Модернизация страны в конце ХIХ – начале ХХ вв.
ТЕМА
№ 24
« Модернизация страны в конце ХIХ – начале ХХ вв. »
ПЛАН
1.
Преобразовательная
деятельность С. Ю. Витте : основные направления, итоги .
2.
Реформы
П. А. Столыпина : сущность , противоречия , результаты и назначение .
3.
Список
используемой литературы .
1.
Преобразовательная
деятельность С. Ю. Витте : основные направления, итоги .
С. Ю. Витте
родился в Тифлисе 17 июня 1849 года и воспитывался в семье своего деда А. М.
Фадеева , тайного советника , бывшего в 1841-1846 годах саратовским
губернатором , а затем членом совета управления Кавказского наместника и
управляющим экспедицией государственных имуществ Закавказского края .
Он происходил из
малоизвестных обрусевших немцев, ставших дворянами в 1856 году ( хотя он сам
насаждал версию потомственного дворянства и верности православию ) . Ранние
годы С. Ю. Витте прошли в Тифлисе и Одессе , где , в 1870 году он кончил курс
наук в новороссийском университете по математическому факультету со степенью
кандидата .
В августе 1892
году в связи с болезнью Вышнеградского , С. Ю. Витте сделался его приемником на
посту министра финансов . Заняв кресло на посту одного из самых влиятельных
министров , С. Ю. Витте показал себя реальным политиком . Вчерашний славянофил ,
убежденный сторонник самобытного развития России в короткий срок превратился в
индустриализатора европейского образца , заявившего о своей готовности в течение
двух пятилетий вывести Россию в разряд передовых промышленных держав .
В начале 90-х
годов С. Ю. Витте еще не изменил общинным идеалам , считал русское крестьянство
консервативной силой и "главной опорой порядка". Видя в общине оплот
против социализма , он сочувственно относился к законодательным мерам конца
1880-х - начала 1890-х годов , направленных на ее укрепление . Промышленность ,
строительство и железные дороги в 90-х годах активно развивались . Этому в
какой-то степени способствовало и обнищание крестьян и землевладельцев после
неурожая 1891 году и последовавшего за ним голода . Именно этот упадок в
экономике и привел общественность к осознанию необходимости принять меры для
обуздания реакционных деятелей в правительстве , толкавших страну на грань
экономического и духовного распада . В этой обстановке появился на политической
сцене С. Ю. Витте . На этого в высшей мере талантливого человека легла задача
преобразования экономической жизни страны .
В
свое время он прошел школу частного предпринимательства , имел надежные связи
в финансово - промышленном мире и с презрением относился к « благородным нищим
» , как называл он помещиков, выпрашивающих казенные подачки . С. Ю. Витте был
сторонником активного стимулирования государством промышленного развития .
В 1894 - 1895
годах С. Ю. Витте добился стабилизации рубля , а в 1897 году сделал то , что не
удавалось его предшественникам , - ввел золотое денежное обращение , обеспечив
стране твердую валюту вплоть до первой мировой войны и приток иностранных
капиталов . При этом резко увеличилось налогообложение , особенно косвенное ( они в 90-е годы возросли на 42,7 процентов ) .
Одним из самых эффективных средств выкачивания денег из народного кармана стала
введенная С. Ю. Витте государственная монополия на продажу спирта , вина и
водочный изделий . Государство забрало в казну доходы
кабатчиков . Цены на водку росли, и доходы от винной монополии стали составлять
все более значительную часть государственного бюджета . Критики правительства
не без оснований говорили о « пьяном бюджете » .
На рубеже XX века
экономическая платформа С. Ю. Витте приняла вполне определенный и
целенаправленный характер : в течение примерно десять лет догнать в
промышленном отношении более развитые страны Европы , занять прочные позиции на
рынках Ближнего , Среднего и Дальнего Востока . Ускоренное промышленное
развитие обеспечивалось путем привлечения иностранных капиталов , накопления
внутренних ресурсов с помощью казенной винной монополии и усиления косвенного
обложения , таможенной защиты промышленности от западных конкурентов и
поощрения вывоза . Иностранным капиталам в ней отводилась особая роль - в конце
90-х годов С. Ю. Витте выступил за неограниченное привлечение их в русскую
промышленность и железнодорожное дело , называя эти средства лекарством против
бедности и ссылаясь при этом на пример из истории США и Германии .
Особенность
приводимого С. Ю. Витте курса состояла в том , что он как ни один из царских
министров финансов , широко использовал исключительную экономическую силу
власти , существовавшую в России . Орудиями
государственного вмешательства
служили Государственный банк и учреждения министра финансов , во всех преобразованиях, контролировавшие
деятельность коммерческих банков .
В условиях подъема 1890-х годов система С. Ю. Витте
способствовала развитию промышленности и железнодорожного строительства , в период с 1895 по 1899 годов в среднем в стране строилось
3 тысяч километров путей в год , а к 1900 году Россия вышла на 1 место в
мире по добыче нефти . Казавшийся стабильным политический режим и развивавшаяся
экономика завораживали мелкого европейского держателя , охотно покупавшего
высокопроцентные облигации русских государственных займов и железнодорожных
обществ .
В 1890-ые годы
резко возросло влияние Министерства финансов , а сам С. Ю. Витте на какое-то
время выдвинулся на первое место в бюрократическом аппарате империи . С. Ю. Витте
не скупился в расходах, рекламируя в европейских газетах и журналах финансовое
положение России , свой экономический курс и собственную персону .
В русской печати
министра резко критиковали за отступничество его бывшие единомышленники . За
неограниченное использование государственного
вмешательства С.
Ю. Витте подвергался критике и со стороны приверженцев реформ 1860-х годов ,
считавших , что индустриализация возможна только через перемены в
государственной системе - создание настоящего ( " объединенного " )
правительства и введение правительственного учреждения . В либеральных кругах
" система " С. Ю. Витте была воспринята как " грандиозная
экономическая диверсия самодержавия " , отвлекавшая внимание населения от
социально-экономических и культурно-политических реформ . В конце 1890-х годов
казалось , что С. Ю. Витте доказал своей политикой невероятное :
жизнеспособность феодальной по своей природе власти в условиях индустриализации
, возможность успешно развивать экономику , ничего не меняя в системе
государственного управления .
Ускоренная
индустриализация России не могла быть успешной при сохранении традиционной
системы власти и существовавших экономических отношений в деревне и С. Ю. Витте
скоро начал отдавать себе в отчет . "... сделавшись механиком сложной
машины , именуемой финансами Российской империи нужно было быть дураком , чтобы
не понимать , что машина без топлива не пойдет . Топливо это - экономическое
состояние России , а так как главная часть населения - это крестьянство , то
нужно было вникнуть в эту область " . В 1896 году С. Ю. Витте отказался от
поддержки общинного землевладения . В 1898 году он сделал первую попытку
добиться в комитете министров пересмотра аграрного курса , сорванную , однако ,
В. К. Плеве , К. П. Победоносцевым и П. Н. Дурново . К 1899 году при участии
Витте были разработаны и приняты законы об отмене круговой поруки . Но общинное
землевладение оказалось твердым орешком. В январе 1902 года С. Ю. Витте
возглавил Особое Совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности,
тем самым , взяв ,
казалось бы , к себе в министерство финансов общую разработку крестьянского
вопроса . Противники С. Ю. Витте из помещичьего лагеря обвиняли его в том , что
своей политикой поощрения промышленности он разорил сельское хозяйство . Это ,
в общем , несправедливо . Главная причина отставания сельского хозяйства
заключалась в сохранении крепостнических пережитков в деревне . Выкуп за землю
вынул из кармана крестьян больше денег , чем создание промышленности . Сделал
свое дело аграрный кризис . А вот ко всему этому добавилась уже и политика С.
Ю. Витте .
Развитие
промышленности во всех странах шло за счет средств , накопленных первоначально
в сельском хозяйстве . Там , где этот процесс шел естественным и неспешным
темпом , он не был болезненным . Необходимость быстрого скачка оказалась
чувствительной . Россия была догоняющей страной и расплачивалась за это .
Незавершенность
реформы 1861 года , мировой аграрный кризис и виттевская индустриализация ,
вместе взятые , действительно привели сельское хозяйство на рубеже XIX - XX
веков к глубокому кризису . К концу XIX века и С. Ю. Витте , и его противники
заговорили о " перенапряжении платежных сил сельского населения " .
Эти слова отражали искреннюю и глубокую тревогу представителей власти . На
платежеспособности крестьян держались и развитие промышленности , и
государственный бюджет .
Противники С. Ю. Витте
усилили нападки на политику индустриализации.
В июне 1902 года В.
К. Плеве в противовес Особому совещанию создал при своем министерстве ( внутренних
дел ) еще один центр разработки аграрной политики , которая стала поприщем
соперничества двух министров .
В манифесте 26
февраля 1903 года , определившем программу царизма , какой ее видели Николай II
и В. К. Плеве , снова , хотя и с некоторыми оговорками , провозглашалась "
неприкосновенность общинного строя крестьянского землевладения " . Объединенными
усилиями противники С. Ю. Витте при очевидном сочувствии императора начали
оттеснять министра финансов и от рычагов управления дальневосточной политикой ,
находившихся до того в его почти исключительном владении . Каковы бы ни были в
совокупности причины увольнения С. Ю. Витте с должности министра , отставка в
августе 1903 года нанесла ему удар : пост председателя комитета министров ,
который он получил , был неизмеримо менее влиятелен . Сам С. Ю. Витте поэтому
сравнивал свое пребывание на этом посту с тюремным заключением.
По мнению А. Ф.
Керенского , устранение С. Ю. Витте и замена его в 1903 году оголтелым
реакционером В. К. Плеве , сразу же приступившим к разрушению основ
политической жизни империи , ознаменовали начало того периода в русской истории
, который можно рассматривать как пролог к революции 1905 года . Последствия
деятельности В. К. Плеве были столь плачевны , что в революционное движение
постепенно втягивались не только наиболее прогрессивные представители земства и
интеллигенции , но и рабочие , а затем и крестьяне .
Самодержавие ,
ставшее к тому времени не более чем пережитком российской истории , было
обречено . Однако , Николай II , вместо того , чтобы продолжить реформы своего
деда и даровать конституцию , с помощью таких людей , как В. К. Плеве , упрямо
тянул страну назад , к самым мрачным временам бюрократического абсолютизма .
Новая ситуация
создалась после 15 июля 1904 года , когда был убит министр внутренних дел В. К.
Плеве . Она породила энтузиазм и небывалое возбуждение . На пост министра
внутренних дел был назначен генерал-губернатор Вильны князь П. Д. Святополк – Мирский
, о котором с почтением отзывались все , знавшие его . Культурный образованный
человек он обладал взглядами , куда более современными , чем взгляды его предшественника
. Вступление на министерский пост он ознаменовал заявлением , в котором он
обещал проводить политику , прислушивающуюся к голосу общественности , с
мнением которой он , по его словам , всегда считался ; стремился разрядить
сгущавшуюся политическую атмосферу . К С. Ю. Витте вернулось деятельное
состояние ; он высказался за создание "объединенного" правительства с
ним самим в качестве премьера и даже засел за изучение государственного права ,
чтобы постичь основы конституционного строя .
На протяжении
осени 1904 года , получившей в политической истории России парадоксальное
название " политическая весна " , " весна Святополк-Мирского "
, С. Ю. Витте принял во всех действиях живое и хлопотливое участие ,
демонстративно поддерживая П. Д. Святополк – Мирского .
12 декабря 1904
года был опубликован императорский указ , предусматривавший осуществление
целого ряда реформ . Его положения касались : религиозной терпимости ; свободы
слова и реформы законов о печати ; пересмотра трудового законодательства . С.
Ю. Витте попытался обернуть его себе на пользу , добившись того , чтобы
разработка намеченных в нем мероприятий была поручена комитету министров . С.
Ю. Витте опубликовал свою антиобщинную платформу (декабрь 1904 года "Записка
по крестьянскому делу") . Рост эффективности сельскохозяйственного
производства при низких ценах на его продукцию был важной составной частью
виттевской программы индустриализации . Он видел в этом средство и для
высвобождения в деревне рабочих рук , которые использовались бы в
промышленности , для удешевления труда промышленного пролетариата . Тут-то
главным тормозом и оказывалась община , приверженцем которой он был в молодости
. С. Ю. Витте стал видеть в общине причину крестьянского оскудения и предмет
крайнего поклонения как крайних консерваторов, интриговавших против него у царя
, так и социалистов , учения которых были враждебны всему тому , что он
отстаивал . Он требовал сделать из крестьянина " персону " путем
уравнения крестьян в правах с другими сословиями . Речь шла при этом обо всех
правах, в том числе и имущественных , иными словами - о выходе из общины с
выделом земли . В общине С. Ю. Витте видел не только препятствие к развитию
сельскохозяйственного производства , но и одну из форм революционной угрозы ,
поскольку она воспитывала пренебрежение к праву собственности . Он утверждал в
мемуарах , что видел суть крестьянского вопроса именно в замене общинной
собственности на землю – индивидуальной , а не в недостатке земли , а стало
быть , и не в том , чтобы провести принудительное отчуждение помещичьих
владений .
Однако , все это ,
по крайней мере , по отношению ко времени пребывания С. Ю. Витте в министерстве
финансов , было до некоторой степени запоздалым остроумием .
Кроме отмены в
1903 году круговой поруки за внесение прямых налогов , С. Ю. Витте мало , что
сделал на министерском посту против общины . Но в Совещании о нуждах
сельскохозяйственной промышленности под председательством С. Ю. Витте общине
был нанесен сильный удар , впрочем , чисто теоретический . С. Ю. Витте считал ,
что если бы Совещанию дали окончить работу , то многое , что потом произошло ,
было бы устранено . Крестьянство, вероятно , не было бы так взбаламучено
революцией , как оно оказалось.
Меж тем
приближался январь 1905года , и уже шла русско-японская война. Поражения в
Манчжурии снова продемонстрировали слабость власти . Либералы сочли , что за
проигранную войну царизм вынужден будет , как и в 1861 году , заплатить реформами
. Чтобы добиться этих реформ , и в первую очередь конституции , они не только
усилили пропаганду в земских и интеллигентских кругах , но и решились на
попытку скоординировать действия с революционерами .
События " Кровавого
воскресенья " произвели коренной переворот в мышлении рабочих масс , на
которые до этого времени весьма слабо действовала направленная на них
пропаганда . Генерал Трепов и те , кто позволил ему совершить этот безумный акт
, разорвали те духовные узы , которые связывали царя и простых рабочих . 17
января 1905 года Николай II , обращавшийся за советом к С. Ю. Витте и другим министрам
, приказал ему составить из них совещание по " мерам , необходимым для
успокоения страны " , и о возможных реформах , сверх предусмотренных
указом от 12 декабря 1904 года .
18 февраля 1905
года - весьма знаменательный день . Были одновременно опубликованы три в высшей
степени важных документа : Манифест Николая II , обращенный с призывом ко всем
" истин но русским людям " объединиться вокруг трона и дать отпор тем
, кто хочет подорвать древние основы самодержавия ; Рескрипт новому министру
внутренних дел А. Г. Булыгину раз работать " совещательный " статус
Думы ( П. Д. Святополк - Мирский сразу после " Кровавого воскресенья "
ушел в отставку ) ; Указ сенату , предписывающий принимать к рассмотрению
прошения , врученные или направленные ему из различных слоев населения .
Манифест вдохнул
жизнь в крайне правое движение , которое долгое время влачило жалкое существование
и которое спустя восемь месяцев оформилось в виде " Союза русского народа "
.
21 марта Совет
министров , собравшись под предводительством Сольского, не без строгости осудил
указ от 18 февраля 1905года . Царя как бы обвинили в либерализме . Активное
участие С. Ю. Витте в том заседании не осталось без последствий - царь закрыл
возглавлявшееся С. Ю. Витте сельскохозяйственное совещание и совещание
министров ( по " объединенному " правительству ) . С. Ю. Витте снова
оказался не у дел , но пробыл в тени недолго.
В это время
приближалась развязка русско-японской войны . После Цусимы поиски пути
прекращения войны с Японией снова вывели полуопального сановника на передний
план ( май 1905 года ) . 24 мая 1905 года на совещании при Совете министров С.
Ю. Витте заявил , что " дипломатическая партия проиграна " , и
неизвестно , какой мирный договор удастся , заключить министру иностранных дел .
А через месяц ( хотя это решение далось царю нелегко ) вести переговоры о мире
было поручено С. Ю. Витте .
Именно осенью
1905 года ( в октябре ) впервые обсуждалась на совещании С. Ю. Витте с " общественными
деятелями " кандидатура Столыпина на пост министра внутренних дел . С
этого периода они находились на политической арене одновременно .
2.
Реформы
П. А. Столыпина : сущность , противоречия , результаты и назначение .
Петр Аркадьевич
Столыпин (
1862 – 1911 ) происходил из старинного дворянского рода известному с XVI века .
Детство и раннюю юность он провел в основном в Литве . П. А. Столыпин окончил
Виленскую гимназию и в 1881 году поступил на физико-математический факультет
Петербургского университета . Помимо физики и математики , на факультете
преподавали химию , геологию , ботанику , зоологию , агрономию . Именно
последние науки привлекали П. А. Столыпина . Он никогда не имел недоразумений с
поилицей , по окончании университета в 1885 году избрал чиновничью карьеру ,
поступив на службу в Министерство государственных имуществ , в 1888 году
получил звание камер-юнкера и впервые попал в адрес – календарь . К тому
времени он в скромном чине коллежского секретаря занимал должность помощника
столоначальника . Служба в Министерстве государственных имуществ была рутинной
, и в 1889 году П. А. Столыпин перешел в Министерство внутренних дел . В то же
время он стал ковенским уездным предводителем дворянства . В 1899 году Столыпин
стал ковенским губернским предводителем дворянства , а в 1902 году был назначен
гродненским губернатором . Его выдвинул в то время министр внутренних дел В. К.
Плеве .
В это время были
созваны местные комитеты о нуждах сельскохозяйственной промышленности , и на
заседаниях Гродненского комитета будущий премьер впервые публично изложил свои
взгляды . Они в основном сводились к уничтожению крестьянской чересполосицы и
расселению на хутора . При этом П. А. Столыпин подчеркивал : " Ставить в
зависимость от доброй воли крестьян момент ожидаемой реформы , рассчитывать ,
что при подъеме умственного развития населения , которое настанет неизвестно
когда , жгучие вопросы разрешаться сами собой , это значит отложить на
неопределенное время проведение тех мероприятий , без которых немыслима ни
культура , ни подъем доходности земли , ни спокойное владение земельной
собственностью " . Иными словами , народ темен , пользы своей не разумеет ,
а потому следует улучшать его быт , не спрашивая его мнения . Это убеждение П.
А. Столыпин пронес через всю свою государственную деятельность .
Роспуск 8 июля
1906 года Думы стал вызовом общественному мнению . Теперь царский двор решил ,
чтобы " потрафить " либералам , заменить непопулярного Горемыкина не
столь одиозной фигурой . Председателем Совета министров стал П. А. Столыпин ,
сохранивший за собой и портфель министра внутренних дел .
Приход на пост
председателя Совета министров П. А. Столыпина вызвал у С. Ю. Витте на первых
порах одобрение и надежды на успех переговоров о вхождении либеральной
оппозиции в кабинет . По деятельности П. А. Столыпина, С. Ю. Витте был о нем
хорошего мнения .
Руководители
Совета объединенного дворянства видели в П. А. Столыпине человека, способного
спасти от уничтожения систему землевладения . Октябристы и другие умеренные
сторонники конституции , напуганные революционными крайностями , ухватились за П.
А. Столыпина , как утопающий хватается за соломинку . Они приветствовали его
программу , видя в ней стремление укрепить связи правительства с
представителями умеренно-либеральных и умеренно-консервативных кругов , что , в
свою очередь , способствовало бы укреплению конституционной монархии и
окончательной ликвидации революционного движения .
Роспуск первой
Думы - это был смертельный удар по вере крестьянства в царя как справедливого и
беспристрастного защитника интересов народа . После роспуска I Думы и принятия
бывшими членами Думы " Выборгского воззвания " , призвавшего
население к " пассивному сопротивлению " путем отказа от уплаты
налогов и от службы в армии , по городам и сельским районам , а также в армии
прокатилась новая волна революционных возмущений.
В намерения П. А.
Столыпина не входило ни восстановление абсолютизма, ни уничтожение народного
представительства - он стремился лишь к установлению в России консервативной ,
но строго конституционной монархии . Его мечтой была могучая , централизованная
империя , экономически здоровая и культурно развитая . " Вы хотите великих
перемен , - сказал П. А. Столыпин , обращаясь к левому , наполовину
социалистическому большинству II Думы , - а я хочу великую Россию . "
Именно эта утопическая мечта бросила страну в океан новых потрясений , ибо
фатальная ошибка П. А. Столыпина заключалась в его непонимании реального
положения России , когда высшее сословие , которое еще не сформировалось , как
единая сила , не могло стать посредником в отношениях между правящим меньшинством
и трудящимися массами . Правда , быстрое развитие городов и промышленности вело
к тому, что городское " третье сословие " начинало играть
определенную роль в социальной и экономической жизни страны .
В деревне же
такой социальной страты не было . Выборы в I Думу показали , что крестьяне не
способны были играть роль социально консервативного класса . В то же время
частная собственность дворян на землю практически изжила себя .
Эта система стала
настолько экономически неэффективной , что ее доля в общем производстве не
составляла и десяти процентов . Хотели они того или нет , но и правительство и
консерваторы были вынуждены в конце концов принять факт естественного упадка
землевладельческого дворянства . После роспуска I Думы решение земельной
проблемы перешло в руки П. А. Столыпина .
П. А. Столыпин
имел твердые взгляды относительно общины , хуторов , отрубов и путей их
насаждения , что составило стержень его аграрной программы . Кроме того , он
был сторонником серьезных мер по распространению начального образования .
Оказавшись во главе правительства , он затребовал из всех ведомств те
первоочередные проекты , которые давно были разработаны , но лежали без
движения . В итоге П. А. Столыпину удалось составить целостную программу
умеренных преобразований . 24 августа 1906 года правительство опубликовало
декларацию , в которой пыталось оправдать свою политику массовых репрессий и
возвещало о намерении провести важные социально-политические реформы .
Подробнее преобразовательная программа была изложена П. А. Столыпиным во II
Думе 6 марта 1907 года .
Некоторые
мероприятия правительство начало проводить в спешном порядке , не дожидаясь
созыва Думы. 27 августа 1906года был принят указ о передаче Крестьянскому банку
для продажи крестьянам части государственных земель . 5 октября последовал указ
об отмене некоторых ограничений крестьян в правах , чем были окончательно
отменены подушная подать и круговая порука , сняты некоторые ограничения
свободы передвижения крестьян и избрания ими места жительства , отменен закон против
семейных разделов , сделана попытка уменьшить произвол земских начальников ,
расширены права крестьян на земских выборах . Указ 17 октября 1906 года
конкретизировал принятый в 1905 году по инициативе С. Ю. Витте указ о свободе
вероисповедания , определив права и обязанности старообрядческих и сектантских
общин . Представители официальной церкви никогда не простили П. А. Столыпину
того , что старообрядцы получили такой устав в то время как соответствующее
положение о православном приходе застряло в канцеляриях . 9 ноября 1906 года
был издан указ " О дополнении некоторых постановлений действующего закона ,
касающихся крестьянского землевладения и землепользования ".
Переработанный в
III Думе , он стал действовать как закон от 14 июня 1910 года . 29 мая 1911
года был принят закон " О землеустройстве ". Последние три акта
составили юридическую основу мероприятий , вошедших в историю как " столыпинская
аграрная реформа ".
Экономическая
целесообразность этой реформы , названной столыпинской, хотя ее проект был
разработан еще до него , не вызывает сомнений . Реформа довершала то , что
нужно было сделать еще в 1861 году . В реформе были заложены идеи Валуева ,
Барятинского, Бунге и др. (это еще XIX веке) . В начале XX века С. Ю.Витте
считал , что выход из общины может быть только добровольным , поэтому результат
еще будет виден очень и очень не скоро . Еще весной 1905 года Кривошеин А. В. (
министр земледелия в правительстве П. А. Столыпина ) предупреждал , что очень
нужный переход к хуторам и отрубам - " задача нескольких поколений ".
Но между всеми
прежними заявлениями и указом 9 ноября лежали события 1905-1906 годов .
Расселить крестьян хуторами и мелкими поселками требовалось не только по
экономическим , но и по политическим причинам . " Дикая , полугодная
деревня , не привыкшая уважать ни свою , ни чужую собственность , не боящаяся ,
действуя миром , никакой ответственности , подчеркивал П. А. Столыпин , -
всегда будет представлять собой горючий материал , готовый вспыхнуть по каждому
поводу ". И царизм , ощутив сполна эту угрозу , стал крушить общину .
Экономическая
реформа была целесообразна , больше того , до зарезу необходима . В случае
удачи она сулила тем , кто к ней приспособился , более интенсивные формы
хозяйствования , более высокие урожаи , более высокий уровень жизни . Она
сулила прочный внутренний рынок для промышленности , увеличение хлебного
экспорта и за его счет - погашение огромного внешнего долга . Но все это - в
случае удачи .
Между тем реформа
уже задумана была неудачно . П. А. Столыпин торопился , подгонял экономические
процессы полицейским вмешательством . А вражда и насилие - плохие союзники в
делах экономики .
В руках П. А. Столыпина
, а точнее в руках " Совета объединенного дворянства " , который
поддерживал его , земельная реформа , хотя и имела здоровую основу , но по сути
дела превращалась в орудие дальнейшего классового угнетения . Вместо того чтобы
содействовать развитию свободного фермерства , за что ратовал С. Ю. Витте ,
положить конец принудительному характеру общинной системы и законам ,
ущемляющим гражданские права крестьян , столыпинский закон насильственно
ликвидировал общину в интересах крестьянского " буржуазного "
меньшинства .
По традиции ,
восходящей к ленинским работам , демократический путь аграрного развития условно
называется американским , консервативный – прусским .
Что же должно
было появиться на месте общины - узкий слой сельских капиталистов или широкие
массы процветающих фермеров . Не предполагалось ни того , ни другого . Первого
не хотело само правительство . Сосредоточение земли в руках кулаков должно было
разорить массу крестьян . Не имея средств пропитания , они хлынули бы в город .
Промышленность , до 1910 года пребывавшая в депрессии , не смогла бы справиться
с наплывом рабочей силы в таких масштабах , а наличие массы бездомных и
безработных грозило новыми социальными потрясениями . Поэтому правительство
дополнило указ , воспретив скупать в пределах одного уезда более шести высших
душевых наделов , определенных по реформе 1861 года . По разным губерниям этот
предел колебался в размерах от 12 до 18 десятин . Установленный для " крепких
хозяев " потолок оказался низким .
Что касается
превращения нищего российского крестьянства в " процветающее фермерство "
, то такая возможность исключалась вследствие сохранения помещичьих латифундий .
Переселение в Сибирь и продажа земель через Крестьянский банк тоже не решали
проблему крестьянского малоземелья .
Результатом такой
реформы могло стать полное и окончательное утверждение в России помещичье -
кулацкого "прусского" типа капитализма и пауперизация большей части
сельского населения . Капитализму потребовались бы многие десятилетия для
переработки всей этой социальной среды , крайне слабой в производственном и
культурном отношении , пораженной аграрным перенаселением .
В реальной жизни
из общины выходила в основном беднота , а также некоторые горожане ,
вспомнившие , что в недавно покинутой деревне у них есть надел , который можно
теперь продать . В 1914 году было продано 60 процентов площадей укрепленных в
том году земель . Покупателем земли иногда оказывалось крестьянское общество ,
и тогда они возвращались в мирской котел . Чаще покупали землю зажиточные
крестьяне , которые сами не всегда спешили с выходом из общины . Покупали и
другие общинники . В руках одного и того же хозяина оказывались земли и
укрепленные , и общественные , что запутывало поземельные отношения . Поскольку
столыпинская реформа в целом не разрешила аграрного вопроса и земельное
утеснение возрастало , неизбежной была новая волна переделов , которая должна была
смести многое из столыпинского наследия .
И действительно ,
земельные переделы , в разгар реформы почти прекратившиеся , с 1912 году возобновились
. На хутора и отруба тоже далеко не всегда выходили " крепкие мужики ".
Землеустроительные комиссии предпочитали не возиться с отдельными домохозяевами
, а разбивать на хутора или отруба все селение . Чтобы добиться от крестьян
согласия на разбивку , власти прибегали к бесцеремонным мерам давления .
Крестьянин же сопротивлялся не по " темноте своей " , как считали
власти , а исходя из здравых житейских соображений . Крестьянское земледелие
очень зависело от капризов погоды . Имея полосы в разных местах , крестьянин
обеспечивал себе ежегодный средний урожай : в засушливый год выручали полосы в
низинах , в дождливый - на взгорках .
Получив весь
надел в одном отрубе , крестьянин оказывался во власти стихии . Хутора и отруба
вообще не обеспечивали подъема агрокультуры , преимущество их перед
чересполосной системой хозяйства не доказано . Между тем хутора и отруба
считались тогда единственным , причем универсальным средством повышения крестьянской
агрокультуры . А альтернативные средства , выдвинутые самой жизнью ,
подавлялись . Реформа затормозила начавшийся с конца XIX века переход сельского
общества от устарелой трехпольной системы к многопольным севооборотам .
Задерживался и
переход на " широкие полосы " , при помощи которых крестьяне боролись
с чрезмерной " узкополосицей ". В большинстве своем крестьяне заняли
неблагожелательную и даже враждебную позицию в отношении столыпинской реформы ,
руководствуясь двумя соображениями . Во-первых , и это самое главное ,
крестьяне не хотели идти против общины , а столыпинская идея о " поддержке
сильных " противоречила взгляду крестьянина на жизнь . Он не желал
превращаться в полусобственника земли за счет своих соседей . Во-вторых , более
свободная политическая атмосфера , возникшая после манифеста 17 октября ,
открывала перед крестьянством новые возможности экономического развития с
помощью кооперативной системы , что более соответствовало интересам
крестьянства .
Сельскохозяйственная
абстрактность замысла столыпинской аграрной реформы в значительной мере
объяснялась , кроме других причин , тем, что ее разрабатывали люди ,
недостаточно хорошо знавшие деревню .
Несмотря на старания
правительства , хутора приживались только в некоторых западных губерниях ,
включая Псковскую . Отруба , как оказалось , более подошли для губерний
северного Причерноморья , Северного Кавказа и степного Заволжья .
Отсутствие
сильных общинных традиций там сочеталось с высшим уровнем развития аграрного
капитализма , исключительным плодородием почвы , ее однородностью на больших
просторах и низким уровнем агрокультуры . В этих условиях переход на отруба
прошел безболезненно и быстро принес производственную пользу .
П. А. Столыпин
очень гордился своей ролью земельного реформатора . Он даже пригласил
зарубежных специалистов по аграрному вопросу , чтобы они изучили работу ,
проделанную им и его правительством в деревне . За 5 лет , с 1907 по 1911года
система крестьянского землепользования претерпела значительные изменения .
Немецкий эксперт
по аграрному вопросу профессор Ауфхаген позже писал: " Своей земельной
реформой П. А. Столыпин разжег в деревне пламя гражданской войны . " К 1
января 1916 года из общины в чересполосное укрепление вышло 2 миллиона
домохозяев . Им принадлежало 14,1 миллиона десятин земли . 469 тысяч домохозяев
получили удостоверительные акты на 2,8 миллиона десятин , 1,3 миллиона
домохозяев перешли к хуторскому и отрубному владению ( 12,7 миллиона десятин )
. Эти цифры нельзя механически складывать , так как некоторые домохозяева ,
укрепив наделы , выходили потом на хутора и отруба , а другие шли на хутора и
отруба сразу , без промежуточной стадии . По подсчетам ленинградского историка В.
С. Дякина , всего из общины вышло около 3 миллиона домохозяев , что составляет
примерно 1/3 от общей их численности в тех губерниях , где проводилась реформа .
Но некоторые из выселенцев фактически давно уже не были домохозяевами , так как
постоянно жили в городе , а укрепили свой заброшенный надел только для того ,
чтобы его продать . Другие домохозяева ( около 16 процентов ) , продав
укрепленный надел , переселились в Сибирь . Из общественного оборота было
изъято 22 процентов земель . Значительная их часть пошла в продажу . Иногда
землю покупало сельское общество, и она возвращалась в мирской котел .
Бывало , что
" мироеды " скупали чересполосные наделы и отдавали их в аренду
крестьянам – общинникам . Но последние и сами покупали землю . Владея общинным
наделом они , случалось , имели и несколько " укрепленных " полос .
Все запутывалось и все получалось совсем не так , как задумало правительство .
Главное же , властям не удалось ни разрушить общину , ни создать устойчивый и
достаточно массовый слой крестьян – собственников . Так что можно говорить об
общей неудаче столыпинской аграрной реформы.
Одним из
вспомогательных средств реформы , ее частью , было переселение . Оно
заслуживает положительной оценки , несмотря на все огрехи и недочеты .
Переселялась в основном беднота . Всего за 1906-1916 годов за Урал перебралось более
3 миллиона человек , более полумиллиона вернулось назад . Но , несмотря на всю
масштабность переселенческого движения , оно не перекрывало естественный
прирост крестьянского населения . Земельное утеснение в деревне возрастало ,
аграрный вопрос продолжал обостряться .
Оценки реформы В.
И. Лениным уточнялись по мере того , как она разворачивалась и становились
более зримы ее перспективы . В 1907 году В. И. Ленин подчеркивал , что нельзя
недооценивать это правительственное мероприятие , что " это вовсе не
мираж. , -это - реальность экономического прогресса на почве сохранения
помещичьей власти и помещичьих интересов . Это путь невероятно медленный и
невероятно мучительный для самых широких масс крестьянства и для пролетариата ,
но этот путь есть единственно возможный путь для капиталистической России ,
если не победит крестьянская аграрная революция ". Внимательно наблюдая
за обстановкой в России, В. И. Ленин уже в 1911 году подчеркивал , что
столыпинский план буржуазного аграрного строя " не вытанцовывается " .
А в начале 1912 года В. И. Ленин пришел к выводу о бесперспективности
столыпинской реформы : " настоящая голодовка лишний раз подтверждает
неуспех правительственной аграрной политики и невозможность обеспечить сколько -
нибудь нормальное буржуазное развитие России при направлении ее политики вообще
и земельной политики в частности классом крепостников – помещиков , царящих в
виде правых партий , и в III Думе и а Государственном совете и в придворных сферах
Николая II. " .
Главный урок
столыпинской аграрной реформы , по словам В. И. Ленина , состоял в следующем :
" Только сами крестьяне могут решить какая форма землепользования и
землевладения удобнее в той или иной местности . Всякое вмешательство закона
или администрации в свободное распоряжение крестьян землей есть остаток
крепостного права . Ничего , кроме вреда для дела , кроме унижения и
оскорбления крестьянина от такого вмешательства быть не может ". В
качестве аргумента в пользу реформы иногда приводится тот факт , что по
сравнению с последним пятилетием XIX века в 1909 - 1913 годов вывоз хлеба количественно
увеличился в 1,5 раза , а по стоимости - в 2 раза . В 1913году Россия экспортировала
647,6 миллионов пудов .
После окончания
революции и до начала первой мировой войны положение в русской деревне заметно
улучшилось . Причинами этому послужили :
- полная отмена с
1907 года выкупных платежей ;
- рост мировых
цен на зерно - от этого кое - что перепадало и простым крестьянам ;
- постепенное
сокращение помещичьего землевладения вело к уменьшению кабальных форм
эксплуатации ;
Что касается
аграрной реформы , то это была настолько широкомасштабная реформа ,
потребовавшая столь значительной земельной перетряски , что ее положительные
результаты никак не могли сказаться в первые же годы .
На душу населения
России в те годы производилось столько же хлеба , как в Швеции , Франции ,
Германии . Но эти страны ввозили хлеб , а России ежегодно экспортировала около
20 процентов валового сбора зерна . Продолжалась политика " недоедим , но
вывезем " , начало которой было положено в 1887 - 1892 годах .
Так же под руководством
П. А. Столыпина была составлена программа реформ , включавшая в себя
переустройство местного самоуправления и суда, введение социального страхования
для рабочих, распространение земских учреждений на окраины страны ,
вероисповедные реформы , переход к всеобщему начальному образованию . В своей
совокупности они имели бы большее значение , чем аграрная реформа.
Осуществилось из
этих реформ немногое : страхование от несчастных случаев , реформа местного
суда , кроме того , ввели земство в некоторых регионах . Все остальные реформы
еще при жизни П. А. Столыпина застряли в Государственном совете - верхней
палате российского парламента , а после его смерти они были провалены .
Сразу же после
окончания революции 1905-1907 годов события приняли совсем не тот оборот , на
который рассчитывал П. А. Столыпин . Революция разоблачила царский строй ,
оттолкнула от него почти все классы . И только класс помещиков в своем огромном
большинстве оставался на стороне правящего режима , только на него этот режим
мог с уверенностью опереться .
Соответственно
возросла зависимость правительства от настроений помещиков . А последние быстро
опомнились от страха и решили , что жизнь вошла в прежнюю колею и ничего не
нужно в ней менять . Именно помещики развернули шумную кампанию против местных
реформ , увидев в них покушение на свои вековые привилегии . Бюрократы старого
закала тоже не были довольны столыпинскими нововведениями . С другой стороны ,
в придворных верхах укрепились реставраторские настроения, разрабатывались разные
проекты , имевшие целью ликвидацию Думы , а П. А. Столыпин считал , что они
обернутся " злостной провокацией и началом новой революции ".
Клерикалы были недовольны столыпинской политикой веротерпимости и с подозрением
относились к проекту введения всеобщего начального образования , ибо в нем упор
делался на развитие светской школы . Наконец , и сам царь начинал тяготиться П.
А. Столыпиным , считая , что он узурпирует его власть . Против П. А. Столыпина
создалась мощная коалиция . Это классический пример того , как официальное
правительство захлестывает реакционная волна .
П. А. Столыпин в
последний год своей жизни работал над проектом обширных государственных
преобразований . Но после его смерти все бумаги , связанные с проектом ,
исчезли , и долгое время столыпинский проект был окутан пеленой таинственности
.
Список
литературы
1.
Вальченко
И. Д. « Столыпинская аграрная реформа ( мифы и реальность ) » - История СССР ,
1991 г. - №2
2.
Зырянов
П. Н. « История России » - М., « Антиква » , 1996 г.
3.
Верт Н. «
История советского государства 1900 – 1991 » - М., 1992 г.
4.
Островский
И. В. « П. А. Столыпин и его время » - Новосибирск , 1992г.
5.
Ш. М.
Мунчаев , В. М. Устинов « История России » -М., « Норма – Инфра » 1998 г.
6.
Рыба С.,
Тараканова А. « Реформатор : жизнь и смерть Петра Столыпина » - М., 1991 г.