Классицизм XVII-XVIII
От
латинского classicus –образцовый. Стиль или направление в
литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному наследию
как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. В
18 в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского
рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной
облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного
содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой
организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Соответственно возвышенным
этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма
устанавливала иерархию жанров – «высоких» (трагедия, эпопея, ода; историческая,
мифологическая, религиозная картина и т.д.) и «низких» (комедия, сатира, басня;
жанровая картина и т.д.). В литературе (трагедии П.Корнеля, Ж. Расина,
Вольтера, комедии Мольера, поэма «Поэтическое искусство» и сатиры Н. Буало,
басни Ж.Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера во Франции, творчество
Веймарского периода И.В.Гёте и Ф. Шиллера в Германии, оды М. В. Ломоносова и Г.
Р.Державина, трагедии А.П.Сумарокова и Я.Б.Княжнина в России) ведущую роль
играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы. Для
театрального искусства [Мондори (Mondory), Т. Дюпарк (T. Duparc), М. Шанмеле, А.Л.Лекен,
Ф.Ж.Тальма, Рашель во Франции, Ф.К. Нейбер в Германии, Ф.Г. Волков, И.А.
Дмитревский в России] характерны торжественный, статичный строй спектаклей,
размеренное чтение стихов. В музыкальном театре утвердились героика,
приподнятость стиля, логическая ясность драматургии, доминирование речитатива
(оперы Ж.Б.Люлли во Франции) или вокальная виртуозность в ариях (итальянская опера-сериа),
благородная простота и возвышенность (реформаторские оперы К.В.Глюка в
Австрии). Архитектуре классицизм (Ж. Ардуэн – мансар, Ж.А.Габриель, К.Н.Леду во
Франции, К.Рен в Англии, В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, А.Н.Воронихин, А.Д.Захаров,
К.И.Росси в России) присуще чёткость и геометризм форм, рациональная
ясность планировки, сочетания гладкой стены с ордером и
сдержанным декором. Изобразительное искусство (живописцы Н.
Пуссен, К. Лоррен, Ж.Л.Давид, Ж.О.Д.Энгр, скульпторы Ж.Б.Пигаль, Э. М.Фальконе
во Франции, И.Г. Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в Дании, А. Канова в Италии,
живописцы А.П.Лосенко, Г.И.Угрюмов, скульпторы М.П. Матрос в России) отличается
логическим развертыванием сюжета, строгой уравновешенностью композиции,
пластичной ясностью форм, чёткой гармонией линейных ритмов.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО.
В 18 веке во
Франции зародился новый художественный стиль – классицизм. Название"
классицизм" буквально можно перевести как «основанный на классике»,
«образцовый». Его возникновение связано с переменами в политической жизни и
философской мысли.
Особая форма
государственного устройства – абсолютизм, связанная с именем короля Людовика 14,
афористично и полно выражается в одной королевской формуле: «Государство – это
я».
Новое
философское направление – рационализм – провозглашало приоритет человеческого
разума. Законы красоты вполне постижимы рационально, значит, искусство должно
основываться на определённых правилах. Задача искусства – воплощение идеального
порядка.
Идеалом
называлась античность, но классицизм, призывавший воплотить в жизнь традиции
классического искусства, на самом деле был очень далёк от жизнеутверждающего
эллинского мира. Ближе всего к тем, кто призывал: «Вперёд – в прошлое!», была,
пожалуй, философия римских стоиков, которые призывали хранить непоколебимую
стойкость духа среди всеобщего хаоса.
Ранний
классицизм был слишком правильным, слишком умозрительным и отвлечённым. Писатели того
времени – прежде всего, драматурги Корнель, Расин, Мольер – разрабатывали
теорию классицизма и воплощали её на практике. Пороки и добродетели в
классицической драме распределены чётко, в характерах нет тонов и полутонов:
если герой – то на все сто процентов, если подлец – то на все двести. Главный
конфликт трагедии классицизма – конфликт между чувством и долгом, причём
побеждает именно долг. Удивительным образом теория и практика классицизма
соединяются в садово-парковом искусстве. Так, парк при королевской резиденции в
Версале был распланирован по строгим законам: бассейны чёткой геометрической
формы, прямые аллеи, чистые горизонтальные линии. Клумбы напоминают идеальный
цветной паркет, и даже кустам деревьям не позволяется никакая вольность: их
кронам с помощью ножниц и секаторов приданы конусовидные и шарообразные формы.
Строгая регулярная планировка мастера садов и парков Ленотра – воплощение
рационалистического духа классицизма.
Расцвет
неоклассицизм пришёлся на эпоху Великой Французской революции(1789 –
1794).Эпикурейским настроениям и любовным причудам рококо были
противопоставлены простота форм, пафос исполнения гражданского долга, идейность
и правильность.
В живописи
классицизм наиболее ярко представлен произведениями Никола Пуссена, Жана
Батиста Шардена, Огюста Доминика Энгра. Самым последовательным
представителем неоклассицизма был певец революции Жак Луи Давид.
ГРЕЗ. Во Франции мыслители эпохи
Просвещения, явившиеся духовными предчами революции, старательно пестовали
наметившуюся в живописи тенденцию отрицания рококо. Такой поворот во взглядах,
сначала касавшийся скорее содержания, чем стиля, был вызван внезапно возникшей
в шестидесятых годах XVIII века популярностью
Жана-Батиста Греза (1735 – 1850). Его «Деревенская невеста», как и другие его
картины тех лет, изображает сцену их жизни низшего сословия. От более ранних
жанров полотен её отличает театральность композиции, заимствованная из «немых
сцен» Хогарта. Но в произведениях Греза нет ни насмешки, ни сарказма. Его
моралистическая картина служит иллюстрацией к социальным проповедям Жан-Жака
Руссо: бедным, в отличие от безнравственных аристократов, присуще
«естественные» добродетели и подлинность чувств. Всё в картине призвано
напомнить нам об этом, начиная с патетических жестов и выражения лиц
изображённых персонажей и кончая самой незначительной деталью – курицей с
выводком цыплят, которых мы видим на переднем плане. Один цыплёнок покинул
своих братьев и сестёр и примостился к краю миски с водой, так и невеста вот-вот
покинет свою семью. «Деревенская невеста» была признана шедевром, и громче всех
её хвалил Дени Дидро – этот апостол Разума и Природы. Наконец, говорил он,
появился художник, который выполняет социальную миссию, взывает к нравственному
чувству зрителя, а не стремиться просто, доставить удовольствие, как это делали
легкомысленные художники периода рококо! В первом порыве восторга Дидро оценил
сюжет картины Грезе по формуле Пуссена, как «благородное и серьёзное деяние
человека».
ДАВИД.
Позже, когда на сцене появился ещё более одарённый художник, строгий
«неопуссенист» Жан-Луи Давид (1748 – 1825), Дидро переменил свою точку зрения.
Если судить по картине «Смерть Сократа», написанной в 1787 году, Давид является
большим «пуссеном», чем сам Пуссен. Композиция разворачивается, как в рельефе,
параллельно плоскости картины, а фигуры монументальны и неподвижны, словно
статуи. Давид внёс в картину неожиданную деталь – освещение, оно резко
сфокусировано и создаёт чёткие тени. Этот вполне реалистический приём он
заимствовал у Караваджо. Таким образом, картины приближаются к жизни, что
несколько удивляет в столь доктринерском воплощении нового идеального стиля. Восприняв
античность как пример гражданственности и свободолюбия, стал основоположником
т.н. революционного классицизма конца 18 в., исполнил строгие по композиции и
по ритму произведения большого общественного звучания («Клятва Горациев»,
1784), портреты («Врач А. Левуа», 1783). В годы Французской революции
организатор художественной жизни, создатель портретов, исторических картин, в
т.ч. посвящённых актуальным современным событиям («Смерть Марата», 1793). С
1804 «первый художник» Наполеона I, писал эффектные парадные композиции («Коронование Жозефины», 1805 –
1807). В 1816 эмигрировал в Бельгию.
Мировая
литература.
Классицисты
стремились подражать образцам античного искусства, следовали нормам, изложенным
античными теоретиками искусства (Аристотелем и Горацием). Классицизм поражает
гражданственность, масштабностью, торжественностью, гармоничностью форм.
Цель искусства
классицисты видели в познании истины, которая выступает как идеал прекрасного.
Классицисты выдвигают метод его достижения, основываясь на трёх центральных
категориях своей эстетики: разум, образец, вкус. Все эти категории считались
объективными категориями художественности. С точки зрения классицистов, великие
произведения - плод не таланта, не вдохновения, нехудожественной фантазии, а
упорного исследования велениям разума, изучение классических произведений
древности и знания правила вкуса. Таким образом, классицисты сближают
художественным деятельностью с научной. Вот почему для них оказался приемлемым
философский рационалистический метод французского философа Рене Декарта(1596 –
1650), ставший основой художественного познания в классицизме.
Вторая
важнейшая категория классицистической эстетики – образец. Классицисты считали,
что эстетический идеал вечен и во все времена одинаков, но лишь в античности он
был воплощён в искусстве с наибольшей полнотой. Поэтому, чтобы вновь
воспроизвести идеал нужно обратиться к античному искусству и тщательно изучить
его законы. Вот почему подражание образцам ценилось классицистами выше, чем
оригинальное творчество. Обратившись к античности, классицисты тем самым
отказались от подражания христианским образцам, продолжив борьбу гуманистов
Возрождения за искусство, свободного от религиозной догматики.
Культ разума
потребовал коренной перестройки содержания и формы произведений, принципов
типизации, системы жанров. Классицисты провозгласили принцип подражания
природе, строго ограничивая право художника на фантазию. Искусство сблизилось с
политической жизнью, его важнейшей задачей было объявлено воспитание подлинного
гражданина своей страны. Поэтому в центре произведений классицизма оказываются
проблемы, представляющие общенациональный интерес.
В искусстве
классицизма внимание уделяется не частному, единичному, случайному, а общему, типическому.
Поэтому характер героя в литературе не имеет индивидуальных черт, выступая как обобщение
целого типа людей. Принцип классической типизации приводит к резкому разделению
героев на положительных и отрицательных, на серьезных и смешных. При этом смех
всё больше становиться сатирическим, ибо в основном направляется именно на
отрицательных персонажей.
Категория разума
оказывается центральной и в формировании нового типа художественного конфликта,
открытого классицизмом: конфликта между разумом, долгом перед государством – и
чувством, личными потребностями, страстями. Обнаружив в человеке как бы два
существа – государственного и частного человека, писатели искали и пути
согласования разума и чувства, верили в конечное торжество гармонии. Это один
из главных источников оптимизма классической литературы.
Классицизм как
стиль – это система изобразительно-выразительных средств, типизирующих
действительность сквозь призму античных образцов, воспринятых как идеал
гармонии, простоты, однозначности, упорядоченной симметрии. Таким образом, этот
стиль воспроизводит лишь рационалистически упорядоченную внешнюю оболочку
античной культуры, не передавая её языческой, сложной и нерасчленимой сущности.
Не в античном наряде, а в выражении взгляда на мир человека абсолютической
эпохи заключается суть стиля классицизма. Он отличается ясностью,
монументальностью, стремлением убрать всё лишнее (принцип экономии средств),
создание единое и цельное впечатление. Классицизм как направление по-разному
развивался в странах Европы. Так, во Франции он складывался к 1590-м годам,
становиться господствующим направлением к середине XVII века, достигает наивысшего расцвета
в 60 - 70-е годы, затем испытывает некоторый кризис. В Англии, напротив, его
влияние отчётливо проявляется лишь в конце столетия.
Творчество
крупнейшего английского поэта XVII века Джона Мильтона (1608 – 1674) может рассматривать как
пример английского классицизма (особенно его поздние поэмы). Мильтон родился
в Лондоне, в семье нотариуса, формировался как личность под влиянием пуритан (в
семье, в школе св. Павла, в Кембриджском университете). После окончания
университета в 1632 г. Мильтон поселился в местечке Хортон, где начал литературную
деятельность. Здесь он написал диптих «L’allegro» (Жизнерадостный) и «Il penseroso»(Задумчивый), где живописал
согласие чувств и разума, отдавая разуму пальму первенства. В 1638 - 1640 гг.
Мильтон путешествует по Европе, в Италии его принимают как крупного поэта и
учёного. Но весть о созыве парламента в Англии, начале революции заставляет его
вернуться на родину и активно включиться в борьбу за обновления общества.
Второй период
в творчестве Мильтона (1640 – 1660) связан, прежде всего, с его участием в английском
буржуазной революции и публистической деятельностью.
Мильтон был
замечательным поэтом. В его стихах ощущается влияние классической эстетики.
Так, в стихотворении «Шекспиру» Мильтон повторяет образ «Памятник» Горация:
Шекспир воздвиг себе памятник выше и прочнее пирамид. Поэт сравнивает
творчество Шекспира с современной литературой, о которой говорит с грустью: «С
твоей свободной песней что сравниться? // А в наши дни искусство только мниться
// Свободным быть».
Последний
период творчества Милтона охватывает 1660 – 1674 гг. С поражением революции и
началом реставрации Стюартов для поэта наступает мрачное время. Он едва
избегает казни и тюрьмы. В августе 1660 г. По указу короля публично сжигаются
публицистические книги Мильтона «Иконоборец» и «Защита английского народа». В
этот период написаны самые знаменитые произведения писателя – поэмы «Потерянный
рай! (1658 – 1667) и «Возвращённый рай» (1671), трагедия «Самсон-борец» (1671).
Неоклассицизм
против романтизма.
История этих двух
течений, охватывает, грубо говоря, целое столетие, примерно с 1750 по 1850 год.
Как ни парадоксально, неоклассицизм с оной стороны считается всего лишь
аспектом романтизма, а с другой стороны – течением, ему противостоящим.
Трудность состоит в том, что два эти термина так же плохо согласуется друг с
другом, как, скажем, «четвероногие» и «плотоядные». Неоклассицизм представляет
собой новое возрождение классической античности, он более последователен, чем
прежние классические направления и, по крайне мере на первых порах, был связан
с идеями эпохи Просвещения. Романтизм же, напротив, не относиться к какому-то
определённому стилю, а обозначает скорее образ мыслей, который может выражаться
по-всякому, в том числе и в духе классицизма. Поэтому романтизм – гораздо более
широкое понятие, и, следовательно, подобрать для него определение значительно
труднее. Сложность углубляется ещё и тем, что неоклассицисты и романтики жили в
одно и тоже время, а заявили о себе ещё в период расцвета стиля рококо. Так,
например, Гойя и Давид родились с разрывом всего в несколько лет, а в Англии
ведущие представители рококо, неоклассицизма и романтизма – Рейнольдс, Уэст и
Фюзели – во многом разделяли идеи друг друга, хотя при этом решительно
отличались по своим позициям и стилю.
Эпоха
просвещения.
Если считать, что
современная эпоха зародилась во времена американской революции 1776 года и
французской революции 1789 года, то надо помнить, что этим катаклизмам
предшествовала революция в умах, начавшаяся на полвека раньше. Её знаменосцами стали
мыслители эпохи Просвещения в Англии, Франции и Германии – Дэвид Хьюм,
Француа-Мария Вольтер, Жан-Жак Руссо, Генрих Гейне и другие – все они
провозглашали, что люди в своём поведении должны руководствоваться разумом и
стремлением к всеобщему благу, а не традициями и признанными авторитетами. В
искусстве, как и в жизни, это рационалистическое течение было направлено против
господствующего тогда стиля – изысканного и аристократического рококо. В
середине XVIII века призыв вернуться к
здравому смыслу, к природе, к морали, означал для искусства возвращение к
античности – ведь, если на то пошло, разве не классические философы положили
начало культу разума? Первым эту точку зрения сформулировал Иоганн Иоахим
Винкельман – немецкий историк и теоретик искусства, провозгласивший знаменитое
положение о «благородной простоте и спокойном величии» греческого искусства (в
работе «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и культуре»,
написанной в 1755 году). Однако большинство живописцев очень мало знало об
искусстве античности, для них возвращение к классике означало следованию стиля
и «академической» теории Пуссена в сочетании с максимальным использованием
деталей древней скульптуры, обнаруженной при архилогических раскопках в
Геркалонуме и Помпеях.
Архитектура.
Возрождение
интереса к Палладио.
Родиной
неоклассицизма в архитектуре стала Англия. Самым ранним свидетельством
неоклассицизма явился возврат к стилю Палладио в двенадцатых годах XVIII века, чему способствовал
состоятельный архитектор-дилетант лорд Берлингтон. Чисвик-хаус, построенный им
в стиле виллы «Ротонда», представляет собой простое, компактное, геометрически
строгое здание – полную противоположность барочной помпезности. От прежних
классических стилей неоклассицизм отличается не столько своими внешними
проявлениями, сколько теми мотивами, которые обусловили обращение к нему.
Неоклассицисты не довольствовались стремлением доказать превосходство древней
архитектуры, они старались, чтобы здания отвечали требованиям своего
назначения, и, следовательно, выглядели более «естественно», чем барочные
постройки. Таким рациональным подходом объясняется холодноватый, чётко
скомбинированный вид Чисвик-хаус: плоские, ничем не нарушаемые поверхности,
скудный декор, храмовый портик резко выступают из тела здания, которое
напоминает блочную конструкцию.
СУФФЛО. (1713 – 1780), французский
архитектор. Представитель классицизма. Церковь Сент-Женевьев в Париже (1755 - 1789,
с 1791 Пантеон) с грандиозным куполом, отличается ясностью членений, строгой
монументальностью, смелостью конструктивных решений.
Неоклассицизм
и античность.
Большими
событиями для середины XVIII века были возрождение
интереса к греческому искусству, как к подлинному источнику классического
стиля, и раскопки Геркалонума и Помпей, которые впервые дали возможность
познакомиться с бытом древних и составить полное представление об искусстве и
ремеслах того времени. В Англии и во Франции начали издавать богато
иллюстрированные книги, посвящённые Акрополю и Афинам, храму в Пестуме и
находкам при раскопках Геркалонуме и Помпей. Археология завладела умами.
АДАМ. Всё это привело к появлению
нового стиля в убранстве интерьеров, лучшие образцы которого мы видим в
творчестве англичанина Роберта Адама (1728 – 1792), в частности в декоре
парадной гостиной в Хоум-хаусе. Отделка по своему изяществу перекликается с
интерьерами, оформленными в стиле рококо, но с характерным для неоклассицизма
подчёркиванием плоских поверхностей и соблюдением симметрии и геометрической
точности.
ДЖЕФФЕРСОН.
В это же
время палладинизм, возрождённый лордом Берлингтоном, распространился и за
пределами старого света в американских колониях, где получил название
георгианского стиля; наиболее значительным образцом этого стиля стала усадьба
Томаса Джефферсона «Монтичелло». Возведённая из кирпича, отделанная деревом,
она не столь строга, как Чивик – Хаус. Вместо того, чтобы использовать
коринфский ордер, Джефферсон (1743 - 1826) выбирает римский дорический, хотя в
конце XVIII века предпочитали более
строгий греческий дорический ордер. Англия впервые отдала дань и следующей
стадии неоклассицизма – возрождению античной греческой архитектуры, но уже в
небольших масштабах. Вслед за Англией этот стиль быстро подхватили повсюду,
поскольку считалось, что он в большей степени отражает «благородную простоту и
спокойное величие» классического греческого искусства, чем более поздние, менее
«мужественные» ордера. Греческий дорический ордер не так гибок, из-за чего его
довольно трудно было приспособить к современным задачам, даже в сочетании с римскими
элементами или элементами Ренессанса. Лишь изредка он служил прямым образцом
для неоклассических архитектурных сооружений.
Европейская
музыка.
С начала XVIII века в странах
Западной Европы окончательно определилось общее господство в светской музыке.
Со второй половины столетия композиторского творчества развивалось под
действием идей просветительского классицизма.
Итальянские
композиторы XVIII века основное внимание
уделяли опере. Певцов готовили главным образом в консерваториях, которые открывались
при «оспитале». В них преподавали известные итальянские музыканты. Выдающимся
вокальным педагогом был Никола Порпора (1686 – 1768 ) – один из более
плодовитых оперных композиторов неопалинтской школы.
Ещё при жизни
главы этой школы А. Скарлатти, создателя опера-сериа, обнаружились присущие ей
художественные противоречия, которые послужили для резких критических
выступлений против неё. К середине XVIII века наметилась тенденция к предопределению штампов опера-сериа, к более
тесной связи музыки с драматургией. Яркое выражение это получило в творчестве
М. Йомелли и Т. Траэтты, композиторов новонеаполитанской школы Дж. Сарти, П.
Гульельми и других. Убеждёнными приверженцами нового были А. Саккини и А.
Сальери.
Сильнейшую
оппозицию условно-героической опера-сериа составил новый демократический жанр
опера-буффа (комическая опера). Первым классическим образцом его считается
опера композитора Джованни Батиста Перголези (1710 – 1736) «Служанка-госпожа»
(1733).
В 1760-х гг. в
опере – буффа начали появляться лирико-сентименталистские тенденции, которые
отразились в творчестве Никколо Пиччинни (1728 – 1800). В 1776 году в
Париже Н. Пиччинни был втянут в борьбу «глюкистов» и «пиччинистов». Противники
оперной реформы Глюка стремились противопоставить его искусству оперную музыку
Пиччинни. Соревнуясь, композиторы работали над сюжетом оперы «Ифигения в
Тавриде». В результате победу одержал Глюк.
К последнему
этапу развития опера-буффа относиться творчество Джованни Паизиелло
(1740 – 1816) и Доменико Чиморозы (1749 – 1801). Оба композитора в
разное время работали при дворе в Петербурге.
Значительный
вклад был внесён итальянскими композиторами в инструментальную музыку.
Скрипичное искусство многим обязано крупнейшему мастеру в этой области Джузеппе
Тартини (1692 – 1770), итальянский скрипач, композитор и музыкальный
теоретик. Глава падуанской скрипичной школы. Развил жанр концерта для скрипки с
оркестром (всего 125), скрипичной сонаты (всего 175), в т.ч. «Трель дьявола»,
трио-сонаты; трактаты о музыке. Основал в Падуе Музыкальную академию (1727).
В виолончельной музыке
выделился Луидже Боккерини (1743 – 1805), итальянский композитор и
виолончелист. Способствовал развитию классических камерно-инструментальных
жанров и симфонии. С конца 60-х гг. жил в Мадриде. Концерты для виолончели с
оркестром, ок. 30 симфоний, инструментальные сонаты, ансамбли и др. В его
сочинениях сочетались элементы галантного стиля (рококо) с предромантической
эстетикой.
Подлинным
новатором клавирной музыки выступали Доменико Скарлатти (1685 – 1775),
итальянский композитор и классевинист. Сын А. Скарлатти. Работал в Лиссабоне и
Мадриде. Создал виртуозный стиль игры на клавесине. В его сонатах для клавесина
(св. 550, под названием «экзерсисы») формировалось сонатное аллегро. Оперы,
кантаты и др. Его сонаты для клавесина стали своего рода энциклопедией
клавирного искусства.
Большую роль в
развитии инструментальных жанров сыграл величайший итальянский композитор Антонио
Вивальди (1678 – 1741),скрипач-виртуоз. Создатель жанров сольного
инструментального концерта (228 – для скрипки) и (наряду с А. Корелли) кончерто
гроссо (всего 49). Его цикл «Времена года» (1725) – один из ранних образцов
программности в музыке. Св. 40 опер, ораторий, кантаты; инструментальные
концерты различных составов (465) и др. В Сиене – Итальянский институт имени А.
Вивальди. В его творчестве содержались черты, характерные для позднего барокко.
Во Французской
музыке XVIII в. предпочтение отдавалось
музыкально-театральным жанрам. В 1730 – 1760-е гг. ведущее положение в
придворной опере – «Королевской академии музыки» - занял крупнейший французский
композитор Жан Филипп Рамо (1683 – 1764), музыкальный теоретик.
Используя достижения французской и итальянской музыкальных культур,
значительно видоизменил стиль классицистской оперы, подготовил оперную реформу
К. В. Глюка. Лирические трагедии «Ипполит и Арисия» (1733), «Кастор и Поллукс»
(1737), опера-балет «Галантная Индия» (1735), клавесинные пьесы и др. Его
теоретические труды – значительный этап в развитии учения о гармонии.
До конца 1740-х
гг. вокруг его сценических произведений не стихала борьба «рамистов» и
«люллистов». Последние считали музыку Рамо слишком учёной и «проитальянской».
На самом деле, проявляя творческий интерес к итальянской, композитор с большим
уважением относился к традициям Ж.Б.Люлли. Создав яркие образцы лирических
трагедий и опер-балетов, Рамо обновил музыкально-выразительные средства
оперного жанра и обогатил вокально-декламационный стиль французской оперы
итальянскими ариозными формами.
К середине XVIII века героико-мифологические оперы.
Люли, Рамо и других композиторов перестали соответствовать эстетическим
запросам аудитории. Её вкусам более удовлетворяли остросатирические ярмарочные
спектакли (возникшее в конце XVII
века.) В недрах ярмарочного театра постепенно созрел новый французский оперный
жанр – опера комик. Укреплению его позиций способствовал приезд в Париж в 1752
год итальянской оперной труппы, поставившей несколько опер-буффа (в том числе
«Служанку-госпожу» Перголези). Среди первых авторов французской комической
оперы Эджилио Дуни (1709 – 1795) и Франсуа Андре Филидор (1726 –
1795). Филидор (настоящая фамилия Даникан Филидор), французский композитор.
Один из создателей жанра французской комической оперы (сюжеты из жизни простых
людей): «Садоник и его господин» (1761), «Кузнец» (1761). Являлся сильнейшим
шахматистом Европы 2-й половины 18 века. Труд «Анализ шахматной игры».
Во второй
половине XVIII века опера комик сблизилась
с «серьёзной комедией». Характерным представителем этого направления стал Пьер
Александр Монсиньи (1729 – 1813), французский композитор. Один из
создателей французской комической оперы, приблизил её к сентиментальной драме
(«Дезертир», 1769, и др.).
Образно-художественную
сферу оперы комик значительно расширил Андре Гретри (1741 – 1787),
французский композитор. По происхождению бельгиец. Мастер оперного жанра (от
сентиментальной комедии до романтической оперы). Оперы «Люсиль» (1769), «Ричард
Львиное Сердце» (1784) и др. Он оставил глубокий след в области музыкально-эстетической
мысли.
Идеи французского
Просвещения о восстановлении единства искусств, существовавшего в античном
театре, легли в основу оперной реформы великого композитора Кристофора
Виллибальда Глюка (1714 – 1787). Творчество Глюка (немца по происхождению)
явилось давно ожидаемой «радикальной революцией» в опере. Созданные им в 1760-е
гг. в Вене оперы «Орфей и Эвредика», «Альцеста» и другие и в 1770-е гг., в
предреволюционной обстановке в Париже. «Армида», «Ифигения в Тавриде» и другие
вызвали к жизни новый оперный стиль – классическую музыкальную драму. Главным
достижением композитора явилось подчинение всех средств выразительности
спектакля едином драматическому замыслу.
Появление в музыке
героических тем дало жизнь искусству революционного классицизма. Крупнейшие
композиторы того времени стали – Ф.Ж.Госсек, Э.Мегюль, Ж.Ф.Лесюэр, Л.Керубини. Франсуа
Жозеф Госсек (1734 – 1829) стал родоначальником французской симфонии. Луиджи
Керубини (1760 – 1842), итальянский композитор, живший во Франции, - один
из создателей жанра «оперы спасения».
Музыкальное
искусства Германии первой половины XVIII ознаменовалось расцветом творчества великого немецкого композитора Иоганна
Себастьяна Баха (1685 – 1750). В его музыке получили обобщение и завершение
почти все предшествовавшие музыкальные течения полуторавекового периода. За 50
лет творчества лишь в течение пяти из них интересы Баха были сосредоточены на
светской музыке. Большую часть жизни он работал при церкви. Композитор,
отдавший дань почти всем областям музыкального искусства, миновал ведущий жанр
своего времени – оперу. Баху, далёкому от всего поверхностного и
развлекательного, была чужда придворная опера. Его творческим исканиям, тесно
связанный с лютеранской традицией, соответствовала атмосфера собора. Однако
важнейшие художественные завоевания музыкальной драмы глубоко проникли в его
произведения, смягчив суровую музыку лютеранства.
Громадное
наследие Баха, содержащее более 1000 произведений различных жанров, охватывает
три сферы – органную, вокально-драматическую и инструментальную. В органном
творчестве композитора сформировались закономерности малого полифонического
цикла, которые были закреплены в его 48 прелюдиях и фугах «хорошо темперированного
клавира». Среди инструментальных сочинений Баха выделяются шесть
Бранденбургских концертов для оркестра (concerto grosso). В которых он продолжил
традиции Вивальди.
Вокально-драматические
произведения Баха включают около 300 духовных кантат, ораторий («Страсти по
Иоанну», «Страсти по Матфею» и другие.) Светские кантаты мало отличаются от
духовных. Особый интерес представляют «Кофейная кантата» и « Крестьянская
кантата», предвосхитившие немецкую комическую оперу.
Иначе сложилась
судьба Георга Фридриха Генделя (1685 – 1759), получившего европейское
признание при жизни. Его стремление к общественному утверждению своего
искусства, широкой демократической аудитории, к яркой театральности светских
жанров не нашло почвы в Германии. С 1717 года он постоянно жил в Англии; здесь
его деятельность сыграла большую роль в развитии английской музыкальной
культуры. Гендель легко приспособился к вкусам и художественным требованиям
английской публики, создав свыше 40 опер в итальянском стиле. Он стал великим
мастером ораторий, в которых немецкие национальные традиции умело сочетались с
чертами, присущими английским вокально-инструментальным жанрам.
В
музыкальном искусстве Австрии произошли существенные перемены.
Представители так называемой старовенской школы содействовали развитию
инструментальных жанров (соната, концерт) и пытались ввести в оперу
драматическое начало.
В 1748 году
постановки опер в «Бургтеатре» возглавил К. В. Глюк; при нём театр
превратился в один из центров музыкальной европейской жизни. С 1754 года
развивался балет как самостоятельный жанр. Балет Глюка «Дон Жуан» во
многом предвещал его реформаторские начинания в опере. В 60-е годы разгорелась
борьба между противниками и защитниками венской народной комедии, уходящей
корнями в XVII веке. Потребность в
национальной опере одержала верх, и австрийский зингшпигель утвердился на сцене
«Бургтеатра». По указу императора в 1778 года была создана отечественная
оперная труппа. Во второй половине XVIII века в Австрии сформировалась венская классическая школа. Одним из её
основоположников был Йозеф Гайдн (1732 – 1809). Наряду с Глюком и
Моцартом он определил характерные особенности школы. Гайдн – родоначальник
венской классической симфонии и преобразователь в области инструментальной
музыки. Автор 104 симфоний, он утвердил четырёхчастный симфонический цикл и
закрепил постоянный, так называемый классический, состав симфонического
оркестра.
Творчество
великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756 – 1791) –
один из важнейших этапов в мировом развитии оперы, симфонии, концертной и
камерной музыки. Гармонически ясное и яркое по выразительности искусство
Моцарта – представителя венской классической школы – родственно
просветительскому классицизму с его культом разума и в то же время
сентиментализму.
Огромное наследие
композитора. Им написано около 50 симфоний, среди которых особое место занимают
последние три. Будучи выдающимся клависинистом и скрипачом. Он стал
основоположником нового типа сонаты и концертом. Решительный шаг сделал Моцарт
в пересмотре принципов и традиций музыкального театра. Он преобразовал бытовую
комическую и сентиментальную оперу и создал новый тип реалистической оперы. В
синтезе музыки и драмы Моцарт оставлял главенство за музыкой, выработав систему
полного подчинения либреттиста композитору. Известно его изречение: «Поэзия
послушная дочь музыки».
На основе
итальянской оперы-буффа (и отчасти оперы-сериа) Моцартом были написаны
опера-комедия «Свадьба Фигаро» (1786) и опера-драма «Дон Жуан»
(1787) – лучшие из его сценических произведений. Одно из важнейших заслуг
Моцарта-драматурга является создание классического национального зингшпиля – «Похищение
из сераля» (1782) и «Волшебная флейта» (1791).
Работа над «Реквиемом»
началась за пол года до смерти композитора. Эта траурная месса для хора,
квартета солистов и большого оркестра – одно из глубочайших по мысли и
выражению новаторских произведений Моцарта. «Реквием», заказанным анонимно
графом Ф. Вальзегг-Штуппахом, остался незавершённым (недостающие номера
написаны учеником Моцарта – Ф. Кс. Зюсмайром).
Русская
музыка.
Новую эру в
развитии русской музыки открыл XVIII век. После долгих лет изоляции профессионального
музыкального искусства и подчинение его церкви началось бурное развитие
светских жанров. Стремительное освоение достижений западноевропейской
музыкальной культуры привело к созданию своей национальной традиций. В
последней трети столетия сложилась русская композиторская школа.
Развитие
русской музыки до конца 1720-х гг. было связано с реформами Петра I, которые подготовили почву для
распространения европейских форм музицирования. Военные оркестры звучали на
общественных торжествах, придворных балах и ассамблеях.
До середины XVIII века продолжал развиваться хоровой
партесный концерт. Среди мастеров этого жанра прославились Николай
Калашников, Николай Бавыкин и Фёдор Редников.
В XVIII сформировали панегирические,
застольные, матросские канты. Зарождались канты любовного содержания. В них
нередко использовались мелодии европейских галантных танцев, чаще всего менуэта
(канты на миновет).
При императрице
Анне Иоанновне в 1734 году в Петербург приехала первая итальянская оперная
труппа. В её репертуар в основном входили интермедии и комедии в
стиле dell’arte. Однако величию дворцового ритуала
более соответствовала итальянская опера-сериа. Значительную роль в
развитии оперы-сериа в России сыграла итальянская труппа под руководством
Франческо Арайи.
Важное значение
имела постановка оперы Арайи «Цефал и Прокрис»(1755), либретто которой написал
А.П. Сумароков. Это был первый оперный спектакль, исполнявшийся на русском
языке, а в главных партиях блистали молодые отечественные певцы.
В конце 1750-х
годах оперу-сериа сменил более демократичный жанр – опера-буффа. С 1757
года в России выступали итальянские оперные труппы. Немалый вклад в развитие
русской музыкальной культуры внесли Б. Галуппи, Т. Траэтта, Дж. Паизиелло и Д.
Чимароза.
Галуппи
Бальдассаре(1706
– 1785), итальянский композитор. Руководил капеллой собора Сан-Марко в Венеции.
В 1765-1768 работал в России. Представитель венецианской школы, мастер
оперы-буффа («Деревенский философ», 1754, и другие).
Чимароза
Доменико (1749 – 1801), итальянский композитор, клавесинист, скрипач, певец.
В 1787 - 1791 работал в С.-Петербурге. Мастер оперы-буффа (свыше 70, в том
числе лучшая – «Тайный брак», 1792). Оперы-сериа «Горации и Курации» (1796) и
другие.
Не менее важную
роль в развитии русской музыки и, в частности, оперного жанра сыграла французская
опера комик. Французской оперной группой, приглашённой Екатериной II, были представлены два варианта
оперы комик: бытовая сатира (Ф. Филидор) и сентиментальная опера (А. Э. М.
Гретри и П. А. Монсиньи).
Французские оперы
с успехом разыгрывались и в крепостных театрах Москвы и Петербурга. Крепостной
театр Н. П. Шереметьева был одним из самых блестящих очагов французской музыки.
Композиторская
школа России сформировалась в последний трети XVIII века. Русские композиторы стремились объединить принципы и
формы раннего европейского классицизма с мелодическим складом отечественной
народной песни. Появились первые сборники русских песен – В. Ф. Трутовского, Н.
А. Львова и И.Прача. Ещё в 1740 - 1760 годы появился «Сборник Кирши Данилова»,
основой которого были эпические песни. В творчестве русских композиторов
важнейшее место занимал оперный жанр. Вначале отечественная опера продолжала
традиции французского музыкального театра. Первым образцом оперного театра был
«Мельник-колдун, обманщик и сват» (1779) Михаила Матвеевича Соколовского.
Музыка оперы в основном заимствована из сборника Трутовского. В том же году
появилось и сочинение выдающегося оперного композитора XVIII века Василия Алексеевича
Пашкевича (1742 – 1797) «Несчастье от карета». Пашкевич снискал славу
мастера ансамблевого письма («Скупой», «Как поживёшь, так и прослывёшь»).
Оперы, написанные Пашкевичем по заказу Екатерины II на её либретто, были менее удачными.
Евстигней
Ипатович Фомин (1761 – 1800) в своих произведениях поднялся до уровня крупнейших
итальянских музыкантов («Ямщики на подставе», «Орфей»). Тонкое изящество и
комедийный элемент присущий опере Дмитрия Степановича Бортнянского (1751
– 1825) – «Соколов» и «Сын-соперник». Он работал в самых разных жанрах.
Новый тип
камерных песен с сопровождением – «российские песни» - появился в середине XVIII века. К концу XVIII века выдвинулись мастера камерного
вокального жанра - Фёдор Михайлович Дубянский (1796 – 1860) и Осип
Антонович Козловский (1757 – 1831).
Крупнейший
композитор XVIII века, сочинивший главным
образом инструментальную музыку, - Иван Евстрапович Хандошкин
(1747 – 1804). Он автор многочисленных вариаций для скрипки соло или двух
скрипок на тему русских народных песен, сольных скрипачных сонат. Вариации для
фортепьяно писали Трутовский и Караулов. Сонатную форму раннеклассического типа
развивал Бортнянский. Элементы русского симфонизма созревали в оперных
увертюрах, отчасти в балетной музыке.
Видный мастер
хоровой музыки - Максим Созотович Березовский (1745 – 1777) совершал
переходы от барокко к классицизму в области гармонии и музыкальной формы.
Березовский и Бортнянский определили новый этап в развитии русской церковной
хоровой музыки. Творчество этих композиторов отличается глубиной выражения
человеческих чувств, классической ясностью и стройностью формы. Они создали
тип хорового концерта, в котором использованы достижения оперы, полифонического
искусства XVIII века классических жанров
инструментальной музыки.
Из истории
***В XVIII веке профессия музыканта
приравнивалась почти к ремеслу. В отличие от литературного творчества труд
музыканта, как, впрочем, и живописца, для людей дворянского звания был
зазорным. Русские композиторы XVIII
столетия были в основном выходцами из простолюдинов - крепостных (Дегтярев),
солдат (Фомин), ремесленников (Хандошкин). В социальной иерархической лестнице
они стояли на одной ступени с лакеями. Их функции заключались в развлечении
публики.
***С 1776 года
ведёт свою историю Большой театр в Москве. Князь П. В. Урусов получил тогда
привилегию «Быть содержателем всех театральных в Москве представлений…» и
вместе с антрепренером М. Е. Медоксоном построил специальное театральное здание
(«Петровский дом», или «Оперный дом»). Это был первый постоянный театр. Здесь
наряду с оперными шли балетные и драматические спектакли.
Рождение
Мариинского театра относится к 1783 году, когда в Петербурге был построен
Каменный(Большой) театр и указом Екатерины II организована труппа «… не для одних
комедий, но и для оперы…»