Крестьянское право в дореволюционной России
Содержание. 1
Введение. 2
1.
«Русская правда». 3
1.1. Источники древнерусского права. 3
1.2. Правовой статус населения. 5
2.
Псковская судная грамота. 8
2.1. Возникновение Псковской Судной Грамоты. 8
2.2. Сущность Судной грамоты Пскова. 8
2.3. Правовой статус населения. 9
3. Соборное уложение 1649 года. 15
3.1. Исторические и экономические предпосылки создания
Соборного Уложения 1649 года. 15
3.2. Источники и основные положения Соборного Уложения
1649 года. 16
3.3. Система преступлений. 18
3.4. Система наказаний. 19
Заключение. 21
Список
литературы.. 23
Русское крестьянское
обычное право сделалось предметом внимательного изучения русских этнологов и
юристов со времени освобождения крестьян от крепостной зависимости. Этнологи
нашли в нем новый драгоценный материал для изучения древнейших ступеней
общественного развития. Примешивая этнографическую сторону дела к юридической,
исследователи часто под обычным правом понимают черты нравов и быта, которые
носят название обычаев, но не составляют обычного права. К этим обычаям
присоединяют иногда представления о крестьянских идеалах правового строя,
образовавшихся у отдельных групп или личностей; наконец, не различают санкции
норм обычного права в глазах крестьян от действительных причин их образования.
Недостаточно
изучена связь современного обычного права с историческим складом
правоотношений, хотя отдельные сопоставления и указали на близкое сходство
некоторых норм с древнейшими правилами русской жизни времен Русской Правды,
Грамот, Судебников. С более широкой точки зрения исследованы семейные
отношения, особенно брачное право. Содержание обычно-правовых норм крестьян в
области гражданского права определяется совокупностью многих внешних и
внутренних факторов, которые не могут быть сведены к одному неопределенному
понятию "народной правды". Среди них главную роль играют влияния, под
которыми складывается строй крестьянского землевладения. Право владения,
основанное на труде ("трудовое начало"), является формой, приложимой
лишь к такому общественному состоянию, при котором нет столкновений
претендентов на обработку земли по причине ее обилия.
Целью данной
работы является изучение крестьянского права дореволюционной России. Подробно
будут рассмотрено положение крестьянства при создании «Русской Правды», первого
памятника русского права, Соборному Уложению 1649 года – единого свода всех
существующих правовых норм, а также подробно рассмотреть сущность, предпосылки
создания и функции Судной грамоты города Пскова, которая, как и Новгородская
грамота, была создана вследствие кодификации судебных и прочих дел.
Задача – наиболее
подробно раскрыть смысл введения каждого из этих трех сводов правовых норм для
дореволюционного общества России.
Актуальность
выражается в том, что понимание современной правовой системы неизбежно требует
знания истории отечественного права, влияния рассматриваемых правовых сводов на
развитие новой российской системы в целом.
1. «Русская правда»
Древнейшим источником любого права, в том числе и русского, является обычай, то есть такое правило, которое исполнялось в силу многократного применения и вошло в привычку людей. Первоначально право складывалось как совокупность новых обычаев, к соблюдению которых обязывали зарождающиеся государственные органы, и прежде всего суды. Позднее правовые нормы (правила поведения) устанавливались актами князей. Когда обычай санкционируется государственной властью, он становится нормой обычного права.
В IX – X веках на Руси действовала как раз система норм устного, обычного права. В нашей литературе по истории русского права нет единого мнения о происхождении Русской Правды. Одни считают ее не официальным документом, а приватным юридическим сборником. Другие считают Русскую Правду официальным документом, подлинным произведением русской законодательной власти, только испорченной переписчиками, вследствие чего появилось множество различных списков Правды.
Одним из источников Русской Правды был Закон Русский (нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права). В истории русского права нет единого мнения об этом документе. Закон Русский был необходим для поведения княжеской политики, в присоединенных славянских и неславянских землях. Он представлял собой качественно новый этап развития русского устного права в условиях существования государства. Известно, что он также частично отражен в договорах Руси с греками.
Договоры с греками – ярчайший показатель высокого международного положения Древнерусского государства, они являются первыми документами истории Руси средних веков. Само их появление говорит о серьезности отношений между двумя государствами, о классовом обществе. Они были нужны не крестьянским массам, а князьям, боярам и купцам. В нашем распоряжении их четыре: 907, 911, 944, 972 годов. В них много внимания уделено регулированию торговых отношений, определению прав, которыми пользовались русские купцы в Византии, а так же норм уголовного права. Из договоров с греками, мы имеем частное имущество, которым его собственник вправе распоряжаться и между прочим передавать его по завещанию.
Но особое влияние на развитие права древней Руси оказало принятие Русью христианства. В 988 году, во время княжения в Киеве князя Владимира, происходит так называемое "Крещение Руси". Процесс перехода Руси в новую веру протекает постепенно, сталкиваясь с определёнными трудностями, связанными с переломом старого, устоявшегося мировоззрения и нежеланием части населения переходить в новую веру.
В конце X - начале XI века вместе с новой религией на языческую Русь приходят новые законодательные акты, преимущественно византийские и южнославянские, содержащие в себе фундаментальные основы церковного византийского права. В процессе укрепления позиций христианства и его распространения на территории Киевской Руси особое значение принимает ряд византийских юридических документов - номоканонов, т.е. объединений канонических сборников церковных правил христианской церкви и постановлений римских и византийских императоров о церкви.
Со временем эти церковно-юридические документы, называвшиеся на Руси Кормчими Книгами, принимают силу полноправных законодательных актов, а вскоре за их распространением начинает внедряться институт церковных судов, существующих наряду с княжескими.
Со времени принятия христианства русской Церкви была предоставлена двоякая юрисдикция. Во-первых, она судила всех христиан, как духовных лиц, так и мирян, по некоторым делам духовно-нравственного характера. Второй же функцией церковных судов было право суда над христианами (духовными и мирянами), по всем делам: церковным и не церковным, гражданским и уголовным. Церковный суд по не церковным гражданским и уголовным делам, простиравшийся только на церковных людей, должен был производиться по местному праву и вызывал потребность в письменном своде местных законов, каким и явилась Русская Правда. Есть две причины необходимости создания такого свода законов:
1) Первыми церковными судьями на Руси были греки и южные славяне, не знакомые с русскими юридическими обычаями;
2) В русских юридических обычаях было много норм языческого обычного права, которые зачастую не соответствовали новой христианской морали, поэтому церковные суды стремились устранить или смягчить обычаи, наиболее претившие нравственному и юридическому чувству христианских судей, воспитанных на византийском праве.
Создание писаного свода законов непосредственно связано с принятием христианства и введением института церковных судов. Князь, обладая законодательной властью, мог в случае необходимости восполнить юридические пробелы или разрешить казуальное недоумение судьи.
Текст Русской Правды сложился в среде не княжеского, а церковного суда, в среде церковной юрисдикции. Русская Правда принадлежит к числу крупнейших юридических произведений средневековья.
Можно с уверенностью сказать, что кровная месть была хорошо известна в то время, хотя и в урезанном виде в Русской Правде. Все попытки доказать какое-либо влияние на Русскую Правду со стороны византийского, южнославянского, скандинавского законодательства оказались совершенно бесплодными. Русская Правда возникла целиком на русской почве и была результатом развития русской юридической мысли X -XII веков.
Каждое сословие имело свой юридический статус. В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. Особое место занимает личность князя. Он рассматривается в качестве физического лица, что свидетельствует о его высоком положении и привилегиях. Но дальше по ее тексту достаточно трудно провести грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной массы населения..
Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, существовали также промежуточные и переходные категории. Городское население делилось на ряд социальных групп: боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и пр.) Трудно определить, в какой степени население русских городов пользовалось городскими вольностями, аналогичными европейским., способствующих и в дальнейшем развитию капитализма в городах. На Руси в домонгольский период существовало до 300 городов.
Свободные жители городов пользовались правовой защитой Русской Правды, на них распространялись все статьи о защите чести, достоинства и жизни. Особую роль играло купечество. Оно рано начало объединяться в корпорации (гильдии), называвшиеся сотнями. Обычно «купеческое сто» действовало при какой-либо церкви. «Ивановское сто» в Новгороде было одной из первых купеческих организаций Европы.
Юридически и экономически независимой группой были также смерды – общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства). Статья 26 Краткой Правды, устанавливающая штраф за убийство рабов, в одном прочтении гласит : «А в смерде и в холопе 5 гривен» (Академический список). В Археографическом списке читаем: «А в смерди в холопе 5 гривен» В первом прочтении получается, что в случае убийства смерда и холопа выплачивается одинаковый штраф. Из второго списка следует, что смерд имеет холопа, которого убивают. Разрешить ситуацию невозможно.
Статья 90 Пространной Правды гласит: «Если смерд умрет, то наследство князю; если будут дочери у него, то дать им приданное». Смерд по другим источникам, выступает, как крестьянин, владеющий домом, имуществом, лошадью. За кражу его коня закон устанавливает штраф 2 гривны. За «муку» смерда устанавливается штраф в 3 гривны. Русская Правда нигде конкретно не указывает на ограничение правоспособности смердов, есть указания на то, что они выплачивают штрафы (продажу), характерные для свободных граждан.
Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность, за долги смерду грозило превращение в феодально-зависимого закупа , в судебном процессе, смерд выступал полноправным участником. Русская Правда всегда указывает при необходимости на принадлежность к конкретной социальной группе (дружинник, холоп и т.д.)
Дани, полюдье и прочие поборы подрывали устои общины, и многие ее члены, чтобы уплатить дань сполна и самим как-нибудь просуществовать, были вынуждены идти в долговую кабалу к своим богатым соседям. Они превращались в челядь и холопов, гнувших спины на своих хозяев и не имевших практических никаких прав.
Более сложной юридической фигурой является закуп. Закуп- человек, работавший в хозяйстве феодала за “купу”, заем, в который могли включаться различные ценности: земля, скот, деньги и прочее. Этот долг следовало отработать, причем не существовало нормативов. Поэтому с нарастанием процентов на заем, кабальная зависимость увеличивалась и могла продолжаться долгое время. Первое юридическое урегулирование долговых отношений закупов с кредиторами было произведено в Уставе Владимира Мономаха после восстания закупов в 1113 г. Устанавливались предельные размеры процентов на долг. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть выдан головой, т.е. превращен в полного холопа. Его правовой статус резко менялся.
За попытку уйти от господина не расплатившись закуп обращался в холопа .В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях.: по малозначительным делам («в малых исках») или в случае отсутствия других свидетелей(«по нужде»). Закуп был той юридической фигурой, которая наиболее ярко иллюстрировала процесс «феодализации», закабаления, закрепощения бывших свободных общинников.
В феодальном хозяйстве широко применялся труд рабов- холопов, ряды которых пополнялись пленными, а также разорившимися соплеменниками. Положение холопов было крайне тяжким - они “ниже хлеба ржаного ели и без соли от последней нищеты”. Холоп - наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое: все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Его личность как субъекта права не защищалась законом, В судебном процессе холоп не может выступать в качестве стороны. (истца, ответчика, свидетеля ). Ссылаясь на его показания в суде, свободный человек должен был оговориться, что ссылается на “слова холопа”.
Наиболее распространенным источником холопства, не упомянутым однако в Русской Правде , был плен. Но если холоп был пленным - “от рати взят”, то соплеменники могли выкупить его. Цена за пленного была высока -10 златников, полновесных золотых монет русской или византийской чеканки. А если раб происходил из своего русского рода - племени, тогда ждал он и желал он смерти своего господина. Хозяин мог завещанием своим духовным, надеясь искупить земные грехи, отпустить холопов на волю. После этого превращался холоп в пущенника, то есть отпущенного на волю.
Холопы стояли на низшей ступени уже и в те древние времена лестницы социальных отношений. Источники холопства были также: совершение преступления, бегства закупа от господина, злостное банкротство (купец проигрывает или транжирит чужое имущество).
Разорение непосильными поборами смердов-общинников породило еще одну категорию зависимых людей - изгоев. Изгой - это человек, изгнанный силой тяжелых жизненных обстоятельств из своего круга, разорившийся, потерявший дом, семью, хозяйство. Изгойство как социальное явление широко распространилось в Древней Руси.
Основным
источником права в Новгороде и Пскове первое время являлась Русская Правда,
данная Новгороду Ярославом Мудрым и дополненная позже его потомками. Но Русская
Правда, написанная еще в первой половине XI в., не могла удовлетворить всем
требованиям новгородцев, живших уже в другом столетии. Поэтому Русская Правда
постепенно подменялась судебной практикой новгородцев. Кроме судебной практики
источниками права служили решения веча, договора с князьями, международные
договоры. Все это рождало неразбериху в различных судебных делах, так как
договор с князем мог прийти в противоречие с международным договором или с
практикой суда. Это все требовало кодификации, которая и была проведена в XV
в. Результатом этой кодификации явились Новгородская и Псковская Судные
Грамоты, утвержденные "всем Государем Великим Новгородом на вече" и
"всем Псковом на вече". Псковская Судная Грамота дошла до нас
полностью. Она была утверждена на вече в 1467 г. в Пскове и первоначально
состояла из 108 статей, а позже была дополнена еще 12 статьями.
Судная
грамота Пскова являлась основным источником права для Пскова до его
присоединения к Москве. Псковская Судная Грамота составлена в основном из
"псковских пошлин" - юридических обычаев. Псковская Судная Грамота
трудна для объяснения: в списке немало древнерусских терминов, не встречающихся
в других правовых актах того времени, многие предусматриваемые законом случаи
рассматриваются очень кратко, намеками. Псковская Судная Грамота очень много
места уделяет судоустройству и судопроизводству, но при этом дает обильный
запас норм и материального права, особенно гражданского. В Псковской Судной
Грамоте встречаются обстоятельные постановления о договорах купли-продажи,
найма и займа, о торговых и землевладельческих товариществах, о семейных
отношениях по имуществу. Псковская Судная Грамота различает юридические
понятия, требовавшие развитого правосознания, предусматривает юридические
случаи, какие могли возникнуть в живом и сложном гражданском обороте торгового
города.
Крестьяне-общинники - упоминаются под
именем сябров (ст. 106). Эта статья свидетельствует о проникновении
имущественных отношений в среду общины (появление грамотчика)
Половник (исполовники) - люди, отдающие
своему господину половину урожая (ст. 43). По профессиональному признаку
делились на изорников (пахарей), кочетников (рыболовов) и огородников (ст.
42).
Изорник
- скорее всего, безземельный крестьянин, работающий на земле феодала и
получающий от него подмогу. От аренадатора изорника отличает покрута, которая
делает его зависимым от господина (сильно затрудняет уход). Закуп в Русской
Правде работает только на феодала, а изорник - и на себя (отдает лишь часть
урожая). Закуп отвечает и личностью (в холопы), а изорник - только имуществом.
Изорник зависел от господина, поскольку получал от него подмогу (покруту),
которую феодал мог потребовал вернуть. Для взыскания покруты государь не должен
был представлять письменный договор, а прибегал к закличу (ст. 44). Если
изорник отрицал покруту, господин должен был предъявить 4-5 свидетелей (ст.
51). Господин не мог распоряжаться личностью и имуществом изорника. К жене и
детям переходили долговые обязательства умершего изорника, даже если это
специально не оговаривается в письменном документе (ст. 85). Однако за
изорником оставалось право ухода от господина (ст. 63) - за половину урожая.
Изорничество
- это новый этап закрепощения крестьян (но нельзя однозначно говорить об
ухудшении или улучшении положения). Впервые была ограничена свобода
передвижения - закуп может уйти в любой момент, отдав купу, а изорник - только
в Филипов день.
Наймиты
(ст. 39-41) - свободный человек, пользующийся гражданскими и политическими
правами члена городской общины, но находящийся в социально-экономической
зависимости от государя. Договор заключался устно на время или для выполнения
определенной работы (ст. 39). Наймит мог расторгнуть договор, однако в то же
время наймит-дворной годами живет у хозяина. Договор с наймитом плотником
должен был быть оформлен путем записи.
В ПСГ отсутствуют положения о смердах, закупах или
холопах.
В
ст. 103 упоминается подсуседник, имеющий долговое обязательство, обеспеченное
залогом, по отношению к государю. Мог предъявлять иск на основе досок.
Гражданское право по
Псковской Судной Грамоте
Гражданское
право занимает важное место в нормах Псковской Судной Грамоты. Право
собственности знает деление вещей на недвижимые ("отчина") и движимые
("живот"). К недвижимым относились земли, рыболовные участки,
пчельники ("борти"). Защита земельной собственности - одна из
важнейших частей Псковской Судной Грамоты. В статье 9 ПСГ говорится, что земля
будет принадлежать тому, кто ей владел не менее 4 лет, и при этом не было
никаких попыток эту землю у него отобрать. Статья 10 ПСГ говорит о разборе дел
о непригодной для обработки земли:
Кроме
наследственной вотчины, Псковская Судная Грамота регулирует и владение
"кормлями" - землями, полученными от республики или от частных лиц в
пожизненное (но не наследственное) владение. Кормли запрещалось продавать
(статья 72 ПСГ).
Обязательственное право
В
Псковской Судной Грамоте разработана развитая система обязательственного
права. Ему посвящено около трети статей памятника. ПСГ были известны договоры
купли-продажи, дарения, залога, займа, мены, поклажи, найма помещений, личного
найма и изорничества.
Договор купли-продажи
Договор
купли-продажи недвижимого имущества заключался только в письменной форме
(статьи 10 - 13). Купля - продажа, заключенная в нетрезвом состоянии могла быть
признана недействительной по требованию одной из сторон. В статье 101
утверждалось, что купленное нельзя вернуть продавцу и нельзя обращаться в суд
по этому поводу.
Договор дарения
О
договоре дарения говорит только одна статья Псковской Судной Грамоты - статья
100. Дарение признавалось только в том случае, если оно было произведено перед
священником или перед другими людьми. Договор дарения мог заключаться в
письменной или устной форме.
Залог
Псковская
Судная Грамота проводит четкое разграничение между залогом недвижимого и
движимого имущества ("закладом"). Без записи и заклада иски
признавались на сумму до 1 рубля при условии предъявления "досок".
При ссудах свыше 1 рубля надо было составлять запись либо принимать заклад,
зарегистрированный в особых закладных досках. По Псковской Судной Грамоте
разрешалось возбуждать уголовные дела о залоге без наличия "досок"
или заклада на сумму не более 1 рубля. В статье 31 говорится о том, что должник
может отказаться отдавать долг в том случае, если стоимость вещи, отданной в
залог, равнозначна или больше ссуженной суммы. Заимодавцам предоставлялись
льготы по сравнению с должниками.
Для
признания действительным договора займа на сумму больше 1 рубля необходимо
было, чтобы он был заключен в письменной форме и обеспечивался записью и
закладом. В Псковской Судной Грамоте есть ряд постановлений, которые касаются
процентов по займу и указывают на развитую систему ростовщических отношений.
Заимодавцам запрещалось раньше срока брать проценты с ссуды, если это не было
желанием должника. Если должник не смог или не захотел вовремя заплатить
проценты по долгу, то все судебные издержки должен был выплачивать он.
Договор поклажи
Псковской
Судной Грамоте был известен "договор поклажи" - хранения имущества.
Судебные разбирательства по этим статьям производились только в том случае,
если претензии были подкреплены "записями" - юридически заверенными
актами.
Договор найма имущества
В
Пскове, как в крупном торговом городе, был развит договор найма имущества -
складских помещений, амбаров, квартир для приезжих купцов и прочего. Но из всех
статей Псковской Судной Грамоты только одна напрямую относится к договору найма
имущества – статья 103.
Договор личного найма
В
Псковской Судной Грамоте также есть статьи о личном найме, заключавшемся с
различными работниками. Наем ремесленников в XIV-XV вв. получил широкое
распространение. В Псковской Судной Грамоте есть несколько статей, регулирующих
отношения между нанимателями и наймитами. В статье 39 говорится, что наймит
обязательно должен получить плату за свою работу, а если он ее не получает, то
имеет право получить ее через суд.
Много статей в
Псковской Судной Грамоте посвящено регулированию отношений между
землевладельцами и аредаторами-изорниками. Например, аренду запрещено было
прекращать в любой день года, кроме Филиппова заговенья. Землевладелец даже
после прекращения аренды имел право искать на аредаторе своей ссуды,
предварительно объявив об этом на рынке. Арендаторам запрещалось судиться со
своим землевладельцем о ссуде, взятой землевладельцем у арендатора.
Наследственное право
Наследование по завещанию
Псковская
Судная Грамота знает два вида наследования имущества: наследование по завещанию
и наследование по закону. Завещание признавалось действительным, если оно было
написано и сдано в городской архив (статья 14 ПСГ).
Наследование по закону
В
Псковской Судной Грамоте обозначен круг лиц-наследников по закону. К ним
относятся: отец, мать, сын, брат, сестра (статья 15). Но дети лишались права
наследства по закону, если отделялись от родителей.
Уголовное право
ПСГ считает
преступлениями не только посягательства на личность и имущество, но и
преступления против государства, его органов (перевет - измена; переветник -
изменник, перешедший на сторону), церкви, хранилища вещей (не обязательно
церковного имущества).
Преступления против
государства
В
Псковской Судной Грамоте известен новый род преступлений, которых не было в
Русской Правде - государственная измена. За государственную измену полагалась
высшая мера наказания - смертная казнь (статья 7 ПСГ).
Преступления против судебных
органов
ПСГ
также предусматривает наказания за преступления против судебных органов. За
вход в зал суда насильно или удар "подверника" полагался штраф: 1
рубль князю и 10 денег подвернику (статья 58). Запрещалось избивать истца или
ответчика.
Имущественные преступления
Кража делилась
на: простую (кража из кладовой, с возу, лодки, скота) и квалифицированную
(поджог, конокрадство, кража церковного имущества). За простую кражу полагался
штраф. За квалифицированную - смертная казнь (статья 7). Если вора трижды
ловили за кражу, то его казнили (статья 8). Псковские чиновники, превысившие
свои полномочия и силой отнявшие у осужденного имущество, судились по ПСГ как
за грабеж (статья 48).
Преступления против личности
К
преступлениям против личности по Псковской Судной Грамоте относились убийство,
нанесение побоев и оскорбления действием.
Судебный процесс.
Суд
по Псковской Судной Грамоте разделялся на суд княжеский и суд церковный.
Процесс
Судебный
процесс по Псковской Судной Грамоте носил состязательный характер, роль суда по
сравнению с Русской Правдой была гораздо больше. Вызов ответчика производился
самим судом по официальной повестке через судебного исполнителя. Уклонение от
явки в суд влекло официальное наказания - от денежного штрафа до привлечения к
ответственности как за убийство. Запрещалось пересматривать дела, рассмотренные
раннее.
Вызов ответчика
Вызов
ответчика на суд регламентировался статьями 25, 26, 57. В статье 25 говорится
о том, как вызывать ответчика на суд. В случае, если ответчик скрывался от
"позовницы" - судебного исполнителя, призванного доставлять в суд
истца и ответчика - то "позовница" обязан был "прочести на
погосте грамоту пред попом." Позовникам запрещалось силой приводить истцов
на суд, если же они применяли силу, то их должен был судить суд.
Свидетели
В
Псковской Судной Грамоте есть три статьи, напрямую относящиеся к свидетелям или
"послухам", как они именовались раньше. В статье 22 говорится о том,
что если послух не придет на суд или скажет обратное тому, что доказывает
истец, вызвавший его, то этот свидетель перестает быть свидетелем, а истец
считается проигравшим судебное разбирательство. Также свидетелем не считался
человек, заинтересованный в данном деле. Суд имел право приговорить свидетеля к
судебному поединку. На этом судебном поединке противник свидетеля мог нанять
себе наймита, если был "стар или млад, или чем безвечен, или поп, или
чернец", в то время как послух не имел права нанимать себе наймита.
Пособничество
ПСГ допускала
судебные поединки между истцом и ответчиком, или между истцами, по терминологии
ПСГ, и "послухами" - свидетелями. Так как не каждый мог выйти драться
на поле, то грамота устанавливало возможность помощи таким людям - "пособничество".
Найм бойца разрешался только в том случае, если истец был из духовенства,
инвалидом или слишком старым или молодым. Если же одной стороной был мужчина, а
другой - женщина, и им был назначен судебной поединок, то согласно статье 58
женщина имела право нанять бойца. Бойцам-"пособникам" запрещалось в
день биться сразу же на двух судебных разбирательствах (статья 71).
Изменение Псковской Судной
Грамоты
В Псковской
Судной Грамоте в статье 108 закреплена возможность изменения содержания статей
и дополнение ее новыми статьями.
3. Соборное уложение 1649 года.
Начало 17-го
столетия характеризуется политическим и экономическим упадком России. В
значительной мере этому способствовали войны со Швецией и Польшей,
закончившиеся поражением России в 1617 году.
После подписания
мирного договора в 1617 году со Швецией Россия потеряла часть своих территорий
- побережье Финского залива, Карельский перешеек, течение Невы и города на
её побережье. Выход России к Балтийскому морю был закрыт. Кроме того, после
похода на Москву в 1617-1618 годах польско-литовского войска и подписания
перемирия к Польше отошли Смоленская земля и большая часть Северной
Украины.
Последствия
войны, вылившиеся в упадке и разорении хозяйства страны, требовали срочных
мер по его восстановлению, но вся тяжесть легла, главным образом, на
черносошенных крестьян и посадских людей. Правительство широко раздает земли
дворянам, что приводит к непрерывному росту крепостничества. Первое время,
учитывая разорение деревни, правительство несколько уменьшило прямые налоги,
зато выросли различного рода чрезвычайные сборы (“пятая деньга”, “десятая
деньга”, “казачьи деньги”, “стрелецкие деньги” и т.д.), большинство
которых вводилось почти непрерывно заседавшими Земскими соборами.
Однако казна
остается пустой, и правительство начинает лишать денежного жалования
стрельцов, пушкарей, городовых казаков и мелкий чиновный люд, вводится
разорительный налог на соль.
1 июня 1648 года
вспыхнуло восстание в Москве (так называемый “соляной бунт”). Восставшие в
течение нескольких дней удерживали город в своих руках, разоряли дома
бояр и купцов. Вслед за Москвой летом 1648 года развернулась борьба посадских
и мелких служилых людей в Козлове, Курске, Сольвычегодске, Великом Устюге,
Воронеже, Нарыме, Томске и других городах страны.
Практически, на
протяжении всего правления царя Алексея Михайловича (1645-1676 г.) страна была
охвачена мелкими и крупными восстаниями городского населения. Необходимо
было укрепить законодательную власть страны, и 1 сентября 1648 года в
Москве открылся Земский собор, работа которого завершилась принятием в
начале 1649 года нового свода законов - Соборное Уложение. Составлен проект
был специальной комиссией, а целиком и по частям его обсуждали члены
Земского собора (“по палатам”). Напечатанный текст был разослан в приказы и
на места.
Соборное Уложение
1649 года, обобщив и впитав в себя предшествующий опыт создания правовых норм,
опиралось на:
- судебники;
- указные книги приказов;
- царские указы;
- думские приговоры;
- решения Земских соборов
(большая часть статей была составлена по челобитным гласных собора);
- “Стоглав”;
- литовское и византийское
законодательство;
- новоуказные статьи о “разбоях и
душегубстве” (1669 г.), о поместьях и вотчинах (1677 г.), о торговле (1653 и
1677 г.), которые вошли в Уложение уже после 1649 года.
В Соборном
Уложении глава государства – царь, определялся как самодержавный и
наследственный монарх. Положение об утверждении (избрании) царя на Земском
сборе обосновывало эти принципы. Всякие действия, направленные против
персоны монарха, считались преступными и подлежали наказанию.
Уложение
содержало комплекс норм, регулировавших важнейшие отрасли
государственного управления. Эти нормы можно условно отнести к
административным. Прикрепление крестьян к земле (гл.11 “Суд о крестьянах”);
посадская реформа, изменившая положение “белых слобод” (гл.14); перемена статуса
вотчины и поместья (гл.16 и 17); регламентация работы органов местного
самоуправления (гл.21); режим въезда и выезда (ст.6) - все эти меры
составили основу административно-полицейских преобразований.
С принятием
Соборного Уложения изменения произошли в области судебного права. Был
разработан ряд норм, касающихся организации и работы суда. Происходит
еще большее по сравнению с Судебниками разделение на две формы: “суд” и
“розыск”.
Процедура суда
описана в главе 10 Уложения. Суд основывался на двух процессах -
собственно “суд” и “вершение”, т.е. вынесение приговора, решения.
Розыск или “сыск”
применялся только по наиболее серьезным уголовным делам, причём особое
место и внимание в розыске отводились преступлениям, в которых затрагивался
государственный интерес (“слово и дело государево”). Дело в розыскном
процессе могло начаться с заявления потерпевшего, с обнаружения факта
преступления или с обычного наговора.
В главе 21
Соборного Уложения 1649 года впервые устанавливается такая процессуальная
процедура, как пытка. Основанием для ее применения могли служить результаты
“обыска”, когда свидетельские показания разделялись: часть в пользу
подозреваемого, часть против него. Применение пытки регламентировалось:
ее можно было применять не более трех раз, с определенным перерывом;
а показания, данные на пытке (“оговор”), должны были быть перепроверены
с помощью других процессуальных мер (допроса, присяги, обыска).
Были осуществлены
следующие изменения и в области уголовного права - определялся круг
субъектов преступления: ими могли быть как отдельные лица, так и
группа лиц. Закон разделил субъектов преступления на главных и
второстепенных, понимая под последними соучастников. В свою очередь
соучастие могло быть физическим (содействие, практическая помощь,
совершение тех же действий, что и главный субъект преступления) и
интеллектуальным (например, подстрекательство к убийству в гл.22). В связи с
этим, субъектом преступления стал признаваться даже раб, совершивший
преступление по указанию своего господина. Закон выделил также
смягчающие и отягчающие обстоятельства. К смягчающим обстоятельствам
относились: состояние опьянения; неконтролируемость действий, вызванная
оскорблением или угрозой (аффект); а к отягчающим - повторность
преступления, размер вреда, особый статус объекта и предмета преступления,
совокупность нескольких преступлений.
Закон выделил три
стадии преступного деяния: умысел (который сам по себе может быть
наказуемым), покушение на преступление и совершение преступления, а
также понятие рецидива, которое в Соборном Уложении совпадает с
понятием “лихой человек”, и понятие крайней необходимости, которая
является ненаказуемой только при соблюдении соразмерности ее реальной
опасности со стороны преступника.
Объектами
преступления по Соборному Уложению 1649 года определялись: церковь,
государство, семья, личность, имущество и нравственность. Наиболее опасными
считались преступления против церкви и впервые они были поставлены на первое
место.
Большие изменения
Соборного Уложения 1649 года касались области вещного, обязательственного и
наследственного права. Сфера гражданско-правовых отношений была
определена достаточно четко. К этому побуждали развитие товарно-денежных
отношений, формирование новых типов и форм собственности, количественный рост
гражданско-правовых сделок.
Субъектами
гражданско-правовых отношений являлись как частные (физические), так
и коллективные лица, причем постепенно расширялись юридические права
частного лица за счет уступок со стороны лица коллективного.
Вещи по
Соборному Уложению были предметом целого ряда правомочий, отношений и
обязательств. Основными способами приобретения имущества считались захват, давность,
находка, пожалование и непосредственно приобретение в обмене или при
покупке.
В Уложении 1649
года особо рассматривается процедура пожалования земли. Она представляло собой
сложный комплекс юридических действий, включавший выдачу жалованной
грамоты; составление справки (т.е. запись в приказной книге определенных
сведений о наделяемом лице); ввод во владение, который заключался в
публичном отмере земли. Раздачу земли, наряду с Поместным приказом,
осуществляли и другие органы - Разрядный приказ, Приказ Большого дворца,
Малороссийский, Новгородский, Сибирский и другие . Договор в XVII веке
оставался основным способом приобретения прав собственности на
имущество, и, в частности, на землю. В договоре теряют значение ритуальные
обряды, происходит замена формализованных действий (участие свидетелей при
заключении договора) письменными актами (“рукоприкладством” свидетелей без их
личного участия).
Впервые в
Соборном Уложении 1649 года регламентировался институт сервитутов -
юридическое ограничение права собственности одного лица в интересах права
пользования другого или других лиц. Личные сервитуты –это ограничения в
пользу определенных лиц, специально оговоренных в законе, например,
потрава лугов ратниками, находящимися на службе. Вещные сервитуты – это
ограничение права собственности в интересах неопределенного числа
субъектов. Наряду с этим, право собственности ограничивалось либо прямым
предписанием закона, либо установлением правового режима, который не
гарантировал “вечной собственности”.
Система
преступлений охватывала разнообразные стороны жизни общества, касалась
как простого люда, так и зажиточных слоёв населения,
государственных служащих и по Соборному Уложению 1649 года выглядела
следующим образом:
- преступления
против церкви:
-
государственные преступления:
- преступления
против порядка управления:
- преступления
против благочиния:
-преступления
против личности:
-
имущественные преступления:
- преступления
против нравственности
В системе
наказаний по Соборному уложению 1649 года основной упор делался на
физическое устрашение (начиная от битья кнутом до отсечения рук и четвертования
при смертной казни). Заключение преступника в тюрьму было второстепенной
задачей и являлось дополнительным наказанием.
За одно и то же
преступление могло быть установлено сразу несколько наказаний
(множественность наказаний) - битье кнутом, урезание языка, ссылка,
конфискация имущества. За кражу наказания устанавливались по
нарастающей: за первую - битье кнутом, урезание уха, два года тюрьмы и
ссылка; за вторую - битье кнутом, урезание уха и четыре года тюрьмы; за
третью - смертная казнь.
В Соборном
Уложении 1649 года применение смертной казни предусматривалось
почти в шестидесяти случаях (даже курение табака наказывалось
смертью). Смертная казнь делилась на простую (отсечение головы,
повешение) и квалифицированную (колесование, четвертование, сожжение,
залитие горла металлом, закапывание живьем в землю).
Членовредительские
наказания включали следующие: отсечение руки, ноги, урезание уха, носа, губы,
вырывание глаза, ноздрей. Эти наказания могли применяться как в качестве
основных, так и в качестве дополнительных. Они должны были выделять
преступника из окружающей массы людей.
Вообще,
система наказаний по Соборному Уложению 1649 года характеризовалась
следующими особенностями:
а).
Индивидуализация наказания. Жена и дети преступника не отвечали за
совершенное им деяние. Однако пережитки архаической системы наказаний
сохранились в институте ответственности третьих лиц: помещик, убивший чужого
крестьянина, должен был передать понесшему ущерб помещику другого
крестьянина, сохранялась процедура “правежа”.
б). Сословный
характер наказания. Этот признак выражался в том, что за одни и те же
преступления разные субъекты несли разную ответственность (например, за
аналогичное деяние боярин наказывался лишением чести, а простолюдин -
кнутом. Глава 10).
в).
Неопределенность в установлении наказания. Этот признак был связан с целью
наказания - устрашением. Неопределенность в установлении наказания
создавала дополнительное психологическое воздействие на преступника.
Публичность наказаний имела социально-психологическое назначение,
поскольку многие наказания (сожжение, утопление, колесование) служили как
бы аналогами адских мук.
г). Тюремное
заключение, как специальный вид наказания, могло устанавливаться сроком
от трех дней до четырех лет или на неопределенный срок. Как дополнительный
вид наказания (а иногда как основной) назначалась ссылка. К представителям
привилегированных сословий применялся такой вид наказания, как лишение
чести и прав.
Итак, сделаем выводы данного исследования. Рассмотрев три этапа становления российской правовой системы, можно сказать следующее:
Наиболее важным событием истории Киевской Руси было обращение в христианство в 989 году, в период царствования Владимира. Первый памятник русского права, если отбросить некоторые договоры, заключенные ранее с Византией, появился сразу же после этого события. Как и на Западе, в определенный момент появилась необходимость записать обычаи, для того чтобы благодаря могуществу письменного слова укрепить влияние церкви. Русские обычаи киевской земли были записаны в первой половине XI века; сборник, содержащий многочисленные варианты обычаев XI--XIV веков, называется Русская Правда. Записанные по-славянски, эти обычаи более или менее детально описывают общество, более развитое, чем общество германских или скандинавских племен в эпоху составления "варварских законов". Писаное право носит территориальный, а не племенной характер, и положения его по многим вопросам свидетельствуют о наличии феодального строя, что было подробно описано в данной работе.
Что
касается Судной грамоты города Пскова, нельзя недооценивать роль этого
документа в решении гражданских вопросов общества. Вместе с Новгородской Судной
Грамотой, Псковская Судная Грамота очень много места уделяет судоустройству и
судопроизводству, но при этом дает обильный запас норм и материального права,
особенно гражданского. В Псковской Судной Грамоте встречаются обстоятельные
постановления о договорах купли-продажи, найма и займа, о торговых и
землевладельческих товариществах, о семейных отношениях по имуществу. Псковская
Судная Грамота различает юридические понятия, требовавшие развитого
правосознания, предусматривает юридические случаи, какие могли возникнуть в
живом и сложном гражданском обороте торгового города. "В ее определениях
имущественных и обязательственных отношений сказывается чутье Правды,
стремившееся установить равновесие борющихся частных интересов и на нем
построить порядок, ограждаемый не только законами, но и нравами. Поэтому в ряду
судебных доказательств она дает предпочтительное значение присяги, отдавая
обыкновенно на волю истца решить тяжбу этим способом: "хочет, сам поцелует
или у креста положит", то есть предоставит целовать крест ответчику,
положив у креста спорную вещь или ее цену."
Как нам известно, с принятием Соборного Уложения в 1649 году впервые в истории российской государственности была сделана попытка создать единый свод всех действующих правовых норм, охватить им все стороны общественно – политической и экономической жизни России, а не отдельные группы общественных отношений. В результате кодификации Соборное Уложение было сведено в 25 глав и 967 статей, наметилось разделение норм по отраслям и институтам. И хотя основная цель не была достигнута, да и не могла быть достигнута в тех условиях, Соборное Уложение укрепило судебно–правовую систему России и явилось фундаментом, на котором в последующем она развивалась и дополнялась как свод законов феодально–крепостнической России.
Итак, мы рассмотрели основные элементы, положившие начало развитию и становлению правовой и судебной системе России, а также ее законодательной базе. В данной работе не только описывается все эти три документа, но и проводится их сравнительный анализ, в котором акцент делался на полное и подробное изучение особенностей каждого нормативно-правового документа.
1.
Греков
Б.Д. Киевская Русь. Политиздат. 1953.
2.
Зимин
А.А. Холопы на Руси. М. Наука. 1973.
3.
Исаев И.
А. История государства и права России. М. 1999.
4.
Свердлов
М.Б. От закона русского к Русской Правде. М. 1988.
5.
Тихомиров
М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. Издательство Московского
Университета. 1953.
6.
Хрестоматия
по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. Под редакцией Титова
Ю.П. и Чистякова И.О. М. 1990.
7.
Ключевский
В.О. Курс русской истории ч.1 .5-изд .М
8.
Щапов
Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси 9- 14 века.
9.
Юшков
С.В. Русская Правда: Происхождение, источники, ее значение. М. 1950.
10.
Хрестоматия
по истории отечественного государства и права.
11.
X век –
1917 год. Составители Д.Ю.Н. Томсинов В.А. М “Зерцало”, 1998 г.
12.
Алексеев
Ю.Г. Псковская Судная Грамота и ее время: развитие феодальных отношений на Руси
в XIV-XV вв. М., 1980.