Билеты и ответы по государственному экзамену по психолого-педагогической подготовке
Билет № 9.
1. Инновационные образовательные процессы. Типология
ОУ.
Состояние современного образования характеризуется сменой педагогических
парадигм. Появляющиеся в современном образовании новые системы, технологии,
подходы рождают новое психолого-педагогическое отношение к процессу
обучения, которое получило название инновационного.
Инновационные процессы – новшество в образовании, введение нового содержания
и новых методов, обладающих иными свойствами, связанными с изменением смысловых
ориентиров. Среди инновационных педагогических процессов следует
выделить следующие:
1. появление авторских концепций и новых моделей школ, лицеев, колледжей
и гимназий;
2. осуществление перехода массовой школы на вариативные программы, методики
обучения и воспитания;
3. разработка региональных программ развития образования, учитывающих
социально-экономические и культурно-этнические особенности субъектов Российской
Федерации;
4. активное обновление содержания общего среднего и профессионального
образования на основе идей гуманизации и гуманитаризации;
5. перестройка организационных форм, методов обучения и воспитания с
учетом личностно ориентированного и личностно центрирированного подхода;
6. переход образовательных учреждений из режима функционирования в режим
устойчивого развития;
7. создание в образовательных учреждениях диагностической службы (валеологической,
психологической, социологической и др.);
8. управление качеством образования на диагностической основе;
9. осуществление непрерывного процесса повышения квалификации педагогических
кадров;
10. развитие творческой инициативы, профессиональной компетентности и
педагогической культуры работников системы образования.
Потребность в создании инновационных профессиональных учебных
заведений в России связана с серьезным технологическим отставанием ее от передовых
стран мира, насущной необходимостью в сжатые сроки максимально сократить данный
разрыв. Это привело к разработке идеологических и нормативных документов,
направленных на коренное изменение системы образования (Концепция непрерывного
образования (1989), Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992) и др.).
Центральной идеей образования была признана идея непрерывного развития
человека как субъекта деятельности.
Типология ОУ:
1.
ясли -> ДОУ
2.
ср. школа -> нач. школа+осн.
общее обр.+общее среднее. Новое: профилированные классы и школы-лицеи
3.
техникум ->
техн. и колледжи
Инновационные процессы в воспитании берут свое начало от так
называемых «новых школ» конца XIX – начала ХХ столетия и развиваются на протяжении
всего ХХ в. Назовем некоторые из них.
«Свободные школьные общины» (Германия, Г. Литц, П. Гехееб) – это школы-интернаты,
организация жизни которых строилась на принципах свободного развития ребенка и
сотрудничества.
Школа «свободного воспитания» (Россия, Л.Н. Толстой) была построена на
основе девиза «исходя из ребенка», ориентации обучения и воспитания на интерес
и развитие ребенка в процессе общения с педагогом.
«Трудовая школа» (разные страны Европы, Россия – колония им. М.
Горького и коммуна Ф.Э. Дзержинского под руководством А.С. Макаренко, Республика
«Бодрая жизнь» С.Т. Шацкого) ориентировала детей на труд как ценность, давала
профессиональную подготовку и общее культурное развитие, опираясь на
самостоятельность детей и организацию самоуправления.
«Школа делания» (США, Дж. Дьюи) – обучение и воспитание с опорой на
основные импульсы роста ребенка: социальный (стремление общаться), конструктивный
(стремление к движению в игре), исследовательский (тяга к узнаванию и
пониманию), экспериментальный (стремление к самовыражению).
«Вальдорфская школа» (Германия, Р. Штайнер) предусматривала всестороннее
развитие личности ребенка посредством интенсивной духовной деятельности,
обучение и воспитание осуществлялись одним учителем с учетом индивидуальных
достижений каждого ученика, главное – поиск новых форм
эмоционально-эстетического образования и воспитания, пробуждение воображения и
фантазии.
«Открытые школы» (Англия) утверждали индивидуальный характер обучения
без обязательных учебных планов, программ, расписания и контроля, с гибкой
системой обучения и воспитания, основная форма обучения – способ открытий, цель
– облегчение процессов постижения ребенком окружающего мира и самовыражение.
Такие школы рассматривались как культурно-просветительные центры округа.
«Дом свободного ребенка» (Италия, М. Монтессори; центры существуют до сих пор
во многих странах, в том числе и в России). Основные идеи: общечеловеческие и
религиозные ценности как основа нравственного воспитания, приспособление
воспитания к внутренним импульсам детской природы, создание благоприятной среды
на основе единения семьи и школы, воспитание средствами искусства и природы,
«открытые двери» и свобода, чувственное восприятие и игра – основы обучения.
Современной школой накоплен богатый педагогический опыт, который должен
быть реализован в конкретной педагогической деятельности, но достаточно часто
он остается невостребованным. Образцами уникального новаторского и
исследовательского педагогического опыта могут служить работы таких педагогов и
ученых, как В.С. Библера, И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, В.В. Краевского, Н.Н.
Палтышева, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина, Е.А. Ямбурга и др.
В.С. Библер – руководитель и создатель «Школы диалога культур», воплотил в жизнь
идею о соответствии этапов воспитания ступеням развития культуры
И.П. Волков – учитель-новатор, который обобщил свой многолетний опыт работы в
школе по гибкому и многовариантному построению процесса обучения творчеству.
Он создал механизм выявления творческих способностей учащихся и их развития.
Учитель рисования и черчения, он поставил цель – направить весь
учебно-воспитательный процесс на развитие индивидуальных задатков и
способностей ребенка, помочь школьнику в выборе жизненного пути,
сконцентрировать педагогический процесс на личности ребенка, ее формировании.
Е.Н. Ильин – учитель-новатор, который предложил оригинальнальный подход
к решению воспитательных задач в новых условиях. Он решает задачу формирования
духовных и нравственных устоев ребенка, его эстетических взглядов, воспитания
истинного гражданина своего отечества через художественную литературу. Он
поставил вопрос об этике отметки, оценки поступка ребенка.
В.В. Краевский – виднейший современный педагог в области методологии и
теории педагогикиИм была разработана концепция связи педагогической науки и
практики, рефлексии в научной и педагогической деятельности. Как специалист в
области дидактики, он наметил состав, функции, структуру, методологические
условия научного обоснования обучения.
Н.Н. Палтышев – сформулировал закон педагогической гармонии, приводящий
в соответствие организацию образования и целевые установки, помогающие
соизмерить содержание, формы, методы обучения, преобразуя их в выразительные
средства педагогического процесса, направленные на создание удовлетворения
учащихся ощущения гармонии при обучении и познании окружающего мира.
В.Ф. Шаталов – народный учитель СССР, автор использования в обучении опорных
сигналов. Он считал, что учебный материал должен изучаться укрупненными
единицами. изучение листов с опорными сигналами, работа с учебником и листом
опорных сигналов в домашних условиях, письменное воспроизведение опорных
сигналов на следующем уроке, ответ у доски или прослушивание ответов товарищей.
М.П. Щетинин –Концептуальной основой его дидактической системы стала идея
гармонического сочетания рационального и эмоционального в познавательной
деятельности человека. Ввел в практику педагогов школы «метод погружения»,
т.е. концентрированное изучение одного предмета в возможно короткий срок путем
четырехкратного повторения в течение учебного года. При этом функции учителя
могут выполнять «консультанты» из числа учащихся. Им был утвержден новый тип
учебного заведения: школа-комплекс на селе, которая объединяла
общеобразовательную, художественную, спортивную, хореографическую, музыкальную
школы и учебно-производственный комбинат.
2. Понятие об общении. Виды и формы общения.
Общение
– сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми,
порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен
информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания
партнера.
Общение – одна из основных психологических категорий. Человек
становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми.
В самом общем виде общение выступает как форма
жизнедеятельности. Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает
средством передачи форм культуры и общественного опыта.
Стороны общения. В наиболее обобщенных классификациях выделяются
три стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.
Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики
информационного процесса между людьми как активными субъектами:
Интерактивная сторона общения выражается во взаимодействии партнеров
при организации и выполнении совместной деятельности. Эта сторона не
исчерпывается лишь формой общения, внешней картиной взаимодействия – имеют
значение и мотивы, цели общения каждой стороны, их взаимодействие.
Перцептивная сторона общения - восприятие и понимание людьми друг
друга включает в себя процесс формирования образа другого человека, что
достигается «прочтением» за физическими характеристиками партнера его
психологических свойств и особенностей поведения. Обмен действия ми в процессе
общения
Виды общения.
Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное,
инструментальное и целевое.
Деловое общение обычно включен как частный момент в какую-либо
совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения
качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не
те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.
Личностное общение сосредоточено в основном вокруг психологических
проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и
интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, разрешение
какого-либо внутреннего конфликта и т.д.
Инструментальное общение – это общение, которое не является самоцелью, не
стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель,
кроме удовлетворения от самого акта общения.
Целевое общение – это общение, которое само по себе служит средством
удовлетворения специфической потребности в общении.
Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное.
Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного
условия предполагает освоение языка.
Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи,
естественного языка в качестве средства общения. Невербальное – это общение при
помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные
контакты.
Функции общения
Информационная – передача информации
Социально-личностная – организация и поддержание межличностных отношений,
восприятие людей и поддержка с ними отношений.
Прагматическая – реализуется при взаимодействии людей в процессе
совместной деят-ти
Формирующая – формирование и изменение психического облика чел-ка
Когнитивная – познание человеком других, самого себя, формирование картины мира
Подтверждение – в процессе общения с др. людьми чел-к получает
возможность познать и подтвердить себя.
Аффективно-коммуникативная - относящаяся к эмоциональной сфере человека и
отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния.
3. Нормативные документы, регламентирующие содержание
начального профессионального образования.
Одна из тенденций совр. образ. – стандартизация, кот. связана с
созданием в стране единого обр-ого пространста.
Стандартизация – право вхождения России в единую мировую культуру.
ГС -
совокуп-ть требований к уровню, содерж-ю и качеству проф.образ-я, отраженных в
соответ-щих нормативных док-тах.
Закон упоминает о перечнях профессий и спец-тей, по которым осущ-ся
проф. подготовка. Они явл-ся федерал. компонентом ГС, т.к. утверждаются
Правит-вом РФ.
Одной из важных функций ГС проф. образ-я явл. содерж-е условий для свободного
функц-я в России системы непрерыв-го образ-я; должен служить основой для
послед-щей разработки проф.образ-ых программ, орг-ции аттестации учеб.заведений
и т.д.
Компоненты ГС: федеральный, региональный, местный.
Содержание ГС
1. Основ.положения стандарта
2. Федерал.перечень профессий
3. Проф.хар-ки (квал.хар-ки) – один из основ. компонентов второго
федерал. уровня.
4. Обяз-ные комп-ты (перечень учеб. эл-тов) содерж-я проф.образ-я.
5. Модель учеб.плана.
6. Требования к учебно-програм.док-ции.
7. Стандарт-е параметры кач-ва проф.образ-я.
8. Общие треб-я к составлению контрол. заданий.
9. Опис-е контрол.процедуры проверки в соответ-ии ЗУН требования
стандарта.
10. Треб-я к инженерно-пед. кадрам.
Профессиональная характеристика - один из основных элементов государственного стандарта профессионального
образования. Это описательная модель профессии. Она содержит название проф.,
шифр проф., различные требования к специалисту.
- Группировка профессий – в одну профессию несколько специальностей.
- Деятельностный – составляется табл., в кот. заносятся виды
проф. Деят-ти и эти виды д.б. подтверждены теор. Предметами.
- Личностный – среди проф. Идет отбор по качеству личности
(коммуникативные, творческие, повышения квалификации – способности и
самообразования). Впервые реализован в проф. Характеристике.
Модель уч. Плана – док-т, отражающий основные инвариантные структурные
компоненты, содержания проф. Образования. Модель содержит инф-ю о
квалификационной структуре и формах подготовке в учеб заведениях, о циклах,
курсах и предметах., составляющих это обуч.
Основные уч. программы:
Образовательная программа – нормативно-управленческий документ ОУ, кот.
Характеризует специфику содержания образования и особенности и особенности
образ. Процесса. Вкл. В себя учеб программу по предмету
Учебная программа – док-т, определяющий содержание образов., кот. Д-н
владеть обучающийся по данному предмету.
Уч. программа может быть: примерная (раскрывает инвариант
компонента сод-ия обр-я и мин. Требования к результату обуч. Она м.б. типовой
или авторской) и рабочая (пр-ма, разрабатывается на основе примерной,
применительно к конкретной дисциплине с учетом профессионаграммы и проф.
хар-ки)