Социальный проект 'Поддержка инвалидов'
«Сибиряне» – авторы программ преодоления
пенсионерами и инвалидами
социального кризиса
ОБЩЕСТВЕННЫЙ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
«Поддержка инвалидов»
«Возьмёмся за руки, друзья,
чтоб не пропасть поодиночке…»
Кемерово - > Кузбасс- > Россия - > ООН
1995 г.- 2010 г.
Социальный проект «Поддержка инвалидов»
Социальный проект «Поддержка инвалидов» авторы разработали, прежде всего, для себя (инвалиды оказываются в кризисной ситуации, в которой сейчас находятся практически все, с первого дня наступления инвалидности) и для своих коллег по несчастью (направление «научной организации собственной жизни»).
В поддержке инвалидов нуждаются и те, кто пытается вернуть слабым людям веру в собственные силы, и те, кто пытается помогать слабым (детям, в том числе, детям-инвалидам, немощным инвалидам; одиноким пожилым людям), полагая, что всегда всякая помощь – благо. Однако «Сибиряне» считают, что помощь необходимо оказывать, внимательно изучая объем внутренних возможностей человека и степень реализации этих возможностей в обществе. Самостоятельное тестирование, определяющее (в цифрах) соотношение этих двух показателей позволяет разработать индивидуальный план оптимизации качества жизни. Позволяет оказывать помощь человеку в развитии его внутренних возможностей до максимального предела возможностей его организма, не порождая иждивенчества. Самореабилитация полезна, в первую очередь самому человеку.
Концепция социального проекта «Поддержка инвалидов», технология и правила социального партнёрства, структура и содержание проекта опубликованы «Сибирянами» в сборнике научных трудов «Вопросы общей и дифференциальной психологии» КемГУ. В проекте пять программ преодоления пенсионерами и инвалидами социального кризиса:
1). ИНВАЛИДЫ – здоровым людям.
2). «Не бойся светлых слов» - говорим мы себе и друг другу в Гражданском Обществе.
3). «Искусство ЕДИНЕНИЯ» в Гражданском Обществе.
4). «МОЛОДЁЖЬ и К°» в Гражданском Обществе.
5). ЖЕНЩИНА в Гражданском Обществе.
© Л.И. Черемных и члены КЛУБА общения «СИБИРЯНЕ»
© Спортивная федерация инвалидов детства (СФИД) ИНВАДРОМ
2010
В гостях у Центров работы с населением
Кемеровский КЛУБ общения «СИБИРЯНЕ»
Общественный «Методологический Центр «Поддержка инвалидов»
директор – В.В. Нифантова (к.м..н.)
«Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке…»
«…Разница между людьми, живущими “волшебной Жизнью”, и теми, кто ведёт жизнь обыденную, кроется не в окружающих их обстоятельствах – она заключается в их отношении. Отношение представляет собой кисть для разума, которой мы раскрашиваем свою жизнь. Мы сами выбираем те цвета, которые при этом используем».
Адам Дж. Джексон.
Есть “феномен”, что возник лишь в Сибири, Нам его путники как-то открыли:
Шли на охоту – застигла метель.
Видят: избушка. Подпертая дверь.
Дверь отворили. Тихонько вошли.
В печке сухую лучину нашли.
Соль и дрова. И немножко крупы:
Те, кто здесь был, для других не скупы!
…Путники, тоже припасы оставив,
После, сынов на охоту отправив,
Им наказали: не будьте скупыми!
Внуки о том не забыли доныне…
Предков своих не забудем вовек –
Только в Сибири такой человек.
Сибирский “феномен”: «Отдай, чтобы взять!» -
Ведь есть же на свете Души БЛАГОдать!
…Мы этот “феномен” развить попытались,
Просим помочь! Вы о том догадались?
Ещё добрым людям сказать нам хотелось
(Но прежде мы просим прощенья за смелость):
“Феномен” сибирский мы МИРУ в наследство,
Как соль и крупу, оставляем как средство
В «волшебную Жизнь» превращать жизнь людей.
Пишите в «Родник», мы вас ждём! Поскорей…
Здоровья и Радости Вам мы желаем,
Быть может, мы Вас очень скоро узнаем?
Детей и родителей нам бы привлечь,
Как много проблем старики скинут с плеч!
Л.И. Черемных (2001 г.).
Собрались однажды за чашкой чая три соседки (одна из них - инвалид детства без обеих ног - невольный узник четырёх стен своей квартиры).
Зажгли они три свечи, какие у них случайно нашлись (две - одинаковой высоты, а третья – короче, но и толще).
Вспомнились тут соседкам слова волшебные, написанные удивительным человеком – Булатом Шалвовичем Окуджавой:
«Давайте говорить друг другу комплименты:
Ведь это всё – Любви прекрасные моменты!
Давайте восклицать – друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться!
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова…
Давайте жить, во всём друг другу потакая,
Там более, что жизнь короткая такая…»
Вот и наши соседки начали говорить друг другу самые ласковые слова, которых в любом языке великое множество.
… Неожиданно для женщин высокие свечи словно протянули свои стеариновые «руки» к низкой свече.
Тогда и наши соседки попытались сомкнуть свои руки в едином рукопожатии. Вот что у них получилось:
Так и сформировался символ Искусства ЕДИНЕНИЯ единомышленников по месту жительства, месту работы/учёбы, по увлечениям или профессиональным интересам партнёров. Физически сильный партнёр (рука сверху), социально активный партнёр (рука справа) и физически слабый партнёр, потерявший веру в свои силы или этих сил не имеющий (одинокий старик или ребёнок, в первую очередь ребёнок-инвалид – рука слева), лишь на основе взаимной притягательности могут помочь друг другу жить лучше. Этот приём положительного воздействия друг на друга можно назвать Ласкотерапией.
Прошло много лет. Вокруг наших соседок начало формироваться пространство взаимной притягательности и взаимопомощи. Это пространство с ноября 1996 г. стало КЛУБОМ общения «СИБИРЯНЕ» г. Кемерово (без прав юридического лица и без фиксированного членства).
Президент КЛУБА – Л.А. Романова (пенсионер – педагог, психолог-валеолог). Пресс-секретарь КЛУБА – Л.И. Черемных (инвалид детства 1 гр., медик, педагог, член Партии «Единая Россия»). Директор общественного «Методологического Центра «Поддержка инвалидов» - В.В. Нифантова (к. м.н. - пенсионер).
Формирование программ преодоления пенсионерами и инвалидами социального кризиса было начато группой активных инвалидов Сибири по инициативе главного врача Омского протезно-ортопедического предприятия В.А. Ишала, (отца инвалида детства) в ноябре 1972 г. в кабинете трудотерапии стационара сложного и первичного протезирования этого предприятия (инструктор трудотерапии – Л.И. Черемных. Она и стала руководителем авторов антикризисных программ).
Именно В.А. Ишал написал удивительные строки, ставшие для авторов вышеназванных программ концепцией всей их дальнейшей научно-практической деятельности:
Слово не простое – «инвалид», Слово жёсткое, жестокое и злое… У кого душа не заболит От судьбы иной, проклятой втрое?
… Рассопливиться слезами не спеши,
Не старайся человека пожалеть,
Ведь иной «калека» Щедростью Души
Может Антарктиду запросто согреть!
Он без ног – идёт!
Уверенно, красиво!
Он без рук такое диво мастерит,
Что иным, «рукастым», явно не под силу!
Нелегко, конечно, научиться,
Не хромая, без ноги ходить…
Но ещё труднее, трижды, – не сломиться,
Научиться, не хромая, – ЖИТЬ!
За 10 лет работы Л.И. Черемных через кабинет трудотерапии прошло свыше 12 500 инвалидов. Из них лишь 1196 человек смогли преодолеть страшную беду, найти своё место в жизни благодаря уникальному опыту самореабилитации.
Инвалиды оказываются в кризисной ситуации (в которой сейчас находятся практически все) с первого дня наступления инвалидности. За 10 лет работы Л.И. Черемных инструктором трудотерапии через кабинет трудотерапии прошло свыше 12 500 инвалидов. Из них лишь 1196 человек смогли преодолеть страшную беду, найти своё место в жизни благодаря уникальному опыту самореабилитации. Затем ещё в городе Омске была сделана попытка применить опыт этих инвалидов к представителям других групп социально незащищённого населения из числа лиц, не имеющих ограничения физических возможностей.
На память приходит притча о двух лягушках, попавших в кринку с молоком. И когда ещё 299 пенсионеров попытались поставить на себе этот уникальный эксперимент, выяснилось, что положительные результаты достигаются только тогда, когда в «кринках» было всё-таки «молоко» достаточно хорошего качества – доброжелательные взаимоотношения окружающих пенсионера или инвалида людей в условиях взаимной притягательности и доверия.
В 1982 г. Л.И. Черемных по семейным обстоятельствам переехала жить в г. Кемерово, не прекращая работы над антикризисными программами.
Изучив опыт самореабилитации этих 1196 «лягушек» и 299 пенсионеров, авторы программ (286 чел.) отделили частное от общего. И с помощью ученых и специалистов Сибири (более 60 человек) попытались поставить результаты этого эксперимента на самих себе на научную основу.
Опубликовав эти результаты в сборниках научных трудов Кемеровской Государственной медицинской Академии и Кемеровского Государственного университета, авторы программ получили достаточное количество положительных рецензий.
Вот реферативный обзор 10-ой, последней публикации авторов программ:
Министерство образования и науки РФ Кемеровский Государственный университет Российский Фонд Фундаментальных исследований
ПРОБЛЕМЫ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА
Кемерово, 2004
«Сибиряне»: В.Н. Сорокин; Б.В. Шушпанников (инв. III гр.); Л.И. Черемных (инв. I гр.); С.В. Колбасов; П.И. Гузинман; Е.Л. Ланцман (инв. II гр.); Л.А.Романова; Н.Г.Соколова; Т.И. Нохрина; О.В. Чудиновских.
«Как только человек начинает ощущать себя личностью, он обязательно включается в систему подражания – в социальное самообразование. В такой системе мы, сами того не подозревая, находимся всю жизнь. А те, кому мы подражаем, также, иногда не подозревая об этом, становятся нашими «проводниками-кондукторами» в кондуктивно-социальном самообразовании. Этот процесс незаметно влияет на морально-нравственное состояние и человека, и общества.
Вместе с тем выбор ориентиров для подражания может делать только сам человек. Основа этого выбора - стремление чувствовать себя не только полноправным, но и полноценным членом социума. И потому очень важно формирование таких общественных (и производственных) отношений, при которых было бы достаточным количество положительных общеизвестных ориентиров для подражания, с помощью которых внутренние возможности каждой личности раскрываются до максимума, достигая полной её самоактуализации. И в этом суть управления системой социального самообразования.
В природе существует весьма наглядный пример такого сообщества, в котором место одного представителя не может быть занято другим.
Это кедровая шишка, в которой невозможно поменять местами орехи – у каждого своё место. Постоянное ощущение, что ты – единственный в целом мире, что другого такого никогда не было и не будет, внушает невольное уважение человека к самому себе.
При этом обязательно возникает мысль, что необходимо вести такую жизнь, чтобы можно было не потерять к себе уважения.
Этот способ самоактуализации - кондуктивно-персональное самообразование.
Можно ли им управлять?
Безусловно, если ориентиры для подражания понятны, актуальны и привлекательны.
Когда в такое самообразование включаются лица, имеющие ограничение возможностей, связанных со здоровьем (инвалиды), то совершенно неожиданно (и для инвалидов, и для окружающих) их положение в обществе значительно меняется к лучшему».
Мы - «Сибиряне»! Так назвал нас один из научных руководителей нашего необычного коллектива – А.И. Шундулиди – д.т.н., профессор КузГТУ (в то время зам. главы Кемеровской областной администрации), благодаря которому группе кемеровчан (Л.И. Черемных - педагогу, инвалиду детства 1 гр., А.П.Служаевой – врачу, В.В. Нифантовой – канд.м.н.) удалось в ноябре 1995 г. принять участие в конференции Сибирского экологического фонда в г. Новосибирске.
Именно там был сформирован «Методологический Центр поддержки инвалидов» (директор В.В. Нифантова), деятельность которого и позволяет нам сегодня говорить о научной основе программ преодоления пенсионерами и инвалидами социального кризиса в формировании ОБЩЕСТВА для ВСЕХ и для каждого – Гражданского Общества.
Мы продолжили свою работу, получив за эти годы достаточно большое количество положительных рецензий ученых и рецензию Отдела организации и Контроля качества медицинской помощи совместно со специалистами Российского научного центра реабилитации и физиотерапии Минздрава России (в июне 1997 г.).
По предложению А.И. Шундулиди мы назвали часть того, что сделали, «Доктриной» взаимопомощи населения и взаимодействия народа и государства (в составе программ преодоления инвалидами и пенсионерами социального кризиса), гармонично дополняя Всемирную программу действий в отношении инвалидов (Резолюция ООН 32/57 от 3.12.82 г.) и Стандартные Правила обеспечения инвалидам равных возможностей (Резолюция ООН 48/96 от 20.12.93 г.) активностью пенсионеров и самих инвалидов, поставленной на научную основу.
Обучая друг друга «научной организации собственной жизни», «Сибиряне» написали друг для друга «Книги Волшебной Жизни», основываясь на определении Адама Дж. Джексона:
«…Разница между людьми, живущими “волшебной Жизнью”, и теми, кто ведёт жизнь обыденную, кроется не в окружающих их обстоятельствах – она заключается в их отношении. Отношение представляет собой кисть для разума, которой мы раскрашиваем свою жизнь. Мы сами выбираем те цвета, которые при этом используем».
Из рецензии Н.А. БАРБАРАШ – доктора м н., профессора, зав кафедрой Кемеровской Государственной медицинской Академии на подготовленные к изданию «Книги волшебной Жизни» В. Сорокина, Л. Черемных, С. Савенкова и П. Малахова.
Сентябрь 2005г.:
«”Книги волшебной Жизни” представлены на рецензию как Семейный Путеводитель от взаимопомощи к взаимодействию тех, кто, изменив отношение к себе, ко всем и ко всему, предпочитает быть любимым и здоровым, богатым и счастливым!
Основной их замысел – помочь одиноким, пожилым, больным, инвалидам и социально незащищенным людям, которых в России сегодня, пожалуй, больше половины всего населения. Авторы в образной форме обращаются не только к разуму читателя, но и к его подсознанию – интуиции, воображению, глубоким этажам “души”.
Имея прямое или косвенное отношение к медицине, авторы приводят убедительные современные данные о богатых возможностях организма человека – процессов регенерации, компенсации, психической саморегуляции.
Эти данные удачно проиллюстрированы ссылками на труды известных ученых, выдержками из этих трудов. “Книги” адресованы в принципе каждой семье – мужчинам, женщинам, детям, они формируют у читателя доброе и мудрое сознание «первичности» семейного счастья, его значимости для воспитания и судьбы ребенка.
Основная мысль авторов: “«Если хочешь быть счастливым – будь им!”
Невольно вспоминаются слова В. Кетлинской из её романа “Мужество”: “Надо хотеть, надо очень хотеть, и тогда всё сбудется – встреча или счастье”.
Девиз “Не бойся светлых слов!” помогает читателю проникнуться добротой и любовью к людям, способствует усвоению изложенных в книгах приёмов саморегуляции – зарядки для души, ума и тела.
В книги включены великолепные авторские стихи, прекрасные иллюстрации. Сказочные образы помогут не только детям, но и взрослым становиться “самому себе волшебником”.
Считаю выход в свет этих книг крайне необходимым и своевременным».
Такая рецензия столь известного ученого не могла не вдохновить «Сибирян». Более углубленный поиск научной основы программ преодоления пенсионерами и инвалидами социального кризиса познакомил инвалидов с тремя студенческими дипломами выпускников КемГУКИ 2005г., которые включены (с согласия авторов) в методологическую основу программ:
Ольга Алфёрова: ЭТНОКУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ИДЕНТИФИКАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.
Елена Трибунская: ВОЗМОЖНОСТИ ИГРЫ В ПРОЦЕССАХ ИНКУЛЬТУРАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ «ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ».
Игорь Котельников: СОБОРНОСТЬ КАК ФЕНОМЕН СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.
Благодаря этим дипломам появился первый сборник из пяти «Книг волшебной Жизни» под редакцией Н.А. Барбараш.
Продолжая изучать опыт самореабилитации, достойный подражания, «Сибиряне» обнаружили уникальный пример жительницы города Кемерово – удивительной бабушки, которая все свои силы, всю свою любовь отдала больному внуку.
Бабушке пришлось не только учить внука ползать, ползая рядом с ним (всё тот же пример для подражания). Ей пришлось учить его сидеть, стоять. Для обучения умению ходить она повезла его на мягкие пески, чтобы он не разбивал коленки. Ещё больших трудов стоило ей научить его говорить, соображать, запоминать. Неожиданно для себя бабушка самостоятельно выработала для своего внука кондуктивно-персональный способ лечения задержки психоречевого и интеллектуального развития. Отправив внука учиться в обычную, а не во вспомогательную школу (где он, быть может, не испытывал бы мучений от одноклассников, детскую жестокость которых можно сравнить разве что с «дедовщиной» в армии), бабушка (вместе с внуком) совершила настоящий подвиг.
Чтобы этот подвиг не надо было совершать другим детям-инвалидам и их родителям, эти дети должны повсеместно учиться вместе со здоровыми детьми (движение инклюзивного образования), ибо это один из методов управления морально-нравственным развитием и отдельной личности, и общества в целом. Когда внук приходил из школы, с трудом усвоив то, что говорил учитель (в значительной мере этому мешали пытки одноклассников), бабушка весьма успешно облегчала ему задачу усвоения знаний, вырабатывая у внука определенные рефлексы.
Продолжая изучать опыт самореабилитации, достойный подражания, «Сибиряне» обнаружили уникальный пример жительницы города Кемерово – удивительной бабушки, которая все свои силы, всю свою любовь отдала больному внуку.
Бабушке пришлось не только учить внука ползать, ползая рядом с ним (всё тот же пример для подражания). Ей пришлось учить его сидеть, стоять. Для обучения умению ходить она повезла его на мягкие пески, чтобы он не разбивал коленки. Ещё больших трудов стоило ей научить его говорить, соображать, запоминать. Неожиданно для себя бабушка самостоятельно выработала для своего внука кондуктивно-персональный способ лечения задержки психоречевого и интеллектуального развития. Отправив внука учиться в обычную, а не во вспомогательную школу (где он, быть может, не испытывал бы мучений от одноклассников, детскую жестокость которых можно сравнить разве что с «дедовщиной» в армии), бабушка (вместе с внуком) совершила настоящий подвиг.
Чтобы этот подвиг не надо было совершать другим детям-инвалидам и их родителям, эти дети должны повсеместно учиться вместе со здоровыми детьми (движение инклюзивного образования), ибо это один из методов управления морально-нравственным развитием и отдельной личности, и общества в целом.
Когда внук приходил из школы, с трудом усвоив то, что говорил учитель (в значительной мере этому мешали пытки одноклассников), бабушка весьма успешно облегчала ему задачу усвоения знаний, вырабатывая у внука определенные рефлексы.
Использование в учебном процессе компьютеров (в рамках программы «Электронная Россия – 2000 г. -2010 г.), установленных на дому у детей-инвалидов, делает этих детей привлекательными для тех одноклассников, которые не имеют такой возможности.
Таким образом, совершенно безболезненно решается проблема организации общения детей-инвалидов с их здоровыми сверстниками, создавая на основе взаимной дополняемости и взаимной привлекательности Группы Социального Партнёрства (такие же, как у взрослых), которые постепенно (когда дети вырастут) будут стирать весьма острую сейчас грань между здоровыми людьми и инвалидами.
Впрочем, метод кондуктивной педагогики применим не только к детям.
2. Кондуктивно-социальная педагогика в лечении и профилактике социальных болезней с участием инвалидов, имеющих положительный опыт самостоятельной социальной адаптированности, достоин подражания со стороны здоровых людей, ибо он определённым образом их стимулирует («инвалиды могут, неужели я не смогу?»).
Раскройте свою ладонь: Ваши раздвинутые пальцы образно представляют Ваши оставшиеся или ещё нераскрытые возможности. Пространство между Вашими пальцами - это ваши проблемы. Сомкните свои пальцы с пальцами Вашего партнёра-инвалида - он своими возможностями решит Ваши проблемы при условии, что и Вы будете стремиться решить его проблемы.
Можно подобрать Вам таких партнёров, вместе с которыми Вы сможете жить полноценной жизнью в сформированном Вами же микрорайонном Справедливом Обществе.
Использование в учебном процессе компьютеров (в рамках программы «Электронная Россия – 2000 г. -2010 г.), установленных на дому у детей-инвалидов, делает этих детей привлекательными для тех одноклассников, которые не имеют такой возможности.
Таким образом, совершенно безболезненно решается проблема организации общения детей-инвалидов с их здоровыми сверстниками, создавая на основе взаимной дополняемости и взаимной привлекательности Группы Социального Партнёрства (такие же, как у взрослых), которые постепенно (когда дети вырастут) будут стирать весьма острую сейчас грань между здоровыми людьми и инвалидами.
«Ты, человек, можешь сделать для своего здоровья и благополучия больше, чем любой врач, любая больница, любое лекарство и любое экзотическое медицинское средство».
Эти слова Дж. Калифано помогли нам сделать определенные выводы, а затем и начать действовать («сбивать масло», как это сделала одна из лягушек, попавших в кринку с молоком).
Можно мучительно ожидать социальной помощи, которой на всех никогда не хватит. Но мы научились строить собственное благополучие своими руками на взаимовыгодных условиях вместе с теми, кто живёт рядом с нами.
Можно страдать от одиночества в четырех стен своего жилья в городе (да и в деревне тоже).
Но мы научились раздвигать эти четыре стены, расширяя жизненное пространство настолько, насколько мы сами того хотим.
Нельзя не вспомнить снова притчу о двух лягушках, попавших в кринку с молоком. Одна из них лапки сложила и утонула. А другая лягушка барахталась, барахталась и сбила масло, по которому и выбралась из кринки, избавившись, таким образом, от беды.
Вот так и инвалиды с первого дня наступления инвалидности попадают в условия социального кризиса (который сейчас обрушился на весь мир). А ведь всем выгодно, чтобы большее число инвалидов смогло преодолеть беду, найти своё место в жизни, стать полноценными членами общества.
Безусловно, это полезно, прежде всего, самим инвалидам.
Такая расстановка сил значительно сократит расходы общества на оказание бесплатной для инвалида социальной помощи - эти расходы ложатся налоговым бременем на всё население. Это бремя постоянно утяжеляется, ибо численность людей, нуждающихся в помощи, с каждым днем повышается, поэтому увеличение количества инвалидов, на которых инвалидность не оказывает пагубного влияния, выгодно любому обществу.
Продление активного возраста пенсионеров также выгодно, не только им самим, но и всему обществу в целом.
Чем же пенсионеры могут помочь и инвалидам, и молодым, здоровым людям?
Их профессиональный опыт является национальным достоянием, которое сейчас (в прямом и в переносном смысле) уходит «в никуда». Их мудрость и жизненный опыт, в которых нуждаются и молодые инвалиды, и молодые здоровые люди, в настоящее время практически не востребованы.
Таким образом, пенсионеры, продлившие свой активный возраст, и инвалиды, преодолевшие беду, могут помочь молодым и здоровым людям научиться тому, как преодолевать социальный кризис, понимая, что беды инвалидов могут обрушиться на любого, а старость неизбежно ожидает каждого.
Кроме того, пример инвалидов, нашедших своё место в жизни, ставших полноценными членами общества, не может не заставить задуматься каждого здорового человека. У здравомыслящих людей не может не измениться отношение к самому себе. “Инвалиды могут, неужели я хуже?”.
Символ Искусства ЕДИНЕНИЯ единомышленников (и пенсионеров, и инвалидов, и молодых, здоровых людей) по месту жительства, месту работы/учёбы, по увлечениям или профессиональным интересам партнёров – это три руки, сомкнувшиеся в едином рукопожатии.
Физически сильный партнёр (рука сверху), социально активный партнёр – пенсионер и инвалид (рука справа) и физически слабый партнёр, потерявший веру в свои силы или этих сил не имеющий (одинокий старик или ребёнок, в первую очередь ребёнок-инвалид – рука слева), могут объединиться в Группы Социального Партнёрства, могут сформировать для себя пространство взаимной притягательности и взаимопомощи.
Таким образом, формирование системы социального партнёрства начинается в семье, продолжается среди жителей многоквартирных домов и кварталов частного сектора, на территории микрорайона, района (городского/сельского), муниципалитета (городского/сельского), региона, на межрегиональном, национальном и межнациональном уровнях, постепенно формируя реабилитационное пространство для всех.
Только отец (рука сверху), мать (рука справа) и ребёнок (рука слева), сомкнув свои руки в едином рукопожатии с членами других трёх семей (а те, в свою очередь, ещё с членами трёх семей и т.д., и т.д.), могут создать условия, при которых Искусство ЕДИНЕНИЯ, переданное из рук – в руки, от сердца – к сердцу (как по «Живой Нити»), и сформирует ВСЕМИРНОЕ РЕАБИЛИТАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО. Но для этого нужно, чтобы их Возвышенное Я открыто всей Вселенной (символ которой «Сибиряне» увидели в голубе, парящем над Землей). Здоровые люди, сформировав такое ПРОСТРАНСТВО (пока они здоровы и молоды), наполнят «кринки молоком», благодаря которому «лягушки» (ребёнок-сирота, инвалид, одинокий престарелый или просто больной человек), попавшие в эту «кринку», смогут преодолеть беду при условии, что и сами будут активно стремиться к этому. Но лишь при поддержке этой инициативы государством, имеющим систему муниципального самоуправления, это «молоко» становится «сметаной», сокращая сроки «сбивания масла» - усилия и человека, и усилия его окружения, необходимые для преодоления обрушившейся беды. А начинать процесс изменения к лучшему собственной жизни (и инвалиду, и пенсионеру, и здоровому, молодому человеку) собственными руками (начинать «сбивать масло в кринке с молоком») следует с самодиагностики Качества Жизни:
Авторская "Методика участия инвалидов в практической реабилитации" «может выступать в качестве элемента психотерапии, повышая мотивацию инвалидов и их близких к активному участию в реабилитационных программах» (из письма отдела организации и контроля качества медицинской помощи и Российского научного центра реабилитации и физиотерапии Минздрава России № 10-19/11091 от 22.09.97 г.).
Физически сильный партнёр (рука сверху), социально активный партнёр – пенсионер и инвалид (рука справа) и физически слабый партнёр, потерявший веру в свои силы или этих сил не имеющий (одинокий старик или ребёнок, в первую очередь ребёнок-инвалид – рука слева), могут объединиться в Группы Социального Партнёрства, могут сформировать для себя пространство взаимной притягательности и взаимопомощи.
МОТИВАЦИЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ Индекса Качества Жизни
«Вы хотя бы раз в жизни попадали в такую ситуацию, когда Вам казалось, что Вы живёте хуже всех, как в аду? Казалось, что Ваша жизнь не стоит и ломаного гроша, Вам было так плохо, что Вы хотели умереть? Это могло быть в разное время по разным причинам: не получили от жизни то, чего хотели, кто-то Вас как-то обидел, Вас не приняли в какой-то компании и т.д.
Но мы уверены, что Вы ни разу даже не пытались подумать (прежде чем совершать необдуманные поступки, прибегать к наркотикам или ещё к чему-нибудь): «А так ли всё плохо на самом деле, действительно ли я живу хуже всех?»
Творческое отношение к себе, к тем, кто живёт рядом, к своей роли в обществе и на Земле начинается с малого - с определения своих возможностей (тесты «А») и с определения того, как эти возможности реализуются в обществе (тесты «Б»). Номера наших тестов показывают их место в общей авторской системе определения Индекса Эффективности Адаптированности (заметьте – не адаптации, а адаптированности при активном участии и самого человека, и тех, кто его окружает).
Настройте себя на объективность – не преуменьшайте и не преувеличивайте свои возможности.
Мы хотим предложить Вам разработанный нами способ оценки Индекса Качества Вашей Жизни (ИКЖ), который поможет Вам узнать очень точный ответ на поставленный выше вопрос.
С нашей помощью Вы сможете определить, что Вам следует сделать, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.
Причём этим и будет конкретное действие, а не общие абстрактные фразы, которые пишут в дешёвых книжках про аутотренинги и остальные "чудодейственные" средства.
Ещё этот способ поможет Вам построить кривую, показывающую, на каком уровне был Ваш ИКЖ в разные периоды времени, если Вы будете подсчитывать его регулярно.
Насколько мы правы - Вам решать, но если даже, по-вашему, мы не правы, Вы всё-таки, пожалуйста, попробуйте подсчитать свой ИКЖ, хотя бы раз, только сделайте это честно, а потом посмотрим...»
Внедрение этой методики тесно связано с методикой "Скрининговый анализ качества жизни населения", разработанной для самодиагностики участников системы непрерывного социального самообразования.
Индекс Качества Жизни (ИКЖ)
При проведении тестирования Вам необходимо выбрать ответ, который, по-вашему, отвечает Вашим потребностям, желаниям и возможностям, и записать (в выделенную для этого графу) ответ. Необходимо следовать данным к тесту дополнительным инструкциям, если таковые имеются.
Вашему вниманию предлагается в двух сериях всего шесть тестов, для ответа на которые не нужна предварительная подготовка. В скобках – номер данного теста в системе тестов нашего «Комплексного Индекса Социальной Адаптированности» (35 тестов) - «КИСА».
Желающим может быть предложена и компьютерная программа «КИСА».
Тесты серии А:
Тест-1 (6 «А»). Как Вы передвигаетесь?
Полная неподвижность (отсутствие функции перемещения) - 0.
Перемещение в пределах кровати - 1.
Перемещение в пределах квартиры - 2.
Перемещение в пределах микрорайона - 3.
Неограниченное перемещение - 4.
Тест 2 (21 «А-1») . Насколько Вы здоровы?
Тест следует проводить утром, за 20 минут до завтрака, кофе, выкуривания сигареты. Сядьте удобно, ровно и спокойно дыша, через 7-10 минут подсчитайте пульс за одну минуту.
Затем сделайте спокойные вдох и выдох, зажмите нос и рот рукой, заметьте время, которое сможете не дышать.
Оценка пульса для мужчин (у женщин частота пульса в среднем на 5 ударов больше, чем у мужчин):
более 85 ударов - 0.
76 - 95 ударов - 1.
66 - 75 ударов - 2.
51 - 65 ударов - 3.
менее 50 ударов - 4.
Оценка задержки дыхания:
менее 10 секунд - 0.
10 - 29 секунд - 1.
30 - 59 секунд - 2.
60 - 89 секунд - 3.
90 и более секунд - 4.
Тест-3 (25 «А-1»). Насколько Вы счастливы?
Сделайте попытку разложить счастье на составляющие. Существует от восьми до десяти основных факторов, исчерпывающих круг человеческих устремлений (здоровье, семейные отношения, секс, материальное положение, жилище, социальный статус, работа/ учёба, хобби...) Расположите эти факторы в колонке 2 по мере убывания их значимости для Вас:
______________________________________________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
==============================================================
1 | | 8 | |________________|
2 | | 7 | | |
3 | | 6 | | |
4 | | 5 | | |
5 | | 4 | | |
6 | | 3 | | |
7 | | 2 | | |
8 | | 1 | | |
итого: | |
В колонке 3 проставлены коэффициенты значимости для Вас каждого фактора.
Оцените их состояние на данный момент.
В колонке 4 против них поставьте оценку по 5-балльной системе (5 - очень доволен, 4 - хорошо, 3 - так себе, 2 - плохо, 1 - совсем скверно).
Перемножьте построчно числа в колонках 3 и 4, их произведения запишите в колонке 5, затем все числа в ней сложите и полученную сумму разделите на 180.
Результаты теста:
менее 0,3: у Вас произошла жизненная катастрофа - 0.
0,3 - 0,5: в Вашей жизни кризис, Вы несчастны - 1.
0,5 - 0,7: Вы живёте серо, посредственно - 2.
0,7 - 0,9: Вы живёте хорошо, на жизнь не жалуетесь - 3.
более 0,9: Вы довольны жизнью, счастье сопутствует Вам - 4.
Тест-5 (32 «Б»). Насколько Вы образованы?
Начальное образование - 0.
Неполное среднее образование - 1.
Полное среднее образование - 2.
Высшее образование - 3.
Несколько высших образований, учёная степень - 4.
Тест -6 (33 «Б»). Насколько Вы обеспечены материально?
Отсутствие материального обеспечения - 0.
Доход в сумме менее 2 размеров минимальной оплаты труда - 1.
Доход в сумме 3 - 4 размеров минимальной оплаты труда - 2.
Доход в сумме 5 - 9 размеров минимальной оплаты труда - 3.
Доход в сумме более 10 размеров минимальной оплаты труда - 4.
Таблица расчёта ИКЖ
Тест : оценка
__1. «A»__|_______
__2. «A»__|_______
__3. «А»__|_______
__4. «Б»__|_______
__5. «Б»__|_______
__6. «Б _|_______
1) Сложите числа, находящиеся в графах тестов серии «А».
2) Сложите числа, находящиеся в графах тестов серии «Б».
3)Разделите сумму, полученную первым действием, на сумму, полученную вторым действием, - результат и будет Вашим ИКЖ.
Если Ваш ИКЖ равен единице - можно говорить об оптимальности Вашей жизни.
Если ИКЖ меньше единицы - Вы должны признать, что недостаточно активны, и Вам необходимо обратить внимание на внутренние резервы.
Постарайтесь больше двигаться, вести активный и здоровый образ жизни, используя культуру как активное средство выживания (культуру питания, культуру дыхания, культуру быта и бытия). Будьте сердечны и дружелюбны с окружающими, совершайте альтруистические поступки - и в Вашей крови появится «витамин счастья» - эндорфин, по действию похожий на морфин, но не вызывающий пагубного пристрастия к наркотикам.
Если ИКЖ больше единицы - Вы должны стремиться к большей социальной активности, к тому, чтобы Вас оценили окружающие - для того, чтобы Вы могли полнее реализовать Ваши возможности в обществе.
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ВАШЕЙ ЖИЗНИ
За качеством своей жизни мы внимательно следим с помощью предложенного нами тестирования. Это тестирование является основой «Микрорайонной КАРТЫ социального благополучия населения» (вычисляются средние микрорайонные баллы по каждому тесту).
Динамику этого качества удобнее наблюдать на графике:
Необходимо вычертить кривую, о которой мы говорили вначале.
Например:
Для большей наглядности Ваши возможности на графике мы заштриховали. Не заштрихованная часть – это перспективы Вашего индивидуального плана повышения ИКЖ.
Но это ещё и диаграмма, которую мы используем, подбирая друг другу партнёров (в этом случае график имеет ещё и второе, перевернутое отражение – снизу вверх) для того, чтобы члены Группы Социального Партнерства («ГСП») дополняли друг друга, формируя целостный социальный организм.
Регулярно тестируя себя самостоятельно (не заглядывая при этом в результаты предыдущего тестирования), Вы можете отследить динамику качества Вашей жизни.
Мы готовы помочь Вам проанализировать причины улучшения или ухудшения этого качества и разработать индивидуальный план оптимизации качества Вашей жизни.
Работая таким образом вместе с нами в Интернет-институте «Живая Нить» («Микрорайонные КАРТЫ социального благополучия населения», объединённые в «Районные», «Муниципальные», «Региональные», «Межрегиональные» могут выступать в качестве механизма соревновательности не только между депутатами соответствующих территориальных образований, но и между самими территориями.
Наши зарубежные коллеги по несчастью, с которыми мы общаемся с помощью Интернет, считают, что такой деятельностью инвалиды могут заниматься в любом государстве, имеющем систему муниципального самоуправления. Продолжение такой деятельности на государственном уровне может не только дополнить Всемирную программу деятельности в отношении инвалидов, но и создать механизм соревновательности между государствами, подписавшимися под этой программой.
Из рецензии Н.А. БАРБАРАШ – д. м. н., профессора, зав. кафедрой Кемеровской Государственной медицинской Академии на систему тестирования, предложенную «Сибирянами».
Апрель 1997г.:
«…Отношение общества к своим представителям, нуждающимся в поддержке и помощи, является мерой нравственного и духовного здоровья общества в целом.
Политический и социальный кризис сегодняшней России породил в различных слоях населения растерянность и депрессию, на фоне которых нашли благодатную почву бездуховность, озлобленность и жестокость.
Героические попытки создания системы социальной поддержки для наиболее ущемленных сегодня представителей нашего общества, имеющих серьезные проблемы здоровья, заслуживают в целом самого высокого одобрения».
Члены Кемеровского КЛУБА общения «СИБИРЯНЕ»
благодарят Вас за внимание!
Пишите нам: 650099 г. Кемерово, ГСП, а/я 1035.
Email: lada2842@mail.ru ch_li@a42.ru larisa2842@gmail.com sibiryane@yandex.ru siburia2842@mail.ru
«Я обратила на неё внимание на научной конференции.
Она сидела в инвалидной коляске.
Когда ей предложили выступить, сказала такие сердечные слова, что у всех засияли глаза.
Она приглашала учёных к сотрудничеству с группой «активных инвалидов» - к совместному проектированию условий для оздоровления России.
Не более и не менее…».
Нина Максимова (газета «Сибирское здоровье сегодня», март 1996 г.): «Международное завещание Ларисы Черемных и её товарищей, построивших «воздушный замок», который может стать «крепостью» для беззащитных».