Лицензирвование и сертификация в туризме
Содержание
Введение. 3
1 Лицензирование туристской деятельности. 5
2 Сертификация как гарантия качества
туристских услуг 15
Заключение. 29
Список литературы. 30
В настоящее время в России туризм признан
одним из приоритетных направлений развития экономики. Как свидетельствуют
данные организации туристской деятельности государственного управления
туризмом Департамента туризма Минэкономразвития России, в Москве получили
лицензию на туроператорскую и турагентскую деятельность около 7 тыс. туристских
фирм, специализирующихся в основном на выездном туризме.
Россия как туристская страна, несмотря на свой
высокий потенциал, занимает весьма незначительное место на мировом туристском
рынке. Надолго въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового
туристского потока. Это является весьма низким показателем, учитывая, что
культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих
странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.
Согласно оценкам Всемирной туристской
организации (ВТО) в настоящее время наиболее перспективными сегментами рынка,
растущими опережающими темпами, являются:
·
экологический туризм. Нужно отметить, что ООН
официально объявила 2002 г. годом экологического туризма;
·
культурно-познавательный туризм, охватывающий 10%
мирового потока туристов, жизненный уровень которых выше среднего и которые
постоянно ищут новые туристские направления для путешествий;
·
специализированный туризм, подразумевающий такие
виды, как профессионально-деловой, учебный, спортивный, событийный, лечебно-оздоровительный
туризм и другие виды туризма, а также обеспечивающий концентрированные продажи
всего комплекса туристских и смежных продуктов и услуг;
·
круизы, в которых в 2000 г. участвовало 9 млн.
человек. Следует учитывать, что насыщение Средиземного моря круизами открывает
определенные перспективы перед Балтийским морем.
Основными факторами, сдерживающими развитие
въездного туризма в Россию, являются:
·
образ России как страны, небезопасной для туризма,
создаваемый зарубежными и отдельными отечественными средствами массовой
информации;
·
отсутствие за рубежом рекламы туристских
возможностей страны, в том числе посредством участия в международных выставках
и деятельности финансируемых государством загранпредставительств по туризму;
·
неблагоприятный для туристских посещений в страну
визовый режим, заключающийся в завышенной стоимости виз, длительных сроках их
выдачи;
·
неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный
и физический износ существующей материальной базы, малое количество
гостиничных средств размещения туристского класса («3 звезды»);
·
отсутствие благоприятного налогового режима для
инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;
·
невысокое качество обслуживания во всех секторах
туристской индустрии;
·
несоответствие цены и качества размещения в
гостиницах.
Часть вышеперечисленных проблем можно решить
только путем качественного повышения квалификации сотрудников туристских фирм и
гостиничного хозяйства, через развитие системы профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации соответствующих специалистов.
Краеугольным камнем при этом являются знания по лицензированию туристской
деятельности и сертификации туристских услуг. Менеджер туризма и гостиничного
хозяйства должен в полной мере обладать этими знаниями.
Основой законодательной базы по лицензированию
туристской деятельности является Федеральный закон «О лицензировании отдельных
видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ, который был принят
Государственной Думой 13 июля 2001 г. и одобрен Советом Федерации 20 июля 2001
г. Закон вступил а силу 10 февраля 2002 г. Данный Закон регулирует отношения,
возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования
отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным п. 1
ст. 17 данного Закона.
Действие Федерального закона «О лицензировании
отдельных видов деятельности» распространяется на органы государственной
власти, органы местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей.
В данном Законе используются следующие
основные понятия:
·
лицензия - специальное разрешение на осуществление
конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных
требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или
индивидуальному предпринимателю;
·
лицензируемый вид деятельности - вид деятельности,
на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется
получение лицензии в соответствии с данным Законом;
·
лицензирование - мероприятия, связанные с
предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие
лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием
лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при
осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных
требований и условий;
·
лицензионные требования и условия - совокупность
установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности
требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при
осуществлении лицензируемого вида деятельности;
·
лицензирующие органы - федеральные органы
исполнитель- Ной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Законом;
·
лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида
деятельности;
·
соискатель лицензии - юридическое лицо или
индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением
о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
·
реестр лицензий - совокупность данных о
предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий,
приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.
Основными принципами осуществления
лицензирования являются:
·
обеспечение единства экономического пространства на
территории Российской Федерации;
·
установление единого перечня лицензируемых видов
деятельности;
·
установление единого порядка лицензирования на
территории Российской Федерации;
·
установление лицензионных требований и условий
положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
·
гласность и открытость лицензирования;
·
соблюдение законности при осуществлении
лицензирования.
К лицензируемым относятся те виды
деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба
правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства,
культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не
может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В целях обеспечения единства экономического
пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации
в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными
направлениями внутренней политики государства:
·
утверждает положения о лицензировании конкретных
видов деятельности;
·
определяет федеральные органы исполнительной власти,
осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;
·
устанавливает виды деятельности, лицензирование
которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
На лицензирующие органы возложены следующие
полномочия:
·
предоставление лицензий;
·
переоформление документов, подтверждающих наличие
лицензий;
·
приостановление действия лицензий;
·
возобновление действия лицензий;
·
аннулирование лицензий (в случае, предусмотренном
п. 3 ст. 13 настоящего Закона);
·
ведение реестра лицензий;
·
контроль соблюдения лицензиатами при осуществлении
лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и
условий.
Порядок осуществления полномочий лицензирующих
органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов
деятельности.
Федеральные органы исполнительной власти по
соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
могут передавать им осуществление своих полномочий.
На каждый вид деятельности, указанный в п. 1
ст. 17 настоящего Закона, необходима лицензия.
Деятельность, на которую предоставлена
лицензия, может осуществляться только получившим лицензию юридическим лицом
или индивидуальным предпринимателем.
Деятельность, на осуществление которой
лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на
всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой
лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации,
может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при
условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов
Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Срок действия лицензии - не менее 5 лет, и по
его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.
Продление срока действия лицензии
осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие
лицензии.
Положениями о лицензировании конкретных видов
деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.
Для получения лицензии ее соискатель
представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:
·
заявление о предоставлении лицензии с указанием:
наименования и организационно-правовой формы, места нахождения - для
юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных
документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;
лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель намерено осуществлять;
·
копии учредительных документов и свидетельства о
государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица
(с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для
юридического лица;
·
копия свидетельства о государственной регистрации
гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением
оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального
предпринимателя;
·
копия свидетельства о постановке соискателя
лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если
копия не заверена нотариусом);
·
документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора
за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
·
сведения о квалификации работников соискателя
лицензии.
Кроме указанных документов в положениях о
лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено
представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного
вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также
иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено
соответствующими федеральными законами.
Не допускается требовать от соискателя
лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Законом и иными
нормативно-правовыми актами.
Все документы, представленные в
соответствующий лицензирующий орган для предоставления лицензии, принимаются
по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой
о дате приема документов указанным органом.
Лицензирующий орган принимает решение о
предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий
60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми
необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом
лицензирующего органа.
Более короткие сроки принятия решения о
предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться
положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Лицензирующий орган обязан в указанный срок
уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе
в предоставлении лицензии.
Уведомление о предоставлении лицензии
направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием
реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора.
Уведомление об отказе в предоставлении
лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с
указанием причин отказа.
В течение 3 дней после представления
соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за
предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату
документ, подтверждающий наличие лицензии.
Лицензиат имеет право на получение дубликатов
указанного документа, которые предоставляются лицензиату за плату, равную плате,
установленной за предоставление информации, содержащейся и реестре лицензий.
Основаниями отказа в предоставлении лицензии
являются:
·
наличие в документах, представленных соискателем
лицензии, недостоверной или искаженной информации;
·
несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих
или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
Не допускается отказ в выдаче лицензии на
основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или
планируемой для производства соискателем лицензии.
Соискатель лицензии имеет право обжаловать в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего
органа в предоставлении лицензии или его бездействие.
В решении о предоставлении лицензии и в
подтверждающем наличие лицензии документе указываются:
·
наименование лицензирующего органа;
·
наименование и организационно-правовая форма
юридического лица, место его нахождения - для юридического лица; фамилия, имя,
отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для
индивидуального предпринимателя;
·
лицензируемый вид деятельности;
·
срок действия лицензии;
·
идентификационный номер налогоплательщика;
·
номер лицензии;
·
дата принятия решения о предоставлении лицензии.
В случае преобразования юридического лица,
изменения его наименования или местонахождения либо изменения имени или места
жительства индивидуального предпринимателя, утраты документа, подтверждающего
наличие лицензии, лицензиат - юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный
предприниматель обязан не позднее чем через 15 дней подать заявление о
переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов,
подтверждающих указанные изменения или утрату документа, подтверждающего
наличие лицензии.
При переоформлении документа, подтверждающего
наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в
реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии,
осуществляется в течение 10 дней со дня получения лицензирующим органом
соответствующего заявления.
Контроль соблюдения лицензиатом лицензионных
требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида
деятельности, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции.
Лицензирующие
органы имеют право:
·
проводить проверки деятельности лицензиата на
предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям;
·
запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и
документы при проведении проверок;
·
составлять на основании результатов проверок акты
(протоколы) с указанием конкретных нарушений;
·
выносить решения, обязывающие лицензиата устранить
выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
·
выносить предупреждение лицензиату.
Лицензирующие органы вправе приостановить
действие лицензии в случае выявления ими неоднократных нарушений или грубого
нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.
Лицензирующий орган обязан установить срок
устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия
лицензии. Указанный срок не может превышать 6 месяцев. В случае, если в
установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий
орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензиат обязан уведомить в письменной форме
лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление
действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии,
принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной
форме лицензиату в течение 3 дней после получения соответствующего уведомления
и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой
приостановление действия лицензии.
Плата за возобновление действия лицензии не
взимается. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не
продлевается.
Лицензия теряет юридическую силу в случае
ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате
реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия
свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве
индивидуального предпринимателя.
Лицензирующие органы вправе аннулировать
лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение 3 месяцев
лицензионного сбора за предоставление лицензии.
Лицензия может быть аннулирована решением суда
на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом
лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам,
законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства,
культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае,
предусмотренном выше, по решению лицензирующих органов. Одновременно с подачей
заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной
лицензии на период до вступления в силу решения суда.
Решение о приостановлении действия лицензии,
об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии
в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с
мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после
его принятия.
Решение о приостановлении действия лицензии и
об аннулировании лицензии может быть обжаловано, в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на
виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют.
Информация, содержащаяся в реестре лицензий,
является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц.
Информация, содержащаяся в реестре лицензий, в
виде выписок о конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридическим
лицам за плату.
Информация из реестра лицензий органам
государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется
бесплатно.
Срок предоставления информации из реестра
лицензий не может превышать три дня со дня поступления соответствующего
заявления.
За рассмотрение лицензирующим органом
заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор.
За предоставление лицензии взимается лицензионный
сбор.
Суммы указанных в настоящей статье
лицензионных сборов зачисляются в соответствующие бюджеты.
Финансирование лицензирования осуществляется в
пределах средств, выделяемых из соответствующих бюджетов на содержание
лицензирующих органов.
Ниже приводится выдержка из ст. 17, где дан
перечень видов деятельности, связанных с предоставлением туристских и
гостиничных услуг (услуг средств размещения), на осуществление которых требуются
лицензии в соответствии с настоящим Законом:
·
перевозки пассажиров морским транспортом;
·
перевозки грузов морским транспортом;
·
перевозки пассажиров внутренним водным транспортом;
·
перевозки грузов внутренним водным транспортом;
·
перевозки пассажиров воздушным транспортом;
·
перевозки грузов воздушным транспортом;
·
перевозки пассажиров автомобильным транспортом,
оборудованным для перевозок более 8 ч (за исключением случаев, если указанная
деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица
или индивидуального предпринимателя);
·
перевозки пассажиров на коммерческой основе
легковым автомобильным транспортом;
·
перевозки грузов автомобильным транспортом
грузоподъемностью свыше 3,5 т (за исключением случаев, если указанная деятельность
осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или
индивидуального предпринимателя);
·
перевозки пассажиров железнодорожным транспортом
(за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для
обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя
и без выхода на железнодорожные пути общего пользования);
·
перевозки грузов железнодорожным транспортом (за
исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения
собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя и без
выхода на железнодорожные пути общего пользования);
·
туроператорская деятельность;
·
турагентская деятельность;
·
деятельность по продаже прав на клубный отдых.
Необходимо отметить, что деятельность,
связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами
Российской Федерации, также требует лицензирования.
Введение лицензирования видов деятельности, не
обозначенных в настоящем Законе, возможно только путем внесения дополнений в
предусмотренный ст. 17 перечень видов деятельности, на осуществление которых
требуются лицензии.
Федеральные законы и иные нормативные правовые
акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, за
исключением видов деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 1 настоящего Закона,
действуют в части, не противоречащей настоящему Закону, и подлежат приведению в
соответствие с настоящим Законом.
Лицензирование видов деятельности, не
указанных в настоящем Законе, прекращается со дня вступления его в силу.
Федеральные авиационные правила лицензирования
деятельности в области гражданской авиации действуют до момента вступления в
силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Воздушный
кодекс Российской Федерации.
В феврале 2002 г. вступил в силу Федеральный
закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», в котором предусмотрено
раздельное лицензирование туроператорской и турагентской деятельности,
Положения утверждены постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. №
95.
Не менее важен Закон РФ «О сертификации
продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. № 5151-1 (с изменениями от 27 декабря
1995 г., 2 марта и 31 июля 1998 г.), который устанавливает правовые основы
обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов
(далее — продукция) в РФ, а также права, обязанности и ответственность участников
сертификации.
Объектами сертификации могут быть продукция
производственно-технического назначения, товары народного потребления, услуги,
оказываемые населению и предприятиям, а также иные объекты (далее -
продукция). Объекты обязательной сертификации определяются законодательными
актами (актами законодательного органа).
Сертификация — процедура подтверждения
соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца,
исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной
форме, что продукция соответствует установленным требованиям.
Сертификация осуществляется в целях:
·
создания условий для деятельности организаций и
предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в
международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной
торговле;
·
содействия потребителям в компетентном выборе
продукции;
·
защиты потребителя от недобросовестности изготовителя
(продавца, исполнителя);
·
контроля безопасности продукции для окружающей
среды, жизни, здоровья и имущества потребителя;
·
подтверждения показателей качества продукции,
заявленных изготовителем.
Сертификация может носить обязательный и
добровольный характер.
Сертификация является методом объективного
контроля качества продукции, ее соответствия установленным требованиям.
Наличие сертификата, выданного компетентным
органом, облегчает экспорт и импорт продукции, помогает покупателям в выборе
товара и служит определенной гарантией его доброкачественности.
Обязательная сертификация является также
средством государственного контроля безопасности продукции.
Добровольная сертификация способствует
повышению конкурентноспособности продукции.
Российская Федерация является участником ряда
международных систем сертификации продукции: изделий электронной техники, электротехнических
изделий, омологации дорожных транспортных средств, ручного огнестрельного
оружия. При сертификации указанной продукции следует руководствоваться
правилами соответствующей системы международной сертификации.
Специально уполномоченный федеральный орган
исполнительной власти в области сертификации в соответствии с рассматриваемым
настоящим Законом:
·
формирует и реализует государственную политику в
области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению
сертификации на территории Российской Федерации и публикует официальную
информацию о них;
·
проводит государственную регистрацию систем
сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации;
·
публикует официальную информацию о действующих в
Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет
ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по
сертификации;
·
готовит в установленном порядке предложения о
присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также
может в установленном порядке заключать соглашения с международными
(региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;
·
представляет в установленном порядке Российскую
Федерацию в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации
национальный орган Российской Федерации по сертификации.
Полномочия по государственной регистрации
систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации,
распространяются на системы обязательной и добровольной сертификации. Государственная
регистрация систем сертификации и знаков соответствия является исключительной
компетенцией Госстандарта России.
Порядок государственной регистрации, согласно
Закону, устанавливается Госстандартом России. Цели государственной
регистрации, объем полномочий регистрационного органа, характер и количество
представляемых документов при регистрации систем обязательной и добровольной
сертификации принципиально различаются.
Системы обязательной сертификации создаются
государственными органами управления при реализации решений законодательного
органа о проведении обязательной сертификации. Исполнители работ в этих
системах должны быть уполномочены или аккредитованы на право проведения
соответствующих работ государственными органами. Некоторые из участников
обладают контрольными и арбитражными функциями. В связи с этим Законом для них
установлен разрешительный (лицензионный) порядок деятельности, который требует
всесторонней предварительной проверки и подтверждения компетентности
определенными документами. Регистрация осуществляется после установления
соответствия всем предъявляемым требованиям. В отличие от этого,
государственная регистрация систем добровольной сертификации носит
явочно-учетный характер. Закон не предусматривает возможности отказа в регистрации
такой системы ни по каким основаниям. Это объясняется тем, что работы по добровольной
сертификации осуществляются на договорной основе, не требуют специального правового
регулирования, а подчиняются общим нормам гражданского законодательства.
Однако факт регистрации в Госстандарте России наряду с регистрацией в качестве
юридического лица является необходимым условием начала функционирования
системы.
Госстандарт России как центральный
государственный орган осуществляет общегосударственную регистрацию систем
сертификации, знаков соответствия в целом, что дает им право функционировать.
Как орган, создавший систему обязательной сертификации (так же как и другие
государственные органы), Госстандарт России обязан вести реестр участников и
объектов сертификации в созданной им конкретной системе сертификации.
Публикация официальной информации о
действующих в РФ системах обязательной и добровольной сертификации и знаках
соответствия, а также направление ее в международные (региональные) организации
по сертификации являются обязанностью Госстандарта России. Информация
составляется на основе данных государственной регистрации.
Право Госстандарта России представлять РФ в
международных (региональных) организациях по, вопросам сертификации и заключать
с ними соглашения о взаимном признании результатов сертификации является
исключительным и не может осуществляться другими ведомствами.
Система сертификации создается федеральными
органами исполнительной власти и организациями и представляет собой совокупность
участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным
в этой системе в соответствии с рассматриваемым Законом.
В систему сертификации могут входить
предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а
также общественные объединения.
Таким образом, система сертификации может
создаваться только юридическими лицами (форма собственности при этом не имеет
значения).
Закон предусматривает две составляющие системы
сертификации: совокупность участников сертификации и правила сертификации.
Исходя из понятия сертификации как деятельности по подтверждению соответствия
продукции установленным требованиям к участникам сертификации могут быть
отнесены: государственные органы, организации, являющиеся создателями системы
сертификации, испытательные лаборатории (центры), центральные органы систем
сертификации.
Закон относит к участникам сертификации также
изготовителей (продавцов, исполнителей) продукции.
Система сертификации создается для
определенного вида (класса) однородной продукции, включающего большие группы
товаров или услуг, имеющих единые функциональное назначение, принципы работы
(применения), методы контроля и испытаний и т.д. Например, система сертификации
пищевых продуктов и пищевого сырья, туристских услуг, радиоэлектронной
техники, автомототехники и др. Конкретный перечень товаров (услуг)
определяется документами системы или общими перечнями продукции путем ссылки
на коды классификатора продукции (ОКП) или товарной номенклатуры внешнеэкономической
деятельности (ТН ВЭД), а также путем указания соответствующих государственных
стандартов и приравненных к ним документов.
В систему сертификации могут входить несколько
систем сертификации однородной продукции.
Отдельные системы сертификации однородной
продукции могут объединяться в единую, более крупную систему, все звенья
которой руководствуются едиными принципами и документами, что не исключает
возможности учета специфики отдельных систем в их руководящих документах.
Система обязательной сертификации является именно такой объединяющей системой.
Системы сертификации подлежат государственной
регистрации в установленном порядке.
Для подтверждения соответствия
сертифицированной продукции установленным требованиям предусмотрен сертификат
соответствия -документ, выданный по правилам системы сертификации.
Обязательной составной частью сертификата
соответствия является сертификат пожарной безопасности.
Порядок организации и проведения сертификации
продукции и услуг в области пожарной безопасности определяется Государственной
противопожарной службой федерального органа исполнительной -власти в области
внутренних дел по согласованию со специально уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти в области сертификации.
Для маркировки продукции и услуг применяются
знаки соответствия - зарегистрированные в установленном порядке знаки, которым
по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается
соответствие маркированной ими продукции установленным требованиям.
Порядок государственной регистрации знаков
соответствия устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти в области сертификации.
Правила применения знаков соответствия
устанавливаются конкретной системой сертификации в соответствии с правилами,
устанавливаемыми специально уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти в области сертификации.
Обязательная сертификация осуществляется в
случаях, предусмотренных законодательными актами РФ.
При обязательной сертификации действие
сертификата и знака соответствия распространяется на всей территории Российской
Федерации.
Организация и проведение работ по обязательной
сертификации возлагаются на Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных
специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области
сертификации, законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных
видов продукции, могут быть возложены на другие федеральными органами
исполнительной власти.
Формы обязательной сертификации продукции
устанавливаются Госстандартом России либо другими государственными органами
управления Российской Федерации, уполномоченными на то в соответствии с
законодательством, с учетом сложившейся международной и зарубежной практики.
Подтверждение соответствия может также
проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем)
декларации о соответствии.
Декларация о соответствии является документом,
в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая
(продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Перечни
продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о
соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок ее принятия
утверждаются Правительством Российской Федерации.
Декларация о соответствии, принятая в
установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую
силу наравне с сертификатом.
Участниками обязательной сертификации являются
федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные проводить работы по
обязательной сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории
(центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные
органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации
и координации работ в системах сертификации однородной продукции.
Допускаются к проведению работы по
обязательной сертификации организации независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами,
исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции,
при условии их аккредитации в установленном порядке и наличии лицензий на
проведение работ по обязательной сертификации.
Специально уполномоченный федеральный орган
исполнительной власти в области сертификации России и другие федеральные
органы исполнительной власти, на которые законодательными актами РФ
возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации, в
пределах своей компетенции:
·
создают системы сертификации однородной продукции и
устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих
системах;
·
осуществляют выбор способа подтверждения
соответствия продукции требованиям нормативных документов (формы сертификации);
·
определяют центральные органы систем сертификации;
·
аккредитуют органы по сертификации и испытательные
лаборатории (центры) и выдают им разрешения на право проведения определенных
видов работ (лицензии на проведение определенных видов работ);
·
ведут государственный реестр участников и объектов
сертификации;
·
устанавливают правила признания зарубежных
сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;
·
устанавливают правила аккредитации и выдачи
лицензий на проведение работ по обязательной сертификации;
·
осуществляют государственный контроль и надзор и
устанавливают порядок инспекционного контроля соблюдения правил сертификации и
за сертифицированной продукцией;
·
рассматривают апелляции по вопросам сертификации.
Центральные органы в структуре создаваемых
систем сертификации предусматриваются в тех случаях, когда более крупная система
объединяет несколько систем либо, когда система имеет большое количество
участников сертификации и обширную номенклатуру продукции.
Центральные органы возглавляют систему
сертификации и выполняют отдельные функции государственных органов: организуют
работу в системе и координируют деятельность всех участников, устанавливают
правила процедуры сертификации и управления системой, рассматривают жалобы
заявителей (хозяйствующих субъектов) на неправильные действия органов по
сертификации и испытательных центров, аккредитованных в данной системе.
Непосредственно работу по сертификации центральный орган, как правило, не
осуществляет.
Решения центральных органов систем
сертификации по апелляциям могут быть обжалованы в соответствующий орган
государственного управления.
Под апелляцией прежде всего следует понимать
жалобу заявителя на действия органа по сертификации или испытательной лаборатории,
нарушающие правила, установленные в данной системе, либо законодательство, в
результате чего ущемляются права и интересы заявителя.
Это могут быть жалобы на необоснованный отказ
в выдаче сертификата, финансовые нарушения и т.п.
Закон не регламентирует права государственного
органа по результатам рассмотрения апелляции. Очевидно, эти права могут быть
определены исходя из правовой природы отношений между органом управления и
участниками сертификации.
Орган государственного управления, выступающий
в качестве создателя системы сертификации, выдает разрешение - лицензию на
выполнение определенных работ. При нарушении органом по сертификации или испытательной
лабораторией условий выдачи лицензии, установленном в результате рассмотрения
жалобы, действие лицензии может быть приостановлено или аннулировано.
Документ «Требования к органу по сертификации
и порядок его аккредитации», действующий в системе ГОСТ Р, предусматривает
возможность обжалования решения Госстандарта России в комиссию по апелляциям
при Госстандарте России. Аналогичное право имеют и испытательные лаборатории.
Аккредитация органов по сертификации и
испытательных центров систем сертификации осуществляется по специальной
программе и в порядке, установленном государственным органом при создании
системы сертификации в соответствующих правилах.
При положительных результатах аккредитации
государственный орган выдает лицензию (разрешение) на проведение определенных
видов работ (выдача сертификата или результатов испытания определенных видов
продукции). Правила аккредитации и выдачи лицензий устанавливаются в каждой
системе обязательной сертификации.
Орган по сертификации, являясь основным
рабочим органом системы сертификации, непосредственно организующим всю работу
по подтверждению соответствия продукции требованиям государственных стандартов
по безопасности, осуществляет следующие виды деятельности:
·
сертифицирует продукцию и услуги, выдает
сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;
·
осуществляет в установленном порядке инспекционный
контроль за сертифицированной продукцией, услугами.
·
приостанавливает либо отменяет действие выданных им
сертификатов;
·
предоставляет заявителю по его требованию
необходимую информацию в пределах своей компетенции.
Орган по сертификации и его руководители несут
юридическую ответственность за нарушение правил сертификации.
Испытательные лаборатории (центры),
аккредитованные в установленном порядке, осуществляют испытания конкретной
продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей
сертификации.
Изготовители (продавцы, исполнители)
продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории
Российской Федерации, обязаны:
·
реализовывать эту продукцию только при наличии
сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом или
декларации о соответствии, принятой в установленном порядке;
·
обеспечивать соответствие реализуемой продукции,
услуг только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным
на то органом;
·
обеспечивать соответствие реализуемой продукции,
услуг требованиям нормативных документов, на соответствие которым они были
сертифицированы, и маркирование их знаком соответствия в установленном порядке;
·
указывать в сопроводительной технической
документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и нормативных
документах, которым должны соответствовать услуги, и обеспечивать доведение
этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);
·
приостанавливать или прекращать реализацию
продукции, услуг, если они не отвечают требованиям нормативных документов, на
соответствие которым сертифицированы или подтверждены декларацией о
соответствии, по истечении срока действия сертификата, декларации о
соответствии или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае,
если действие сертификата приостановлено или отменено решением органа по
сертификации;
·
обеспечивать беспрепятственное выполнение своих
полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную
сертификацию продукции и контроль за сертифицированной продукцией;
·
извещать орган по сертификации в установленном им
порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в
технологический процесс производства сертифицированной продукции.
Государственный контроль и надзор за
соблюдением изготовителями (продавцами, исполнителями), испытательными
лабораториями (центрами), органами по сертификации правил обязательной сертификации
и за сертифицированной продукцией осуществляется Госстандартом России, иными
специально уполномоченными государственными органами управления РФ в пределах
их компетенции.
Непосредственный государственный контроль и
надзор за соблюдением правил сертификации и сертифицированной продукцией проводится
должностными лицами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением
обязательных требований государственных стандартов. Указанные должностные лица
осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением правил по
сертификации и за сертифицированной продукцией в порядке и на условиях,
установленных Законом РФ «О стандартизации».
Юридические и физические лица, а также органы
государственного управления, виновные в нарушении правил обязательной
сертификации, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную,
административную либо гражданско-правовую ответственность.
В настоящее время осуществляется переход от
обязательной системы сертификации к добровольной.
Добровольная сертификация проводится по
инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях
подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических
условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.
Добровольная сертификация проводится на
условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
Добровольная сертификация продукции, подлежащей
обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой
продукции.
Добровольная сертификация осуществляется
органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной
сертификации, образованную любым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную
систему и знак соответствия в специально уполномоченном федеральном органе
исполнительной власти в области сертификации в установленном им порядке.
Органом по добровольной сертификации может
быть юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, а также
юридическое лицо, взявшее на себя функции органа по добровольной сертификации
на условиях договора с юридическим лицом, образовавшим данную систему.
Орган по добровольной сертификации:
·
осуществляет сертификацию продукции, выдает
сертификаты, а также на условиях договора с заявителем предоставляет ему право
на применение знака соответствия;
·
приостанавливает либо отменяет действие выданных
сертификатов.
Юридическое лицо, образовавшее систему
добровольной сертификации, устанавливает правила проведения работ в системе
сертификации, порядок оплаты таких работ и определяет участников системы
добровольной сертификации.
Добровольная сертификация может проводиться
также в системе обязательной сертификации, если это предусмотрено правилами данной
системы и при наличии в ней зарегистрированного в установленном порядке знака
соответствия добровольной сертификации.
Предметом добровольной сертификации могут
быть:
·
продукция производственно-технического назначения,
товары народного потребления, работы и услуги, не включенные в перечень
продукции, подлежащей обязательной сертификации;
·
продукция производственно-технического назначения,
товары народного потребления, работы и услуги, подлежащие обязательной сертификации,
- по показателям, не относящимся к обеспечению безопасности;
·
продукция, товары, работы и услуги в
государственных стандартах, на которые отсутствуют требования по безопасности.
Формы добровольной сертификации конкретной
продукции определяются по предложению заявителя с согласия органа по сертификации
и фиксируются в договоре.
В постановлении Правительства Российской
Федерации «О внесении изменений в перечень товаров, подлежащих обязательной
сертификации, перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, и
в перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией
о соответствии» от 29 апреля 2002 г. № 287 сокращены перечни продукции и услуг,
подлежащих обязательной сертификации. Таким образом, туристские услуги, услуги
туроператоров и турагентов, услуги средств размещения туристов подлежат не
обязательной, а добровольной сертификации.
Гражданское законодательство определяет
правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и
порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных
прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной
собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие
имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные
на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Гражданское законодательство регулирует
отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или
с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная,
осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое
получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ
или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном
законом порядке.
Общепризнанные принципы и нормы международного
права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с
Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской
Федерации.
Международные договоры Российской Федерации
применяются к отношениям, указанным в ГК РФ непосредственно, кроме случаев,
когда из международного договора следует, что для его применения требуется
издание внутригосударственного акта.
Гражданские права и обязанности возникают из
оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий
граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или
подобными актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства
порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские
права и обязанности возникают:
1.
из договоров и иных сделок, предусмотренных
законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом,
но не противоречащих ему:
2.
из актов государственных органов и органов местного
самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания
возникновения гражданских прав и обязанностей;
3.
из судебного решения, установившего гражданские
права и обязанности;
4.
в результате приобретения имущества по основаниям,
допускаемым законом;
5.
в результате создания произведений науки,
литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной
деятельности;
6.
вследствие причинения вреда другому лицу;
7.
вследствие неосновательного обогащения;
8.
вследствие иных действий граждан и юридических лиц;
9.
вследствие событий, с которыми закон или иной
правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Права на имущество, подлежащие государственной
регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если
иное не установлено законом.
Согласно ст. 12 защита гражданских прав
осуществляется путем:
·
признания права;
·
восстановления положения, существовавшего до
нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу
его нарушения;
·
признания оспоримой сделки недействительной и
применения последствий ее недействительности, применения последствий
недействительности ничтожной сделки;
·
признания недействительным акта государственного
органа или органа местного самоуправления;
·
самозащиты права;
·
присуждения к исполнению обязанности в натуре;
·
возмещения убытков;
·
взыскания неустойки;
·
компенсации морального вреда;
·
прекращения или изменения правоотношения;
·
неприменения судом акта государственного органа или
органа местного самоуправления, противоречащего закону;
·
иными способами, предусмотренными законом.
В силу своего географического положения Россия
не является и не может стать страной массового въезда туристов с целью
традиционного летнего пляжного отдыха. Тем не менее культурно-исторический,
природный потенциал страны огромен, и при правильной постановке маркетинговой
работы, а также совершенствовании и развитии туристской инфраструктуры
количество иностранных туристов, прибывающих в нашу страну, может значительно
вырасти.
Это является основанием для более четкой
направленности и более агрессивного маркетинга по основным направляющим
странам, включая в первую очередь целенаправленную рекламно-информационную
деятельность. Только грамотно построенная маркетинговая стратегия,
сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках, позволит сделать
въездной туризм наиболее доходной составляющей всей туристской сферы России.
Но все усилия, в том числе и маркетинговые,
будут тщетны, если прибывающим туристам не будет обеспечен соответствующий
мировым стандартам уровень оказываемых услуг. Именно поэтому особенно важен
грамотный и комплексный подход к лицензированию и сертификации туристской
деятельности.
В ближайшем будущем количество туристских
компаний, выполняющих агентские функции, по всей вероятности, увеличится
(отдельное лицензирование турагентов и туроператоров), что приведет к
увеличению конкуренции между ними, поэтому туристским организациям
целесообразно объединять усилия и капиталы.
Детальное проведение лицензирования и
сертификации будет способствовать более полному удовлетворению запросов
современного потребителя к предлагаемому ему турпродукту, который в настоящее
время избалован изобилием предложений различного рода путешествий, жаждущий
впечатлений и удовольствий, активен и самостоятелен.
1.
Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное
пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001.
2.
Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма:
Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000.
3.
Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб.:
Издательский Торговый дом «Герда», 2000.
5.
Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация
деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000.
6.
Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. Пособие. –
Мн.: Новое знание, 2002.
7.
Квартальнов В.А. Туризм – М.: Финансы и статистика,
2000.
8.
Котлер Ф. и др. Маркетинг. Гостеприимство и туризм:
Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1998.
9.
Лукичева Л.И. и др. Менеджмент туризма: Основы
менеджмента: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003.
10.
Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – М.:
Инфра-М, 2000.
11.
Моиссева Н.К. Стратегическое управление
туристической фирмой. – М.: Финансы и статистика, 2000.
12.
Основы туристической деятельности: Учебник / Г.И.
Зорин, Е.Н. Ильина, Е.В. Мошняга и др. – М.: Советский спорт, 2000.
13.
Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг. – М.:
Финансы и статистика, 1999.
14.
Сапрунов В.Б. Туризм: эволюция, структура,
маркетинг. – М.: Ось-89, 1997.
15.
Румянцева З.П. Менеджмент организации. – М.:
Инфра-М, 1996.
16.
Туризм и гостиничное хозяйство: Учебник / Под ред.
А.Г. Поршнева и др. – М.: Инфра-М, 1998.
17.
Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент туризма:
Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003.
Министерство образования РФ
Санкт-Петербургский
государственный инженерно-экономический университет
по дисциплине:
«Менеджмент в туризме»
на тему: «Лицензирование и сертификация
в туризме»
Выполнила:
***************************
***************************
Проверила:
Колодезная И.В.
филиал г. Белгород
2003/2004 учебный год