Отражение мира в лирике поэтов XIX века Ф. Тютчева и А. Фета
Всероссийский государственный Институт
кинематографии им. С.А. Герасимова
Контрольная работа
по дисциплине “Русская
литература”.
Тема работы: “Отражение мира в лирике поэтов XIX века
Ф. Тютчева и А. Фета”.
Исполнитель:
Студент III
курса
Мишарин Вадим
Валерьевич
Факультет
“экономический”
Заочное отделение
Москва 2003 год
План
I.
Введение. Зарождение
и рассвет творчества Ф. Тютчева и А. Фета.
II. Основная часть. Анализ общих признаков и образных
параллелей присущих каждому поэту.
1.
Романтизм как
литературное направление лирики Ф. Тютчева
2.
А. Фет как певец
русской природы.
3. Богатство звуковой и
красочной палитры в творчестве Ф. Тютчева и А. Фета
III. Заключение. Философский характер
лирики Ф. Тютчева и А. Фета.
“Тютчев может сказать себе, что
он, по выражению одного поэта, создал речи, которым не суждено умереть, а для
истинного художника выше подобного сознания награды нет”.
И. Тургенев
Первое стихотворение Ф. Тютчева было напечатано в 1819
г., когда ему еще не исполнилось 16 лет. Со второй половины 20-х годов
наступает рассвет его творческого таланта. Русский и западноевропейский
романтизм был своего рода поэтической школой Ф. Тютчева. И не только
поэтической, но и философской. Романтизм, как литературное направление,
развивался в эстетической атмосфере, насыщенным идеалистическими философскими
представлениями. Многие из них были восприняты Ф. Тютчевым, но это не значит,
что его лирика превратилась в стихотворное изложение некой - чужой или своей -
философской системы. Стихи Ф. Тютчева - это, прежде всего, самое полное
выражение внутренней жизни поэта, неутомимой работы его мысли, сложного
противоборства волновавших его чувств. Все передуманное и перечувствованное им
самим неизменно облеклось в его стихах в художественный образ и подымалось на
высоту философского обобщения.
Ф. Тютчев - автор “Весенней природы”
и “Весенних вод” был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его
вдохновенных стихах, воспевающих картины и явления природы, нет бездушного
любования. Природа вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, о вековечных
вопросах человеческого бытия.
Идея тождества природы и человека проникает собою
лирику Ф. Тютчева, определяя некоторые основные особенности его поэзии. Для
него природа - такое же одушевленное, “разумное” существо, что и человек.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть
язык.
Поэзия А. Фета многогранна, основной её жанр
– лирическое стихотворение. Из классических жанров встречаются элегии, думы,
баллады, послания. Как “оригинальный фетовский жанр” можно рассматривать “мелодии’’
- стихотворения, которые представляют собой отклик на музыкальные впечатления.
Одно из ранних и самых популярных стихотворений А. Фета – “Я
пришёл к тебе с приветом”:
Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой…
Стихотворение написано на тему любви. Тема
старая, вечная, а от стихотворений А. Фета веет свежестью и новизной. Оно ни на
что известное нам не похоже. Для А. Фета это вообще характерно и соответствует
его сознательным поэтическим установкам. А. Фет писал: “Поэзия непременно
требует новизны, и ничего для неё нет убийственнее повторения, а тем более
самого себя… Под новизною я подразумеваю не новые предметы, а новое их
освещение волшебным фонарём искусства”.
Стихи свои он называл шутливо (но и не без
гордости) стихами “в растрёпанном роде”. Но каков художественный смысл в поэзии
“растрёпанного рода”? Неточные слова и как бы неряшливые, “растрёпанные”
выражения в стихах А. Фета создают не только неожиданные, но и яркие волнующие
образы. Создаётся впечатление, что поэт вроде бы специально и не задумывается
над словами, они сами к нему пришли. Он говорит самыми первыми,
непреднамеренными словами. Стихотворение отличается удивительной цельностью.
Это – важное достоинство в поэзии. А. Фет писал: “Задача лирика не в стройности
воспроизведения предметов, а в стройности тона”. В этом стихотворении есть и
стройность предметов, и стройность тона. Всё в стихотворении внутренне связано
друг с другом, всё однонаправлено, говорится в едином порыве чувства, точно на
одном дыхании.
Ещё одно стихотворение из числа ранних –
лирическая пьеса “Шёпот, робкое дыхание… ”:
Шёпот, робкое дыхание,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица…
Стихотворение написано в конце 40-х годов. Оно
построено на одних назывных предложения. Ни одного глагола. Только предметы и
явления, которые называются одно за другим: шёпот - робкое дыханье - трели
соловья и т.д.
Но при всём том предметным и вещественным
стихотворение не назовёшь. Это и есть самое удивительное и неожиданное.
Предметы у А. Фета непредметны. Они существуют не сами по себе, а как знаки
чувств и состояний. Они чуть светятся, мерцают. Называя ту или иную вещь, поэт
вызывает в читателе не прямое представление о самой вещи, а те ассоциации,
которые привычно могут быть с нею связаны. Главное смысловое поле стихотворения
– между словами, за словами.
Образный параллелизм, которым охотно
пользуется Ф. Тютчев, осуществляется им по-разному. Не редко представление о
тождестве явлений внешнего мира и мира внутреннего он подчеркивает самой композицией
стихотворения. Вспомним “Фонтан”, “Поток сгустился и тускнеет...”, “Еще земли
печали вид ...”. Каждое стихотворение состоит из двух равных строф: в первой
дается образ природы, во второй раскрывается его иносказательный смысл. К этим
стихам близко по своей композиции и стихотворение “В душном воздуха молчание
...”. Оно также разделено на две равные, хотя менее заметные на глаз части. В
первых трех строфах изображается приближение грозы, в трех остальных - душевное
волнение молодой девушки, ощущающей наплыв еще незнакомого ей чувства любви.
Еще органичнее, в виде “двух проявлений стихия одной”, показано тождество
природы и человека в стихотворении “Волна и душа”. Во многих стихах Ф. Тютчева
прямой образный параллелизм отсутствует, но угадывается в виде своеобразного
символического подтекста (например, “Что ты клонишь над водами ...”, “Обвеян
вещею дремотой ...”).
Обычно природы изображается поэтом через
глубоко эмоциональное восприятие человека, стремящегося слиться с нею, ощутить
себя частицей великого целого, вкусить “благодать” “земного самозабвения”. Но
Ф. Тютчеву были ведомы и минуты мучительного сознания, что между природой и
человеком существует и трагическое отличие. Природа вечна, неизменима. Не
таков человек - “царь земли” и в то же время “мыслящий тростник”, быстро
вянущей “злак земной”. Человек проходит, природа остается ...
Гармония обнаруживается в природе даже в ”стихийных
спорах”. Вслед за бурями и грозами неизменно поступает “успокоение”, озаренное
солнечным сиянием и осененное радугой. Буря и грозы потрясают и внутреннюю
жизнь человека, обогащая ее многообразием чувств, но чаще оставляя после себя
боль утраты и душевную опустошенность.
Философская подоснова не делает тютчевскую лирику
природы абстрактной. Еще Н. Некрасов восхищался умением поэта воссоздавать в
глазах читателя “пластически верное” изображение внешнего мира. Пользуется ли
Ф. Тютчев всеми красками своей поэтической палитры, прибегает ли к словесным
полутонам и оттенкам, он всегда вызывает в нашем представлении в точные, зримые
и верные действительности образы. И как бы ни была идеалистична его философия
природы, ее художественное воплощение дорога нам тем, что поэт превосходно умел
передавать в своих стихах жизнь природы в ее вечной смене явлений. Эту жизнь он
улавливал в бурливом гомоне великих вод, в трепетании молодых березовых листьев
“с новорожденною их тенью”, в переливах зреющих нив, в “блеске движения” моря,
в ”легком шелесте” осенних деревьев. “Чудную жизнь” природы Ф. Тютчев ощущал
даже под сказочным покровом “Чародейки Зимы”.
А. Фету нравилась реальность жизни, и это отражалось в его
стихах. Тем не менее, просто реалистом А. Фета трудно назвать, замечая, как
тяготеет он в поэзии к грёзам, снам, интуитивным движениям души. А. Фет писал о
красоте, разлитой во всем многообразии действительности. Эстетический реализм в
стихах А. Фета в 40 – 50 годах был действительно направлен на житейское и самое
обыкновенное.
Характер и напряжение лирического переживания
у А. Фета зависят от состояния природы. Смена времён года происходит по кругу –
от весны до весны. По такому же своеобразному кругу происходит и движение
чувства у А. Фета: не от прошлого к будущему, а от весны до весны, с
необходимым, неизбежным её возвращением. В сборнике (1850) на первое место
выделен цикл “Снега”. Зимний цикл А. Фета многомотивен: он поёт и о печальной
березе в зимнем одеянии, о том, как “ночь светла, мороз сияет, ”и “на двойном
стекле узоры начертил мороз”. Снежные равнины влекут поэта:
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.
А. Фет признаётся в любви к зимнему пейзажу. У А. Фета
преобладает в стихах сияющая зима, в блеске колючем солнца, в бриллиантах
снежинок и снежных искр, в хрустале сосулек, В серебристом пуху заиндевелых
ресниц. Ассоциативный ряд в этой лирике не выходит за пределы самой природы,
здесь её собственная красота, не нуждающаяся в человеческом одухотворении.
Скорее она сама одухотворяет и просветляет личность. А. Фет вводил в стихи деревенский
пейзаж, сценки народной жизни, появлялся в стихах “дедушка бородатый”, он
“кряхтит и крестится”, или ямщик на тройке удалой.
Поэзия Ф. Тютчева
- это своеобразная лирическая исповедь человека, посетившего “сей мир в его
минуты раковые”, в эпоху крушения веками складывавшихся социальных устоев,
нравственных догм и религиозных верований.
В своих лирических шедеврах Ф. Тютчев внешне идет как бы не от
заранее заданной мысли, а от внезапно захватившего его чувства или впечатления,
навеянных явлениями внешнего мира, окружающей реальной действительности,
минутным душевным переживанием. Поэт видит радугу и тут же набрасывает
небольшой всего лишь восьми строк “пейзаж в стихах ”, как удачно назвал Н.
Некрасов его стихотворные картины природы. Но процесс создания стихотворения на
этом не заканчивается. В творческом представлении поэта яркость и мимолетность
“радужного виденья” влечет за собой иной образ - яркого и мимолетного
человеческого счастья. Появляется новая строфа, и “пейзаж в стихах” приобретает
смысл философского иносказания (“Как неожиданно и ярко ...”).
Другой пример. Беспросветный дождь внушает поэту мысль
о столь же беспросветном людском горе, и он пишет стихи не о дожде, а о слезах.
Однако вся интонация, весь ритмический строй стихотворения проникнуты не
умолкающим звуком падающих дождевых капель (“слезы людские, о слезы людские
...”).
А. Фета всегда влекла к себе поэтическая тема вечера и ночи. У
поэта рано сложилось особое эстетическое отношение к ночи, наступлению темноты.
На новом этапе творчества он уже стал называть целые сборники “Вечерние огни”,
в них как бы особая, фетовская философия ночи.
В “ночной поэзии” А. Фета обнаруживается комплекс
ассоциаций: ночь – бездна – тени - сон – виденья - тайное, сокровенное – любовь
- единство “ночной души ” человека с ночной стихией. Этот образ получает в его
стихах философское углубление, новый второй смысл; в содержании стихотворения
появляется второй план - символический. Философско-поэтическую перспективу
получает у него ассоциация “ночь-бездна”. Она начинает сближаться с жизнью
человека. Бездна -воздушная дорога - путь жизни человека.
Отсталых туч над нами пролетает
Последняя толпа.
Прозрачный их отрезок мягко тает
У лунного серпа
Царит весны таинственная сила
С звездами на челе. -
Ты, нежная! Ты счастье мне
сулила
На суетной земле.
А счастье где? Не здесь, в среде
убогой,
А вон оно - как дым
За ним! за ним! воздушною
дорогой-
И в вечность улетим.
Майская ночь сулит счастье, человек летит по жизни за
счастьем, ночь-бездна, человек летит в бездну, в вечность. Дальнейшее развитие
этой ассоциации: ночь-существование человека-сущность бытия. А. Фет
представляет ночные часы раскрывающими тайны мироздания. Ночное прозрение поэта
позволяет ему смотреть “из времени в вечность”, он видит “живой алтарь
мироздания”. Ассоциация ночь
– бездна - человеческое существование, развиваясь в поэзии А. Фета, вбирает в
себя идеи Шопенгауэра. Однако близость поэта А. Фета к философу весьма условна
и относительна. Идеи мира как представления, человека как созерцателя бытия,
мысли об интуитивных прозрениях, видимо, были близки А. Фету.
В образную ассоциацию стихов А. Фета о ночи и
существование человека вплетается идея смерти (стихотворение “Сон и смерть”,
написанное в 1858 году). Сон полон суеты дня, смерть полна величавого покоя. А.
Фет отдаёт предпочтение смерти, рисует её образ как воплощение своеобразной
красоты.
В целом “ночная поэзия” А. Фета глубоко своеобразна. У
него ночь прекрасна не менее дня, может быть ещё прекрасней. Фетовская ночь
полна жизни, поэт чувствует “дыхание ночи непорочной”. Фетовская ночь даёт
человеку счастье:
Что за ночь! Прозрачный воздух
скован;
Над землёй клубится аромат.
О, теперь я счастлив, я
взволнован,
О, теперь я высказаться рад! …
Человек сливается с ночным бытием, он отнюдь
не отчуждён от него. Он надеется и чего–то ждёт от него. Повторяющаяся в стихах
А. Фета ассоциация – ночь - и ожидание и дрожание, трепет:
Берёзы ждут. Их лист
полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд её убор…
Один из чародеев русского поэтического языка, мастер
стиха, Ф. Тютчев был крайне взыскателен к каждому написанному слову и понимал,
как трудно подчас оно дается художнику. В своем знаменитом стихотворении
“Silentiuml” поэт признавался:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, как ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Однако в стихах Ф. Тютчева мысль никогда не
оборачивалась ложью. Вот почему его стихи служат лучшим доказательством не
бессмертия, а могущества слова. При этом, необходимо отметить, что и у А. Фета
ночная природа и человек полны ожидания сокровенного, которое оказывается
доступным всему живому лишь ночью. Ночь, любовь, общение со стихийной жизнью
вселенной, познание счастья и высших истин в его стихах, как правило,
объединяются.
Творчество А. Фета представляет собой апофеоз
ночи. Для Фета-философа ночь представляет собой основу мирового бытия, она
источник жизни и хранительница тайны “двойного бытия”, родства человека с
вселенной, она у него узел всех живых и духовных связей. Теперь уже А. Фета невозможно назвать только лишь поэтом
ощущений. Его созерцание природы исполнено философского глубокомыслия,
поэтические прозрения направлены на обнаружение тайн бытия.
Список используемой литературы:
1.
Брюсов В. “Ремесло
поэта. Статьи о русской поэзии”. Москва, 1981г.
2.
Маймин
Е. А. “А. А. Фет”, Москва, 1989г.
3.
Тютчев
Ф. И. “Избранное”, Ростов-на-Дону, 1996г.
4.
Тютчев
Ф.И. “Стихотворения”, Москва-Ленинград, 1969г.
5.
Фет
А. А. “Избранное”, Москва, 1985г.
6.
Фет
А. А. “Воздушный город”, Москва, 1996г.
7.
Журнал
“Русская словесность”, № 4, 1996г.