Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Челябинская государственная академия культуры и искусств
Институт документальных коммуникаций
Факультет книжного бизнеса, документоведения и музееведения
Кафедра документоведения и музееведения
Курсовая работа
по курсу «Организация и технологии ДОУ»
Организация экспертизы ценности документов в делопроизводстве
Выполнил: студент(ка) 3 курса
ИДК, гр. 803А Уткина Ольга
Руководитель: И. М. Баштанар
Рецензент: И. М. Баштанар
Челябинск 2009
Оглавление
Введение
Глава 1. Особенности организации экспертизы ценности документов.............6
1.1. Понятие «экспертизы ценности документов». Нормативно-методическая регламентация.................................................................................6
1.2. Критерии, цель, задачи, принципы экспертизы ценности документов...............................................................................................................9
Глава 2. Организация и порядок проведения.....................................................14
2.1. Организация экспертизы ценности документов................................14
2.2. Порядок проведения экспертизы ценности документов..................17
2.3. Оформление результатов экспертизы ценности документов...........19
2.4. Анализ организации и проведения экспертизы ценности документов в ЗАО «Строительная Компания «Дружба»..................................22
Заключение.............................................................................................................27
Список использованных источников и литературы...........................................29
Приложения...........................................................................................................31
Введение
Актуальность темы состоит в том, что большой удельный вес в общем комплексе делопроизводственных процессов имеют операции по хранению документов. Это связано с тем, что документы предприятий участвующих в делопроизводстве, в дальнейшем либо остаются на длительное архивное хранение, либо хранятся краткие сроки, а затем выделяются к уничтожению. Вообще, полный цикл взаимодействия человека с документарной средой включает следующие стадии:
? документирование, понимаемое как особыми способами удостоверенная фиксация информации на различных носителях;
? использование, включающее и учет документов в текущей деятельности граждан и организаций;
? хранение документов и сведений о них с целью последующего использования.
Значение и ценность документов, образующихся в деятельности организации, полученных ею от корреспондентов на различных носителях и с использованием всевозможных средств их доставки, неодинакова.
Одни документы необходимы только для оперативной работы с ними в течение довольно ограниченного времени. Другие, содержащие нормативную базу и основные вехи становления и развития организации, фирмы корпорации, представляют ценность только для самого предприятия.
Третьи, отражающие научно-технические достижения, работу системы управления, общественную жизнь, имеют важное научно-техническое, историческое, экономическое значение; как памятники истории и культуры они, как и архитектурные, материальные памятники эпохи, должны сохраняться максимально долго, в идеале – бессрочно, т.е., по документной терминологии, постоянно. Четвертые, содержащие информацию о гражданах, сотрудниках, выпускниках учебных заведений и т.д., имеют социальное значение и должны сохранятся в течение всей жизни человека, но, в конечном счете утрачивают свою ценность, так как имеют личностный характер и представляют в силу их массовости ценность только для конкретного индивидуума.
В силу типичности и неоднократной повторяемости задач системы управления появляется возможность проведения оценки документной информации, циркулирующей в любой системе управления, на основе единых критериев.
Объектом курсового исследования является процесс функционирования и формирования системы документационного обеспечения управления (ДОУ)
Предметом ? технология, процедуры и организация оценки и отбора документов на архивное хранение на основе экспертизы ценности документов.
Целью курсового исследования является изучение организации экспертизы ценности документов в делопроизводстве.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
? раскрыть понятие «экспертизы ценности документов»;
? изучить нормативно-методические основы экспертизы ценности документов;
? рассмотреть организацию и порядок проведения экспертизы ценности документов;
? проанализировать организацию и проведение экспертизы ценности документов в ЗАО «Строительная Компания «Дружба».
При написании курсового исследования были использованы работы ведущих специалистов ? документоведов: В. А. Кудряева, Б. В. Альбрехта, Т. В. Кузнецовой, М. В. Стенюкова, Т. А. Быковой, А. В. Пшенко.
Понятие экспертизы ценности документов раскрывают в своих статьях Н. А. Зверева (14), Т. А. Быкова (10), Т. В. Кузнецова (18,19), В. А. Кудряев (21), В.И. Андреева (8). Нормативно-методические основы экспертизы ценности документов рассматривает Б. В. Альбрехт (6). Критерии оценки документов описывает Т.А. Быкова (10). Организацию и порядок проведения экспертизы ценности документов раскрывают В. А. Кудряев (21), В.И. Андреева (8), М. В. Стенюков (23), Т. В. Кузнецова (18,19), Т. А. Быкова (10), Л. М. Вялова (11).
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении сформулированы цели, задачи, объект, предмет, актуальность, изученность темы, содержание работы.
В первой главе раскрывается особенности организации экспертизы ценности документов.
Во второй главе рассматриваются организация и порядок проведения экспертизы ценности документов.
В заключении представлены основные выводы по курсовому исследованию.
Список использованной литературы состоит из 24 библиографических описаний источников.
В приложении представлены: протокол заседания экспертной комиссии, форма годового раздела сводной описи дел по личному составу, форма годового раздела сводной описи дел постоянного хранения, форма акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению
Глава 1. Особенности организации экспертизы ценности документов
1.1. Понятие «экспертизы ценности документов». Нормативно-методическая регламентация
Экспертиза ценности документов – важное звено в организации документооборота предприятия в целом. Это составляющая многих процессов, связанных с разработкой номенклатуры дел, с дачей дел в архив, их уничтожением. Экспертиза лежит в основе определения сроков хранения документов и выделения особо ценных дел организации. Без экспертизы ценности невозможно построить работу с документами в современной организации (9, с. 37).
Понятие «экспертизы ценности документов» является центральным, фундаментальным в понятийной системе документоведения.
Документы, создающиеся в процессе деятельности учреждений, организаций, фирм содержат информацию, ценность которой различна. С экономической точки зрения хранить все документы нецелесообразно, так как для них потребуются большие помещения, оборудования, штаты специальных работников. Поэтому систематически проводится экспертиза ценности документов – определение политического, экономического, социально-культурного, практического и иного значения документов Экспертиза ценности документов – это изучение состава и содержания документов учреждения на основании критериев ценности документов в целях определения сроков их хранения и отбора документов на их дальнейшее хранение (14, с. 37).
ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» рассматривает понятие «экспертизы ценности документов» как «отбор документов на государственное хранение или установление сроков их хранения на основе принятых критериев» (1).
В свою очередь, Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» определил экспертизу ценности документов как «изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их для включения в состав Архивного фонда Российской Федерации» (4).
В Энциклопедии делопроизводства экспертиза ценности документов определяется как «изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их на постоянное хранение» (24) .
С точки зрения Т. А. Быковой экспертизой ценности документов называется изучение документов на основе принципов и критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их для хранения (10, с. 24).
По мнению В. А. Кудряева наиболее тесно именно регистрация связана с изучением ценности документов для определения сроков хранения (и отбора части из них для длительного и постоянного хранения). Такая деятельность в системе управления получила профессиональный термин «экспертиза ценности документов» (21, с. 194).
Отнесение документов к составу Архивного фонда Российской Федерации осуществляется по результатам экспертизы ценности на основании принципов историзма, системности и целостности путем комплексного применения критериев происхождения, содержания, внешних особенностей документа
При отнесении документов к составу Архивного фонда Российской Федерации учитывается фактор степени полноты и сохранности фонда. Экспертиза ценности документов проводится на основе:
? действующего законодательства и правовых актов Российской Федерации по архивному делу и документационному обеспечению управления;
? типовых и ведомственных перечней документов с указанием сроков их хранения, типовых и примерных номенклатур дел;
? нормативно-методических документов Федеральной архивной службы России и органов управления архивным делом субъектов Российской Федерации в области архивного дела.
В соответствии с действующим законодательством нормативно – правовое обеспечение экспертизы ценности документов поручено Федеральной архивной службе России. Согласно ст. 6 основ законодательства РФ «Об архивном деле в Российской Федерации» от 27.10.2004 № 125 «Архивные документы включаются в состав Архивного фонда Российской Федерации на основании экспертизы ценности документов» (4).
Этот нормативно – правовой акт закрепил основополагающие права Федеральной архивной службы России по вопросам отнесения документов к составу Архивного фонда РФ
Основные виды нормативных документов, являющиеся основанием для определения сроков хранения документов:
? типовые перечни документов со сроками хранения;
? перечни документов постоянного хранения, подлежащих приему в государственные (муниципальные) архивы, которые разрабатываются и утверждаются Федеральной архивной службой России;
? ведомственные (отраслевые) перечни документов со сроками хранения.
Для определения сроков хранения документов используются специальные справочники, называемые перечнями документов со сроками хранения. Они бывают нескольких видов. Каждая служба ДОУ должна иметь Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения. Если в организации откладываются чертежи и другие научно-технические документы, надо иметь Перечень научно-технической документации, подлежащей приему в государственные архивы России.
Конечно, типовые перечни не могут полно охватить всю документацию различных отраслей. Поэтому на базе типовых перечней разрабатываются министерствами и ведомствами перечни, охватывающие документацию учреждений их системы. Ведомственные перечни дают наиболее полное и систематическое перечисление документации, образующейся в деятельности ведомственной системы. Поэтому, если ведомственный перечень есть, им следует воспользоваться при установлении сроков хранения документов в первую очередь.
Таким образом, экспертиза ценности документов играет важную роль для деятельности любой организации. Так как изучает состав и содержание документов организации на основании критериев ценности документов в целях определения сроков их хранения и отбора документов на их дальнейшее хранение. В состав ноучно-методической регламентации входят: типовые перечни документов со сроками хранения; перечни документов постоянного хранения; ведомственные (отраслевые) перечни документов со сроками хранения.
1.2. Критерии, цель, задачи, принципы экспертизы ценности документов
Экспертизу ценности документов проводят с целью отбора документов на государственное хранение или установление сроков их хранения основе принятых критериев.
В обобщенном виде задачи экспертизы ценности документов состоят в следующем:
? отбор документов, имеющих политическое, хозяйственное, научное,
культурное значение, для последующей передачи их на постоянное хранение в государственные архивы Российской Федерации;
? отбор на временное хранение документов, не представляющих научно-исторической ценности, но сохраняющих практическое значение;
? выделение к уничтожению документов, не имеющих научной ценности и утративших практическое значение;
? установление или изменение сроков хранения документов.
Экспертиза ценностей документов осуществляется на основе принципов историзма, всесторонности и комплектности изучения документов.
Принцип историзма предполагает оценку каждого документа как продукта определенной исторической эпохи, рассмотрения общественных явлений в процессе их развития, учет определенных закономерностей такого развития.
Принцип всесторонности требует при проведении экспертизы ценности документов рассматривать различные аспекты каждого документа, учитывая как содержание, так и внешние особенности.
На основании принципа комплексности документы оцениваются с учетом их места в общем документном фонде организации, так как они связаны друг с другом, могут повторять, дополнять или поглощать другие документы.
На основании принципов разработана система критериев, т.е. научно-обоснованных признаков, позволяющих определить степень ценности документов. Систему составляют три группы критериев:
? оценки происхождения;
? их содержания;
? внешних особенностей.
Критериями оценки происхождения являются: роль и место организациями в системе государственного управления, значимость выполняемых функций, время и место образования документов.
Критериями оценки содержания – значимость событий или явления, отраженного в документах; значение содержащейся в документах информации, ее повторение в других документах, целевое назначение, вид и разновидность.
К критериям оценки внешних особенностей документа относятся: юридическая достоверность (наличие подписей, дат, печатей, резолюций), особенности передачи текста, материального носителя документа и его физического состояния.
Важнейшими критериями экспертизы ценности документов являются:
1) значимость учреждения или лица, в результате деятельности которых созданы документы;
2) значимость содержания документов;
3) время и место образования документов;
4) подлинность и копийность документов;
5) юридическая сила документов;
6) дублетность документов;
7) поглощенность содержания;
8) физическое состояние документа.
Раскроем значимость учреждения или лица, в результате деятельности которых созданы документы:
В процессе развития общества создается огромное количество учреждений, организаций и предприятий с разнообразными функциями. Это
– органы власти управления, промышленные, транспортные, торговые предприятия, учреждения культуры, общественные, учебные и другие организации. Целостность комплекса документов, созданного в каждом из них, определяется значимостью учреждения в системе управления, науки и др. Поэтому отбор документов на государственное хранение производится из учреждений, играющих наиболее важную роль в жизни общества.
Рассмотрим значимость содержания документов:
В общем массиве документации имеются документы, отражающие деятельность учреждения и документы, играющие вспомогательную роль, нужные для текущей работы учреждения.
К первой группе документов, наиболее полно отражающих основную деятельность учреждений, относится организационно-распорядительная документация учреждения и некоторые документы вышестоящих органов.
Документы второй группы имеют справочное назначение и теряют свое значение через год, три или пять лет.
Рассмотрим время и место образования документов:
Этот критерий является важным для экспертизы. В истории нашего общества были периоды, насыщенные события особой важности. Это периоды войн, революций, реконструкций народного хозяйства. При оценки документов, созданных в особые периоды истории, важную роль играет и место их создания.
Опишем подлинность и копийность документов:
При отборе на хранение предпочтение всегда отдается подлинным документам. Согласно ГСДОУ копии документов, отправляемых учреждениями, должны быть заверены, иметь номер и дату (2). Работники службы делопроизводства должны своевременно оформлять копии документов, особенно документов постоянного срока хранения. Это необходимо для будущего использования документов.
Раскроем юридическую силу документов:
Юридическую силу документов имеют главным образом правильно оформленные документы (подлинники). Иногда юридической силой обладают и копийные экземпляры, но при условии правильно оформленных реквизитов документов. Поэтому очень важно правильно оформлять документы в процессе делопроизводства.
Рассмотрим дублетность документов:
Этот критерий играет большую роль при отборе документов на государственное хранение в связи с широким распространением дублетных документов. Дублетный документ это один из размноженных экземпляров подлинника. Дублеты бывают машинописные, в виде ксерокопий, отпечатанные на ротаторе, ротапринте, выполненные при помощи другой множительной техники. Если материалы учреждений передаются в разные архивы (например, фонд вышестоящего учреждения находится в Российском государственном архиве экономики, а подведомственного в областном архиве), то такая дублетность в масштабе Архивного фонда страны представляется целесообразной.
Опишем поглощенность содержания:
Этот критерий применяется при экспертизе плановой и отчетной документации. Содержание месячных планов и отчетов поглощается квартальными, содержание квартальных планов и отчетов поглощается годовыми или отчеты структурных подразделений поглощаются отчетом учреждений и т.п. На государственное хранение отбирается сводный документ, поглотивший содержание первичных.
Раскроем физическое состояние документа:
Этот критерий применяется в отдельных случаях. Если документ сильно поврежден, но имеет особую ценность, он должен быть реставрирован. Если есть копийный экземпляр, то его присоединяют к испорченному документу.
Таким образом, критерии, цель, задачи, принципы экспертизы ценности документов играют важную роль в организации экспертизы ценности документов.
Глава 2. Организация и порядок проведения
2.1. Организация экспертизы ценности документов
Экспертиза ценности документов в организации проводится: ? в делопроизводстве – при составлении номенклатур дел, в процессе формирования дел и при подготовке дел к передаче в архив; ? в архиве ? в процессе подготовки к передаче дел на постоянное хранение.
Для организации и проведения работы по экспертизе ценности документов, отбору и подготовке к передаче на постоянное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, включая управленческую, научно-техническую, аудиовизуальную, машиночитаемую и другую документацию, образующуюся в процессе деятельности организации, создается экспертная комиссия (ЭК). ЭК ? это совещательный орган, ее решения вступают после утверждения руководителем организации, так как согласно законодательству он несет ответственность за сохранность документов (3). ЭК действуют на основании утвержденных руководителями организации Положений о постоянно действующей экспертной комиссии. В целях достижения методического единства и для облегчения разработки собственного положения об ЭК Государственной архивной службой Российской Федерации (Росархивом) разработано Типовое положение. В помощь организациям при проведении экспертизы научной, социальной и практической ценности их документов Росархивом разработан так же ряд нормативно – методических материалов о порядке проведения и оценки информационной ценности различных функциональных групп документов: – изобретений и открытий; – документов с повторяющейся информацией; – научно-технической документации; – рациональных документов и т.д. Для экспертизы ценности и отбора на постоянное хранение научно-технической и другой специальной документации может быть создана отдельная ЭК, состоящая из специалистов по этой документации.
В министерствах и ведомствах, других организациях, имеющих подведомственную сеть, создаются центральные экспертные комиссии (ЦЭК), которая осуществляет методическую помощь. ЦЭК и ЭК работают в постоянном контакте с экспертно проверочной комиссией (ЭПК), соответствующего архивного учреждения. ЭПК является решающей инстанцией в вопросах экспертизы ценности документов.
В соответствии с многогранностью оценки документов и формируется состав ЭК. Члены комиссии должны хорошо знать функции, структуру своей организации, систему документационного обеспечения ? состав и содержание всей совокупности документов. ЭК создается в соответствии с Положением о ней из наиболее квалифицированных сотрудников. В состав ЭК обязательно включают: должностное лицо, ответственное за документационное обеспечение организации; должностное лицо, ответственное за архив организации; специалистов по научной, технической, учебной, производственной и другим видам документации; специалиста по обеспечению защиты информации и др. Председателем ЭК, как правило, назначается один из заместителей руководителя организации. Секретарем ЭК ? секретарь организации или работник службы документационного обеспечения или архива. Основными задачами ЦЭК (ЭК) являются: ? организация и проведение экспертизы ценности документов на стадии делопроизводства при составлении номенклатуры дел и в процессе формирования дел; ? организация и проведение экспертизы ценности документов на стадии подготовки их к передачи в архив организации; ? организация и проведение отбора и подготовки документов к передачи на постоянное хранение в государственный или муниципальный архив. Основными функциями ЦЭК (ЭК) являются: 1) организация ежегодного отбора дел для хранения и уничтожения; 2) рассмотрение и вынесение на утверждение и согласование с экспертно-проверочной комиссией (ЭПК) архивного учреждения проектов номенклатур дел организации, описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, в том числе по личному составу, актов о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению; 3) подготовка и вынесение на рассмотрение ЭПК архивного учреждения предложений об изменении сроков хранения отдельных категорий документов, установленных перечнями, и об определении сроков хранения документов, не предусмотренных перечнями; 4) участие в подготовке и рассмотрении проектов нормативных и методических документов по вопросам работы с документами в организации.
ЦЭК (ЭК) проводит заседания в соответствии с планом работы и по мере необходимости. Заседания ЦЭК (ЭК) протоколируются. Протоколы подписываются председателем и секретарем комиссии (Приложение 1). Решения ЦЭК (ЭК) вступают в силу после утверждения руководителем. Протоколы ЦЭК (ЭК), содержащие решения об одобрении проектов типовых и примерных номенклатур дел, об изменении сроков хранения документов, установленных типовыми и ведомственными перечнями документов с указанием сроков их хранения, а также типовыми и примерными номенклатурами дел, утверждаются руководителем организации только после их рассмотрения ЭПК соответствующего архивного учреждения. Таким образом, организация экспертизы ценности документов в организации проводится в делопроизводстве при составлении номенклатуры дел, в архиве в процессе подготовки к передаче дел на постоянное хранение. А для ее проведения создается экспертная комиссия, действующая на основании учрежденных руководителем организации Положений о постоянно действующей экспертной комиссии.
2.2. Порядок проведения экспертизы ценности документов
Экспертиза ценности документов осуществляется ежегодно работниками службы документационного обеспечения управления совместно с ЦЭК (ЭК) организации под методическим руководством архива. При проведении экспертизы ценности документов в структурных подразделениях осуществляется отбор дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения для передачи в архив; отбор дел с временными сроками хранения, подлежащих хранению в структурных подразделениях; выделение к уничтожению дел за предыдущие годы, сроки хранения которых истекли. При этом одновременно проверяются качество и полнота номенклатуры дел организации, правильность определения сроков хранения дел. Исчисление срока хранения документов производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством. Например, дело, законченное делопроизводством в 2005 году, срок хранения которого составляет 5 лет, должно быть уничтожено в 2011 году. Если дело состоит из нескольких томов, которые содержат документы за определенный период (например, документы, послужившие основанием для бухгалтерских записей, формируются, как правило, по месяцам), то исчисление срока хранения этого дела (а не части или тома) аналогично исчислению, приведенному выше, т.е. нельзя уничтожать документы, сформированные в дело, например, за июль 2003 года, срок хранения которых 5 лет, 1 августа 2005 года, они могут быть уничтожены только 1 января 2009 года. Срок хранения документов на нетрадиционных носителях соответствует сроку хранения аналогичных видов документов на традиционных носителях. Отбор документов на хранение и уничтожение должен проводиться путем полистного просмотра дел. Не допускается проведение экспертизы ценности документов только по заголовкам дел в номенклатурах, описях структурных подразделений организации или на обложках дел без просмотра самих документов. В делах, предназначенных для постоянного и длительного (свыше 10 лет) хранения, подлежат изъятию дублетные экземпляры документов, черновики, неоформленные копии документов. При отборе дел на хранение уточняется также характер повторения и поглощения содержащейся информации в других документах, при этом учитывается вид, форма и полнота повторения и поглощения. Хранению подлежат только подлинники документов, а в случае их отсутствия (утраты, выемки) – заверенные копии, так как это в дальнейшем играет существенную роль при их использовании. Особенно это касается подтверждения по архивным документам сведений социально-правового и имущественного характера. Дела с отметкой «ЭПК» подвергаются полистному просмотру с целью определения и выделения из их состава документов, подлежащих постоянному хранению. Дела с отметкой «ЭПК», содержащие документы постоянного хранения, подлежат переформированию. Выделенные из их состава документы постоянного хранения присоединяются к однородным делам или оформляются в самостоятельные описи.
Сроки хранения дел, содержащих оставшиеся документы временного хранения, определяются по перечню документов с указанием сроков их хранения или по номенклатуре дел организации.
Подшивка вновь сформированных дел производится только после завершения экспертизы ценности документов.
Архив проводит экспертизу ценности документов при отборе их на постоянное хранение под методическим руководством соответствующего государственного или муниципального архива.
Подготовка электронных документов к передаче в архив организации состоит из следующих этапов:
? проверка физического состояния машинных носителей, предназначенных для передачи в архив;
? запись электронных документов на машинные носители;
? проверка качества записи;
? описание электронных документов;
? проставление архивных шифров на единицах хранения (футлярах) в соответствии с архивной описью (описями) электронных документов постоянного хранения и по личному составу;
? подготовка комплекта сопроводительной документации.
Сопроводительная документация электронных документов должна быть достаточной для обеспечения их сохранности и использования. В ней отражается следующая информация:
? название документа;
? дата его создания;
? характеристика содержания (аннотация);
? электронный формат;
? физическая и логическая структура (для баз данных, сайтов и т.п.);
? объем документа (для баз данных также - количество записей).
Таким образом, ежегодно в делопроизводстве организации поводят отбор документов на постоянное и временное хранение, а так же для уничтожения. Этот отбор проводит персонал структурных подразделений при участии сотрудников ведомственного архива. Он предполагает анализ фактического содержания документов, находящихся в деле, не основываясь только на заголовках дел, а путем полистного просмотра документов определяется их научная и практическая ценность и соответствующие сроки хранения.
2.3. Оформление результатов экспертизы ценности документов
По результатам экспертизы ценности документов в организации составляются описи дел постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу, а также акты о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению. Опись дел ? это архивный справочник, представляющий собой систематизированный перечень заголовков дел и предназначенный для раскрытия состава и содержания дел, закрепления их систематизации внутри фонда и учета дел (21, с. 200) Описи дел являются первичным учетным документом для учета дел постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу. Описи составляются в четырех экземплярах. Учетный номер присваивается описи по листу фонда в валовом порядке. Если документы фонда уже поступали на хранение в государственный архив, то номер описи согласовывается с этим архивом.
Количество единиц хранения в одной описи, как правило, не должно превышать четырехзначную цифру ? 9999. Последующие единицы хранения фонда учитываются в новой описи, которой по листу фонда присваивается новый, следующий учетный номер. При выбытии всех дел по какой-либо законченной описи ее номер другим описям не присваивается. В графе «Примечание» против каждой выбывающей единицы хранения (единицы учета) ставится штамп «Выбыло». Поединичный учет осуществляется путем закрепления за каждым делом (единицей хранения) самостоятельного номера. В описи по личному составу дела располагаются в следующем порядке: книга учета сотрудников (если она ведется), приказы по личному составу, личные дела и личные карточки, лицевые счета по заработной плате, не востребованные трудовые книжки (Приложение 2). В опись дел постоянного хранения заносятся в следующей последовательности: устав, протоколы общих собраний, приказы по основной деятельности, отчеты, контракты, годовые планы (Приложение 3).
В архиве организации в зависимости от состава и объема электронных документов, отнесенных к составу Архивного фонда Российской Федерации, составляются описи электронных документов постоянного хранения, описи дел по личному составу. Управленческая, научно-техническая документация, отдельные комплексы электронных документов включаются в самостоятельные описи.
ЭПК архивного учреждения утверждает описи дел постоянного хранения и согласовывает описи дел по личному составу (включая описи дел электронных документов). Описи дел постоянного, временного хранения, по личному составу и акты рассматриваются на заседании ЦЭК (ЭК) организации одновременно. Одобренные ЦЭК (ЭК) акты и описи утверждаются руководителем организации только после утверждения ЭПК архивного учреждения описей дел постоянного хранения; после этого организация имеет право уничтожать дела, включенные в данные акты.
Дела включаются в акт, если предусмотренный для них срок хранения истек к 1 января года, в котором составляется акт. Например, законченные дела с трехлетним сроком хранения в 2005 году могут быть включены в акт, который будет составлен не ранее 1 января 2009 года.
Акт о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению, составляется на дела всей организации. Если в акте указаны дела нескольких подразделений, то название каждого подразделения указывается перед группой заголовков дел этого подразделения. Заголовки однородных дел, отобранных к уничтожению, вносятся в акт под общим заголовком с указанием количества дел, отнесенных к данной группе. Акт о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению, рассматривается на заседании ЭК организации одновременно с описями дел постоянного, временного (свыше 10 лет) сроков хранения и логическому составу. Одобренные ЭК акты и описи утверждаются руководителем организации только после утверждения ЭПК архивного учреждения описей дел постоянного хранения. С этого момента организация имеет право уничтожать дела, включенные в данные акты (Приложение 4) Архивные учреждения проверяют правильность отбора дел на постоянное хранение и при необходимости имеют право потребовать включить в опись дел постоянного хранения дела, отобранные на временное хранение или к уничтожению.
Дела, подлежащие уничтожению, передаются на переработку (утилизацию). Передача дел оформляется приемосдаточной накладной, в которой указываются дата передачи, количество сдаваемых дел и вес бумажной макулатуры. Погрузка и вывоз на утилизацию осуществляются под контролем сотрудника, ответственного за обеспечение сохранности документов архива. Таким образом, оформление результатов экспертизы ценности документов является неотъемлемой частью проведения экспертизы ценности документов. По результатам создаются описи дел постоянного хранения, временного и по личному составу, а также акты о выделении к уничтожению дел, который подписывают председатель и члены ЭК, утверждает руководитель организации.
2.4. Анализ организации и проведения экспертизы ценности документов в ЗАО «Строительная Компания «Дружба».
Экспертиза ценности документов в ЗАО «Строительная Компания «Дружба» на стадии делопроизводства проводится: ? при составлении номенклатуры дел и формировании дел; ? в процессе формирования дел и проверке правильности отнесения документов к делам; ? при подготовке дел к передаче в архив. Для организации и проведения работы по экспертизе создается экспертная комиссия (ЭК) ЗАО «Строительная Компания «Дружба». В состав ЭК входят: начальник общего отдела, юрист, секретарь-референт Генерального управления. ЭК назначается приказом Генерального директора, им же определяется количественный состав комиссии. В своей деятельности ЭК руководствуется Основными правилами работы ведомственных архивов. Помимо федеральных нормативных актов деятельность комиссии по проведению экспертизы ценности документов Компании должна регламентироваться Положением о комиссии. В ЗАО «Строительная Компания «Дружба» такое положение до настоящего момента отсутствовало, сейчас проводятся работы по его составлению. ЭК осуществляет отбор документов постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения для передачи в архив; отбор документов с временными сроками хранения и с пометкой «До минования надобности» («ДМН»), подлежащих дальнейшему хранению в структурных подразделениях; выделение к уничтожению дел за предыдущие годы, сроки хранения которых истекли. Отбор документов для постоянного хранения и уничтожение проводится на основании перечня документов с указанием сроков их хранения и номенклатуры дел ЗАО «Строительная Компания «Дружба» путем полистного просмотра ЭК дел, законченных делопроизводством три года назад. Дела, отобранные в результате экспертизы на долговременное или постоянное хранение, вносятся в опись и передаются в архив.
В делах постоянного хранения подлежат изъятию дублетные экземпляры документов, черновики, неоформленные копии документов и не относящиеся к вопросу документы с временными сроками хранения. Окончательное решение по результатам экспертизы ценности документов принимает ЭК. После проведения экспертизы ценности документов составляются акты «Об уничтожении документов» в двух экземплярах. После заполнения акта, секретарь-референт согласовывает его с руководителем структурного подразделения и относит его в архив. В архиве акты сверяются с номенклатурой дел, и проставляется заверительная надпись с указанием цифрами и прописью количество дел. Затем ставится дата и подписи секретаря-референта и работника архива. Акт о выделении к уничтожению документов составляется, как правило, на дела всей организации. Если в акте указаны дела нескольких структурных подразделений, то название каждого структурного подразделения указывается перед группой заголовков дел этого подразделения. Заголовки однородных дел, отобранных для уничтожения, вносятся в акт под общим заголовком с указанием количества дел, отнесенных к данной группе. Все лица, ответственные за делопроизводство в Компании, обязаны завершенные дела постоянного и долговременного хранения в течение двух (и более) лет оставлять в подразделении для справочной работы, а затем только сдавать в архив.
Таким образом, существующий порядок организации делопроизводства ЗАО «Строительная Компания «Дружба» обладает рядом недостатков:
? встречаются нарушения правил оформления и подготовки документов;
? отсутствуют необходимые организационные документы для ведения делопроизводства (инструкция по делопроизводству, Положение об Управлении делами и Общем отделе, Положение об экспертной комиссии);
? не разработана должностная инструкция для секретаря Генерального директора;
? отсутствует номенклатура дел Компании;
В связи с тем, что в ЗАО «Строительная Компания «Дружба» создана комиссия по проведению экспертизы ценности документов, необходимо разработать положение, которое бы регламентировало ее деятельность.
Цель проведения экспертизы ? освободить структурные подразделения Компании от малоценных документов, содержащих повторяющуюся или поглощенную информацию. Такие документы могут быть выявлены в ходе составления заголовков при систематизации дел по структурным подразделениям.
Постоянно действующая экспертная комиссия создается для организации и проведения методической и практической работы по экспертизе ценности документов, отбору и подготовке к передаче на государственное хранение, включая управленческую, научно-техническую, машиночитаемую и другую документацию, образующуюся в процессе деятельности организации. В каждой организации должна быть экспертная комиссия. Основным документом, регламентирующим деятельность комиссии по проведению экспертизы ценности документов является Положение о постоянно действующей ЭК.
При разработке положения следует учитывать рекомендации действующего законодательства. В структуру положения о постоянно действующей экспертной комиссии должны входить следующие пункты:
1. Общие положения. Здесь приводится описание состава экспертной комиссии, указывается кто руководитель комиссии; определяются основные нормативные акты, которыми должна руководствоваться в своей деятельности комиссия.
2. Основные задачи экспертной комиссии.
3. Основные функции.
4. Права экспертной комиссии.
5. Организация работы экспертной комиссии. Здесь фиксируются взаимодействия в рамках совместной работы комиссии и структурных подразделений.
Положение о комиссии по проведению экспертизы должен составлять квалифицированный специалист в области делопроизводства, утверждаться Генеральным директором организации. В процессе экспертизы ценности документов должны решатся две основные задачи:
? во-первых, отбираться для постоянного хранения ценные документы, а также документы длительных сроков хранения (свыше десяти лет), имеющие долговременное практическое значение;
? во-вторых, выявляются к уничтожению документы с истекшими сроками хранения, а также малоценные материалы (черновики, дублеты, отклоненные варианты), утратившие практическое и справочное значение.
Таким образом, в результате деятельности организаций, предприятий и учреждений создаются документы, имеющие различное научное и практическое значение. Значительная часть документов несет в себе информацию разового характера. После использования этой информации в оперативных целях такие документы теряют свое значение. Дальнейшее их хранение не целесообразно. Другие документы сохраняют свое значение в течение ряда лет. Но есть документы, содержащие ценную для научных и практических целей информацию. Такие документы должны храниться постоянно.
Поэтому необходима четкая система определения ценности информации и на этой основе принятие решений об установлении сроков ее хранения. После этого информация может быть уничтожена или определена на временное (до 10 лет) либо постоянное (свыше 10 лет) хранение в зависимости от необходимости ее практического использования. Собственно в этом и состоит задача экспертизы ценности документов.
Экспертиза ценности документов играет важную роль для деятельности любой организации. Так как изучает состав и содержание документов организации на основании критериев ценности документов в целях определения сроков их хранения и отбора документов на их дальнейшее хранение.
Работа по подготовки документов к последующему хранению и использованию, отбору документов на постоянное хранение является завершающим этапом процесса делопроизводства и включает: экспертизу научной и практической ценности документов, оформление дел, описи дел, обеспечение сохранности документов, передачу дел в ведомственных архив.
Экспертиза ценности документов является тем инструментом, который определяет как срок, так и средства хранения документов. Если документы нуждаются в длительном хранении, то используют средства для долговременного хранения документов, а при небольшом сроке целесообразно применять средства оперативного хранения документов.
1. ГОСТ Р 51141 – 98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. – М.: ИПК Издательство стандартов, 1998.
2. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. – М.: Главархив СССР, 1991.
3. Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти : утв. приказом Министерства и массовых коммуникаций РФ культуры от 8 ноября 2005 г. № 536. – М., 2005.
4. Об архивном деле в Российской Федерации : федер. закон от 22 октября 2004 г. № 125. – М., 2004.
5. О Центральной экспертно-проверочной комиссии при Федеральном архивном агентстве : положение от 02 мая 2007 г. № 22. – М., 2007.
6. Альбрехт Б. В. Экспертиза ценности документов / Б. В. Альбрехт // Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2003. – № 11. – С. 39-43.
7. Альбрехт Б. В. Экспертиза ценности документов / Б. В. Альбрехт // Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2003. – № 12. – С. 39-43.
8. Андреева, В. И. Экспертиза ценности документов / В. И. Андреева // Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2008. – № 5. – С. 32-35.
9. Андреева, В. И. Передача документов на архивное хранение / В.И. Андреева // Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2008. – № 9. – С. 44-47.
10. Быкова, Т. А. Подготовка документов к последующему хранению и использованию: учебно-методическое пособие / Т. А. Быкова, Е. М. Емышева. – М. – МИФИ, 1996. – 68с
11. Вялова, Л. М. Положение об экспертной комиссии организации / Л. М. Вялова // Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2006. – № 11. – С. 29-32.
12. Вялова, Л. М. Положение об экспертной комиссии организации /Л. М. Вялова // Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2006. – № 12. – С. 30-33.
13. Зверева, Н. А. Рекомендации по организации работы архивной службы / Н. А. Зверева // Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2004. – № 3. – С. 41-47.
14. Зверева, Н. А. Экспертиза ценности документов / Н. А. Зверева // Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2005. – № 9. – С. 37-40.
15. Зверева, Н. А. Экспертиза ценности документов / Н. А. Зверева // Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2005. – № 10. – С. 37-42.
16. Зверева, Н. А. Экспертиза ценности документов. Особо ценные документы предприятия / Н. А. Зверева // Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2007. – № 10. – С. 36-44.
17. Кошелева, Е. А. Проведение экспертизы ценности документов /Е. А. Кошелева // Секретарь-референт. – 2008. – № 11. – С. 42-45.
18. Кузнецова, Т. В. Секретарское дело / Т. В. Кузнецова – М.: ЗАО «Бизнес- школа «Интел-Синтез», 2001. – 328 с.
19. Кузнецова, Т. В. Делопроизводство / Т. В. Кузнецова – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2007. – 528 с.
20. Кузнецова, Т. В. Как провести экспертизу ценности документов и установить сроки их хранения / Т. В. Кузнецова. //Жилищное право. – 2006. – № 2. – С. 60-65
21. Кудряев, В. А. Организация работы с документами: учеб. для вузов / В. А. Кудряева. – М.:ИНФРА – М, 2003.– 592 с.
22. Пшенко, А. В. Документационное обеспечение управление: учеб. пособие / А. В. Пшенко. – М.:ФОРУМ:ИНФРА-М – М, 2002.– 256 с.
23. Стенюков, М. В. Секретарское дело / М. В. Стенюков. – М.: « Издательство ПРИОР» – М, 2001. – 192 с.
24. Энциклопедия делопроизводства. Экспертиза ценности документов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.termika.ru