Межнациональные конфликты: историко-географический обзор
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №46
с углубленным изучением отдельных предметов
Экзаменационный реферат по
обществознанию
Межнациональные конфликты
Автор: ученица 11«А» класса
Астапова Карина Владимировна
Руководитель: учитель
истории и обществознания
Камзолова
Елена Эдуардовна
г. Калининград
2007 год
Оглавление
1.
Введение
3
2.
Основная часть:
Глава 1. Причины межнациональных
конфликтов 4-6
Глава 2. Типология межнациональных конфликтов
Глава 3.
Пути решений межнациональных конфликтов 11
Глава 4. Россия: межнациональные отношения на постсоветском
пространстве и в наше
время 12-14
Глава 5. Русские в
Прибалтике 15-16
Глава 6. Русское национальное
самосознание 17-19
3.
Заключение
20
4.
Список использованной
литературы 21
5.
Приложение
22
Введение
Многонациональная среда – типичная черта и условие жизни
современного человека. Народы не просто соседствуют, но и активно
взаимодействуют друг с другом. Почти все современные государства
многонациональны. Многонациональны все столицы мира, крупные города, и
даже сёла. И вот именно поэтому сегодня как никогда, нужно быть
корректным и внимательным как в словах, так и в действиях. Иначе
можно оказаться вовлечённым в совершенно неожиданные и необоснованные
перипетии, а иногда даже в чётко образовавшийся межнациональный
конфликт.
Межнациональный конфликт – это осложнение отношений между
нациями и народами вплоть до прямых военных действий. Как правило,
межнациональные конфликты могут происходить на двух уровнях
межнациональных отношений. Так один из них связан с межличностными и
семейно- бытовыми отношениями, в то время как другой реализуется через
взаимодействие федеральных конституционно- правовых органов и субъектов
Федерации, политических партий и движений.
Сегодня достаточно свободный доступ к отдыху и работе за
границей, обусловился высоким процентом иммигрантов по всему миру, что
постепенно привело к смешению всех народностей и национальностей. И
казалось бы, что в этом плохого, человечество не стоит на месте, а
двигается и развивается. Но так ли это на самом деле? В действительно
ли правильном направлении мы движемся, когда взяв сейчас любую сводку
новостей, то и дело натыкаемся на сообщения о том, что где-то прошёл
очередной митинг, акция протеста или теракт. Причём, отметим, что очень
много из этих выступлений связанно именно с межэтническим вопросом (
что доказывает несомненную актуальность данной темы). Даже создаётся
впечатление, что людям разных национальностей трудно жить на одной планете без
попыток доказать превосходство своей национальности над другими.
Я обратилась к теме межнациональных конфликтов потому, что
никто из нас сейчас не застрахован от подобных ситуаций. Цель данной
работы - это показать всю опасность межнационального конфликта, а
также то, что в результате страдают все, и никого нет в выигрыше.
Для этого я попыталась решить такие задачи, как: причины
межнационального конфликта, его типологизация и пути выхода из
межнационального конфликта.
Литературы по данной теме было очень много, но особенно при
написании работы мне помогли Здравомыслов А.Г. «Межнациональные
конфликты в России», Шарафулин М.М. «Межнациональные конфликты: причины,
типология, пути решения» и Морозова Л.А. «Национальные аспекты развития
российской государственности».
Глава 1.Причины межнациональных конфликтов
За последние годы в различных частях света полыхало пламя
более 40 вооруженных конфликтов: в Югославии, Анголе, Сомали, Грузии,
Армении, Афганистане, Таджикистане, Северо-Кавказском регионе России и
других. Абсолютное большинство конфликтов носит межнациональный характер.
Они развёртывались на территории одной или нескольких стран, переходя
нередко в полномасштабные современные войны. Многие из них осложнялись
религиозными и клановыми противоречиями. Некоторые тянутся столетиями,
как, например, ближневосточный конфликт между евреями и арабами, закавказский
конфликт между армянами и турками. Первопричины длящихся конфликтов
часто стираются временем, уходят в подсознание и выражаясь в
труднообъяснимой почти патологической национальной нетерпимости.
Непосредственными причинами периодически возобновляющихся столкновений
обычно выступают ближайшие «несправедливости». Ставя в кавычки это
слово, я имею в виду то, что в большинстве межнациональных конфликтов
справедливого решения для всех враждующих сторон объективно не
существует, так как каждая руководствуется своей правдой, своими
историческими периодами, событиями, фактами.
Так конфликтные ситуации в странах, образованных на территории
бывшего СССР, обусловлены многими причинами. Например такими как:
1)
политические ( централизм
и унитаризм власти, репрессирование и завоевание народов),
2)
экономические
(экономический кризис, безработица, обнищание),
3)
социально-психологические
(межнациональные барьеры общения, негативные формы национального
самоутверждения, открытый национализм),
4)
территориальные и многие
другие.
Конфликтная ситуация в большинстве случаев складывается как
результирующая составляющая комплекса причин и условий. Конфликт возникает
тогда, когда объективно, а не редко субъективно, происходят
межнациональные сравнения; когда в психологии народов; когда решение
многих проблем видится лишь в национальном самоутверждении. (Белоруссия,
Украина)
Конфликтные люди (группы) в таких случаях всегда находятся.
Стремящиеся к власти и собственности национал политические силы ловко
используют стихийное недовольство. Подогревая его, они выставляют себя
защитниками нации. И хотя давно известно, что национализм и этнократизм бесперспективны
и разрушительны, взбунтовавшемуся народу они, как правило, таковыми не
кажутся. Наоборот, именно этнократизм и национализм становятся самой
понятной, самой близкой и объединяющей идеологией. Единство языка, обычаев,
традиций, веры сплачивает людей с паолуслова. Ведь, что может быть легче,
чем иметь общий объект отрицания и усвоить общую «идеологию кривды», во
имя которой следует этот объект отвергнуть? Сказать, например, что во
всех несчастьях мира- и прежде всего каждой души- виноваты евреи, немцы,
арабы, негры, цыгане, вьетнамцы или чехи. И всегда найдётся достаточное
число вьетнамцев, венгров, чехов, цыган, или евреев, поступками которых
можно проиллюстрировать мысль, что именно они во всём виноваты.
Коммунистическая идеология, опирающаяся на репрессии, удерживала
национальные конфликты на уровне единичных проявлений. Ветер свободы,
подувший в период перестройки, хотя и предполагал перемены к лучшему,
но одновременно явился значительным условием межнациональной
нестабильности. Поэтому первые проявления демократии, рыночной экономики и
суверенизации стали залогом формирования националистических,
авантюристических, экстремистских и криминальных сил.
При изучении причин некоторых межнациональных конфликтов на
территории СССР можно и не найти серьёзных национальных обстоятельств.
Последние могут быть окрашены в национальный «цвет» политические,
социальные, экономические, экологические и иные проблемы. Национализм в
этом случае является сопровождающей составляющей, выполняющей функции
социального «клея». Последний в сознании конфликтующих сторон может
вполне подменить суть проблемы. О ней в какой-то мере могут забыть, но
помнить: наши – чужие. В такой психологической атмосфере общепризнанные
многовековые законы человеческого общежития подменяются «национальной
справедливостью», а кровавые расправы над чужими становятся священной
местью, которая не воспринимается преступной. Поведение одной стороны по
закону зеркального отражения мгновенно воспроизводится другой. И так они
обе вступают в жестокую схватку между собой, которая по принципу
«воронки» втягивает в себя всё более и более широкие массы
единомышленников. В таком круговороте пропадают правые и виноватые, а
остаются лишь бедствующие как с той, так и с другой стороны.
Разборки в стихийных межнациональных столкновениях могут
ограничиться массовыми беспорядками, совершением тяжких преступлений
против личности, собственности, общественного порядка, а в политически и
идеологически организованных – вылиться в полномасштабные вооруженные
сраженья. Так под видом священной мести делается всё. Что приносит вред
другой нации. Взаимоуничтожение продолжается до всеобщего
умопомешательства. Новые витки насилия становятся всё более жестокими.
Они стимулируются только что понесёнными жертвами, новыми обидами и
целенаправленной пропагандой заинтересованной в разжигании конфликта
открытых и тайных сил, используемых в личных преступных целях механизм
нарастания нетерпимости и ненависти.
При возникновении межнационального конфликта внутри одного
государства, судя по горькому опыту стран. Образованных на территории
бывшего СССР, есть два варианта поведения официальных властей. Первый:
власти, сохраняя равновесие, остаются над конфликтом, пытаясь допустимыми
силами и средствами потушить возникший конфликт, как это. Например,
делалось российскими властями в конфликте между североосетинами и
ингушами. Второй: власти сами втягиваются в конфликт, выступая за
сохранение территориальной целостности страны или на стороне титульного
народа, как это наблюдалось в Азейбарджане в конфликте между
азербайджанцами и армянами, в Грузии – в конфликте между грузинами и
югоосетинами, между грузинами и абхазами. В аналогичные ситуации в
конечном счёте втягивались и российские власти в Чечне.
Серьёзным же барьером для удержания конфликта на мирном
уровне является отсутствие соответствующих групп, пытающихся решить
межнациональные противоречия насильственным путём. В таких случаях
стороны воздерживаются от острых ситуаций, которые могут послужить
серьёзными поводами для насилия. Аналогичные формы межнационального
конфликта пока наблюдается в Эстонии, Латвии, Казахстане между
титульными нациями и русскоязычным населением, которое сохраняет цивилизованное
поведение в условиях постоянного попирания их прав националистически
настроенными властями
Глава 2. Типология межнациональных конфликтов
Очень важное значение для любого конфликта представляет собой
установление его принадлежности к той или иной группе конфликтов. Что
же касаемо межнациональных конфликтов, то их можно типологизировать
совершенно различными способами. Поэтому для
рассмотрения в данной работе показаны одни из наиболее известных
типологий.
Одними из первых межэтнические конфликты типологизировали
Э. А. Паин и А. А. Попов. Они выделили конфликты стереотипов,
т. е. ту стадию конфликта, когда этнические группы могут еще четко не
осознавать причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный
образ «недружественного соседа», «нежелательной группы». В качестве примера
ученые приводили армяно-азербайджанские отношения. Действительно,
социологические и этнографические исследования задолго до конфликта фиксировали
взаимные негативные стереотипы армян и азербайджанцев. Другой тип конфликта
Э. А. Паин и А. А. Попов назвали конфликтом идей. Характерными
чертами таких конфликтов является выдвижение тех или иных притязаний. В
литературе, средствах массовой информации обосновывается «историческое право»
на государственность (Эстония, Литва, Грузия, Татарстан, другие республики
СССР), на территорию (Армения, Азербайджан, Северная Осетия, Ингушетия). Третий
тип конфликта — конфликт действий. К этому типу относятся митинги,
демонстрации, пикеты, вплоть до открытых столкновений. Примерами же для
вышеперечисленных типов, можно считать конфликты «крымского»,
«карабахского» и «прибалтийского» типа[1] .
Что касаемо же внутренне этнотерриториальных
конфликтов, то Э. Паин предлагает ранжировать их по степени вызова[2] :
1) конфликты, возникшие в результате притязаний
существовавших ранее национально-территориальных автономий на полный
государственный суверенитет (к таковым на территории Российской Федерации
относится только чеченский
конфликт);
2) конфликты, развившиеся как следствие провозглашения
этническими общинами новых национально-территориальных автономий или
одностороннего повышения ими статуса существующих, но без формального
притязания на создание на базе этих автономий независимых государств (подобные
акции оказывались нередко лишь прелюдией к требованиям полного суверенитета,
поэтому власти обычно стремятся воспрепятствовать и акциям этого типа); на
такой основе развиваются конфликты между балкарским национальным движением и
прокабардинскими властями Кабардино-Балкарской Республики, между лидерами
различных этнических общин Карачаево-Черкессии и ее властями[3] .
3) конфликты между соседними этническими группами или
республиками, претендующими на контроль над спорными пограничными территориями
(речь идет прежде всего о конфликтах между многочисленными этническими
общностями Дагестана, а также споре между Северной Осетией и Ингушетией из-за
Пригородного
района).
Исходя из оценки событий конца 80-х — начала 90-х годов
прошлого века, можно выделить следующие типы межэтнических
конфликтов.
К первому типу относятся конфликты психологических стереотипов. Этого рода
конфликты характеризуются значительным элементом стихийности и неуправляемости
движений. Поводом для возникновения каждого очередного конфликта обычно служат
слухи или неверные истолкования реальных событий. При этом действия скрытых
провокаторов конфликтов обычно остаются в тени. Например, «события» в Сумгаите
(1988), Фергане (1989), Новом Узене (1989) и
др.
Второй тип — межэтнические конфликты идеологических
концепций (или доктрин). Он содержит в себе некоторую идеологическую
(теоретическую, концептуальную) конструкцию, которая может включать в себя
различного рода претензии и их оправдания, высказываемые от имени «народа»,
«нации» (идея исторического обоснования ценности нации; оправдательная доктрина
относительно «своей нации» и преимущественно осуждающая другую).
Третий тип связан со столкновением политических институтов
(организаций). Политические институты (партии, политические движения, органы
государственной власти, вооруженные формирования и т. п.), национальные по
составу своих участников, а также по принятой фактически или даже официально
идеологии, выступают в межэтнических конфликтах в качестве социальных структур,
обладающих властью, влиянием и
силой.
И наконец четвертый тип заключается в избрании стратегической цели
этносоциального движения (автономистские, сепаратистские, этноэгалитаристские,
антииммигрантские, по поводу определенных сторон культуры, религии, языка и
др.).
Немного другой подход к выделению отдельных типов конфликтов представил Г.
Лапидус. По его мнению конфликты делятся на:
1. Конфликты, происходящие на межгосударственном
уровне (конфликт между Россией и Украиной по вопросу о Крыме).
2. Конфликты внутри государства:
2.1. Конфликты с вовлечением в них аборигенных
меньшинств (например лезгин в Азербайджане и Дагестане);
2.2. Конфликты с вовлечением в них общин пришлого населения;
2.3. Конфликты с вовлечением насильственно перемещенных меньшинств (крымские
татары);
2.4. Конфликты, возникающие в результате попыток пересмотра отношений между
бывшими автономными республиками и правительствами государств-преемников
(Абхазии в Грузии, Татарстана в России).
Конфликты, связанные с актами общинного насилия (Ош,
Фергана) в Средней Азии, выведены исследователем в отдельную категорию. Здесь,
по мнению Г. Лапидус, большую роль сыграл экономический, а не этнический
фактор.
И наконец, если рассматривать один из наиболее
полных вариантов типологии межнациональных конфликтов, то её предлогает Я.
Этингер:
1. Территориальные конфликты, часто тесно связанные с воссоединением
раздробленных в прошлом этносов. Их источник - внутреннее, политическое, а
нередко и вооруженное столкновение между стоящими у власти правительством и
каким-либо национально-освободительным движением или той или иной
ирредентистской и сепаратистской группировкой, пользующейся политической и
военной поддержкой соседнего государства. Классический пример - ситуация в
Нагорном Карабахе и отчасти в Южной Осетии;
2. Конфликты, порожденные стремлением этнического меньшинства реализовать право
на самоопределение в форме создания независимого государственного образования.
Таково положение в Абхазии, отчасти в Приднестровье;
3. Конфликты, связанные с восстановлением территориальных прав депортированных
народов. Спор между осетинами и ингушами из-за принадлежности Пригородного
района - яркое тому свидетельство;
4. Конфликты, в основе которых лежат притязания того или иного государства на
часть территории соседнего государства. Например, стремление Эстонии и Латвии
присоединить к себе ряд районов Псковской области, которые, как известно, были
включены в состав этих двух государств при провозглашении их независимости, а в
40-е годы перешли к РСФСР;
5. Конфликты, источниками которых служат последствия произвольных
территориальных изменений, осуществляемых в советский период. Это прежде всего
проблема Крыма и в потенции - территориальное урегулирование в Средней Азии;
6. Конфликты как следствие столкновений экономических интересов, когда за
выступающими на поверхность национальными противоречиями в действительности
стоят интересы правящих политических элит, недовольных своей долей в
общегосударственном федеративном "пироге". Думается, что именно эти
обстоятельства определяют взаимоотношения между Грозным и Москвой, Казанью и
Москвой;
7. Конфликты, в основе которых лежат факторы исторического характера,
обусловленные традициями многолетней национально-освободительной борьбы против
метрополии. Например, конфронтация между Конфедерацией народов Кавказа и
российскими властями:
8. Конфликты, порожденные многолетним пребыванием депортированных народов на
территориях других республик. Таковы проблемы месхетинских турок в Узбекистане,
чеченцев в Казахстане;
9. Конфликты, в которых за лингвистическими спорами (какой язык должен быть
государственным и каков должен быть статус иных языков) часто скрываются
глубокие разногласия между различными национальными общинами, как это
происходит, например, в Молдове, Казахстане.
Так мы можем видеть, что типология конфликтов сложна, а
значит непросты и пути выхода из них.
Глава №3. Пути
решений межнациональных конфликтов
Межнациональные конфликты это одни из тех видов конфликтов,
для которых невозможно найти стандартного подхода или пути решения,
так как для каждого из них существует своя особенность, основа.
Мировой опыт показывает, что такие ситуации лучше урегулировать только
мирными способами. Так к наиболее известным из них
относятся:
1. деконсолидация ( разъединение) сил, участвующих
в конфликте, которая, как правило, достигается
с помощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации
в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать
силы, склонные к компромиссам, переговорам.
2. прерыв конфликта - способ, который позволяет расширить
действие прагматических подходов к его регулированию, и в результате
которого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал
страстей.
3. переговорный процесс – способ, для которого существует
особые правила. Для того чтобы добиться в нём успеха, необходима
прагматизация переговоров, которая состоит в разделении глобальной цели на ряд
последовательных задач. Обычно стороны бывают готовы заключить договоренности
по жизненно важным потребностям, по поводу которых и устанавливается перемирие:
для захоронения погибших, обмена пленными. Затем переходят к наиболее
актуальным экономическим, социальным вопросам. Политические вопросы, особенно
имеющие символическое значение, откладывают и решают в последнюю очередь.
Переговоры должны вестись таким образом, чтобы каждая сторона стремилась найти
удовлетворительные ходы не только для себя, но и для партнера. Как говорят
конфликтологи, надо сменить модель «выигрыш — проигрыш» на модель
«выигрыш — выигрыш». Каждый шаг в переговорном процессе следует закреплять
документально.
4. участие в переговорах посредников или медиаторов. В особо сложных ситуациях подтверждение законности договоренностям
придает участие представителей международных организаций.
Урегулирование конфликтов — это всегда сложный
процесс, граничащий с искусством. Намного важнее не допускать развития событий,
приводящих к конфликтам. Сумма усилий в этом направлении определяется как
предупреждение конфликтов. В процессе их регулирования этносоциологи и
политологи выступают экспертами для выявления и проверки гипотез о причинах
конфликта, для оценки «движущих сил», массовости участия групп при том или
другом варианте развития событий, для оценки последствий принимаемых решений
Глава 4. Россия: межнациональные отношения на
постсоветском пространстве и в наше время
Вспоминая
всю историю Советского Союза, остаётся очень интересным тот факт, что
за время его существования межнациональные конфликты были
исключительной редкостью, когда же после начала его распада стали
вполне естественной реальностью в связи с обострением отношений между
народами.
Так вскоре националистические проявления в ряде республик
насторожили центр, но никаких действенных мер по их локализации предпринято не
было. Первые беспорядки на этнополитической почве произошли весной 1986 года в
Якутии, а в декабре этого же года - в Алма-Ате. Затем последовали демонстрации
крымских татар в городах Узбекистана (Ташкенте, Бекабаде, Янгиюле, Фергане,
Намангане и др.), в Москве на Красной площади. Начался рост этнических
конфликтов, приведших к кровопролитию (Сумгаит, Фергана, Ош). Зона конфликтных
действий расширилась. В 1989 году возникло несколько очагов конфликтов в
Средней Азии, Закавказье. Позднее их огонь охватил Приднестровье, Крым,
Поволжье, Северный Кавказ.
Начиная с конца 1980х, было зафиксировано 6 региональных войн (т.е.
вооруженных столкновений с участием регулярных войск и использованием тяжелого
оружия), около 20 кратковременных вооруженных столкновений, сопровождающихся
жертвами среди мирного населения, и более 100 невооруженных конфликтов, имеющих
признаки межгосударственной, межэтнической, межконфессиональной или межклановой
конфронтации.
Только в районах,
непосредственно затронутых конфликтами, проживало не менее 10 млн. человек.[4]
Для постсоветского пространства можно выделить три основных типа
только вооружённых конфликтов типичных на то время:
а) конфликты, вызванные
стремлением национальных меньшинств реализовать
свое право на
самоопределение;
б) конфликты, вызванные
разделением бывшего союзного наследства;
в) конфликты, имеющие
форму гражданской войны.
Развитие ситуации в
межнациональных отношениях бывшего СССР
предсказывалось в
работах английских и американских ученых. Большинство прогнозов, как показало
время, достаточно точно отражало перспективы развития советского общества.
Прогнозировались различные возможные варианты развития в случае, если
государство не будет разрушено. Специалисты, анализируя англо-американскую
историографию по этой проблематике, отмечали, что развитие этнической ситуации
прогнозировалось в виде четырех возможных вариантов событий: "ливанизация"
(этническая война, аналогичная ливанской);"балканизация" (наподобие
сербско-хорватского варианта): "оттоманизация" (распад подобно
Османской империи); мирное развитие событий с возможным преобразованием
Советского Союза в конфедерацию или организацию государств, подобную ЕЭС или
Британскому содружеству.
По данным разведслужбы Министерства обороны США, в будущем
прогнозируется возможность 12 вооруженных конфликтов на территории бывшего
СССР. По расчетам в этих конфликтах могут погибнуть в результате военных
действий 523 тыс. чел., от болезней - 4, 24 млн. чел., пострадать от голода 88
млн. чел., число беженцев может достигнуть 21, 67 млн. чел. Пока что этот
прогноз подтверждается.[5]
Сейчас по количеству тайных и явных столкновений Россия
удерживает пальму печального первенства, и в первую очередь благодаря крайне
многонациональному составу населения. Сегодня для неё типичны следующие
конфликты:
-
"статусные" конфликты российских республик с федеральным
правительством, вызванные стремлением республик добиться большего объема
прав или вообще стать независимыми государствами;
-
территориальные конфликты между субъектами федерации;
- внутренние
(происходящие внутри субъектов федерации) этнополитические конфликты, связанные
с реальными противоречиями между интересами различных этнических групп. В
основном это противоречия между называемыми титульными нациями и русским
(русскоязычным), а также и не «титульным» населением в республиках .
Ряд зарубежных и отечественных исследователей считает, что
межэтнические конфликты в России происходят часто между двумя главными типами
цивилизаций, характеризующими евроазиатскую сущность страны - западным
христианским в своей основе и южным исламским. Еще одна классификация
российских «болевых точек» основывается на степени остроты конфликта:
- зоны острых
кризисных (военных конфликтов или балансирования на их грани) - Северная
Осетия - Ингушетия;
- потенциально
кризисные ситуации (Краснодарский край). Здесь основным фактором
межнациональной конфликтогенности являются миграционные процессы, в результате
которых обостряется обстановка;
- зоны сильного
регионального сепаратизма (Татарстан, Башкортостан);
- зоны среднего
регионального сепаратизма (Республика Коми);
- зоны вяло
текущего сепаратизма (Сибирь, Дальний Восток, ряд республик Поволжья, Карелии и
пр.).
Такая высокая
концентрация «болевых точек» на территории России объясняется прежде всего
крайне многонациональным составом населением, и поэтому многое зависит от общей
линии правительства, поскольку все время будут открываться новые и новые очаги
недовольства.
Межэтническая
напряженность в ряде регионов будет сохраняться в силу того, что до сих пор не
решены вопросы федеративного устройства, уравнивания прав субъектов федерации.
Учитывая то, что Россия сформирована как по территориальному, так и по
этнонациональному признаку, отказ от этнотерриториального принципа российского
федерализма в пользу экстерриториальных культурно-национальных противоречий и
может привести к конфликтам.
Наряду с
этническим фактором, очень важным является фактор экономический. Примером тому
может служить критическое положение, сложившееся в российской экономике. Здесь
суть социальных конфликтов, с одной стороны, состоит в борьбе между теми слоями
общества, чьи интересы выражают прогрессивные потребности развития
производительных сил, и, с другой - различными консервативными, отчасти коррумпированными
элементами. Основные завоевания перестройки - демократизация, гласность,
расширение республик и регионов и другие - дали людям возможность открыто
высказывать свои и не только свои мысли на митингах, демонстрациях, в средствах
массовой коммуникации. Однако большинство людей психологически, морально не
были подготовлены к своему новому социальному положению. И все это привело к
конфликтам в сфере сознания. В итоге "свобода", будучи используемой
людьми с низким уровней политической и общей культуры для создания несвободы
иным социальным, этническим, религиозным, языковым группам, оказалась
предпосылкой острейших конфликтов, сопровождающихся нередко террором,
погромами, поджогами, изгнанием неугодных граждан "чужой"
национальной принадлежности.
Одна из форм
конфликтов нередко включает в себя другую и подвергается трансформации,
этническому или политическому камуфляжу. Так, политическая борьба "за
национальное самоопределение" народов Севера, которую ведут власти
автономий в России, - не что иное, как этнический камуфляж. Ведь они отстаивают
интересы не аборигенного населения, а элиты хозяйственников перед лицом Центра.
К примеру политического камуфляжа можно отнести, например, события в
Таджикистане, где соперничество таджикских субэтнических группировок и конфликт
между группами народов Горного Бадахшана и доминирующими таджиками скрываются
под внешней риторикой "исламская демократическая" оппозиция против
консерваторов и партократов. Таким образом, многие столкновения скорее принимают
этническую окраску в силу многонационального состава населения (то есть легко
создается «образ врага»), чем являются этническими по сути.
Сейчас можно
с точностью отметить, что одной из конфликтных зон является Прибалтика.
И именно на эту проблему мы обратим своё внимание в следующей главе.
Глава 5. Русские в Прибалтике
Сейчас один из
наиболее явных и известных межнациональных конфликтов является конфликт,
связанный с русскими в Прибалтике. Вспомнить
хотя бы недавнюю ситуацию с памятником в Эстонии, где государственные
власти всё же демонтировали памятник Воину-Освободителю в Таллине и вскрыли
захоронения советских солдат вопреки многочисленным обращениям со стороны
Российской Федерации, группы государств-участников СНГ и эстонской
общественности. Причём отметим, что помимо того, что были грубо
нарушены нормы международного права, в частности ст. 34 Дополнительного
протокола 1 к Женевским Конвенциям 1949 года, в которой указывается, что
перенос военных захоронений возможен только по просьбе родственников или при
необходимости производства следственных действий, так же была проигнорирована
и обращенная к президенту Эстонии Т.Х.Ильвесу просьба дочерей захороненного на
Тынисмяги капитана И.М.Сысоева не тревожить прах отца и других воинов.
Так демонтаж
памятника был осуществлен 27 апреля ночью, скрытно, в надежде на то, что
общественное мнение смирится с совершенным беззаконием и надругательством над
памятью павших советских солдат. Но такой расчет не оправдался и на улицы
Таллина и других эстонских городов вышли тысячи протестующих, требующих
восстановления монумента и неприкосновенности мемориала. Этот стихийный протест
был жестоко подавлен эстонскими властями с применением грубой, превысившей все
допустимые пределы силы.
Такое поведение
эстонского правительства по отношению к России до сих пор остаётся не
совсем понятным, так как известно, что около 40 - 50% населения Эстонии и
Латвии составляют небалтийские этносы, в основном русский и близкие к нему. Но
за последние годы неприязнь прибалтов к этим последним вошла в пословицу, и,
хотя до открытого противостояния здесь не доходит, но ситуация остается очень
сложной. На сегодняшний день Латвия и Эстония – единственные среди новых
независимых государств, не давшие своего гражданства бывшим подданным СССР,
проживающим на их территории. В то же время во Всеобщей декларации прав
человека (1948г.) говорится: «Каждый человек имеет право на гражданство. Никто
не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его». К
моменту получения независимости 30% населения Эстонии (по преимуществу русским,
большинство которых родилось в этой республике) было отказано в гражданстве.
Русские, как иностранцы, получили особые паспорта желтого цвета. Помимо этого,
к ним применяют запреты на профессиональную деятельность: например, 700 тысяч
русских, проживающих в Латвии, не могут заниматься 23 видами профессий.
Политическое руководство страны закрывает глаза даже на то, что благодаря этому
такие гиганты прибалтийской промышленности как Рижский радиозавод или
Ингалинская АЭС лишаются нужного количества квалифицированных кадров.
Фактически русские постепенно вытесняются из большинства сфер общественной
жизни.
Политическое
руководство Латвии и Эстонии пытается искусственно создать мононациональные
государства и таким образом отдалиться от «великого соседа», и причины
стремления к разрыву прежде всего политические; разграничение населения по
национальному признаку в данном случае носит скорее вспомогательную роль. Надо
признать, что результаты такой линии в этнополитике налицо – для
прибалтийских государств был облегчен прием в Совет Европы, предоставлены все
условия для скорейшей интеграции в европейские структуры. Очевидно, что для СЕ
важны не сами Латвия или Эстония, а тот факт, что Россия лишается доступа к
пяти первоклассным балтийским портам. Но политика политикой, а права человека
продолжают нарушаться.
Глава 6. Русское национальное
самосознание
Говоря
о межнациональных отношениях в нашем государстве, мы не можем не
остановиться на теме национального
самосознания. Понятие "национальное
самосознание" состоит из двух слов. Одно из них, самосознание, означает
способность "Я" сознавать самого себя как индивидуальность и как
члена определенной общности. А иначе говоря, это способность индивида
идентифицировать себя с самим собой и с определенной общностью.
Степень
развитости самосознания может быть различной и зависит от глубины идентификации
личности с самим собой и общностью.
Чтобы верно построить
концепцию национального самосознания, необходимо прежде определиться с понятием
нация. Можно выделить два основных значения понятия нации. Во-первых, нация
отождествляется с этнической общностью. Во-вторых, нация трактуется как
гражданская общность. Мы же будем называть их соответственно этническим и
национальным самосознанием. Так как речь идёт о самосознании русских, то
остановимся на его этническом и национальном аспектах. Нужно
ли в русском человеке акцентировать его этническое происхождение и
способствовать актуализации его этнического самосознания? Да, безусловно, нужно
и это связано с тем, что русские больше всех других народов бывшего СССР
потеряли свои этнические качества, именно у русских оказалось размытым
этническое самосознание. Русский был более советским человеком, чем
представители других этносов. В результате этого он плохо различал другие
этнические группы и общности как в нашей стране, так и за рубежом. Этническое
самосознание русским необходимо не для того, чтобы блюсти чистоту крови, но для
того, чтобы знать себя и других. Однако, чтобы быть русским, мало иметь этническое
самосознание. Русское национальное самосознание не тождественно этническому
самосознанию.
Национальное самосознание, основанное на сознании личностью своей
принадлежности к определенной гражданской общности, имеет достаточно сложную
структуру.
Во-первых, оно немыслимо без чувства ответственности перед государством и
предполагает сознание человеком своих гражданских прав и обязанностей. Если
гражданин России, независимо от места проживания и этнического происхождения,
изъявляет готовность защищать ее интересы и действительно их защищает, то он,
несомненно, имеет в себе очень важный компонент русского национального
самосознания.
Во-вторых, важным фактором национального самосознания для граждан любой
страны является их родной язык.( так для русских граждан это, конечно
же, наш русский язык) По-русски говорят и мыслят не одни этнические
русские. Этнически не русские в той мере русские, в какой освоили русский язык.
Так что можно быть одновременно осетином (принадлежать осетинскому этносу) и
русским или, по крайней мере, русскоязычным. Но для того, чтобы быть не
просто русскоязычным (каковыми, кстати, и, к сожалению, являются многие
этнически русские люди), необходимо приобщиться в максимальной полноте к
русской культуре, которая составляет третий важный компонент национального
самосознания. Принадлежность же к русской культуре означает не эрудицию в
области литературы, музыки, философии и т.д., даже не любовь к ней, а приятие и
практическое утверждение ее основополагающих
ценностей.
Для русской культуры характерно свое специфическое понимание и переживание
таких общечеловеческих ценностей как добро и зло, свобода, справедливость,
смысл жизни, любовь и другие. Важно отметить, что эти ценности по-разному
преломляются в конкретных формах культуры: философии, морали, праве, искусстве,
фольклоре, мифологии и даже
науке.
Чтобы их усвоить в процессе социализации, обучения и воспитания, необходимы
специфические приемы и методики, свойственные для каждой из названных форм
культуры. Одно дело поучить знания по математике, другое - усвоить нравственные
нормы и ценности, третье - овладеть правовой культурой, четвертое - приобрести
художественный вкус и т.д. Самый лучший способ овладения русской культурой и
параллельно с ним - формирования национального самосознания - это участие в
процессе культурного творчества в продолжении национальной традиции.
Так же надо отметить еще один из последних, но не маловажных
компонентов национального самосознания русских, усвоение и принятие которого
свидетельствует о полноте и предельной глубине национального самосознания. Это
- религия. Для русских - это православие. Не случайно до революции считалось,
что быть русским - это, значит, быть православным. Конечно, многие граждане
России не могут принять православие как свою религию, ибо исторически связаны с
другими религиозными направлениями: исламом, буддизмом, иудаизмом и т.д., но
уважать православие, знать его историю, основы вероучения, роль в жизни семьи,
общества и государства должны все: верующие и неверующие, этнические русские и
представители других
народов.
Религиозный компонент национального самосознание необычайно важен, ибо только
с позиции высшей Божественной истины каждый народ может осознать свою правоту,
свои грехи и свое высшее предназначение на земле. Русское национальное
самосознание нельзя себе представить без покаянного принятия своей судьбы.
Смирение и покаяние - высшие религиозные переживания, которые являются
предпосылкой для искупления грехов, для нравственного совершенствования, для
развития во всех областях человеческой деятельности. Это касается и отдельного
человека и нации в
целом.
Таким образом мы можем выделить такие особенности русского национального
самосознания как толерантность, умение уживаться рядом с другими
народами, уважать их культуру и историю. Именно эти качества на
протяжении всей нашей истории помогали и продолжают помогать русским
людям мирно сосуществовать с другими этносами, не вступая в
противостояние, умножать культурное наследие своего народа и рядом с ним
живущих народов.
Заключение
Конфликт - это всегда противостояние двух ( или более ) сторон,
не приносящее с собой ничего кроме дискомфорта. Данное явление обычно
не проходит в стороне, а с каждым последующим разом приобретает
характер массовости. Именно по такому же принципу действует и
межнациональный конфликт. Из всех видов конфликтов он по истине
является одним из самых масштабных. Так как по истечении времени людей,
принимающих в нём участие, лишь только увеличивается, недовольство
возрастает, а объём ущерба и потерь становится только внушительней.
Проделав большую
работу над рефератом, я лишний раз убедилась и пришла к выводу, что :
1)межнациональный
конфликт – это явление нежелательное и крайне
разрушительное в
жизни общества, которое является своего рода
тормозом в
решении проблем общественной жизни людей различных
национальностей.
2) В основе межнационального конфликта лежат
как объективные, так и
субъективные
противоречия.
3)Погасить
разразившийся конфликт крайне трудно, он может длиться
месяцы, годы;
затухать, затем разгораться с новой силой.
4)Негативные последствия межнациональных
конфликтов не исчерпываются
прямыми потерями.
Так как возникают массовые перемещения
мигрантов, что
существенно изменяет количественный состав населения.
Также к
последствиям конфликтов относятся и безработица среди
молодежи,
малоземелье, люмпенизация значительной части населения .
5)Избежать межнациональный конфликт крайне трудно, так как в
составе
каждой нации всегда есть группы, заинтересованные в
утверждении
своей нации и при этом грубо нарушающие принципы
справедливости,
равенства прав, суверенитета других. Правда в одних странах
такие
группы нередко определяют основное направление
межнациональных
отношений; в других – всегда получают решительный
отпор. Сейчас мыслители, прогрессивные политики
ведут напряжённый поиск путей выхода из многочисленных современных
этнических кризисов. Передовой частью мирового сообщества осознана и
признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам.
Суть его состоит, в добровольном поиске согласия, в отказе от
национального насилия во всех его видах и формах, а во-вторых, в
последовательном развитии демократии. Правовых начал в жизни общества.
Обеспечение прав и свобод личности, независимо от национальной
принадлежности, есть условие свободы любого народа.
Список использованной литературы
1. Бабаков В.Г.
Межнациональные противоречия и конфликты в России» //
Социально-
политический журнал. 1994, №8, стр. 16-30
2. Здравомыслов А.Г.
Межнациональные конфликты в России//
Общественные
науки и современность. 1996, №2, стр. 153- 164
3.Комоцкая В.Д. Фактор политической культуры в межэтнических
конфликтах на
территории бывшего СССР. М., 1998
4.Морозова Л.А.
Национальные аспекты развития российской
государственности//
Государство и право. 1995, №12, стр. 11-18
5.Шарафулин М.М.
Межнациональные конфликты: причины, типология,
пути решения//
Проблемы образования, науки и культуры. М., 2006,
Политика и международные
отношения. Выпуск 20.
6. Шутов А.Д.
Коренные этносы Балтии и русские: общие интересы//
М.,Социс. 1996, №9
стр. 113-116
Число погибших точно не установлено, но дана приблизительная оценка
умерших в конфликтах за 1980- 1996 годы (тыс. чел.)
|
1988-
1989
|
1990
|
1991
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
Всего
|
Карабах-
ский
|
0,1
|
0,4
|
0,5
|
7,0
|
14,0
|
2,0
|
|
|
24,0
|
Ферган-
ский
|
0,1
|
|
|
|
|
|
|
|
0,1
|
Ошский
|
|
0,3
|
|
|
|
|
|
|
0,3
|
Юго-Осе-
тинский
|
|
|
0,6
|
0,5
|
|
|
|
|
1,1
|
Приднест-ровский
|
|
|
|
0,8
|
|
|
|
|
0,8
|
Таджик-
ский
|
|
|
|
20,0
|
1,5
|
0,9
|
0,6
|
0,4
|
23,5
|
Абхаз-
ский
|
|
|
|
3,8
|
8,0
|
0,2
|
|
|
12,0
|
Осетино-ингушский
|
|
|
|
0,8
|
0,2
|
|
|
|
1,0
|
Чеченский
|
|
|
|
|
|
4,0
|
25,5
|
6,2
|
35,7
|
Всего
|
0,2
|
0,8
|
1,1
|
32,9
|
23,7
|
7,1
|
26,1
|
6,6
|
100,5
|
[1] Дружба народов. М., 1989, № 11; 1991, № 4; Паин Э. Чечня и другие конфликты в России //
Междунар. жизнь. 1998, № 3, стр. 91–92.
[2] Паин Э. Чечня и другие
конфликты в России. С. 91–92.
[4] Cм. Приложение №1
[5] Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). – М., 1994 – С.
52.