Повесть временных лет - литературный памятник Древней Руси
Кафедра литературы
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «История русской литературы»
«Повесть временных лет» - литературный
памятник Древней Руси
Выполнила студентка
____________________________
Санкт-Петербург
2005 г.
О Г Л А В Л Е Н И Е:
Введение 3
1. История возникновения русской летописи «Повесть
временных лет»_ 6
2. «Повесть временных лет» как исторический источник и
литературный памятник_ 11
3. Стилевое своеобразие «Повести временных лет»_ 16
4.Значимость «Повести временных лет» в литературоведческом
аспекте 19
Заключение 21
Список использованной литературы_ 22
Актуальность
работы. Главный
источник наших знаний о древней Руси - средневековые летописи. В настоящее
время известно более двухсот списков летописей. Большинство из них опубликовано
(полностью или в виде разночтений к другим спискам) в Полном собрании русских
летописей. Одна из самых древних и известных - «Повесть временных лет» -
летопись, получившая свое название по первым словам «се повести времяньих
лет...» и повествующая о событиях русской истории середины IX - начала XII вв. По
оценке выдающегося российского ученого Д.С.Лихачева, «Повесть временных лет» с
ее всемирно-историческим введением, с ее широким стремлением обосновать место
русского народа среди других народов мира, с ее особым вниманием к
героическому, к военным подвигам, к славе русского оружия вводит нас в
атмосферу эпического народно-песенного отношения к русской истории. Перед нами
в «Повести временных лет» в значительной мере эпическое, поэтическое отношение
к родной истории. Вот почему «Повесть временных лет» - это не только
произведение русской исторической мысли, но и русской исторической поэзии.
Поэзия и история находятся в ней в неразрывном единстве. Перед нами
произведение литературное и памятник исторической мысли.»[1]
Традиция называет
автором «Повести» монаха Печерского монастыря в Киеве Нестора. Долгое время
считалось, что Нестор являлся родоначальником русского летописания, но позже
было установлено, что еще до него существовали летописные своды. «Древнейший»,
«Свод Никона», «Начальный свод».
Изучение «Повести»
продолжаются до сих пор, однако, несмотря на значительный массив литературы, посвященный
этому литературному памятнику, исследователи расходятся по многим аспектам
появления и толкования летописи. Первым в России начал изучать летописи
В.Н.Татищев. Задумав создать свою грандиозную «Историю Российскую», он
обратился ко всем известным в его время летописям, разыскал много новых
памятников. После В.Н.Татищева «Повесть временных лет» изучал А. Шлецер. Если
В.Н.Татищев работал как бы вширь, соединяя дополнительные сведения многих
списков в одном тексте, и шел по следам древнего летописца - сводчика, то
Шлецер работал вглубь, выявляя в самом тексте массу описок, ошибок,
неточностей. Оба исследовательских подхода при всем своем внешнем различии
имели сходство в одном: в науке закреплялась мысль о непервоначальном виде, в
котором до нас дошла «Повесть временных лет». Это и есть большая заслуга обоих
замечательных историков. Следующий крупный шаг был сделан известным археографом
П.М.Строевым. И В.Н.Татищев, и А.Шлецер представляли себе «Повесть временных
лет», как создание одного летописца, в данном случае Нестора. П.М.Строев
высказал совершенно новый взгляд на летопись как на свод нескольких более
ранних летописей и такими сводами стал считать все дошедшие до нас летописи.
Тем самым он открыл путь не только к более правильному с методической точки
зрения исследованию дошедших до нас летописей и сводов, которые не дошли до нас
в своем первоначальном виде.
Необычайно важный
шаг сделал А.А.Шахматов, который показал, что каждый из летописных сводов,
начиная с ХI века и кончая XVI веком, не случайный конгломерат разнородных
летописных источников, а историческое произведение со своей собственной политической
позицией, продиктованной местом и временем создания. По мнению А.А. Шахматова,
летопись, которую принято именовать Повестью временных лет, была создана в 1112
г. Нестором - предположительно автором двух известных агиографических
произведений - Чтений о Борисе и Глебе и Жития Феодосия Печерского. Историю
летописания Шахматов связал с историей страны. Возникла возможность
взаимопроверки истории государства историей источника. Данные источниковедения
стали не самоцелью, а важнейшим подспорьем в воссоздании картины исторического
развития всего народа. И теперь, приступая к изучению того или иного периода,
прежде всего стремятся проанализировать вопрос о том, каким образом летопись и
ее сведения связанны с реальной действительностью. Недостаток подхода,
разработанного Л.А. Шахматовым, заключается однако в том, что критический анализ
источника фактически сводился к изучению истории его текста. За пределами интересов
исследователя остался большой комплекс проблем, связанных с историей значений и
смыслов, бытовавших в период создания того или иного летописного свода. Этот
пробел в значительной степени был заполнен исследованиями таких замечательных
ученых, как: И.Н.Данилевский, В.М. Истрин, А.Н.Насонов, А.А.Лихачев,
М.П.Погодин и многие другие.
Цель работы – показать историческое и
художественное своеобразие «Повести временных лет», дать оценку значимости «Повести»
как литературного памятника Древней Руси.
Анализ литературы
по вопросу истории появления «Повести временных лет» показывает его
дискуссионность в науке. Вместе с тем, во всех публикациях о «Повести»
подчеркивается историческое значение летописи для истории и культуры России. Уже
в самом названии «Повести временных лет» содержится ответ на вопрос о
предназначении летописи: чтобы рассказать «откуду есть пошла Руская земля, кто
въ Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть»[2]. Иными словами, поведать о
русской истории от самого начала ее и до становления православного государства
под собирательным названием Русская земля.
Раскрывая вопросы
летописной терминологии, И.Н.Данилевский писал, что традиционно летописями в
широком смысле называют исторические сочинения, изложение в которых ведется
строго по годам и сопровождается хронографическими (годовыми), часто
календарными, а иногда и хронометрическими (часовыми) датами. По видовым
признакам они близки западноевропейским анналам (от лат. annales libri -
годовые сводки) и хроникам (от греч. chranihos - относящийся ко времени). В
узком смысле слова летописями принято называть реально дошедшие до нас
летописные тексты, сохранившиеся в одном или нескольких сходных между собой
списках.[3]
Но научная терминология в летописных материалах в значительной мере условна.
Это связано, в частности, с «отсутствием четких границ и сложностью истории
летописных текстов», с «текучестью» летописных текстов, допускающих «постепенные
переходы от текста к тексту без видимых градаций памятников и редакций»[4]. До настоящего времени «в
изучении летописания употребление терминов крайне неопределенно». При этом «всякое
устранение неясности терминологии должно основываться на установлении самой
этой неясности. Невозможно условиться об употреблении терминов, не выяснив
прежде всего всех оттенков их употребления в прошлом и настоящем», полагает
Д.С.Лихачев[5].
По мнению
М.И.Сухомлинова «все русские летописи самым названием «летописей», «летописцев»,
«временников», «повестей временныхъ летъ» и т.п. изобличают свою перовначальную
форму: ни одно из этих названий не было бы им прилично, если бы в них не было
обозначаемо время каждого события, если бы лета, годы не занимали в них такого
же важного места, как и самые события. В этом отношении, как и во многих
других, наши летописи сходны не столько с писателями византийскими, сколько с
теми временниками (annales), которые ведены были издавна, с VIII века, в
монастырях Романской и Германской Европы - независимо от исторических образцов
классической древности. Первоначальной основой этих анналов были пасхальные
таблицы.»[6]
Большинство
авторов полагают, что идея заголовка «Повести временных лет» принадлежит
Нестору, книжнику широкого исторического кругозора и большого литературного
дарования: еще до работы над «Повестью временных лет» он написал «Житие Бориса
и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского». В «Повести временных лет» Нестор
поставил перед собой грандиозную задачу: решительным образом переработать
рассказ о древнейшем периоде истории Руси - «откуда есть пошла Русская земля».
Однако, как
показал А. А. Шахматов, «Повести временных лет» предшествовали иные летописные
своды. Ученый приводит, в частности, следующий факт: «Повесть временных лет»,
сохранившаяся в Лаврентьевской, Ипатьевской и других летописях, существенно
отличалась в трактовке многих событий от другой летописи, повествовавшей о том
же начальном периоде русской истории, - Новгородской первой летописи младшего
извода. В Новгородской летописи отсутствовали тексты договоров с греками, князь
Олег именовался воеводой при юном князе Игоре, иначе рассказывалось о походах
Руси на Царьград и т. д.
А. А. Шахматов
пришел к выводу, что Новгородская первая летопись в своей начальной части
отразила иной летописный свод, который предшествовал «Повести временных лет»[7].
Видный
исследователь русского летописания В. М. Истрин[8]
предпринял неудачные попытки найти различиям «Повести временных лет» и рассказа
Новгородской первой летописи иное объяснение (что Новгородская летопись будто
бы сокращала «Повесть временных лет»). В результате выводы А. А. Шахматова были
подтверждены многими фактами, добытыми как им самим, так и другими учеными[9].
Интересующий нас
текст «Повести» охватывает длительный период - с древнейших времен до начала
второго десятилетия XII в. Вполне обоснованно
считается, что это один из древнейших летописных сводов, текст которого был
сохранен летописной традицией. Отдельных списков его не известно. По этому
поводу В.О. Ключевский писал: «В библиотеках не спрашивайте Начальной летописи
- вас, пожалуй, не поймут и переспросят: «Какой список летописи нужен вам?»
Тогда вы в свою очередь придете в недоумение. До сих пор не найдено ни одной
рукописи, в которой Начальная летопись была бы помещена отдельно в том виде,
как она вышла из-под пера древнего составителя. Во всех известных списках она
сливается с рассказом ее продолжателей, который в позднейших сводах доходит
обыкновенно до конца XVI в.»[10].
В разных летописях текст Повести доходит до разных годов: до 1110 г.
(Лаврентьевский и близкие ему списки) или до 1118 г. (Ипатьевский и близкие ему
списки).
На начальной
стадии изучения летописей исследователи исходили из того, что встречающиеся в
списках разночтения являются следствием искажения исходного текста при
неоднократном переписывании. Исходя из этого, например, А.Л. Шлецер ставил
задачу воссоздания «очищенного Нестора». Попытка исправить накопившиеся
механические ошибки и переосмысления летописного текста, однако, не увенчалась
успехом. В результате проделанной работы сам А.Л. Шлецер убедился, что со
временем текст не только искажался, но и исправлялся переписчиками и
редакторами. Тем не менее был доказан непервоначальный вид, в котором до нас
дошла «Повесть временных лет». Этим фактически был поставлен вопрос о
необходимости реконструкции первоначального вида летописного текста.
Сопоставив все
доступные ему списки летописей, А.А.Шахматов выявил разночтения и так
называемые общие места, присущие летописям. Анализ обнаруженных разночтений, их
классификация дали возможность выявить списки, имеющие совпадающие разночтения.
Исследователь сгруппировал списки по редакциям и выдвинуть ряд
взаимодополняющих гипотез, объясняющих возникновение разночтений. Сопоставление
гипотетических сводов позволило выявить ряд общих черт, присущих некоторым из
них. Так были воссозданы предполагаемые исходные тексты. При этом оказалось,
что многие фрагменты летописного изложения заимствовались из очень ранних
сводов, что, в свою очередь, дало возможность перейти к реконструкции
древнейшего русского летописания. Выводы А.А. Шахматова получили полное
подтверждение, когда был найден Московский свод 1408 г., существование которого
предсказал великий ученый. В полном объеме путь, который проделал А.А.
Шахматов, стал ясен лишь после публикации его учеником М.Д. Присёлковым рабочих
тетрадей своего учителя[11].
С тех пор вся история изучения летописания делится на два периода:
до-шахматовский и современный.
При редактировании
первоначальный текст (первая редакция Повести временных лет) был изменен
настолько, что А.А. Шахматов пришел к выводу о невозможности его реконструкции.
Что же касается текстов Лаврентьевской и Ипатьевской редакций Повести (их
принято называть соответственно второй и третьей редакциями), то, несмотря на
позднейшие переделки в последующих сводах, Шахматову удалось определить их
состав и предположительно реконструировать. Следует отметить, что Шахматов
колебался в оценке этапов работы над текстом Повести временных лет. Иногда,
например, он считал, что в 1116 г. Сильвестр лишь переписал Несторов текст 1113
г. (причем последний иногда датировался 1111 г.), не редактируя его.
Если вопрос об
авторстве Нестора остается спорным (в Повести содержится ряд указаний,
принципиально расходящихся с данными Чтений и Жития Феодосия), то в целом
предположение А.А. Шахматова о существовании трех редакций Повести временных
лет разделяют большинство современных исследователей.
Исходя из
представления о политическом характере древнерусского летописания, А.А.
Шахматов, а за ним М.Д. Присёлков и другие исследователи полагают, что
зарождение летописной традиции па Руси связано с учреждением Киевской
митрополии. «Обычай византийской церковной администрации требовал при открытии
новой кафедры, епископской или митрополичьей, составлять по этому случаю
записку исторического характера о причинах, месте и лицах этого события для
делопроизводства патриаршего синода в Константинополе»[12]. Это якобы и стало поводом для
создания Древнейшего свода 1037 г. Позднейшие своды, составлявшиеся на основе
Повести временных лет, исследователи представляют то cyгyбo публицистическими
произведениями, написанными, что называется, на злобу дня, то некоей
средневековой беллетристикой, то просто текстами, которые систематически с
удивительными упорством и настойчивостью «дописывают» - едва ли не по инерции.
Вместе с тем, вся
историю изучения Повести показывает, что цель создания летописей должна быть
достаточно значимой, чтобы на протяжении ряда столетий многие поколения
летописцев продолжали труд, начатый в Киеве в XI в. Тем более, что «авторы и
редакторы держались одних и тех же литературных приемов и высказывали одни и те
же взгляды и па общественную жизнь и на нравственные требования»[13].
Как полагают,
первая редакция «Повести временных лет» до нас не дошла. Сохранилась вторая ее
редакция, составленная в 1117 г. игуменом Выдубицкого монастыря (под Киевом)
Сильвестром, и третья редакция, составленная в 1118 г. по повелению князя
Мстислава Владимировича. Во второй редакции была подвергнута переработке лишь
заключительная часть «Повести временных лет»; эта редакция и дошла до нас в
составе Лаврентьевской летописи 1377 г., а также других более поздних
летописных сводов. Третья редакция, по мнению ряда исследователей, представлена
в Ипатьевской летописи, старший список которой - Ипатьевский - датируется
первой четвертью XV в.
С нашей точки
зрения, окончательная точка в исследовании вопроса происхождения «Повести» еще
не поставлена, это показывает вся история изучения летописи. Не исключено, что
учеными на основе вновь обнаруженных фактов, будут выдвинуты новые гипотезы
относительно истории создания величайшего памятника древнерусской литературы -
«Повести временных лет».
Ученые
установили, что летописание велось на Руси с XI по XVII в. Еще в XIX в. стало
известно, что практически все сохранившиеся летописные тексты являются
компиляциями, сводами предшествующих летописей. Согласно Д.С. Лихачеву, «по
отношению к летописи свод более или менее гипотетический памятник, т. е.
памятник предполагаемый, лежащий в основе его списков или других предполагаемых
же сводов»[14].
Нестору «Повесть временных лет» обязана своим широким историческим кругозором,
введением в летопись фактов всемирной истории, на фоне которых развертывается
история славян, а далее - история Руси. Благодаря государственному взгляду,
широте кругозора и литературному таланту Нестора «Повесть временных лет»
явилась «не просто собранием фактов русской, истории и не просто
историко-публицистическим сочинением, связанным с насущными, но преходящими
задачами русской действительности, а цельной, литературно изложенной историей
Руси», отмечает Д.С.Лихачев[15].
Во вводной части «Повести»
излагается библейская легенда о разделении земли между сыновьями Ноя - Симом,
Хамом и Иафетом - и легенда о вавилонском столпотворении, приведшем к разделению
«единого рода» на 72 народа, каждый из которых обладает своим языком: «По
потопе трое сыновей Ноя разделили землю - Сим, Xaм, Иaфeт...»[16]
Определив, что
«язык (народ) словенеск» от племени Иафета, летопись повествует далее уже о
славянах, населяемых ими землях, об истории и обычаях славянских племен.
Постепенно сужая предмет своего повествования, летопись сосредоточивается на
истории полян, рассказывает о возникновении Киева. Говоря о давних временах,
когда киевские поляне были данниками хазар, «Повесть временных лет» с гордостью
отмечает, что теперь, как это и было предначертано издавна, хазары сами
являются данниками киевских князей.
Точные указания
на года начинаются в «Повести временных лет» с 852 г., так как с этого времени,
как утверждает летописец, Русь упоминается в «греческом летописании»: в этом
году на Константинополь напали киевские князья Аскольд и Дир. Тут же приводится
хронологическая выкладка - отсчет лет, прошедших от одного до другого
знаменательного события. Завершает выкладку расчет лет от «смерти Ярославли до
смерти Святополчи» (т. е. с 1054 по 1113 г.), из которого следует, что «Повесть
временных лет» не могла быть составлена ранее начала второго десятилетия XII в.
Далее в летописи
повествуется о важнейших событиях IX в. - «призвании варягов», походе на
Византию Аскольда и Дира, завоевании Киева Олегом. Включенное в летопись
сказание о происхождении славянской грамоты заканчивается важным для общей
концепции «Повести временных лет» утверждением о тождестве «словенского» и
русского языков - еще одним напоминанием о месте полян среди славянских народов
и славян среди народов мира.
В последующих
летописных статьях рассказывается о княжении Олега. Летописец приводит тексты
его договоров с Византией и народные предания о князе: рассказ о походе его на
Царьград, с эффектными эпизодами, несомненно, фольклорного характера (Олег
подступает к стенам города в ладьях, двигающихся под парусами по суше, вешает
свой щит над воротами Константинополя, «показуя победу»).
Ольга трижды
отомстила древлянам за смерть мужа. Каждая месть соответствует одному из
элементов языческого погребального обряда. По обычаям того времени покойников
хоронили, положив в ладью; для покойника приготовляли баню, а потом его труп
сжигали, в день погребения устраивалась тризна, сопровождавшаяся военными играми[17].
Восторженно изображает
летописец сына Игоря - Святослава, его воинственность, рыцарственную прямоту
(он будто бы заранее предупреждал своих врагов: «Хочю на вы ити»),
неприхотливость в быту.
После смерти Святослава
между его сыновьями - Олегом, Ярополком и Владимиром - разгорелась междоусобная
борьба. Победителем из нее вышел Владимир, ставший в 980 г. единовластным
правителем Руси.
В разделе
«Повести временных лет», посвященном княжению Владимира, большое место занимает
тема крещения Руси. В летописи читается так называемая «Речь философа», с
которой будто бы обратился к Владимиру греческий миссионер, убеждая князя
принять христианство. «Речь философа» имела для древнерусского читателя большое
познавательное значение - в ней кратко излагалась вся «священная история» и
сообщались основные принципы христианского вероисповедания.
После смерти
Владимира в 1015 г. между его сыновьями снова разгорелась междоусобная борьба.
Святополк - сын Ярополка и пленницы-монашки, которую Владимир, погубив брата,
сделал своей женой, убил своих сводных братьев Бориса и Глеба. В летописи
читается краткий рассказ о судьбе князей-мучеников, о борьбе Ярослава
Владимировича со Святополком, завершившейся военным поражением последнего и
страшным божественным возмездием.
Последнее
десятилетие XI в. было полно бурными событиями. После междоусобных войн,
зачинщиком и непременным участником которых был Олег Святославич («Слово о
полку Игореве» именует его Олегом Гориславличем), князья собираются в 1097 г. в
Любече на съезд, на котором решают отныне жить в мире и дружбе, держать
владения отца и не посягать на чужие уделы. Однако сразу же после съезда
свершилось новое злодеяние: волынский князь Давыд Игоревич убедил киевского
князя Святополка Изяславича в том, что против них злоумышляет теребовльский
князь Василько. Святополк и Давыд заманили Василька в Киев, пленили его и
выкололи ему глаза. Событие это потрясло всех князей: Владимир Мономах, по
словам летописца, сетовал, что такого зла не было на Руси «ни при дедех наших,
ни при отцих наших». В статье 1097 г. мы находим подробную повесть о
драматической судьбе Василька Теребовльского.
Краткий обзор
композиции «Повести временных лет» показывает сложность ее состава и
разнообразие компонентов как по происхождению, так и по жанровой
принадлежности. В «Повесть», помимо кратких погодных записей, вошли и тексты
документов, и пересказы фольклорных преданий, и сюжетные рассказы, и выдержки
из памятников переводной литературы[18].
Встречается в ней и богословский трактат - «речь философа», и житийный по
своему характеру рассказ о Борисе и Глебе, и патериковые легенды о
киево-печерских монахах, и церковное похвальное слово Феодосию Печерскому, и
непринужденную историю о новгородце, отправившемся погадать к кудеснику.
Если говорить об
историзме «Повести», то следует подчеркнуть, что художественное обобщение в
Древней Руси строилось в основном на основе единичного конкретного
исторического факта. Почти все события прикреплены к конкретному историческому событию
или конкретному историческому лицу. Как известно, Древняя Русь в течение IX-X
вв. из непрочного племенного союза превратилась в единое раннефеодальное
государство. Походы киевских князей Олега, Игоря и Святослава ввели Русь в
сферу европейской политики. Тесные дипломатические, торговые и культурные
отношения Древней Руси с ее южными соседями - с Болгарским» царством и особенно
с крупнейшим государством Юго-Восточной Европы - Византией подготовили почву
для принятия христианства. Что и нашло отражение в «Повести». Очевидно, что христианизация
Руси потребовала коренной перестройки мировоззрения; прежние языческие
представления о происхождении и устройстве Вселенной, об истории человеческого
рода, о предках славян были теперь отвергнуты, и русские книжники остро
нуждались в сочинениях, которые излагали бы христианские представления о
всемирной истории, давали бы новое, христианское истолкование мироустройству и
явлениям природы. Характеризуя литературу Киевской Руси, Д.С.Лихачев отмечает,
что она была посвящена в основном мировоззренческим вопросам. Ее жанровая
система отражала мировоззрение, типичное для многих христианских государств в
эпоху раннего средневековья. «Древнерусскую литературу можно рассматривать как
литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет - мировая история, и эта тeмa
- смысл человеческой жизни».[19]
Отметим также высокую
гражданственность и патриотизм рассматриваемого литературного памятника. Патриотизм
древнерусской литературы связан не только с гордостью авторов за Русскую землю,
но и с их скорбью по поводу понесенных поражений, со стремлением вразумить
князей и бояр, а порой и с попытками их осудить, возбудить против худших из них
гнев читателей.[20]
Таким образом,
«Повесть временных лет» представляет собой не только уникальный исторический
источник и литературный памятник, но и образец истинного патриотизма русского
народа, любви к своей Родине.
Стилевое
своеобразие «Повести» заслуживает особого внимания, поскольку в современной
литературной традиции летописный жанр отсутствует. Природа летописного жанра
весьма сложна; летопись относится к числу «объединяющих жанров», подчиняющих
себе жанры своих компонентов - исторической повести, жития, поучения,
похвального слова и т. д.[21]
И тем не менее летопись остается цельным произведением, которое может быть
исследовано и как памятник одного жанра, как памятник литературы[22]. В «Повести временных лет»,
как и в любой другой летописи, можно выделить два типа повествования -
собственно погодные записи и летописные рассказы. Погодные записи содержат
сообщения о событиях, тогда как летописные рассказы предлагают описания их. В
летописном рассказе автор стремится изобразить событие, привести те или иные конкретные
детали, воспроизвести диалоги действующих лиц, словом, помочь читателю
представить происходящее, вызвать его на сопереживание.
Так, в рассказе
об отроке, бежавшем из осажденного печенегами Киева, чтобы передать просьбу
княгини Ольги воеводе Претичу, не только упоминается сам факт передачи
сообщения, но именно рассказывается о том, Как отрок бежал через печенежский
стан с уздечкой в руке, расспрашивая о будто бы пропавшем коне (при этом не
упущена важная деталь, что отрок умел говорить по-печенежски), о том, как он,
достигнув берега Днепра, «сверг порты» и бросился в воду, как выплыли ему
навстречу на лодке дружинники Претича; передан и диалог Претича с печенежским
князем. Это именно рассказ, а не краткая погодная запись, как, например:
«Вятичи победи Святослав и дань на них възложи», или «Преставися цариця
Володимеряя Анна», или «Поиде Мьстислав на Ярослава с козары и с касогы» и т.
п.
В то же время и
сами летописные рассказы относятся к двум типам, в значительной мере
определяемым их происхождением. Одни рассказы повествуют о событиях,
современных летописцу, другие - о событиях, происходивших задолго до
составления летописи, это устные эпические предания, лишь впоследствии
внесенные в летопись.
В рассказах
торжествует то сила, то хитрость. Так, воевавший с Русью печенежский князь
предложил Владимиру выставить из своего войска воина, который бы померился
силой с печенежским богатырем. Никто не решается принять вызов. Владимир
опечален, но тут к нему является некий «старый муж» и предлагает послать за
своим младшим сыном. Юноша, по словам старика, очень силен: «От детьства бо его
несть кто им ударил» (т. е. бросил на землю). Как-то, вспоминает отец, сын,
разгневавшись на него, «преторже череви руками» (разорвал руками кожу, которую
в этот момент мял: отец и сын были кожевниками). Юношу призывают к Владимиру, и
он показывает князю свою силу - хватает за бок пробегающего мимо быка и
вырывает «кожю с мясы, елико ему рука зая». Но тем не менее юноша - «середний
телом», и поэтому вышедший с ним на поединок печенежский богатырь - «превелик
зело и страшен» - смеется над своим противником. Здесь (как и в рассказе о
мести Ольги) неожиданность поджидает отрицательного героя; читатель же знает о
силе юноши и торжествует, когда кожемяка «удави» руками печенежского богатыря.
Некоторые рассказы
летописи объединены особым, эпическим стилем изображения действительности. Это
понятие отражает прежде всего подход повествователя к предмету изображения, его
авторскую позицию, а не только чисто языковые особенности изложения. В каждом
таком рассказе в центре - одно событие, один эпизод, и именно этот эпизод
составляет характеристику героя выделяет его основную, запоминающуюся черту;
Олег (в рассказе о походе на Царьград) - это прежде всего мудрый и храбрый
воин, герой рассказа о белгородском киселе - безымянный старец, но его
мудрость, в последний момент спасшая осажденный печенегами город, и является
той характерной чертой, которая завоевала ему бессмертие в народной памяти.
Другая группа
рассказов составлена самим летописцем или его современниками. Ее отличает иная
манера повествования, в ней нет изящной завершенности сюжета, нет эпической
лаконичности и обобщенности образов героев. Эти рассказы в то же время могут
быть более психологичными, более реалистичными, литературно обработанными, так
как летописец стремится не просто поведать о событии, а изложить его так, чтобы
произвести на читателя определенное впечатление, заставить его так или иначе
отнестись к персонажам повествования. Среди подобных рассказов в пределах «Повести
временных лет» особенно выделяется рассказ об ослеплении Василька
Теребовльского (в статье 1097 г.).
Эмоционально
ярким предстает эпизод о страшной участи оклеветанного князя, он вызывает
сочувствие к нему, выраженное им желание предстать перед богом «в той сорочке
кроваве» как бы напоминает о неизбежном возмездии, служит публицистическим
оправданием вполне «земным» действиям князей, выступивших войной против Давыда
Игоревича с тем, чтобы восстановить права Василька на отнятый у него удел.
Так, вместе с летописным
повествованием начинает формироваться особый, подчиненный летописному жанр -
жанр повести о княжеских преступлениях[23].
Все летописное
повествование пронизывает этикетность, особенно в той его части, которая
выдержана в стиле монументального историзма. Летописец отбирает в этих случаях
для своего повествования только наиболее важные, государственного значения
события и деяния. В стиле монументального историзма ведется, например,
изложение событий времени Ярослава Мудрого и его сына - Всеволода. Например, описание
битвы на Альте, принесшей Ярославу победу над «окаянным» Святополком - убийцей
Бориса и Глеба (в «Повести временных лет» под 1019 г.).
Сочетание стилей
монументального историзма и эпического в «Повести временных лет» создали ее
неповторимый литературный облик, и ее стилистическое влияние будет отчетливо
ощущаться на протяжении нескольких веков: летописцы станут применять или
варьировать те литературные формулы, которые впервые были употреблены
создателями «Повести временных лет», подражать имеющимся в ней характеристикам,
а иногда и цитировать «Повесть», вводя в свой текст фрагменты из этого
памятника[24].
Оценивая
значимость «Повести», следует прежде всего подчеркнуть глобальность цели,
которую ставили перед собой все летописцы – показать истоки возникновения
Русской земли в исторической перспективе. Сверхзадача предполагала
многоплановость изложения, охват широкого круга самых разнообразных по своему
характеру исторических событий. Все это задавало Повести ту глубину, которая
обеспечивала ее социальную полифункциональность.
Это исключительно
яркое литературное явление, вобравшее в себя не только множество исторических
событий, но и отразившее общественно-политические взгляды того времени.
О значимости
«Повести» для русской литературы свидетельствует также тот факт, что летописцы использовали
богатые традиции устных публичных выступлений. Устные истоки давали главным
образом материал, содержание и идеи для построения русской истории, отчасти ее
стилистическое оформление, язык. Традиции же письменности вводили весь этот
материал в привычные для средневековой книжности композиционные рамки. Договоры,
юридические документы и установления также вносили свой вклад в формирование
русского литературного языка, а в какой-то мере участвовали и в формировании
языка русской литературы[25].
Важно отметить,
что средневековье не знало «авторского права», авторской собственности в нашем
смысле этого слова. Над автором господствовал читатель - он же подчас являлся и
переписчиком, и редактором книги. Следовательно, «Повесть временных лет» - это
результат коллективного литературного труда. Именно поэтому попытки восстановить
первоначальный «авторский» текст «Повести временных лет» (А. Шлецер) или найти
единого автора для летописи Киевской XII в. (Татищев, Шлецер) и Новгородской XI
в. (Татищев, Миллер) давно оставлены наукой.
Форма свода, в
который облечена древнерусская историческая «Повесть», тесно связана с особым
историческим сознанием ее авторов. Читатель ценил документальность, реальность
произошедшего, а не тонкости художественного изображения. Вместе с тем,
реальностью для читателя являлись знамения, чудеса, предсказания и т.п. Эти
факторы также следует отнести к особенностям «Повести».
Обобщая
изложенное в данной работе, можно сделать следующие выводы.
1. «Повесть
временных лет» - это свод летописей. Составляя свой свод, каждый летописец
прежде всего заботился о том, чтобы получить в свои руки труды своих предшественников,
договоры, послания, завещания князей, исторические повести, жития русских
святых и т. д., и т. п. Собрав весь доступный ему материал, летописец соединял
его в погодном изложении. Это обстоятельство придает «Повести» особую глубину,
содержательность и разноплановость изложения.
2. Анализ
содержания Повести показывает, что «этикет» писательского ремесла связан с
идейными представлениями средневековья о святом, о злодее, об идеальном типе
князя, о мотивах, по которым враги нападают на Русскую землю, о причинах
стихийных бедствий (моровой язвы, засухи и т. д.). Летописец не был далек от
политики и мирских страстей. Ход повествования летописца, его конкретные
исторические представления очень часто выходят за пределы религиозного мышления
и носят чисто прагматический характер.
3. Особую
ценность летописи придает личный опыт ее создателей, непосредственное
наблюдение, элементы реализма, политическая злободневность - все то, чем так
богата и благодаря чему так ценна русская летопись.
4. «Повесть
временных лет» - плод коллективного труда древнерусских книжников, уникальный
исторический и литературный памятник Древней Руси, что определяется значимостью
цели произведения, глубоким историзмом и ценной документальностью, композиционным
и стилевым своеобразием летописи; высоким патриотизмом и гражданственностью ее
создателей.
1. Данилевский И.Н. Библия и
Повесть временных лет (К проблеме интерпретации летописных текстов).// Отечественная
история.- 1993.-№ 1.
2. Данилевский И.Н. Замысел и
название Повести временных лет //Отечественная история.- 1995.- №5.
3. Еремин И. П. Литература
Древней Руси (этюды и характеристики). М.-Л., 1966.
4. История русской литературы X
- XVII вв.: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и
лит.» / Л. А. Дмитриев, Д. С. Лихачев, Я. С. Лурье и др.; Под ред. Д. С.
Лихачева. - М.: Просвещение, 1979. - 462 с., ил.
5. Источниковедение
отечественной истории. Сб. ст. М., 1976.
6. Истрин В.М. Очерки истории
древнерусской литературы домосковского периода: 11-13 вв. Пг., 1922.
7. Истрин В. М. Замечания о
начале русского летописания. - ИОРЯС, т. XXVI. Пг., 1923; т. XXV11. Л., 1924.
8. Ключевский В. О. Курс русской
истории // Ключевский В. О. Сочинения: В 9 т. М., 1987. Т. 1.
9. Лихачев Д.С. «Устные
летописи» в составе «Повести временных лет». - «Исторические записки», 1945, т.
17.
10. Лихачев Д. С. Русские
летописи и их культурно-историческое значение. М.-Л., 1947.
11. Лихачев Д. С. Комментарии. -
В кн.: Повесть временных лет, ч. 2. М.-Л., 1950.
12. Лихачев Д. С. Человек в
литературе Древней Руси. М.-Л., 1970.
13. Лихачев Д. С. Литературный
этикет Древней Руси (к проблеме изучения). - «ТОДРЛ». М.-Л., 1961
14. Лихачев Д. С. Поэтика
древнерусской литературы. Л., 1971.
15. Лихачев Д.С. Великое наследие
(Классические произведения литературы Древней Руси).- М., Современник, 1980.
16. Лихачев Д.С. Текстология; На
материале русской литературы Х-ХУП веков. 2-е изд., доп. и перераб. Л., 1983.
17. Насонов А. Н. История
русского летописания. XI - начало XVIII в. М., 1969.
18. Повесть временных лет, т. I.
Вводная часть. Текст. Примечания. Пг., 1916.
19. Повесть временных лет.- СПб.,
1996.
20. Присёлков М.Д. История
русского летописания XI-XV вв. / Подгот. К печ. В.Г. Вовиной. Спб., 1996.
21. Прохоров Г. М. «Повесть о
нашествии Батыя» в Лаврентьевской летописи. - «ТОДРЛ». Л., 1974, т. XXVIII.
22. Сухомлинов М.И. О древней
русской летописи как памятнике литературном// Исследования по древней русской
литературе.- СПб.,1908.
23. Творогов О. В. «Повесть
временных лет» и «Начальный свод» (текстологический комментарий). - «ТОДРЛ».
Л., 1976.
24. Шахматов А.А. Разыскания о
древнейших русских летописных сводах. Спб., 1908.
25. Шахматов А.А. Обозрение
русских летописных сводов XIV-XVI вв. М., 1938.
26. Шахматов А. А. «Повесть
временных лет» и ее источники. - «ТОДРЛ». М.-Л., 1940.
27. Шахматов А. А. Сборник статей
и материалов. /Под ред. акад. С. П. Обнорского. М.-Л., 1947.
[1] Лихачев Д.С. Великое наследие (Классические произведения литературы
Древней Руси).- М., Современник, 1980.
[2] Повесть
временных лет.- СПб., 1996.- С.7.
[3] Данилевский
И.Н. Замысел и название Повести временных лет //Отечественная история.1995.-№5.
[4] Лихачев
Д.С. Текстология; На материале русской литературы Х-ХУП веков. 2-е изд., доп. и
перераб. Л., С. 367.
[5] Лихачев Д.С. Текстология…С. 368-369.
[6] Сухомлинов
М.И. О древней русской летописи как памятнике литературном// Исследования по
древней русской литературе.-СПб.,1908.С. 50.
[7] Основные
труды А. А. Шахматова по этому вопросу: Разыскания о древнейших русских
летописных сводах. Спб., 1908; «Повесть временных лет», т. I. Вводная часть.
Текст. Примечания. Пг., 1916; Киевский начальный свод 1095 г. - В кн.: Шахматов
А. А. Сборник статей и материалов. Под ред. акад. С. П. Обнорского. М.-Л.,
1947.
[8] Истрин В. М. Замечания о начале русского летописания. - ИОРЯС, т.
XXVI. Пг., 1923; т. XXV11. Л., 1924.
[9] Приселков
М. Д. История русского летописания XI-XV вв. Л., 1940, с. 16-44; Лихачев Д. С.
Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.-Л., 1947, гл. 3, 5,
6, 8 и 9. См. также: Лурье Я. С. О шахматовской методике исследования
летописных сводов. - В кн.: Источниковедение отечественной истории. Сб. ст. М.,
1976, с. 93-99; Творогов О. В. «Повесть временных лет» и «Начальный свод»
(текстологический комментарий). - «ТОДРЛ». Л., 1976, т. XXX и другие.
[10] Ключевский
В. О. Курс русской истории // Ключевский В. О. Сочинения: В 9т. М., 1987. Т.
1.С. 92-93.
[11] Шахматов А.А. Обозрение русских летописных сводов XIV-XVI вв. М.,
1938.
[12] Присёлков М.Д. История русского летописания XI-XV вв. / Подгот. К печ.
В.Г. Вовиной. Спб., 1996., С.61.
[13] Истрин В.М. Очерки истории древнерусской литературы домосковского
периода: 11-13 вв. Пг., 1922, С. 136.
[15] Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение.
М.-Л., 1947, с. 169.
[16] Повесть временных лет.- СПб.,1996. С.7.
[17] См.: Лихачев Д. С. Комментарии. - В кн.: Повесть временных лет, ч. 2.
М.-Л., 1950, с. 297-301.
[18] Об
источниках «Повести временных лет» см.: Шахматов А. А. «Повесть временных лет»
и ее источники. - «ТОДРЛ». М.-Л., 1940, т. IV.
[19] Лихачева В. Д., Лихачев Д. С. Художественное наследие Древней Руси и
современность. Л., 1971, с. 56.
[20] История русской литературы X - XVII вв.: Учеб. пособие для студентов
пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / Л. А. Дмитриев, Д. С. Лихачев,
Я. С. Лурье и др.; Под ред. Д. С. Лихачева. - М.: Просвещение, 1979. - 462 с.,
ил.
[21] См.: Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1971, с.
48-50.
[22] см.:
Еремин И. П. Повесть временных лет как памятник литературы. - В кн.: Еремин И.
П. Литература Древней Руси (этюды и характеристики). М.-Л., 1966; Лихачев Д. С.
Русские летописи и их культурно-историческое значение, гл. 7; Он же. Человек в
литературе Древней Руси. М.-Л., 1970, гл. 2 и 3; Творогов О. В. Сюжетное
повествование в летописях XI-XIII вв. - В кн.: Истоки русской беллетристики, с.
31-66.
[23] Лихачев
Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение, с. 215-247.
[24] Прохоров
Г. М. «Повесть о нашествии Батыя» в Лаврентьевской летописи. - «ТОДРЛ». Л.,
1974, т. XXVIII, с. 77-80.
[25] Лихачев
Д.С. «Устные летописи» в составе «Повести временных лет». - «Исторические
записки», 1945, т. 17, с. 201-224.