Подростковая занятость в России
Введение
В последнее
время наблюдаются новые тенденции в экономическом положении детей и подростков в России. Чрезвычайно актуальной становится проблема их
занятости. Речь идет о больших объемах вторичной занятости в течение учебного года, когда наряду с основным видом деятельности - получением образования
подростки выполняют различные виды работ за деньги.
Увеличение числа работающих подростков
происходит не только за счет роста вторичной занятости учащихся, но и за счет увеличения количества детей, которые оставили учебу.
При
исследовании занятости подростков
в первую очередь встает вопрос о
её реальных объемах. Официальная статистическая
отчетность, как известно,
учитывает лишь незначительную часть работающих
детей. Поэтому, определяя масштабы
занятости подростков в возрасте
14-17 лет, приходится полагаться на
социологические обследования, проводя
оценочные расчеты. Проведенные
исследования дают основание оценить
уровень подростковой занятости приблизительно в 25% от их общей
численности, что говорит о масштабности
явления для современной России. При этом большая часть детей занимается мелким бизнесом, уличной торговлей,
оказывает услуги по строительству, ремонту,
уборке, участвуют в сельскохозяйственных
работах.
На первое место среди мотивов поиска подростками работы выходит
"необходимость оказания помощи родителям из-за тяжелого материального положения семьи". За последнее время
доля занятости подростков по этой причине увеличилась почти в 3 раза и
достигла 50%. В то же время существенно
снизилась роль таких причин
занятости подростков, как "работа
для удовлетворения личных потребностей"
(желания "иметь карманные
деньги и покупать дорогие вещи") с
55,6% до 38,4%; "стремление самоутвердиться" с 19,5% до
11,6%.
Получило распространение в последние годы и использование труда детей младше 14 лет. Сегодня около 10% учащихся 6-7 классов подрабатывают.
Страна обрела проблемы, с которыми мировое сообщество ведет борьбу в течение многих лет и победить их непросто, что и говорит об актуальности
данной темы.
Цель курсовой работы - рассмотреть подростков - как объект социальной работы.
В работе решаются следующие задачи:
- раскрыть работу социального
педагога с подростками, их особенности, различные отклонения в поведении;
-рассмотреть методы перевоспитания
трудных подростков;
-охарактеризовать подростковую
занятость в России и организацию подростковой занятости.
Предметом исследования является организация социальной помощи подросткам.
Объектом исследования являются подростки, нуждающиеся в оказании
социальной помощи.
Гипотеза-Россия, где права детей на протяжении долгих лет были надежно защищены, столкнулась с ранее незнакомой ситуацией, когда труд ребенка из фактора социальной адаптации зачастую превращается в свою противоположность.
В данной
курсовой работе была использованы книги таких авторов как; Вайзман Н., Захаров
И.А., Кондращенко М.А., Хрипкова А.Г и др., в которых рассматривается работа с
подростками, социальная помощь семье и детям, педагогические условия ,.проблемы,
методика и опыт социальной реабилитации,
Данная работа состоит из введения
,двух глав, четырех параграфов, заключения и литературы.
Глава I. Подростки как объект социальной работы.
1.1.
Подростки, их особенности, различные отклонения в поведении.
Юношей и
девушек в 11—12— 15—16 лет мы называем подростками; это период развития личности от
детства к зрелости, к юношеству.
Особенности этого периода зависят от особенностей физического развития
подростков. Но это не только физическое и половое созревание, но и формирование
личности.
Физическое
развитие характеризуется быстрым ростом, увеличением веса, развитием мускулатуры,
окостенением скелета, повышением кровяного давления, быстрым утомлением,
головокружениями, развитием мозга и нервной системы. Это, конечно, перегрузка
для организма; к этому добавляется еще и половое созревание, что ведет к половому влечению.
В этот же
период идет и нравственное развитие, формируются убеждения подростка. И чаще всего убеждения
не совпадают с общественным мнением.
Это период,
когда ребенок задумывается над собой как над личностью, что приводит его к
процессу самовоспитания. В это время
начинается и формирование его характера, подросток сравнивает себя с окружающими сверстниками.
Трудные
подростки — это педагогически запущенные дети, они физически здоровы, но не воспитаны и не
обучены. Они отстают от своих
сверстников в учебе, так как у них не развиты память, мышление и воображение.
Они не любят
трудиться, не могут заставить себя что-то делать, не могут заниматься систематически,
делают только то, что интересно. Трудные подростки нарушают в школе дисциплину
и порядок, не хотят учиться, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями,
бросают школу, считают себя неудачниками. Они бродяжничают, пьют, употребляют
наркотики, нарушают законы.
Алкоголизм приводит к воровству и тюрьме. Пропаганда секса — к подростковой
беременности, так как часто очень
рано они вступают в половые связи. Именно подростки в результате физического
или сексуального насилия прибегают к самоубийству.
В современных
условиях детская беспризорность подходит к уровню 20-х гг. Новые экономические
отношения (приватизация, аренда,
кооперация) привели к незащищенности подростков на производстве. Многие подростки, получив при
старой системе образование,
не хотят переучиваться или просто учиться дальше, обновлять свои знания.
В условиях
демократических свобод (многопартийность, самоуправление, свобода слова) подростки не
могут сделать правильный выбор, если им не привиты правила культурного
поведения, если у них
отсутствуют нравственные ориентиры.
Практика
отчисления их из школы и сокращение приема в ПТУ привела к тому, что в 14 лет подросток
оказался не у дел, так как по КЗОТу Российской Федерации (ст. 173) принимают на
работу только с 16
лет.
Количество
преступлений, за которые подростки привлечены к уголовной ответственности, превысило 100
тыс. Из них на 30% увеличилось
число убийств и тяжких телесных повреждений. Разбой, грабеж, повторение преступлений,
изнасилование — число этих преступлений, совершенных подростками в последние
годы, растет.
В 90-е гг.
преступность подростков увеличилась вдвое, охватив все категории учебных
заведений, которые раньше считались благополучными
(школы, техникумы, вузы).
Отклонения в
поведении подростка — это результат
педагогической запущенности и неблагоприятной окружающей среды. И как результат — реакции протеста, неповиновение, грубость, уход из
дома из-за обиды. Трудные
подростки возбудимы, агрессивны,
склонны к воровству, бродяжничеству, сексуальным эксцессам, употреблению алкоголя.
Интересны
результаты исследования Н.Вайзмана[1]
об особенностях
поведения трудных подростов. К первой группе он относит «психически
неустойчивых подростков, которые по, физическому и половому развитию отставали от
сверстников». Они внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции
поверхностны. «В школе
такие учащиеся паясничали, демонстративно не подчинялись, прогуливали занятия».
Ко второй
группе Вайзман относит подростков «с ускоренным половым развитием и с повышенной
аффективностью, возбудимостью,
агрессивностью». Они бурно реагируют на любой запрет родителей или воспитателя.
В третьей
группе подростков «преобладала расторможенность влечений: сексуальность, бродяжничество,
употребление наркотиков».
Чаще всего они из семей, где родители ведут асоциальный образ жизни, где постоянны конфликты. Они
злобны, жестоки, агрессивны, раздражительны.
Это
характеристика отклонений в поведении, возникающих как результат педагогической запущенности. Но
существуют подростки,
нарушения, точнее, отклонения в поведении которых является результатом аномалии развития организма.
Обратимся снова
к исследованию Н.Вайзмана. Он пишет, что у подростков с остаточной органической
патологией снижена работоспособность,
неустойчивое внимание. Они раздражительны и эмоционально неустойчивы, знания их ограничены, дома они занимаются с репетитором. В школе они доходят до
5—7 классов, совершенно не могут
трудиться, в ПТУ заниматься тоже не могут,
так как им требуется индивидуальное обучение. В результате они постоянно меняют место работы. Только 25%
подростков с органической патологией впоследствии смогли организовать семью,
трудиться, разумно вели себя в быту, учились в техникумах.
Исследования
групп подростков-учащихся, охваченных преступностью, показали, что у учеников
общеобразовательной школы преобладают нарушения дисциплинарные, чаще
наблюдаются антиобщественные поступки.
У учащихся ПТУ
— противоправные поступки, драки, мелкое воровство, употребление алкоголя, нежелание работать и учиться, спекуляция, бродяжничество.
У воспитанников
детских домов и приютов — агрессивность, драки, те же
нарушения, что и у учащихся ПТУ[2].
Постараемся обобщить, к чему
приводят отклонения в поведении подростка. Отклонения, опасные для жизни,
выплескиваются в попытку самоубийства,
подростки бросают учебу, не задумываясь
о своем будущем. Их образ жизни приводит к опасным последствиям для здоровья; опасными для юноши и
девушки являются ранние половые связи, сексуальные отклонения в поведении.
В последние
годы ученые зафиксировали пик подростковых самоубийств. Особенностями
подросткового самоубийства является
психологические особенности полового созревания; крушение любви, разочарование, отсутствие
ответного чувства, обиды. Подросткам
характерны размышления о смысле жизни и смерти, и часто, абстрагируя от своей
личности понятие смерти, они покушением
на убийство стремятся познать ее сущность. Подростки своим эгоцентризмом создают реакцию неприятия
окружающими. Они
становятся объектом осуждения, угроз, что также приводит к попытке самоубийства1.
Среди беглецов
зафиксировано больше всего подростков. Основная причина — плохое обращение в
семье, причем чаще со стороны
матери (60—70%), чем отца. Ученые это объясняют как психологическими причинами, так и
социальными: тяжелым экономическим
положением семьи, безработицей, неполным составом семьи, слишком юным или наоборот
преклонным возрастом родителей
и т.п. Кроме того, играет важную роль и поведение самого ребенка, который
побуждает плохое обращение.
Подростки-беглецы
чаще всего ограблены,
избиты, становятся наркоманами,
вовлекаются в преступные группы, в семью никогда не возвращаются.
Часть
подростков-беглецов уходит из семьи под влиянием стремления к свободе, независимости.
Психологами
разработаны типы детей с различными отклонениями, которые требуют самого разного подхода со стороны социального педагога. Так, одному ребенку
требуется вмешательство социального
педагога, чтобы помочь ему обрести самостоятельность и стойкость; другого
нужно занять общественной работой, чтобы он стал лидером, или включить в такую
деятельность, где бы он мог проявить
смелость и уверенность в себе.
Некоторые
подростки не любят захваливания, некоторых необходимо увлечь творчеством или трудом. У
ребят замкнутых, эмоционально-холодных
нужно развивать культуру общения.
В работе
социального педагога встречаются подростки с быстрой утомляемостью, раздражительные, склонные
к депрессии, с преобладанием
плохого настроения, постоянно сосредоточенные на мрачных сторонах жизни.
Все эти
особенности трудных детей и подростков необходимо учитывать социальному педагогу в работе.
На особенности
психического развития ребенка, которые следует знать социальному педагогу, обращал
внимание в своих психологических
исследованиях психолог Л.С.Выготский. Л.С.Выготский определил периоды неустойчивости в
жизни ребенка. Это 7 лет, 8 лет, 12, 13, 14—17 лет. В семнадцать лет характер возраста критически стабильный.
Он определил характер «кризиса»
в 13 лет, когда происходит физиологическая перестройка организма, физические и
психологические изменения в организме, которые проявляются в реакции на внешние воздействия. Реакция на события в этом возрасте отличается от реакции
взрослых. У подростков занижена способность
самореализовать, организовать себя
на какое-либо дело.
В период
кризиса у подростка обязательно возникает конфликт с окружающими его людьми. Социальный педагог
должен помнить, что
перестройка поведения подростка связана с половым созреванием.
1.2. Методы
перевоспитания трудных подростков.
Работа с трудными
детьми или подростками обязательно
предполагает педагогический процесс
перевоспитания. Что такое перевоспитание? Это процесс предупреждения или
преодоление различных отклонений в поведении ребенка
или подростка.
Перевоспитание
— это трудный процесс и
для воспитанника, и для воспитателя. Воспитанник должен заинтересоваться перспективой нового пути. Воспитатель должен
поверить в человека, проанализировать
прошлое, настоящее и представить будущее воспитанника, не упрекая его прошлым.
Социальному педагогу
приходится сталкиваться в своей работе с исправлением, когда нужно помочь ребенку в корне изменить свое поведение, изменить все его сознание и
стремления, чувства и волю,
его деятельность. Перед социальным педагогом стоит вопрос: как изменить отношение ребенка к труду и
спорту? Что может стимулировать его на положительную деятельность, как отвернуть его от нравственно постыдных
поступков? Как подвести подростка
к процессу самовоспитания и самообразования?
Все эти
вопросы встают перед социальным педагогом в работе с каждым воспитанником. К этому процессу
педагог готовится. Изучив воспитанника, следует сосредоточить его внимание на психологической готовности к изменению своего
поведения. Это второй этап
перевоспитания. Третий этап — это процесс накопления нравственно положительных качеств,
поступков воспитанника. Важно, чтобы этот процесс воспитатель контролировал и
при небольших подвижках поощрял ребенка, направляя
его дальше на изменение своего поведения.
Цель
социального педагога в работе с трудными подростками состоит в том, чтобы
помочь им «перешагнуть» через возникший кризис и
самостоятельно изменить свою жизнь.
Важно, чтобы в
этом процессе, точнее, на этом этапе воспитанник сам научился оценивать свои поступки,
их положительные и
отрицательные стороны, их причины и самостоятельно находить путь дальнейшего поведения.
Это подход к
четвертому этапу перевоспитания — процессу самовоспитания, когда воспитанник должен
выйти из кризиса. На всех этих этапах воспитатель выступает в роли
консультанта.
Следует также
учитывать, что в этот процесс перевоспитания кроме воспитателя включается коллектив
воспитанников, в который
попадает подросток. Здесь воспитатель выступает в роли координатора, направляя коллектив на
перевоспитание своего товарища.
Социальный педагог, работающий с подростками в реабилитационном центре, прибегает к одному
из методов, поставив перед
воспитанником цель, быть похожим на кумира, на идеал. Этот нравственный идеал помогает в
формировании положительного
поведения подростка.
Далее в новой
обстановке реабилитационного центра его поступки и решения направляются социальным педагогом.
Здесь важно
знать способности воспитанника, определив которые, педагог внушает ему уверенность в
своих силах, в реальности изменения своей жизни.
Учитывая, что в
реабилитационном центре социальный педагог работает с группой, важно незамедлительное ее изучение. Необходимо знать все нюансы отношений всех
воспитанников в группе,
степень влияния группы на каждого подростка. Какие дела больше всего интересуют группу? Как она
строит свои отношения со
средой?
Следует
помнить, что у трудных подростков это могут быть враждебность, агрессивность, замкнутость.
Отсюда, начиная с малой
группы, следует оздоровить обстановку созданием клуба, спортивной секции, технических кружков,
И еще один путь
перевоспитания трудных подростков — это включение в группу воспитанных подростков, что значительно сложнее других методов[3].
В
перевоспитании трудных подростков можно обратиться к опыту А.С.Макаренко, его «методу взрыва», когда,
оказавшись в критической
ситуации, подросток понимает свою безысходность, чувствует отвращение к своей жизни. У него
возникает потребность быть
лучше. Но воспитанник достигнет успеха, если сможет изменить свои привычки и поступки.
Трудный
подросток требует особого подхода. Это в полном смысле должен быть подход поэтапный, на первом
этапе которого должны быть установлены хорошие отношения с подростком и его
окружением, точнее,
должен быть установлен контакт, что в практике работы социального педагога
достигается не сразу и не просто.
Здесь важно
социальному педагогу еще до встречи познакомиться с личными делам подростка и в школе,
и в комиссии по делам
несовершеннолетних. Важно выяснить причину педагогической запущенности, а в
дальнейшем стараться объединить педагогический
процесс воспитания и процесс самовоспитания. Социальному педагогу важно овладеть приемом
направления подростка к
деятельности самосовершенствования.
Работая с
трудными подростками, социальный педагог на каждого воспитанника составляет психологическую
карту. В этом особенность
работы социального педагога — работа с личностью.
Учитывая, что
трудные подростки чаще всего особенно возбудимы, социальному педагогу важно выбрать для
ребенка тот вид деятельности,
который поможет ему во время конфликта быть сдержанным и терпеливым. Задача педагога
состоит в воспитании у
подростка терпимости, внимания, сдержанности.
Для воспитания
этих качеств следует помнить, что подросток может быть жестоким, поэтому ему нельзя
поручать руководство маленькими.
Работая в реабилитационном центре с
подростками, социальный педагог должен
помнить о ряде условий, которые ему помогут
достичь успеха.
Подробная
технология достичь контакта социального педагога с подростком разработана
психологом Л.Б.Филоновым. Он выделяет несколько стадий в разговоре социального
педагога с подростком. Это
накопление согласий во взглядах, вызов согласий со стороны подростка, поиск его
увлечений, понятие особенностей его увлечений и поведения, определение
отрицательных качеств его
личности, его реакция на постороннее влияние, выработка общих норм поведения и взаимодействия[4].
Глава II. Подростковая занятость в
России.
2.1. Организация подростковой занятости.
Организация занятости подростков -
сложная и многоплановая проблема, носящая межведомственный характер. Она
находится на стыке интересов целого ряда структур - службы занятости, образовательных
учреждений и органов управления образованием, органов местного самоуправления,
предприятий, общественных организаций.
В настоящее время в России для
обеспечения занятости подростков применяются специфические технологии, как
правило, базирующиеся на субсидированных формах занятости. Наибольшее распространение
получила программа "Временная занятость несовершеннолетних граждан".
О ее роли в обеспечении занятости подростков говорят следующие цифры: объемы трудоустроенных
рамках данной программы подростков возросли с 814 тысяч в 1995 году до 1475
тысяч человек в 2002 году. Целью программы является приобщение подростков к труду
и получение профессиональных навыков. Исследования показали, что подростки,
занятые на рабочих местах в рамках данной программы, не сталкиваются с
вышеупомянутыми влияниями. Подобные факты со всей очевидностью свидетельствуют
о необходимости развития социально ориентированной системы организации занятости
подростков в рамках органов местного самоуправления, в том числе и при
посредстве неправительственных организаций (НПО).
При организации занятости в рамках
данной программы особую роль приобретает реальное социальное партнерство. Чем
лучше отработаны механизмы взаимодействия между органами местного
самоуправления, службой занятости, учебными заведениями, тем выше
экономическая и социальная значимость программы для подростков, шире сфера
приложения труда, более разнообразны предлагаемые им рабочие места. И в этом
отношении очень интересны технологии взаимодействия всех заинтересованных
структур в подмосковных Люберцах. Центром, координирующим всю совместную
деятельность, является Люберецкий модельный центр занятости населения,
объединяющий деятельность всех структур района по организации занятости и
социально - трудовой адаптации подростков. Воедино здесь сведена деятельность
администрации Люберецкого района, Комитетов по образованию и социальной
защите, Комиссии по делам несовершеннолетних, Кризисного центра, Центра
семейного воспитания, приюта, Центра социально-трудовой адаптации подростков,
Управления внутренних дел, военного комиссариата, медицинских учреждений,
школ, профессиональных училищ, газеты "Люберецкая правда, местного ради»,
работодателей, общественных организаций. Систематическая работа по Содействию
занятости» молодежи с применением разнообразных форм и методов четкое распределение
обязанностей между различными структурами, широкое привлечение к решении
проблемы общественных организаций позволили отработать механизмы социального
партнерства по обеспечению занятости подростков и молодежи и успешно
использовать ее в одно из самых больших районов области Это дало привлечь
работодателей к созданию большого количества рабочих мест для подростков.
К основным технологиям организации занятости
подростков, действующих в рамках субсидируемых форм занятости, можно отнести подростковые
производства места, специализированное подростковые производства, создаваемые
на базе образовательных учреждений; трудовые молодежи, лагеря отдыха; группы
(бригады) трудоустраиваемых непосредственно в образовательных учреждениях;
подготовку подростков к предпринимательской деятельности.
Подростковые производства и места -
одна из наиболее технологий занятости могут быть устранены или минимизированы
негативные последствия совмещения учебы с работой, обеспечена реальная защита
трудовых прав подростков условия для проведения целенаправленной проф. ориентационной
работы и профессиональной подготовки. При этом читывать, что необходимость развитии
подростковых производств будет усиливаться по мере обострения ситуации на рынке
труда, поскольку может начаться вытеснение подростков даже из занятости, где их
доля традиционно высока.
И если в этих условиях не удастся
нарастить число рабочих мест на подростковых производствах, то возможности трудоустройства
несовершеннолетних значительно сузятся. В качестве успешного опыта можно привести
деятельность Московского Центра труда и занятости молодежи
"Перспектива", который создает как собственные подростковые
производства, так и содействует их созданию другими работодателями. Особо
выделим созданную "Перспективой" совместно с Обществом Красного Креста
молодежная службу милосердия, которая оказывает медико-социальную помощь на
дому одиноким больным, престарелым и инвалидам. Работники службы оказывают
патронажные услуги 600 одиноким москвичам.
Социально значимой и эффективной
технологией организации занятости подростков можно считать развитие
специализированных подростковых производств Они получили развитие на базе
образовательных учреждений начального профессионального образования. Занятость
на таких производствах обычно соответствует профилю обучения, что является,
пожалуй, оптимальным вариантом совмещения учебы с работой. При этом надо
учитывать, что производственные возможности учебных заведений начального
профессионального образования весьма велики и рабочие места для подростков
могли бы быть созданы в большинстве из них. В настоящее время в Москве уже
действуют несколько подростковых производств при образовательных учреждениях,
технологии работы которых заслуживают изучения и распространения. Прежде
всего надо отметить межшкольное учебно-производственное объединение
"Полюс". Оно включает в себя общеобразовательную школу,
учебно-производственный комбинат и блок дополнительного образования. Производственная
деятельность ведется по нескольким направлениям, основные из которых:
мебельное производство, швейное производство, роспись по дереву. Рабочими местами
обеспечены 275 учащихся. Представляет интерес механизм взаимодействия
"Полюса" с органами местного самоуправления и образования. Речь идет
о помощи со стороны этих структур в получении материалов и предоставлении
заказов. Потребителями таких видов продукции, как мебель и детская одежда,
являются образовательные учреждения. Тем самым в рамках городской системы образования
начинает формироваться своеобразное "натуральное хозяйство",
обеспечивающее и загрузку подросткового производства, и экономию бюджетных
средств Еще один значимый аспект опыта "Полюса" - установление
взаимовыгодных отношении подросткового производства с промышленными
предприятиями, располагающими современным оборудованием и квалифицированными
кадрами.
Вероятно, такая интеграция будет
характерна для большинства подростковых производств в случае если они начинают
осваивать выпуск сложных видов продукции.
1.2. Социально-трудовая адаптация и
профориентация подростков.
Перспективной технологией социально
- трудовой адаптации подростков является подготовка их к предпринимательской
деятельности. Циклы соответствующих деловых игр для подростков проводятся в
Москве. Практика подготовку подростков
к предпринимательской деятельности убедительно доказала эффективность такой
работы. Некоторые проекты, такие, как 'Организация швейной мастерской" и
"Издание малотиражной газеты" были доведены до стадии реализации.
Анализ тенденций занятости и социально-трудовой
адаптации подростков в регионах России показал многообразие различных технологий
оказания им социальных услуг. Общий положительный результат складывается из
деятельности многочисленных местных сообществ на территории страны. Нельзя не
остановиться и на социальных технологиях, используемых для работы с
"детьми улиц". Интересные результаты получены в рамках международной
программы "Уличные дети Санкт-Петербурга: от эксплуатации к
образованию". В этой программе в масштабах одного муниципального округа
сформированы и применены ряд инновационных технологий, направленных на
создание территории, свободной от детского труда. В рамках
российско-шведского проекта "Открытые формы социальной работы"
создано Социальное бюро, аккумулирующее с помощью разнообразных методов
информацию обо всех обездоленных детях. Здесь же при участии Русской Православной
Церкви создан неправительственный приют "Дом милосердия",
впоследствии трансформировавшийся в социально-реабилитационный центр. Успешно
действует Социальный пункт для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,
где предлагается бесплатное питание и вещевая помощь, оказывается правовая
помощь и содействие в получении подходящей работы. Образовательные школы округа
также актив--: включены в работу. Созданы специфические образовательные
технологии - школы социальной •направленности, такие, как "Школа первой
профессии", "Школа индивидуального обучения", "Школа
ремесел и искусств", в которых большое внимание уделяется трудовой адаптации
детей. Весьма перспективной социальной технологией является привлечение
студентов Петербургского университета к работе с подростками. В рамках Центра
научно-практической социальной работы и студенческих инициатив);
разрабатываются студенческие волонтерские проекты социального сопровождения
ребенка группы риска "Студент - ребенку". Работает система социальных
гостиниц, являющаяся ступенью к самостоятельной жизни.
Важнейшей задачей является создание
целостной, социально-ориентированной и эффективно действующей системы социально-трудовой
адаптации и занятости подростков, включая вторичную занятость учащихся, которая
должна обеспечивать решение широкого спектра следующих задач:
-содействие добровольному трудоустройству
подростков, в том числе желающих работать в свободное от учебы время, на
рабочие места, соответствующие их возможностям;
-содействие личностному и профессиональному
становлению подростков;
-соблюдение трудовых прав подростков;
-адаптация подростков к требованиям
современного рынка труда;
-согласование интересов подростков,
предъявляющих спрос на рабочие места, и работодателей;
-поддержка работодателей, создающих
рабочие места для подростков, соответствующие их возможностям.
Решение этих задач позволит молодым
людям в новых социально-экономических условиях правильно использовать свой
трудовой потенциал и найти свое место на рынке труда, снизит социальную
напряженность среди этой категории населения.
Ограниченность финансовых средств,
другие объективные и субъективные причины требуют новых форм работы со слабозащищенными
категориями населения, к которым относятся и несовершеннолетние. Дефицит
государственного бюджета и фатальная нехватка денег на социальную сферу давно
уже стали привычным явлением. Поэтому необходима разработка технологий, с
помощью которых проблему занятости детей и подростков можно было бы решить
посредством различных форм занятости, не требующих избыточного финансирования,
с привлечением всех возможностей общества. При этом необходимо учитывать, что
формированию российского рынка труда присущи территориальные различия в наборе
и остроте проблем. Это порождает разнообразные подходы к их решению, а также к
финансированию программ. Поэтому необходимо поощрять проекты, которые
учитывают местные потребности, а также мобилизуют и эффективно используют
местные ресурсы, в том числе поддерживаемые НПО.
Создание соответствующих возможностей
занятости для подростков необходимо рассматривать в контексте программ
занятости для всех трудящихся. Этот вывод имеет важное значение, поскольку усилия
по улучшению положения с занятостью и социально-трудовой адаптацией подростков,
как в количественном, так и в качественном отношении, должны быть неотъемлемой
частью более широких национальных усилий в области оказания социальных услуг
населению.
Приоритетная задача
социально-трудовой адаптации - формирование условий для участия детей и
подростков в общественно полезном труде, повышающем уровень их социальной
защищенности. Основным условием, определяющим социальную допустимость занятости
несовершеннолетних, является обеспечение сочетания продуктивного и приносящего
доход труда с получением профессиональных навыков, знаний и личностным становлением.
Важнейшая роль в процессе социализации
подростков принадлежит технологиям оказания услуг в сфере профориентации,
которые должны обеспечить согласованный, с точки зрения личности и общества,
выбор профессии и места работы. Избранная в соответствии с природными
склонностями и одновременно с учетом потребностей рынка труда профессия,
когда это касается всей совокупности вступающих в трудовую жизнь молодых
людей, способна превратиться в фактор существенного роста эффективности труда,
дать молодежи чувство удовлетворенности своей трудовой деятельностью,
способствовать предотвращению безработицы.
В условиях рыночных отношений
акценты в проф.ориентационной работе должны быть смещены, поскольку необходим
учет не только способностей и склонностей молодых людей, их реальных возможностей,
но и трудовой конъюнктуры. Необходимо сформировать у молодых убеждение в том,
что обоснованный выбор профессии облегчит трудоустройство, позволит достичь
необходимого "Заработка и общественного престижа, даст возможность
сохранить свое рабочее место. В то же время необоснованно избранная профессия
повышает шансы молодых людей попасть в число безработных. Большое количество
молодых людей выбирает профессию под влиянием случайных обстоятельств.
Основными причинами низкого уровня профориетированости молодежи являются
неразвитость сети специализированных центров, нехватка нужных специалистов,
невнимание многих предприятий и учебных заведений к этому вопросу. Укрепление и
развитие сети Центров социально - трудовой адаптации может реально способствовать
решению проблемы профессиональной ориентации молодежи в числе особо сложных
и актуальных проблем, стоящих перед Центрами социально-трудовой адаптации, -
работа с трудными подростками, состоящими на учете в комиссиях по делам
несовершеннолетних, подростками – наркоманами. В последнее время все острее
ощущается потребность в научно-методических материалах и рекомендациях по
работе с трудными подростками, учитывающими имеющийся российский и зарубежный
опыт.
Совершенствование технологий
занятости подростков - проблема, требующие одновременного решения
долговременных, перспективных задач, направленных на формирование у
несовершеннолетних адекватных мотиваций к труду и позитивных ценностных ориентации,
и задач текущих, касающихся трудоустройства ищущих работу подростков и оказания
им социальной помощи. Переплетение и взаимообусловленность этих задач
предопределяют выбор направлений создания системы социально-трудовой адаптации
и занятости подростков, наиболее актуальными из которых нам представляются
следующие:
Для расширения сферы приложения
труда и развития трудовой занятости детей и подростков необходимо:
1. Уточнить перечень сфер деятельности,
являющихся предпочтительными для организации занятости подростков.
2. Установить порядок выделения
кредитов из местных бюджетов, предоставляемых образовательным учреждениям в
случае, если они создают рабочие места, соответствующие профилю обучения и
возможностям учащихся.
3. Расширить практику субсидирования
оплаты труда при трудоустройстве учащихся на рабочие места, создаваемые в
учебных заведениях, если они соответствуют профилю обучения и возможностям
учащихся.
4. Совместно с органами управления
образованием и органами труда и занятости изучить возможности организации
подростковых производств на базе учреждений профессионального образования и
учебно-производственных комбинатов.
5. Провести экспертизу возможности
создания детско-взрослых производств на базе действующих учреждений
дополнительного образования, досуговых центров (детских клубов).
Заключение
Влияние работы
на развитие подростка
(физическое, познавательное, эмоциональное,
нравственное) - главный критерий, позволяющий
установить, когда труд из позитивного фактора
превращается в свою противоположность. Наши исследования свидетельствуют, что
работа подростков зачастую приводит к недопустимым физическим нагрузкам или социально -психологическому стрессу. Так, 70,3% работающих подростков устает на работе, в том числе 14,6% - очень. Целый ряд
оценок подтверждает, что подростки иногда работают слишком продолжительное время. В результате им зачастую не хватает времени для учебы и полноценного отдыха (43% опрощенных). 10,8% работающих подростков "постоянно испытывают недостаток
времени для отдыха и учебы".
Кроме того, избыточная трудовая занятость учащихся непосредственно влияет на
успеваемость, снижая ее Работающие
подростки ориентированы на быстрое
вступление в трудовую жизнь.
Интенсивная работа снижает их
потребность в образовании, меняет структуру
досуга.
Наличие
достоверных данных относительно
количества работающих детей
также является неотъемлемой частью
организации целостной системы занятости. Их достоверность имеет решающее значение в определении приоритетных групп, разработке целей, составлении реалистичных программ и измерении результатов. Система данных не должна быть перегружена излишней информацией, требующей
больших затрат на ее сбор и анализ.
Подростки
зачастую сталкиваются с неудовлетворительными
условиями труда на своих
рабочих местах. Трудовая
инспекция выявила ряд нарушений
трудового законодательства в отношении
их на предприятиях.
Необходимость разработки специальных
технологий занятости в отношении подростков обуславливается наличием у них
существенных особенностей, выделяющих их в специфическую группу общества с
соответствующими потребностями и интересами. С одной стороны, у подростков
есть те же права, что у взрослых - гражданские, социальные, культурные,
политические. С другой - обязанностью общества является защита подростка от
выполнения работы, представляющей опасность для его развития.
Поэтому в основе разработки всех
технологий занятости подростков должна лежать идея о том, ^ что лишь та
работа, которая приносит пользу, стимулируя или укрепляя физическое,
умственное, духовное развитие подростка, без ущерба для учебы, досуга и отдыха,
является допустимой. В то же время общество обязано в корне 1ресекать такие
формы занятости совершеннолетних, когда:
-работа приводит к недопустимым
физическим нагрузкам или социано- психологическому стрессу;
-подростки работают полный рабочий
день или чересчур продолжительное время;
-работа мешает образованию;
-трудовая деятельность осуществляется
при неудовлетворительных условиях труда;
-характеризуется несоответствующей
оплатой труда;
-работа имеет недопустимые формы
унизительного труда или сексуальной эксплуатации;
-работа мешает всестороннему
социальному и психологическому развитию.
Что касается развития законодательной
базы, недопустимые формы труда детей в трудной жизненной ситуации не могут
быть искоренены только законодательными действиями. Но и без этого решение
проблемы невозможно. Контроль за соблюдением законодательства, точно
определяющего минимальный возраст для вступления в занятость, получение обязательного
(базового) образования, запрещение детского труда на опасных производствах, в
опасных условиях труда, когда это мешает получению образования, отнимает
здоровье и тормозит развитие детей, должен осуществляться обязательно.
[1] Вайзман Н. Реабилитационная
педагогика.-М., 1996. с.140-141.
[2] Проблемы, методика и опыт социальной
реабилитации детей и подростков в современных условиях. М., 1994. с. 47.
[3] Социальная помощь детям. М., 1994. с. 86.
[4] Филонов Л. Б. Технология установления
контакта с дезадаптивированными подростками в процессе их реабилитации //
Проблемы, методика и опыт реабилитации подростков в современных условиях. М.,
1994. с. 124.