Массовая культура ХХ века - основные течения
Массовая культура ХХ века - основные течения.
Специфической чертой ХХ века было распространение, в основном благодаря
развивающимся средствам массовой коммуникации, массовой культуры. В этом смысле
массовой культуры в ХIХ веке и ранее не было - газеты, журналы, цирк, балаган,
фольклор, уже вымирающий, - вот все, чем располагали город и деревня. Вспомним,
как важна была газета для творческой лаборатории Достоевского. Интересно, как
бы изменилось его творчество, живи он в середине ХХ века в эпоху радио, кино и
телевидения с их разветвленной системой жанров и новостей через каждые полчаса,
бесчисленных газет и журналов, видео, компьютером и Интернетом, телефоном,
рекламой, авторской песней, блатным фольклором, детскими страшилками,
анекдотами, комиксами, джазом, роком, поп-музыкой, матрешками, лозунгами,
троллейбусами, самолетами и спутниками?
Для чего нужна массовая культура? Для того же, для чего нужны два
полушария в человеческом мозгу. Для того, чтобы осуществлять принцип
дополнительности, когда нехватка информации в одном канале связи заменяется
избытком ее в другом. Именно таким образом массовая культура
противопоставляется фундаментальной культуре. Именно поэтому массовая культура
была так нужна Достоевскому - прообразу культурного деятеля ХХ века.
Ибо массовая культура - это семиотический образ реальности, а
фундаментальная культура - это образ глубоко вторичный, "вторичная
моделирующая система", нуждающаяся для своего осуществления в языке
первого порядка.
В этом смысле массовая культура ХХ века была полной противоположностью
элитарной культуры в одном и ее копией в другом.
Для массовой культуры характерен антимодернизм и антиавангардизм. Если
модернизм и авангард стремятся к усложненной технике письма, то массовая
культура оперирует предельно простой, отработанной предшествующей культурой
техникой. Если в модернизме и авангарде преобладает установка на новое как
основное условие их существования, то массовая культура традиционна и
консервативна. Она ориентирована на среднюю языковую семиотическую норму, на
простую прагматику, поскольку она обращена к огромной читательской, зрительской
и слушательской аудитории (сравни с прагматическим, шоковым сбоем, возникающим
при неадекватном восприятии текста массовой культуры утонченным аутическим
мышлением – экстремальным опытом.
Можно сказать поэтому, что массовая культура возникла в ХХ веке не
только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству
источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических
демократий. Известно, что наиболее развитой является массовая культура в
наиболее развитом демократическом обществе - в Америке с ее Голливудом, этим
символом всевластия массовой культуры. Но важно и противоположное - что в
тоталитарных обществах массовая культура практически отсутствует, отсутствует
деление культуры на массовую и элитарную. Вся культура объявляется массовой, и
на самом деле вся культура является элитарной. Это звучит парадоксально, но
это так.
Что сейчас читают в метро? Классические продукты массовой культуры
американского образца с естественным опозданием на 10-15 лет. А что читала
10-15 лет назад самая читающая в мире страна в своем самом величественном в
мире метро? Детективов было мало. Каждый выпуск "Зарубежного детектива"
становился событием, их было не достать. Советского же детектива, строго
говоря, не было вовсе, так как в советской действительности не существовало
института частного сыска и не было идеи поиска истины как частной инициативы, а
без этого нет подлинного детектива.
Возьмем, к примеру, такой жанр советского кино, как производственный
фильм. Это была ненастоящая, мнимая массовая культура. Она формировалась не
рынком, а госзаказом. Недаром этот жанр исчез моментально, как только началась
перестройка.
Необходимым свойством продукции массовой культуры должна быть
занимательность, чтобы она имела коммерческий успех, чтобы ее покупали и
деньги, затраченные на нее, давали прибыль. Занимательность же задается
жесткими структурными условиями текста. Сюжетная и стилистическая фактура
продуктов массовой культуры может быть примитивной с точки зрения элитарной
фундаментальной культуры, но она не должна быть плохо сделанной, а, наоборот в
своей примитивности она должна быть совершенной - только в этом случае ей обеспечен
читательский и, стало быть, коммерческий успех. Поток сознания, отстранение,
интертекст, принципы прозы ХХ века не годятся для массовой культуры. Для
массовой литературы нужен четкий сюжет с интригой и перипетиями и, что самое
главное, - отчетливое членение на жанры. Это мы хорошо видим на примере
массового кинематографа. Жанры четко разграничены, и их не так много. Главные
из них - детектив, триллер, комедия, мелодрама, фильм ужасов, или, как его
называют последнее время, "чиллер" (от англ. chill - дрожать от
страха), фантастика, порнография. Каждый жанр является замкнутым в себе миром
со своими языковыми законами, которые ни в коем случае нельзя переступать,
особенно в кино, где производство сопряжено с наибольшим количеством финансовых
вложений.
Пользуясь терминами семиотики, можно сказать, что жанры массовой
культуры должны обладать жестким синтаксисом - внутренней структурой, но при
этом могут быть бедны семантически, в них может отсутствовать глубокий смысл.
В ХХ веке массовая культура заменила фольклор, который тоже в
синтаксическом плане построен чрезвычайно жестко. Наиболее ясно это показал в
1920-х годах В.Я. Пропп, проанализировавший волшебную сказку и показавший, что
в ней всегда присутствует одна и та же синтаксическая структурная схема, которую
можно формализовать и представить в логических символах.
Тексты массовой литературы и кинематографа построены так же. Зачем это
нужно? Это необходимо для того, чтобы жанр мог быть опознан сразу; и ожидание
не должно нарушаться. Зритель не должен быть разочарован. Комедия не должна
портить детектив, а сюжет триллера должен быть захватывающим и опасным.
Поэтому сюжеты внутри массовых жанров так часто повторяются.
Повторяемость - это свойство мифа - в этом глубинное родство массовой культуры
и элитарной культуры, которая в ХХ веке волей-неволей ориентируется на архетипы
коллективного бессознательного. Актеры в сознании зрителя отождествляются с
персонажами. Герой, умерший в одном фильме, как бы воскресает в другом, как
умирали и воскресали архаические мифологические боги. Кинозвезды ведь и есть
боги современного массового сознания.
Установка на повторение породила феномен телесериала: временно
"умирающая" телереальность возрождается на следующий вечер. Создатели
"Санта Барбары" не без влияния постмодернистской иронии довели эту
идею до абсурда - видимо, этот фильм кончится только тогда, когда он надоест
зрителю или когда у продюсеров кончатся деньги.
Разновидностью текстов массовой культуры являются культовые тексты. Их
главной особенностью является то, что они настолько глубоко проникают в
массовое сознание, что продуцируют интертексты, но не в себе самих, а в
окружающей реальности. Так, наиболее известные культовые тексты советского кино
- "Чапаев", "Адъютант его превосходительства", "Семнадцать
мгновений весны" - провоцировали в массовом сознании бесконечные цитаты и
формировали анекдоты про Чапаева и Петьку, про Штирлица. То есть культовые
тексты массовой культуры формируют вокруг себя особую интертекстовую
реальность. Ведь нельзя сказать, что анекдоты про Чапаева и Штирлица являются
частью внутренней структуры самих этих текстов. Они являются частью структуры
самой жизни, языковыми играми, элементами повседневной жизни языка.
Элитарная культура, которая по своей внутренней структуре построена
сложно и утонченно, так влиять на внетекстовую реальность не может. Трудно
представить себе анекдоты про Ганса Касторпа из "Волшебной горы" или
Йозефа Кнехта из "Игры в бисер".
Случается правда, какой-либо модернистский или авангардистский прием в
такой степени осваивается фундаментальной культурой, что становится штампом,
тогда он может использоваться текстами массовой культуры. В качестве примера
можно привести знаменитые советские кинематографические афиши, где на переднем
плане изображалось огромное лицо главного героя фильма, а на заднем плане
маленькие человечки кого-то убивали или просто мельтешили (в зависимости от
жанра). Это изменение, искажение пропорций - штамп сюрреализма. Но массовым
сознанием он воспринимается как реалистический, хотя все знают, что головы без
тела не бывает, и что такое пространство, в сущности нелепо.
Постмодернизм - это беспечное и легкомысленное дитя конца XX века -
впустил наконец массовую культуру и смешал ее с элитарной. Сначала это был
компромисс, который назывался кич. Но потом и классические тексты
постмодернистской культуры, такие, как роман Умберто Эко "Имя розы"
или фильм Квентина Тарантино "Бульварное чтиво", стали активно
использовать стратегию внутреннего строения массового искусства.
Массовая культура - это культура масс, культура, предназначенная для
потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры;
она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет
национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в
соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой
аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть
народным искусством. Феномен массовой культуры существует, а телевидение
является самым эффективным средством тиражирования и распространения этой
культуры. Массовая культура воздействует на массовое сознание, связана со
средствами массовой коммуникации, ориентирована на потребительские вкусы и
инстинкты, имеет манипулятивный характер. Массовая культура осуществляет
стандартизацию духовной деятельности человека.