Философия. Ее роль в жизни общества
Философия.
Ее роль в жизни общества
А. А. МИГОЛАТЬЕВ, доктор философских наук,
профессор
Философия и наука
В Древней Элладе
философию считали пьедесталом и одновременно вершиной науки. С тех пор прошло
примерно две с половиной тысячи лет. Как можно оценить соотношение философии и
науки в наше время?
Казалось бы, по
сущностным и формальным признакам тут все ясно. Философия — это теоретическое
знание, а оно всегда было и остается продуктом науки. В разных странах
традиционно присуждаются ученые степени в области философских наук; философы
работают в системе Академий наук, университетов и институтов, где их предмет —
одна из обязательных наук в перечнях, утверждаемых официальными
государственными инстанциями. И тем не менее проблема «философия и наука» остается.
Представляется,
что в строгом смысле слова философия никогда (ни в прошлом, ни сейчас) не
являлась и не является наукой. Это касается прежде всего таких основных атрибутов
философии и науки, как предмет, теория и метод. Предметная область, теория и
метод философии несоизмеримы и несопоставимы с тем, что характерно для любых
наук (их в XX в. насчитывались сотни): естественных, общественных или
технических.
Даже самая
высокоразвитая наука (например, современная физика), обладающая мощнейшим
теоретическим потенциалом, включающая в себя многие относительно
самостоятельные науки (физика твердого тела, жидкости, газа, плазмы,
астрофизика и др.), будучи даже фундаментальной, остается все же частной
наукой. Ее предмет — конкретная область действительности, часть, сектор,
фрагмент бытия. Соответственно этому могут быть охарактеризованы собственная
теория данной науки и присущий ей метод исследований части природы, общества или
особенностей человека, его жизнедеятельности.
Философия по
самой своей природе не знает подобных ограничений. Поставить философию в один
ряд даже с фундаментальными науками (не говоря уже о множестве специальных и
прикладных) означало бы упразднить ее, растворив в огромном общем массиве
человеческого знания. И в этом нет претензий философии на панлогизм (гр. pan — все и logos —- понятие, мысль, разум). Она не
включает все сведения, добытые понятийным мышлением; не аккумулирует все
достижения человеческой мысли; не обнимает собой всю разумную деятельность. Однако
вне философии Логос проявить себя не в состоянии. Иначе люди лишились бы по
крайней мере осознанного понимания того, в каком необъятном и противоречивом
мире они живут и в чем состоят их идеалы, собственное призвание и смысл
существования.
Однако
соотношение философии и науки отнюдь не сводится к формальному установлению их
различий. У них много общего, нельзя возводить между ними своего рода
«китайскую стену»: общее и особенное тесно переплетаются между собой, дополняя
и одновременно отрицая друг друга.
Действительно,
общее у философии и науки — изучение законов, хотя и неодинаковых по своей
общности, объекту и предметности. Философия, как и наука, обладает
категориальным и понятийным аппаратом с присущими ему характерными
особенностями. Их объединяет также общее стремление к постижению истины, однако
при этом в философии содержится не только знание, полученное в результате
познания действительности, но и отношение к нему, соответствующая (в том числе
нравственная) оценка знаний. Существенно различаются также способы, средства,
методы философской, и научной верификации (лат. verus — истинный и facere — делать), т. е. проверки истинности теоретических
положений, установления их достоверности опытным путем с помощью определенных
критериев.
Философия, как и
наука, является одной из форм общественного сознания. Она использует
рациональный; способ познания мира, следует общим принципам и нормам его
теоретического освоения. Однако философия - не только тщательно логически
выстроенное академическое знание и плод рассудочной деятельности; результат
философствования всегда несет на себе печать индивидуальности его творца, что
сближает философию с искусством.
Как обобщенный и
систематизированный теоретический аналог действительности философия подобно
науке имеет определенную структуру, куда входит и логика, формулирующая законы
и принципы получения любого выводного знания. Данная структура, обладая рядом
общенаучных черт, одновременно имеет особый общетеоретический и
методологический характер. По аналогии с наукой философия представляет собой
относительно самостоятельный социальный институт со своими научными
учреждениями (институты, отделы, кафедры, лаборатории), средствами научного
поиска и кадрами ученых.
Формируя
мировоззрение, философия выступает как его ведущий исторический тип, в то время
как науки, вместе взятые, участвуют в данном процессе. Следовательно, и здесь
проявляется как общее, так и особенное в природе философии и науки. То же
относится к их другим характеристикам. Так, история философии и науки —
бесконечный процесс развития и взаимообогащения, но наука в большей степени
исторически детерминирована (лат. determinare — определять), нередко ситуативна и прогрессирует, по
преимуществу, линейно. А философия, познавая сущее, каждый раз, вновь и вновь
возвращается к истокам, вечным истинам и ценностям. В этом смысле философия не
знает возраста, в ее истории важнее имена, чем результаты.
Процесс познания
действительности сближает и ронит философию и науку. Но научное знание
отличается логичностью, аксиоматичностью (гр. axioma — принятое положение; бесспорная, не требующая
доказательства истина), непротиворечивостью, В философии же противоречие —
одно из основных понятий наряду с антиномиями (два противоречащих, но
одинаково обоснованных суждения). Здесь все проблематизируется, подвергается
сомнению. Широкое распространение имеет философский релятивизм (лат. relativus — относительный) — учение об
относительности, условности и субъективности человеческого познания. Если в
науке оно рождает общезначимые, бесспорные истины, то отдельные философские
положения могут существенно разниться, варьироваться применительно к Западу
(европейская философия), Востоку, (брахманизм, конфуцианство), отдельным
странам.
Таким образом,
философию и науку многое объединяет и одновременно разъединяет. Было бы
недальновидным игнорировать специфику философии, подменять ее наукой,
полагать, что каждая наука — «сама себе философия». Ошибочно также принижать
роль науки, возвеличивать философское знание в ущерб научному. В существовании
философии и науки состоит общая социальная и человеческая потребность как раз
потому, что они близкие, родственные, но по целому ряду параметров
нетождественные, разные формы познания действительности.
Философия и культура
Понятие
«культура» получило распространение в Европе, начиная с эпохи Просвещения
(XVIII в.). Само же это слово латинского происхождения (cultura — возделывание. обработка), имевшее
непосредственное отношение к земледельческому труду, взращиванию злаков.
Впоследствии данное понятие стало использоваться преимущественно для
характеристики явлений и процессов духовной жизни общества (искусство,
философия, наука, нравственность, религия, исторические и национальные формы
сознания), хотя неоспоримо значение и материальной культуры.
Для определения
линий взаимосвязи философии и культуры (материальной и духовной, национальной и
общечеловеческой) важно уяснить исходный, базовый тезис, что культура во всех
своих проявлениях и формах, исторически (генетически) и субстанционально (по
своей сущности) — детище человека, различных видов его деятельности в
личностных, групповых и общественных рамках. Это объективная реальность, в
которой воплощены способы и результаты деятельности людей — подлинных творцов
культуры.
В философии
раскрываются общезначимые природные и социальные условия творческой
деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действительность,
а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные
и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функционирования
сущностных сил личности.
Развитие культуры
находится в прямой связи с освобождением человека от природной зависимости,
его порабощения государством, обществом, собственными пороками. Свобода,
являющаяся центральной проблемой философской антропологии, по мере ее
достижения определяет развитие человека результатами собственной деятельности,
а не вмешательством внешних, в том числе сверхъестественных, потусторонних
сил. Тем самым культура получает глубинные философские основания реализации
возможностей освобожденного труда в создании материальных и духовных
ценностей. Некоторые из них носят уникальный характер, отличаются неповторимостью,
имеют общекультурное значение.
качественной
оценке и степени познания господствующих норм жизни (гносеологический аспект
культуры) и др.
В философии
принято делить производство на материальное, духовное и производство самого
человека. Для культуры это положение имеет общеметодологическое значение: не
только в том смысле, что служит основанием для типологии культуры, но и для
такого обобщающего ее определения, как культивирование «всех свойств общественного
человека и производство его как человека с возможно более богатыми свойствами и
связями, а потому и потребностями, — производство человека как возможно более
целостного и универсального продукта общества...»1
Итог развития
человека, его материальной (производственно-экономической) и идеальной
(духовной) деятельности. Она итожится двояко: результатом ее выступает видимое
и осязаемое внешнее богатство, получающее в рыночном хозяйстве форму
растущего количества разнообразных товаров, услуг и информации, и незримое,
скрытое, но особой ценности внутреннее богатство человеческой
личности,
Философия,
используя аксиологический (гр. axia —
ценность), т. е. ценностный подход, раскрывает соотношение внутреннего
мира человека, его мировоззренческих ориентиров, мотиваций, потребностей и
интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и внешних форм
жизнедеятельности, направленной на создание общезначимых образцов материальной
или духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления подлинной
сущности человека, выступает одновременно как побудительный стимул,
необходимое условие и совокупный результат его развития,
Это значит, что в
философии человек рассматривается не как объект, а в качестве активного
совокупного субъекта, не только познающего, но и творящего мир культуры. Если
внутренний мир данного субъекта отличается ущербностью, низким уровнем
интеллектуального, нравственного и эстетического развития — бездуховностью, то
он способен породить лишь гримасы культуры, или антикультуру. Можно,
перефразируя известное выражение, утверждать следующее: скажи мне, какие в
стране (в ту или иную эпоху) жили или живут люди, и я скажу тебе, какая там
была или есть культура.
Культура в концентрированном виде воплощает в себе Маркс
К.. Энгельс Ф. Соч.. т. 46, ч. 1, с. 386.
Выработанная в
философии и культурологии категория культуры фиксирует меру освоенности
человеком своего внутреннего и внешнего мира; определенную систему способов и
средств, методов и регулятивов человеческой деятельности. Философская теория
культуры и культурного развития исходит из того, что это — бесценный источник
прогресса социума и человека, причем прогресса нелинейного и небезусловного.
Культура — наследственный человеческий интеграл. Она не локализует свои
феномены (явления) в отдельных сферах общества, выступая как форма
существования или экзистенции (лат. existentia — существование), будучи несводима к частностям природного,
социального и духовного бытия.
Философский смысл
имеет широкая проблематика культуры, включая определение системы ее норм и ценностей,
степени их укорененности в обществе; ее социальных носителей, теоретического и
художественного содержания; закономерностей наследования культуры, преемственного
развития в духовной сфере; типа взаимосвязи культуры с социальной
действительностью; социально-территориальных особенностей, соответствия национальному
характеру, ментальным особенностям населения: ее отношения к власти,
общественному и государственному строю и др. Главный вывод, который вытекает
из рассмотрения вопроса о соотношении философии и культуры, состоит в том, что
в этом мире только от человека зависит, какую культуру он создаст и в какой
мере она облагородит (или подорвет) его бытие и возвысит (или унизит) его дух.
Функции философии
В науке под
функцией (лат. functio — исполнение) понимают
внешнее проявление свойств того или иного объекта в данной системе отношений.
Указать на функции философии — значит определить ее место и роль в общественной
жизни, значение для развития науки и культуры, практической деятельности.
Мировоззренческая
функция
философии занимает центральное положение в ряду других. Обусловлено это прежде
всего тем, что сама философия — тип мировоззрения и как таковая включает в
себя целостную совокупность знаний и представлений человека об объективном
мире и своем месте в нем. Последнее означает, что люди на основе достоверного
знания законов природного и социального развития, его общих принципов
формируют свои собственные убеждения в социальной, экономической,
политической, нравственной, религиозной, научной, эстетической областях, в
сфере профессиональной и иной деятельности.
Особенностью
убеждений, основанных на философском мировоззрении, является то, что хотя они
и связаны с определенной суммой полученных субъектом знаний, последние влияют
на убеждения не изолированно, а вместе с психологическими факторами (воля,
характер, темперамент и др.) и чувствами (в том числе религиозными,
назональными). Тем самым отношение людей к окружающему миру формируется не
только сциентистски (лат. -cientia —
знание, наука), т. е. умом, но и эмоционально-психологически, т. е. сердцем,
что придает мировоззренческим убеждениям непоколебимый, страстный характер.
Поскольку у людей
знания и страсти разные, то и мировоззренческие взгляды и убеждения
приобретают в обществе неодинаковую направленность. Так, сталкиваются в своем
противоборстве «правые» и «левые», альтруисты и эгоисты, верующие и атеисты и
т. п. Мировоззренческое разделение убеждений, базирующихся на разных
философских позициях, приводит к политическому и идейному плюрализму (лат. pluralis — множественный), многопартийности,
многоконфессиональности и пр.
Следовательно,
мировоззренческая функция философии несет с собой огромный потенциал
рациональности, она отличается неангажированным широким и многосторонним
охватом действительности. И именно в силу этого опора на разум и свободу
позволяет человеку самостоятельно формулировать свое жизненное кредо (лат. credo — верю, верую) и следовать ему в
своем социальном поведении и личных поступках. Чем демократичнее общество и
государство, тем больше создается реальных возможностей для осуществления
свободного выбора граждан.
Гносеологическая
функция
философии призвана обеспечить уяснение сложных взаимоотношений, складывающихся
между субъектами и объектами в процессе познавательной деятельности. Ее
область — отношения познающего и познаваемого, истина как таковая и ее критерии.
Поскольку речь идет преимущественно о сложных вопросах философской теории и о
познавательном процессе, данная функция философии определяется как теоретико-познавательная.
Каково ее более конкретное содержание?
Оно касается
прежде всего вопроса о том, познаваем ли мир, Если тот или иной философ,
философское течение исходят из принципиальной непознаваемости мыслящим
субъектом (отдельным человеком, социальной группой, обществом в целом) сущности
явлений объективного мира, то задача упрощается. Источник познания сущего
видится в таком случае вне человека и человеческой деятельности. Слабость
естественного разума человека компенсируется всемогуществом сверхъестественного
божественного разумения и проникновения. Половинчатые, скептические толкования
данного вопроса, в конечном счете, ведут к таким же утверждениям.
Мировоззренческая
установка на возможность познания человеком не только явлений, но и их
сущности выводит гносеологию на совершенно иной уровень, когда выясняются
субъективно-объективные отношения в процессе познания, устанавливаются особенности
природного и социального познания, совершается поиск путей подтверждения
достоверности знания, проводится строгое разграничение истины и заблуждения и
т. д.
Одна из
актуальных теоретико-познавательных проблем состоит в достижении оптимального
сочетания возможностей философии как общей теории и методологии и данных
частных наук, как естественных, так и общественных. Используя такие данные,
философия синтезирует их и одновременно корректирует собственные выводы, благодаря
чему знание о мире становится богаче, адекватнее отражает его реальности.
Данная
философская функция реализуется двумя путями. Первый из них рационалистический
(лат. rationalis — разумный), другой —
эмпирический (гр. empeiria — опыт). Рационалисты
возвышают в познании разум, недооценивая опыт и опытное знание. Эмпирики,
напротив, абсолютизируют в познавательных возможностях человека роль опыта,
эксперимента, игнорируя абстрагирующие возможности человеческого ума,
интеллекта. В открытой форме рационализму противостоит иррационализм (лат. irrationalis — неразумный), делающий в познании
ставку на интуицию субъекта, его инстинкты, «натуру».
Таким образом,
гносеология, или философская теория познания, включает различные подходы к
познавательному процессу, которые нуждаются в специальном рассмотрении и
квалифицированной оценке.
Методологическая
функция
философии также связана с познанием, но только с точки зрения применения в нем
определенных методов (способов, средств, приемов, в общем плане — принципов),
позволяющих получить познающим субъектом искомые результаты, сведения об
объекте.
Кроме того,
необходимо иметь в виду, что частные науки используют конкретные, специальные
методы познания, а философия — всеобщий метод. Последний обусловлен тем, что
философия как мировоззрение обладает самыми высокими по уровню обобщения
системными знаниями о мире. Как всеобщее философское знание о мире выступает
фундаментальной основой частнонаучного знания, так и специальные методы
опираются на всеобщий метод познания, вырабатываемый философией. Тем самым
философия выполняет функцию методологии — учения о методах, с помощью которых
наука применяет общие императивы философских законов и категорий и собственные
требования к познанию действительности.
Область
философской методологии — творческая лаборатория, где результаты познания
заранее не предопределены. Они зависят от многих объективных и субъективных
факторов: насколько диалектические методы познания превалируют над
метафизикой, в какой мере используются в познавательной деятельности общие и
специальные методы, рационализм и эмпиризм, а также вне-научные методы
освоения мира, применяемые в искусстве, эзотерии (гр. esoterikos -— внутренний), религии и др.
Аксиологическая
функция
философии также весьма полезна и важна как для теории, так и практики. Она оперирует
ценностями, которые присущи явлениям объективного мира не по самой их природе,
а в силу того, что они стали неотъемлемой составной частью общественной
практики, бытия человека, например его призвание, долг, смысл жизни,
благородство и т. п., а также их антиподы, антиценности — зло, корысть,
бесчестие и др.
В философской
теории ценностей — аксиологии — последние занимают разное место. Для субъекта
(индивид, группа людей, общество') ценности выступают как объект его
потребностей и интересов и объектированный от сознания (индивидуального,
общественного) ориентир соответствующей деятельности. Ценностное измерение
могут приобретать материальные блага, правовые нормы, нравственные регулятивы,
эстетические стороны действительности. Отношение к ним субъекта включает как
признание и даже преклонение, так и полное неприятие, отторжение, а также
промежуточные формы.
Данные оценки
преимущественным образом связаны с утилитарными, прагматичными потребностями
людей, их обыденным сознанием. Особенно применительно к странам, эпохам.
Ценностное отношение людей формируется на основе общих представлений о мире,
свободе, судьбах человечества, о жизни и смерти и т. п. Эти представления
приобретают тем самым мировоззренческий, философский характер.
Аксиологической
функции философии присущи свои очевидные гуманистические, воспитательные и
образовательные (педагогические) аспекты. От того, каким ценностям
следуют в своей массе люди, особенно молодое, подрастающее поколение, в
значительной степени зависит характер общества, в котором они живут, и то, что
их ожидает в будущем. Как полагал видный русский историк академик В. О.
Ключевский (1841-1911 гг.), у каждого поколения «могут быть свои идеалы, у
моего свои, у вашего другие, но жалко то поколение, у которого нет никаких».
Относительно
самостоятельным смыслом обладает и такой аспект аксиологической функции
философии (иногда его выделяют отдельно), как ее критический характер. В
философии подвергаются критике те ценности, которые не соответствуют ее
представлениям об идеалах. Разумеется, они у разных философских школ и
направлений тоже разные: то, что критикуется, например, философами-материалистами,
отвергается идеалистами. Критическая направленность присуща в большей степени
социальной философии, что вполне объяснимо: общество, в котором жили и живут
люди, весьма далеко от совершенства.
Интегрирующая
функция
философии заключается в ее имманентной способности объединять, синтезировать
знания, добытые частными науками в целях получения более общего знания,
освобожденного от деталей, подробностей, носящих непринципиальный, временный и
местный характер. Тем самым достоинства конкретного анализа действительности
подкрепляются и обогащаются преимуществами теоретического абстрагирования, что
расширяет, горизонты науки, ускоряет ее прогресс. Данная функция существенно
важна для развития всей духовной сферы, а также углубленного познания социальных
и политических отношений и процессов. Привнесение в их анализ достижений
философского синтеза позволяет более глубоко и всесторонне исследовать действие
законов общественного развития, соотношение в нем необходимого и случайного,
объективного и субъективного, формационных и общецивилизационных факторов и
др.
Таковы основные
функции философии, в них находит свое проявление ее непреходящее значение и
неоценимая роль в изучении и развитии общества и самого человека, всего того,
что связано с деятельностью в области просвещения и нравственности, науки и
культуры, познанием и преобразованием действительности.