Выполнил: Тихонов В.А.
|
|
Проверила: Зарипова Р.Н.
|
г. Менделеевск 2002 г.
План
Введение ……………………………………….………….
3
Биография и
творчество поэта ……………… 3
Заключение …………………………………………..…..
8
Введение
Среди множества мифов XX века живет и миф о поэте
Игоре Северянине. О том, что он якобы воспел мещанство и пошлость, что ввел в
свою поэзию интонации самовосхваления и самолюбования. «Северянинщинои»
называли дурной вкус, этакую «пошлинку» в поэзии. Чем же сегодня объяснить
эту «северянинщину», ее проникновение в творчество поэта, безусловно,
талантливого? Самое легкое и самое простое ирония. Поэт иронизирует над
обывателем, над эпохой, над самим собой и собственными мечтами, в конце
концов. Не раз он сам себя называл «ироником», писал о своем отношении к
жизни «Я трагедию жизни претворю в грезофарс». Вот что писал В. Брюсов в
статье «Игорь Северянин» (1916 г) «Не всегда легко различить, где у Игоря
Северянина лирика, где ирония. Не всегда ясно, иронически ли изображает поэт
людскую пошлость, или увы сам впадает в мучительную пошлость. Мы боимся, что и
сам Игорь Северянин не сумел бы точно провести эту демаркационную линию».
Впрочем, ирония — только одна из стихий поэзии Северянина. Другая, столь же
значительная,— лиризм. Поэтому существует и третья «версия» о природе поэзии
Северянина — лирика, мечтателя, «поэта с открытой душой», как назвал его А.
Блок. Каждый из этих трех образов по-своему верен, и каждый из них — только маска,
обличье, надетое автором и принятое доверчивым читателем. Маской был и
литературный псевдоним поэта — Игорь- Северянин, подчеркивающий особенную любовь
к Северу. Северянин — это уже как бы прозвище, дополнительно включающееся в
имя. Оно так и писалось через дефис, как приложение.
Биография и творчество поэта
Настоящая фамилия поэта — Лотарев Игорь Васильевич.
Он родился 4 (16) мая 1887 года в Петербурге, на Гороховой улице, где и прожил
до девяти лет. В 1896 году его отец расстался с матерью и увез сына к своим
родственникам в Череповецкий уезд Новгородской губернии. Там, на берегу Суды —
«незаменимой реки»,— прошли отрочество и юность будущего поэта. Там же он
закончил четыре класса Череповецкого реального училища — учиться дальше ему
не пришлось. В 1904 году будущий поэт вернулся к матери и жил вместе с нею в
Гатчине, под Петербургом. Север отозвался в его душе, пробудил вдохновение.
Конечно же, он придумывал Север. Как придумывал и сам себя, как вообще
воображал себе свой мир, еще далекий от реальности. Но в этом придуманном мире,
таком, казалось бы, далеком от повседневности, таком благополучном и спокойном,
внезапно ощущаешь трагедию и боль. Нет никаких видимых причин к беспокойству,
но, читая стихи, невольно чувствуешь тревогу, скрытую то в интонации автора,
то в подтексте. Может быть, это еще только предчувствие, предвидение той боли,
которая потрясет и страну и мир:
Твоей души очам — видений страшных
клиры...
Казни меня! Пытай! Замучай! Задуши!
—
Но ты должна принять!.. И плен, и
хохот лиры —
Очам твоей
души!..
Сегодня это ощущение боли, поиски правды кажутся нам
важнее, чем утверждение Северяниным эгофутуризма. Футуризм был только периодом,
хотя и значительным, в его творчестве. Протестуя против пошлости, он удалялся
на берег моря, «где ажурная пена», или в «озерзамок», или на «лунную аллею»,
встречал королеву «в шумном платье муаровом», слушал звуки Шопена. Называя
себя «царь страны несуществующей». Северянин мог бросить вызов обществу,
воспевая «ананасы в шампанском» и утверждая себя как гения. Но это было —
маской. Что же в действительности двигает поэтом? О чем думал он сам?
Из меня хотели сделать торгаша,
Но торгашеству противилась душа.
Но в безразумность влюбился
соловей.
. . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . .
И общественное мненье я
презрел,
В предрассудки выпускал десятки
стрел.
Что же было в нем истинного? О чем же думал Северянин,
воспевая «мороженое из сирени», создавая причудливые новые формы? Повторяя в
разных вариантах строку в «Квадрате квадратов», он изнемогает от того, что
«заплутал, точно зверь, меж тревог и поэм...» Тревога о людях, о любви, о
России. И даже в самом «скандальном» стихотворении «Эпилог» «упоение» победой поверхностное.
Надо заметить другое, более точное самоопределение поэта: «В ненастный день
взойдет, как солнце, моя вселенская душа!» Но ни читатели, ни критики не догадались,
что пафос Северянина не в самопохвале, а, напротив, в веротерпимости.
Не ученик я и не
учитель,
Великих друг,
ничтожных брат.
Иду туда, где
вдохновитель
Моих исканий —
говор хат.
(«Эпилог»)
Если прочитать эти строки без предубеждения, иначе поймешь
намерения поэта. И тогда стихотворение, казавшееся эпатажем, бравадой,
оказывается, заключает в себе и самоотрицание. Поэт ощущает себя равным миру
— и не скрывает своего чувства. Ирония действительно характерна для стихов
Северянина. Но она направлена не против лиц, а против явлений. Против фальши,
бездушия, озлобления и невежества.
Останови мотор! Сними манто
И шелк белья, бесчестья
паутину,
Разбей колье и, выйдя из
ландо,
Смой наготой муаровую тину!
Что до того, что скажет
Пустота
Под шляпками, цилиндрами и
кэпи!
Великолепней всех
великолепии!
Конечно, это и сегодня звучит вызывающе. Но на
упреки в пошлости сам Игорь Северянин ответил в 1918 году в стихотворении
«Двусмысленная слава»:
Во мне выискивали пошлость,
Из виду упустив одно:
Ведь кто живописует площадь,
Тот пишет кистью
площадной.
Неразрешимые
дилеммы
Я разрешал, презрев
молву.
Мои двусмысленные
темы —
Двусмысленны по
существу.
Правильнее было бы сказать, что весь
поэтический мир Игоря Северянина изначально двойствен. Поэт как бы взвешивает
на весах добро и зло: «И в зле — добро, и в добром — злоба». Северянин
отстаивал свои взгляды яростно и искренне, что, конечно, не подтверждает его
правоты. Но это объясняет его одиночество и в вымышленном мире, и в настоящем.
В августе 1914 года в «Стихах в ненастный день»
Северянин провозглашает: «Живи, живое восторгая! От смерти мертвое буди!» Через
год, в июле 1915 года, в «Поэзе «Невтерпеж» звучат иные ноты:
Чем дальше, все хуже, хуже.
Все тягостней, все
больней.
И к счастью тропинка
уже,
И ужас уже на ней...
Этот ужас еще отступает в минуты личного счастья. Но жизнь
постоянно возвращает его к вопросу о добре и зле, об истине, о любви к народу.
Признавая принципиальную неоднозначность мира, поэт писал:
В ничем — ничто. Из ничего вдруг —
что-то.
В самосозданьи не дал
он отчета,—
Кому
б он мог?
(«Поэза истины»)
Граница между добром и злом, между правдой и неправдой,
по Северянину, не только зыбка и неопределенна. Она не историческая, не
социальная, не национальная. Она — личностная. Поэт отвергает классовый, или
социальный, подход, для него существует один критерий — нравственность. Новые
возможности открывает для него февральская революция 1917 года. Он видит в
жизни «возрождение»:
Жизнь человека одного —
Дороже и
прекрасней мира.
Биеньем сердца
моего
Дрожит
воскреснувшая лира.
(«Баллада XVI»)
Речь шла уже не об одной душе — обо всей жизни. Северянин,
лирик, ироник и мечтатель, раскрывается как философ. Он упрямо и настойчиво
повторяет мысль о превосходстве человека над миром. Это звучит как продолжение
слов Достоевского о том, что счастье невозможно построить на слезах и на крови.
Но жизнь предлагала все новые варианты политической розни, ожесточенной борьбы.
Под сомнение ставились ценности, признаваемые дотоле всем человечеством. В
первую очередь «в загоне» оказалось, по мнению Северянина, искусство. В июле
1917 года он с горечью констатировал:
Дни розни партийной для нас
безотрадны,—
Дни мелких, ничтожных
страстей...
Мы так неуместны, мы так
невпопадны
Среди озверелых людей.
(«Поэза
строгой точности»)
Мы — это, конечно же, художники. В поэзию Северянина
открыто врывается политическая лексика. Но мысли поэта, наблюдающего грабежи
«черни», обращены к народу: «мучительно думать о горе народа». Даже в эти
тягостные дни он разделяет чернь и народ. Отсюда — надежда на успокоение, на
время как на «лучшее чудо», на то, что «жизнь не умрет». Он уверен: «Минуют,
пройдут времена самосуда, убийц обуздает народ». Он предсказывает и будущую
трагедию, и песню, которую в конце концов «живой запоет». Подтверждение
своих слов Северянин получил неожиданно скоро: в феврале 1918 года в
Политехническом музее в Москве на поэтическом вечере он был избран «королем
поэтов», опередив Маяковского и Бальмонта.
Я так велик и так уверен
В себе, настолько
убежден,
Что всех прощу и каждой
вере
Отдам почтительный
поклон.
Трудно сказать, что для самого поэта важнее — уверенность в себе
или признание всех вер. В конце стихотворения он провозглашает: «Я избран
королем поэтов — да будет подданным светло». Вскоре Северянин уехал в
Эстонию, в Эст-Тойлу, где всегда проводил весну и лето. Но немецкая оккупация
Эстонии (в марте 1918-го), образование самостоятельной республики (1920)
отрезали его от России. Он почти безвыездно жил в деревне со своей женой —
поэтессой и переводчицей Фелиссой Круут.
Мое одиночество полно
безнадежности,
Не может быть выхода душе из
него,
Томлюсь ожиданием
несбыточной нежности,
Люблю подсознательно — не
знаю кого.
(«Утомленный душой»)
Души поэта хватало и на восхищение фениксом Эстонии,
и на ностальгию о России — «крылатой стране». «Эстония-сказка», «голубая
голубка», «оазис в житейской тщете». Россия же — страна одновременно
«священная» и «безбожная». Он любил Россию, но не меньше того любил и Эстонию.
Он хотел встать вне политики. Но его не признавали эмигранты и забывали в
России. В Эстонии ему жилось трудно. Но не потому, что он не имел возможности
работать. Просто время мало способствовало поэзии. Но все же поэт выпустил 9
книг, много переводил эстонских поэтов, издал антологию эстонской классической
поэзии и переводы эстонского поэта А. Раннита «В оконном переплете».
Правительство помогло Северянину, назначило субсидию. Но писал он не об Эстонии
и не о России, а о человеке, о его чувствах.
Но все меньше и меньше белого света оставалось в
жизни. Жизнь грубела, так что «черствеют и девьи сердца». Приходит новый век,
«жестокий, сухой», рациональный. Люди живут без стихов и не чувствуют их
необходимости. Человек становится рабом, потому что художник никому не нужен.
Все друг на друга: с
Севера, с Юга,
Друг и подруга — все
против всех!
Поиски истинной тропы, пути к себе, к прошлому
растянулись на много лет. Советские люди, пришедшие в Эстонию в 1940 году, уже
не знали, кто такой Игорь Северянин. Им не было дела до его мыслей. Не потому
ли, задержалось возвращение в русскую культуру поэта Игоря Северянина? Задержалось
и понимание его поэзии. Отечественная война застала Северянина больным. Но,
неисправимый мечтатель, он еще надеется на помощь центрального правительства
в эвакуации. Он рассчитывает на поддержку Жданова. Поэт так и не понял, что же
происходило в России. Его телеграммы Калинину остались без ответа. 22 декабря
1941 года Северянин умер. Он умер непонятым.
Заключение
Многие годы спустя мы с удивлением обнаруживаем, что
слишком плохо знали его. Те чувства, которые казались нам преувеличением
оказались настоящими. Мы искали «маску», не подозревая о том, что ее не было.
Было лицо поэта — страдающего и мыслящего. Судьба Игоря Северянина — и в
России, и в эмиграции была печальной. Заграничной публике был мало интересен
поэт живший своей Россией. А по России уже расползались пятна островов
ГУЛАГа, и казалось навсегда поглощали память о «грезах весны» XX века. Нам не
было дано бросить розы в гроб поэта, но нам суждено заново осмысляя путь нашей
страны соразмерить с общим движением жизни причудливое движение мысли мечты и
насмешки человека, который слишком долго ждал нашего понимания.