Вычисление рейтинга перевозчика по
каждому фактору
1.6 Транспортно-экспедиционное
обеспечение логистикии
Одной из причин
низкой конкурентоспособности российских товаров является высокая доля затрат на
транспортно-экспедиционные обеспечение распределения товаров, уровень которых в
2-3 раза превышает аналогичные показатели индустриальных стран Запада. Это
объясняется недостатками, как транспорта, так и управления запасами, обусловленных
общими недостатками командной системы. Это и отсутствие гибкости, усложненная
документация, задержки в пунктах взаимодействия различных видов транспорта, недостатки
систем банковских операций и страхования груза.
Транспортно-экспедиционное
обеспечение распределения товаров заключается в планировании, организации и
осуществлении доставки товаров от мест их производства до мест
потребления с использованием оптимальных способов и методов.
Процесс
выполнения (помимо «чистой» перевозки) целого ряда работ, операций и услуг, комплекс
которых обеспечивает эффективное распределение товаров, называется
доставкой товаров.
Транспортное
обслуживание определяется как деятельность транспортно-экспедиционных
предприятий, связанная с процессом перемещения грузов в
пространстве и во времени с предоставлением перевозочных,
погрузочно-разгрузочных услуг и услуг хранения.
Экспедиционное
обслуживание является составной частью процесса
движения товара и включает выполнение дополнительных работ и операции, без
которых не мыслим перевозочный процесс.
При
экспедиционном обслуживании предоставляются экспедиционные, комерческо-правовые и
информационно-консультационные услуги.
Исследование
и анализ проблемы транспортно-экспедиционного обслуживания потребителей показали,
что в основе существующих концепций обслуживания лежит утверждение, что высокий
уровень качества транспортных услуг достигается при условии обеспечения
комплексного обслуживания, т. е. Чем больше услуг будет оказано
потребителем, тем выше уровень качества обслуживания.
В итоге все
дополнительные услуги ложатся дополнительной нагрузкой на карман потребителя.
Таким
образом, основным фактором,
определяемым качество доставки грузов является срок доставки грузов. Качество
доставки предполагает также скорость и регулярность поставки грузов, их
сохранение и ликвидацию лишних перегрузочных операций.
Таблица 2
Объем перевозок
грузов за 1990-1998 гг.
Вид транспорта
|
1990
|
1995
|
1998
|
В % 1998г
к 1990 г
|
Транспортная система, всего
|
Млн. т
|
%
|
Млн. т
|
%
|
Млн. т
|
%
|
6858,5
|
100
|
3457,6
|
100
|
2337,6
|
100
|
34,0
|
Железнодорожный
|
2140,0
|
31,0
|
1028,0
|
30,0
|
834,0
|
35,7
|
38,0
|
Автомобильный
|
2941,0
|
42,9
|
1441,0
|
41,0
|
584,0
|
25,0
|
19,8
|
Трубопроводный
|
1101,0
|
16,0
|
783,0
|
22,6
|
790,0
|
33,8
|
71,7
|
Морской
|
112,0
|
1,7
|
65,0
|
2,0
|
36,0
|
1,5
|
32,1
|
562,0
|
8,5
|
140,0
|
4,4
|
93,0
|
4,0
|
16,5
|
Воздушный
|
2,5
|
-
|
0,6
|
-
|
0,6
|
-
|
24,0
|
рВ настоящее
время железную дорогу обслуживают 1,2 млн. работников. 19 региональных железных
дорог, которые относятся к
федеральной собственности, перевозят
ежегодно около 1 млрд. т груза и 120 тыс. контейнеров, что составляет 30%
грузооборота страны.
Имущество железных дорог
является федеральной собственностью согласно закону «О
федеральном железнодорожном транспорте от 20 июля 1995 года».
Государство должно активно
участвовать в инвестиционном процессе. Однако в данный
момент доля государственных инвестиций около 15%, а доля
собственных привлеченных средств 85%.
Автомобильный транспорт.
Акционирование и приватизация
в сфере автомобильного транспорта проводилась
более высокими темпами, чем на других видах транспорта.
Число владельцев автотранспортных средств достигло примерно 90 тыс. человек, им
принадлежит около 220 тыс. грузовых
автомобилей.
1.7 Основные
документы регламентирующие правили перевозок.
Основные документы,
регламентирующие условия и правила перевозок на транспорте являются: устав
железных дорог, внутреннего, водного, автомобильного транспорта, а также
Кодекс торгового
мореплавания.
При перевозке грузов
заключается договор. Договор представляет собой соглашение, по которому перевозчик принимает
на себя обязательство перевести обусловленный груз своими средствами от места
отправления до места назначения, в установленные сроки.
Отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.
Договором перевозки на ж/д
транспорте является накладная которая оформляется
отправителем груза. После оформления транспортной документации отправитель получает квитанцию о
приеме груза к перевозке. Квитанция важный юридический документ, свидетельствующий
о приеме железной дорогой груза от
отправителя.
Вагонный лист, документ, сопровождающий
груз в пути следования. Составляют его на каждый
загруженный вагон.
В линейном судоходстве, а
также в каботаже договором морской перевозки является консамент. В
заграничном плавании при нелинейных формах судоходства, договор морской
перевозки оформляется чартером.
Водителю грузового автомобиля
при выпуске автомобиля на линию выдается путевой лист, который является основным
перевозочным документом учета работы. Перевозка грузов товарного
характера должны производиться при обязательном оформлении товаротранспортной
накладной.
1.8 Экономическая сущность и
оформление грузовых тарифов.
Установка тарифов - одна из
самых важных областей принятия решений в любом бизнесе, в
том числе и логистическом.
В основе построения тарифов
лежат средние затраты связанные с перевозками продукции, плюс прибыль. Процент
надбавки имеет тенденцию к росту, в ситуациях когда фирма
считает, что прибыль получить проще (в период экономического бума) и к
снижению в ситуациях когда фирма считает, что прибыль получить труднее, т.е. в
период экономического спада.
Система
грузовых тарифов на ж/д транспорте.
Общие тарифы – применяются к перевозкам
на сети дорог всех грузов, за исключением тех, для которых установлены
исключительные льготные или местные тарифы.
Исключительные – тарифы
которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных
надбавок или скидок на перевозку одного или нескольких грузов.
Цель исключительных тарифов заключается
в стимулировании использования местного сырья, топлива, развития перевозок грузов в
смешанном сообщении. Повышая или понижая смешанные тарифы в различные периоды
года, добиваются снижения уровня не равномерности перевозок на
ж/д.
Льготные – устанавливаются на
перевозки в определенных направлениях грузов
предназначенных для определенных целей, принадлежащим определенным
предприятиям или организациям. Эти тарифы имеют форму процентных скидок.
Местные тарифы включают в себя
размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют в пределах
данной ж/д.
По ж/д груз может быть отправлен
по вагонной, контейнерной,
малотоннажной (весом до 25 тонн и объемом до полувагона) и мелкой
отправкой (весом до 10 тонн и объемом до 1/3 вместимости
вагона).
Тариф бывает табличным т.е.
провозная плата за 1 вагон, 1 тонну груза, 1 контейнер между данными
станциями и сведенными в таблицу.
Смежный тариф предполагает
установление платы в зависимости от расстояния перевозок.
Все действующие тарифы
опубликованы в Тарифных руководствах №1 и №4.
Грузовые
тарифы автомобильного транспорта.
Определение провозной платы за
провозку груза на автомобильном транспорте связано с
установлением тарифной ставки и схемы.
Тарифная схема – это
установленный для определенной ситуации порядок расчета провозной
платы за перевозку груза. На практике используют три схемы: сдельную,
повременную и условную расчетную единицу транспортной работы.
Формулы расчета имеют вид:
Для сдельной схемы: Р1=С1+А*С2+В*С3
Для повременной: Р2=С1+Е1*С2+Т*С4
Д ля условной единицы: Р3=С5*D,
где С1 –тарифная ставка на заказ, руб.
С 2–тарифная ставка за выполнение
1 операции по погрузке или выгрузке, руб.
А-
количество операций по погрузке или выгрузке;
В- выполненная работа, т*км;
С3- тарифная ставка платы за один тонна – километр
для груза данного класса, руб.;
Е1- сверхнормативный пробег за смену, км;
Т- время работы автомобиля у
заказчика, автомобиле часы;
С4- тарифная ставка за 1
автомобиле час, руб.;
С2- тарифная ставка
за 1 км. Сверхнормативного пробега, руб.;
С5- тарифная ставка за условную
расчетную единицу работы,
руб.;
D- количество выполненных за
определенный период условных расчетных единиц работы.
Тарифная ставка – это
установленная автотранспортным предприятием для
удобства расчетов с потреблением стоимость выполненной или установленной
услуги.
Тарифы
морского транспорта.
Исключительные
тарифы- применение ограничивается некоторыми грузами, временем, определенными
участками пути или районами плавания.
Местные тарифы –
локального значения т.е. в пределах особого района.
Фрахт – единовременная цена,
размер которой определяется двухсторонним соглашением.
По видам плавания тарифы
делятся: тарифы малого каботажа, т.е. на перевозку между
портами или смежных, сообщающихся между собой морей.
Тарифы большого каботажа, т.
е. на перевозку между портами разных не сообщающихся
между собой морями.
Тарифы на перевозку экспортных
и импортных грузов от портов до иностранных портов и
обратно.
Движенческие операции – взимаются за тонну-милю.
Взимаются по 14 классам. Стояночная – для возмещения расходов
по стояночной операции (взимаются за одну тонну). Разделены по
16 группам. Шестнадцатая группа имеет самый низкий тариф, а первая группа самый
высокий тариф.
Таблица 3
Распределение грузов по классам
Уд. Погрузочный объем груза м. куб./кг
|
класс
|
Уд. Погрузочный объем груза м. куб./кг
|
класс
|
До 1,5
|
XIV
|
4.51-5.5
|
VII
|
1,51-1,7
|
XIII
|
5.51-7.5
|
VI
|
1,71-2,0
|
XII
|
7.51-9.5
|
V
|
2,01-2,5
|
XI
|
9.51-11.0
|
IV
|
2,51-3,0
|
X
|
11.01-13.0
|
III
|
3,01-3,5
|
IX
|
13.01-15.0
|
II
|
3,51-4,5
|
VIII
|
15.01 и более
|
I
|
Кроме того предусмотрены сборы
за дополнительные операции. Это аккордные ставки за погрузочно-разгрузочные
работы, сбор за хранение груза, портовый грузовой сбор и др.
Провозная плата определяется
по формуле:
Р=(C1L+C2+C2)*Q ,
где С1-ставка движенческой операции
на 1 тонна-миля, руб.;
L- среднее поясное расстояние
перевозок, миль;
С2- стояночная ставка порта
отправителя на 1 тонну, руб.;
Q – масса перевозимого груза,
т.
Грузовые тарифы
водного транспорта
Тарифы речного транспорта
классифицируются в зависимости от сферы применения, от вида перевозок, от вида
сообщения, партионности груза.
В зависимости от сферы
применения речные тарифы могут быть: общими, исключительными,
специальными и местными, по виду перевозок: тарифы на перевозку грузов,
нефтяных грузов наливом в судах, а также буксировка леса в плотах, судов и
других плавучих объектов. Уровень тарифа зависит от размера партии грузов,
предъявляемых к перевозке и
рационального использования перевозочной техники, от вида
сообщения и вида пути, а также существующей ж/д связи между пунктами.
В зависимости от размера
отправки речные тарифы подразделяются на судовые, сборные, мелкие и
контейнерные отправки. От вида сообщений тарифы в водном внутреннем, в
прямом водном и смешанном ж/д водном
сообщениях. От вида пути тарифы по магистральным путям и малым рекам.
По внутреннему строению различают однообразные
и дифференциальные. Однообразный тариф характеризуется одной неизменной ставкой
за 1 т/км, а дифференцированный изменением тоннокилометровой ставки.
По внешнему виду могут
быть табличными и схемными.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Создание высокоорганизованных
и оснащенных современными техническими средствами ЛС требует значительных
инвестиций. Поэтому в условиях дефицита ресурсов должен быть
реализован многоэтапный процесс осуществления логистических мероприятий,
обеспечивающих эффективное использование ограниченных инвестиций. Для реализации
такого многоэтапного процесса может быть успешно использован подход, основанный
на идеях динамического программирования,
который дает возможность осуществить оптимальную
последовательность развития элементов ЛС. Например, может
оказаться эффективной такая последовательность ввода в действие
технико-технологических мероприятий, построения логистических
производственно-транспортных цепей доставки грузов на основе развития
контейнерных и роудтрейлерных перевозок.
Создание ВЛС на предприятии,
грузовой станции в транспортном узле и т. д.
Построение
телекоммуникационной информационной системы для слежения за
движением материальных потоков на транспорте с применением традиционных
технических средств связи. Дальнейшее развитие телекоммуникационной
информационной системы с использованием
устройств спутниковой связи с без документальной
технологии перевозок. Завершение создания ЛС в результате интеграции транспорта
и ВЛС в единое целое. Подключение к транспортным телекоммуникационным системам
гетерогенных внутрипроизводственных
информационных устройств, что обеспечивает широкий доступ к интегрированной информации
отправителей и получателей грузов.
Однако во всех случаях
остается в силе принципиальное положение, согласно
которому локальная целевая функция данного объекта должна быть согласована с
глобальной функцией все ЛС. Только тогда может быть реализован системный подход
и достигнут реальный экономический эффект при осуществлении
логистических мероприятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Альбеков А.У., Федько В.П., Митько О.А. Логистика
коммерции, Ростов на Дону, Феникс, 2001-515 с.
2. Смехов А.А. Основы
транспортной логистики, М. Транспорт, 1995 - 200 с.
3. Неруш Ю.М. Логистика М. Юнити
2000-390 с.
Иркутская
государственная экономическая академия
КУРСОВАЯ РАБОТА
По предмету:
«Транспортно заготовительная логистика»
выполнил Вахнович М.В.
проверил
Похожие работы на - Транспортно-заготовительная логистика
|