Культурология как система знаний
Содержание
Введение. 3
1. Культурология как наука о
культуре. 4
2. Становление культурологии как
системы знаний. 6
3. Элементы культурологии как системы
знания. 8
Заключение. 12
Библиографический список
литературы.. 13
Введение
Культурология или
теория культуры – это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой
является интеграция научного знания о культуре. Культурология возникла на стыке
философии, социологии, психологии, антропологии, этнографии, искусствоведения,
лингвистики и ряда других дисциплин. Культурология – это система знаний о
сущности, закономерностях, существования и развития, человеческом значении и
способах постижения культуры[1].
Междисциплинарный
характер культурологии выражает общую тенденцию современной науки, усиление
интегративных процессов, взаимовлияние и взаимопроникновение различных областей
знания при изучении общего объекта исследования. Логика научных исследований
ведет к синтезу ряда наук, формированию диалектически взаимосвязанного
комплекса научных представлений о культуре как целостной и многообразной
системе.
Каждая из наук, с
которыми культурология входит в контакт, дает возможность углубить знание о
явлениях тем необходимым компонентом и социальным фоном развития культурных
достижений, открытий, гениальных творений, которыми так богато культурное
наследие.
Может возникнуть
вопрос: а зачем нужна культурология, если достаточно знать историю или психологию,
этнографию или искусство? Однако вполне очевидно, что каждый из этих аспектов
вовсе не исчерпывает объема культуры, а лишь открывает ее отдельные стороны.
Кроме того,
культурология не просто механически заимствует знания, полученные другими науками,
но органично включает их в целостную систему науки о культуре, создавая общую
модель или картину культуры определенной эпохи.
1. Культурология
как наука о культуре
В настоящее время
существует достаточно много представлений о культурологии. Однако среди этого
многообразия можно выделить три основных подхода[2].
Первый —
рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим
моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и
социальном функционировании, а результатом — система знаний
о культуре.
Второй — представляет
культурологию каксостоящую из разделов дисциплин, так
или иначе изучающих культуру. Например, культурология как
философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и
обратная позиция, согласно которой культурология есть раздел философии
культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизация,
систематизация знания о культуре без учета фактора культурного самосознания). В
данном случае возможно отождествление с культурологией и
культурантропологией, социологией культуры, а также выделение философской
культурологи как науки о смыслах, значениях, взятых в
их целостности по отношению к определенному региону или отрезку, времени.
Третий подход
обнаруживает стремление рассматривать культурологию как
самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и
метода исследования, места культурологи в системе социально-гуманитарного знания.
Культурология, если она претендует на роль научной
дисциплины и собственный предмет исследования, с неизбежностью обращается к
«археологии культуры», выявляет ее генезис, функционирование и развитие,
раскрывает способы культурного наследования и устойчивости, «код» культурного
развития. Эта работа осуществляется на трех уровнях:
- Сохранение
культуры, ее базисных оснований, скрывающихся за вербальной и символической
оболочкой.
- Обновление
культуры, институты обновления знания, инновационные воздействия на «код»
культуры.
- Трансляция культуры
— опредмеченный мир культуры как мир социализации индивидуума.
Все эти соображения
дают возможность сделать некоторые выводы о предмете и задаче культурологи как научной дисциплины[3]. Ее предметом
выступает генезис, функционирование и развитие культуры как специфически-человеческого
способа жизни, который раскрывает себя исторически, как процесс культурного
наследования, внешне сходного, но все же отличного от существующего в мире
живой природы.
Задача культурологи —
построить «генетику» культуры, которая бы не только объяснила
историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но могла бы
прогнозировать его и, в перспективе, управлять им.
Таким образом, в
качестве исходного для становления культурологии как самостоятельной
научной дисциплины можно использовать представления о культурологи как системе
знаний. Для решения главного вопроса в такой трактовке — обоснования
системообразующего принципа, играющего концептуальную роль для формирования
культурологи как относительно самостоятельной отрасли
общественно-гуманитарного знания, — представляется исключительно важным
выяснить причины и потребности ее формирования.
Появление в XX в. Особого
знания о культуре, претендующего на относительную самостоятельность и
названного «культурологией», обусловлено:
а) осознанием
спекулятивности классической «философии культуры», ее неспособности в полной
мере осмыслить богатый эмпирический (этнографический) материал, потребностью
выработки такого понимания культуры, которое может надежно связать
теоретические представления о ней и практическое ее воплощение во всех сферах
человеческой жизнедеятельности;
б) необходимостью
разработки такой методологии, которая обеспечит как адекватное исследование
культуры частными науками, так и их предметное единство, вытекающее из
субстанционального понимания культуры;
в) стремлением к
выработке «общего знаменателя» в понимании культуры в условиях резкого роста
контактов разных культур (в связи с развитием средств коммуникации),
необходимостью поиска их единой природы, проявляющейся в локальном культурном
многообразии;
г) важностью вопроса
сравнения, субординации разных культур, в частности европейской и
неевропейской, в условиях распада колониальной системы и роста национального
самосознания в странах «третьего мира»;
д) целесообразностью
целостного, системного анализа культуры как сферы государственной политики,
принятия в ней всесторонне обоснованных управленческих решений;
е) необходимостью
формирования культурных потребностей человека и их удовлетворения в
потребительском обществе, обоснования успешной экономической деятельности в
сфере массовой культуры;
ж) тревожным ростом
технократизма, рационализма, вызванным новым витком научно-технического
прогресса, осознанием важности гуманитарного «противовеса» для сохранения
стабильности существования человека, а также стремлением компенсировать культурологией
все еще наличествующее состояние преждевременной и узкой профессионализации.
Кроме влияния этих
факторов важнейшее значение для становления культурологи имеет понимание
сущности культуры. Категория «культура» привлекала и привлекает многих
исследователей глубиной своего содержания и эвристической значимостью. Широта охватываемых
ею общественных явлений вызывает особый эффект закрепления за этим понятием
множества смысловых оттенков, что, в свою очередь, накладывает свой отпечаток
на понимание и употребление термина «культура» различными дисциплинами и в
различные исторические эпохи. И все же анализ показывает, что объединяющее,
движущее начало в становлении культурологи надо искать в богатых традициях
европейской истории философии. Это позволяет рассматривать в качестве элемента культурологи как системы
знания историческое развитие представлений о культуре — от античных до
современных культурологических теорий, концепций, которые можно представить и как относительно
самостоятельные направления философской мысли.
Современная культурология
формируется, выходя из-под «родительской» опеки философии, обретает собственный
предмет исследования и обосновывает соответствующие ему методы. Несомненно,
прежде всего, культуролог имеет дело с результатами культурной деятельности (предметы,
продукты культурного творчества — например, музыка, произведения живописи), но
его задача — идти глубже, к усвоению духа культуры (менталитета, культурной
парадигмы), независимо от того, какой теоретической позиции он придерживается.
В данном случае
обнаруживается второй — коммуникативный — слой культуры, это уровень общения,
институтов образования и воспитания. И, наконец, сама основа культуры, ее ядро,
ее архетип — структура культуротворческой деятельности. Разные исследователи
идентифицируют ее по-разному: с языком, психологическим складом нации и
способом сакрализации, принятой системой символики и т. п. Во всех
этих случаях неизменным остается пафос культурологического поиска —
целостность, интеграционная основа общества, рассмотрение истории как пересечения
творческого самовыражения «эго» и развития культурной традиции в духовном
пространстве этноса.
3. Элементы культурологи
как системы знания
Сказанное позволяет
охарактеризовать взаимодействие элементов культурологи как системы знания[4].
Культурология как
самостоятельная отрасль науки состоит из шести взаимосвязанных разделов,
истории мировой и отечественной культуры; истории культурологии как науки;
философии культуры; социологии культуры; культурной антропологии; прикладной
культурологии. Каждый из разделов имеет свой объект исследования, отличается
спецификой анализа, методами и практическими рекомендациями, используемыми при
разрешении конкретных проблем.
История культуры исследует реальный процесс преемственности
культурного развития различных эпох, стран и народов. Она дает богатый
материал, свидетельствующий о многообразии культурных достижений и ценностей, о
вкладе народов в мировую культуру человечества, о трудностях и противоречиях
культурно-исторического процесса, о судьбах "великих цивилизаций"
Европы, Азии, Индии, России, Китая и других регионов мира.
История культуры формирует знания о культурном наследии, о
поисках и открытиях, о памятниках материальной и духовной культуры, о ценностях
и нормах жизни, идеалах и символах разных народов; исследует происхождение,
истоки культурных явлений, процесс их распространения. История культуры - это
передаваемая от поколения к поколению память человечества.
Для культурологии
история культуры составляет фундамент теоретических концепций. Ее факты и
ценности дают материал для описания и объяснения конкретных исторических особенностей
развития культуры, причем, являясь разделом культурологии, она призвана не
просто фиксировать эти особенности, но обеспечивать выявление архетипов
современной культуры и понимание ее как итога исторического развития.
История культурологии
изучает процесс развития
теоретических представлений о культуре и ее закономерностях. Наука о культуре
имеет давнюю историю. Ученые и писатели в течение многих веков стремились не
только исследовать культуру тех или иных народов, но и понять тенденции ее
развития, найти те главные пружины или закономерности, которым подчиняется это
богатое и многообразное явление.
Философия культуры [5]исследует
понятие, сущность и структуру культуры, определяет ее функцию в обществе;
выясняет соотношение культуры и природы, культуры и цивилизации; роль средств
массовой коммуникации в распространении культуры; изучает множественность
языковых и символических форм культуры; историческое единство человечества и
процесс взаимовлияния культур; глобальные проблемы современности и роль культуры
в их разрешении.
Прежде всего, нужно
отметить, что культурология, выделяясь из философии, выступает как стиль
философствования и связь с ней воплощает философией культуры. Как бы ни
рассматривалась сама философия, философия культуры является методологией культурологи как относительно самостоятельной научной дисциплины и
обеспечивает выбор ее познавательных ориентиров, дает возможности различной
трактовки природы культуры.
Если философия
культуры нацелена на ее понимание как целого (всеобщее), то культурология рассматривает
культуру в ее конкретных формах (особенное), с опорой на определенный материал.
То есть в культурологи как научной дисциплине по
сравнению с философией культуры акценты смещены на объяснение ее конкретных
форм с помощью теорий так называемого среднего уровня, основанных на
исторической фактологии. А философия выполняет методологическую функцию,
определяет общие познавательные ориентации культурологических исследований.
Социология культуры исследует процесс функционирования культуры в
обществе; тенденции социокультурного развития, проявляющиеся в сознании,
поведении и образе жизни различных социальных групп.
Важным направлением в
социологии культуры является изучение социокультурных последствий таких процессов,
как демократизация общества, влияние на состояние умов гласности и свободы
слова, экономических и политических реформ, изменение культурных потребностей и
интересов человека в условиях урбанизации, миграции, экологического и духовного
кризиса. Социология культуры дает возможность представить типологию личности в
зависимости от отношения к сложившейся общественной ситуации.
В социологии культуры
можно выделить три уровня знания.
Первый уровень
характеризует наиболее общие тенденции в развитии современной культуры,
воспроизводит ее самые распространенные ценности, стили жизни, модели
поведения.
Второй
сосредотачивает внимание на уровнях культуры различных групп, видах культурной
деятельности, соотношении традиций и новаторства, системе распространения ценностей
культуры, их освоении человеком.
Третий уровень -
основан на социологической информации, полученной в результате эмпирических
исследований с использованием методов опроса, интервью, включенного наблюдения,
анализа документации и социальной статистики
Важнейшим элементом культурологии как системы
знаний является культурантропология, изучающая конкретные ценности, формы
связи, опредмеченные результаты культурной деятельности в их динамике, механизмы
трансляции культурных навыков от человека к человеку.
Культурная
антропология - исследует
взаимоотношения человека и культуры, процессы становления духовного мира
личности, формирования и реализации способностей, дарований, талантов,
воплощения творческих потенциалов в деятельности и ее результатах. Культурная
антропология выявляет узловые моменты социализации человека, специфику каждого
этапа жизненного пути, изучает влияние социокультурной среды, системы
образования и воспитания, семьи, сверстников, поколения. Особенное внимание
уделяется психологическому обоснованию таких явлений культуры, как жизнь, душа,
смерть, любовь, дружба, вера, смысл, духовный мир мужчины и женщины.
Для культуролога
принципиально важно понять, что стоит за фактами культуры, какие потребности
выражают ее конкретные исторические, социальные и личностные формы.
Историческое развитие представлений о культуре само по себе не «подводит» к культурологии,
это делает культурантропология.
Прикладная
культурология исследует
организацию и технологию культурной жизни общества; деятельность учреждений
культуры, культурных центров досуга, любительских и инициативных объединений по
интересам; методику проведения массовых праздников, фестивалей, форумов.
Главным направлением становится разработка культурной политики; экономическое,
политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ. Прикладная
культурология изучает интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы
организации досуга.
Деятельность театров,
кинотеатров, видеосалонов, музеев, концертных и выставочных залов, клубов и
дворцов культуры, библиотек; просветительная работа творческих союзов и фондов,
Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а также других
общественных организаций и ассоциаций - все это является объектом научного
анализа.
Прикладная
культурология имеет практический характер, а специалисты обладают
организационными умениями и навыками, способствующими реализации духовных
потребностей различных категорий населения.
Мы исходим из
представлений о культурологии как самостоятельной научной дисциплине, вышедшей
из лона философии, точнее — философии культуры. Под влиянием эмпирического
материала она и задает координаты, ориентиры культорологического познания,
выполняет по отношению к культурологии методологическую функцию.
В культурологии как
научной дисциплине акценты (по сравнению с философией культуры) смещены с
понимания культуры «в целом» или «в общем» на изучение ее в определенных
пространственно-временных границах, на описание и объяснение ее конкретных форм
с опорой на определенный материал, что предполагает использование и особенных,
а не только всеобщих (философских) методов.
Культурология - это
не набор сведений о культуре, а импульс для гуманитарной ориентации сознания и
поведения, для понимания отечественной и мировой культуры.
Культурология
использует все методы философского социо-гуманитарного познания. Их конкретный
выбор определяется, во-первых, целями исследования, во-вторых, трактовкой
понятия «культура», его содержанием. В частности, широко используется
диалектический метод, предполагающий рассматривать культуру как развивающееся,
внутренне-противоречивое, многостороннее явление, требующее конкретного
изучения. Системный метод позволяет рассматривать культуру как систему,
элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействием
целостность, в свете которой имеет смысл каждый элемент.
Структурно-функциональный метод применяется, если необходимо выделить и
рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль каждого такого
элемента в ее функционировании. В этих целях широко используется аналитический
метод, позволяющий рассматривать явления культуры, так сказать, в «чистом
виде».
1.
Введение в культурологию.
/Отв ред. Е.В. Попов. - М.: Владос, 1996.
3.
Иконникова С.Н. История
культурологии: идеи и судьбы.- СПб., 1996.
4.
Кармин А.С. Основы
культурологии: морфология культуры. - СПб. 1997.
5.
Культурология XX век.
Энциклопедия. – СПб.: Университетская книга. 1998.
6.
Культурология/ под
ред.Г.В.Драча. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
7.
Малюга Ю.Я. Культурология.
— М.: Инфра-М,1999.
8.
Оганесян А.А.
Культурология: Конспект лекций. - М.:Приор,2001.
9.
Поликарпов В.С. Лекции по
культурологии. — М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.
10.
Силичев Д.А.
Культурология. — М.: Приор, 1998.
11.
Столяров Д.Ю., Кортунов
В.В. Учебное пособие по культурологии. - М.: МОНФ, 1998.
[1] Введение в культурологию /.Отв ред. Е.В. Попов. - М.
Владос, 1996.
[2] Культурология XX век. Энциклопедия. Т.2. М-Я. - С-П., Университетская
книга. 1998.
[3] Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Учебное пособие по культурологии. М.:
МОНФ, 1998.
[4] Иконникова С.Н. История культурологии: идеи и судьбы.- СПб., 1996.
[5] Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. — М.: «Гардарика»,
«Экспертное бюро», 1997.