Турист как объект туризма
Лекция 1.
ТУРИСТ КАК ОБЪЕКТ ТУРИЗМА
У туризма
есть только один потребитель услуг - турист. Турист как потребитель
туристского продукта (туров, услуг, товаров) представляет собой объект деятельности
туристских фирм.
В отличие от товарных и
финансовых рынков, на которых товар идет к покупателю, в
туризме, наоборот, покупатель идет к туристскому продукту, к услугам туризма.
В этом заключается отличительная особенность туриста как потребителя.
Потребитель туристского продукта не
имеет возможности предварительно ознакомиться с качеством
предлагаемых ему туров, услуг и товаров. Туристский продукт находит
свою оценку лишь в процессе потребления его туристом.
Эффективное развитие международного туризма
осуществляется на основе договорных
отношений между государствами. Оно невозможно без четкого определения
самого предмета договора, которым и
является турист.
В договорах и соглашениях
между государствами закрепляются не только принципы, цели и задачи
международного туристского обмена, но и объем таможенных льгот,
предоставленных туристам, условия передвижения их по стране посещения, условия
страхования туристов, порядок и условия их пропуска через государственную границу и
на территории транзитного проезда.
Поэтому для правильного понимания туризма
вообще (и международного в частности), для эффективного правового регулирования
международного сотрудничества государств в данной сфере отношений необходимо
четко определить само понятие «турист».
Термин «турист» прошел довольно длительную эволюцию, которая к
настоящему времени еще не закончена.
Начало ей положили рекомендации Комитета экспертов Лиги Наций в 1937 г., по которым принято «считать туристом всякого, кто находится не менее 24 часов в стране, в
которой он не живет». Данное определение иностранного туриста является довольно
расплывчатым, и его можно применять к любым иностранцам, находящимся в другой
стране более 24 ч (эмигрант, транзитный пассажир, преступник, наемник,
беженец, путешественник).
Организация Объединенных Наций (ООН) неоднократно рассматривала
определение «иностранный турист».
В статье I Международной конвенции о таможенных льготах для туристов,
принятой ООН в 1954 г., дается следующее определение: «...«турист» означает
любое лицо независимо от его расы, пола, языка и религии, которое вступает на
территорию какого-либо договаривающегося государства, кроме того государства, в
котором это лицо обычно проживает, и остается там не менее 24 часов и не более
6 месяцев с дозволенной целью (кроме цели эмигрировать), как-то: с целью
туризма, развлечения, спорта или лечения, или по семейным обстоятельствам, или
для учения, религиозного паломничества, или с деловыми целями».
Согласно данному определению туристом является любой иностранец,
пересекший границу другого государства, за исключением гражданина, приехавшего
в страну на постоянное жительство (эмигранта).
Это определение термина «турист» также носило расплывчатый
характер, поскольку его можно было применять к иностранцам, приезжающим в
страну с нетуристскими целями (например, мигранты).
МИГРАНТ - это гражданин, работающий или планирующий найти работу
на любой период времени, которая будет оплачиваться в стране пребывания, или
лицо, планирующее сопровождать такого гражданина либо присоединиться к нему в
качестве домашнего работника или иждивенца.
Римская конференция ООН по туризму и путешествиям в 1963 г. также предприняла попытку дать определение термину «турист». Однако участники конференции не
смогли прийти к единому мнению, поэтому было решено выработать определение
термина «турист» в статистических целях.
В рекомендациях Римской конференции ООН сказано: «Для
статистических целей «временным посетителем» является любое лицо, посещающее
любую страну, помимо той, которая является его обычным местом жительства, с
любой целью, помимо занятия профессиональной деятельностью, вознаграждаемой в
посещаемой стране».
Термин «ВРЕМЕННЫЙ ПОСЕТИТЕЛЬ» включает: туристов, т.е. временных
посетителей, находящихся в посещаемой стране по меньшей мере 24 ч (цель их
путешествия: отдых, поправка здоровья, паломничество, занятия спортом; с
деловыми целями; командировки; участие в работе конгрессов, конференций; по
семейным обстоятельствам);
экскурсантов, т.е. временных посетителей, пребывающих в посещаемой
стране менее 24 ч (включая круизных туристов), не остающихся на ночевку в
стране посещения, хотя они и могут совершать поездки по стране в течение
одного или большего количества дней и возвращаться ночевать на свой корабль,
яхту, поезд.
Римская конференция рекомендовала не включать в статистические
данные туристов, совершающих поездки с целью государственной службы (визиты
государственных деятелей; парламентские, правительственные делегации;
дипломатические, торговые миссии и т.д.) или научной экспедиции
(географической, геологической, археологической, океанографической и т.д.).
В статистические данные не должны также включаться путешественники,
которые в юридическом смысле не въехали в страну (например, граждане,
путешествующие самолетом и не покидающие транзитную зону аэропорта, и т.п.).
По определению, сформулированному Римской конференцией, туристами
считаются также студенты и учащиеся, находящиеся за границей.
Были установлены следующие основные группы туристов:
• граждане, которые едут отдыхать, по семейным обстоятельствам,
на лечение и по другим соображениям;
• граждане, отбывающие на заседания, съезды (научные, административные,
спортивные и др.);
• граждане, отправляющиеся в путь по служебным делам;
• граждане, совершающие морскую поездку на срок меньше 24 ч.
Туристами не считаются:
• граждане, приезжающие в страну по договору или без него в
поисках работы;
• граждане, оставшиеся в стране на постоянное место жительства;
• жители пограничных районов, живущие по одну сторону границы, а
работающие по другую ее сторону.
Такое определение туриста было признано Международным союзом
официальных туристских организаций (МСОТО).
Однако многие государства на международном уровне не выработали
четкого и единообразного толкования термина «турист» и тем самым не определили
предмет международных договоров и соглашений о своем сотрудничестве в области
международного туризма.
Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской
Федерации» от 24 ноября 1996 г. дает следующее определение понятия туриста:
«ТУРИСТ - гражданин, посещающий страну (место) временного
пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых,
спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в
период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной
ночевки».
Первая сессия Генеральной ассамблеи Всемирной туристской
организации одобрила в 1985 г. Хартию туризма.
ХАРТИЯ ТУРИЗМА - это программный документ, выражающий
политические и социальные требования туристов. Хартия туризма включает Кодекс
туриста. Кодекс туриста - это совокупность правил и норм поведения
туриста во время туристекой поездки.
Хартия туризма торжественно провозгласила право каждого человека
на отдых и досуг, ежегодный оплачиваемый отпуск и свободу путешествовать без
ограничений,
Как следствие этого права, государства должны разработать и
проводить политику, направленную на обеспечение гармоничного развития
внутреннего и международного туризма, а также заниматься организацией отдыха
на благо всех, кто ими пользуется (статья П Хартии туризма).
С этой целью государствам следует расширять сотрудничество в
области туризма как на двухсторонней, так и на многосторонней основе, используя
возможности Всемирной туристской организации; уделять особое внимание
молодежному туризму, туризму людей преклонного возраста и лиц с физическими
недостатками; защищать в интересах настоящих и будущих поколений туристскую
среду, которая, включая человека, природу, общественные отношения и культуру,
является достоянием всего человечества; содействовать доступу иностранных
туристов к общественному достоянию посещаемых мест, применяя положения
существующих документов по упрощению формальностей с учетом постоянного снижения
ограничений на путешествия (статьи Ш и IV Хартии туризма). Кодекс
туриста закрепил права и обязанности иностранного туриста в стране посещения,
что нашло свое логическое продолжение в Законе РФ «Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации».
ПРАВА ТУРИСТА
При подготовке туриста к путешествию и во время его совершения,
включая транзит, турист имеет право на:
• необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну
(место) временного пребывания и пребывания там; об обычаях местного населения,
религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других
объектах туристского показа, находящихся под особой охраной; состоянии
окружающей природной среды;
• свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с
учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;
• обеспечение личной безопасности, потребительских прав и
сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной
медицинской помощи;
• возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае
невыполнения условий договора, розничной купли-продажи туристского продукта
туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством РФ;
• содействие органов власти (органов местного самоуправления)
страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов помощи;
• беспрепятственный доступ к средствам связи.
ОБЯЗАННОСТИ ТУРИСТА
Во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан:
• соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания,
уважать ее (его) социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные
верования;
• сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к
памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания;
• соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания,
выезда из страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в
странах транзитного проезда;
• соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.
Туристов как потребителей туристского продукта можно разделить на
отдельные категории. Такое деление представляет собой типологию.
Типология - это научный метод, в основе которого лежат расчленение
систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа.
В зависимости от целей исследования могут применяться различные типологии
туристов.
Так, например, исходя из ориентации туристов как покупателей1
туристского продукта их можно разделить на четыре категории:
• «экономные» покупатели туристского продукта. Их отличает высокая
чувствительность к цене, к качеству, ассортименту услуг;
• «персонифицированные» покупатели туристского продукта. Для них
важны вид туристского продукта и качество услуг туризма, в то время как цена
тура или услуги не является для них решающим фактором;
• «этичные» покупатели туристского продукта. Они склонны платить
низкие цены за туры с широким ассортиментом услуг туризма;
• «апатичные» покупатели туристского продукта. Для этих покупателей
важно качество услуг туризма и не играет роль цена на них.
В зависимости от вида предъявляемого спроса на туристский продукт
туристов можно разделить на три группы:
• люди с туристскими потребностями и желанием путешествовать;
• люди с высокой покупательной способностью, спрос которых
направлен на элитные и самые престижные туры, оригинальные путешествия, высокий
уровень туристского обслуживания (комфорт, особое внимание обслуживающего
персонала, предоставление индивидуального гида-переводчика и автотранспорта и
т.п.);
• люди с покупательским поведением. Покупательское поведение
туриста касается всех тех природных, психологических, социальных и других
причин, которые заставляют его реагировать определенным образом на рекламу.
Немецкий исследователь Г.Ган выделяет следующие типы туристов: S-, F-, W-, А- и В- типы.
S-тип (нем. Sonne, Sand, See - солнце, песчаный пляж, море) -типичный
отпускник, предпочитающий пассивный отдых на морских курортах, спокойствие и
комфорт; избегает суету, но приветствует контакты с приятными людьми;
F-тип (нем. Ferme und Flirtorientierter Erlebnisur Lauber - отпускник,
предпочитающий поездки на дальние расстояния и флирт) -этому типу свойственна
тяга к беспрестанной смене лиц, событий, впечатлений; он будет проводить свой
отпуск только там, где что-то происходит, так как медленное «прожаривание» на
пляже в кругу семьи или в одиночку не для него; кредо такого туриста - общество,
удовольствие, смена впечатлений;
W-1-тип (нем. Wald und Wanderorientiert - любитель лесных прогулок
и походов) - отпускник, предпочитающий активный отдых, пешие походы и т.п. Его
кредо - физическая активность на свежем воздухе независимо от погоды. На отдыхе
он стремится к поддержанию хорошей физической формы, но профессионально
спортом не занимается;
W-2-тип - скорее спортсмен, чем любитель. Выдерживает длительные и
большие, вплоть до экстремальных, нагрузки. При выборе тура доминирует
критерий «наличие условий для занятий хобби». Такие критерии выбора, как
«ландшафт, культура, история», вторичны (например, летчик-любитель, страстный
альпинист и т.д.);
В-тип (нем. Bildung und Besichtigung - образование и осмотр достопримечательностей)
- любознательные туристы. Данный тип подразделяется на три подгруппы: а)
«эксперты», «коллекционирующие» посещаемые ими достопримечательности; б)
«эмоциональные любители культуры и природы»; в) «специалистьп>, которые
углубляют свои знания в определенных областях культуры, истории, искусства и
т.д. Туристы в целях реализации права на отдых, свободу передвижения и иных
прав при совершении путешествий на основе общности интересов могут создавать
общественные объединения в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
Деятельность таких объединений может быть направлена на
организацию и содействие развитию самодеятельного туризма, просвещение
населения в сфере туризма, защиту прав и интересов туристов, формирование
общественного мнения о деятельности организаций туристской индустрии и решение
иных задач. Например, в Санкт-Петербурге такими объединениями являются Дом
юного туриста, Дворец творчества юных, детско-юношеский туристский клуб
«Меридиан» и др.
Лекция
2. СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТУРИЗМА
ТУРИЗМ (от фр. Tourisme < Tour - прогулка, поездка)
возник в тот период развития общества, когда человек перестал трудиться ради
выживания, заботиться о добыче хлеба насущного (на сегодня и завтра), а начал
думать об отдыхе и связанных с ним удовольствиях, где определенное место
заняли путешествия и туризм. Туризм - это прежде всего получение удовольствия,
удовлетворение любознательности. Любознательность (любопытство) является одной
из физиологических потребностей всего животного мира, в том числе и человека.
Следовательно, любознательность - один из стимулов жизни, и для удовлетворения
его требуются денежные ресурсы.
Когда в первобытном обществе человек в поисках пищи (зверя, рыбы,
ягод и т.д.) бродил по неизведанным просторам земли, то это еще не был туризм,
так как первобытный человек совершал свое «путешествие» в целях первой жизненно
необходимой потребности - выжить. После того как первая жизненно необходимая
потребность перестала стоять перед человеком, у него появилась вторая
необходимая потребность - потребность в информации, а следовательно, в
путешествиях.
Потребность человека в получении информации о новых местах, в
путешествии как средстве получения этой информации является объективным законом
развития человеческого общества. Путешествие приносит человеку удовольствие и
дает возможность отдохнуть.
Люди всегда путешествовали на свой страх и риск. Очень часто целью
такого путешествия является получение человеком впечатлений от новых мест и
явлений природы и т.п.
На определенном этапе развития экономики, когда потребность в
путешествиях резко возросла, появились и производители этих услуг. Это привело
к формированию товара особого типа - туризма, который можно купить и продать
на потребительском рынке. Возникновение туризма как товара потребовало
формирования соответствующей материально-технической базы, наличия
квалифицированных кадров по обслуживанию туристов и целенаправленного
управления туристскими хозяйствующими субъектами. Все это обусловило
необходимость организационного обособления туризма в самостоятельную отрасль
народного хозяйства.
Производители услуг, предназначенных для обслуживания туристов
(путешествующих людей), объединились в отрасль «туризм». Туризм не является
товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной
потребностью человека только при определенном уровне его дохода и при
определенном уровне богатства общества.
Годом возникновения туризма в России принято считать 1885 г. В этом году в Санкт-Петербурге была создана первая крупная в России туристская организация
под названием «Предприятие для общественных путешествий во все страны света».
15 марта 1885 г. в Санкт-Петербурге был создан Русский туринг-клуб (Общество
велосипедистов-туристов). В 1901 г. начало работу Российское общество
туристов. С 1899 по 1914 г. выходил журнал «Русский турист». В объявленном в
этом журнале конкурсе на определение понятия туризма победил Р.де Пак, который
писал: «Туризм - это умение прогуливаться. Быть может, это умение нужно
приобрести, быть может, это наука, которую надо изучить и упражняться в ней.
Нужно уметь заинтересоваться облаком, которое несется в вышине, цветами
природы, различными звуками, уловить живописную и обыденную сторону всех чувств
пребывания на открытом воздухе и насладиться ими всецело. Прибавьте к этому
немного человеческой гордости при осознании победы над устранением препятствий
и вы получите полное представление об этом совершенно новом и столь приятном
состоянии вашей души».
Точное определение туризма должно базироваться на следующих
экономических характеристиках:
• туризм есть результат передвижения людей по различным туристским
маршрутам;
• туризм всегда включает в себя два элемента: путешествие в
пункт назначения и остановка там;
• путешествие означает выезд из страны (или региона), где турист
постоянно проживает;
• туризм - это временное передвижение туриста по туристскому
маршруту, т.е. турист возвращается через какое-то время к месту своего
постоянного проживания;
• туризм - это путешествие, не включающее в себя деятельность
по извлечению прибыли.
Современное определение туризма, принятое ООН, заключается в том,
что туризм - это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья,
физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного
места жительства.
Законом РФ «Об основах туристской деятельности в Российской
Федерации» закреплено следующее определение туризма:
«ТУРИЗМ - временные выезды (путешествия) граждан Российской
Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места
жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых,
спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в
стране (месте) временного пребывания».
Туризм характеризуется временным перемещением населения из одного
региона (района, города, страны) в другой, если оно не связано с переменой
места жительства и работы. Туризм - это удовольствие, связанное с путешествием
в целях отдыха, лечения, участия в культурных, научных или деловых встречах.
Туризм как товар реализуется в форме услуг.
Услуга туризма, как и услуга вообще, есть действие определенной
потребительной стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который
удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть
оказана либо вещью, т.е. при помощи товара, либо в процессе функционирования самого
живого труда.
Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида
самих услуг. Первый вид услуг - это такие услуги, которые опосредуются вещью,
имеют дело с потребительским спросом. Оказание услуг подобного рода по своему
содержанию ничем не отличается от процесса труда в материальном производстве;
оно тождественно ему, поскольку здесь налицо все пять элементов процесса
труда: средства труда, предметы труда, сам труд (т.е. целенаправленная
деятельность человека), технология и организация. Это дает основание называть
услуги первого вида материальными (производственными).
Второй вид услуг - это услуги, действие которых направлено
непосредственно на человека или окружающие его условия. Услуги этого вида не
связаны с материальными продуктами, их производство неотделимо от потребления.
Создание этих услуг совпадает с их потреблением. Данные услуги
являются нематериальными (непроизводственными). К ним относятся услуги по
реализации туристских путевок, обслуживанию туристов в гостиницах и
предприятиях питания, организации концертных выступлений и т.п. Как и любой
товар, нематериальная услуга имеет потребительную стоимость и стоимость.
Стоимость нематериальной услуги эквивалентна затратам общественного
труда, необходимого для их производства.
ТУР - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов,
экскурсионные услуги, а также услуги гидов- переводчиков и другие услуги,
предоставляемые в зависимости от целей путешествия.
Кроме услуг туристы могут покупать товары туристского назначения.
Совокупность услуг и товаров туристского назначения образует понятие
«туристский продукт».
По действующему законодательству, ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ - право на
тур, предназначенное для реализации туристу. Туристский продукт включает:
• туры, объединенные по целенаправленности (познавательные,
оздоровительные и т.п.);
• туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение,
питание, транспортные и др.);
• товары турнстско-сувенирного назначения (карты, открытки,
сувениры, книги, туристское снаряжение и т.п.).
Туризм можно импортировать в страну и экспортировать из нее.
ТУРИСТСКИЙ ИМПОРТ - это ввоз в страну туристских впечатлений,
который сопровождается одновременным вывозом туристом денег из данной страны.
ТУРИСТСКИЙ ЭКСПОРТ - это вывоз из страны туристских впечатлений,
который сопровождается одновременным ввозом туристом денег в данную страну.
Под ТУРИСТСКИМ ВПЕЧАТЛЕНИЕМ понимается комплекс положительных
эмоций и душевного состояния туриста, возникающий или достигнутый им в
результате потребления туристского продукта. Турист, как правило, планирует
получить от купленной туристской путевки положительные эмоции в процессе
познания, оздоровления, приключений и т.п. Туристские впечатления складываются
от экскурсий, посещений красивых природных ландшафтов, аттракционов,
ресторанов, проживания в отеле и др.
При экспорте услуг туризма производится, прежде всего «вывоз»
впечатлений. Иностранные туристы путешествуют, т.е. прибывают в определенное
место назначения с целью «купить» впечатления. Когда они покидают место
туристского назначения, они не могут взять с собой то ценное, соизмеримое с
понесенными ими денежными затратами, но они берут с собой впечатления как результат
удовлетворения своей любознательности.
Когда платежи за реализацию услуг туризма, т.е. денежные потоки,
идут в Российскую Федерацию, это означает экспорт туризма. Иностранный турист,
приезжая в нашу страну, тратит свои деньги на удовлетворение своих туристских
потребностей, которые ему предоставляет российская сторона, следовательно,
Российская Федерация экспортирует опыт путешествий и деньги турист остаются на
ее территории. Одновременно это означает туристе кий импорт той страны, из
которой турист вывозит деньги.
При туристском экспорте направление денежного потока совпадает с
направлением потока туристов.
Это главная особенность туристского экспорта. В этом состоит
отличительная особенность от экспорта товаров, так как при экспорте товаров
денежный поток и поток товаров движутся в противоположных направлениях
Российское налоговое право до настоящего времени не признает
приравненными к экспортным услугам услуги, оказываемые российскими туристскими
фирмами иностранным туристам на территории Российской Федерации. Такая позиция
противоречит мировой практике по отнесению услуг к экспортным услугам. Поэтому
встает вопрос о присоединении РФ к Генеральному соглашению о торговле услугами
(ГАТС). Тогда определение экспортной услуги будет исходить из трактовки норм
международного права, так как эти нормы имеют приоритет над национальными
нормами.
В статье I ГАТС содержится понятие «торговля услугами», где говорится,
что торговля посредством предоставления на территории одной страны потребителю
услуги другой страны (применительно к туризму - услуги приезжающим в страну
иностранным туристам) признается внешнеторговой (экспортной), так как в этом
случае имеет место потребление услуг гражданами страны - получателя услуги на
территории страны - поставщика услуги.
Вся деятельность туристского хозяйствующего субъекта связана с
предоставлением туристам различных услуг. Туристы выступают потребителями
услуг, производимых хозяйствующими субъектами.
Туристские хозяйствующие субъекты выполняют три функции:
• производство туристского продукта (производство товаров
туристского назначения и оказание услуг туризма);
• реализацию туристского продукта;
• организацию потребления туров и отдельных услуг туризма.
В процессе реализации и организации потребления туристского
продукта происходит обслуживание туристов, так как деятельность по продаже и
организации потребления - это процесс обслуживания. Наличие этих трех функций
позволяет объединить все туристские хозяйствующие субъекты в единую отрасль
«туризм».
До настоящего времени в действующей классификации отраслей
народного хозяйства отрасль туризма не имеет четкого производственного и
социально-экономического статуса. Это является результатом несоответствия в
современный период отраслевого принципа построения классификационной схемы
общественного производства условиям функционирования рыночной экономики.
Осуществление научно-технической революции ведет к тому, что
старое понятие «отрасль» как таковое постепенно размывается. Для рыночной
экономики характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько
функционирование диверсифицированных межотраслевых комплексов.
При растущей диверсификации общественного производства критерием
отрасли становится ее функциональная роль в удовлетворении общественных
потребностей, где в составе отраслей социальной сферы, удовлетворяющих
потребности населения в средствах потребления (товары и услуги, вместе
взятые), выделяется комплекс отраслей социально-бытовой инфраструктуры, куда
входит и туризм. Критериями отрасли уже становится не предметность продукта, а
его назначение. Поэтому туризм, где производятся как предметы
потребления (пища, сувениры и т.д.), так и услуги (размещение в гостинице,
обслуживание и т.п.), имеет в этом смысле единый функциональный критерий.
Место туризма в составе отраслей народнохозяйственного комплекса
нужно оценивать со следующих позиций.
Туризм - это диверсифицированный, межотраслевой комплекс
социально-бытовой инфраструктуры.
Особенность туризма как диверсифицированного,
межотраслевого комплекса социально-бытовой инфраструктуры определяет
двойственность назначения туризма в экономике страны.
Туризм создает новую материальную ценность и реализует ее в форме
услуг, а также выполняет и реализует нематериальные услуги по обслуживанию
туристов, поэтому имеет производственные и непроизводственные функции.
Хозяйственный процесс, протекающий в отрасли туризма, является
производственно-обслуживающим процессом.
Туризм, как диверсифицированный, межотраслевой комплекс
социально-бытовой инфраструктуры, представляет собой туристскую индустрию. Туристская
индустрия - это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств
транспорта, предприятий общественного питания, средств развлечения, объектов
познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения,
организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а
также учреждений, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги
гидов-переводчиков.
Лекция 3. Формы, виды и РАЗНОВИДНОСТИ ТУРИЗМА
Экономическая эффективность функционирования туризма во многом определяется
классификацией его форм.
Под классификацией форм туризма следует понимать их группировку
по однородным признакам, зависящим от определенных практических целей.
Каждая форма туризма характеризуется своеобразием потребностей
туристов и предполагает соответствующий набор услуг, удовлетворяющих эти
потребности.
В производственно-обслуживающем процессе туризма выделяют:
• формы туризма;
• виды туризма;
• разновидности форм туризма.
ФОРМА ТУРИЗМА связана с пересечением туристом государственной
границы своей страны, т.е. в основе деления туризма на формы лежит страновой
признак.
По этому признаку выделяют две формы туризма: внутренний и
международный.
Внутренний туризм - это отечественный туризм, т.е. внутри своей
страны.
Некоторые страны устанавливают свое определение внутреннего
туризма.
Комиссия по национальным туристским ресурсам определяет
внутреннего туриста как человека, который покидает место своего постоянного
проживания с целью посещения места, расположенного не ближе 50 миль (80,48 км) от места проживания.
Внутренний туризм может иметь различные профессиональные цели:
развлечения, дневные перемещения, к месту работы и др.
Для местного туриста нет необходимости оставаться в пункте назначения
более 24 ч, т.е. он может или остаться на ночь в пункте назначения, или
вернуться домой в тот же день.
Согласно определению, принятому в Канаде, внутренний туризм - это
движение от места постоянного проживания к пункту назначения, если расстояние
меньше 25 миль (40,24 км) от места проживания туриста.
Российское законодательство определяет внутренний туризм как
«путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в
Российской Федерации».
Международный туризм - это туризм в другую страну, т.е. иностранный
туризм. Другими словами, международный туризм означает поездки с туристскими
целями за пределы страны постоянного жительства, более точно: международный
туризм - это система путешествий, осуществляемая на основе межгосударственных
договоров.
Международные туристские отношения являются комплексными, так как
они оказывают влияние на межгосударственные отношения, регулируемые нормами
международного публичного права: отношения иностранных юридических лиц,
регулируемые нормами международного частного права; отношения, возникающие при
туристском обмене, которые не ограничиваются пределами одного из
государств-участников и подлежат гражданско-правовому регулированию. В дайной
сфере возникают проблемы, связанные с применением законодательств. Их наличие
в межгосударственных туристских договорах предопределяет не только особенности
этих отношений, но и большую сложность договорно-правовой регламентации.
Образец Контракта о сотрудничестве в области международного туризма приведен в
приложении 2.
Международный туризм бывает въездной и выездной.
Въездной туризм- это путешествия в пределах Российской Федерации
лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации.
Выездной туризм- это путешествия лиц, постоянно проживающих в
Российской Федерации, в другую страну.
Международный туризм играет важную роль в мировых экономических
отношениях.
В условиях научно-технической революции, продолжающегося развития
международной экономической интеграции, дальнейшего углубления международного
разделения труда, роста культурных, научных, спортивных и других межгосударственных
контактов, стремления народов к общению и использованию опыта других стран в
создании материальных и духовных ценностей международный туризм находит свое
отражение в деловых и научных контактах. Оборот международного туризма
находится на третьем месте в мире после торговли нефтью и нефтепродуктами и
экспорта автомобилей. Международный туризм наряду с другими видами
экономических, культурных, социальных, научных и технических связей государств
является важным фактором укрепления взаимного доверия и вносит значительный
вклад в решение таких проблем, как поддержание мира, укрепление дружеских взаимоотношений
между государствами.
Туризм - явление взаимообусловленного и исторически складывающегося
процесса сочетания национальных и интернациональных факторов. Туристские
обмены выступают как форма и средство интернациональных связей и являются
необходимым элементом деятельности общественных организаций.
Международный туризм развивается под влиянием множества факторов,
которые можно объединить в три группы: демографическую, экономическую,
социальную.
К демографическим факторам относятся: рост населения мира, процесс
урбанизации, приводящий к концентрации населения, формирование стереотипа
подвижного образа жизни, так как жители крупных городов остро чувствуют необходимость
в смене обстановки для восстановления физических и духовных сил. Возрастает
интерес друг к другу народов различных стран, имеющих общий родственный язык,
что связано прежде всего с отсутствием языкового барьера, общностью интересов
и культуры.
Экономические факторы связаны с развитием мировой экономики, в
которой наблюдается устойчивая тенденция к увеличению производства услуг по
сравнению с производством товаров и, как следствие, увеличение доли потребления
услуг. К экономическим факторам относятся ускорение научно-технического
прогресса во всех отраслях, увеличение доходов населения. Развитие
материально-технической базы иностранного туризма, создание новых форм приема и
обслуживания туристов способствуют интенсификации туристских передвижений.
Социальные факторы – это факторы, связанные с условиями жизни и
деятельности человека. Прямое воздействие на развитие международного туризма
оказывает увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска, в том числе
имеющая место в отдельных странах тенденция деления отпуска на две части, что
позволяет в течение года совершать два путешествия (летом и зимой). Развитию
туризма способствует также и понижение возраста выхода на пенсию, что с
учетом увеличения продолжительности жизни привело к появлению туристов так
называемого третьего возраста.
ВИД ТУРИЗМА связан со спецификой отражения финансовых результатов
в бюджете страны или ее региона. По данному признаку в формах туризма выделяют
два вида туризма: активный и пассивный.
Приезд иностранных туристов в страну или отечественных туристов в
данный регион страны является активным туризмом. Активный туризм служит
фактором ввоза денег (валюты) в страну или данный регион.
Путешествие граждан одной страны в другие государства и выезд
туристов из данных в данный регион являются пассивным туризмом. Пассивный
туризм является фактором вывоза денег (валюты) из страны или данного региона.
Формы туризма по видоизменению наиболее характерного признака
делятся на отдельные разновидности. К этим характерным признакам относятся:
главная цель путешествия, характер организации путешествия, интенсивность
туристского потока, продолжительность тура, возрастной признак, используемый
транспорт, форма сотрудничества.
В зависимости от главной цели путешествия
выделяют следующие разновидности форм туризма:
рекреационная, познавательная, научная, деловая.
Рекреационный туризм - туризм с целью
отдыха, оздоровления и лечения.
При этом следует иметь в виду, что пребывание граждан в специальных
санаториях (как при наличии больничного листа, так и при его отсутствии) не
относится к туризму, так как санаторий - это разновидность больницы.
Передвижение людей в выходные дни в целях отдыха, развлечения, занятия спортом
называется «туризм конца недели».
Познавательный (культурный) туризм - путешествие в целях
ознакомления с историко-культурными достопримечательностями и уникальными
природными объектами по определенной программе.
Научный туризм - посещение конгрессов, симпозиумов с последующими
экскурсионными поездками.
Деловой туризм (поездки бизнесменов с деловыми целями)
представляет собой наиболее динамичный и доходный вид туризма.
По характеру организации путешествия выделяют индивидуальный,
групповой, организованный, самодеятельный (неорганизованный), стационарный,
передвижной, социальный туризм.
Путешествие человека (семьи) по собственному плану, включающему
определение районов посещения, продолжительности остановок, условий ночлега и
т.п., называется индивидуальным, а путешествие в составе группы по плану туристского
хозяйствующего субъекта называется групповым туризмом.
Путешествие одного или группы туристов по точному маршруту и
регламенту, установленным туристским хозяйствующим субъектом, называется
организованным туризмом. Данные туристы и туристский хозяйствующий субъект
связаны между собой взаимными требованиями и обязательствами.
Организованные туристы обеспечиваются комплексом туристских услуг
по заранее приобретенной путевке на определенный срок (отдыхающие на турбазах,
в санаториях, домах отдыха, по курсовкам). К организованным туристам также
относятся те, кто на определенный срок приобрел лишь часть туристских услуг
(например, курсовку только на питание).
Путешествие одного или группы туристов, не связанных никакими
взаимными обязательствами с туристским хозяйствующим
субъектом, называется самодеятельным туризмом. Самодеятельный
туризм - это путешествия с использованием активных способов передвижения.
Стационарный туризм связан с постоянным местом размещения туриста
на весь период действия туристской путевки (на морском берегу, турбазе и т.п.).
Передвижной туризм - это туризм, связанный с путешествием (круизы,
туры).
Социальный туризм - это путешествия, субсидируемые из средств,
выделяемых государством или профсоюзами на социальные нужды.
По интенсивности продаж турпутевок различают постоянный и сезонный
туризм. Круглогодичное и относительно равномерное посещение туристских регионов
называется постоянным туризмом. Эта разновидность формы туризма характерна
прежде всего для наиболее известных центров цивилизации, культуры,
оздоровления: известные города мира, курорты, места, располагающие уникальными
лечебными минеральными водами и целебными грязями.
Некоторые регионы привлекают туристов преимущественно в
определенное время года. Такой туризм является сезонным. Туристские регионы,
посещаемые только в определенное время года (например, летом или зимой),
характеризуются как односезонные, а регионы, посещаемые в любое время года (и
летом, и зимой), называются двухсезонными. Сезоны по степени интенсивности
посещения туристами данного региона делятся на пиковые (наиболее загруженные),
тихие (со средней степенью загрузки) и мертвые (незагруженные, почти не
посещаемые туристами).
По продолжительности пребывания туристов в путешествии выделяют
кратковременный и продолжительный туризм. Кратковременный туризм - это туризм
с продолжительностью путешествия не более трех суток.
Продолжительный туризм - это туризм, при котором срок
путешествия составляет более трех суток. В зависимости от продолжительности
пребывания в путешествии существенным образом изменяются потребности туриста.
Сокращение времени путешествия на определенном (постоянном)
маршруте ведет к увеличению в расходах туриста доли транспортной составляющей,
т.е. его затрат на транспорт. В зависимости от возраста туристов туризм
подразделяют на детский, молодежный и зрелый.
В зависимости от используемых транспортных средств для передвижения
туристов различают следующие разновидности форм туризма: туризм с
использованием личного транспорта туриста и туризм с использованием общественного
транспорта, т.е. транспорта, принадлежащего или арендованного туристским
хозяйствующим субъектом. К этим разновидностям форм туризма относятся
автотуризм, караванный круиз, морской и речной круизы и т.п.
По форме сотрудничества можно выделить безвалютный и валютный
обмен туристскими группами. Безвалютный обмен представляет собой взаимные
поездки туристских групп на основе равенства предоставляемых услуг в течение
определенного количества дней. Сотрудничество с партнерскими туристскими
хозяйствующими субъектами на валютной основе предполагает оплату
предоставляемых услуг в валюте, оговоренной партнерами; как правило, в
двухсторонних соглашениях определяется валютная стоимость одного комплексного
дня обслуживания.
Классификацию форм туризма можно представить следующей схемой
(рис. 3).
Лекция 4. Факторы,
вызывающие потребность в туризме
Потребность людей в туризме вызывается различными мотивами. Мотив
как побудительная причина связан в туризме с конкретной потребностью
определенной группы людей.
Основными мотивами туризма являются:
• отдых, досуг, развлечения;
• стремление к познанию;
• спорт;
• лечение;
• паломничество;
. гостевые (в том числе посещение родственников);
• деловые (конгрессные).
Мотивы туризма зависят от многих факторов. К ним относятся:
специфическая особенность различных групп людей, уровень туристской индустрии
принимающей страны (региона), реклама нового туристского продукта, отзывы о
ранее реализованном туристском продукте и др.
Все факторы, вызывающие потребность в туризме, можно разделить на
четыре группы: познавательная, региональная, экономическая, психологическая.
Каждая из этих групп может включать в себя различные подгруппы факторов, т.е.
различные виды мотивов (рис. 4).
Познавательная группа - интерес человека к историческим, культурным,
хозяйственным, природно-климатическим факторам.
К историческим достопримечательностям относится все культурное
наследие страны, ее исторические и археологические памятники.
Культурные мотивы - желание человека узнать культурное наследие
своей страны, к которому относятся различные памятники, музеи, художественные
галереи, театры и другие объекты. Особый интерес вызывают также обычаи, одежда,
кухня и другие проявления народного творчества, характеризуемые как
этнографические достопримечательности.
Хозяйственные факторы включают в себя своеобразие форм ведения
хозяйства.
Природно-климатические факторы туризма являются очень привлекательными
для туристов. К ним относятся рельеф, флора и фауна местности, которые играют
существенную роль в создании определенных видов туризма, особенно зимнего
спортивного, морского, горного и т.д. Природно-климатические элементы в мотивации
туризма относятся к психологическим и биологическим потребностям населения
городов.
Географические и климатические условия благоприятствуют
развитию летних и зимних видов спорта. Особую привлекательность имеют районы,
где условия способствуют лечению и оздоровлению туристов, в том числе
курортные зоны.
К группе региональных факторов можно отнести и событийную
насыщенность региона, «оторая может стать причиной посещения данного региона
туристами. Например, театральные и музыкальные фестивали,
кинофестивали, спортивные соревнования разного рода (олимпиады, спартакиады и
т.п.), ярмарки, карнавалы, выставки и т.п.
К группе экономических факторов относятся социально-экономические
условия туристского путешествия. Это доходы покупателей турпродукта, цены на
туры, услуги и товары в местах назначения, принимающих туристов, уровень
развития туристской индустрии, а также уровень развития в целом сферы услуг,
транспортной системы, сферы торговли, в том числе наличие магазинов для
иностранных туристов, реализующих им товары по низким ценам.
Экономические факторы играют первостепенную роль при формировании
ассортимента недорогих товаров и влияют на количество туристов со средними
доходами.
Психологические факторы включают мотивы, побуждающие туристов
путешествовать и которые отвечают их психологическим потребностям. К ним
относятся религиозные воззрения человека, его особые интересы и наклонности,
отношение к рекламе и т.п.
Анализ показывает, что только немногие туристы приезжают
снова в те же места, где они уже были прежде, исключая случаи присутствия
экономических или сентиментальных мотивов. По мере увеличения своих доходов
человек отдает предпочтение психологическим мотивам при выборе нового
туристского маршрута.