Профессиограмма PR-специалиста
Профессиограмма
специалиста по связям с общественностью (PR
– специалиста)
На языке менеджеров
по персоналу профессиграмма – это документ, содержащий основные
профессиональные требования, на которые должно быть ориентировано развитие
профессиональных качеств человека в ходе овладения им профессией или замещения
должности. В профессиограмме отражаются профессиональные требования,
сформулированные на основе анализа профессиональной деятельности наиболее
успешно работающих специалистов. Как правило, П. содержит: а) модель сотрудника
(профессиональные, деловые, личные качества); б) модель должности (функции,
обязанности, задачи, ответственность и т.д.).
Безусловно, без
профессионально ориентированного обучения невозможно стать специалистом
высокого уровня. В соответствии с государственным образовательным стандартом
высшего профессионального образования, PR-специалист по своему профессиональному предназначению должен:
знать важнейшие
проблемы внутренней и внешней политики России, современных международных отношений;
положения важнейших международно-правовых документов ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ и других
международных организаций, регламентирующих деятельность в области
международной информации, гуманитарного и культурного сотрудничества;
знать историю и современную практику массовой коммуникации и
различные ее виды и формы;
знать историю возникновения и становления связей с
общественностью ("паблик рилейшнз") как сферы профессиональной
деятельности;
уметь устанавливать и постоянно поддерживать необходимые связи
со средствами массовой информации, информационными, рекламными, консалтинговыми
агентствами, агенствами по связям с общественностью, издательствами,
заинтересованными фирмами, государственными и общественными структурами,
партиями и движениями;
владеть навыками организации и управления пресс-центром,
пресс-службой, отделом печати, отделом по связям с общественностью, центром
общественных связей;
уметь устанавливать связи с людьмии организациями,
располагающими важными сведениями, источниками информации;
знать основы конфликтологии и социальной психологии и владеть навыками работы в
кризисных ситуациях;
постоянно изучать аудиторию, учитывать ее настроение;
уметь планировать и организовывать рекламные,
пропагандистские, информационные кампании, владеть навыками социального и
политического маркетинга, уметь организовать и вести протокольно-деловые
мероприятия;
уметь использовать методику и технику проведения опросов
общественного мнения;
свободно владеть риторикой, приемами и методами публичного выступления (знать
основы речи, ее виды, правила речевого этикета и ведения диалога, законы
композиции и стиля, приемы убеждения), владеть навыками литературного
редактирования, умением создать собственное публицистическое произведение,
пресс-релиз;
квалифицированно пользоваться техническими,
телерадиоэлектронными средствами массовой информации, уметь фотографировать,
владеть видео- и компьютерной техникой.
По общей фундаментальной подготовленности PR-специалист отвечает
следующим требованиям:
имеет целостное
представление о процессах и явлениях, происходящих в современном мире, знаком с
принципиальными проблемами современного естествознания, развития науки и
техники, понимает их социально-экономические и политические последствия;
знаком с основными учениями в области политических, правовых
и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально
значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных
видах профессиональной и социальной деятельности;
знает Конституцию Российской Федерации, этические и правовые
нормы, регулирующие взаимоотношения в обществе и между обществом и природной
средой, учитывает их в профессиональной деятельности;
знает основные этапы истории России, ее политики, а также
истории других ведущих государств и цивилизаций мира, понимает смысл и
механизмы исторической преемственности и эволюции ;
знает основные проблемы массовой коммуникации и современных
СМИ, механизмы и закономерности их формирования и развития, основные теории и
концепции, относящиеся к сфере информации, коммуникации и формирования
общественного мнения, умеет применять их выводы, методы и приемы исследования
для анализа проблем, возникающих в ходе его профессиональной деятельности;
знает основные проблемы информационной политики,
национальной безопасности Российской Федерации, владеет методами и приемами их
анализа;
способен к самообучению по завершении учебной программы, к расширению своих
знаний на основе информационных и образовательных технологий;
способен приобретать новые знания, методически и
психологически готов к изменению направления и характера своей профессиональной
деятельности;
умеет на научной основе организовать свой труд, владеет
приемами и методами сбора, хранения и обработки информации, в том числе с
использованием электронно-вычислительной техники, имеет навыки пользования ЭВМ
и прикладными компьютерными программами;
владеет иностранным языком (языками), способен выполнять
функции переводчика, переводчика-референта и продолжать обучение и осуществлять
профессиональную деятельность в иноязычной среде;
владеет культурой мышления и публичного выступления,
способен правильно и логично оформить свои мысли в устной и письменной форме,
участвовать в дискуссиях по профессиональным проблемам;
владеет основами научного анализа и прогнозирования
различных явлений и процессов, умеет осуществлять их качественный и
количественный анализ, способен определять цели специальных исследований и
использовать для их осуществления методы изученных наук, готов к работе над
междисциплинарными проектами;
готов к работе в коллективе, знаком с методами управления,
способен находить и принимать управленческие решения, знает основы
педагогической деятельности.
Специалист PR, в соответствии с общей профессиональной и
специальной подготовкой должен уметь осуществлять следующие виды деятельности:
информационно-творческая;
социально-психологическая;
информационно-коммуникационная;
информационно-управленческая;
рекламно-информационная;
информационно-аналитическая;
информационно-референтская;
культурно-просветительская;
организационно-рекламная;
информационно-социологическая;
научно-исследовательская.
Качества, которые необходимы специалисту PR, условно можно разделить на 3 сферы:
1.
Коммуникативная сфера.
2.
Эмоционально-волевая сфера.
3.
Познавательная сфера.
(Безусловно, такое
разделение является достаточно относительным, поскольку нередко очень сложно
определить, к какой сфере относится то или иное качество. Например, такое
важное качество, как организаторские способности, трудно отнести к какой-то одной
из этих трех сфер, оно является составляющей каждой из них и определенным
образом интегрирует их.)
Перейдем к рассмотрению качеств, составляющих эти сферы.
1.
Коммуникативная сфера.
Эта сфера, по нашему мнению, является основной, т.к. специалисту PR
в постоянно приходится налаживать и поддерживать контакты с
самыми разными людьми, и это умение является ключевым для его профессиональной
деятельности.
Необходимой базой для развития этой сферы является такое качество
человека, как потребность в общении с другими людьми. То есть
изначальное желание быть включенным в межличностное общение, находиться среди
людей, ориентация на совместную деятельность, потребность в привязанности и
эмоциональных отношениях с людьми.
Следующее важное качество – способность к эмпатии. Эта
способность человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их
состояний, т.е. умение поставить себя на место другого человека и способность
к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.
Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так,
если бы они были нашими собственными. Эмпатия способствует сбалансированности
межличностных отношений и наличие этого качества является необходимым условием
эффективной деятельности специалиста PR. Сюда же можно
отнести и умение выслушивать другого человека, способность воспринять точку
зрения другого. Высокий уровень развития этих качеств поможет специалисту PR легче устанавливать контакт с другими людьми, находить решения,
удовлетворяющие потребности обеих сторон.
Важнейшее качество, относящееся к речевой коммуникации - это ораторское
мастерство. Развитие этого качества у специалиста PR необходимо, т.к. овладение навыками публичной речи поможет ему
быстрее и эффективнее воздействовать на аудиторию. Речь – это самое трудно
осуществимое деловое предложение, т.к. продается не продукция, а идеал.
Существует множество приемов завоевания аудитории, правил достижения
эмоциональности выступления. Специалисту PR необходимо не
просто ознакомиться с этими техниками, а отработать их на практике, внести в
свою жизнь и постоянно использовать.
Безусловно, есть люди, про которых говорят, что у них ,,прирожденный
талант оратора,,, но, как показывают многочисленные исторические примеры, благодаря
приемам, методам овладения ораторским мастерством также можно стать весьма
успешным оратором.
Второй уровень коммуникаций, который также необходимо учитывать специалисту
в сфере связей с общественностью – это невербальные коммуникации.
По данным А. Пиза информация в процессе коммуникаций передаётся
словами лишь на 7%, характером звучания и интонацией – на 38% и остальные 55%
информации передаются невербальными средствами – жестами, мимикой, внешним
видом.
Основными характеристиками для невербальных средств общения являются
движение, пространство и время. В процессе личных коммуникаций важное значение
имеет коммуникационно-дистанционные зоны. Это расстояние, на котором люди
привыкли общаться. Нарушение привычной дистанции вызывает дискомфорт у
участников.
Также необходимо отметить ещё такие качества, которыми должен обладать
специалист по связям с общественностью. Это оптимизм, чувство юмора и личное
обаяние – т.е. способность привлекать людей, направлять и удерживать внимание
окружающих и благодаря этому завоёвывать успех.
Существует также технология личного обаяния, которую важно знать и
применять специалисту PR в профессиональной деятельности.
Занятия по физиогномике помогают ,, читать по лицу ’’ собеседника, партнёра на
встречах, переговорах.
От того, насколько развито это качество у специалиста PR, может зависеть многое. Широко известно, что первое впечатление о
человеке хоть и может быть обманчивым, но всё же изначально играет решающую
роль в принятии решения.
2. Эмоционально-волевые качества.
В эту группу входят такие качества, как:
n
самообладание, самоуправление – способность
контролировать свои чувства, поведение в сложившейся ситуации. В работе по
связям с общественностью, как и любой работе, могут случиться различные
ситуации, где человек должен будет сохранить контроль над ситуацией, над собой,
и быстро отреагировать на воздействие и постараться повернуть новую ситуацию в
нужном для себя направлении.
n
эмоциональная уравновешенность – необходимый
контроль за своими эмоциями, проявлениями.
n
активность - проявление заинтересованного отношения
к окружающему миру и к самому себе. Это умение действовать энергично, напористо
при решении практических задач. Качество это является, безусловно важным а
работе специалиста PR .
n
настойчивость – проявление силы воли, упорства,
умение доводить дело до конца.
n
работоспособность – выносливость, способность много
и продуктивно работать. Желание работать долго и внеурочно, если это
необходимо.
n
ответственность – необходимость, обязанность
отвечать за свои поступки и действия. Такое качество, как ответственность
является профессионально важным для любого вида деятельности. И, конечно же,
необходимо в работе с общественностью.
Ещё одно важное качество – потребность в достижениях,
стремление к достижениям, в котором отражена фундаментальная человеческая
потребность – двигаться вперед и достигать поставленные цели.
Так, в результате одного из психологических исследований, на основе
изучения поведения западных бизнесменов по удовлетворению этой потребности был
выделен ряд особенностей:
1)
этим людям наиболее предпочтительнее ситуации, в
которых можно брать на себя ответственность в решении проблем;
2)
они не склонны подвергать себя слишком большому
риску, а ставят перед собой достаточно умеренные цели, стараясь, чтобы риск в
значительной мере был рассчитан и предсказуем;
3)
люди имеющие потребность в достижении цели, хотят
конкретной обратной связи, информирующей их о том, насколько успешно они
справляются с заданием.
Приведённое исследование наглядно показывает значимость этого качества
для успешной работы.
n
Следующее качество – уверенность в себе.
Оно важно в любых ситуациях, особенно проявляется в ситуациях контакта с людьми
равного или более высокого ранга, в ведении переговоров с ними. Сомнительно,
чтобы колеблющийся, неуверенный в себе человек мог вызвать доверие со стороны
других людей и тем более рассчитывать на какие-то формы делового сотрудничества
с ними. А для специалиста PR деятельность и заключается в
постоянном налаживании контактов, проведении переговоров с людьми, организациями.
Поэтому специалист PR должен быть уверен в себе, в своих
возможностях. Для этого у него должна быть, адекватная, но, ни в коем случае,
не слишком завышенная самооценка, это также может помешать налаживанию
контактов.
n
Также важно иметь способность к самокритике, поскольку
это будет способствовать дальнейшему личностному росту.
3. Познавательная, когнитивная сфера.
n
здравый смысл
n
живой, ищущий ум
n
гибкость ума, способность заниматься несколькими
проблемами одновременно
n
внимание к деталям
n
инициативность – особое творческое проявление
активности, выдвижение идей, предложений
n
креативность – способность к творческому решению
задач. Эта важная способность для специалиста PR. «Связи с
общественностью» не являются точной наукой и в деятельности специалиста PR нет раз и навсегда установленных правил и жестко закрепленных рамок
для решения задач. Каждая новая ситуация подразумевает интересное и применимое
лишь к ней творческое решение. Невозможно алгоритм по решению задач, к каждой
из задач специалист PR должен подходить творчески, учитывая
,,плюсы,, и ,,минусы,, такой задачи. Поэтому работа в области PR - возможность в полной мере проявить свои способности и реализовать
творческий потенциал.
Итак, все профессионально-важные качества специалиста PR можно условно разделить на три сферы, при объединении которых
получается теоретический вариант профессиограммы специалиста по связям с
общественностью, основанной на изучении различных теоретических подходах к
анализу деятельности PR.
Мы выделили основные качества, служащие базовыми для развития всех
остальных и в своем исследовании диагностировали именно эти качества.
1.
Коммуникативные способности: потребность в общении,
стремление к людям.
2.
Организаторские способности.
3.
Самообладание, самоуправление
4.
Уверенность в себе.
5.
Адекватная самооценка, критические способности.
Наличие этих качеств служит предпосылкой для развития следующих:
- Способность к эмпатии (в нашем исследовании это качество может
отражать показатель «Направленность на общение»)
- Ораторское мастерство (опыт).
- Оптимизм ( «Направленность на дело» , «Самооценка» )
- Жизнерадостность и чувство юмора ( «Самооценка» ).
- Личное обаяние ( «Направленность на общение» , «Самооценка» ).
- Эмоциональная уравновешенность («Коммуникативные склонности», «Организаторские
склонности).
- Настойчивость(«Направленность на себя»).
- Работоспособность.
- Ответственность.
- Потребность в достижениях.
- Здравый смысл.
- Гибкость ума.
- Инициативность.
- Креативность.
Таким образом, подводя итог и цитируя высказывания ведущих
российских специалистов в сфере PR, можно сказать, что
сегодня от хорошего специалиста по связям с
общественностью требуются такие качества и умения, как коммуникативность, организационные
способности, умение брать на себя ответственность, оперативно принимать решения,
способность к эмпатии, гибкость и вместе с тем твердость, умение находить
компромиссы, харизма, обаяние.
Специалист по связям с общественностью должен быть
широко эрудированным человеком и иметь глубокие и всесторонние познания в таких
областях, как политика, история, социология, психология, литература, экономика,
владеть иностранными языками и иметь хороший стиль письменного изложения.
Кроме того, поскольку PR-специалисты,
владея разными психологическими методиками и технологиями, имеют возможность
влиять на эмоции людей, управлять человеческим сознанием, формировать
общественное мнение такие специалисты должны обладать порядочностью и этикой.
Немаловажную роль играет хороший вкус и культура.
Целью деятельности специалистов PR не должно являться
привлечение внимания потребителя во что бы то ни стало, не считаясь ни с какими
ценностями.
Наконец, специалистам в сфере PR необходимо умение работать в коллективе,
понимать образ мыслей других людей чуткость и толерантность, быть по
возможности открытым и честным, важно приобрести навыки участия в дискуссии,
научиться говорить по существу.
И, конечно, как и в любой сфере деятельности, специалисту PR необходимым реальный опыт работ
для развития всех необходимых качеств и навыков.