Дети в детском доме
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3
Глава 1. Развитие социальной
защиты детей, оставшихся без попечения родителей 5
1.1.Исторические аспекты
становления различных форм социальной опеки и попечительства над детьми в
России.............................................................. 5
1.2.Детский дом как форма
устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей........................................................................................................ 12
Глава 2. Адаптация детей в
детском доме..................................................... 16
2.1.Проблемы адаптации детей
к условиям детского дома........................... 16
2.2.Проблемы социальной
адаптации детей в условиях детского дома....... 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ................................................ 29
ВВЕДЕНИЕ
Среди категорий населения, нуждающихся в особой
общественно-государственной заботе, особое место занимают дети-сироты и дети,
оставшиеся без попечения родителей. Именно они пополняют детские социальные
учреждения, в частности детские дома. Статус социально незащищенных
предоставляется этим детям временно. В части воспитания до 18 лет. В части
получения образования до 23 лет. Дети-сироты получают социальную помощь
государства как бы авансом. Задача общества состоит в том, чтобы вырастить из
них полноценных здоровых граждан, привить им профессиональные и различные
жизненные навыки, которые облегчат последующую социальную адаптацию.
Социальная адаптация детей-сирот - это успешное усвоение ими социальных
ролей в системе общественных отношений. Причем ребенок-сирота является
одновременно объектом и субъектом социальных отношений. В качестве объекта
сирота выступает как пассивная сторона, на которую направлено воздействие
социальных институтов и групп, формирующих его как личность. В качестве объекта
он является активным участником общественных отношений, выступает как
самообразующая личность. Органичное сочетание качеств субъекта и объекта
воздействия создает условия для эффективной социальной адаптации
ребенка-сироты. Поскольку широко известно о низкой адаптации выпускников
сиротских учреждений, и недостаточности методов их социализации и адаптации, мы
решили исследовать проблему адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, как к условиям детского дома, так и в условиях детского
дома.
В первом случае речь идет о привыкании, приспособлении к самой обстановке
детского дома, о тех трудностях и проблемах, с которыми сталкивается ребенок,
попавший туда.
Во втором случае речь идет об использовании и развитии ребенком,
воспитывающимся в детском доме, своего адаптационного потенциала,
обеспечивающего некоторый уровень социальной адаптации, позволяющий занять
достойное место в жизни, использовав тот «запас» знаний, умений, жизненных
убеждений, гибкости и стойкости, которые привил ему детский дом.
Объектом данной курсовой работы является детский дом как институт
социализации. Предметом курсовой работы выступает адаптация воспитанников
детского дома.
Цель данной курсовой работы – теоретически исследовать проблемы адаптации
детей в детском доме и возможные пути их решения.
Конкретное воплощение цель получает в следующих задачах:
-
Изучить научную литературу по теме курсовой работы;
-
Исследовать проблему адаптации в детском доме на основе
изученной научной литературы;
-
Описать проблему адаптации детей в детском доме;
-
Описать возможные пути решения проблем адаптации;
-
Сделать и представить выводы на основании результатов
теоретического исследования.
Глава 1. Развитие социальной защиты детей, оставшихся
без попечения родителей
1.1.Исторические
аспекты становления различных форм социальной опеки и попечительства над детьми
в России
Любое
общество оказывает социальную помощь и поддержку своим детям в той или иной форме.
Развитие общества и государства вызывает развитие социальной защиты, как
способа сохранения и стабилизации жизни. Существует неоспоримая закономерность:
чем более развито общество, тем более оно печется о тех, кто не может сам себя
обеспечить, содержать и образовывать. Очевидно, что не всегда социальные
работники оперировали терминами «социализация», «социальная опека», «социальное
попечительство», «социальное призрение» и т.д. В Российском государстве
процессы становления социальной защиты, опеки и попечительства можно
рассматривать в исторической перспективе.
Уже
в древних славянских общинах мы можем обнаружить общинно-родовые формы помощи и
поддержки, «связанные с языческим родовым пространством, в качестве которого
выступает «вервь» – круговая порука. В языческую эпоху через нее была заложена
традиция заботы о слабых и немощных – стариках, детях, женщинах».[1]
В
качестве основных институтов, оказывавших поддержку детям, фактически
сохранявших им жизнь, можно назвать институт детского сиротства. (Сиротами в те
времена называли и детей и стариков, относя их к одной социальной группе). Этот
институт вырос из домашнего рабства, когда в голодные годы детей продавали,
чтобы сохранить им и себе жизнь. Тогда же развился институт приймачества, когда
семья принимала сироту, который вел хозяйство, почитал новых родителей и обязан
был их похоронить. Таким образом, решение проблемы сиротства через приемную
семью возник очень рано и является одной из древнейших форм социального
попечения.
Другой
формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь, когда ребенок переходил
из дома в дом на кормление.
Сироте
могли назначать «общественных» родителей, которые брали его на свой прокорм.
В
системе общественных «помочей» можно выделить сиротские и вдовьи помочи, когда
данная группа обездоленных «снабжалась за счет общества хлебом, дровами,
лучинами».[2]
Таким
образом, в древнейший период славянской истории зарождаются формы помощи и
поддержки, которые в дальнейшем станут основой для христианской модели помощи и
поддержки нуждающимся детям.
Парадигма
помощи и поддержки в период с IX по первую половину XVII
века существенно изменяется. Для этого времени характерны три основные
тенденции: монастырская система помощи, государственная система защиты и первые
светские тенденции благотворительности. «С изменением общественных отношений
система социальной помощи также меняется: общество создает новую ее модель,
соответствующую ее потребностям и представлениям. Система социальной помощи в
период феодализма носила многосубъектный характер и имела полиморфизм экономических
основ».[3]
Первоначальные
тенденции помощи в этот период времени были связаны с княжеской защитой и
попечительством. Князь Ярослав Владимирович, принявший престол в 1016 году,
учредил сиротское училище. Призрение бедных, страждущих, сирот было одной из
главных забот Владимира Мономаха.
В
России среди монастырей и крупных храмов не было таких, которые не содержали бы
больницы, богадельни или приюты. В XIV-XVI
веках основным субъектом социальной помощи детям становится церковь.
Милосердие, естественно, базировалось на религиозных догматах, в первую очередь
о любви к ближнему, как к самому себе. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы
будут».[4] Среди священников
вызывают глубокое восхищение и уважение Преподобный Серафим Саровский, Старец
Амвросий, Сергий Радонежский.
В
этот период еще не сформировался институт детства, общество не воспринимала
детей как ценность. Но все же есть примеры оказания поддержки именно
детям-сиротам, относящиеся к тому времени. Помощь идет не столько от церкви,
сколько от простых мирян, прихода. Поэтому принято выделять особый институт
церковно-приходской помощи сиротам того времени – скудельницы. «Скудельница -
это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий,
замерзших зимой и т.п. При скудельницах сооружались сторожки, куда
привозились брошенные дети. Занимались их призрением и воспитанием скудельники
- старцы и старухи, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и
воспитателя»[5]. Содержались сироты в
скудельницах за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. Люди
приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки. Скудельницы были
своеобразными детскими домами.
К
началу XVI
века, наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности,
в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с
благотворительной деятельностью государства.
С
начала XVII
века происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые
социальные учреждения. Историю призрения детства на Руси связывают с указом
царя Федора Алексеевича, в котором говорилось о необходимости обучения детей
грамоте и ремеслам.
Но
более всего истории известно имя великого реформатора – Петра I,
который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся,
выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными
пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно
свои нововведения.
Впервые при Петре
I детство и сиротство становятся объектом
попечения государства. «Сироты появлялись в результате
стихийных бедствий, войн. Но, прежде всего, сиротами становились «незаконно
прижитые дети». Православная церковь относилась нетерпимо к внебрачным связям и
детям, которых называли «зазорными детьми». В 1682 году нищие безродные дети
выделяются из общего числа нищих. Тем самым государство, с одной стороны,
признаёт то, что дети стали нищими не по своей вине, а с другой стороны,
считает, что дети достойны особой заботы. С одной стороны, общество порицало
безродность, безродительство, а с другой – чувствовало свою ответственность за
решение проблемы»[6]. В начале 18 века открываются
приюты для «зазорных младенцев», куда было приказано брать незаконнорожденных с
соблюдением анонимности происхождения. Малолетние брошенные дети обеспечивались
государством, и в казне были предусмотрены средства на содержание детей и
обслуживающих их людей. Если выросшие, обученные ремеслам дети, теряли
здоровье, душевное или физическое, то они могли вернуться в приюты как в родной
дом.
При
Екатерине Великой открылись воспитательные дома для незаконнорожденных детей.
При
Павле 1 на государственном уровне стали заботиться не только о детях-сиротах,
которых пристраивали в крестьянские семьи, но и о глухонемых детях. В этот же
период начинают создаваться общественные организации, расцветает частная
благотворительность. В 1842 г. начал работу опекунский совет под руководством княгини
Н.С.Трубецкой. Первоначально деятельность совета была сосредоточена на
организации свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без
присмотра родителей. Позднее при совете стали открываться отделения для сирот.
Еще
Петр 1 наказывал за убийство незаконнорожденных детей смертной казнью. К XIX
веку ребенок уже обрел права, независимо от возраста. Ему была от самого
рождения государством гарантирована жизнь.
До
начала XX
века попечение над детьми-сиротами развивалось в рамках светской благотворительности.
Императорские общества собирали пожертвования от частных лиц и передавали их на
воспитание сирот. Особое внимание императрица Мария Федоровна обратила на
Воспитательные дома, детская смертность в которых была ужасающей. Она улучшила
условия воспитания детей, увеличив занимаемые Воспитательным домом
Санкт-Петербурга площади. Императрица открыла новые учебные и благотворительные
заведения. К 1802 году в Москве и Петербурге были открыты женские
учебно-воспитательные учреждения имени Св. Екатерины. В 1807 году основан
Павловский военно-сиротский институт, в 1817 году - Харьковский институт
благородных девиц. Причем начальству предписывалось заботиться не только о
трудоустройстве выпускниц, в основном гувернантками, разбирать их несогласия с семействами,
где они будут жить, печься о выдаче их в замужество, а также ходатайствовать по
делам воспитанниц и после выпуска их из заведения. Император Николай 1 учредил
сиротские институты. Он реорганизовал образование в Воспитательных домах Москвы
и Санкт-Петербурга. Внебрачные дети и дети-сироты получали такое хорошее
образование, что участились случаи, когда родители подкидывали детей в эти
Воспитательные дома, надеясь, что у них будет счастливое будущее.
«Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной
помощи и появление профессиональных специалистов в области общественного
призрения»[7].
В
советский период благотворительность стала сугубо государственным делом.
Поэтому все детские учреждения. В том числе и детские дома, были практически
целиком и полностью на государственном обеспечении. Даже помощь, оказываемая
детским домам в то время, исходила от государственных предприятий или школ.
Сразу после октябрьской революции частная благотворительность была запрещена. С
сиротством в различных его проявлениях боролись государственными силами.
Например, была создана Комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИКе в 1921 году.
Были созданы трудовые коммуны для социализации беспризорных детей, большинство
которых после войн и революций остались сиротами. В 1928 году практика принятия
детей в семьи сделала новый виток. ВЦИК принял постановление «О передаче
воспитанников детских домов и других несовершеннолетних сирот трудящимся в
городах и рабочих поселках». Общая тенденция того времени, как можно быстрее
дать детям рабочую профессию и выпустить их «в жизнь».
К
середине 30-х годов с окончательным утверждением в стране тоталитарного режима
все разнообразие различных видов детских учреждений практически исчезло и было
заменено системой детских домов - интернатов, которая просуществовала до 90-х
годов.
Общее
число детских домов в послевоенные годы постепенно сокращалось. В середине 60-х
правительство приняло решение преобразовать большую часть детских домов в школы
– интернаты, так как у них была большая вместимость. Детские дома потеряли свою
первоначальную неповторимость.
В
1985 году ЦК КПСС и Совмин СССР приняли решение «О мерах по улучшению
обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в домах
ребенка, детских домах, школах-интернатах».
В
1988 г. принято постановление «О создании детских домов семейного типа».
В
начале 90-х государство и правительство стало мыслить проектами и программами.
Одной из самых примечательных программ 90-х является «дети России».
После
70-летнего перерыва Россия возвращается в мировое образовательное
пространство. Изучается зарубежный опыт призрения, воспитания и обучения детей,
издается переводная литература, происходит активный обмен специалистами. «В
современных условиях идет формирование модели социальной работы, отражающей
особенности социальных процессов современной России и использующей опыт и традиции
организации социальной деятельности в сфере призрения и социального
обеспечения»[8].
С
1996 года социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей. Регулируется главным для этой сферы законом № 159 (в ред.
Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от
08.04.2002 N 34-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей». Этот закон четко определяет понятия
«дети-сироты» и «дети. Оставшиеся без попечения родителей».
«Дети-сироты
- лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
Дети,
оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые
остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием
родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских
правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными
(ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением
их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в
виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых
и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания
детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из
воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и
других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без
попечения родителей в установленном законом порядке».[9]
В
этом законе очерчивается круг учреждений, которые занимаются воспитанием и
обслуживанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания населения
(детские дома-интернаты, в частности), учреждения системы здравоохранения (дома
ребенка для совсем маленьких). Эти учреждения, наряду с приемной семьей,
представляют собой еще и выражение форм устройства детей под опеку и
попечительство. В законе утверждается обеспечение детей за счет государства.
Детям лично и их родственниками это не стоит ни копейки. Даже став
совершеннолетними, дети имеют право быть на полном государственном обеспечении,
получая образование. Детям предоставляется бесплатное лечение, проезд,
дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, дополнительные
гарантии права на труд.
Детский дом – это
государственно-общественная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей. Детский дом является государственным образовательным
учреждением. В нем живут и учатся дети от 4 до 18 лет.
Различают
детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18
лет) и смешанного типа. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от
населения, частных лиц, из приемников-распределителей системы МВД.
Основная задача
детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования,
оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и
трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем
по установленным нормам, игрушками, школьными принадлежностями. «Воспитанники
принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном
участке, занимаются в различных кружках, секциях, участвуют в спортивных
соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут быть
возвращены родителям, лицам их замещающим, или направлены для поступления в
ВУЗы, ПТУ, техникумы или на работу»[10]. Все воспитанники
детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей
общеобразовательной школе.
Еще одна
форма устройства детей-сирот – это круглосуточные школы-интернаты.
В них
принимаются:
-
Дети-сироты;
-
дети, отобранные у родителей по решению суда;
-
дети, родители которых лишены родительских прав,
осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также
местонахождение родителей, которых не установлено.
Распространение
получили в России детские дома семейного типа[11]. Семейный
детский дом - семья, взявшая на попечение не менее 5 и не более 10 детей-сирот
либо детей, оставшихся без попечения родителей. Если поступающий в такой
детский дом ребенок достиг 10-летнего возраста, то его обязательно спросят,
хочет ил он жить в этой семье. Такие семьи создаются на несколько лет по
договору. Существует несколько типов семейного детского дома: семья, взявшая
одного или несколько детей; несколько детей, проживающий с воспитателем; семья,
в которой живут и свои и приемные дети и др. Основные задачи семейного
детского дома такие же как и у других детских домов: подготовка к самостоятельной
жизни, обучение. Воспитание и т.д. За деятельностью такого детского дома
наблюдают органы опеки и попечительства, на территории которого находится
данный детский дом.
Детские
деревни (SOS - Киндердорф) - заведение для воспитания
детей - сирот в условиях, приближенных к семейным.
«Детские
деревни SOS, в корне отличаются от детских домов. Так как
ребята живут в условиях максимально приближенным к семейным. В семье шесть –
восемь ребят разного возраста. Каждая семья живет в отдельном коттедже. Однако,
они не изолированы, они ходят в обычную школу, дружат со сверстниками,
занимаются спортом, посещают кружки.
Требования
к претендентам на роль мамы высокие, в частности, она не должна быть замужем
или иметь своих детей. Как всем мамам, женщине надо будет воспитывать детей и
вести домашнее хозяйство. Правда, ей положены выходные, отгулы и отпуск»[12].
Первая
деревня SOS была построена на пожертвования в 1949 году в
Австрии. Основатель детских деревень SOS австрийский педагог
– гуманист Герман Гмайнер.
Сейчас они
уже есть в 130 странах. В России первая деревня SOS в
Томилино, под Москвой в 1996 году. Вторая – в Лаврово под Орлом, и начала работу
2 года спустя. В 2000 году приняла первых воспитанников третья деревня SOS в Пушкине под Санкт – Петербургом.
В
социальной международной практике известным и другие формы устройства, которые
можно классифицировать следующим образом[13]:
«Семейные формы
устройства детей:
-
опека
(попечительство)
Государственно-общественные
формы устройства детей:
-
семейный
детский дом (приемная семья);
-
детские
деревни SOS;
-
временная
приемная семья;
-
фостеровская
(замещающая семья);
-
патронатная
семья
Государственные
формы устройства детей:
-
дом
ребенка;
-
детский
дом;
-
школа-интернат;
-
приют;
-
центры
временного содержания детей».
Таким
образом, к детским домам можно отнести собственно детский дом, детский дом
семейного типа. Отчасти функции детского дома как постоянного места, где
ребенок живет и воспитывается, выполняют круглосуточные школы-интернаты.
Следует
отметить, что обучение и воспитание сирот в специальных учреждениях, например,
в детских домах, всегда сопряжено с огромными сложностями. Основная из этих
сложностей – это отсутствие родителей. Заменить их полноценными приемными –
большая удача для ребенка.
На основании и по
результатам теоретического исследования в Главе 1, можно сделать следующие
выводы:
-
Существует
неоспоримая закономерность: чем более развито общество, тем более оно печется о
тех, кто не может сам себя обеспечить, содержать и образовывать;
-
Институт
сиротства возник у древних славян, как сохраняющий детям жизнь;
-
В
настоящее время главным документам, регулирующим социализацию детей-сирот
является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
-
Детский
дом – это государственно-общественная форма устройства детей-сирот. Основная
задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения
образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к
самостоятельной жизни и трудовой деятельности.
2.1.Проблемы адаптации детей к
условиям детского дома
Дети-сироты, независимо от того, жили ли они в родительской
семье или не помнят этого, вынуждены в силу возраста или иных обстоятельств,
менять место жительства. Например, дети из дома ребенка могут переезжать в
детский дом. Ребенка могут взять опекуны, приемные родители, а потом «вернуть»
обратно. Жизнь ребенка без родителей очень отличается от жизни сверстников,
родители которых заботятся о них. У ребенка в государственном учреждении нет
чувства постоянного дома. «Наши респонденты и документы, находящиеся в
правозащитном фонде Казани, свидетельствуют о том, что некоторым детям
приходилось менять до шести населенных пунктов, включая место рождения и
обучение после окончания школы, четыре или пять детских учреждений.
Домашние связи у сирот разрушаются несколько раз:
1) собственно домашние связи и разлучение с родственниками;
2) домашние связи, когда ребенок начинает считать детское учреждение -
домом, а воспитателей и детей - родственниками.
Подобные переезды оставляют психологическую травму на всю жизнь. Ильгиз
(Казань): «С нами была из Чистополя воспитательница, которую я хорошо помню.
Она с нами была три дня, пожила, ну чтоб мы освоились, и уехала. Когда она
уезжала, я схватился ей за ногу..Не отпускал. Вот это я хорошо помню тоже. Меня
там держали воспитатели, чтобы я отпустил ее. Ну, я считаю как мама уж. После
этого я ее не видел»[14].
Попадая в детские учреждения, дети полностью теряют все родственные связи. В
этих условиях постоянно предъявляются требования к способности ребенка
адаптироваться. «Специалисты отмечают основные типы адаптации человека через
приспособление к существующим обстоятельствам путем врастания в среду или
изменения себя (активность человека в этом случае направляется на лучшее и все
более полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и
личностных ресурсов) и самоустранение, уход из среды, если невозможно принять
ценности окружения как свои и не удалось изменить и покорить окружающий мир (в
этом случае у человека может пропасть ощущение собственной ценности либо
ценности того, что окружает)»[15]. В
связи с «государственным» воспитанием, у детей-сирот образуются некоторые
особенности личности, которые, в известном смысле, создают судьбу. Социальная
дезадаптация, в той или иной форме, как правило, спутник таких детей.
«Дети-сироты - проблемная группа и не только в психологическом плане; лишенные
эмпатийного общения в семье, с близкими людьми, перенесшие жестокое обращение -
это то, что можно считать частью начального капитала, сопровождающего стартовые
позиции. В обычных условиях, как правило, начальный адаптационный потенциал
дает семья: социальный статус, воспитание, здоровье, образование и многое
другое, что не всегда можно измерить, описать, а иногда даже уловить, например,
психологические характеристики»[16].
Существующая
система работы с детьми в государственных учреждениях зависит от множества
факторов социально-психологического, объективного и субъективного характера и
не всегда способствует успешной адаптации личности. Стало уже приметой времени,
когда руководителей или воспитателей детских домов или интернатов судят, в
связи с применением физических наказаний от оскорбления словом до лишения
питания, избиения, помещения в психиатрическую больницу, перевод из обычного
детского дома в коррекционный. В детских учреждениях получают травмы, в том
числе от побоев воспитателей и старших детей, а также производственные. Здесь,
с одной стороны, болезни лечат, но с другой - не долечивают и провоцируют. Все
это может повлиять на дальнейшее физическое развитие ребенка и его умственные
способности. Если для раннего детства, проведенного в государственном
учреждении, удачно найден термин «госпитализм», то сами выпускники
характеризуют его как армия, тюрьма, каторга. Стартовые позиции детей-сирот
обусловлены уровнем психического и физического здоровья, а также воспитанием и
образованием, в том числе полученными в государственном учреждении. «Изучение
рядом исследователей (Л.И. Божович, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых) проявлений
социально-негативного поведения позволило утверждать, что практически все
воспитанники детских домов переносят на себе неблагополучные последствия
пребывания и воспитания в государственных интернатных учреждениях. Учеными
отмечены определенные социально-психологические особенности детей-сирот,
наличие которых, обусловливает развитие девиантного поведения у детей-сирот в
детском доме. К таким особенностям относятся: деструктивная линия решения
конфликтных ситуаций; трудности в построении межличностных отношений; высокий
уровень личностной тревожности; неадекватная самооценка; низкий уровень
самоуправления и самоконтроля; повышенный уровень мотивационной агрессивности»[17].
Кадровый вопрос
в сиротских учреждениях решается значительно сложнее, чем в обычных детских
садах и школах. Это касается, прежде всего, учреждений, находящихся в небольших
отдаленных населенных пунктах. Часто в такие учреждения отправляют
воспитанников с плохим поведением или плохой успеваемостью. Степень открытости
воспитательного учреждения во многом определяет развитие воспитанников. Если у обычного,
свободного, ребенка есть несколько кругов общения: семья, школа (детский сад),
различные кружки и спортивные секции, близкие и дальние родственники, личные
друзья и друзья родителей, соседи, двор и т.д. У ребенка в детском доме кругов
общения значительно меньше, и все они могут быть определены одной территорией и
одними и теми же лицами. В совершенно закрытых учреждениях дети полностью
отгорожены от внешнего мира: живут и учатся в одном здании на изолированной
территории. Вопрос о закрытости учебного учреждения очень близок к вопросу о
возможности выбора, в том числе образования и круга общения. Тюрьму в
воспоминаниях уже выросших сирот как раз и создает это отсутствие выбора, когда
вынужден делать все как все и по расписанию.
«Исследование
показало, что кроме характера, воспитания, здоровья на адаптацию сироты влияет
наличие родственников и отношения, которые с ними формируются. Попадая в
детские учреждения, дети полностью теряют все родственные связи. Братьев и
сестер разлучают, определяют в разные учебные заведения по возрастному цензу,
когда одному из них требуется коррекционное обучение, лечение. Одного из детей
могут перевести в другое учебное заведение в качестве наказания за плохое
поведение или учебу»[18]. Кроме откровенно
жестокого подхода к детям-сиротам, можно констатировать психологическую
неграмотность взрослых, работающих с детьми. В результате неумения или
нежелания учитывать возрастные особенности детей, дети отстают в развитии. Это,
в конечном итоге, сказывается на способности занять достойное место в жизни,
вести себя согласно требованиям закона и морали.
Такая печальная
констатация не говорит о том, что ничего изменить нельзя. Адаптироваться к
насилию или отсутствию выбора, наверно, просто невозможно. Но там, где
дезадаптация вызвана, скорее, психологическими причинами, это сделать можно и
нужно. Детские учреждения укомплектованы социальными педагогами,
педагогами-психологами, грамотными учителями. Со многими детскими домами
поддерживают связь небедные производства и просто добрые люди.
Обобщая, можно сказать, что
социально-психологическими причинами неблагоприятного развития являются:
-
неправильная организация общения взрослых с детьми,
несостоятельность тех его форм, которые доминируют в детских учреждениях,
особенно в домах ребёнка и дошкольных детских домах;
-
в непостоянстве, частой сменяемости взрослых,
воспитывающих детей;
-
в недостаточной работе по формированию игры,
особенно в дошкольных детских домах;
-
в бедности конкретно-чувственного опыта детей,
проистекающей из чрезвычайной сужености окружающей среды;
-
в недостаточно психолого-педагогичеcкой
подготовленности воспитателей детских домов, для ребё и интересов, их
безучастном отношении к детям;
-
В недостатках программ воспитателя и обучение, по
не компенсирующих дефектов развития, вызванных отсутствием семьи;
-
в недифференцированном подходе к детям в процессе
их воспитания и обучения: помещение детей с разной степенью задержек в
психическом развитии в одну группу и обучение их по одним программам.
В качестве
основных подходов, влияющих на адаптацию воспитанников в детском доме и
позволяющих избегать дезадаптации, можно предложить следующие:
-
общая
гуманистическая ориентация персонала детского учреждения;
-
понимание
детства как особой ценности, того, что ребенок нуждается в защите, воспитании,
обучении и имеет право на материальное обеспечение. Просто потому, что он еще
маленький, остался без родителей и его защищает закон;
-
Установка
на помощь детям в «трудной жизненной ситуации»;
-
четкое
понимание возрастных особенностей не на житейском уровне, а на научном; по
данному вопросу исписаны тома; знание новообразований, ведущей деятельности,
возрастных задач, типичных поведенческих проявлений детей разного возраста
необходимо для правильного воспитания;
-
Понимание
того, что «общение со взрослым – необходимое условие психического и личностного
развития ребенка»[19];
-
Выявление
и социально-психологическая работа с личностными трудностями ребенка;
-
Целенаправленное
формирование окружения ребенка, как взрослого, так и детского, на основе
духовных и социальных ценностей;
-
Своевременность
социальной, педагогической и психологической помощи ребенку.
Как отмечено
выше, невозможность приспособления к существующей среде, может вызвать реакцию
избегания, вплоть до самоубийства. Детей-сирот можно отнести к группе риска
дезадаптации, девиации. «Согласно данным, опубликованным в печати, из 15000
выпускников детских государственных учреждений (детей-сирот) в течение года 500
попадают на скамью подсудимых, 3000 становятся бомжами, 1500 кончают с собой»[20].
Дети выходят из
детского дома практически в неизвестность. И хоть государство гарантирует им и
жилье и прописку, многие из сирот реально этого получить не могут. Здесь и
собственное поведение, и желание нечистых на руку людей поправить свои жилищные
дела за счет сирот. Для некоторых закончить учебу – это начать скитаться.
«Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, и это
одна из причин проблем адаптации молодых людей к самостоятельной жизни после
окончания учебного заведения. Кроме этого, большинство сирот сталкиваются с
проблемами трудоустройства, получения жилья, создания семьи»[21].
Еще одной
серьезной проблемой является проблема получения образования. Если городской
ребенок, воспитывающийся в семье, чаще всего получает полноценное школьное
образование, то в детских домах, где предусмотрено обучение, всегда проблемы с
персоналом, с учителями. Часто дети подолгу не изучают какие-нибудь предметы,
потому что некому учить. Выпускники школ-интернатов ограничены как в свободе
выбора учебного заведения, так и в возможности поступления, несмотря на
имеющиеся льготы. Поступить в высшие учебные заведения, особенно на престижные
специальности, сиротам практически невозможно. Сирот неохотно берут даже в ПТУ,
не говоря уже о ВУЗах. Молодые люди из числа сирот, как правило, не
конкурентоспособны на современном рынке труда. А полученные профессии –
невостребованные. В большинстве случаев ограничения с получением специальности
и работы связаны с жилищной проблемой. Закон предписывает выпускнику
государственного учреждения возвращаться по месту рождения, с которым иногда
связан только сам факт рождения (даже подкидышей – по месту нахождения
роддома). Очень редкие случаи, когда молодой человек получает прописку,
постоянное жилье и возможность учиться или работать, когда дети и родители
соглашаются жить вместе по возвращении ребенка из детского учреждения и ведут
более или менее сносное существование.
Сироты, которые
не имеют сведений о своих родных, оставленные в раннем детстве, а также
подкидыши, при окончании школы, в подавляющем большинстве случаев, могут
выбрать только те учебные заведения, а затем только то место работы, где
предоставляют жилье. Данные, опубликованные И.Ф.Дементьевой показывают,
насколько такая несвобода выбора серьезна для выпускников детского дома: «Вот как изменялось отношение в разных группах
сирот (детдомовцы и выпускники) к обретению профессии, нужной людям. Воспитание
в интернате возводит эту ценность в ранг приоритетной (2-е место), а реальная
жизнь корректирует ее значимость в системе ценностей (у выпускников количество
таких ответов почти вдвое ниже). Если у сирот служение людям, обществу -
ценность более значимая, чем личное счастье, то у выпускников и особенно у школьников
семья, супружеская любовь, дети оцениваются выше и занимают на шкале ценностей
2-е место»[22].
После получения
профессии жилищная проблема приобретает новое качество: необходима работа, где
обязательно обеспечат прописку. Но сегодня многие организации не имеют
общежитий. Сироты остаются без прописки, а центр занятости с такими людьми не
работает.
Рано или поздно
сироты оседают в разных общежитиях, в том числе и там, где они жить не должны.
Жилищные проблемы не удается решить не только молодым людям, но пенсионерам.
Среди сирот много бомжей, так же как и людей, совершивших противоправные
действия. После пребывания в местах лишения свободы проблемы адаптации еще
более осложняются.
Жилищная
проблема накладывает отпечаток, а иногда и определяет весь процесс социализации
детей-сирот. Большинство из них получают опыт борьбы за жилье и прописку в
возрасте 14-18 лет. Проходят все ступени «жилищной социализации»: знакомство с
родителями, обращение в судебных органы, администрацию города или районо. В
различные структуры социальной защиты, комиссию по жилищным вопросам. В
некоторых случаях проходят через суд, вымогательство. А также получают негативный
жизненный опыт: бездомность, бродяжничество, пьянство, воровство, проституция,
болезни.
До
окончания школы дети-сироты находятся в одном пространстве – детском
учреждении, разной степени открытости и представляют собой определенную группу
детей, подростков, связанных территориальным единством. Дети каждой группы
(детского учреждения) живут в одинаковых условиях, получают одинаковое
воспитание и образование, имеют один социальный статус – воспитанники. Сироты,
по крайней мере, одного учебного заведения, тяготеют друг к другу и при
окончании школы. Причина того, что дети объединены в группировку «воспитанники
детского дома», заключается в опеке государства и в отсутствии родительской
заботы. Коллективное единство – детское учреждение. После интерната некоторое
время привычка создает иллюзию, что молодые люди вообще не могут жить друг без
друга. Новый коллектив, собственно, как и общество вне детского учреждения –
чужие. «Также будет верным и то, что молодые люди из числа детей-сирот нередко
чувствуют себя в новой ситуации, в новой группе чужаками. На этапе сближения с
новыми группами выпускником государственных учреждений приходится включать свои
адаптивные способности. Если адаптация проходит успешно, то чужак становится
своим, «вписывается» в группу»[23].
Слишком
много фактов говорят о том, что неуспешная адаптация связана как с жизненными
установками самого сироты, так и с отношением к нему со стороны общества.
Отношение таково, что сам факт воспитания в государственном учреждении является
препятствием в жизни.
Несправедливо
будет не сказать о фактах, когда детский дом дает ресурсы для успешной
адаптации воспитанников. Например, дети, которые попали из неблагополучных
семей в городской детский дом, сумели получить образование лучше, чем в
деревенской школе. При современной рыночной экономике детские дома стали, как
могут и умеют готовить детей к жизни.
«Собственные
производства в учреждениях для детей-сирот как способ подготовить ребенка к
рыночным отношениям - такую идею выдвинул ряд детских домов Челябинской
области. По мнению специалистов, сейчас более 90% выпускников учреждений для
детей-сирот испытывают серьезные затруднения при вступлении в самостоятельную жизнь.
Чебаркульский детский дом №1 является одим из лучших в Челябинской области.
Атмосфера в нем максимально приближена к домашней: существуют разновозрастные
семьи, где старшие заботятся о младших, да и у малышей обязанностей не мало.
Навести порядок, помочь приготовить обед, вырастить урожай на собственном
огороде - трудятся все…Единицы выпускников подобных учреждений - ежегодно в
самостоятельную жизнь выходят более четырехсот воспитанников - способны
зарабатывать и ценить каждый рубль. Исправить положение могли бы
производственные мастерские при детских домах и интернатах. Получение первых
денег за связанный свитер или сшитое одеяло дает бесценный опыт для мальчишек и
девчонок, находящихся на попечении государства».[24]
Ощущение
сиротства сопровождает человека на протяжении всей жизни, как бы она не
сложилась. От того, насколько благополучно или неблагополучно сложилась жизнь,
зависит частота воспоминаний о детстве и отождествление себя с референтной
группой сирот. Все свои проблемы сироты заслужено или незаслуженно видят как
результат одиночества, воспитания в детском доме или предвзятого отношения
окружающих.
Очень
часто сироты не отождествляют себя с обществом, окружающими людьми, а
противопоставлять себя им. Получая образование, специальность, создавая семью,
рожая детей и воспитывая внуков, они продолжают называть себя сиротами,
подтверждая теорию о том, что принадлежность к группе – это судьба. Единицы
получают высокий уровень образования, престижную работу.
Большинство
получают рабочую специальность, пополняя базовый и нижний слои общества.
Сегодня рабочая специальность часто отождествляется с неполной рабочей неделей,
простаиванием предприятий. Многие выпускники-сироты прошли через ликвидацию
предприятий, потеряли социальные гарантии трудящихся. При этом многие не имели
и не имеют важных адаптационных ресурсов: материальных и психологических.
Потенциал детей-сирот на изменение, повышение или сохранение прежнего статуса
ниже, чем у остальных граждан.
Проблемы
сироты не решаются до 23 лет, как это предусмотрено законом, но эти проблемы не
решаются даже в старости, даже тогда когда у человека появляется ряд льгот
помимо сиротства.
На
основании всего вышеизложенного в Главе 2 можно сделать следующие выводы:
-
Специалисты отмечают
основные типы адаптации человека через приспособление к существующим
обстоятельствам путем врастания в среду или самоустранение;
-
Дети-сироты в детском доме, по определению, лишены
адаптационного потенциала семьи;
-
Стартовые позиции детей-сирот в жизни обусловлены
уровнем психического и физического здоровья, а также воспитанием и
образованием, полученными в государственном учреждении;
-
Плохие стартовые позиции детей-сирот связаны как с
нарушением в социальной защите и обслуживании, так и в неверных
психолого-педагогических подходах.
Дети-сироты
– это одна из самых обездоленных категорий населения. Отсутствие родительской
заботы невозможно в полной мере компенсировать ничем. Но можно, все же, не
совершать тех ошибок, которые снижают адаптационный потенциал сироты, и
«запускают» его социализацию и адаптацию в неправильное русло. К этому
основному выводу мы пришли, теоретически исследовав проблемы адаптации
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обобщая
результаты нашего исследования, можно отметить, что в истории развития
призрения и попечения над детьми-сиротами в России прослеживается неоспоримая закономерность:
чем более развито общество, тем более оно печется о тех, кто не может сам себя
обеспечить, содержать и образовывать. Институт сиротства известен со времен
древних славян, когда детство не было ценностью, а сурового наказания за
инфантицид не предусматривалось. Он возник как способ сохранения жизни детям. В
разные исторические времена опеку и попечительство над детьми осуществляли
общество, государство и церковь.
В настоящее
время, главным документом, регулирующим социализацию детей-сирот, является
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Одной из
наиболее привычных форм устройства стало общественно-государственное устройство
детей в детском доме. Основные задачи детского дома: создание детям условий для
воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии,
подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Осмысление
качества такой подготовки может производиться в терминах
адаптации-дезадаптации.
Стартовые позиции
детей-сирот в жизни обусловлены уровнем психического и физического здоровья, а
также воспитанием и образованием, полученными в государственном учреждении.
Многие государственные учреждения в силу объективных причин не в состоянии
построить воспитание и обучение детей так, чтобы они могли использовать и
наращивать адаптационный потенциал. Дети-сироты, как правило, ни по уровню
обучения, ни по уровню воспитания, не способны конкурировать с «домашними»
детьми.
Плохие стартовые
позиции детей-сирот связаны как с нарушением в социальной защите и
обслуживании, так и в неверных психолого-педагогических подходах.
1.
Библия. –
М., Российское библейское общество,1994;
2.
Федеральный
закон № 159 (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 07.08.2000 N
122-ФЗ, от 08.04.2002 N 34-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ). –
Режим доступа: www.rg.ru;
3.
«Об
образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей». Типовое положение от 1 мая 1995 г. № 676;
4.
«О
приемной семье». Постановление Правительства от 17 июля 1996 года № 829;
5.
Галагузова
М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов Б.П. Социальная
педагогика.Учеб. пособие для ВУЗов - М., ВЛАДОС, 2001;
6.
Лозовская
Е.Г., Новак Е.С., Краснова В.Г. История социальной работы в России. –
Волгоград, Перемена, 2001;
7.
Назарова
И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот.– Режим доступа: www.ecsocman.ru;
8.
Назарова
И.Б. Дети-сироты. Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация/
под ред. Н.М. Римашевской. - М., РИЦ ИСЭПН, 2002;
9.
Практическая
психология образования / под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1997;
10.
Ромм
М.В., Ромм Т.А. Теория социальной работы. Учебное пособие. – Режим доступа: www.chelyabinsk.rfn.ru
12.
Брускова
Е. Если вместе…: Детские деревни –SOS (история и современность, благотворительность) //Смена, 2000, №2;
13.
Дементьева
И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная
педагогика, 2003, №3;
14.
Дементьева
И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот:
проблемы и перспективы в условиях рынка//СОЦИС, № 10;
15.
Музаева Ю. А. Минимизация проблемных полей в педагогической
профилактике девиантного поведения детей-сирот в детском доме: автореферат
дисс. на соиск. ученой степени канд. педагогических наук. – Омск, 2007;
16.
Назарова
И. Б. Возможности и условия адаптации сирот: В последующей жизни // СОЦИС,
2001, №4;
17.
Назарова
И. Возможности и условия адаптации сирот // СОЦИС, 2001, №3;
18.
Шарин В.
Социальная помощь в средние века//Социальное обеспечение, 2005, №9;
[1] Лозовская Е.Г., Новак Е.С., Краснова В.Г. История социальной работы в
России. – Волгоград, Перемена, 2001, с.12
[2] Лозовская Е.Г., Новак Е.С., Краснова В.Г. История социальной работы в
России. – Волгоград, Перемена, 2001, с.13
[3] Шарин В. Социальная помощь в средние века//Социальное обеспечение,
2005, №9, с.18
[4] Библия. – М., Российское библейское общество, Мф. 5:7, с.6
[5] Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова
Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов Б.П. Социальная педагогика.Учеб. пособие для ВУЗов
- М., ВЛАДОС, 2001, с.30
[6] Назарова И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот, Глава 3–
Режим доступа: www.ecsocman.ru
[7] Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова
Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов Б.П. Социальная педагогика.Учеб. пособие для ВУЗов
- М., ВЛАДОС, 2001, с.31
[8] М.В. Ромм, Т.А. Ромм. Теория социальной работы. Учебное пособие. –
Режим доступа: [9] Федеральный закон № 159 (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N
17-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 08.04.2002 N 34-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от
22.08.2004 N 122-ФЗ). – Режим доступа: www.rg.ru
[10] «Об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей». Типовое положение от 1 мая 1995 г. № 676
[11] «О приемной семье». Постановлении Правительства от 17 июля 1996 года №
829
[12] Брускова Е. Если вместе…: Детские деревни –SOS
(история и современность, благотворительность) //Смена, 2000, №2, с.54
[13] Дементьева И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке
// Социальная педагогика, 2003,
№3, с.71
[14] Назарова И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот, Глава 3–
Режим доступа: www.ecsocman.ru
[15] Назарова И. Возможности и условия адаптации сирот // Социс, 2001, №4,
с.70
[16] Назарова И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот, Глава 3–
Режим доступа: www.ecsocman.ru
[17] Музаева Ю. А.
Минимизация проблемных полей в педагогической профилактике девиантного
поведения детей-сирот в детском доме: автореферат дисс. на соиск. ученой
степени канд. педагогических наук. – Омск, 2007
[18] Назарова И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот, Глава 3–
Режим доступа: www.ecsocman.ru
[19] Практическая психология образования / под ред. И.В.Дубровиной. – М.,
1997, с.24
[20] Назарова И. Возможности и условия адаптации сирот // Социс, 2001, №4,
с.71
[21]Назарова И.Б. Дети-сироты. Россия: 10 лет реформ.
Социально-демографическая ситуация/ под редакцией Н.М. Римашевской. - М., РИЦ
ИСЭПН, 2002, с.212
[22] Дементьева И.Ф. Социальная
адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка//СОЦИС, № 10,
с.65
[23] Назарова И. Б. Возможности и условия адаптации сирот: В последующей
жизни // СОЦИС, 2001, №4, с.75
[24] Агапова О., Дедков К. Детей-сирот подготовят к рыночным отношениям. –
Режим доступа: www.chelyabinsk.rfn.ru