Парапсихология: наука, или псевдонаука?
Введение
Большинство людей узнает на личном опыте, что представления об объектах
внешнего мира возникают при помощи органов чувств. Научное знание объясняет,
как это происходит: мы видим объект, поскольку свет отражается от него и:
попадает в наши глаза; кроме того, научное знание – косвенным образом – устанавливает
условия, некоторые исключают возможность видеть: для видения необходим свет,
следовательно, без него мы не можем видеть.
Личный опыт говорит нам также, что
наши мысли остаются никому не известными, если они не выражены с помощью речи
или действия. Можно угадать мысли другого человека, однако лишь немногие
рискнут утверждать, будто знают их так, как если бы этот человек думал вслух.
Впрочем, встречаются и исключения. Нам кажется, что человек на сцене читает
мысли и видит с завязанными глазами; однако подобные действия относят к
разряду фокусов, причем известно, что фокусник пользуется трюками. Они-то и
позволяют ему делать то, что кажется противоречащим здравому смыслу.
Однако за последние годы публике не раз сообщалось об отчетах, согласно
которым такие способности, как ясновидение и телепатия, были продемонстрированы
в лаборатории в строго контролируемых опытах.
Эти утверждения ставят в тупик тех,
чьи интересы связаны с процессами природы и научным экспериментом. Ведь
оказывается, что составители отчетов путем хорошо поставленных экспериментов и
испытанных приёмов статистического анализа установили реальность феноменов,
противоречащих незыблемым принципам.
На сегодня получены экспериментальные
данные по четырём таким процессам:
1. Телепатия –
восприятие одним лицом мыслей другого лица без какой-либо передачи их по
сенсорным каналам.
2. Ясновидение –
сведения о каком-либо объекте или событии, получаемые без участия органов
чувств.
3. Проскопия – узнавание будущих мыслей другого лица (проскопическая
телепатия) или будущих событий (проскопическое ясновидение).
4. Психокинез – способность воздействовать силой мысли на
физический объект или на событие, например на падение игральной кости.
Поскольку в первых трех процессах участвует акт восприятия или познания и
поскольку эти процессы, согласно определению, не зависят от работы органов
чувств, каждый из них считается разновидностью экстрасенсорного восприятия –
сокращенно ЭСВ.
Мы увидим, что четыре приведенных термина служат – в рамках некоего
систематического языка – новыми названиями старых верований – верований,
которые давно уже относятся н области фольклора и суеверий.
Телепатия – это новое название для
чтения мыслей, ясновидение – для второго зрения, проскопия – для прорицания или
пророчества, а психокинез – новое название для левитации или же для процесса,
посредством которого, например, пытаются обеспечить себе хорошую погоду на
время отпуска, вознося об этом молитвы. Вот почему из упомянутых
экспериментов, если только их можно считать достоверными, следует, что в
область естествознания придется отныне включить многое из того, что в прошлом
рассматривалось как суеверие.
Повышенный интерес к таким верованиям
и привел в конце девятнадцатого века к возникновению психоисследования, т. е.
изучения ЭСВ и родственных ему явлений, как оформленной дисциплины, В ту эпоху
высказывалось множество предположений о новых, загадочных человеческих
способностях. Точь-в-точь как сегодня, тогда были популярны рассказы о
необычайных событиях, которые, казалось, противоречат общепринятым научным
принципам. Всю вторую половину девятнадцатого века, а затем довольно долго и в
двадцатом широко рекламировались спиритические медиумы, которые якобы получали
сообщения от умерших. Необыкновенные достижения этих медиумов вызывали немалый
интерес со стороны науки.
Однако в то время наука в целом
демонстрировала некое единство. Когда какая-либо из дисциплин, скажем
биология, сообщала о новых фактах, они всегда оказывались совместимыми с
остальным, научным знанием.
В сфере чувственных восприятий было
обнаружено, что строение глаза отвечает принципам, известным оптике, а ухо
содержит механизмы, которых можно ожидать согласно акустике. Сообщения
передаются по нервным, волокнам от органов чувств к мозгу, а поведение нервной
системы в целом согласуется с тем, что известно о других физических системах.
Хотя в то время не было ясно, удастся
ли когда-нибудь полностью объяснить психические явления в рамках законов
природы, уже известных науке, человеческое поведение ни в чем как будто не
расходилось с известными процессами. Не было известно, в чем, собственно,
состоят происходящие в мозгу изменения, которые ответственны, скажем, за
память, однако сам процесс запоминания отнюдь не представлялся странным;
аналогичные процессы, такие, как фиксация фотоаппаратом светового изображения
или возникновение заряда в конденсаторе, были вполне понятны. Между тем если бы
некто проявил способность узнавать о событиях до их наступления, то здесь
участвовал бы процесс совсем иного рода, как если бы изображение возникало на
неэкспонированной плёнке.
Если
телепатия представлялась маловероятной, хотя и не невозможной – ведь некое
шестое чувство могло оставаться еще неоткрытым,– то проскопия имела уже
особенности, чуждые науке, ибо здесь эффект предшествует причине.
Не все
ученые скептически относились к сообщениям о случаях, которые казались
паранормальными. Немало видных британских ученых считали, что эти сообщения
содержат нечто, выходящее за пределы ортодоксальной науки. После нескольких
предварительных безуспешных попыток при влечь к этим вопросам, серьёзное
внимание научного мира группа ученых из Кембриджского университета решила, что
пришло время создать научное общество для исследования этих способностей
человека, реальных или предполагаемых, которые представлялись необъяснимыми с
научной точки зрения.
В
результате этого в 1882 году было основано Общество психических исследований с
Генри Сиджуиком (1838-1900), профессором этики в Кембридже, в качестве первого
президента. Американское общество психических исследований было создано через
несколько лет, с выдающимся астрономом Симоном Ньюкомом (1835-1909) в качестве
его президента; сейчас аналогичные группы имеются в 17 странах.