три великих русских поэта –
Пушкин А.С., Державин Г.Р. и Ломоносов М.В. написали произведения, в которых
оценивали свое творчество, рассуждали о своих трудах жизни, о том, что они
сделали для народа.
Ломоносов для
создания своего «Памятника» взял в качестве образца оду древнеримского поэта
Горация. «Памятник» Державина опирался уже на произведение Ломоносова, но в
отличие от первого стихотворения, написанного высоким стилем, второе звучит,
как пишет Державин «в забавном русском слоге». Пушкинский «Памятник» близок по
своей теме и построению к одноименному стихотворению Державина, но Александр
Сергеевич пишет его легким, практически воздушным языком, что делает его
абсолютно не похожим на произведение Горация.
В этих
стихотворениях писатели обозначили границы своего творческого бессмертия,
высказали его причины. Так, Пушкин, уже с первой строфы, подчеркивает
народность своего творчества. Поэт «воздвиг» себе «нерукотворный памятник»,
который выше «Александрийского столпа». Потом Пушкин говорит о своем
историческом бессмертии и предсказывает будущую известность своей поэзии. Он
будет славен «доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит…». Александр
Сергеевич утверждает, что право на признание и любовь народа он заслужил,
во-первых, человечностью своего творчества («чувства добрые я лирой
пробуждал»), во-вторых, своей борьбой за свободу («в мой жестокий век восславил
я свободу»).
Державин говорит
о том, что его «бессмертие» должно было обеспечить художественное новаторство,
то, что он «из безвестности тем известен стал», что «первый я дерзнул в
забавном русском слоге…» писать о деятельности царей. Ломоносов пишет, что
«…пока великий Рим владеет светом», он будет жить в памяти народа.
В своем
стихотворении «Памятник» Ломоносов пользуется высоким стилем, практически не
рифмуя строки и употребляя устаревшие слова.
«Памятник»
Пушкина и Державина близки по своему построению. Оба они написаны
четырехстрочными строфами, которых всего пять. Эти стихотворения написаны
шестистопным ямбом с мужскими и женскими рифмами во всех строках. Оба поэта
используют яркие, живые эпитеты: непокорный, нерукотворный, заветный,
подлунный, великий, гордый, жестокий (Пушкин); чудесный, вечный, быстротечный,
сердечный (Державин). Также они использовали инверсию и метафоры.
Каждый из трех
поэтов говорит о своих взаимоотношениях с музой. Для Ломоносова, муза – великая
покровительница, награждающая его за «праведную заслугу». У Державина, муза –
это его верная подруга, с которой он на равных:
О муза!
возгордись заслугой справедливой.
И презрит кто
тебя, сама тех презирая;
Непринужденною
рукой неторопливой
Чело твое зарей
бессмертия венчай.
А Пушкин в своей
музе видит сподвижника в борьбе за справедливость, обращаясь к ней, он
призывает «обиды не страшась, не требуя венца», принимать и хвалу, и клевету
равнодушно, и следовать собственному призванию.
В «Памятниках»
авторы оценивают свою роль в жизни общества, роль своей творческой
деятельности. В них они утверждают свое право на историческое бессмертие.
Державин, Пушкин
и Ломоносов оставили частичку собственной души в своем творчестве, поэтому их
произведения ценились, ценятся и будут знамениты еще много лет.