Система методов работы социальных педагогов
Введение
Сегодня ни одно
развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших
подготовку в университетах и специальных учебных заведениях. Социальные
работники профессионально помогают всем нуждающимся решать проблемы,
возникающие в их повседневной жизни, в первую очередь тем, кто не защищен в
социальном плане (пожилым людям, инвалидам, детям, лишенным нормального
семейного воспитания, лицам с психическими расстройствами, алкоголикам,
наркоманам, больным СПИДом, семьям из "групп риска", лицам с
девиантным поведением). Они не только снимают социальную напряженность, но и
участвуют в разработке законодательных актов, призванных более полно выразить
интересы различных слоев населения.
В конце XX века в
России в условиях экономического кризиса, безработицы, резкого изменения характера
и форм социальных отношений, потери для многих людей социальных перспектив возросла
опасность социальных конфликтов, депрессии. Все это усиливает значимость
профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы.
На протяжении
последних четырех-пяти лет в Российской Федерации динамично развивается новый
вид профессиональной деятельности, одновременно являющийся специальностью в системе
высшего образования, — социальная работа. Зарождается и соответствующая научная
специальность — социальные науки.
Социальная работа
как вид профессиональной деятельности оформляется в 1991 г., когда в
Квалификационный Справочник должностей руководителей и служащих была внесена
новая должность «специалист по социальной работе».
Профессиональное
становление специалиста — сложный, непрерывный процесс «проектирования»
личности. Осведомленность о своей будущей специальности способствует развитию
активности студента, формированию личностной модели самодвижения к
профессиональным вершинам, к профессиональному мастерству.
В общей стратегии
развития социального образования вопрос о специализациях является
приоритетным.
Актуальность
нашего исследования заключается в том, что один из главных сегодня вопросов
социальной работы — вопрос о принципах и формах работы специалистов в области
социальной работы.
Данное
исследование посвящено экономико – правовой и социальной методики работы социальных
педагогов.
Отсюда и цель
нашей работы: охарактеризовать систему методов работы социальных педагогов в
Российской Федерации.
Объект
исследования: особенности работы социального педагога.
Предмет исследования:
экономико – правовая система процесса работы социального педагога в России.
Задачи
исследования:
- обобщить
научную литературу по теме социальной работе
- выявить систему
;
-обосновать пути
решения проблемы успешной работы социальных педагогов.
В данной работе
мы применили следующие методы исследования: изучение, анализ и обобщение
источников по данной теме.
Работа состоит из
введения, двух глав, заключения и литературы.
Глава 1. Система
подготовки социальных работников в России
1.1.Социальная
работа как учебная дисциплина
Как отдельное
направление общественной практики и самостоятельный вид профессиональной
деятельности социальная работа конституировалась только в 1991 г., когда
Постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. № 92 Квалификационный
справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный в
1986 г., был дополнен квалификационной характеристикой «специалист по
социальной работе» [1,56]. Эта должность, установленная для всех отраслей
народного хозяйства, стала эквивалентом принятой в мире должности «социальный
работник»[2,37].
12 октября 1994
г. Министерство труда Российской Федерации Постановлением № 66 согласовало
тарифно-квалификационную характеристику должности «специалист по социальной
работе» в новой редакции, расширив его обязанности. Исходя из
тарифно-квалификационной характеристики, можно выделить следующие функции
специалистов по социальной работе:
аналитико-гностическая
(выявление и учет на территории обслуживания семей и отдельных граждан, в том
числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной
поддержки, и осуществление их патронажа);
диагностическая
(установление причин возникающих у граждан трудностей, в том числе по месту
жительства, работы и учебы);
системно-моделирующая
(определение характера, объема, форм и методов социальной помощи людям,
оказавшимся в сложной жизненной ситуации);
активационная
(содействие активизации потенциала собственных возможностей отдельного
человека, семьи или социальной группы, которые оказались в сложной жизненной
ситуации);
действенно-практическая
(помощь в улучшении взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением;
необходимые консультации по различным вопросам социальной защиты; помощь в
оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное
социальное обслуживание, для опеки и попечительства; содействие в помещении
нуждающихся в стационарные учреждения органов здравоохранения; представление в
соответствующие органы и учреждения материалов и документов для предъявления
иска о лишении родительских прав, оформления усыновления и т.д.; организация
общественной защиты несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях;—
выступление в качестве их общественного защитника в суде);
организаторская
(координация деятельности различных государственных и негосударственных
организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке
гражданам; участие в работе по формированию социальной политики, развитию сети
учреждений социального обслуживания населения территории); эвристическая
(повышение своей квалификации и профессионального мастерства).
Должность
специалиста по социальной работе на сегодня установлена в рамках только одной
отрасли — социальной защиты населения, а также в системе учреждений — комитетов
по делам молодежи[12,78].
В сфере
социальной защиты населения эта должность введена в штатное расписание девяти
видов учреждений, сеть которых динамично развивается. Так, в настоящее время
действуют около 600 центров социального обслуживания, 115 центров социальной помощи
семье и детям, 36 центров психолого-педагогической помощи населению и
экстренной психологической помощи по телефону, 132 социальных приюта для детей
и подростков, 41 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 8
центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 40 реабилитационных
центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, 35 учреждений
для лиц без определенного места жительства и занятий и другие учреждения. В них
трудятся несколько тысяч специалистов по социальной работе[3,95].
В стадии решения
находится вопрос о введении должности специалистов по социальной работе в
учреждениях здравоохранения, пенитенциарной системы, что соответствует мировой
практике.
Правовой основой
деятельности специалиста по социальной работе должен стать федеральный закон
«Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», проект
которого находится на рассмотрении в Государственной Думе России[8,34].
В качестве
специальности по дневной, вечерней и заочной формам обучения социальная работа
была открыта Приказом Госкомобразования СССР от 7 августа 1991 г. № 376 (2).
25 сентября 1991 г. был утвержден учебный план специальности 03.12 — «социальная
работа», предусматривающий четырехлетний срок обучения с присвоением
квалификации «социальный работник»[12,69].
Учебный план
включает общегуманитарные дисциплины (философия, политология, теория и история
мировой и отечественной культуры, основы экономической теории и др.) и дисциплины,
непосредственно связанные со специальностью: теория и методика социальной
работы (методологические основы социальной работы; содержание, направление,
методы и технология социальной работы; организация социальной работы;
практическая психология в социальной работе; медико-социальные аспекты социальной
работы), социология (общая социология; общая социальная технология; социология
семьи), психология (введение в психологию; дифференциальная психология;
возрастная психология; социальная психология), педагогика (социальная
педагогика; общая педагогика для социальных работников; семейная педагогика),
правоведение (теория государства и права; гражданское право; семейное право;
жилищное право; трудовое право; право социального обеспечения; уголовное право
и криминалистика), медико-социальные основы здоровья (организация
здравоохранения; социальная гигиена; реабилитация как медико-социальная проблема;
основы здорового образа жизни с вопросами профилактики наркомании, защиты
ребенка в социально неблагополучной среде; анатомо-физиологические особенности
организма человека, доврачебная помощь при неотложных состояниях; введение в
педиатрию; физиология и патология репродукции, планирование семьи; введение в
геронтологию; вопросы эпидемиологии и профилактики инфекционных заболеваний[4,12].
На период
утверждения учебного плана по специальности «социальная работа»
предусматривалось пять специализаций: организация социальной помощи населению;
социальная работа в трудовых коллективах; медико-социальная помощь населению;
социальная работа с семьями и детьми группы риска; социальная работа с
молодежью. Силами временного научного коллектива под руководством проф. С.А.
Беличевой было разработано свыше ста программ по дисциплинам базового курса и
специализаций.
С
сентября-декабря 1991 г. более 20 вузов России приступили к базовой подготовке
и переподготовке кадров по специальности «социальная работа». К настоящему
времени количество высших учебных заведений, осуществляющих такую подготовку и
переподготовку, приближается к 70. Только в 1994 г. подготовка по дневной
форме обучения началась в Амурском, Башкирском, Ивановском, Северо-Осетинском,
Удмуртском государственных университетах, Комсомольском-на-Амуре
политехническом институте, Красноярской государственной технологической
академии и в ряде других вузов. Обучение по всем формам и переподготовку
проходят более 3 тыс. человек[8,90].
Решен
принципиально важный вопрос о переходе на подготовку по социальной работе на
трех уровнях высшего профессионального образования. Утверждены в качестве
государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
«Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра
по направлению 521100 — "социальная работа"»[4,7].
Современное
видение социальной работы как профессиональной деятельности потребовало
внесения в учебный план существенных изменений. Новый проект включает
дисциплины по четырем циклам: общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины (философия, история, право, экономика, культурология, политология и
др.), общие математические и естественнонаучные дисциплины (математика,
информатика и вычислительная техника, концепции современного естествознания и
др.), общепрофессиональные дисциплины (теория социальной работы, технология
социальной работы, история социальной работы в России, социальная работа за
рубежом, психология, практическая психология и психодиагностика,
конфликтология, общая и социальная педагогика, медико-социальные основы
здоровья, социология, социальное право, этика социальной работы, экономика социальных
служб, менеджмент социальной работы), дисциплины специализации[4,7].
В общей стратегии
развития социального образования вопрос о специализациях является приоритетным.
По нашему мнению, необходимо исходить из того, что подготовка кадров по
специальности «социальная работа» должна быть в определяющей степени
направлена на будущую профессиональную деятельность студентов, т.е. иметь не
только фундаментальный, но и практико-ориентированный характер.
Таким образом,
одной из важнейших задач в обучении студентов социальной работе является
интеграция теории и практики.
Практика остается
широким полем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе, она
представляет собой базис, на котором осуществляется глубокое усвоение проблем,
имеющих место в социальной сфере.
В вузах России
издавна сложилась традиция проведения практики на старших, выпускных курсах,
когда непосредственно происходит подготовка студентов к специальности, тем самым
изначально создавалась проблема отрыва теоретических знаний от практических
навыков, узость и схоластичность в выработке умений специалиста.
Сложной
научно-методической проблемой в современных условиях является необходимость
создания системы практической подготовки к социальной работе в процессе
обучения. В вузах России предпринята попытка структурирования всех активных
форм обучения как важных элементов практики. С этой целью в учебных планах
факультетов социальной работы предусматриваются не только сроки для прохождения
практики на каждом курсе, но и отработка теоретических проблем с активным
участием практиков.
Так, многие темы
по курсу теории и методики социальной работы читаются специалистами из
Министерства социальной защиты населения, департамента по проблемам семьи,
женщин и детей, представителями территориальных центров, социальных служб.
Становится традицией, что в проведении семинарских занятий, круглых столов
наряду с преподавателями участвуют и практические социальные работники. Такой
подход способствует приближению теории к практике, вызывает интерес у
студентов и способствует аккумуляции накопленного опыта.
Систематизация
практики предпринимается с 1 курса обучения студентов. После 12-часовой
программы «Введение в специальность» начинается ознакомительная практика. Она
проходит в сентябре (в течение 2-х недель) в социальных службах и способствует
ранней социальной ориентации будущих специалистов. Именно здесь они получают
информацию о различных направлениях социальной работы, об организационных
структурах социальной сферы горизонтального уровня[5,17].
Для проведения
ознакомительной практики формируются группы практикантов, назначается
руководитель практики. Определяются ее цели и задачи, основным содержанием
которых являются повышение информационно-коммуникативного уровня студента,
формирование начальных знаний о социальных проблемах и попытках государства по
их решению, обучение элементам наблюдательности, общения, действия в оказании
помощи и поддержки клиентам.
Руководитель
практики дает каждому студенту конкретные поручения, поддерживает и
контролирует практиканта в течение всего периода времени, учит его
самостоятельно находить нужные решения и вырабатывать альтернативную линию
поведения. По итогам ознакомительной практики студенты пишут реферат по теме
«Почему я решил стать социальным работником», а также отвечают на вопросы
анкеты, разработанной деканатом факультета.
После завершения
ознакомительной практики для студентов начинается исторический курс социальной
работы и курс «Теоретико-методологические основы социальной работы»[6,9].
На 2-м году
обучения степень практики усложняется. Продолжается чтение теоретического
курса социальной работы, ее организационных основ. Одновременно к основному
курсу предлагается ряд спецкурсов. На практику отводится 4 недели. Основная
цель практики — обучение навыкам общения с объектом социальной работы.
Аудиторные занятия приобретают активные формы дискуссий, круглых столов,
конференций, встреч с практическими работниками.
В ходе проведения
учебно-практических занятий преподаватели ставят своей целью формирование
нравственно-целостных ориентации будущего специалиста, его гуманистического
отношения к человеку, стремления к поиску инновационных подходов в социальной
работе в России.
После завершения
курса «Теория и методика социальной работы» студенты проходят практику в
территориальных центрах социальной защиты населения. Практиканту даются
различные по целям поручения и рабочие задания, направленные на поддержание
постоянного контакта с практическими социальными работниками. Он вместе со
специалистами территориальных центров занимается планированием работы,
присутствует на совещаниях и встречах, участвует в составлении программ
оказания помощи населению.
Им присваивается
квалификация «специалист по социальной работе с семьями и детьми группы риска».
«Медико-социальная
помощь людям пожилого возраста и инвалидам в условиях стационарных учреждений
социального обслуживания»: место работы специалистов — в домах-интернатах
системы Минсоцзащиты России; присваивается квалификация «специалист по
медико-социальной помощи в стационарных учреждениях»;
«Социальная
реабилитация лиц без определенного места жительства и занятий»: осуществляется
подготовка к работе в домах ночного пребывания и других учреждениях для
маргинальных групп населения; присваивается квалификация «специалист по социальной
реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий»;
«Социальная работа
с людьми пожилого возраста»: потребность в кадрах по этой специальности
существует в центрах социального обслуживания, отделениях социальной помощи на
дому, специальных домах для одиноких престарелых; присваивается квалификация
«специалист по социальной работе с людьми пожилого возраста»[4,18].
Специализациями,
введение которых основывается на втором — отраслевом — признаке, являются:
«Социальна я работа в учреждениях здравоохранения», «Социальная работа в
учебных заведениях», «Социальная работа в службе занятости», «Социальная работа
в службе миграции», «Социальная работа в пенитенциарных учреждениях»,
«Социальная работа на производстве», «Социальная работа с военнослужащими».
Соответственно присваиваются квалификации: специалист по социальной работе в
учреждениях здравоохранения, учебных заведениях и т.д[14,81].
В зависимости от
выбора специальности студентам 3-го курса предлагается, кроме дисциплин
специализации, широкий выбор спецкурсов. Студенты получают углубленные знания в
технологиях социальной работы, систематизируют теоретико-методологические знания
в применении к практике.
На 3-м курсе
обучения преподаватели приобщают будущих специалистов к
научно-исследовательской деятельности, привлекая их к разработке
исследовательских проектов по социальной работе. Студенты активно участвуют в
социологических опросах, мониторинга, научных кружках и конференциях. Кроме
того, особое внимание уделяется формированию у них усиленной мотивации к
самостоятельной работе в различных управленческих структурах социальной сферы.
Практика на 3-м
курсе посвящается отработке методов и приемов работы с различными категориями
населения. Практикант получает конкретное задание, сформулированное
преподавателями и руководителями территориальных центров социальных услуг, а
затем с помощью супервизора (консультанта) приступает к самостоятельной работе
с клиентом: проводит беседы, консультации, участвует в выработке решения,
учится давать свои оценки проблемам клиента и вырабатывать собственную позицию.
По завершении
практики студент сдает экзамен по курсу «Технологии социальной работы». На
основании отчетов по практике преподаватели готовят научно-методические
рекомендации по внедрению основных принципов и методов социальной работы.
На 4-м курсе
интегрируются знания в области технологий и начинается изучение проблем,
связанных с социальным управлением. Углубляются знания о социальном и
служебном законодательстве, организационных структурах социальной сферы.
Продолжается
систематизация практической подготовки, направленной на укрепление
теоретической фундаментальности, целостности изложения курсов по подготовке
социального работника, а также на создание различных моделей социальных служб,
на развитие способностей студента формировать взаимосвязи индивида, группы и
общества.
На этом этапе
отрабатываются навыки в области консультирования клиентов, в совершенствовании
методик коммуникативного общения, управленческо-организационной деятельности.
Студенты проходят практику на базе стационарных социальных учреждений и
общественных благотворительных организаций. Одним из ее направлений является
изучение психологических аспектов, проблем борьбы с детской преступностью,
профилактики отклоняющегося поведения, знакомство с опытом работы этих организаций,
оказание педагогической помощи несовершеннолетним. Практика длится 4 недели и
завершается подготовкой курсовой работы и экзаменами по прочитанным курсам.
На наш взгляд,
следует осуществлять обучение по двум специальностям, что даст выпускникам
вузов больше возможностей для маневра в выборе рабочих мест: либо по
специализации «Организация социальной защиты населения» и любой другой из
числа определенных по первому признаку, либо по специализации «Социальная
работа на производстве» и любой другой из определенных по второму признаку.
Сегодня важно
обеспечить необходимую программно-методическую базу обучения и практики,
переработать и дополнить с учетом современных подходов программы по каждой из
дисциплин базового курса и специализаций, создать пакет (комплект)
соответствующих учебных пособий, хрестоматий, справочников, открыть учебно-методические
экспериментальные центры социального обслуживания населения и т. д.
В организации
этой работы чрезвычайно высока роль Учебно-методического объединения вузов
Российской Федерации по образованию в области социальной работы, созданного
Госкомвузом России на базе Московского государственного социального университета
и Ассоциации коллективов вузов и школ социальной работы.
В процессе
всесторонней реорганизации социальной сферы, обусловленной переходом России к
новым экономическим отношениям, формируются и развиваются адекватные рыночной
экономике социальные институты и явления. Среди них — социальная работа,
нравственный, интеллектуальный и деятельностный потенциал которой способен
продвинуть Россию по пути построения социального и правового государства,
гражданского общества, стать гарантом реализации конституционного права
каждого человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, на государственную
поддержку и заботу.
На завершающем
этапе обучения в связи со специализацией проводится преддипломная практика в
региональных структурах социальной защиты (областных, районных комитетах и
управлениях). Завершением практики является подготовка и защита дипломного
проекта.
В большинстве
случаев преддипломная практика проводится в тех организациях, где
предполагается дальнейшая работа выпускника института. Руководитель
преддипломной практики разрабатывает план-задание на этот период времени,
осуществляет консультации и контроль за его выполнением, помогает в разработке
плана дипломного проекта и его подготовке. Наиболее интересные выдержки из
проектов публикуются в научно-исследовательских сборниках студентов и
преподавателей. Таким образом, во время обучения студентов в течение 22 недель
ведется практическая подготовка к социальной работе. В целом она составляет
около 20% от общего объема нагрузки. Много это или мало? По сравнению с
зарубежным опытом — значительно меньше (в ряде европейских стран на практику
отводится до 40% учебного времени)[5,8].
Поэтому одной из
проблем дальнейшего совершенствования этой работы остается увеличение
количества часов для практической подготовки.
проблемы
целенаправленной подготовки к приему практикантов — сотрудников территориальных
центров, выработки у них установки на контакты взаимного сотрудничества;
проблемы обучения
по организации практики преподавательского состава (семинары, обмен опытом
работы, организация встреч с сотрудниками, работающими в социальной сфере),
выработки у них понимания необходимости изучения опыта социальной работы[8,15].
Не менее важной
является и проблема формирования потребностей и интересов студентов в
подготовке к профессиональной деятельности, участии в научно-исследовательской
работе.
В то же время в
процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности представляется
целесообразным сократить направление специализаций.
По отзывам
студентов, практика помогает им самоутверждаться в выборе профессии,
способствует пониманию того, что профессия социального работника — это работа
истинных энтузиастов, людей милосердных и благородных, отважных, требующих
профессиональной технологической подготовки.
Приведем
высказывание студентки: «...Бедным, одиноким людям без этой не так давно
созданной социальной помощи было бы очень тяжко... Для таких социальный
работник — «свет в окошке», его ждут, ему рады. Думаю, что социальные
работники, несомненно, получают моральное удовлетворение от конкретного
творения добра»[9,45].
Итак, профессиональное
становление специалиста — сложный, непрерывный процесс «проектирования»
личности. Осведомленность о своей будущей специальности способствует развитию
активности студента, формированию личностной модели самодвижения к
профессиональным вершинам, к профессиональному мастерству.
1.2. Проблемы
профессионального воспитания и обучения специалиста по социальной работе
Самодвижение
личности к вершинам профессионализма включает, согласно Э.Ф.Зеер, пять стадий:
«оптация» (лат.
optatio — желание, избрание) — формирование личностных намерений, осознанный
выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей;
«профессиональная подготовка» — формирование профессиональной направленности и
системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта
теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач;
«профессиональная адаптация» — вхождение в профессию, освоение новой
социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и
профессиональных качеств, опыт самостоятельного выполнения профессиональной деятельности;
«профессионализация»
—формирование профессиональной позиции, интеграция личностных и
профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально
значимые образования, квалифицированное выполнение профессиональной
деятельности;
— «профессиональное
мастерство» — полная реализация, самоосуществление личности в профессиональной
деятельности (творчески-креативный принцип, метод) на основе подвижных
интегральных психологических новообразований[9,71].
Профессионализм
как одно из ведущих слагаемых социальной работы базируется и формируется на
основе личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентации и интересов
социального работника. Развитию этих качеств и образований, вхождению в
реальную модель профессиональной деятельности способствует решение следующих
задач:
развитие
личностного интереса к выбранной профессии;
формирование
первоначальных представлений об основах профессиональной работы;
формирование
профессионально-мотивационной установки на будущую деятельность;
—формирование
профессионально-личностной «Я-концепции»[7,79].
Таким образом,
профессионализация — важнейший этап жизни человека, связанный с решением
профессионального самоопределения и профессиональной адаптации. Чтобы определиться
в своей будущей профессии, молодому человеку необходимо сформировать вектор
профессиональной цели, т. е. ответить на следующие вопросы:
чего он хочет в
своей профессии;
что он должен
предпринять в своей профессиональной деятельности, чтобы добиться успеха;
что он может
(должен) сделать, чтобы реализовать собственные личностные качества и
интересы?
Задача
профессионального становления может быть решена лишь посредством реализации «
личностно ориентированной педагогики образовательного процесса» (Н.А.Рыбакова).
На социального работника возлагается особая миссия, выполнить которую он
может только при условии формирования особых личностных качеств. Богатство его
личности приобретает общественную значимость, становится условием развития как
производственных, так и социальных отношений.
Миссия
социального работника благородна, но условия ее выполнения далеки от
идеальных: решая «чужие» проблемы, считая это своим профессиональным долгом, с
одной стороны, и своим предназначением, с другой, социальный работник помогает
социально больным людям и обществу освободиться от негативных явлений:
непродуктивных жизненных позиций, несовершенства общественных отношений,
поведенческих стереотипов, негативных установок, не нашедшей выхода
агрессии, социальной напряженности, страхов и т.д. Обучая людей самостоятельно
решать свои проблемы, социальный работник поднимает тем самым общественное
сознание на новый уровень; он использует свои профессиональные и личностные
возможности, чтобы влиять на рост самосознания конкретной личности, общности,
нации, общества и человечества. Выполнить эту миссию способен только личностно
зрелый человек, внутренне и профессионально подготовленный к решению стоящих
перед ним социальных задач[2,56].
Личностная
зрелость проявляется в умении соединять, соотносить свои индивидуальные
особенности, статусные и возрастные возможности, собственные притязания с
требованиями общества и окружающих. Личностная зрелость предполагает зрелость
социальную, когда уже развита способность адаптироваться к различным ситуациям
и типам общения. Поэтому в процессе формирования личности социального
работника, включающего весь спектр социальных влияний, а также самоформирование
человека столь важную роль играет профессиональное воспитание.
В широком смысле
профессиональное воспитание — это функция трудовой и общественной жизни; в
узком смысле — функция учебного заведения, специально создающего условия для
решения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов — социальных
работников, гуманистически ориентированных, способных осуществлять свою
деятельность в условиях постоянно изменяющегося мира и в нестандартных ситуациях[7,90]
Подготовка таких специалистов, по мнению Фирсова М.В., должна отвечать
следующим специфическим требованиям:
создание условий
для свободной, естественной реализации разума и чувств обучающихся социальной
работе как основы освоения принципов гуманизма и способов проявления челове
колюбия;
усиление
творческой направленности процесса обучения и, как следствие, личности каждого
обучающегося;
подготовка
обучающихся к вхождению в систему профессиональной деятельности «человек —
человек» и успешной адаптации в ней;
создание условий
для обучения методам саморегуляции, самоменеджмента, самоорганизации;
создание условий
для поощрения уникальности и непо вторимости личности будущего социального
работника как основы свободного проявления индивидуального стиля работы —
становления мастерства;
создание условий
для формирования позитивной «Я-концепции» личности каждого обучающегося и
позитивного образа профессионального будущего как основы самореализации;
организация
учебного процесса, в котором учебная группа становится условием формирования и
развития свойств души, экспериментальной лабораторией для развития навыков сообщения,
взаимодействия, взаимопонимания, эффективной коммуникации[25,252].
Профессиональное
воспитание социальных работников в качестве начальной стадии включает в себя
профориентацию, завершающуюся фактом профессионального выбора, когда происходит
осознанный выбор деятельности в системе «человек — человек», специфика которой
заключается в направленности на оказание помощи людям и обществу в их усилиях
стать свободными людьми в свободном обществе. Далее в профессиональном
воспитании следуют такие этапы, как подготовка к сознательному осуществлению
намеченной цели, овладение профессией, начало самостоятельной трудовой
деятельности, непрерывное повышение квалификации и наставничество.
Воспитательная
функция собственно учебного заведения состоит в создании условий, при которых
процесс образования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в
процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития. Цели и мотивы
профессионального самовоспитания социального работника обусловлены
конкретно-исторической ситуацией и стремлением занять в обществе активную
жизненную позицию. Учебная, общественная, трудовая деятельность в рамках процесса
профессионального образования должна быть организована так, чтобы обучающийся
осознавал социальную значимость будущей деятельности, те требования, которые
она к нему предъявляет, свои возможности, свои достоинства и недостатки. В
этих условиях человек начинает осознавать необходимость работы над собой.
Теория
профессионального воспитания, таким образом, развивается в результате
интеграции понимания труда как ценности; отношения к профессии социального
работника как к особому виду духовной культуры и духовно-практической деятельности;
овладения теорией профессионального становления как единства социального заказа
и самоопределения личности; понимания самоопределения как самопроектирования
жизни, выработки жизненной стратегии личности на основе ценностно - смыслового
самоопределения; реализации творческого подхода к проблемам формирования
субъекта. Профессиональное воспитание необходимо рассматривать как целостный
процесс, обеспечивающий приобщение обучающихся социальной работе к
профессиональному труду в качестве субъекта этой деятельности. Это определяет
личностно-ориентированную направленность профессионального обучения и
воспитания, а именно:
профессиональное
становление будущего социального работника в равной мере затрагивает как
внешний, так и внутренний мир индивида, а профессиональное воспитание выступает
как средство, обеспечивающее это единство;
главной проблемой
обучающегося социальной работе в свете профессионального воспитания является
профессиональное самоопределение, что подразумевает нахождение своей экологической
ниши в профессиональной деятельности через самопознание, осознание своих
потребностей, определение целей, жизненных смыслов, обретение
профессионально-социального статуса, выработку философско-мировоззренческой
позиции и жизненной стратегии;
задача
возрождения России, признание приоритета общечеловеческих ценностей и
ориентация на собственные культурные традиции обусловливают необходимость
поискапринципиально новых подходов к проектированию систем профессионального
образования и учебных курсов в рамках этих систем;
учебный процесс
должен строиться на основе согласован ности традиций и инноваций,
использования активных форм обучения, предполагающих как применение проблемных
методов и модульно-ролевого контроля, так и индивидуализацию обучения,
разработку гибких теоретических и методических схем (технологий)
образовательного процесса;
— практическое
освоение профессии «социальная работа» начинается в учебной группе, где общение
становится фактором развития личности, благодаря которому преодолевается
«ограниченность индивидуального бытия»[10,189].
К принципам
профессионального воспитания можно отнести следующие:
1. Принцип
творческого саморазвития личности:
сочетание
логического и эвристического, рационального и эмоционального;
осуществление
своего саморазвития через непрерывное самосовершенствование ;
распространение
собственного опыта и знаний.
2.Принцип
самопознания:
ориентация на
рефлексивное мышление;
осознание своих
сильных и слабых качеств;
опора на свои
сильные качества, признание слабых и работа над ними;
использование
тестов, самоконтроля, договоров с самим собой, самонаблюдения, самоанализа;
анализ причины
своих успехов и неудач.
3.Принцип
приоритета практики:
признание
необходимости изучения теории с сознанием того, что критерием истины является
практика;
практическая
реализация своих идей;
изучение теории
не только с целью ее понимания, но и последующего применения.
4.Принцип
сотворчества преподавателя и обучающегося как творческих и саморазвивающихся
личностей:
проявление
доверия, искренности, терпимости, демократичности;
— решение
общих задач, помогая другим и принимая их помощь.
5.Принцип
историзма:
изучение истории
общества и социальной работы, использование опыта прошлых поколений;
анализ прошлого
положительного опыта социальной работы с целью его использования в настоящее
время[20,254].
Профессиональные
особенности социальной работы[5,25] (Н.С.Данакин).
Принципиальной
особенностью социальной работы как профессии является ее пограничный характер.
Социальный работник — в некотором смысле универсал, хотя его универсализм
имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных
проблем клиента и возможными путями их решения. Смысловое и инструментальное
содержание социальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных
профессий (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т.д.) на основе
взаимообмена информацией, инструментарием, технологиями.
Еще одна важная
особенность социальной работы как профессии проявляется в ее посредническом
характере, что является следствием ее на целостного человека и ориентации на
жизненные проблемы реальных людей.
Основные
направления посредничества:
между клиентом и
различными социальными институтами;
между клиентом и
другими специалистами;
между другими
специалистами, привлекаемыми к решению жизненных проблем клиента;
между клиентами.
Роли социального
работника в учреждениях социального обслуживания. Классификация и типология
ролей. Проблемы ролевого репертуара профессиональной деятельности социального
работника в свете требований государственных стандартов подготовки социального
работника предполагают рассмотрение таких вопросов: к каким профессиональным
ролям должен быть прежде всего подготовлен специалист? Каков приоритет этих
ролей в зависимости от склонностей, интересов, способностей будущего
социального работника? Какие функции включает каждая профессиональная роль
специалиста социальной сферы? Ответы на эти вопросы предполагают соотнесение
умений и навыков, необходимых специалисту, с каждой функцией и с каждой
профессиональной ролью. При этом специализация может быть ориентирована не
только по месту (социальная служба, психологическая консультация, отделы
управления и т.д.) и по характеру работы (с семьей, инвалидами, детьми, лицами
с наркологической или алкогольной зависимостью и т.д.), но и по той роли,
которую им предстоит выполнять на будущей работе.
Можно более
подробно рассмотреть функционал некоторых профессиональных ролей.
Прежде всего
социальный работник выступает посредником между клиентом и социумом [7,146]. Он
содействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в этом социуме, с
другой — процессу преодоления отчуждения социума от забот реальных людей.
Осуществление
этих функций возможно при определенных условиях:
понимание
социальным работником проблем клиента;
способность
социального работника к адекватному выражению и представлению (репрезентации)
жизненных проблем клиента;
знание
посредником социальных ресурсов, которыми располагают различные учреждения и
организации;
знание социальным
работником инструментальных возможностей смежных профессий, представители
которых привлекаются к решению жизненных проблем клиента;
наличие
взаимопонимания различных специалистов и их эффективное сотрудничество,
готовность социального работника стать посредником в их общении;
делегирование
клиентом социальному работнику представительных полномочий;
делегирование
социальному работнику соответствующих полномочий со стороны государственных
учреждений и организаций;
признание права
социального работника на частичное представительство смежных профессий;
доверие сторон
посреднику, что достигается его профессионализмом .
Профессиональные
роли социального работника могут быть классифицированы и более
дифференцированно. Профессор Зимняя И.А., ссылаясь на зарубежных авторов,
приводит 13 профессиональных ролей, содержание которых описывается через
функции [7,257]:
— Социальный
работник, который устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности
(находящихся в кризисной ситуации) или находящихся в опасности быть подвергнутыми
некоторому насилию (находящихся в состоянии риска). Задачей этого социального
работника является установление факторов окружения, создающих проблемы. Эта
роль может быть названа «Определитель клиента» (Outreach Worker).
Брокер (Broker) —
социальный работник, направляющий
людей в существующие службы, которые могут быть им полез
ны, с целью дать возможность людям использовать систему со
циальных служб и связать эти службы.
Посредник,
«буфер» (Mediator) — социальный работник, который находится между двумя людьми,
человеком и группой или двумя группами, с тем чтобы помочь людям преодолеть разногласия
и продуктивно работать вместе.
Адвокат, защитник
(Advocate) — социальный работник, который борется за права и достоинство людей,
нуждающихся в этой помощи. Его деятельность включает борьбу за обслуживание,
помощь отдельным людям, группам, общностям, борьбу за изменение в законах или
имеющейся практике с позиции целого класса людей и/или сегмента общества.
Оцениватель
(Evaluator) — социальный работник, который собирает информацию; оценивает
проблемы людей, групп,
сообществ; помогает принять решение для действия.
Мобилизатор
(Mobilizer) — социальный работник, который собирает, приводит в движение,
запускает, активизирует, организует действия уже существующих или (после того,
как их соберет) новых групп для решения проблем. Мобилизация может выполняться
и на индивидуальном уровне.
—Учитель
(Teacher) — социальный работник, который передает информацию и знания и
помогает людям развивать умения.
Корректор
поведения (Bavior Charger) — социальный работник, который работает над тем,
чтобы внести изменения в
поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп.
Консультант
(Consultant) — социальный работник, который действует совместно с другими
работниками или агентствами с целью помочь им усовершенствовать их умения в
решении проблем клиента.
Проектант
сообществ (Community Planner) — социальный работник, планирующий развитие
программ деятельности со обществ.
Менеджер
информации (Data manager) — социальный работник, который собирает,
классифицирует и анализирует данные о социальной среде.
Администратор
(Administrator) — социальный работник, который управляет агентством,
учреждением, программой (проектом) или социальной службой.
— Практик
(Caregwer) — социальный работник, который обеспечивает конкретную постепенную
помощь, заботу (физическую, бытовую, финансовую) либо в учреждении, либо на
местах [9,82].
Функционал этих
ролей достаточно узок и ограничен, но при проекции его на конкретные условия
практической работы — с детьми, подростками, пенсионерами, безработными,
инвалидами и т. д. возникает возможность повышения эффективности
профессиональной деятельности социального работника.
Литература
1. Беспалько В.П. Слагаемые
педагогической технологии.— М.: Педагогика, 1989.
2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной
работы.— М.: SvR-Аргус, 1994.
3. Бочарова В.Г. Задачи и
перспективы развития социальной педагогики в современных условиях.— М.: ЦСП
РАО, 1996.
4. Государственный
образовательный стандарт высшего профессионального образования.— М.: Изд-во
Госкомитета РФ по высшему образованию, 1995
5. Данакин Н.С. Смысл и
профессиональные особенности социальной рабо
ты // Российский журнал социальной работы. — 1999. — № 1. — С. 25—32.
6. Демидова Т.Е.
Профессиональное общение социального работни
ка. — М., 1994.
7. Зимняя И.А. Профессиональные
роли и функции социального работника (об
щие проблемы подготовки специалиста) // Российский журнал социальной рабо
ты. — 1995. — № 1. — С. 79—82.
8. Кудрявцев Ю.А., Тышкевич Б.И.
Подготовка социального работника: нормативно-правовые аспекты // Социальная
работа.— 1992.— № 5.- С.15
9. Курбатов В.И., Поручник И.Ф.
Теория и практика общения (коммуникативная
профессиограмма социального работника) // Российский журнал социальной ра
боты. — 2001. — № 1. — С. 82—87.
10. ЛаврененкоИ.М. Личность и
профессиональная деятельность социального работника (международный опыт) //
Российский журнал социальной работы. — 1996. — № 2. — С. 110—119.
11. Никитина Л.Е., Симонович В.Л.
Практическое обучение социального педагога в вузе.— Березники: "Типография
купца Тарасова", 1999.
12. Образование в области
социальной работы в России.— М.: Изд-во Московской высшей школы социальных и
экономических наук, 1996.
13. Обучение социальной работе:
Преемственность и инновации / Под. ред. Ш. Рамон, Р. Сарри; Пер. с англ. под
ред. Ю.Б. Шапиро.— М.: Аспект Пресс, 1996.
14. Обучение социальной работе:
состояние и перспективы. Материалы Международных конгрессов Школ социальной
работы.— М.: АСОПиР, 1997.
15. Обучение социальной работе в
России. Программы и технологии. 4.1. Социальная работа: наука и профессия.—
М.: АСОПиР, 1997.
16. Обучение социальной работе в
России. Программы и технологии. 4.2. Педагогика социальной работы.— М.: АСОПиР,
1997.
17. Полонский В.М. Словарь
понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании.—
М.: МИРОС, 1995.
18. Программы высших учебных
заведений для специальности № 03.11.00 "социальная педагогика": В 4
ч.— М.: Изд-во НИИСО и УК АПН СССР, 1991.
19. Рыбакова Н.А. К вопросу о
профессиональном воспитании: путеводитель про
фессионального становления социального работника // Российский журнал соци
альной работы. — 1996. — № 1. —С. 117—122.
20. Социальная работа и
подготовка социальных работников в Вели
кобритании, Канаде, США. — М., 1992.
21. Социальная работа. — М.,
1997.
22. Топчий Л.В. Проблемы
подготовки кадров социальных работников в Российской Федерации // Социальная
работа.— Вып.2.— М.,1992.
23. Фирсов М.В.Теория социальной
работы. – М.,1999- 431с.
24. Фирсов М.В. Введение в
специальность и основы профессиональ
ной этики социального работника. — М., 1993.
25. Холостова Е.И.
Профессиональный и духовно-нравственный порт
рет социального работника. — М.,1993.
26. Шмелева Н.Б. Профессиональное
развитие личности социального
работника в системе подготовки и переподготовки кадров. — Ульяновск,
1994.