Использование различных видов контроля учебной деятельности студентов в вузе
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Кубанский государственный технологический университет
(КубГТУ)
Факультет переподготовки и повышения квалификации
КУРСОВАЯ РАБОТА
по специальным дисциплинам учебного плана программы
«Преподаватель высшей школы»
на
тему: Использование различных видов контроля учебной деятельности
студентов в вузе
Выполнила слушатель группы 08-ПВШ-08
Хунагова
Рузана Аслановна
Работа допущена к защите 2008 г.
Декан ФППК, профессор Ю.Г.
Репьев
Руководитель курсовой работы,
канд. пед. наук, доцент С.В.Кабанова
Нормоконтролер О.С.
Парпалия
Дата защиты Оценка
Члены комиссии проф.
Ю.Г. Репьев
доц. С.В.
Кабанова
доц. Л.А. Корнилова
_____________________________________________ доц.
О.А. Гордиенко
2008 г.
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Кубанский государственный технологический университет
Факультет переподготовки и повышения квалификации
УТВЕРЖДАЮ
Декан ФППК, профессор
____________Ю.Г.
Репьев
______________ 2008 г.
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу
Слушателю программы
дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», группы 08-ПВШ-08
Хунаговой
Рузане Аслановне
Тема
курсовой работы: Использование различных видов контроля учебной
деятельности студентов в вузе
Объем
работы:
а)
Введение ____________________ 3 стр.
б)
Основная часть ______________ 41 стр.
1)
Теоретическая _____________26стр.
2)
Практическая ______________ 15стр.
в)
Заключение _________________ 3стр.
г)
Приложения _________________2 кол-во
Срок
выполнения работы: с 15.09. 08 г. по 05.12.08 г.
Срок
защиты: ____________ 2008 г.
Дата
выдачи задания: ____________ 2008 г.
Дата
сдачи работы: ____________ 2008 г.
Руководитель курсовой работы
_________С.В. Кабанова, канд.пед.наук, доц.
Задание
принял слушатель ____________ ____________2008 г.
Реферат
Курсовая
работа, 48 с., 10 рис., 1 табл., 21 источников, 2 приложения
ВИДЫ
КОНТРОЛЯ, УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ, МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, ФОРМЫ КОНТРОЛЯ, ФУНКЦИЙ
КОНТРОЛЯ, ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Цель курсовой работы –
выявление наиболее эффективных видов контроля учебной деятельности в вузе.
Результаты исследования показали, что
к таким видам контроля относятся:
– тестовый контроль, т.к.
он позволяет выявить способность к узнаванию терминов;
– письменный контроль,
т.к. позволяет предъявлять ко всем одинаковые требования, повышает объективность
оценки результатов обучения и дает возможность в наиболее короткий срок
одновременно проверить усвоение учебного материала всеми студентами группы,
определить направление для индивидуальной работы с каждым.
– включение наиболее
эффективных видов контроля в единую систему обучения.
Новизна курсовой работы
заключается в исследовании различных видов контроля и методика их применения в
процессе преподавания дисциплины «Мировая экономика».
Результаты, полученные в
ходе исследования, могут быть использованы в качестве практических рекомендаций
преподавателям, кураторам, педагогам, зам. деканам по воспитательной работе по
использованию различных, наиболее эффективных видов контроля учебной
деятельности студентов.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...5
1 Общая характеристика учебной
деятельности студентов………………...….8
1.1 Формы и методы учебной
деятельности в вузе……………………....8
1.2 Педагогический контроль
как основная форма организации учебного процесса…………………………………………………………….…11
2 Характеристика различных видов
контроля………………………………....19
2.1 Виды, методы и формы
контроля…………………………………....19
2.2 Наиболее эффективные
виды контроля учебной деятельности студентов в вузе……………………………………………………………….…35
Заключение…………………….………………………………………………....50
Список использованных
источников…………………………………………...53
Приложение А Анкета для
преподавателей……………………………...…….55
Введение
Контроль знаний студентов
является неотъемлемой частью процесса обучения. По определению контроль это
соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его
правильной организации во многом зависят эффективность управления
учебно-воспитательным процессом и качество подготовки специалиста. Проверка
знаний студентов должна давать сведения не только о правильности или
неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой:
соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный
контроль учебной деятельности студентов позволяет преподавателю оценивать получаемые
ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться
поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные
условия для развития познавательных способностей студентов и активизации их
самостоятельной работы на занятиях.
Хорошо поставленный контроль
позволяет преподавателю не только правильно оценить уровень усвоения студентами
изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.
Наша задача проверить не только знания, но и элементы
практического усвоения, ощущения студентами нового материала. Проблема контроля
за учебной деятельностью не нова, и педагогический опыт накопленный в этой
области богат и разнообразен. В этой работе систематизированы накопленные
сведения по проблеме контроля знаний студентов. Эта система сведений применена
при изучении предмета «Мировая экономика».
Изучением данной темы
занимались и занимаются многие ученные в сфере психологии и педагогики. Ананьев
Б.Г., Божович Л.И., Липкина А.И., Рыбак Л.А. и другие занимались исследованием воспитательных
функции оценки, а также влияние ее на формирование самооценки студентов,
интереса и отношения их к изучаемому предмету. Также изучению данной проблемы занимались
ученные В. Сластенин, И.Исаев, Е.Шиянов в своей книге «Педагогика». В этой
работе исследованы все формы, виды, методы контроля учебной деятельности студентов.
Анализ педагогической
литературы и потребностей практики позволил нам сформулировать проблему
нашего исследования следующим образом: каковы наиболее эффективные виды контроля
учебной деятельности студентов в вузе? (на примере дисциплины «Мировая
экономика»).
Решение данной проблемы
составило цель нашей работы. Объект исследования – учебная деятельность
студентов в вузе. Предметом исследования явились различные виды контроля
учебной деятельности студентов и эффективность их использования по дисциплине
«Мировая экономика».
Проблема, цель, предмет и
объект исследования предопределили следующие его задачи:
а) Дать общую характеристику учебной
деятельности студентов.
б) Проанализировать различные виды
контроля, применяемые в вузе.
в) Выявить наиболее эффективные виды
контроля, используемые в процессе преподавания дисциплины «Мировая экономика».
Задачи, решавшиеся нами в
ходе исследования, потребовали применения соответствующих методов. С одной
стороны это был анализ теоретического и фактического материала, накопленной в
избранной нами части науки, а с другой – проведение таких методов, как
наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, анкетирование, интервьюирование,
изучение и анализ различной документации и т.д. Неоднократное сопоставление
данных, полученных различными методами, позволило дать более глубокий анализ
материалов, накопленных в ходе исследования.
Анализ собранных
материалов позволил нам сформулировать общую гипотезу исследования:
наиболее эффективными видами контроля учебной деятельности студентов,
используемые в процессе преподавания «Мировой экономики» является:
– тестовый контроль,
т.к. он позволяет выявить способность к узнаванию терминов;
– письменный контроль,
т.к. позволяет предъявлять ко всем одинаковые требования, повышает
объективность оценки результатов обучения и дает возможность в наиболее
короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми
студентами группы, определить направление для индивидуальной работы с каждым.
– постоянным
стимулированием учебной деятельности студентов с помощью различных видов
контроля;
– включением наиболее
эффективных видов контроля в единую систему обучения.
Новизна настоящего исследования заключается
в исследовании различных видов контроля и методика их применения в процессе
преподавания дисциплины «Мировая экономика».
Практическая значимость
исследования состоит в разработке научно обоснованных рекомендаций кураторам,
педагогам, зам. деканам по воспитательной работе по использованию различных,
наиболее эффективных видов контроля учебной деятельности студентов.
1 Общая характеристика учебной
деятельности студентов
1.1 Формы и методы
учебной деятельности в вузе
Учебные занятия проводятся в виде лекций, консультаций,
семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных и
самостоятельных работ, коллоквиумов и т.д. Все виды учебной деятельности должны
быть обеспечены учебно-методическими материалами, которые могут различаться в
зависимости от метода учебной деятельности.
Основным методом учебной деятельности, направленным на
первичное овладение знаниями, является лекция. Лекция - массовая форма
организации учебного процесса, направленная на формирование ориентировочной
основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Главное
назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к
учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у студентов
ориентиры для самостоятельной работы над курсом. Традиционная лекция имеет
несомненные преимущества не только как способ доставки информации, но и как
метод эмоционального воздействия преподавателя на обучающихся, повышающий их
познавательную активность [11].
Многообразие
в подборе и построении материала и методик изложения лекционного материала
определяется не только особенностями научной дисциплины, но и профилем вуза,
факультета, кафедры. Методика чтения лекций зависит от этапа изучения предмета
и уровня общей подготовки обучающихся, форма ее проведения – от характера темы
и содержания материала.
Педагоги
выделяют три основных типа лекций, применяемых при очном обучении для
передачи теоретического материала: вводная лекция, информационная лекция и
обзорная лекция. В зависимости от предмета изучаемой дисциплины и дидактических
целей могут быть использованы такие лекционные формы, как проблемная
лекция, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, лекция с заранее
запланированными ошибками и др.
Для
организации изучения теоретического материала могут быть использованы следующие
формы лекции:
– Видеолекция.
Лекция преподавателя записывается на видеопленку. Методом нелинейного монтажа
она может быть дополнена мультимедиа приложениями, иллюстрирующими изложение
лекции. Такие дополнения не только обогащают содержание лекции, но и делают ее
изложение более живым и привлекательным для учащихся. Несомненным достоинством
такого способа изложения теоретического материала является возможность
прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным
местам.
– Мультимедиа лекция. Для самостоятельной
работы над лекционным материалом могут быть разработаны интерактивные
компьютерные обучающие программы. Это учебные пособия, в которых теоретический
материал благодаря использованию мультимедиа средств структурирован так, что
каждый обучающийся может выбрать для себя оптимальную траекторию изучения
материала, удобный темп работы над курсом и способ изучения, максимально
соответствующий психофизиологическим особенностям его восприятия. Обучающий
эффект в таких программах достигается не только за счет содержательной части и
дружеского интерфейса, но и за счет использования, например, тестирующих
программ, позволяющих обучающемуся оценить степень усвоения им теоретического
учебного материала.
– Традиционные аналоговые
обучающие издания: электронные тексты лекций, опорные конспекты, методические
пособия для изучения теоретического материала и т.д.
Практическое
занятие - коллективная форма организации учебного процесса, направленная на
закрепление теоретических знаний путем обсуждения первоисточников и решения
конкретных задач, проходящее под руководством преподавателя.
Практические
занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. На этих занятиях
идет осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно
формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной
деятельности. Практические занятия по решению задач могут быть проведены
с помощью электронного задачника или базы данных, в которой собраны типовые и
уникальные задачи по всем основным темам учебного курса. При этом электронный
задачник может одновременно выполнять функции тренажера, т.к. с его помощью
можно сформировать навыки решения типовых задач, осознать связь между
полученными теоретическими знаниями и конкретными проблемами, на решение
которых они могут быть направлены.
Лабораторные
работы позволяют
объединить теоретико-методологические знания и практические навыки студентов в
процессе научно-исследовательской деятельности. Лабораторная работа -
индивидуальная форма организации учебного процесса, направленная на получение
навыков практической деятельности путем работы с материальными объектами или
моделями предметной области курса.
Одной из
основных организационных форм учебной деятельности являются семинарские
занятия, которые формируют исследовательский подход к изучению учебного и
научного материала. Семинарское занятие - форма организации учебного процесса,
направленная на коллективное обсуждение теоретических и методических вопросов
курса. Главной целью семинаров является обсуждение наиболее сложных
теоретических вопросов курса, их методологическая и методическая проработка[15].
Внедрение в
учебный процесс информационных технологий сопровождается увеличением объемов
самостоятельной работы студентов. Это, в свою очередь, требует организации
постоянной поддержки учебного процесса со стороны преподавателей. Важное место
в системе поддержки занимает проведение консультаций, которые теперь
усложняются с точки зрения дидактических целей: они сохраняются как
самостоятельные формы организации учебного процесса, и, вместе с тем,
оказываются включенными в другие формы учебной деятельности (лекции, практики,
семинары, лабораторные практикумы и т.д.).
Это требует
разработки специальных учебно-методических изданий вспомогательного
(справочного) характера, с помощью которых учащиеся могли бы получать
консультативную помощь. К их числу следует отнести: энциклопедии, словари,
хрестоматии, справочники и т.п.
Внеаудиторная
самостоятельная работа студентов относится к информационно-развивающим методам
обучения, направленным на первичное овладение знаниями. Самостоятельная работа
включает собственно самостоятельную работу студентов и научно-исследовательскую
работу, осуществляемую под руководством преподавателя.
В
традиционной педагогике при очном обучении самостоятельная работа включает в
себя чаще всего лишь самостоятельную работу с литературой. С использованием
информационных технологий возможности организации самостоятельной работы
расширяются. Самостоятельная работа с исследовательской и учебной литературой,
изданной на бумажных носителях, сохраняется как важное звено самостоятельной
работы в целом, но ее основу теперь составляет самостоятельная работа с
обучающими программами, с тестирующими системами, с информационными базами
данных [16].
1.2
Педагогический контроль как основная форма организации учебного процесса
Педагогический
контроль является одной из основных форм организации учебного процесса,
поскольку позволяет осуществить проверку результатов учебно-познавательной
деятельности студентов, педагогического мастерства преподавателя и качества
созданной обучающей системы. Внедряемые в настоящее время интенсивные методы
обучения неизбежно ведут к новым поискам в области повышения качества и
эффективности педагогического контроля. При этом формы контроля остаются
практически неизменными.
Ц е л и к о
н т р о л я. Основная
цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов студентов,
в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы
создавались условия для последующего включения студентов в активную творческую
деятельность. Эта цель в первую очередь связана с определением качества
усвоения студентами учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками
предусмотренных программой по предмету. Во-вторых, конкретизация основной цели
контроля связана с обучением студентов приемам взаимоконтроля и самоконтроля,
формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле. В-третьих, эта цель
предполагает воспитание у студентов таких качеств личности, как ответственность
за выполненную работу, проявление инициативы. Если перечисленные цели контроля
знаний и умении реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет
следующие функции: контролирующую, обучающую, диагностическую, прогностическую,
развивающую, ориентирующую, воспитывающую[17].
Ф у н к ц и и
к о н т р о л я. Контролирующая функция состоит в выявлении состояния
знаний и умений студентов, уровня их умственного развития, в изучении степени
усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного
труда. При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего
овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения.
Сравнивается планируемые с действительными результатами, усваивается
эффективность используемых преподавателем методов, форм и средств обучения.
Обучающая функция контроля
заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе
проверки студентов проверяют и закрепляют изученный материал. Они не только
воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.
Проверка
помогает студентам выделить главное, основное в изученном материале, сделать
проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также
обобщению и систематизации знаний.
Сущность диагностической
функции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в
знаниях и умениях студентов в овладении учебным материалом, о числе, характере
ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее
интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего
совершенствования содержания методов и средств обучения.
Прогностическая функция проверки служит
получению опережающей информации в учебно-воспитательном процессе. В результате
проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного
процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для
усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).
Результаты
прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения студента,
допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные проблемы в
системе приемов познавательной деятельности.
Прогноз помогает
получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного
процесса.
Развивающая функция контроля состоит
в стимулировании познавательной активности студентов, в развитии их творческих
способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии студентов.
В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и
мышление студентов. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление
таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.
Сущность ориентирующей
функции контроля – в получении информации о степени достижения цели
обучения отдельным студентом и группой в целом – насколько усвоен и как глубоко
изучен учебный материал. Контроль ориентирует студентов в их затруднениях и
достижениях.
Вскрывая
пробелы, ошибки и недочеты студентов, он указывает им направления приложения
сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает студенту лучше
узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.
Воспитывающая функция контроля
состоит в воспитании у студентов ответственного отношения к учению,
дисциплины, аккуратности, честности.
Проверка
побуждает студентов более серьезно и регулярно контролировать себя при
выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости,
привычки к регулярному труду.
Выделение
функции контроля подчеркивает его роль и знание в процессе обучения. В учебном
процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях.
Реализация выделенных функций на практике дает контроль более эффективным, а
также эффективней становится и сам учебный процесс [7].
Контроль
должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним регулярным и
индивидуальным. Раскроем эти п р и н ц и п ы контроля
подробнее:
а) Целенаправленность
предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели
определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, видов,
методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на следующие
вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно
будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидается эффект от
проведения проверки. При конкретизации целей контроля исходят из целей
воспитания, развития и обучения студентов, которые реализуются на данном этапе
обучения.
б) Объективность
контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые
искажают действительную успеваемость студентов и снижают воспитательное
значение контроля. Объективность контроля зависит от многих факторов. Среди них
выделяют следующие: четкое выделение общих и конкретных целей обучения,
обоснованность выделения и отбора и содержания контроля, обеспеченность
методами обработки, анализа и оценивания результатов контроля, организованность
проведения контроля. От решения этих вопросов во многом зависит объективность и
качество контроля.
в) Под всесторонностью
контроля понимают охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот
принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, и усвоение
учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и
знание студентами отдельных и существенных, фактов, понятий, закономерностей,
способов действий и способов деятельности. При таком обилии проверяемого
материала усложняется методика составления заданий, т.е. предъявляются
повышенные требования к методики выделения и сбора объектов проверки.
г) Под регулярностью
подразумевается систематический контроль, который сочетается с самим учебным процессом
[2].
Индивидуальность контроля
требует оценки знаний, умений, навыков каждого студента.
Т и п ы контроля
знаний учебной деятельности. В зависимости от того, кто осуществляет контроль за
результатами деятельности студентов, выделяют следующие три типа контроля: внешний (осуществляется преподавателем над деятельностью
студента),взаимный (осуществляется студентом над деятельностью сокурсника),самоконтроль
(осуществляется студентом над собственной деятельностью)[13].
Внешний
контроль. В
процессе контроля преподавателем знаний и умений студентов выделяют следующие
компоненты:
а) Уточнение
целей изучения данного отрезка учебного материала и установление конкретного
содержания контроля.
б) Оценка
результатов учебной деятельности студентов.
в) Выбор
видов, форм, способов и средств контроля, соответствующих поставленным целям.
Содержание контроля. Установление содержания
контроля зависит от целей изучения данного отрезка учебного материала.
Существуют различные подходы к описанию целей и содержанию, чтобы они служили
основой для разработки средств для контроля знаний и умений студентов. Рассмотрим
два из них:
1) связан с
указанием тех качеств, которые должны быть присущи сформированным в результате
обучения знаниям и умениям студентов: полноте, глубине, обобщенности,
осознанности.
2) связан с
указанием уровней усвоения знаний и соответствующим им видам деятельности.
Выделяют
следующие уровни усвоения материала: узнавание, запоминание, воспроизведение [1].
Оценка и отметка знаний
студентов.
Процесс контроля знаний и умений студентов связан с оценкой и отметкой. Следует
различать эти понятия.
Оценка – это
процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком.
Для
преподавателя оценка является результатом обработки той информации, которая
поступает к нему в ходе обратной связи в системе преподаватель – студент.
Осуществляя обработку этой информации, преподаватель выставляет студенту отметку,
которая служит количественным выражением оценки. Отметка фиксируется в
документах, отражая уровень достижений студента. В средних специальных заведениях
знания и умения студентов оцениваются по десятибалльной системе.
Оценка имеет
большое образовательное и воспитательное значение. Она является характеристикой
результатов учебной деятельности студента, дает представление о состоянии его
знаний и умений и степени их соответствия требованиям контроля, осведомляет
студента о том, какого мнения о нем преподаватель. Все это корректирует
самооценку студента[3].
Взаимный
контроль. Роль
взаимного контроля качества и эффективности учебной деятельности студентов
трудно переоценить. Он содействует выработке таких качеств личности, как
честность и справедливость, коллективизм. Взаимный контроль помогает
преподавателю осуществить проверку знаний студентов. В высших учебном заведении
сравнительно часто используется взаимная проверка организационной готовности к
паре (констатирующей взаимоконтроль выполнения домашнего задания) и частичная,
эпизодическая взаимопроверка знаний студентов (рецензирование ответов на
занятии, рецензирование письменных работ). Систематическая же проверка знаний,
умений, навыков применяется весьма редко.
Взаимопроверка
знаний значительно активизирует деятельность студентов, повышает интерес к знаниям
и даже нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные
особенности студентов, их взаимоотношение с товарищами [8].
Самоконтроль. Данный тип контроля
формирует критичное отношение учащихся к результатам своей работы,
требовательности к себе. Постоянного внимания преподавателя требует и проблема
воспитания у студентов веры в свои способности. Известно, что многие студенты
(особенно на первых курсах) боятся приступать к решению проблемных вопросов,
процесс решения которых им неизвестен. Иногда проявляется страх перед
трудностями, неумение преодолевать их самостоятельно. Выход здесь только один –
прививать студентам умения и навыки самоконтроля. Это важно с воспитательной,
психолого-педагогической точки зрения. Ведь при этом студенты фактически
участвуют в управлении своей собственной учебной деятельностью. Это порождает у
них удовлетворенность своими занятиями, своей работой, позволяет им поверить в
себя, в свои познавательные способности, открывает простор для творческой инициативы
и самостоятельности [4].
2 Характеристика
различных видов контроля
2.1 Виды, методы и формы
контроля
Многие
педагогические дискуссии об улучшении учебно-воспитательной деятельности
связаны с проблемами контроля знаний студентов. После завершения каждого этапа
обучения и воспитания необходимо узнать, как он пройден, какие результаты
достигнуты, насколько эффективным был процесс, что можно считать уже сделанным,
а что придется совершенствовать повторно. Для выполнения этого безусловно
необходим контроль знаний и умении учащегося, задача которой - проанализировать
процесс и результат развития, обучения и воспитания.
В
и д ы к о н т р о л я. Различают следующие виды контроля: предварительный (входной),
текущий, рубежный (периодический) и итоговый[10].
Основанием
для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на
разных этапах обучения: текущий контроль проводят в процессе усвоения нового
учебного материала, рубежный применяют для проверки усвоения значительного
объема изученного материала (темы, раздела); с помощью итогового контроля
выявляют степень овладения учебным материалом по предмету, ряду дисциплин (на
экзаменах, приеме курсового проекта, защите дипломного проекта). Таким образом,
все эти виды в какой-то степени повторяют логику учебного процесса.
Предварительный или
входной контроль служит необходимой предпосылкой для
успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить
наличный (исходный) уровень знаний и умений студентов, чтобы использовать его
как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На
основании данных предварительного контроля, проводимого в начале года,
преподаватель вносит коррективы в календарно-тематический план, определяет,
каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях с
конкретной группой, намечает пути устранения выявленных проблем в знаниях
студентов. Проверка исходного уровня выполняет и еще одну функцию. Работа по
заданиям тестовой проверки настраивает обучаемого на данную предметную область,
вводит в терминологию, способствует актуализации необходимых знаний, становится
своеобразной стартовой площадкой для работы по новой теме.
Текущий
контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков
студентов. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной
деятельностью студентов и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную
информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого
оперативно вносить изменения в учебный процесс. Другими важными задачами
текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной деятельности;
определение уровня овладения студентами умениями самостоятельной работы,
создание условий для их формирования.
Проведение
текущего контроля – это продолжение обучающей деятельности преподавателя.
Текущий контроль является органической частью всего учебного процесса, он тесно
связан с изложением, закреплением, повторением и применением учебного
материала. Текущий контроль осуществляется во всех организационных формах
обучения. При этом он может быть особым структурным элементом организационной
формы обучения и может сочетаться с самим изложением, закреплением, повторением
учебного материала. Данный контроль может быть индивидуальным и групповым.
При
организации текущего контроля необходимо добиться сознательного, а не
формального, механического усвоения студентами учебного материала.
Текущий
контроль должен занимать небольшую часть учебного занятия, чтобы не приводить к
спешке при изложении нового материала и закреплении полученной информации.
Нельзя
допускать больших интервалов в контроле каждого студента. В этом случае
студенты перестают регулярно готовится к занятиям, а следовательно, и
систематически закреплять пройденный материал.
Периодический
(рубежный) контроль позволяет определить качество изучения студентами учебного
материала по разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько
раз в семестр. Примером рубежного контроля могут служить контрольные работы,
контрольно-учетные и учетно-обобщающие занятия, зачеты по практическим
занятиям.
Периодический
контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний и
приобретенных умений, так как он проводится через продолжительный период
времени и не по отдельным дозам учебного материала. Как уже было сказано, при
этом виде контроля охватываются значительные по объему разделы курса и от
студентов требуется большая самостоятельная конструктивная деятельность. С
помощью периодического (рубежного) контроля обобщается и усваивается целый
раздел (тема), выявляются логические взаимосвязи с другими разделами, другими
предметами.
Рубежный
контроль охватывает студентов всей группы и проводится в виде устного опроса,
небольших письменных, графических, практических работ. Проведение его обычно
предусматривается в календарно-тематических планах работы преподавателей.
Итоговый
контроль направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление
степени овладения студентами системой знаний, умений и навыков, полученных в
процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.
Итоговый
контроль – это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих
достижениях студентов. При подготовке к нему происходит более углубленное
обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет знания и умения
поднять на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений
студентов проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения,
поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения
и навыки.
Итоговый контроль
осуществляется на переводных и семестровых экзаменах, государственных экзаменах,
защите дипломного проекта [4].
М е т о д ы к
о н т р о л я.
Методы контроля – это способы деятельности преподавателя и студентов, в ходе
которых выявляются усвоения учебного материала и овладения студентами требуемыми
знаниями, умениями, навыками[14].
В высших
учебных заведениях основными методами контроля знаний, умений и навыков
студентов являются: устный опрос, письменная и практическая проверки, стандартизированный
контроль и др.
Общее
назначение этих методов заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить
своевременную и всестороннюю обратную связь между студентами и преподавателем,
на основании которой устанавливается, как студенты воспринимают и
усваивают учебный материал. Цели контроля определяют выбор методов, при этом
следует учитывать, что названные методы могут применяться во всех видах
контроля. Необходимо помнить, что только комплексное их применение
позволяет регулярно и объективно выявлять динамику формирования системы
знаний и умений студентов. Каждый метод контроля имеет свои достоинства и
недостатки, область применения, ни один из них не может быть признан
единственным, способным диагностировать все аспекты процесса обучения. Только
правильное и педагогически целесообразное сочетание всех методов способствует
повышению качества учебно-воспитательного процесса.
Устный опрос – наиболее распространенный
метод контроля знаний студентов. При устном опросе устанавливается непосредственный
контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель
получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения
студентами учебного материала.
Устный опрос
требует от преподавателя большой предварительной подготовки: тщательного отбора
содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, которые
будут предложены, путей активизации деятельности всех студентов группы в
процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки.
Различают
фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос. Фронтальный опрос
проводится в форме беседы преподавателя с группой. Он органически сочетается с
повторением пройденного, являясь средством для закрепления знаний и умений. Его
достоинство в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех
студентов группы. Для этого вопросы должны допускать краткую форму ответа, быть
лаконичными, логически увязанными друг с другом, даны в такой последовательности,
чтобы ответы студентов в совокупности могли раскрыть содержание раздела, темы.
С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить
выполнение студентами домашнего задания, выяснить готовность группы к изучению
нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового
учебного материала, который только что был разобран на занятии. Целесообразно
использовать фронтальный опрос также перед проведением лабораторных и
практических работ, так как он позволяет проверить подготовленность студентов к
их выполнению.
Вопросы
должны иметь преимущественно поисковый характер, чтобы побуждать студентов к
самостоятельной мыслительной деятельности. Этому требованию отвечают, например,
вопросы таких видов: на установление последовательности действия, процесса,
способа ( “Что произойдет…”, “Как изменится…”); на сравнение (“ В чем сходство
и различие…” , “Чем отличается…”); на объяснение причины (“Почему…”, “Для
чего…”); на выявление основных характерных черт, признаков или качеств
предметов явлений (“Укажите важные свойства…”, “В каких случаях…”, “Какие
условия необходимы…”); на установление знания того или иного явления, процесса
(“Какое значение имеет…”, “Какое влияние оказывает…”); на объяснение (“Чем
объяснить…”, “Как обосновать…”).
Индивидуальный опрос предполагает объяснение,
связные ответы студентов на вопрос, относящийся к изучаемому учебному
материалу, поэтому он служит важным средством развития речи, памяти, мышления
студентов.
Чтобы сделать
такую проверку более глубокой, необходимо ставить перед студентами вопросы,
требующие развернутого ответа.
Вопросы для
индивидуального опроса должны быть четкими, ясными, конкретными, емкими, иметь
прикладной характер, охватывать основной, ранее пройденный материал программы.
Их содержание должно стимулировать студентов логически мыслить, сравнивать,
анализировать сущность явлений, доказывать, подбирать убедительные примеры,
устанавливать причинно-следственные связи, делать обоснованные выводы и этим
способствовать объективному выявлению знаний студентов. Вопросы обычно задают
всей группе и после небольшой паузы, необходимой для того, чтобы все студенты
поняли его и приготовились к ответу, вызывают для ответа конкретного студента.
Для того чтобы группа
слушала ответ своего товарища, опытные преподаватели используют разные приемы.
Например, студентам предлагается составить план ответа, оценить
(проанализировать) ответ (полноту и глубину, последовательность,
самостоятельность, форму). Можно проводить подобную работу в виде
рецензирования ответа товарища. Эта работа первоначально сложна для студентов,
поэтому их следует обучить элементарным правилам рецензирования,
например, предложить следующий план рецензии: определить полноту ответа, его
правильность, выявит ошибки, недочеты, последовательность (логику) изложения.
Студенты могут предложить свой план ответа. Для подготовки рецензии следует
рекомендовать студентам записывать свои замечания по ходу ответа. В таких
случаях оценить можно не только отвечающего у доски, но и тех, кто участвовал в
обсуждении.
Можно использовать и
такой прием, вызывающий интерес к проверке, как постановка вопросов студенту,
отвечающему у доски. В тех случаях, когда студент испытывает затруднение,
преподаватель предлагает группе задавать вопросы в такой последовательности,
чтобы ответы на них позволили полностью и логично раскрыть содержание
полученного задания.
Для организации коллективной работы
группы во время индивидуального опроса преподаватель может дать и такое
задание, как приведение примеров по тому или иному положению ответа.
Таким
образом, чтобы вызвать при проверке познавательную активность студентов всей
группы, целесообразно сочетать индивидуальный и фронтальный опрос.
Важное
значение имеет умение преподавателя управлять опросом. Оно заключается в умении
слушать отвечающего, наблюдать за процессом его деятельности, корректировать
эту деятельность. Преподаватель не должен торопить или без особой надобности
прерывать студента. Это допускается только в тех случаях, когда студент делает
грубые ошибки, либо отвечает не по существу. Если отвечающий не в состоянии
понять и исправить ошибку, преподаватель вызывает другого студента для ее
исправления. В необходимых случаях целесообразно наводящими вопросами помогать
студенту, не подсказывая ему правильного ответа[12].
Длительность
устного опроса зависит от учебного предмета, вида занятий, индивидуальных
особенностей студентов.
В процессе
устного опроса преподавателю необходимо побуждать студентов использовать при
ответе схемы, графики, диаграммы.
Для углубления
и расширения знаний студентов, можно дать индивидуальные задания
исследовательского характера, например, подготовить сообщение по проблемным
вопросам учебного материала.
Заключительная
часть устного опроса – подробный анализ ответов студентов. Преподаватель
отмечает положительные стороны, указывает на недостатки ответов, делает вывод о
том, как изучен учебный материал. При оценке ответа учитывает его правильность
и полноту, сознательность, логичность изложения материала, культуру речи,
умение увязывать теоретические положения с практикой, в том числе и с будущей
профессиональной деятельностью.
Устный опрос
как метод контроля знаний, умений и навыков требует больших затрат времени,
кроме того, по одному и тому же вопросу нельзя проверять всех студентов.
Поэтому опытные преподаватели в целях рационального использования учебного
времени проводят комбинированный, уплотненный опрос, сочетая устный опрос с
другими методами: письменным опросом по карточкам, с самостоятельной работой.
Все это позволяет при тех же затратах времени проконтролировать работу большого
количества студентов. Так, пока одни работают у доски, другие – решают задачи
на доске, выполняют письменную работу, отвечают на поставленные вопросы с
места.
Письменная проверка
наряду с устной является важнейшим методом контроля знаний, умений и навыков
студентов. Однородность работ, выполняемых студентами, позволяет предъявлять ко
всем одинаковые требования, повышает объективность оценки результатов обучения.
Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно
проверить усвоение учебного материала всеми студентами группы, определить
направление для индивидуальной работы с каждым.
Письменная
проверка используется во всех видах контроля и осуществляется как в аудиторной,
так и во внеаудиторной работе (выполнение домашних заданий). По
продолжительности письменные контрольные работы могут быть кратковременными (7-15
мин.), когда проверяется усвоение небольшого объема учебного материала, и более
длительными, но не свыше одного академического часа.
Для обеспечения
большей самостоятельности в выполнении контрольных работ рекомендуется
предлагать группе несколько вариантов проверочных заданий. При этом трудность
контрольных вопросов и задач для всех вариантов должна быть одинакова. В
отдельных случаях полезно давать индивидуальные задания.
После
проверки и оценки контрольных письменных работ проводится анализ результатов их
выполнения, выявляются типичные ошибки и причины, вызвавшие
неудовлетворительные оценки. При большом количестве однотипных ошибок,
свидетельствующих о недостаточном усвоении многими студентами того или иного
раздела (темы), на занятии следует провести разбор плохо усвоенного материала.
Однако анализ не должен ограничиваться только рассмотрением ошибок. Важное
значение для обучения и воспитания студентов имеет анализ контрольных работ,
выполненных на «9» и «10», с точки зрения полноты и оригинальности предложенного
решения или ответа [9].
Отметим
особенности таких форм письменной проверки, как самостоятельная работа,
диктанты, сочинения и рефераты, самоконтроль и взаимопроверка.
Самостоятельную
работу можно проводить с целью текущего и периодического контроля. При текущей
проверке самостоятельные работы, как правило, не велики по объёму, содержат
задания в основном по теме учебного занятия. Проверка в этом случае тесно
связана с процессом обучения на данном занятии, подчинена ему. При
периодическом контроле самостоятельная работа обычно больше по объему и времени
её выполнения. Широкое применение получили самостоятельные работы с
дидактическим материалом. Своеобразие их в том, что они позволяют учесть
индивидуальные особенности каждого студента.
Рефераты
целесообразны для повторения и обобщения учебного материала. Они не только
позволяют систематизировать знания студентов, проверить умение раскрыть тему,
но играют особую роль в формировании мировоззрения. В процессе подготовки
реферата студенты мобилизирует и актуализирует имеющиеся знания, приобретает
самостоятельно новые, необходимые для раскрытия темы, сопоставляет их со своим
жизненным опытом, четко выясняет свою жизненную позицию. При проверке этих
работ обращает внимание на соответствие работы теме, полноту раскрытия темы,
последовательность изложения, самостоятельность суждений.
Наряду с
аудиторными письменными работами используют и домашние контрольные работы, над
которыми студенты работают несколько дней (10-15), так как по содержанию они
обычно охватывают большой раздел учебной программы. Выполнение их требует
серьезной самостоятельной работы с книгой и другими материалами.
Практическая
проверка занимает
особое место в системе контроля. Основные цели обучения студентов в высших
учебных заведениях – не только усвоение ими определенной системы знаний, но
главным образом формирование профессиональной готовности решать практические
задачи. Практическая проверка позволяет выявить, как студенты умеют применять
полученные знания на практике, насколько они овладели необходимыми умениями и
навыками.
Широкое
применение для контроля находят профессиональные задачи (технологические,
диагностические, экономические, педагогические и др.), деловые игры,
подобранные в соответствии с требованиями квалификационной характеристики
специалиста. Они позволяют наиболее объективно определить уровень готовности
студента к практической деятельности, сформированность таких важнейших
интеллектуальных умений, как анализ и синтез, обобщение, сравнение, перенос
знаний, использование знаний в нестандартных ситуациях.
Практическая
проверка – это ведущий метод контроля в период производственной практики.
Контроль знаний, умений, навыков осуществляется как в ходе выполнения
студентами конкретной производственной деятельности, так и по её результатам.
За последние
годы значительно активизировалась работа по совершенствованию методов и средств
контроля. Поиски нового привели к применению во многих учебных заведениях
тестового контроля усвоения, а также опроса с помощью контролирующих устройств
и комплексов, позволяющих иметь регулярную «обратную связь» от обучаемых к
обучающему. [1]
Стандартизированный
контроль
предусматривает разработку тестов. Тест состоит из двух частей – задания и эталона.
Задание выдается студентам для выполнения, эталон представляет собой образец
правильного и последовательного выполнения задания. Сравнивая эталон с ответом
студента, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала.
В педагогической практике тестовая
проверка знаний осуществляется в форме ответов студентов на различные вопросы,
записанные на специальных карточках-заданиях. Правильность ответа можно
проверить двумя способами: с помощью машинного и безмашинного контроля.
При машинном
контроле ответы кодируются и вводятся в контролирующее устройство, где они
сравниваются с эталонами, и машина на основе заданного критерия выдаёт оценку.
При безмашинном
контроле ответы студента на вопросы заданий тоже кодируются, но проверяет
ответы преподаватель при помощи различных приспособлений – шаблонов.
Тестовый
контроль дает возможность при незначительных затратах аудиторного времени
проверить всех студентов группы. Основной недостаток этого контроля – ограниченность
применения: с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность
студентов (знакомство с учебным материалом и его воспроизведение), поэтому он
наиболее применим в процессе текущего контроля.
Несмотря на
большое разнообразие характера заданий, применяемых при стандартизированном
контроле, с точки зрения структуры их можно свести к двум основным типам
вопросов: к избирательным, основанным на таких видах деятельности студента, как
узнавание, припоминание, и конструируемым, основанным на припоминании и
дополнении.
Наибольшее
применение в связи с простатой анализа и легкостью технической реализации ввода
ответов в контролирующие устройства получили избирательные задания. К каждому
вопросу подобного задания предлагается несколько ответов на выбор, студент
должен найти среди них правильный. Среди избирательных заданий можно выделить
альтернативные, множественного и перекрестного выбора.
Альтернативные
задания применяю в тех случаях, когда на предложенный вопрос студент должен
ответить «да» или «нет». В связи с большой вероятностью угадывания ответа
альтернативные задания используют реже других избирательных заданий.
Задания
множественного выбора предполагают выбор одного ответа из нескольких
(пяти-шести). Среди них могут быть и такие: «не знаю», «нет правильного
ответа». Эти задания широко применяют в связи с тем, что ответы на них могут
быть введены в современные технические средства обратной связи. Большинство
контролирующих устройств, применяемых в средних специальных учебных заведениях,
рассчитаны на задания именно такого типа.
Задания
перекрестного выбора, или задания на сопоставления, состоят в установлении
соответствия между несколькими вопросами и несколькими ответами, записанными в
произвольном порядке.
Задания с
конструируемыми ответами выполняется путем внесения дополнений, формул,
определений и т.п. В тексте заданий имеются соответствующие пропуски, куда
студенты записывают ответы в словесной формальной, числовой форме. Тестовый
контроль в силу своей ограниченности не позволяет проверить развернутый
смысловой ответ, характеризующий продуктивную творческую деятельность студента,
уровень его развития, логику профессионального мышления. Поэтому применять этот
метод следует в органическом единстве с устной, письменной и практической
проверкой знаний, умений и навыков [6].
Совокупность
названных методов контроля позволяет получить достаточно точную и объективную
картину состояния обучения студентов.
Ф о р м ы к о н т р о л я.
Учебные планы и программы высших профессиональных учебных заведений
предусматривают следующие формы организации контроля знаний и умений студентов:
обязательные контрольные работы, зачеты, квалификационные испытания, защиту
курсовых и дипломных проектов (работ), семестровые, а также государственные
экзамены.
Проверка
осуществляется в различных формах итогового контроля, во многом определяется
характер контрольных заданий и информацией заключенной в них. Все это требует
тщательного, обоснованного отбора заданий.
Задание всегда
должно отражать цели изучения того или иного предмета при подготовке
специалиста, соответствовать требованиям учебных программ. Контрольные
работы проводятся, как правило, после завершения изучения тем или узловых
вопросов, особо значимых для усвоения других учебных предметов, важных для
овладения приобретаемой специальностью, наиболее сложных для понимания студентов.
Зачет как итоговая форма
контроля применяется главным образом в период производственной практики. По
результатам учебной, производственной технологической и производственной
преддипломной практики студенты получают зачет с дифференцированной оценкой.
Зачет
служит также одной из форм контроля за выполнение лабораторных и практических
работ, предусмотренных учебным планом и программами.
Курсовое и
дипломное проектирование наряду с обучающей функцией выполняет в учебном процессе и функцию
контроля, является важнейшей формой проверки овладения студентами теоретическими
знаниями, практическими умениями и навыками.
Дипломное
проектирование, являясь завершающим этапом обучения и заключительной формой
контроля, обеспечивает наиболее глубокую и системную проверку подготовленности
студентов к профессиональной деятельности.
Семестровые
экзамены являются ведущими, наиболее значительными формами контроля. В ходе
их проводится итоговая проверка результатов учебной деятельности студентов по
изучению конкретной дисциплины, выявляется уровень сформированности знаний и
умений.
Государственные
экзамены – заключительная форма контроля, направленная на комплексную
проверку подготовки будущего специалиста к работе, на определение степени
овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с характером профессиональной
деятельности [5].
2.2 Наиболее эффективные
виды контроля учебной деятельности студентов в вузе
С целью выявления
наиболее эффективных видов контроля учебной деятельности студентов были проведены
исследования. Была составлена анкета и методом опроса преподавателей и
студентов сделаны определенные выводы. В опросе принимало участие 10
преподавателей и 20 студентов. По результатам анкетирования были составлены
следующие диаграммы. (приложения А, Б)
Рисунок 1 - Наиболее часто используемые преподавателями виды контроля
учебной деятельности студентов
Из
диаграммы 1 видно, что наиболее предпочтительным видом контроля для
преподавателей является текущий контроль(56,25 %), второй по предпочтению –
итоговый контроль(25 %), и менее предпочтительны входной и рубежный виды
контроля.
На
вопрос, всегда ли в начале каждого семестра Вы проводите входной контроль? 30 %
преподавателей ответили – да, а остальные 70 % - нет.
На
вопрос, считают ли преподаватели, что текущий контроль необходимо проводить
систематически, 90 % посчитало, что нужно, а 10 % - не обязательно. На этот же
вопрос, студенты ответили, да – 80 %, нет – 20 %.
Рисунок 2 –
Отношение к важности входного контроля в начале семестра
При выявлений пользы текущего
контроля для студентов, были получены следующие результаты: мнения
преподавателей: дисциплинирует студента – 20 %, систематизирует знания – 60 %,
позволяет оценить педагогический уровень преподавателей – 20 %. Мнения
студентов: систематизирует знания – 70 %, дисциплинирует студента – 17 %,
никакой пользы – 13 %.
Рисунок
3 – Определение пользы текущего контроля
В результате анкетного опроса было
выявлено, что наиболее эффективным методом контроля, по мнению преподавателей,
является только грамотное сочетание устного и письменного контроля – 70%. А
опрос студентов показал, что для них наиболее эффективным методом контроля
является письменный опрос – 50% опрошенных.
Рисунок
4 – Наиболее эффективные методы контроля по мнению преподавателей
Рисунок 5 – Наиболее эффективные методы
контроля по мнению студентов
С помощью
анкетного опроса были выявлены преимущества и недостатки тестового контроля.
Преподаватели считают, что единственным преимуществом тестового контроля
является экономия времени – 100 % опрошенных. Недостатками, по мнению
преподавателей, являются, элемент случайности – 40 % опрошенных, не обоснованность
ответов – 60 %.
По мнению
студентов, наибольшим преимуществом тестового контроля является то, что даны
варианты ответов. Так посчитало 90 % опрошенных студентов, и 10 % считают, что
преимущество в экономии времени. Недостатками же для студентов являются:
элемент случайности – 40%, необъективность оценки знании – 30 %, некорректность
поставленных вопросов – 20 % и нет недостатков – 10 %.
Рисунок
6 – Преимущества тестового контроля
Рисунок 7 – Недостатки
тестового контроля
Из данных
диаграмм видно, что мнения преподавателей и студентов расходятся. Как по поводу
преимуществ, так и по поводу недостатков тестового контроля.
На вопрос
анкеты о наиболее эффективных формах итогового контроля, были получены
следующие ответы. 53,9% преподавателей считают, что наиболее эффективной формой
итогового контроля является экзамен, 30,8% - зачет и 15,4% считают, что
коллоквиум.
По мнению
студентов, наиболее эффективная форма контроля это коллоквиум. Так считают 70%
опрошенных, на втором месте стоит экзамен, и на третьем – зачет.
Рисунок
8 – Наиболее эффективные формы контроля учебной деятельности
Для
подтверждения наших гипотез о наиболее эффективных видах контроля был проведен
эксперимент. Для этого были взяты две, совершенно похожие по специальности и
году обучения, группы. В первой, экспериментальной группе, систематически
проводился контроль учебной деятельности с помощью различных методов контроля.
Во второй, контрольной группе, контроль проводился от случая к случаю. Также, в
экспериментальной группе, вместо пятибалльной системы оценки знаний
использовалась рейтинговая система. Наблюдения проводились в течении одного
семестра на предмете «Мировая экономика». В конце семестра по плану был
экзамен.
В обеих группах семестр начался с предварительного контроля
знании методом тестирования. Результаты и в первой и во второй группе были
почти одинаковыми. Средний балл в обеих группах был равен 3,6.
В первой группе на каждом практическом занятии проводился
устный опрос. Методом индивидуального и фронтального опроса преподаватель
закреплял, а в конце пары обобщал, пройденный материал. В конце каждого раздела
студенты проходили рубежный контроль, с помощью различных методов и форм
контроля. Таких как устный (доклады, сообщения) и письменный(контрольные и
тестовые работы). В экспериментальной группе оценка знаний проводилась методом
накопления баллов, т.е. рейтинговым методом. Благодаря данной системе оценки
знаний, студенты старались не пропускать занятия и систематически работать на
парах. Что автоматически способствует восприятию и усвоению знаний полученных
на занятиях.
Во второй группе не было никакой системы обучения. Опросы
проводились от случая к случаю, что позволяло студентам расслабляться и
пропускать лекционный материал. За весь семестр, в группе был проведен всего
один тестовый контроль.
В конце семестра и контрольная и экспериментальная группы
сдали итоговый экзамен в письменной форме. Результаты экзамена показали, что
экспериментальная группа по уровню знаний, по предмету «Мировая экономика»,
была сильнее, чем контрольная. Средний балл по итогам экзамена в контрольной
группе был равен 3,8 баллов, а в экспериментальной 4,74. Отсюда четко видно,
что экспериментальная группа усвоила на 30% материала лучше, чем контрольная. А
также опрос студентов экспериментальной группы выявил, что рейтинговая система
оценки знаний объективнее и интереснее, чем пятибалльная система. Еще одним
большим плюсом, по мнению и преподавателей и студентов, является то, что 100
бальная система оценки знаний стимулирует студентов к активной учебной деятельности
с начала семестра.
Данные исследования в очередной раз подтверждают наши
гипотезы о необходимости различных видов контроля в учебном процессе. И только
грамотное и правильное сочетание методов контроля позволит качественно улучшить
знания студентов.
Результаты проведенного опроса выявили, что такая форма
контроля над учебной деятельностью, как экзамен и зачет почти изжили себя. В
связи с этим, предложена другая, более современная и объективная, форма оценки
знании – рейтинговая система.
Изменение
образования в соответствии с современными запросами общества должно
сопровождаться изменением стратегии обучения, и, соответственно, способов
оценки достижений студентов. Другими словами, сегодня необходимо создать
благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала
всех участников образовательного взаимодействия.
Обучение может быть результативным только тогда, когда учебная работа
систематически и глубоко контролируется, когда сами студенты постоянно видят
результат своей работы. При отсутствии такого контроля в процессе усвоения
учебного материала студенты не знают подлинного уровня своих знаний, слабо
представляют свои недоработки.
Недостатки
традиционного семестрового контроля, который применяется сегодня в высшей
школе, хорошо известны: он слабо стимулирует текущую работу «массового»
студента, провоцирует многих надеяться на «авось», на «счастливый билетик».
Напротив, добросовестных студентов на экзамене может подстеречь неудача.
Внутрисеместровая аттестация студентов зачастую носит формальный характер, не
стимулируя работу студента. И, наконец, нельзя не отметить пресловутый
«субъективизм». Каждый из экзаменаторов имеет свое суждение
о знаниях отвечающего, свои методы и критерии оценки. Количество дополнительных
вопросов и их сложность зависят от экзаменатора, что также оказывает влияние на
общий результат.
Стремление
к более гибкому и эффективному, стимулирующему студентов «количественному
измерению» качества знаний студентов привело в некоторых вузах к введению
параллельных систем оценок. К их числу относится рейтинговая система оценки
знаний (РСОЗ).
Рейтинг (от английского rating – уровень, разряд) – это
индивидуальный числовой показатель. Рейтинговая оценка системы знаний
предполагает систему накопления условных единиц (баллов) знаний в течение всего
аттестуемого периода. В зависимости от количества баллов, полученных за каждый
выполненный вид учебной деятельности, студент по завершении курса получает
достаточно адекватную совокупную оценку. Такой подход позволяет в комплексе
оценить прилежание студента, его учебную активность и уровень усвоения
материала.
Рейтинговая
система нацелена в первую очередь на повышение мотивации студентов к освоению
образовательных программ путём более высокой дифференциации оценки их учебной
работы.
Как
показывает анализ многих исследований, рейтинговая система имеет целый ряд
преимуществ. Главными из них являются следующие:
– стимулируется познавательная активность
студентов, повышается ритмичность их работы;
– формируется ответственное отношение и
своевременность выполнения заданий;
– возникает мотивация к выполнению заданий более
высокого уровня;
– возникает заинтересованность во внеаудиторной
работе;
– снижается количество немотивированных пропусков
аудиторных занятий;
– появляется возможность выбора индивидуальной
образовательной тактики для студентов с различными способностями, возможностями
и потребностями;
– сводится до минимума субъективизм и
непредсказуемость в оценке знаний студентов;
– устраняются экзаменационные стрессовые
ситуации.
Преимущества
рейтинговой системы хорошо осознаются и самими студентами. Так, нами был
проведён опрос среди студентов 2 и 3 курса с целью выявить их отношение к
данной системе (объём выборки составил 102 человека). Абсолютное большинство
студентов (85,2 %) положительно относятся к рейтинговой системе оценки знаний,
10,7 % выразили отрицательное отношение, 3,9 % затруднились с ответом.
Рисунок 9 – Отношение студентов к
рейтинговой системе контроля
Применение рейтинговой
системы, по мнению опрошенных студентов, стимулирует работу в семестре (40,2 %),
позволяет более объективно оценивать знания (13,7 %), создаёт заинтересованность
в самостоятельной работе, участии во внеаудиторной работе (10,8 %). Но,
безусловно, при рейтинговой системе основным стимулом становится возможность
быть освобожденными от семестрового экзамена (64,7 %).
Рисунок 10 – Преимущества
рейтинговой системы по мнению студентов
Одно из обязательных
условий рейтинговой системы – это её открытость. Максимальный рейтинговый балл
(МРБ) доводится до студентов в начале семестра. Одновременно студенты
знакомятся с «правилами игры»: реальным рейтинговым баллом, соответствующим
каждой из положительных оценок, и минимальным количеством баллов, ниже которого
оценка их деятельности становится неудовлетворительной. Преподаватель ведёт
учёт реального рейтингового балла индивидуально и по окончании семестра
выставляет итоговую оценку по совокупности проделанной студентом работы. При
этом студенты получают возможность осуществлять самоконтроль, корректировать
свою работу, становясь тем самым активным субъектом учебного процесса.
Рейтинговая система
наиболее успешно реализуется на основе модульного построения учебного
материала, определении образовательного стандарта по данной теме, а также
уровней возможных достижений.
Проблемным вопросом в
реализации рейтинговой системы оценки знаний остаётся шкала оценок. При
формировании рейтинговой системы крайне важно методически точно оценить каждый
вид учебной работы соответствующим числом баллов и установить рейтинг,
соответствующий тому или иному уровню знаний.
Оценка по каждой
дисциплине (философия, социология, политология) определяется по 100-бальной
шкале как сумма баллов, набранных студентом в результате работы в семестре. При
этом для определения рейтинга вводятся обязательные и дополнительные баллы.
Обязательными баллами оценивается посещение лекционных занятий, работа на
практических (семинарских) занятиях, выполнение контрольных работ, рефератов,
предусмотренных учебным планом.
В величине семестрового
рейтинга непосредственно учитываются достижения студента сверх учебного плана.
Рейтинговая система позволяет студенту компенсировать часть «потерянных» баллов
с помощью дополнительных баллов, которые назначаются, например, за участие в
научно-исследовательской работе, выступление на конференции, участие во
внеаудиторных мероприятиях и т.д. Эта система оставляет место и для
преподавательского поощрения. Так, например, мною используется право дать
студенту «надбавку» за отношение к учёбе (отсутствие пропусков, активность на
занятиях, участие во внеаудиторных мероприятиях) в пределах 5% максимального
семестрового балла. Однако необходим коэффициент соответствия обязательных и
дополнительных баллов.
Общий балл по текущей
успеваемости складывается из следующих составляющих (Rтек):
–
посещение лекционных занятий – до 10 баллов (10%);
–
работа на практических занятиях (максимальная оценка за ответ – 10 баллов);
–
выполнение контрольных работ, рефератов (по учебному плану) – до 10 баллов.
В совокупности текущий
рейтинг составляет 70% от итогового рейтинга. В качестве базовой оценки знаний
используется оценка работы студента на практических занятиях. Рейтинг текущей
контрольной работы равен рейтингу работы на практическом занятии. Наряду с
текущим применяется рубежный рейтинг (Rруб) оценки
знаний студентов, который служит для оценки объёма и уровня усвоения студентом
учебного материала одного модуля дисциплины. Рубежный контроль проводится в
тестовой форме и рассчитывается по формуле: Rруб = 15×2. В случае низкого результата проводится
повторное тестирование. Проведения рубежного контроля необходимо для
систематизации знаний и формирования целостного представления об изучаемом
материале.
Rитог = Rтек + Rруб = 100
Индивидуальный
максимальный рейтинг студента складывается следующим образом: Rmax = Rтек + Rруб + Rдоп
Рейтинговая система
оценки знаний позволяет расширить диапазон качественных характеристик знаний
даже внутри оценки за счёт их интервальных ограничений, что позволяет, в
конечном счёте, определять в соответствии с индивидуальным рейтингом студента
объём, уровень и метод педагогического воздействия.
Рейтинговая система
предусматривает поощрение студентов за систематическую работу в семестре
обеспечением возможности получения семестровой оценки без сдачи экзаменов или
зачётов (табл. 1). В то же время итоговый рейтинговый балл, полученный
студентом в семестре, - это не приговор. В случае несогласия студента с
итоговой оценкой, он имеет право сдавать экзамен в обычном порядке.
Таблица 1 Пятибалльная шкала оценок для экзаменов
(зачётов) автоматически
Классификационная оценка
|
Интервалы семестровых рейтинговых
баллов для экзаменов (зачётов) автоматически
|
отлично
|
91-100
|
хорошо
|
76-90
|
удовлетворительно
|
60-75
|
зачтено
|
60-100
|
|
|
При невыполнении на день
промежуточной аттестации (экзамен или зачёт) контрольных работ, рефератов,
предусмотренных учебным планом, студент не допускается к зачёту или экзамену по
соответствующей дисциплине. При любом количестве баллов, полученных в процессе
текущей аттестации, в экзаменационную ведомость ему проставляется «не допущен»
и образуется задолженность. Баллы за невыполненные и сданные после последнего
дня занятий задания, определяющие допуск к экзамену, не начисляются.
Ведение рейтинговой
системы связано с выполнением большого объёма вычислений, что является,
пожалуй, её основным недостатком. Применение рейтинговой системы в рамках
только одной (или нескольких) дисциплины не позволяет использовать её потенциал
в полном объёме. Однако перевод всех учебных дисциплин на «рейтинг» потребует
пересмотра некоторых, считающихся незыблемыми, традиций организации учебного
процесса в вузе.
Возможности рейтинговой
системы достаточно велики. Сравнительно быстро обнаружилось, что в условиях
рейтинговой системы весьма существенно снизилось количество немотивированных
пропусков занятий. К положительным результатам внедрения рейтинга можно отнести
и интенсификацию научно-исследовательской и внеаудиторной работы. Эта методика
позволила резко уменьшить число студентов, не выполнивших учебный план на конец
семестра. Постоянно возрастает число студентов, получающих экзаменационные
льготы. Главное, что рейтинговая система стимулирует студента на
самостоятельное глубокое изучение предметов. Приведу только некоторые оценки
самих студентов данной системе: «легче учиться»; «обеспечивает стабильность
работы в семестре»; «даёт чёткое представление о результатах работы в
семестре»; «возникает стимул к учёбе» и т.п. И даже аргументы «противников»
применения рейтинговой системы на всех дисциплинах (таковых оказалось 34,3 %)
звучат, скорее, как аргументы в её защиту. По сути, все высказывания можно
свести к одному: «мы против, так как придётся много работать в семестре».
Таким образом,
применение рейтинговой системы оценки знаний позволяет на практике реализовать
основополагающие принципы контролирования и оценивания знаний: объективность,
системность, наглядность. Мы рассматриваем рейтинговую систему не только
как контроль знаний, но и как средство управления профессионально-личностным
развитием студентов. Рейтинговая система оценивания создаёт выгодные условия
для учёта индивидуальных особенностей студента, содействует систематическому
усвоению знаний. Следовательно, растёт заинтересованность и успешность
студента, что делает процесс обучения более эффективным.
Заключение
Систематический контроль
знаний и умений студентов – одно из основных условий повышения качества
обучения. Преподаватель в своей работе должен использовать не только
общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос
у доски и т.д.) но систематически изобретать, внедрять свои средства контроля.
Умелое владение преподавателем различными методами контроля знаний и умений
способствует повышению заинтересованности студентов, обеспечивает активную
работу каждого студента. Контроль для студентов должен быть обучающим.
В результате
проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные
особенности студентов, повышается уровень подготовки к занятию, что позволяет
своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях студентов. Хорошо
поставленный контроль позволяет преподавателю не только правильно оценить
уровень усвоения студентами изучаемого материала, но и увидеть свои
собственные удачи и промахи. Это положение подтверждается результатами
настоящего исследования.
Контроль за
учебной деятельностью студентов необходим для эффективного обучения. При
обучении по предмету «Мировая экономика»могут использоваться как устная , так и
письменная методы контроля , однако предпочтение должно отдаваться устным
формам .При обучении данному предмету наиболее целесообразны фронтальные формы
контроля , а также необходимы систематические письменные контрольные и тестовые
работы. Контроль будет осуществляться на должном уровне только в том случае ,
если будут выполнены такие требования , как регулярность , всесторонность,
дифференцированность , объективность и , конечно же , соблюдение
воспитательного воздействия контроля . Методика преподавания «Мировой
экономики» располагает значительным теоретическим багажом и практическим опытом
в организации контроля . Современные тенденции учебных программ предполагают
усиление коммуникативного подхода к обучению данному предмету.
Требования
к будущим специалистам по экономике предполагают: системное представление о
структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик; понимания
многообразия экономических процессов в современном мире; умение использовать
знания полученные по специальным дисциплинам; быть конкурентоспособным и т.д. Преподаватель, который стремиться
научить своих студентов соответствовать вышеизложенным требованиям обязательно
использует на своих занятиях всевозможные виды и методы контроля. Что развивает
определенные навыки и умения у студентов. Например, ораторскому искусству,
умению держаться перед аудиторией, задавать грамотно поставленные вопросы,
делать обобщающие выводы, умение сосредоточиться и работать самостоятельно и
т.д.
Переход на новую систему оценки
знаний в сочетании с правильно подобранным, грамотным контролем учебной
деятельности позволит перейти на качественно новый уровень обучения в вузе.
Такой подход к преподаванию будет способствовать повышению эффективности
обучения «Мировой экономики» в целом.
Подводя итоги
проведенного нами исследования можно сделать несколько рекомендаций
преподавателям:
а) Контроль
как необходимый компонент учебного процесса должен носить систематический
характер и реализовываться во всех его функциях не ограничиваясь собственно
контролирующей. Формы, приемы, методы и средства контроля должны быть гибкими и
вариативными. Только в этом случае контроль обеспечивает индивидуализацию
процесса обучения заложенную в самих условиях учебного процесса: каждая учебная
группа, новый материал, уровень подготовленности;
б) Контроль
знаний и умений студентов необходимо проводить систематически на всех этапах
обучения и только при хорошо налаженном контроле и своевременной оценке можно
говорить об эффективности обучения;
в) Помимо
традиционных форм контроля нужно осваивать и внедрять контрольно-обучающие
программы, т.к. с помощью компьютера можно вести оперативный контроль и
регистрацию результатов самостоятельной работы на занятиях;
г) Преподаватель
обязан на каждом занятии, независимо от темы, средств и времени, стимулировать,
контролировать и поощрять познавательную деятельность студентов, поддерживать
обратную связь в течение всего занятия.
Список
использованных источников
1 Амонашвили Ш.А.Обучение.
Оценка. Отметки. – М: Знание, 1980
2 Аронов М.
Ф., Молчан Л.Л. Современный урок: В помощь преподавателю. Мн., 1994
3 Бордовская
Н.В., Реан А.А. Педагогика., 2001
4
Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. Бабанского Ю.
К. – М: Просвящение 1988
5 Ерецкий
М.И., Пороцкий Е.С. Проверка знаний, умений и навыков. – М., 1978
6 Качество
знаний учащихся и пути его совершенствования /Под ред. М.Н. Скаткина, В.В. Краевского.
– М., 1978
7 Немов
Р.С. Психология: В трех томах. - М., 1999
8 Коротяев
В.И. Учение процесс творческий. – М., 1989
9 Игра в
учебном процессе. /Под.ред. С.А.Наумовой, З.П.Трофимовой. – М., 1995
10 Ильина
Т.А. Педагогика – М.,1984
11 Лашук
А.Д. Формы, методы и технологии обучения. – М., 1999
12
Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический
аспект. - М., 1982
13
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие/Под
ред. Смирнова С.А. - М., 1998
14 Ананьев
Б.Г. Психология педагогической оценки. - В кн.: Труды Института по изучению
мозга им. В.М. Бехтерева, IV. - Л., 1935
15 Семушина
Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в высших учебных заведениях. –
М., Высшая школа, 1990
16
Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.,
1997
17 Сластенин В.А. Педагогика.
– 2000
18 Зимняя И.А.
Педагогическая психология. - М., 2000
19 Талызина Н.ФЙ. Педагогическая психология - М., 1998
20 Журавлев В.И.Взаимосвязь
педагогической науки и практики. - М., 1984
21 Исаев И.
Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры
преподавателя высшей школы. - М., 1993
Приложение А
Анкета для преподавателей
1 Какие виды контроля Вы
наиболее часто проводите на своих занятиях?
а)
входной
б)
текущий
в)
рубежный
г)
итоговый
2 всегда ли в начале каждого
семестра вы проводите входной контроль?
а)
да
б)
нет
3 считаете ли вы, что текущий
контроль необходимо проводить систематически?
а)
да
б)
нет
4 как вы думаете, какая
польза для студента от текущего контроля?
5 как часто в течении
семестра вы проводите рубежный контроль?
а)
в конце каждого раздела
б)
1 раз в семестр
в)
не провожу
6 наиболее эффективным
методом контроля, на ваш взгляд, является:
а)
устный опрос
б)
письменный опрос
в)
только их сочетание
7 в каком виде вы
предпочитаете проводить устный опрос?
а)
индивидуального
б)
фронтального
в)
устных зачетов
г)
устных экзаменов
д)
программированного опроса
е)
устного самоконтроля
8 какие виды письменного
контроля для вас предпочтительны?
а)
контрольные письменные работы
б)
письменные зачеты
в)
письменные экзамены
г)
программированные письменные работы
д)
письменный самоконтроль
е)
тестирование
9 преимуществами и
недостатками тестового контроля, на ваш взгляд, являются:
а)
преимущества:
б)
недостатки:
10 наиболее эффективные форы
итогового контроля:
а)
коллоквиум
б)
зачет
в)
экзамен.
11 как вы считаете, не изжила
ли себя такая форма контроля, как экзамен?
а)
да
б)
нет.
Приложение Б
Анкета для студентов
1 Как вы думаете, что
предполагают следующие виды контроля?
а)
входной:
б)
текущий:
в)
тематический:
г)
рубежный:
д)
итоговый:
1
проводили ли у вас в начале
семестра предварительный контроль?
а)
да
б)
нет
в)
иногда
3 считаете ли вы, что текущий
контроль необходим?
а)
да
б)
нет
4 как вы думаете, какая
польза для студента от текущего контроля?
Отв.:
5 важен ли рубежный контроль
для обобщения и систематизации пройденного материала?
а)
да
б)
нет
6 наиболее эффективный метод
контроля на ваш взгляд:
а)
письменный опрос
б)
устный опрос
в)
их сочетание
7 преимуществами и
недостатками тестового контроля являются:
а)
преимущества:
б)
недостатки:
8 наиболее эффективные, на
ваш взгляд, форы итогового контроля?
а)
коллоквиум
б)
зачет
в)
экзамен
9 какие виды контроля, чаще
всего используют ваши преподаватели?