Социальная работа в Скандинавских странах
Универсальная модель
социальной защиты основана на известном принципе всеобщего благосостояния. Она
активно действует в Швеции, Норвегии, Исландии и Финляндии. Ее особенностью
является наличие стандартной базовой системы государственной социальной защиты,
охватывающей широкие слои населения. В национальных социальных программах
участвуют практически все граждане этих стран. Сохранение принципа всеобщего
благосостояния стало возможным благодаря наличию значительного государственного
сектора экономики и высокого уровня налогообложения.
Финансовой основой
скандинавской модели социальной защиты служит перераспределение через
государственный бюджет подоходных налогов, взимаемых по прогрессивной шкале,
иных налогов, страховых взносов, а также государственное регулирование
важнейших сфер жизнедеятельности. Подоходным налогом облагаются даже пенсии и
некоторые пособия. В Швеции подоходный налог берется с пособий по безработице.
К началу 2000-х годов в структуре общей суммы налоговых поступлений 33 %
составляли взносы в систему социального страхования, включая платежи трудящихся
на пенсионное страхование. Для большинства населения уровень прямого
налогообложения был равен 30 – 40 % ежемесячного дохода. Максимальный уровень
налогообложения достигает в Швеции 60 % и более доходов.
Система налогового
перераспределения позволяет расширять практику государственного субсидирования.
В скандинавских странах его размеры играют определяющую роль в выплате
различных социальных пособий и особенно в медицинском обеспечении. Менее
масштабны государственные дотации в пенсионном обеспечении, где важная роль
принадлежит страховому компоненту системы социальной защиты.
Скандинавская модель
социальной защиты формировалась исторически. В настоящее время она возведена на
уровень обеспечения социальной безопасности. Отличительными сторонами этой
модели являются:
- основополагающее
значение универсальной государственной системы базовой защиты;
- наличие
дополнительного корпоративно – страхового компонента системы социальной защиты;
- вспомогательная роль
муниципалитетов и частных социальных служб в сфере социальной помощи.
В ряде скандинавских
стран для расчета социальных пособий и выплат введена определенная базовая
сумма, размер которой с годами претерпевает изменения. В 1960 году базовая
сумма в Швеции составляла 4200 крон (10 шведских крон равнялись примерно 1
американскому доллару), а в 2001 году – 36 900 крон. От размера базовой
суммы зависят социальные выплаты.
Пенсионное обеспечение.
Пенсионный возраст определен в 65 лет. Однако возможен ранний выход на пенсию –
с 58 лет в Финляндии, с 61 года в Швеции. Однако в этом случае будет
выплачиваться меньший размер пенсии.
Пенсионное обеспечение
состоит из двух частей 40 % выплат приходиться на базовую государственную
пенсию, 60 % - из дополнительных корпоративно-страховых фондов. Данные фонды
финансируются за счет выплат по социальному страхованию, выплачиваемых
работодателями и лицами, работающими по найму. Размер взноса составляет 13 % от
получаемого дохода. Дополнительные пенсии и базовые полагаются всем жителям
страны. Размер дополнительной пенсии устанавливается на основе максимальных
доходов за последние 15 лет и выплачивается из расчета 2 % от среднего дохода
за самые прибыльные годы, помноженного на число фактически отработанных лет, но
превышающих 30 лет. Для лиц, проработавших более 30 лет, такая пенсия
составляет 60 % от среднего дохода. (В Швеции на начало 2000-х годов размер
дополнительной пенсии составлял 138 739 крон). Наряду с базовой и
страховой пенсией существуют дополнительные выплаты по условиям коллективного
договора. На данные выплаты могут рассчитывать лица, проработавшие длительный
срок (30 и более лет) на одном предприятии или в одной отрасли. Размер
добавочной пенсии устанавливается по договоренности с профсоюзами, макс. Размер
10 – 15 % от величины последней заработной платы.
Управление национальной
пенсионной системой строго централизованно.
Занятость населения.
Пособия по безработице выплачиваются из специальных касс, финансируемых
государством (до 90 %) и за счет страховых взносов членов профсоюза
(обязательно) и жителей (добровольно). Условием его получения служит
осуществление выплат в кассу страхования по безработице в течении минимум 12
месяцев предшествующего периода. Компенсация устанавливается в размере 80 % от
заработка. Граждане, не имеющие необходимого стажа, получают минимальное
пособие по безработице (240 крон в день). Оно выплачивается 300 дней подряд,
при условии готовности безработного приступить к работе. Лицам в возрасте 57 –
64 лет пособие выплачивается – 450 дней. Безработный, отклонивший предложение о
работе без достаточных оснований, лишается права на получение пособия на 20 – 60
дней. Страховкой не покрываются первые 5 суток после потери работы, а для
уволившихся по собственному желанию – 45 дней.
Для снижения уровня
безработицы предусматривается следующая система мер:
- предоставление
субсидий государством для найма рабочей силы;
- выдача
правительственных дотаций предприятиям, предоставляющим работу молодежи;
- организация
переквалификации работников с последующим трудоустройством;
- организация
общественных работ.
Законодательством
предусмотрен также государственный контроль за условиями труда осуществляемый
Национальным ведомством по труду и Национальным советом по рынку труда. В
Швеции ежегодно проводится 30 – 40 тысяч инспекций на предприятиях. В 2001 году
в 450 случаях был наложен запрет на продолжение производственной деятельности
до устранения недостатков.
Медицинское
обслуживание. Медицинское обслуживание – бесплатное или, в зависимости от вида
медицинской страховки, с частичной оплатой. Максимальный размер компенсаций за
медицинские услуги в течении года составляет 900 крон. Пребывание в больнице
обходиться в 80 крон в день, при этом пенсионеры оплачивают только треть суммы,
оставшуюся часть вносит государство.
Национальная система
медицинского страхования Швеции берет на себя оплату назначенных врачами
лекарств и основном за счет отчислений работодателей (от величины начисленной
зарплаты), финансируются в Скандинавии пособия родителям. Страховые выплаты
родителям в Швеции включают в себя: оплачиваемый отпуск по беременности,
пособие в связи с рождением ребенка, пособие по уходу за ним, пособие по случаю
ухода за больным ребенком в возрасте до 12 лет и другие.
Национальная система
медицинского страхования Швеции берет на себя оплату назначенных врачами
лекарств и стоматологических услуг. В начале 2000-х годов эта страховка
покрывала оплату лекарств, стоимость которых превышала 400 крон за 12 месяцев.
Из фондов социального
страхования, формируемых в основном за счет отчислений работодателей (от
величины начисленной зарплаты), финансируются в Скандинавии пособия родителям.
Страховые выплаты родителям в Швеции включают в себя: оплачиваемый отпуск по
беременности, пособие в связи с рождением ребенка, пособие по уходу за ним,
пособие по случаю ухода за больным ребенком в возрасте до 12 лет и другие.
Местное самоуправление. Особенностью
универсальной модели социальной защиты является вспомогательная роль
муниципалитетов и частных социальных служб в сфере социальной помощи.
Деятельность большинства учреждений, занимающихся социальной работой, находится
здесь в ведении государственных органов.
Структура служб
социальной работы:
- на правительственном
уровне занимается Министерство здравоохранения и социальных дел;
- за ту или иную область
социальной сферы отвечают социальные государственные службы – национальное
бюро, которые действуют во многом автономно. Взаимодействие министерства с ними
проявляется в выделении бюджетных средств, в получении итоговых отчетов по
работе бюро и использованию ими выделенных финансовых поступлений. Министерство
также назначает руководителей национальных бюро;
- на местном уровне –
муниципалитеты, которые получают на эти цели государственные субсидии. С начала
2000-х годов шведское правительство увеличило субсидирование местных органов
власти – коммун и лэн по статьям здравоохранения, социальной защиты,
образования. Значительные средства выделяет государство муниципалитетам для
оказания социальной помощи детям и семьям с детьми (размер компенсации доходит
до 60 % затрат).
Престарелые и инвалиды. В
деле помощи престарелым и инвалидам, проживающих на дому, важная роль в Швеции
отводится муниципальным службам домашних услуг. Заключив соответствующие
договоры, они помогают пенсионерам и инвалидам в приготовлении пищи, уборке
квартиры, сопровождают подопечных на прогулках, выполняют поручения на почте, в
банке, в коммунальных учреждениях. За такие услуги клиенты социальных служб
платят весьма умеренную и вполне доступную им сумму.
Муниципалитеты в ряде
скандинавских стран большое внимание уделяют вопросам защиты здоровья и
организации труда лиц, занятых в особых условиях производства (сельское
хозяйство и другое). Так, в Финляндии хорошо зарекомендовала себя практика надомной
помощи фермерам специальными «заместителями», нанимаемыми муниципалитетами.
Чтобы фермеры могли периодически отдыхать и иметь замену без помощи платной
рабочей силы, местные самоуправления содержат в своем штате профессиональных
заместителей фермеров. Право пригласить такого «заместителя» имеет фермер,
занятый в животноводческом хозяйстве и входящий в пенсионную страховую систему
сельскохозяйственных производителей страны. В середине 90-х годов
продолжительность ежегодного отпуска у фермера составляла в среднем 22 дня.
Кроме того, фермеру-животноводу на год полагалось 12 выходных дней. В этот
период его замещали «заместители», труд которых оплачивали муниципалитеты. К
помощи последних могли прибегнуть не только животноводы, но и
фермеры-земледельцы на период болезни, при несчастном случае, при родах и
прочих подобных обстоятельствах.
Определенную помощь
нуждающимся гражданам в скандинавских странах оказывают частные социальные
службы агентства. Причем наблюдается тенденция увеличения числа частных компаний,
предоставляющих социальные услуги (уход за детьми, престарелыми и другими).
Однако в целом роль частных социальных служб в сфере социальной защиты остается
незначительной. Они выполняют преимущественно вспомогательные функции.
Основными же субъектами социальной помощи являются государственные органы во
взаимодействии с муниципалитетами, а также корпоративно-страховые структуры.