Маркетинговые исследования внешней макросреды Турции с позиций выездного туризма Беларуси
Содержание
Введение
1. Исследование среды
маркетинга туристского предприятия
1.1. Роль маркетинговых исследований
1.2. Определения понятия
маркетинговой среды
1.3. Изучение факторов внешней
макросреды туристского предприятия
2. Характеристика
основных показателей внешней макросреды Турции
2.1. Современная демографическая ситуация в Турции
2.2. Экономика Турции
2.3. Рекреационные ресурсы Турции
2.4.
Культурные особенности турецкого народа
2.5.
Уровень развития Интернет-технологий в Турции
2.6.Политическая ситуация и правовые
основы туризма в Турции
3.
Турция на рынке выездного туризма Республики Беларусь
4. Отчет о проведенном
опросе «Отдых в Турции»
Заключение
Литература
С. 2
С.3
С.3
С.4
С.6
С.13
С.13
С.16
С.20
С.22
С.24
С.25
С.27
С.32
С.34
С.36
Введение.
Тема работы маркетинговые
исследования внешней макросреды Турции с позиции выездного туризма Беларуси. В
течение последних лет Турция укрепила свои позиции на туристском рынке нашей
страны. Очевидно, что белорусским турфирмам необходимо следить за изменениями,
происходящими не только в туристическом секторе турецкой экономики, но и за
всеми процессами, происходящими в этой стране.
Цель моей работа -
проанализировать внешнюю макросреду Турции, и определить какие факторы
оказывают влияние на турецкое направление выездного туризма Беларуси.
В ведении дается
характеристика работы.
В первом разделе
рассматриваются теоретические вопросы маркетинговых исследований внешней
макросреды туристской фирмы, а также дается определение терминов маркетинговое
исследование, маркетинговая среда, микро и макросреды.
Во втором разделе приводятся
основные показатели факторов внешней макросреды Турции.
В третьем разделе
характеризуется Турция как направление выездного туризма Беларуси.
Рассматривается динамика данного направления. Дается анализ перспектив развития
турецкого направления на выездном рынке РБ.
В четвертом разделе
приведены результаты опроса, проведенного среди населения.
В заключении
сформулированы выводы по теме исследования.
В своей работе я
использовала различные источники литературы: учебные пособия, статьи
периодических изданий, Интернет.
Глава 1. Исследование
среды маркетинга туристского предприятия.
1.1. Роль
маркетинговых исследований
Для успешного ведения дел
необходимо не только уметь предоставлять
качественные услуги, но и знать, кому они необходимы, почему, для каких
целей. Для этого поводятся маркетинговые исследования.
Маркетинговые
исследования – широкий комплекс разнообразных
исследований, необходимых для выработки оптимальных стратегий и
проведения эффективной оперативной маркетинговой деятельности.
Взгляды, потребности и
желания клиентов постоянно меняются.
Рассматривая туристскую индустрию нельзя не заметить, что понятия
населения о наилучших видах отдыха изменяются, как и мода на престижные
места отдыха. Поэтому, любая туристическая фирма должна постоянно следить за
всеми изменениями, происходящими на рынке туристских услуг, успевать реагировать
на каждое из них: отставание от более удачливых и
прозорливых грозит недоверием потребителя фирме, что может привести не
только к потере кого-то из клиентов, но и к падению общего имиджа фирмы,
т.е. к утрате существенной части потенциальных и постоянных клиентов.
Маркетинговые исследования – систематическое определение круга данных,
необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их
сбор, анализ и отчет о результатах и о последующем использовании
исследования. Маркетинговые исследования однозначно необходимы для успешной работы
любой фирмы.
Маркетинговыми
исследованиями занимаются в основном крупные фирмы, которые могут позволить
себе содержать специальный отдел. В таком отделе может работать от одного до
нескольких десятков сотрудников.
Среди сотрудников отдела – разработчики планов исследований, статистики,
социологи, психологи, специалисты по моделированию. Мелкие фирмы могут обращаться
с просьбой спланировать или провести такое исследование в специальную
организацию или кооперироваться для их проведения.
Маркетинговое
исследование представляет собой процесс, состоящий из шести этапов. На первом
происходит четкое определение проблемы и постановка целей исследования. Второй
этап – разработка плана сбора информации с использованием первичных и вторичных
данных. Сбор первичных данных требует выбора методов исследования (наблюдение,
эксперимент, опрос), подготовки орудий исследования (анкеты, механические
устройства), выбора способа связи с аудиторией (телефон, почта, личное
интервью). Третий этап – сбор информации. Четвертый этап – анализ собранной
информации для вывода показателей среднего уровня, переменных составляющих и
выявление разного рода взаимосвязей. Пятый этап – представление основных
результатов, которые дадут управляющему по маркетингу возможность принимать
более правильные решения. На шестом этапе проводится анализ того, как было
использовано конкретное исследование впоследствии.
Вполне очевидно, что
маркетинговые исследования являются крайне
необходимыми. Они, кроме того, требуют комплексного и детального
подхода. Но средства и силы, затраченные на проведение маркетингового
исследования, при условии тщательной разработки и соблюдении всех
необходимых правил, сполна окупаются и во многом предопределяют успешную работу
фирмы.
1.2. Определения
понятия маркетинговой среды.
Туристское предприятие
действует в постоянно меняющихся условиях, связанных с многообразием отношений,
складывающихся внутри него, а также с другими экономическими субъектами.
Совокупность этих отношений и составляет понятие среды маркетинга. Она во
многом определяет характер деятельности фирмы и должна в обязательном порядке
детально рассматриваться в процессе проведения маркетинговых исследований [1.
с.19].
В общей маркетинговой
среде выделяют две части.
Внутренняя среда
(микросреда) маркетинга – это та часть маркетинговой среды, которая находится
внутри предприятия и контролируется им. Она заключает в себе тот потенциал,
который дает возможность фирме функционировать, а также существовать и выживать
в определенном промежутке времени.
Внешней средой является
та окружающая среда, на которую фирма выходит со своими маркетинговыми
мероприятиями. Различают микровнешнюю и макровнешнюю среды.
Микровнешняя среда
включает совокупность субъектов и факторов рыночных отношений, непосредственно
воздействующих на возможности предприятия обслуживать своих клиентов, работать
с партнерами, поставщиками и конкурентами.
В состав внешней
микросреды входят:
— поставщики;
— контрактные аудитории;
— конкуренты;
— посредники и продавцы;
— покупатели и потребители.
Под макровнешней средой
понимают совокупность общественных и природных факторов, воздействующих на все
субъекты внешней микросреды.
Составляющими внешней
макросреды является окружение:
— политическое;
— экономическое;
— социальное;
— демографическое;
— правовое;
— технологическое;
— культурное [5, с. 60-61].
Внутреннюю и внешнюю
среду маркетинга часто объединяют в единое понятие микросреды. Так Ф. Котлер
считал, что микросреда включает силы, имеющие непосредственное отношение к
самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, то есть сюда
относились сама фирма, ее поставщики, маркетинговые посредники, клиенты, конкуренты
и контрактные аудитории. Под макросредой он подразумевал силы более широкого
социального плана, оказывающие влияние на микросреду, такие как факторы демографические,
экономические, природные, научно-технические, политические и культурные [2, с.
52].
Некоторые маркетологи
относят к микровнешней среде и само предприятие, рассматривая отдельные его
подразделения как внешние по отношению к службе маркетинга.
1.3.
Изучение факторов внешней макросреды туристского предприятия.
Макроокружение создает
общие условия среды, в которой находится предприятие.
Макросреда определяется
факторами общего плана, схематично представленными на рис. 1.
Рис.1 Факторы макросреды маркетинга туристского предприятия.
Многие предприятия
рассматривают маркетинговую среду как "неконтролируемый элемент", к
которому они должны приспосабливаться, другие фирмы предпринимают попытки перспективного
управления маркетинговой средой. Вместо того чтобы просто наблюдать и
подстраиваться под нее, эти фирмы активно действуют, пытаясь на нее воздействовать.
[3, с.132]
Однако есть элементы
среды, на которые в силу объективных причин оказать влияние невозможно, поэтому
в этом случае фирмы выступают в роли пассивного наблюдателя. Например, у фирмы,
пытающейся оказать воздействие на экономическую среду, на географическую
миграцию населения, слишком мало шансов преуспеть в этом. В этом случае фирмы пассивно
принимают маркетинговую среду как данность и не пытаются ее изменить. Они
просто анализируют ситуацию, в которой вынуждены работать, и пытаются
пользоваться ею в своих интересах.
Тем не менее, при каждом
благоприятном случае специалисты по маркетингу предпочитают занимать активную
позицию и пытаются повлиять на силы, составляющие их маркетинговую среду.
Проводя исследование
факторов макросреды, очень важно иметь в виду два принципиально важных момента.
Во-первых, все факторы
макроокружения маркетинга сильно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Поэтому
их анализ необходимо проводить системно, в комплексе.
Во-вторых, степень
воздействия факторов макросреды на различные предприятия неодинакова и зависит
от их территориального расположения, размера, особенностей деятельности и др. [1, с.126]
Рассмотрим более подробно
основные направления изучения факторов макросреды туристского предприятия.
Демографические факторы.
Демографией называется
наука, изучающая народонаселение по численности, плотности, разделению на
группы по признаку возраста, пола, расы, рода занятий и других статистических
признаков. Для специалистов по маркетингу демографическая среда особо
интересна, поскольку рынок состоит из людей (7, с. 67).
Изучение демографических
факторов макросреды занимает важное место при анализе рыночных возможностей
туристского предприятия. Интерес представляют вопросы, касающиеся численности
населения, размещения его по отдельным странам и регионам, возрастной структуры
с выделением трудоспособного населения, учащихся и пенсионеров. Так, достаточно
четко прослеживается тенденция изменения туристской подвижности в зависимости
от возраста, пола и семейного положения. Наибольшую склонность к активным
формам туризма проявляют лица в возрасте 18-30 лет. Однако общая туристская подвижность
достигает пика в 30-50 лет. Маркетинговые исследование свидетельствуют также,
что неженатые люди более мобильны, чем семейные, а женщины проявляют к туризму
больший интерес, чем мужчины.
Самой главной
демографической тенденцией, отмечаемой во всех развитых странах, является
старение населения. На сегодняшний день в мире самым быстрорастущим является
рынок туризма людей пожилого возраста.
Для каждой группы
населения, классифицированной по тому или иному демографическому признаку, требуется
свой туристский продукт. У каждой такой группы свой бюджет, что также должно
изучаться специалистами по маркетингу.
К группе демографических
факторов также относятся миграция населения и урбанизация. Урбанизация является
одной из предпосылок развития массовых форм туризма, так как степень выезда
населения в туристские поездки прямо пропорциональна степени урбанизации.
Причем чем крупнее город, тем большее число его жителей выезжает в туристские
поездки.
Важным демографическим
фактором также является повышение образовательного уровня, что приводит к
увеличению числа специалистов с высшим образованием, занятых в туристской
отрасли. Также более высокий культурный уровень населения увеличивает спрос на
познавательные путешествия.
Таким образом, собрав данные
о тенденциях в демографических процессах, можно проанализировать их возможное
влияние на деятельность турфирмы, определить направления приложения основных
усилий и прогнозировать результаты будущей работы.
Экономические факторы.
Помимо самих людей, для
турбизнеса важна еще и их покупательская способность. Экономическая среда
состоит из факторов, которые влияют на покупательскую способность населения и
характер самих покупок. Общий уровень покупательской способности зависит от
уровня текущих доходов, цен, сбережений и доступности кредита. На покупательской
способности сказываются экономические спады, высокий уровень безработицы,
растущая стоимость получения кредитов. Специалисты по маркетингу должны быть в
курсе основных тенденций в изменении доходов у населения и характере осуществляемых
покупок. [7, с.68]
Немаловажно также знать
структуру распределения доходов между различными группами населения. Так как
при выборе для обслуживания определенного сегмента рынка фирма должна исходить
из материального положения своих потенциальных клиентов. Важно также учитывать
и географические различия в структуре распределения доходов (скажем, один
город стремительно растет, в то время как другой приходит в запустение). [1, с.124]
Анализ капиталовложений в
индустрию гостеприимства и туризма, осуществленных собственными и иностранными
инвесторами, позволяет определить уровень экономической активности в стране.
Природные факторы.
Природная среда
представляет собой ресурсы самой природы, оказывающие на маркетинг существенное
влияние. Дефицит некоторых видов сырья, вздорожание энергии, рост загрязнения
среды – все это имеет большой значение при выборе для фирмы рынков сбыта и
подготовке маркетинговых мер воздействия на рынок. [1, с.124]
Для индустрии
гостеприимства и туризма вопросы рационального использования природных ресурсов
и охраны окружающей среды в последнее время выдвигаются на первое место.
Значительно повышается спрос на экологически «чистые» направления. Под
воздействием общественности многие мероприятия гостиниц претерпели существенную
корректировку. Например, маркетинг крупных гостиничных корпораций на островах вынужден
считаться с местными законами, предусматривающими охрану природы и защиту
экологии. Некоторые государства вводят экологический налог, позволяющий
сохранить природу от нашествия туристов. [7, с.70]
Помимо всего прочего,
такие природные факторы как климат, топография, флора и фауна являются
важнейшим элементом побуждения клиентов к совершению путешествий и привлечения
туристов в тот или иной регион или страну.
Социально-культурные
факторы.
Люди растут в конкретном
обществе, которое формирует их основные
взгляды, ценности и нормы поведения. Почти не осознавая того, они
воспринимают мировоззрение, определяющее их отношение к самим себе и
взаимоотношения друг с другом. Многие культурные феномены могут оказывать
влияние на решения, принимаемые людьми при проведении ими маркетинговых
операций.
Наибольшей силой обладают
устоявшиеся нормы, принятые в обще6стве, системы социальных правил, духовных
ценностей, отношений людей к природе, труду, между собой и к самим себе. Знание
социально-культурных факторов очень важно, они влияют как на другие элементы макросреды,
так и на внутреннюю среду предприятия, например, отношение сотрудников к
работе. Именно поэтому предприятие должно отслеживать возможные
социально-культурные изменения и использовать их в практике маркетинга. [1, с.124]
Научно-технические
факторы.
Технологический прогресс
затронул индустрию гостеприимства и туризма. Анализ научно-технических факторов
позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники
открывает для производства новых видов услуг, их сбыта и совершенствования
обслуживания клиентов. Развитие науки и техники способствует совершенствованию
средств массового производства туристских услуг (материально-технической базы в
гостиничном хозяйстве, на транспорте, в бюро путешествий).
Особо следует отметить
внедрение в индустрию туризма компьютерной техники, без чего в настоящее время
немыслима организация массовых туристских путешествий. Многие туристские фирмы
уделяют большое внимание компьютеризации системы бронирования в режиме
реального времени. В настоящее время, подавляющее большинство гостиниц
производят компьютерное бронирование номеров, регистрацию гостей и их расчет.
Системы бронирования Amadeus,
Worldspan, Galileo, Sabre,
Сирена позволяют осуществить многие процедуры, значительно сокращая трудовые и
временные затраты. [7, с.71]
Интернет позволяет
удешевить затраты на средства связи, ускоряет процессы поиска информации,
расширяет доступ к необходимой информации, облегчает многие организационные
процессы как для работников туристской сферы, так и для клиентов. Рекламная
информация через Интернет является наиболее доступной. В настоящее время через
Интернет также можно осуществлять банковские расчеты и покупку товаров.
Научно-технический
прогресс несет в себе не только огромные возможности для турфирмы, но также
представляет собой реальную угрозу. Появление новых технологий приводит к
устареванию уже существующих, что грозит неприятностями для фирмы, не
проявляющей должного интереса к изучению факторов научно-технического
характера. [1,
с.125]
Политико-правовые
факторы.
На маркетинговых решениях
сильно сказываются события, происходящие в политической среде. Эта среда слагается
из правовых положений,
государственных учреждений и влиятельных групп общественности, которые
оказывают влияние на различные организации и отдельных лиц и ограничивают
свободу их действий в рамках общества.
Изучение
политико-правовых факторов необходимо для того, чтобы иметь представление о
намерениях органов государственной власти и управления в отношении развития
общества и о средствах, с помощью которых государство проводит в жизнь свою
политику. Анализ законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые
нормы и рамки отношений, дает туристскому предприятию возможность определить
для себе допустимые границы действий и приемлемые методы отстаивания своих
интересов. При этом необходимо изучать законодательно-правовые акты,
регулирующие хозяйственную деятельность в целом и туристский бизнес в
частности.[1, с.125]
Государственное
регулирование туристской индустрии осуществляется с тремя целями. Во-первых,
оно призвано защищать фирмы друг от друга. Во-вторых, государственный контроль
преследует цель защитить потребителей от нечестного бизнеса. В-третьих,
государство защищает интересы общества от коммерческих издержек предприятий (загрязнение
окружающей среды, использование устаревшего оборудования и т.д.). [7, с.73-74]
Таким образом, обобщив материал,
изложенный в первой главе, можно сделать следующие выводы. Маркетинговые
исследования крайне необходимы туристской фирме для успешной и полноценной
работы. Информация, получаемая в ходе их проведения, позволяет фирме выбрать
приемлемую для себя маркетинговую стратегию и осуществлять успешную
маркетинговую деятельность. Туристская фирма должна своевременно реагировать на
любые изменения на туристическом рынке, и это является залогом ее успеха.
Конечно, большинство
туристских предприятий не в состоянии держать отдел маркетинга, занимающийся
полноценными маркетинговыми исследованиями, однако эту функцию могут
осуществлять менеджеры.
Глава 2. Характеристика
основных показателей внешней макросреды Турции.
2.1.
Современная демографическая ситуация в Турции.
Демографической ситуации в Турции в данный момент
можно только позавидовать: население страны стремительно растет. На сегодняшний
день оно составляет 72 миллиона человек, то есть с 2000 года эта цифра увеличилась
на 6,7%. Среднегодовой прирост населения в Турции в 1990-2000 гг. составил
1,83%. В период 2000-2010 гг. ожидается падение прироста населения до 1,47%.
Согласно этому, предполагается, что к середине 2010 г. численность населения
составит 77,9 млн. чел. [21]
Согласно результатам Исследований населения и
здравоохранения Турции в
2003г.,
наблюдается
снижение общего темпа
рождаемости,
вызванного тенденцией роста использования предупреждающих беременность средств.
Согласно результатам этих же исследований, уровень смертности среди новорожденных
составляет 5,8%, среди детей 0,85% и детей до 5 лет 3,7%. В 2003 г.
продолжительность жизни у женщин составила 71, у мужчин 66,4 лет.
Демографические
показатели
|
Единица
|
1997
|
200
|
2004
|
Общая
численность населения
|
Млн.
чел.
|
62.8
|
67.8
|
71.152
|
Среднегодовой
рост населения
|
Из
тысячи
|
17.9
|
16.6
|
12.9
|
Приблиз.
уровень рождаемости
|
Из
тысячи
|
23.4
|
22.2
|
19.1
|
Из
тысячи
|
7.1
|
7.1
|
6.2
|
Общий
уровень рождаемости
|
Число
детей
|
2.72
|
2.57
|
2.21
|
Уровень
смертности новорожденных
|
Из
тысячи
|
45.8
|
41.9
|
24.6
|
Сред.
прод-сти жизни рождения ребенка
|
Год
|
67.4
|
68.0
|
71.1
|
Табл. 1. Развитие демографических показателей.
В то время как, согласно всеобщей переписи населения
за 1975-ый год, 58% населения проживало в сельской местности, а 41,81% в
городах, то согласно переписи 2000-го года, показатели, обусловленные
миграционными процессами, изменились и общее количество населения, проживающего
в городах, составило 44 млн. чел. - 64%, а проживающего в сельской местности
23,7 млн. чел.- 35%.
Дата переписи населения
|
Городское население
|
Сельское население
|
1975
|
41.81
|
58.19
|
1980
|
43.91
|
56.09
|
1986
|
53.03
|
46.97
|
1990
|
59.01
|
40.99
|
2000
|
64.90
|
35.10
|
Табл. 2. Динамика соотношения городского и сельского
населении.
Распределение жителей по
территории Турции происходит крайне неравномерно. Наиболее густо заселены
побережья Мраморного и Черного морей, затем - районы, прилегающие к Эгейскому
морю. Средняя плотность населения составляет 23 чел. на 1 кв. м.
Среди 81 провинции Турции
самыми густонаселенными являются Стамбул с населением 10 млн., Анкара - 4 млн.
и Измир, где проживает 3,4 млн. чел. В течение последних 30 лет наибольший
прирост населения отмечен в провинциях Анталья - 4,18%, Шанлыурфа 3,66% и
Стамбул 3,31%. В провинции Тунджели зарегистрирован самый низкий показатель роста
населения в Турции - минус 3,56%. [14]
33,6 млн. населения страны
составляют женщины и 34,2 млн.
- мужчины. Турция - страна с молодым населением. Динамика распределения населения
по основным возрастным группам отражена в таблице 3.
Демографические показатели
|
1997
|
2000
|
2005
|
Возрастная группа до 14 лет
|
31.7
|
30.0
|
28.4
|
Возрастная группа от 15 до 64 лет
|
63.1
|
64.4
|
65.7
|
Возрастная группа от 65 лет и старше
|
5.1
|
5.6
|
5.9
|
Табл. 3. Распределение населения по основным
возрастным группам (%)
Основное население страны
- турки (около 90 %). В стране еще проживают свыше 25 национальных меньшинств:
курды, арабы, греки, черкесы, армяне, евреи, грузины, лазы и т.д.
Образование, которое
осуществляется в Турции под государственным надзором и контролем, является
одной из главных задач государства. Систему
национального образования формируют два основных направления - основное и
вспомогательное образование, которые позволяют удовлетворить потребности в
обучении отдельными лицами.
Уровень
грамотности среди населения страны составляет 82,3%.
Уровень
образования
|
Количество
школ
|
Число учащихся
|
Число
преподавателей
|
Дошкол.
образование
|
16.06
|
434.771
|
Начальное
образование
|
35.580
|
10.298.646
|
399.002
|
Среднее
образование
|
6.861
|
3.039.449
|
167.949
|
Высшее
образование
|
79
|
2.073.428
|
79.555
|
Основное
образование
|
58.536
|
15.846.294
|
668.536
|
Вспомогат.
образование
|
1.956
|
1.607.803
|
11.900
|
Итого
|
60.42
|
17.454.097
|
680.436
|
Табл. 4. Данные о положении в системе образования /2004-2005/ тыс. чел.
По данным на 2004 г., общая численность работающих в
Турции оценивается на уровне 21 млн. 791 тыс. человек. Если разделить сферу
занятости в 2004 г. на три главных сектора, то на долю сельского хозяйства
приходится 34% от общего числа занятых, на промышленность - 18,3% и сферу
услуг
-
47,7%.
Общая численность безработных в Турции в 2004 г.
составила 2.498.000 чел. Процент безработицы в стране предполагался на уровне
10,3. В городах уровень безработицы составляет 13,6%, а в сельской местности
5,9%. Процент безработицы среди молодежи составляет 19,7. [14]
Значительная доля рынка труда Турции относится,
прежде всего, к туристическому бизнесу. Наиболее популярные вакансии –
работники отелей (горничные, сотрудники отдела приема и регистрации,
технический персонал и т.д.), ресторанов (официант, повар, бармен и т.д.),
гиды-переводчики и продавцы (как правило, изделий из кожи, сувениров или
фруктов). Посторонним сложно устроиться на такую работу, так как в большинстве
случаев работодатель предпочитает брать «своих» людей. Чаще всего здесь
действует система рекомендаций, при которой сотрудники, работающие на данный момент
в фирме, приводят своих друзей или знакомых.
Вместе с тем, в
туристическом бизнесе Турции мало коренных турков. Большинство работников –
либо наши с вами соотечественники, либо граждане СНГ (в особенности южной части
бывшего СССР). А российские туристические компании, заинтересованные в
привлечении рабочей силы, прежде всего из стран бывшего СНГ, активно используют
Интернет.
Средняя зарплата работников
туристического бизнеса – от $400 до $2000, в зависимости от объема работы и
выполняемых функций. Для сравнения «нетуристические», бюджетные вакансии -
врач, учитель, полицейский, государственный служащий и т.д. – оплачиваются
очень высоко, от $1000 до $5000. Это связано с тем, что данные профессии
требуют очень высокой квалификации, и, как следствие, с возникающим дефицитом
работников – образование в Турции доступно очень немногим из-за своей дороговизны.
Конечно многие проблемы,
такие как высокий уровень безработицы и наличие безграмотности, еще остаются
нерешенными. Однако в общем плане демографическая ситуация в Турции более чем
благоприятная: население растет, падает детская смертность и увеличивается
продолжительность жизни и т.д. В будущем Турция представляет собой перспективный
рынок рабочей силы.
2.2. Экономика
Турции
В 2001 г. Страна
перенесла тяжелейший финансовый кризис. Уже в 2002-2003 гг. наметились
определенные признаки стабилизации в экономике, главным образом, за счет
проведения политики экономической стабилизации, разработанной при участии
международных финансовых институтов. При этом Турция получила от МВФ и Мирового
банка беспрецедентную финансовую помощь в размере 13,6 млрд. долл.
Турция преуспела в
осуществлении экономической программы реформы и в установлении
макроэкономической стабильности. По сообщению Турецкого Статистического
Правления, в 2005 году экономические показатели Турции увеличились на 7.6%.
Согласно последней информации, Национальный Валовой Продукт Турции (НВП) в 2005
превысил 360.8$ миллиардов и вырос на 7.6%. Тем временем, турецкий Внутренний
Валовой Продукт (ВВП) в 2005 достиг 361.4$ миллиардов в 2005, а вырос на 7.4%
(8.9% в 2004).. ВВП по отраслям: сельское хозяйство 13%, промышленность
30%, сфера услуг 57%. Экономика Турции выросла на 7.6% в 2005 г. [16]
На данный момент Турция имеет
статус страны-кандидата на вступление в ЕС. Однако, по многим
социально-экономическим показателям Турция значительно отстает от стран,
принятых в ЕС (по показателю бюджетного дефицита, например, в два с лишним
раза, по уровню инфляции – более чем в двадцать раз, по покупательной
способности населения – в три раза).
Турция никак не дотягивает до тех
показателей, которые имелись у десятков стран Восточной Европы, когда
в 2002 году в отношении них принималось решение о скором включении
в Евросоюз. ВВП, рассчитанный по покупательной способности на душу населения
в Турции составил 5200 евро, тогда как в среднем по 5 странам –
"старым" членам ЕС он составляет гораздо большую величину –
23.500 евро. Для сравнения в других государствах – кандидатах в ЕС
этот показатель составлял: на Кипре – 18.500 евро, на Мальте –
12.600 евро, в Словении – 16.000 евро, Венгрии –
11.900 евро, Словакии – 11.100 евро, Чехии – 13.300 евро, Польше
– 9.200 евро, Литве – 8.700 евро, Латвии – 7.700 евро, Эстонии –
9.800 евро, Болгарии – 6.500 евро, Румынии – 5.900 евро. То есть
показатель Турции наименьший. [18]
Годовая инфляция последние годы в
Турции составляет 60-80 %, а
в 15 "старых" странах ЕС – только чуть
более 2 %. Дефицит государственного бюджета, рассчитанный в % к
ВВП в Турции почти в 30 раз выше, чем в
"старых" странах ЕС. Кстати, этот экономический показатель
весьма и весьма важен.
Экспорт Турции в страны ЕС
составляет более половины всего экспорта страны, приблизительно по 10% – на
долю США и арабских стран. Основные внешнеторговые партнеры Турции: Германия,
Иран, Ирак, США, Италия, Франция, Россия и др.
Туризм является одним из
важней отраслей народного хозяйства. Доля туризма в ВНП этой страны составляет
более 7%. В 2005 году страну посетили 21 миллион человек, при этом доходы в
этой отрасли составили 18 миллиардов долларов. Однако развитие туризма
сдерживается из-за периодически осуществляемых курдскими боевиками террористических
актов. Другими факторами, повлиявшими на привлечение туристов в страну в 2006
году, стали опасение распространения "птичьего гриппа", протесты в
стране по поводу публикации карикатур на пророка Мухаммеда. Так, например,
несмотря на рост доходов в первом квартале 2006 года на 0,4% (2,01 млрд. долл.)
по сравнению с аналогичным периодом 2005 года, доходы во втором и третьем
кварталах сократились соответственно на 1,8% (3,693 млрд. долл.) и 8,9%(8,04
млрд. долл.). [21]
В настоящее время турецкое
правительство планирует сократить налог на добавленную или приращенную
стоимость в некоторых секторах, включая туристический. Данный налог за
туруслуги возможно будет уменьшен с 8 до 18% для поддержания туристической индустрии.
На сегодня туристы и
"челноки" из стран СНГ во многом обеспечивают приток средств в
турецкую экономику. Непосредственное вхождение Турции в ЕС может значительно
осложнить торговые отношения с этими странами, значительно снизят турецкий
экспорт и доходы от туризма, что в итоге приведет к банкротству многих мелких
предприятий. [13]
Привлечение
иностранных инвестиций и всемерное поощрение деятельности иностранных
инвесторов практически во всех отраслях и регионах Турции является одним из
важнейших принципов экономической политики турецкого руководства, начиная с
середины 80-х годов.
Однако экономический кризис 2001 г. Спровоцировал
массовое бегство иностранного капитала из страны. В настоящее время турецкое
правительство предпринимает разнообразные меры для привлечения иностранного капитала,
однако показатели иностранных инвестиций в экономику Турции весьма
невелики. В расчете на душу населения они составляют менее 20 долл.,
тогда как в Польше, например, – более 300 долл., а в Ирландии – более 4000 долларов.
Согласно
действующему законодательству, иностранным инвесторам предоставлены в полном
объеме те же права, что и национальному капиталу. Долевое участие иностранных
инвесторов не ограничивается ни в какой форме.
Инвестиции в туристический бизнес являются выгодным
вложением денежных средств, благодаря тому, что тенденции к дальнейшему
развитию туризма в Турции остаются стабильными. В Турции, на сегодняшний день,
экономически, созданы все условия для активных инвестиций в строительство,
объекты туристического бизнеса и других направлений бизнеса.
Транспорт и связь
занимают первое место по инвестициям среди государственных секторов экономики.
На него приходится 27,2% от общих вложений. На территории курортов Турции,
особенно привлекательным видом инвестиций в Турцию на сегодняшний день является
строительство. Уровень доходности от реализации проектов на сегодняшний день
превышает 40% в год, а некоторые проекты позволяют получить доходность свыше
50%. Привлекателен также строительный сектор высокими темпами строительства.
Сегодня в анатолийском
регионе успешно производят инвестирование в строительство частной недвижимости
ряд европейских стран и, прежде всего, Норвегия, Голландия и Германия.
Инвестиции в сектор услуг весьма специфичны и реализуются
по нескольким направлениям: развитие шоу бизнеса, ресторанный бизнес и общепит.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы. Несмотря
на экономический кризис 2001 года на сегодняшний день Турции имеет быстро
развивающуюся экономику. Причем развитие экономики в основном обеспечивают
экспорт и сфера услуг. Туризм занимает большую долю в экономике страны и его
доля в ВНП, несмотря на все, продолжает стремительно расти. Высок уровень как
иностранных, так и внутренних инвестиций в туристический сектор. Это даст базу
для процветания туризма в дальнейшем.
2.3.
Рекреационные ресурсы Турции.
Турция, имеющая широкий выход к морям, располагает самыми
разнообразными ландшафтами и климатом, благоприятным для здоровья и отдыха.
Турция расположена в Юго-Восточной Европе и Юго-Западной
Азии. Площадь страны составляет 814.578 кв. км. Европейская часть Турции, где
расположено 3% её территории, называется Фракией, а азиатская часть, которая
составляет 97% страны, называется Анатолией. [8,
с. 212 -214]
Длина береговой линии Турции составляет 8 500 км,
территория - 780 577 кв. км, На севере омывается Черным морем, на северо-западе
- Мраморным морем, на юге - Средиземным морем, на западе - Эгейским морем. Черноморские
горы с севера и Тавр с юга, как стены окружают Анатолийскую возвышенность. На
востоке находятся потухшие вулканы и высокие горы, из которых Арарат (5165 м)
является самой высокой точкой Турции. Турция часто сталкивается с таким стихийным бедствием как землетрясения, особенно в северной Турции (особенно сильным
было землетрясение 1999 года).
Природа Турции многообразна, благодаря разнообразию
климата и рельефа. В прибрежных горах преобладает растительность полусухих субтропиков,
на плоскогорьях – субтропических полупустынь. В нижних частях склонов гор,
обращенных к побережьям, растут средиземноморские жестколистные леса и кустарники.
Климат Турции варьируется по регионам. Погоду в
прибрежных районах определяет влияние моря. На западе и юге, где господствует
средиземноморский климат, летние месяцы жаркие и сухие, зима мягкая. Центральные
районы отделены от моря горными массивами, и поэтому климат здесь
континентальный, лето жаркое и сухое, зима - холодная с обильными осадками.
Северные районы Турции и, в особенности, выходящие к морю горные склоны
характеризует черноморский климат. Летом здесь не так жарко, как в средиземноморском
районе, а зимы холоднее. В восточных районах преобладает резко континентальный
климат. Здесь наблюдается большая разница дневной и ночной температуры, а дождь
идет достаточно редко. Климат северного побережья из-за горного рельефа характеризуется
обилием осадков.
В целом по стране средняя температура января
составляет 5-15°C, июля - 15-32°C. В Анталие, например, среднесуточная
температура января может достигать 14,8°C, а июля - 33,6°C, средняя температура
морской воды - соответственно 16°C и 25°C.
Турция может гордиться продолжительным купальным сезоном.
В этот период температура воздуха устанавливается на отметке +30 Сº.
В последнее время особенно привлекательными
для туристов стали районы южного побережья Турции: Анталия,
Кемер, Мармарис и многие другие курорты Турции. Курорты Турции: Алания, Анталия, Белек, Бодрум,
Кемер, Кушадасы, Мармарис, Паландокен, Сарикамыш, Сиде, Стамбул, Улудаг, Фетхие.
Кроме того, Турция известна и зимним отдыхом:
горнолыжные курорты Турции пользуются большой популярностью, как у новичков,
так и у профессионалов. Для занятий этим видом спорта созданы все необходимые
условия: множество самых разнообразных трасс, школы для обучения лыжам,
магазины лыжного оборудования Лучшие горнолыжные курорты Турции - Улудаг
и Паландокен. В
Средиземноморской части расположены горнолыжные курорты Саклыкент, а также
курорт в горах Бэй. В Центральной Анатолии горнолыжным спортом можно заниматься в окрестностях.
[19]
Турция все чаще сталкивается с экологическими
проблемами, такими как загрязнение воды, в
результате сброса химикатов и детергентов; загрязнение воздуха, особенно в районах
городов, вырубка леса, вызывают озабоченность все чаще проявляющиеся случаи
пролива нефти в море танкерами в районе Босфорова пролива. Одной из основных целей Турции в направлении защиты окружающей
среды является: проведение политики защиты окружающей среды, укрепление
экологической инфраструктуры, более тесной интеграции проблем защиты окружающей
среды с экономическими решениями и выполнение международных обязательств по
защите окружающей среды. Турция в вопросе защиты окружающей среды придает
важное значение развитию сотрудничества с международными организациями и странами региона.
В 2006 году заканчивается
реализация проекта «Проекта управления биологическим многообразием и природными
ресурсами». Целью проекта, бюджет которого составляет 11,5 млн. долл., выделенных фондом Глобальной
экологии /GEF/, является создание в 4 важных испытательных зонах, представляющих
важные биогеографические районы Турции,
обладающих богатством биологических
видов, заповедников с соответствующим штатом сотрудников, а также
действующего механизма по сохранению
биологического разнообразия и распространения, достигнутых в этом направлении успехов
в масштабах всей страны. Как предусмотрено в Национальной программе
по адаптации к ЕС, продолжается работа по подготовке нового закона о защите
природы и устойчивого использования биологического разнообразия. [14]
На сегодняшний день в
Турции находятся 20 заповедников и национальных парков.
Таким образом, Турция
обладает неограниченными возможностями для развития всевозможных форм туризма:
курортного, горнолыжного, оздоровительного, познавательного и т.д. Что,
собственно говоря, она успешно и делает. Ее богатый природный потенциал
гарантирует Турции успех в развитии как летнего, так и зимнего туризма.
2.4.
Культурные особенности турецкого народа.
Путешествие
в мусульманскую страну предоставляет туристам уникальный шанс поближе
познакомиться с основами и обычаями этой интересной религии.
Большинство населения Турции (99%) исповедует
ислам суннитского толка. Хотя в Турецкой Республике религия
отделена от государства, большая часть народа религиозна и многие сферы жизни и
общества проникнуты исламом. В каждый из двух больших мусульманских праздников
(Шекер-Байрам и Курбан-Байрам) магазины и учреждения закрываются на три дня.
Сдержанность и уважение обязательны при посещении мечети, лучше всего
осматривать ее, когда нет богослужения.
Помимо мусульман в Турции проживают
греческие, армянские и сирийско-православные христиане, иудеи. В общем, для
страны характерна религиозная терпимость.
Минимальное знание турецких
традиций и обычаев необходимо, это может помочь в общении и позволит избежать
неловких ситуаций.
Хотя в Турции женщины уравнены в
правах с мужчинами, в маленьких провинциальных городках для них существует
много запретов отношение к ним в деревнях более мягкое, а в больших городах -
либеральное. Главный упор делается на семью, и, несмотря на то, что решения
обычно принимают мужчины, влияние турецких женщин в семье весьма сильное,
поскольку во многих случаях именно они главные кормильцы семьи, как в селе, так
и в городе. Женщины в сельских районах покрывают головы платками, в больших городах
женщины носят западную одежду, овладевают разными профессиями и занимают
высокие должности.
В курортных районах и крупных городах, таких как
Стамбул, Измир, Анкары нет никаких ограничений для туристов в одежде.
Нормальным нарядом считаются шорты и короткие юбки, открытые блузки у женщин.
Большое количество туристок загорает на отельных пляжах топлесс. Чем дальше от
побережья вглубь страны, тем строже требования к одежде. При путешествиях в эти
районы женщинам стоит одеваться скромнее, закрывая ноги и плечи. [22]
В частную жизнь иностранцев турки
практически не вмешиваются, поскольку считают, что у всех свои законы. К
туристам с фотоаппаратами в Турции все давно привыкли. Но, поскольку ислам
запрещает изображения людей, то прежде чем сфотографировать кого-то надо спросить
разрешения. [20]
В заключение Турция – это удивительное сочетание
восточной и западной культур. Пожалуй, это самая светская из всех восточных
стран и самая религиозная из всех европейских. Это смешение культур придает
Турции какое-то особое очарование, которое не перестает удивлять.
2.5. Уровень развития
Интернет-технологий в Турции.
Появление Интернета существенным образом повлияло на
развитие туризма не только в Турции, но и в целом мире. Сеть ТТнет (создана в
1998 г.) на данный момент охватывает с выходом через 143 все провинциальные центры,
а также активные уездные центры крупных провинций. С этой сетью была создана
подходящая инфраструктура для предоставления наряду с существующими
интернет-услугами, таких как электронная почта, вэбсайты, новости новых
интернет-услуг, таких как использование различных средств информации, а также
виртуальная частная сеть /VPN/.
В
апреле 2006 года турецкие железные дороги организовали беспроводной
интернет-доступ в двух дневных поездах Baskent и Cumhuriyet между Стамбулом и
Анкарой. Сервис бесплатен и действует на 95% маршрута, но только в
вагоне-ресторане и смежных с ним вагонах. В случае если спрос окажется большим,
доступ будет распространен сначала на все вагоны, а затем и на другие поезда.
Первым на очереди стоит ночной Ankara Express.
[15]
По количеству пользователей сети Интернет 3% от всей
численности населении(2 млн чел.) Турция опережает такие страны как Иран, Пакистан
и Египет – по 1 %, Саудовская Аравия и Иордания - по 1,7 %, Оман - 1,9 %, Ливия
- 2,3 %, Ливан 6,3 %, ОАЭ - 12,9 %, Израиль - 16,6 %, Катар - 32,8 %, Кувейта
- 43,7 % населения. [17]
Министерства культура и
туризма Турции большое внимание уделяет рекламе национального туристского
продукта в Интернете. Министерство культуры и туризма Турции имеет свой сайт
http://www.kulturturizm.gov.tr/ , который, в свою очередь, имеет русскую версию
http://www.go-turkey.ru/ .
Для деятельности турецких
фирм и гостиничного сектора Интернет имеет огромное значение. Купля продажа
туристских услуг организуется при помощи on-line бронирования.
В Турции практически все отели предоставляют возможность бронирования номеров в
режиме on-line. В крупных городах даже небольшие отели на 35
койко-мест предоставляют такую услугу.
2.6.Политическая
ситуация и правовые основы туризма в Турции.
Одним из главных
факторов, влияющих в настоящее время на туристический сектор экономики является
политическая нестабильность. Начиная с 2004 года, Турцию захлестнула волна терактов.
Ответственность за большую часть этих атак лежит на организации «Соколы
освобождения Курдистана». На сегодняшний день Турция внесена в список из 27
стран с наиболее высокой угрозой террористических актов. Проблема самоопределения
курдского народа остается для Турции до сих пор нерешенной. Данному конфликту
уже более 85 лет. Новая тактика террористов ориентирована непосредственно на
туризм. Террористы прямо заявляют: «Поскольку целями наших атак будут объекты
туристического сектора, мы призываем всех иностранных туристов воздержаться от
поездок в Турцию». [11, с.28]
Фактором, стимулирующим развитие
туризма в Турции, является либерализация процедур въезда в страну. Граждане России, Украины и Белоруссии могут получать турецкую
визу на границе либо в турецком посольстве у себя на родине. Визы выдаются на
основании паспорта, приглашение при этом не требуется. По прибытии в аэропорт
Турции необходимо приобрести визовую марку за 20$, которая дает право на въезд
в страну в течение 2-х месяцев. Повторный въезд в страну по одной марке
возможен, если срок поездки истекает раньше, чем заканчивается срок действия
визы.
В 1963 году было создано
Министерства туризма. С 1982 действует закон "О поддержке туризма",
который носит ярко выраженный публично-правовой характер и содержит как меры
государственной поддержки туризма, так и механизм их реализации. В частности,
закон определяет порядок использования недвижимости для туристских целей, регулирование
государственных инвестиций в туристскую индустрию, устанавливает правовой статус
государственного Фонда развития туризма, предоставляет налоговые привилегии для
инвесторов, регулирует вопросы поддержки и функционирования яхтенного туризма и
др. Благодаря принятию этого закона, Турция в настоящий момент стала одной из
развитых в туристском отношении стран Европы.
Министерство туризма
Турции значительное внимание уделяет продвижению национального турпродукта на
международных рынках, ежегодно на эти цели расходуется 70 млн. долл. Причем
ассигнования на эти цели увеличиваются из года в год. Министерство туризма
Турции активно проводит рекламных кампаний в 40 странах с помощью 23 своих бюро
Государственное
регулирование индустрии гостеприимства и туризма осуществляется через
лицензирование туристской деятельности. В Турции этим занимается Министерство
туризма Турции, которое выдает лицензии-сертификаты туристским агентствам, отелям,
а также гидам и другим работникам туристической сферы. Сертификацией в Турции
занимаются три государственных учреждения: Институт стандартизации Турции и
Государственные институты
статистики и стандартизации.
В Турции все
туристические фирмы объединены в Ассоциацию турецких турагентств ТУРСАБ
(TURSAB), организованной в 1972 г. ТУРСАБ объединяет свыше 5.000 туристических
агентств и фирм, которые должны сертифицироваться министерством туризма Турции.
Это профессиональная организация, цель которой – содействовать развитию туристического
сектора экономики, который является сферой профессиональной деятельности туристических
агентств. Кроме того, TURSAB готовит отчеты о развитии туризма в Турции,
информирует государственные органы и общественность о достижениях и проблемах
туристического сектора. ТУРСАБ имеет 15 региональных представительств.
В зависимости от
направления работы и своего капитала все туристические фирмы Турции делятся на
три группы:
- турагентства группы A,
фактически это туроператоры, они имеют право оказывать туруслуги, как в Турции,
так и за рубежом. При регистрации они получают временный сертификат группы А и
становятся полноценными членами этой группы после того, как подтвердят, что в
течение двух лет работы на рынке туристических услуг они заработали валюты на
сумму в 80.000 долл. США. В противном случае министерство туризма Турции отзывает
временный сертификат.
- турагентства группы B,
они продают билеты на наземный, морской и воздушный транспорт, а также
перепродают туры и другие услуги турагентств группы А.
- турагентства группы С,
организуют и продают туры только на внутреннем рынке. Кроме того, они подряжаются
выполнять услуги для турагентств группы А и продают турпродукт этих агентств.
85% процентов всех
турагентств Турции это турагентства группы А и временной группы А.[12]
Глава 3. Турция на
рынке выездного туризма Республики Беларусь.
Турция на протяжении
нескольких лет является самым популярным направлением белорусского выездного
туризма. Изначально на туристском рынке Беларуси Турция позиционировалась как
сравнительно дешевое летнее направление. Конечно, за последние годы произошли
значительные изменения. В первую очередь со времени своего появления на
белорусском туристском рынке Турция значительно выросла в цене. Особенно в последние
годы. На уровень цен на туры в Турцию сказалось, во-первых, подорожание авиабилетов,
а во-вторых, переход на евро в расчетах на туруслуги в Турции. Если первый фактор
имеет глобальный масштаб и воздействует на турбизнес во всем мире, то второй специфичен
для данной страны. Турция стремится войти в Евросоюз, а поэтому подгоняет свои
экономические и другие показатели под европейские стандарты.
Однако, несмотря на все,
Турция по-прежнему остается хитом на белорусском рынке. Это старое и
проверенное направление, на котором, по информации Министерства спорта и
туризма РБ работают около 20 крупных белорусских компаний.
Из года
в год Турция лидирует по количеству чартерных цепочек в сезон из Минска. В
прошлом сезоне их было девять: 3 на Анталью (консолидатором двух из них была компания
"АэроБелСервис" и одной - "Пегас Туристик"), 4 на Измир (2
- "АэроБелСервиса" и 2 - "Топ-Тура") и по одной на Бодрум и
Даламан (консолидатор - "АэроБелСервис"). И такое количество программ
является оптимальным. Так как в Беларуси довольно активно действуют
российские, польские и другие зарубежные операторы. Например, согласно
статистическим данным Министерства статистики и анализа, за январь - октябрь
2005 года (наиболее показательный период, включающий летний сезон) из Беларуси
в Турцию выехало 30 403 человека. А вот по данным Министерства культуры и
туризма Турции за январь - сентябрь-2005 (то есть практически за аналогичный
период времени) года в страну въехало 68 262 белорусских гражданина.
Получается, что тридцать с лишним тысяч белорусов вылетели в Турцию из
московских аэропортов. Как видно, потенциал налицо. Белорусские туроператоры могут
побороться с московскими компаниями, переманивающими наших туристов приятными
ценами и множеством вариантов продолжительности программ. Но, к сожалению,
конкурировать с российскими туроператорами в цене пакетов белорусским компаниям
достаточно трудно. [10]
Как уже
отмечалось выше, Турция из года в год привлекает все большее количество
туристов. Однако, подвести статистику по этому направлению достаточно сложно,
так как та часть белорусских туристов, которая улетает на отдых за границу из
аэропортов Москвы или Варшавы, часто не отражается в официальной статистике. К
тому же необходимо учитывать, что многие наши соотечественники посещают Турцию
в своих личных целях. Для Турции «челноки» и другие соискатели заработков
являются туристами, так как они въезжают в страну по туристической визе.
Приблизительная
динамика турецкого направления на выездном рынке Беларуси отражена в таблице.
Год
|
Количество туристов (чел.)
|
Изменение к предыдущему году (%)
|
2000
|
7415
|
|
2001
|
9576
|
+29
|
2002
|
13502
|
+41
|
2003
|
15704
|
+16
|
2004
|
23647
|
+51
|
2005
|
32306
|
+37
|
Табл. 5. Количество туристов, выехавших в Турцию, и изменение их числа к
предыдущему году.
Как очевидно из таблицы
за прошедшие пять лет наибольший рост в турецком направлении наблюдался в 2002,
2004 и 2005 годах. Не считая провального 2003 года результаты характеризуют
стабильный рост в пределах 40-50 %. В 2005 году рост числа отдыхающих в Турции
составил +37%. И это несмотря на то, что в этом году турецкие отели перешли на
расчеты в евро, а цены на авиабилеты из Минска впервые составили 300 дол.
Возможно, такой достаточно высокий процент роста в столь кризисный год был
вызвано оттоком туристов с крымского направления, значительно подорожавшего. Причем
подорожание было настолько ощутимым, что порой клиенты, изначально настроенные
на отдых в Крыму, в конечном итоге покупали тур в Турцию, обнаружив, что
разница в цене для отдыха семьи составляет всего лишь 200 долларов в пользу Крыма.
[9]
Турция
остается для белорусского туристского рынка одним из направлений-лидеров,
несмотря на весьма неблагоприятные изменения, происходящие на этом направлении.
Итоги 2006 года еще не подведены, но в свете последних событий (эпидемия птичьего
гриппа, террористические акты в курортных городах) ожидать большого подъема не
приходится. Российские турфирмы констатируют падение спроса на турецком направлении.
Причем причина не только в проблемной политической ситуации в Турции, но и в
ухудшающемся уровне сервиса в турецких отелях. Многие туристы жалуются на, то,
что сервис в отелях никак не изменяется, в то время как цены на туры растут.
Констатируют даже некоторое ухудшение сервиса.
Перспективы развития
турецкого выездного направления в Беларуси очень туманны и во многом зависят от
процессов, происходящих в Турции. С вступлением Турции в ЕС белорусские туристы
рискуют лишиться самой близкой, самой доступной и самой понятной нам заграницы.
Очевидно то, что с вступлением Турции в ЕС вырастет стоимость турецкой визы, а
получить ее станет куда сложнее, чем нынче. Визовые неприятности не единственное
с чем придется столкнуться белорусским туристам. Сейчас у турецких отелей
очень гибкая ценовая политика, но после вступления в ЕС Турция будет вынуждена
соблюдать единый ценовый стандарт Евросоюза, что будет означать многократное
подорожание услуг независимо от утверждений местных предпринимателей. Когда
цены на турецких курортах поднимутся до общеевропейских, туристы, скорее всего,
поедут отдыхать за те же деньги в Испанию с Грецией. Либо заново начнут открывать
для себя тот же Крым.
Несмотря на заявления турецких
властей, что, вступая в ЕС, Турция, как страна, получающая основной доход от
турбизнеса, постарается сохранить тот благоприятный режим, в том числе и
финансовый, который привлекает сегодня иностранных туристов, ЕС может заставить
Турцию соблюдать общеевропейские нормы конкуренции в экономике.
В заключение, на
сегодняшний день Турция – динамично развивающееся направление рынка выездного
туризма Беларуси. Турция, как туристский продукт, в данное время находится на
так называемой стадии «зрелости». Несмотря на подорожание туристских услуг,
некоторое ухудшение сервиса и неблагоприятную политическую ситуацию в стране, в
ближайшее время Турция не собирается сдавать свои позиции. Из года в год
статистики констатируют увеличение не только числа туристов, но и увеличение
доли Турции в выездном рынке Беларуси.
Глава 4. Отчет
о проведенном опросе «отдых в Турции ».
Цель исследования: Определить портрет
потребителя турецкого туристского продукта.
Количество опрошенных: 25 человек.
География исследования: гг. Полоцк и
Новополоцк.
Метод сбора информации: опрос в виде анкеты.
Результаты исследования представлены
в виде таблицы.
Вопрос
|
Варианты ответов
|
|
Вы когда-нибудь отдыхали в Турции?
|
Да
|
Нет
|
|
4
|
21
|
|
Если отдыхали, то сколько раз?
|
Один раз
|
|
3
|
1
|
|
Вам понравилось?
|
Да
|
Нет
|
|
4
|
-
|
|
Вы планируете отдохнуть в Турции в ближайшие пару лет?
|
Да
|
Нет
|
|
5
|
20
|
|
Если нет, то, по каким причинам?
|
Отсутствие финансовых средств
|
Предпочитаю другую страну для отдыха
|
|
11
|
9
|
|
С кем бы вы поехали отдыхать?
|
С семьей
|
С друзьями
|
Один(а)
|
17
|
4
|
4
|
|
В какое время вы бы поехали отдыхать?
|
зимой
|
весной
|
летом
|
осенью
|
|
дек
|
янв
|
фев
|
мар
|
апр
|
май
|
июн
|
июл
|
авг
|
сен
|
ок
|
ноя
|
|
|
2
|
|
1
|
1
|
4
|
6
|
5
|
3
|
2
|
1
|
Какой отдых вы предпочитаете?
|
на море
|
познавательный
|
активный
|
|
15
|
14
|
3
|
|
Какие турецкие курорты вы знаете?
|
Анталья
|
Бодрум
|
Мармарис
|
Аланья
|
Кушадасы
|
Измир
|
Кемер
|
Белек
|
|
21
|
17
|
13
|
11
|
8
|
4
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выводы: Среди опрошенных
мною родственников и друзе на отдых в Турцию ездило 4 человека, причем один из
опрашиваемых отдыхал повторно. Все отдыхавшие остались довольны. 5 человек
планируют отдохнуть в Турции в ближайшие год- два. 11 из опрашиваемых предпочли
бы отдых в Турции отдыху в другой стране, если бы смогли изыскать на это
финансовые средства. Большинство опрашиваемых предпочитает ездить на отдых семьей.
Большинство предпочитает отдых на море, или сочетает его с познавательными
отдыхом. Что касается времени года, то многие предпочитают отдыхать летом.
Наиболее узнаваемые курорты Турции: Анталья, Бодрум , Мармарис, Аланья. Причем
наиболее узнаваема Анталья, не в последнюю очередь благодаря рекламе.
Заключение.
Маркетинговые
исследования необходимы фирме для выработки оптимальной маркетинговой стратегии
и проведения полноценной маркетинговой деятельности.
Одним из элементов
функционирования фирмы является маркетинговая среда. Будучи изменчивой,
налагающей ограничения и полной неопределенности, маркетинговая среда глубоко
затрагивает жизнь фирмы.
Маркетинговая среда слагается из микросреды и макросреды. Внешняя макросреда
представлена силами широкого социального плана, которые оказывают влияние на
микросреду, такими, как факторы демографического, экономического, природного,
технического, политического и культурного характера.
К числу достоинств Турции
как направления выездного туризма Беларуси можно отнести следующие факторы:
1. Турция находится на
сравнительно небольшом расстоянии от Беларуси. 2,5 часа перелета из Минска до
основных турецких курортов.
2. Турция имеет
приемлемый для большинства наших граждан средиземноморский климат, с терпимой
жарой, влажностью и достаточным количеством солнечных дней в году.
3. Разнообразие
природного ландшафта.
4. Богатый исторический и
культурный потенциал для развития познавательного туризма.
5. Отсутствие
предварительного визирования туристов.
6. Оптимальное сочетание
цены и качества туристских услуг.
7. Активная политика
государства направлена на развитие новых форм туризма (горнолыжного спорта,
оздоровительного, сельского туризма и т.д.).
8. Высокий уровень
инвестиций, вкладываемых в развитие гостиничной и транспортной инфраструктур.
К числу недостатков
Турции как туристической дестинации можно отнести:
1. Ухудшение политической
ситуации в стране.
2. Ежегодный рост цен на
туристские услуги.
3. Сближение Турции с ЕС.
4. Довольно низкий
уровень жизни местного населения.
Перспективы развития
турецкой дестинации выездного туризма Беларуси очень высоки. В этом
заинтересованы не только белорусские, но и турецкие турфирмы. За последний год
Турция потеряла значительное количество туристов из европейских стран, и теперь
она заинтересована в увеличении потока туристов из СНГ. Наши туристы менее прихотливы
в выборе места отдыха, и если европейцы отдают приоритет личной безопасности,
то наши соотечественники в большинстве руководствуются ценой. К сожалению, политическая
ситуация и обеспечение безопасности в Турции оставляют желать лучшего.
Литература.
1. Дурович А.П. Маркетинг
в туризме: учебное пособие/А.П.Дурович. – 5-е изд., стереотип. – Мн.: Новое
знание, 2005. – 496 с.;
2. Кириллов А.Т., Волкова
Л.А. Маркетинг в туризме. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета,
1996. – 184 с.;
3. Котлер Ф., Боуэн Дж.,
Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов/Пер. с англ.
под ред. Р.Б. Ноздревой. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 787 с.;
4. Романов А.А., Саакянц
Р.Г. География туризма: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2002. – 464 с.;
5. Скобкин С.С. Маркетинг
и продажи в гостиничном бизнесе: Уч.-практич. Пособие. – М.: Юристъ, 2001. –
224 с.;
6. Ушаков Д.С. Технологии
выездного туризма: Учебное пособие.- Москва: ИКЦ "МарТ"; Ростов –
н/Д: Издательский центр "МарТ", 2005. – 384 с.;
7. Янкевич В.С.,
Безругова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский
имеждународный опыт/Под ред. В.С. Янкевича. – М.: Финансы и статистика, 2002. –
416 с.;
8. География
международного туризма. Зарубежные страны: Учеб. пособие/Авт.-сост. Л.М.
Гайдукевич, С.А. Хомич, В.А. Клицунова и др. – Мн: Аверсэв, 2003. – 304 с.;
9. Лилия Кобзик. Битва за
урожай 2005.//Туризм и отдых. 2005. №5;
10. Людмила Дрик. Турецкий
"пирог"-2006. //Туризм и отдых. 2006. №4;
11. Тимур Джеляледдинов.
«Соколы Курдистана». Почему на турецких курортах гремят взрывы?//Планета. 2006.
№8 (16);
12. http://www.antalya/ru/
13.
http://www.belmarket.by/
14. http://www.byegm.gov.tr/YAYINLARIMIZ/kitaplar/turkey2005/
15.
http://www.ftnnews.com/
16. http://www.globustop.ru/
17. http://www.library.by/
18. http://www.novopol.ru/article2791.html
19. http://www.turciyatour.com/
20. http://turki.classtur.com/
21. http://www.votpusk.ru/
22. http://www.2turkey.ru/soveti_turistu.htm