Ценностные ориентации личности и их влияние на поведение человека Ольга)
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
факультет психологии
Кафедра общей и социальной психологии
Специальность 030301 Психология
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА
ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Курсовая работа
Выполнил(а)
студен(ка) 2 курса
П221
группы
____________________О.А.
Дронина
Научный
руководитель
К.пс.н,
доцент ______________ Л.В. Карпушина
Работа защищена «__»_______200_г.
Оценка
_________________________
Самара 2009 г.
Дронина Ольга Александровна
«Ценностные ориентации личности и их влияние на поведение
человека»
Научный руководитель: Л.В. Карпушина
Цель: исследование регулятивных функций ценностных ориентаций
в поведении человека
Объект: ценностные ориентации личности
Предмет: влияние ценностных ориентаций на поведение человека
Задачи:
Определить виды регуляторов поведения человека;
Определить понятие ценностных ориентаций;
Обозначить регулятивную функцию ценностных ориентаций
личности;
Выявить роль ценностных ориентаций в общей регуляции
поведения человека по сравнению с другими регуляторами поведения.
Краткие выводы по работе:
Проведенный обзор и
анализ исследований по проблеме ценностных ориентаций личности приводит нас к
выводу, что ценностные ориентации - это социально-психологический феномен,
являющийся важнейшей составляющей структуры личности:
-
ценностные
ориентации являются неотъемлемым элементом обыденного сознания личности;
- в процессе социализации у человека формируется
собственная система личностных ценностей;
-
ценности личности
– это производные от ценностей социальной группы, к которой принадлежит
человек;
-
ценностные
ориентации являются носителями социальной регуляции, укорененными в структуре
личности;
- система ценностных ориентаций
способствует индивидуализации и саморазвитию человека.
-
Количество
использованных источников – 12.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 4
1 Регуляторы поведения человека. 6
1.1 Общая
характеристика регуляторов поведения. 6
1.2 Понятие
ценностных ориентаций личности. 9
2 Функции ценностных ориентаций. 12
2.1 Регулятивная
функция ценностных ориентаций личности. 12
2.2 Роль
ценностных ориентаций в регуляции поведения. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
Список использованных источников. 23
Введение
Каковы
ценности, таковы и общество, и личность.
Лавриненко В.
В последнее время,
проблема изучения ценностных ориентаций личности и их влияния на поведение
человека приобретает все большую актуальность. Это не случайно, проблема
ценностей всегда выступает на первое место в переходные периоды общественного
развития. Именно такое время переживает сегодня наше общество, с его
нестабильностью, резкими социальными сдвигами, дезориентацией и
дезидентификацией личности. Интерес к феномену ценностных ориентаций вызван интересом
общества к социальным проблемам, проблемам психологического здоровья людей и проблеме
культуры общества в целом.
Причем, являясь предметом
изучения различных социальных дисциплин, ценностные ориентации представляют
собой важную и необходимую область исследований, которая находит отражение во
многих науках о человеке: философии, педагогике, психологии и социологии.
Проблеме формирования
ценностных ориентации личности посвящены
работы классиков зарубежной и отечественной науки, которые в своих теориях
опираются на понятие личности, поскольку ценностные ориентации неразрывно
связаны с ним, а также с изучением человеческого поведения и побуждений.
Именно в связи с
повышающимся интересом к данной проблеме, объектом данной работы стало понятие
ценностных ориентаций личности, как психологического феномена, требующего
детерминации, глубокого осмысления и обобщения имеющейся информации по этой
теме.
Предметом данной работы
является процесс влияния ценностных ориентаций на поведение человека. Так как
ценностные ориентации и поведенческие аспекты личности тесно взаимосвязаны.
Задачи, которые мы ставим перед собой в данной работе,
отражают зависимость этих понятий, их влияние друг на друга:
-
Мы рассмотрим
феномен ценностных ориентаций, как регулятора поведения личности. Для этого мы
обозначим виды регуляторов поведения человека и определим понятие ценностных
ориентаций.
-
Так же мы определим
роль регулятивной функции ценностей в общей регуляции поведения человека. Для
этого мы обозначим регулятивную функцию ценностей личности и сравним ее с
другими регуляторами поведения.
Обобщая вышесказанное
можно сказать, что в данной работе мы обратимся к проблеме формирования и
развития ценностных ориентации личности, рассматривая их как компонент
структуры личности, характеризующий направленность и содержание активности
индивида, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и
направление личностным позициям, поведению, поступкам.
1 Регуляторы поведения человека
1.1 Общая характеристика регуляторов
поведения
Человек, чтобы
чувствовать себя полноправным членом общества, должен оценивать себя свою
деятельность и свое поведение с позиций соответствия их требованиям социальной
среды. Соответствие жизни и деятельности человека, принятым в обществе нормам и
правилам, создает у него ощущение собственной социальной полноценности. Эта
полноценность является условием нормального социального самочувствия, и
напротив, ощущение несоответствия поведения требованиям общества погружает
человека в состояние дискомфорта, а так же может стать причиной тяжелых
переживаний. Поэтому человек нуждается в постоянном контроле и регуляции своего
поведения. Внешний контроль над степенью социальной полноценности
осуществляется благодаря институту общественного мнения, правовым органам и
т.д. Внутренний контроль и регуляция осуществляются самим индивидом с позиций
норм и требований общества, усвоенных им в процессе социализации.
Социальный регулятор
поведения - это осознаваемый (рационально или аттрактивно) индивидом ориентир,
согласуясь с которым он осуществляет свое действие. Поэтому необходимо
обнаружить такие черты поведения, которые выполняют функцию регуляторов
социального поведения. Соответственно, такие регуляторы могут быть обнаружены
только среди типичных поведенческих черт [4].
Регуляторами поведения
для человека выступают внутренние когнитивные процессы и внешние явления окружающей
социальной среды. К регуляторам поведения можно отнести следующие понятия:
Обычаи. Обычаи в обществе складываются в
результате многократного повторения одних и тех же действий членами общества,
которые способствуют возникновению устойчивых общественных отношений. На основе
этих устойчивых общественных отношений складываются правила поведения, которые
входят в привычку и становятся обычаем. Они порождены самим образом жизни того
или иного социального слоя или социальной группы [10].
Традиции. По своему характеру регулирования
общественных отношений, традиции, сходны с обычаями, но, в отличие от последних,
не детально регламентируют общественное отношение, а только определяют общую
линию поведения. Обычаи и традиции имеют ряд общих черт: преемственность,
устойчивость, охрана от нарушений силой общественного мнения [10].
Нравственные Нормы. Среди регуляторов социотипического
поведения большую роль играют нравственные нормы, т.е. системы представлений о
правильном и неправильном поведении, требующие выполнения одних действий и
запрещающие другие [11].
Установки. Понятие установки впервые появилось в
вышедшей в 1862 году книге Герберта Спенсера «Первые принципы». В российскую психологическую науку это понятие ввел известный
представитель грузинской (советской) психологической школы Д. Н. Узнадзе. По
его мнению, установка — это предшествующая любым психическим или поведенческим
актам человека готовность совершать их адекватно данной ситуации. Он утверждал,
что реакция человека на ситуацию (оценочная или поведенческая) обусловлена не
только самой ситуацией, но и его внутренней, неосознаваемой им самим предрасположенностью
реагировать определенным образом. Благодаря установке человеку не нужно каждый
раз заново определять, в чем состоят его потребности в данный конкретный
момент, и выбирать лучшие способы их удовлетворения. Все это на основании
прошлого опыта уже зафиксировано в установке. Помимо собственного социального опыта личности,
установка может быть продуктом стихийной или целенаправленной коммуникации,
особенно тех видов массовой коммуникации, которые предполагают высокую степень
сопереживания происходящим событиям.
Большинство установок приобретаются
человеком в готовом виде из социального опыта и культуры [3].
Стереотипы. Впервые термин «стереотип» был
введен в общественные науки в 20-е годы ХХ века в США, когда возникла
необходимость изучения и объяснения законов функционирования массового
сознания. Г.Тэжфел суммировал главные выводы исследований в области социального
стереотипа:
- люди с легкостью
проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или
социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными
признаками;
- социальные стереотипы в
некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических
или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно;
- социальные стереотипы
становятся более отчетливыми («произносимыми») и враждебными, когда возникает
социальная напряженность между группами;
- они усваиваются очень
рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех
группах, к которым они относятся;
- социальные стереотипы
не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в
отношениях групп, но в высшей степени трудно модифицировать их и управлять ими
в условиях значительной напряженности и конфликта [1, с. 96].
Ценности. Под ценностями часто понимают те
установки, которые определяют личностную структуру, причем установки особого
рода — те которые воспринимаются как «стандарты», нормы, являющиеся основой для
выбора, совершаемого человеком. При этом “выбор” рассматривается как ядро
личностной организации. Ценности той или иной культуры в совокупности своей
представляют этос культуры. В рамках социальной психологии ценности связаны с
установками, с одной стороны, и с нормами — с другой [11].
В.Б. Ольшанский
сравнивает ценности со своеобразными маяками, помогающими «заметить в потоке
информации то, что наиболее важно (в позитивном или негативном смысле) для
жизнедеятельности человека; это такие ориентиры, придерживаясь которых человек
сохраняет свою определенность, внутреннюю последовательность своего поведения» [8,
Т-1, с. 188].
Регуляторы поведения
являются неотъемлемым элементом обыденного сознания. Социальные регуляторы
формируются относительно легко, поскольку наше собственное воспитание и
культура порождают в нас ряд ожиданий относительно поведения и черт других
людей. Источником формирования регуляторов поведения является как личный опыт
человека, так и выработанные обществом нормы, которые человек получает при
обучении, воздействии средств массовой информации и непосредственных контактов
со значимыми и авторитетными людьми.
1.2
Понятие ценностных ориентаций личности
Понятие «ценностные
ориентации» используют применительно к отдельному человеку или группе лиц, но
не к обществу в целом. В процессе целостного анализа общества используют
понятия «ценности культуры», «духовные ценности культуры», «жизненные
ценности». В последних случаях имеют в виду некие стратегические детерминанты
поведения больших групп людей, укорененных в течение длительных периодов
времени в определенной социокультурной среде. Отсюда проистекают общие и
отличительные, признаки, существующие в трактовке и использовании понятий
«ценностные ориентации» и «ценности культуры», «жизненные ценности».
«Система ценностных
ориентаций является важнейшей характеристикой личности и показателем ее
сформированности. Степень развитости ценностных ориентаций, особенности их
становления позволяет судить об уровне развития личности» [6, с. 9].
Механизм становления
личностных ценностей уже давно был описан в понятиях интериоризации личностью
социальных ценностей. Ряд авторов отмечают, что осознание некоторого предмета
как общественной ценности предшествует превращению его в личностную ценность —
регулятор индивидуального поведения. Однако отнюдь не все социальные ценности,
осознаваемые и даже признаваемые индивидом в качестве таковых, реально
ассимилируются им и становятся его личностными ценностями. Осознания и
положительного отношения к ценности явно недостаточно; более того, они,
по-видимому, даже не являются необходимыми. Необходимым же условием этой
трансформации является практическое включение субъекта в коллективную
деятельность, направленную на реализацию соответствующей ценности. Э.А.Арутюнян
отмечает, что промежуточным звеном, опосредующим этот процесс, выступает
система ценностей референтной для индивида малой группы. Можно предположить,
что усвоение ценностей больших социальных групп и общностей всегда опосредовано
ценностями малых референтных для индивида групп [7, с. 230].
Для индивида на
протяжении долгого времени малой референтной группой остается семья. Поэтому большая
часть ценностей усвоенных в раннем детстве была транслирована, а иногда и
внушена человеку родителями. Так как в этом возрасте отсутствует критическая
оценка воспринимаемой информации, то эти ценности будут усвоены на
неосознаваемом уровне, и, следовательно, станут непоколебимым фундаментом для
дальнейшего формирования иерархии личностных ориентаций. Соответственно, именно
от качественного содержания транслируемых родителями ценностей зависит
дальнейшая ориентация ценностей человека.
В более позднем,
подростковом, возрасте начинают формироваться устойчивые группы сверстников. В
этих референтных для индивида группах так же происходит усвоение ценностей,
через общение и принадлежность к данной группе. Если на данном этапе
референтная группа для индивида отличается девиантным поведением, то, скорее
всего, качественное содержание ценностей будет соответствующим.
Таким образом, личностные
ценности являются генетически производными от ценностей социальных групп и
общностей разного масштаба. Селекция, присвоение и ассимиляция индивидом
социальных ценностей опосредуется его социальной идентичностью и ценностями
референтных для него малых контактных групп, которые могут выступать как
катализатором, так и барьером к усвоению ценностей больших социальных групп, в
том числе общечеловеческих ценностей. Личностные ценности выступают как
внутренние носители социальной регуляции, укорененные в структуре личности [7,
с. 231].
2 Функции
ценностных ориентаций
2.1 Регулятивная
функция ценностных ориентаций личности
Основной функцией
ценностных ориентаций является регулирование как внешней, так и внутренней
активности личности. Каким же образом осуществляется эта функция ценностей?
Для осуществления
самоконтроля за степенью своей социальной полноценности человеку необходимо
сопоставить себя с определенным, принятым в обществе идеалом, необходим взгляд
на себя со стороны, с позиций другого человека. Возможность занять такую
позицию дает человеку зеркало. Так, глядя в обычное оптическое зеркало, он
оценивает социальную полноценность своей внешности, соответствие ее нормам,
регламентирующим внешний вид членов социума. Но, когда социальные нормы
распространяются на другие, невидимые аспекты бытия человека - на его
поведение, взгляды, уровень знаний - нужны другие, а именно социальные зеркала.
В качестве таких зеркал, по мнению Б.Л. Борухова, выступают культурные
институты и образования, и в этом смысле «культура в ее многообразных
проявлениях выступает как громадная система социальных зеркал, обслуживающих ту
или иную сферу социальной жизни» [9].
Оценка человека своей
социальной полноценности осуществляется благодаря ценностям, которые выступают
как один из присущих личности шаблонов для оценки, для осознанного или
неосознанного «измерения» допустимых в конкретных обстоятельствах образцов
социального поведения.
Ценности выступают
критериями оценки, как всей жизни личности, так и отдельных ее поступков и
действий; так как они дают основания для выбора альтернативных способов
действия, для отбора и оценки этих альтернатив. Эта деятельность оценивания
осуществляется личностью не с точки зрения полезности или необходимости, а с
точки зрения представлений о хорошем и плохом, с точки зрения должного.
Ценности являются критериями оценки и окружающей действительности: через
систему ценностей как бы фильтруется вся воспринимаемая и перерабатываемая
личностью информация. «Призма ценностей» усиливает одну информацию и, наоборот,
ослабляет или игнорирует другую. Все явления и события, происходящие в мире,
представляются ей в различном свете, согласно той позиции, с которой она
смотрит на них. Поэтому ценности определяют как «локаторы нравственного
сознания личности», главной функцией которых является создание упорядоченной,
стабильной, имеющей для человека значение картины мира [2, с. 118].
В ценностях резюмируется
весь жизненный опыт личности, этот компонент структуры личности, с позиций
ученых, «представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются
помыслы и чувства человека и, с точки зрения которой, решаются многие жизненные
вопросы». По мнению А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова, наличие устоявшихся
ценностных ориентаций характеризует зрелость человека и обеспечивает его
устойчивость и стабильность. Так, например, устойчивая структура ценностных
ориентаций определяет такие качества личности, как активность жизненной
позиции, упорство в достижении целей, верность определенным принципам и
идеалам, цельность, надежность. Противоречивость в ценностных ориентациях,
напротив, влечет за собой непоследовательность, непредсказуемость поведения
человека. Неразвитость ценностных ориентаций личности определяет ее
инфантилизм, господство внешних стимулов в поведении личности, а,
следовательно, конформизм, безликость человека [5, Т-2, с. 256].
Так же, ценностные
ориентации регулируют выработку жизненной позиции и программ жизнедеятельности,
создание образа будущего, перспективы развития личности. Следовательно,
ценности регулируют не только настоящее состояние личности, но и будущее ее
состояние; они определяют не только принципы ее жизни, но и ее цели, задачи,
идеалы. Ценности, выступающие как представления личности о должном, мобилизуют жизненные
силы и способности личности на достижение определенной цели.
Приобщение личности к
культуре есть, прежде всего, процесс формирования индивидуальной системы
ценностей.
Личность многими
психологами и философами трактуется как мера социальности в человеке, можно
сказать, что социальность человека измеряется степенью усвоения ценностей
общества, позволяющих ему жить и действовать в качестве его полноправного
члена. То есть воспринятая и усвоенная отдельным человеком сумма культурных
ценностей составляет культуру личности, или, лучше сказать, культурность.
Таким образом, культура
личности есть система личностных свойств-ценностей (общезначимых принципов,
идеалов, определяющих направленность и мотивацию человеческой деятельности,
поведения, поступков), усвоенных личностью в процессе социализации. Однако
индивидуальная система ценностей личности не является простым слепком с системы
ценностей, существующих в обществе. Влияние культуры на личность носит
противоречивый характер. С одной стороны, оно осуществляется как социализация,
то есть приобщение личности к существующим в обществе ценностям, нормам,
знаниям. С другой стороны, овладение культурой есть процесс индивидуализации,
развитие неповторимых черт, способностей, дарований личности. Индивидуализация личности
обеспечивается тем фактом, что освоение личностью всех накопленных обществом
ценностей носит избирательный характер, так как выбор ценностей культуры
ограничен направленностью личности, то есть выбор ценностей - это выбор не
только лучших, но и наиболее соответствующих направленности развития личности [8,
с. 178-190].
2.2
Роль ценностных ориентаций в регуляции поведения
Индивидуальность
поведения обусловлена тем, что оно всецело не определяется условиями ситуации. Если
наблюдать за людьми, действующими в одинаковых условиях, мы увидим различия в
их действиях. По-видимому, нечто находящееся у людей где-то «внутри» побуждает,
толкает или заставляет их в данной ситуации поступать так, а не иначе.
Вероятно, должны существовать специфические свойства, определяющие
индивидуальные различия в их желаниях, влечениях, стремлениях, намерениях,
мотивах или в чем-то еще. Мысль о личностной детерминации действия приходит на
ум и когда разбираются различные параметры действия:
Параметр
1.
Степень соответствия данного действия действиям других людей (индивидуальные
различия). Чем меньше согласуется действие человека с действиями большинства
людей в той же ситуации, тем в большей степени оно обусловлено личностными
факторами.
Параметр
2.
Степень соответствия данного действия действиям человека в других ситуациях,
(стабильность по отношению к ситуациям). Чем однотипнее действует человек в
различных ситуациях, тем сильнее его поведение обусловлено личностными
факторами.
Параметр
3.
Степень соответствия данного действия действиям человека в аналогичных
ситуациях в прошлом (стабильность во времени). Чем чаще и чем заметнее человек
при повторных ситуациях меняет свое поведение, тем в большей степени оно
детерминировано личностными факторами (при условии, что на ситуацию не влияют
дополнительные внешние обстоятельства) [12].
Что
же необходимо отметить, чтобы облегчить объяснение сходства и индивидуальных
различий в поведении человека?
Для
того чтобы разобраться в этой проблеме, мы, условно, разделим факторы, влияющие
на выбор действий, на две группы: факторы, обусловленные влиянием внешней среды,
и факторы, обусловленные внутренним личностным влиянием. К этим факторам, как
раз, относятся регуляторы поведения, освященные в первой главе данной работы.
Регуляторами
поведения, относящимися к сфере влияния внешней среды, являются такие понятия,
как обычаи, традиции и нравственные нормы. Все эти феномены, как уже
говорилось, образовались и развивались в самом образе жизни той или иной
социальной группы. Это, так называемые, правила поведения, устоявшиеся в процессе
жизнедеятельности социума. При выборе способа поведения в той или иной
ситуации, человек руководствуется (подсознательно или осознанно) данными
правилами. То есть сопоставляет свои действия с общепринятыми понятиями о
должном. Эти понятия человек начинает усваивать с самого начала своей жизни в
процессе воспитания, обучения и подражания авторитетным членам своей
референтной группы [11].
Как
примеры регуляции поведения данными факторами, можно привести следующие явления:
обычаи сватовства в разных культурах, различные свадебные обычаи (например,
«круг почета» совершаемый после процедуры в ЗАГСе молодоженами); различные
традиции религиозного характера или традиции массового поведения в отношении
определенных вещей (например, традиция устраивать весной дни по уборке города,
«субботники»); нравственные нормы, определяющие понятия о «правильном» и
«неправильном» поведении (например, забота о пожилых людях или, наоборот,
неуважительное отношение к старшему поколению).
Выполнение
данных норм и обычаев, так же контролируется со стороны общества, что усиливает
их влияние на регуляцию поведения человека. Исходя из этого, данные регуляторы заставляют
выбирать разных людей, принадлежащих одной социальной группе, похожие (а иногда
и идентичные) действия.
Регуляторами
поведения, относящимся к внутренним личностным факторам, являются: установки,
стереотипы и ценности личности. Эти феномены относятся непосредственно к
психике конкретного человека и являются частью внутренней структуры личности.
Они формируются как на основе личного опыта индивида, так и в процессе
социализации личности, посредством социальной коммуникации [7].
Как
примеры регуляции поведения данными факторами, можно привести следующие
явления: установки человека на конкретное поведение в определенных ситуациях
(таких установок огромное количество у каждого человека: например, в магазине,
при виде очереди, занять место в ее конце и ждать, пока впередистоящие люди
сделают покупки); социальные стереотипы, определяющие способ поведения в
конкретной ситуации (например, при виде группы молодых людей «неформальной»
внешности, перейти на другую сторону улицы, дабы избежать вероятного конфликта,
инициированного этими людьми); ценности личности, определяющие направление и качественное
содержание действий человека (например, участие в благотворительных акциях и
акциях помощи социально-неблагополучным группам людей).
Исходя
из этого, можно сказать, что регуляторы поведения, относящиеся к группе
личностных факторов, позволяют выбирать способы поведения как похожие на
поведение других людей (при совпадении стереотипов, установок и ценностей), так
и отличающиеся от других (при несовпадении сложившихся у человека стереотипов,
установок и ценностей с другими членами группы). То есть, в данном случае
человек руководствуется личными предпочтениями, сформировавшимися у него в
течение жизни.
Как
уже говорилось, разделение факторов очень условно, и было использовано лишь для
того, чтобы более подробно осветить их влияние на поведение. В реальной жизни
все регуляторы действуют совместно и в купе определяют конкретное поведение
индивида. Так же регуляторы влияют и друг на друга, можно отметить такие связи,
как зависимость, преемственность и замещение. Исходя из этого, ценностные
ориентации являются частью сложной системы регуляции поведения индивида.
Но нам важен еще один вопрос: «почему
люди делают то, что они делают?». Это ключевой вопрос психологии личности,
поскольку личность вбирает в себя и интегрирует различные механизмы регуляции деятельности
и жизни в целом. Дать ответ на этот вопрос, можно, рассмотрев шесть разных
систем отношений человека с миром и, соответственно, шесть разных систем
регуляции поведения, жизни человека в мире. Эти системы переплетаются друг с
другом, но их достаточно четко обозначил Д.А. Леонтьев в книге «Психология
смысла» [7].
1. Первый ответ на этот вопрос:
«Потому что я хочу». Это логика удовлетворения потребностей. У меня есть
желание, влечение, его надо удовлетворить.
2. Второй ответ, вторая логика поведения:
«Потому что он первый начал». Это логика реагирования на стимул.
3. Третий ответ: «Потому что я всегда
так делаю». Это логика предрасположенности, стереотипа, диспозиции, которая
охватывает, пожалуй, большую часть психологии личности. С ней связаны такие
понятия, как «характер», «стиль», «установка», «научение». Очень большая часть
нашей жизни протекает именно по этой логике.
Эти три системы регуляции поведения
характерны как для человека, так и для животного. Эти системы не нуждаются в
представлении о мире как о целом. Для того чтобы реагировать на стимул,
достаточно стимула. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, достаточно
потребностей. Чтобы вести себя по стереотипу, достаточно стереотипа.
Детерминанты всех этих форм поведения не выходят за пределы конкретной
ситуации. Действуя в рамках этих трех логик, субъект не может сделать что-то,
чего нет в ситуации.
4. Четвертый ответ уже специфичен для
человека: «Потому что все так делают». Это логика социальной нормативности,
социальных ожиданий, где критерием регуляции выступает соответствие
определенным ожиданиям социально значимой группы. Крайним выражением этой
логики является тотальный конформизм. Но, разумеется, строя отношения с миром,
учитывать, в той или иной мере, социальные ожидания, интересы социального
целого необходимо. Логика социальной нормативности расширяет контекст деятельности,
учитывая то, чего нет здесь-и-теперь, в данной ситуации, она связана с расширением
контекста жизнедеятельности, с включением значимых социальных групп в жизненную
структуру этих отношений.
5. Пятый ответ: «Я это сделал, потому
что мне это важно». Эта логика смысла или логика жизненной необходимости. Действие,
ориентирующееся на смысл — это действие, которое ориентируется на всю систему
отношений с миром в целом. Это поведение, в котором учитывается определенным
образом вся система отношений с миром и вся далекая временная перспектива.
6. Шестой ответ: «А почему бы и
нет?». В нем отражается логика свободного выбора. Если первые пять логик
поведения или систем регуляции деятельности, в той или иной степени, присущи
всем, психически здоровым и полноценным людям, то шестая логика или система присуща
не всем людям и отражает меру личностной зрелости как ее основную дифференциально-психологическую
характеристику [7, с. 155-156].
Взгляд на личность через призму этих
шести измерений составляет основу того, что Леонтьев определяет мультирегуляторной
моделью личности [7].
Из вышеизложенного можно сделать
вывод, что ценностные ценности представляют собой «консервированные» отношения
с миром, обобщенные и переработанные совокупным опытом социальной группы. Они
ассимилируются в структуру личности, как это было описано в первой главе данной
работы, и в дальнейшем своем функционировании практически не зависят от
ситуативных факторов. Через ценности человек переживает свою принадлежность к
социальному целому.
Леонтьев приводит слова К.Клакхона,
который характеризует ценности как «аспект мотивации, соотносящийся с личными
или культурными стандартами, не связанными исключительно с актуальным
напряжением или сиюминутной ситуацией» [7, с. 226].
Обобщая
изложенную информацию, мы можем обозначить основные особенности ценностных
ориентаций в регуляции поведения:
- Ценностные ориентации
выражают отношения человека к жизни и ее целям, к средствам удовлетворения этих
целей, к ценностям человека, его жизненной культуре и жизненной философии.
- Система ценностных
ориентаций начинает формироваться в детстве под влиянием родительского
воспитания, поэтому огромную роль в поведении человека будет играть система его
ценностей наряду с полученным воспитанием.
- Внутренние мотивы
человека, побуждающие его к действию, всегда соотносятся с его системой
ценностей. И в то же время содержание поведения человека будет контролироваться
ценностными ориентациями личности.
- Ценностные ориентации
зачастую определяют поведенческие установки личности и жизненные сценарии, так
как в процессе развития человек более избирательно воспринимает ценности,
транслируемые обществом, выбирая наиболее соответствующие направленности его
личности.
Подводя итог, можно
отметить, что ценностные ориентации личности по-разному влияют на поведенческие
аспекты, но совершенно точно можно сказать, что, выбирая стиль поведения или
способ действия в конкретной ситуации, человек (сознательно или неосознанно)
будет опираться на систему сформировавшихся ценностных ориентаций.
Заключение
В данной работе были проанализированы
ценностные ориентации, их роль в жизнедеятельности личности и их влияние на
поведение человека. Это позволило сделать вывод о том, что «ценностные
ориентации» - это феномен человеческой личности, сложный для детерминации и
глубокого понимания, в связи с многогранностью своей сущности и проявлений.
В соответствии с целью
данной работы, мы изучили и проанализировали исследования феномена ценностных
ориентаций. На основании данного обзора и анализа исследований, нам удалось
определить некоторые аспекты данной проблемы, отражающие задачи данной работы.
Рассматривая, в первой главе работы,
феномен ценностных ориентаций, как регулятора поведения личности, нам удалось
сделать следующие выводы:
-
ценностные
ориентации, наряду с другими регуляторами поведения, являются неотъемлемым
элементом обыденного сознания личности;
- восхождение личности к ценностям
общества является сложным и многогранным процессом, параллельно которому
формируется собственная система личностных ценностей человека;
-
ценности личности
– это производные от ценностей социальной группы, к которой принадлежит
человек;
- избирательность освоения ценностей
культуры обеспечивает иерархичность индивидуальной системы ценностей личности,
ее неповторимое своеобразие и уникальность. В свою очередь уникальность и
своеобразие индивидуальной системы ценностей определяет неповторимость и
своеобразие самой личности;
Так же, определив роль
регулятивной функции ценностей в общей регуляции поведения человека, во второй
главе данной работы, мы можем утверждать, что:
-
ценностные
ориентации являются носителями социальной регуляции, укорененными в структуре
личности;
- система ценностных ориентаций
заставляет делать выбор способа поведения, опираясь на общую направленность
личности, что способствует индивидуализации и саморазвитию человека.
Обобщая выводы по данной
работе можно сказать, что ценностные ориентации важный компонент мировоззрения
личности, выражающий предпочтения и стремления личности в отношении тех или
иных обобщенных человеческих ценностей; так же они являются главным фактором,
который регулирует и детерминирует мотивацию личности и, следовательно, ее
поведение. Ценностные ориентации можно рассматривать как основную цель и
сущность воспитания, в отличие от обучения.
Список
использованных источников
1.
Агеев В.С. Психологическое исследование
социальных стереотипов / Вопросы психологии. - 1986. - №1 - С. 96-97 //
Электронная версия печатного издания: www.polbu.ru // Электронная версия печатного
издания: www.koob.ru
// Электронная версия печатного издания: www.analiculturolog.ru, публикация
от 11.10.2006г. // www.gumer.info // Электронная версия печатного
издания: http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads&showfile=2463 [27.05.09]