Русская религиозная философия
Министерство
образования и науки Украины
Харьковский
национальный университет
им. В. Н.
Каразина
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Студентки 5-го курса
Группы ЯА-51
Факультета иностранных языков
Шейченко А.А.
Харьков
Русской
религиозной философии XX века современные философы отводят совершенно уникальную роль, что
обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в рамках этой философии ими были
подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России.
Во-вторых, религиозная философия этого периода явилась последним ответом на
происходящий исторический разлом Российской империи. В-третьих, философия в
России начала века формировалась в борьбе с большевистской идеологией и потому
пальма первенства в этом, несомненно, принадлежит наиболее достойным ее
представителям. Будучи продуктом отражения социально-исторической реальности,
русская религиозная философия ХХ века представляла собой такую картину мира, в
которой социальная революция была трансформирована в эсхатологию, а новая эпоха
была воспринята ими как всемирно-историческая трагедия и неудача истории.
Преодоление кризиса, в
котором оказались философский теизм и славянофильство, стало главным делом
религиозного философа Вл. Соловьева. Его система явилась новым этапом в
эволюции религиозной философии, последователи которой попытались сделать ее
идеологически активной уже в начале столетия. В основе деятельности Соловьева
лежали следующие кардинальные устремления: осуществить под знаком «всеединства»
«гармонический синтез религии, науки и философии»; объединить рациональный,
эмпирический и мистический виды познания; представить историю как процесс
«богочеловеческий»; указать пути социального обновления и активизации.
Обоснование Соловьевым историософских конструкций с позиций религиозного
объективного идеализма сочеталось с либеральным характером его
общественно-политических взглядов.
Русская
религиозная философия XX в. формировалась не только в тесной связи с прежними
религиозно-идеалистическими течениями в России, в интенсивном общении с
современными ей отечественными школами идеализма, но также пыталась опереться на
достижения многовековой идеалистической традиции европейской мысли, используя
идеи Платона и патристики, немецкого классического идеализма, Шопенгауэра,
Ницше, Джемса, неокантианства и феноменологии. В XX в. русский религиозный идеализм
дорос до лидирующих школ новейшего идеализма Германии, Англии, Франции, США и
других стран Запада, а в чем-то и перерос их, предложив общественному сознанию
различные варианты экзистенциализма (Шестов, Бердяев), философии всеединства
(Булгаков, Флоренский, Франк), пансексуализма (Розанов), многочисленные версии
религиозного модернизма, «социального» христианства.
«НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ»
Новейший религиозный
идеализм в России конца XIX — начала XX в.,
вместе с общественной деятельностью его главных представителей, получил в
советской и зарубежной историографии несколько определений: «новое религиозное
сознание», «богоискательство», «веховство», «духовный ренессанс начала XX века». «Новое религиозное сознание»
лишь у истоков несло на себе печать замкнутости и кружковщины. Очень скоро оно
стало воспринимать себя не как связанное с какими-либо
университетско-академическими потребностями и кругами, не как философскую школу
или направление, а в качестве выразителя духовного состояния общества, его
самочувствия и самосознания, его здоровья и болезни одновременно. Разными
путями приходили к «духовному ренессансу» его многочисленные и непохожие друг
на друга представители. «Новое религиозное сознание» объединило в себе людей,
пришедших, во-первых, от неославянофильства и консерватизма (В. Розанов),
во-вторых, от декадентства и мелкобуржуазной революционности (Д. Мережковский,
Н. Минский, Д. Философов), в-третьих, от «легального марксизма», неокантианства
и буржуазно-демократического либерализма (С. Булгаков, Н. Бердяев, С. Франк).
«Новое религиозное сознание», или богоискательство,— сложное и противоречивое
образование не только потому, что в него входили люди, стоявшие на различных
социально-политических позициях и выражавшие интересы разнородных социальных
групп и сословий эксплуататорской России, но и потому, что это течение с
момента своего зарождения до упадка проделало определенную внутреннюю эволюцию.
Рассматриваемое религиозно-философское течение с самого начала было явлением
одновременно буржуазного и помещичьего сознания. Оно было буржуазным в том
смысле, что отражало определенные религиозно-реформаторские настроения мелкой
буржуазии и заключало в себе отдельные идеи анархизма и либерального
народничества. Их представителем и выразителем в религиозной публицистике явился
Д. Мережковский. Помещичьим, «докапиталистическим» это течение было постольку,
поскольку к нему принадлежал В. Розанов, откровенный защитник самодержавия,
консерватор патриархально-феодального типа. В дальнейшем социально-политическое
и классовое представительство «нового религиозного сознания» было осложнено
вхождением в него довольно влиятельной группы либерально-буржуазных мыслителей
(Булгаков, Бердяев и др.), которые самим вхождением в это течение
мировоззренчески и идеологически завершили переход с
неокантианско-ревизионистских и буржуазно-демократических позиций периода их
принадлежности к «легальному марксизму» второй половины 90-х годов к
религиозной философии и кадетскому либерализму.
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ
СОБРАНИЯ.
Первыми крупными представителями
богоискательства были Мережковский и Розанов. Их деятельность по пропаганде
религиозно-модернистских идей началась с конца 90-х годов. Несмотря на то, что
работа собраний контролировалась синодом, они дали возможность светским
религиозным философам и богословам высказать свои претензии к официальному
православию и свои предложения по поводу той, как они полагали, явно
неудовлетворительной роли церкви, которую она играла в резко изменившихся
условиях общественной жизни России. Цель собраний состояла, по замыслу их
инициаторов, в том, чтобы сделать церковь главным инструментом ослабления
классовой борьбы, «крайностей» самодержавия, основной социальной
(«культурно-исторической») силой, долженствующей объединить и «примирить»
вокруг себя все общественные слои и классы. После закрытия
религиозно-философских собраний активность их участников сконцентрировалась
вокруг журнала «Новый путь», который взял на себя функции пропаганды
религиозной философии, борьбы с позитивизмом, материализмом и идеями социализма.
Социальным коррелятом идей и проектов деятелей «нового религиозного сознания»
была объективная потребность молодого русского империализма подчинить своим
интересам религию и церковь. Безусловно, это предполагало определенную
модернизацию идеологии и организации церкви, но ее главная функция должна была
остаться прежней.
ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX В. ЕГО СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ
СМЫСЛ.
К концу первого
десятилетия XX в. результатом бурно
расцветшего кризисного и декадентского религиозно-философского мышления стал в
России духовный ренессанс начала XX в. Круг вопросов, захвативших умы религиозных философов, был поистине
безграничен. Основные темы и категории «нового религиозного сознания»
связывались, во-первых, с различными «позитивными» дуалистическими или
плюралистическими началами, подлежащими «синтезу», и философствованием по
поводу долженствующего воплощения этого «синтеза»; во-вторых, с проблематикой
антагонистических явлений и обсуждением форм их действительного или возможного
примирения.
Широкий спектр подлежащих
«синтезу» или антагонистически связанных идей - в той или иной их комбинации, с
теми или иными оттенками - обсуждался большинством русских религиозных
философов начала XX в.
Религиозное или «духовное возрождение» России, о котором заговорила почти вся
интеллигенция на рубеже веков, понималось сначала не только как возвращение к
средневековому религиозному климату, но и создание атмосферы «свободы»,
«творчества» и «синтеза» всех областей общественной и духовной жизни под сенью
христианского мировоззрения. «Новому религиозному сознанию» были присущи
универсалистские притязания. Многие его представители были склонны говорить не
просто о философском или о религиозно-философском возрождении, а именно о
«духовном».