Информационные технологии электронной коммерции
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Аудиторная работа
по курсу «Информационные
системы в экономике»
на тему «Информационные
технологии электронной коммерции»
Выполнила:
факультет финансово-кредитный
Проверил:
Пенза, 2005г.
Содержание
1. Введение в электронную
коммерцию 2
2. Интернет-технологии
электронной коммерции 4
а) Электронная коммерция и World Wide Web
4
б) Электронная
коммерция и электронная почта 9
в) Использование прочих служб
Интернета в электронной коммерции 11
3. Технологии
защищенной связи
11
Введение в электронную
коммерцию
Электронную коммерцию можно
рассматривать как комплекс мероприятий по реализации товаров и услуг с помощью
современных электронных средств связи. Многочисленные электронные средства
связи, такие, как телеграф, телефон, радио, телевидение и компьютерные сети, давно
нашли применение в коммерческих отношениях. Все эти и многие другие технические
решения так и не привели к понятию электронной коммерции-они остались лишь
коммерческими предложениями научно-технического прогресса.
Современную коммерцию отличает от
традиционной торговли то, что это не простой ресурсообмен, совершаемый для
удовлетворения текущих потребностей производства или потребления. Это цельный и
неразрывный комплекс мероприятий, осуществляемых на разных этапах коммерческого
процесса:
·
управление
свойствами товаров и услуг (производственный менеджмент);
·
оповещение
рынка о свойствах товаров и услуг (реклама);
·
подготовка
рынка к использованию заданных свойств товаров и услуг (пропаганда);
·
прием,
обработка и исполнение заказов на товары и услуги (торговый менеджмент);
·
оптимизация
товарных потоков и складских запасов (логистика);
·
взаиморасчеты
с клиентами и поставщиками (финансовый менеджмент);
·
послепродажное
обслуживание (сопровождение).
Электронная коммерция – это торговая
деятельность, имеющая основной целью получение прибыли и основанная на
комплексной автоматизации коммерческого цикла за счет использования средств
вычислительной техники.
В «идеальном» случае электронная
коммерция позволяет полностью исключить человека из коммерческого цикла.
Система взаимоотношений продавец-покупатель может подменяться автоматически
функционирующей системой сервер-клиент, представленной только аппаратными и
программными средствами.
Экономической предпосылкой
электронной коммерции является объективная необходимость снижения издержек,
возникающих в коммерческих циклах, и приближение их к нормам, достигнутым в
результате автоматизации циклов производственных.
Технической предпосылкой электронной
коммерции являются службы Интернета, реализующие функции, соответствующие
основным этапам коммерческого цикла.
К функциям Интернета относятся:
информационная (исследование рынка товаров и услуг, послепродажное
обслуживание), коммуникационную (взаиморасчеты с клиентами и поставщиками),
управленческая (управление свойствами товаров и услуг, оптимизация товарных
потоков и складских запасов).
Правовой основой электронной
коммерции являются правовые акты, координирующие и регулирующие использование
средств электронной цифровой подписи (ЭЦП) и функционирование инфраструктуры
ЭЦП.
Сегодня в Интернете существует две
модели электронной коммерции: Предприниматель-Предприниматель и
Предприниматель-Потребитель. Первую модель обозначают сокращением В2В (Business to Business), а вторую – сокращением В2С (Business to Consumer).
Для электронной коммерции,
построенной по модели В2В, характерно преимущественное использование
клиентского программного обеспечения Интернета. Для модели В2С более характерно
использование серверных программ.
По утверждению аналитиков, через
модель Предприниматель-Предприниматель проходят намного более мощные финансовые
потоки. Это связанно с тем, что Интернет сначала стал средой массового
приобретения товаров и услуг.
Интернет – технологии
электронной коммерции
1. Электронная коммерция и World Wide Web
Web-страницы - это простейшее средство
опубликования сведений об юридическом или физическом лице. Их можно
рассматривать, с точки зрения электронной коммерции, как «визитные карточки»,
частично реализующие рекламную и представительную функцию.
Простейшим Web-страницам не хватает двух элементов,
играющих в электронной коммерции очень важную роль: динамичности и
интерактивности.
Возможность связи с помощью гиперссылок
нескольких Web-страниц в единую структуру
используют для создания Web-узлов.
Рекламная ценность Web-узла намного во много раз выше, чем
отдельной Web-страницы.
Существует множество самых
разнообразных приемов использования Web-форм, но в простейшем виде их используют для того, чтобы пользователь
мог отправить серверу какие-либо данные о себе или о своих предпочтениях. Web-формы могут содержать текстовые
поля, флажки, переключатели, списки выбора и командные кнопки. Текстовые поля
пользователь заполняет собственноручно и, тем самым, сообщает сведения о себе.
Web-формы позволяют пользователю
передать данные в направлении сервера. Однако это еще далеко не
интерактивность. Для подлинной интерактивности здесь не хватает возможности
управления какой-либо программой.
Если мы хотим, чтобы пользователь
находился в интерактивном общении с сервером, то должны решить вопрос, где
находится та программа, которой он будет управлять: на его компьютере или на
сервере.
Если мы хотим организовать
интерактивное взаимодействие сервера с клиентом, нам нужно, чтобы где-то
работала некая программа, обслуживающая соединения. Мы рассмотрим прием
размещения такой программы на стороне клиента. Но сначала сделаем три
замечания.
1. Сервер должен предложить
клиенту принять и установить на своем компьютере некую программу, которая
позволяет им взаимодействовать в гораздо более широкой мере, чем это
предусмотрено стандартными средствами HTTP и HTML.
2. Пользователь должен
решительно отказываться от всех предложений серверов что-то ему установить, так
как это прямой путь к потере управления над своим компьютером и хранящейся на
нем информации.
3. Общий принцип разрешения
таких конфликтных ситуаций – действие через посредника.
В качестве посредника может выступать
третья сторона – производитель программного обеспечения, которое позволит
создавать и направлять клиенту специфические объекты не программной природы,
обладающие особыми свойствами, но не обладающие способностью к активной работе.
Клиент должен получить и установить программное средство, с помощью которого он
сможет этими объектами управлять.
На практике программные технологии
«третьих фирм» реализуются в виде приложений, подключаемых к браузеру. Такие
приложения не имеют автономной ценности и не могут использоваться без браузера.
Когда они подключены к браузеру, то автоматически находятся в составе Web-страницы «свои» объекты и
воспроизводят их на экране или иным способом, например в виде звука.
Flash-технология внедрена компанией Macromedia, известной своими разработками в
области компьютерного дизайна. Авторам технологии удалось разработать механизм
и выпустить программное обеспечение для создания необычно компактных flash-объектов, обладающих свойствами
динамичности (за счет анимации) и интерактивности (за счет возможности
пользователя управлять их поведением на экране).
С помощью flash-технологий можно реализовать
удивительно много оригинальных художественных приемов.
Документы World Wide Web не зря называют «страницами» - их
можно рассматривать как плоские листы, содержащие текст и изображение. Между
тем, компьютерные программы давно пытаются выйти за пределы плоскости. Такие
средства используются и в электронной коммерции, например для представления
товара.
Для описания трехмерных сцен
используется текстовый документ, который загружается браузером и отображается с
помощью специально подключаемого приложения. Язык описания трехмерных
изображений называется VRML (Virtual Reality Modeling Language – язык моделирования виртуальной реальности), а приложение
называют средством просмотра VRML.
Альтернативный метод демонстрации
трехмерных моделей товаров основан на использовании Java-апплетов. В этом случае не нужно
открывать дополнительное окно со своими элементами управления. Демонстрация
объекта может происходить в основном окне браузера в составе Web-страницы.
В настоящее время одной из наиболее
популярных технологий создания динамических Web-страниц является технология Active
Server Pages (ASP), средства для реализации
которой инкорпорированы компанией Microsoft в Web-сервер IIS (Internet Information Server).
Особенностью технологий,
предполагающих создание Web-страниц, является
необходимость тесного взаимодействия Web-сервера с системой управления базой данных. В данном случае ключевым
звеном технологии является уже не Web-узел, а связанная с ним база данных. Содержательная часть Web-узла уже не определяется структурой
и содержанием входящих в него статичных Web-страниц, а находится под динамичным управлением СУБД, реализующий
функции ввода, хранения, поиска, отбора и подачи данных.
Динамическое формирование Web-страниц и сопряжение Web-сервера с базой данных позволяет
реализовать на Web-сервере компании,
занимающейся электронной коммерцией, мощнейшее средство поддержки
пользователей, которое называется Web-форумом.
Альтернативными формами организации
обратной связи с клиентами являются списки почтовой рассылки, телеконференции и
chat-форумы. Эти сервисы основаны
не на WWW, а на других службах
Интернета, и потому их применение доступно не для всех клиентов, а только для
тех, чьи программные средства настроены должным образом. Поэтому Web-форумы – это простейшее средство для
создания системы PR (Public Relations).
В WWW концепции сетевого маркетинга рекламы реализуются с помощью так
называемых баннерных или рейтинговых систем.
Баннер – это графическая гиперссылка,
имеющая рекламное содержание.
Баннерная система имеет ядро –
организацию, учредившую систему, и участников – коммерческие организации,
нуждающиеся в привлечении клиентов к своим Web-ресурсам. Участники баннерной системы передают ядру свои баннеры и
резервируют на своих Web-страницах места для
демонстрации чужих баннеров. В ходе демонстрации Web-страниц в этом зарезервированном месте ядро баннерной
системы размещает баннеры других участников – это называется демонстрацией
баннеров. Все демонстрации чужих баннеров на Web-страницах одного из участников системы фиксируются ядром
системы. При этом возникает положительная обратная связь: чем чаще участник
системы демонстрирует свои Web-страницы
с чужими баннерами, тем чаще его баннеры будут демонстрироваться на Web-страницах других участников системы.
Рейтинговые системы – это еще одна
распространенная технология сетевого маркетинга. В какой-то степени рейтинговая
система выполняет функции поискового каталога. Против каждой ссылки
представлено число, показывающее количество клиентов, воспользовавшихся данной
ссылкой за определенный период времени. В соответствии с этим параметром ссылки
ранжируются, то есть сортируются таким образам, что в вершине списка находятся
ссылки на наиболее посещаемые Web-ресурсы.
Результат динамического процесса:
ресурсы, обладающие повышенным рейтингом, более динамично его повышают, пока не
достигают уровня стабилизации.
Решающим фактором для коммерческого
успеха Web-узла при использовании
сетевых методов маркетинга является коэффициент возврата клиентов.
Под коэффициентом возврата понимается
среднее количество повторных посещений данного Web-узла отдельным посетителем.
Существует много методов повышения
коэффициента возврата, но основных факторов, которые на него влияют, всего
пять:
1. Содержательность Web-узла – это наполненность актуальным,
полезным и интересным содержанием. Если Web-страницы не содержат ничего, кроме формального приветствия и
коммерческого предложения, то любые средства, вложенные в оформление, никогда
не приведут к повторному посещению и не дадут желаемого эффекта.
Содержательность способна во многих случаях компенсировать отсутствие других
факторов, но отсутствие содержательности нельзя компенсировать ничем.
2. Доступность Web-узла имеет двойной смысл:
содержательный и технический. С одной стороны, имеется в виду содержательная
доступность – язык изложения материалов должен быть понятен и приятен большинству
клиентов. С другой стороны, имеется в виду техническая доступность. На
техническую доступность влияют использованные сервисные технологии,
производительность серверного оборудования, пропускная способность каналов
связи, необходимое программное обеспечение клиентской стороны и его наст ройки.
Доступность должна находится в балансе с содержательностью и другими факторами.
3. Динамичность Web-страниц имеет двойной смысл. Её
можно рассматривать как динамичность оформления и как динамичность содержания.
С динамичностью содержания все просто: чем она выше, тем лучше, но обеспечение
содержательности – наиболее трудоемкие процесс. Обновляемое содержание можно
создавать – это требует наличия подготовленных авторов и редакторов, или
приобретать – это требует системы поставки и штата референтов. Динамичность
оформления часто путают с динамичностью содержания и пытаются статичное
содержание «оживить» приемами динамического оформления.
4. Интерактивность Web-страницы связана с её содержательной
ценностью. В отдельных случаях при недостатке содержания создают
развлекательную интерактивность, но самую высокую ценность имеет
интерактивность содержательная.
5. Привлекательность Web-страниц имеет важную, хотя и не
решающую роль.
2. Электронная коммерция и
электронная почта.
Возможности электронной почты в
электронной коммерции значительно меньше, чем WWW. Тем не менее, эта служба активно развивается.
В настоящее время происходит слияние
электронной почты и WWW. Многочисленные Web-серверы предлагают своим клиентам
бесплатно создать у них учетные записи (открыть «почтовые ящики»).
Web-форумы – прекрасное средство для обеспечения обратной связи с клиентурой
и повышения коэффициента возврата. Однако у них есть один недостаток –
инициализацию соединения осуществляет клиент. Средствами электронной почты
предприниматель может сам инициировать информационный обмен.
Списки почтовой рассылки – это
автоматизированные системы, основанные на службе электронной почты и работающие
как информационные центры. Они принимают сообщение, поступающие в их адрес,
составляют из них информационные дайджесты, после чего рассылают их всем
участникам списка. Включение новых подписчиков и исключение клиентов,
пожелавших отказаться от подписки, происходит автоматически – для этого клиент
должен записать в поле темы сообщения определенное ключевое слово.
С точки зрения клиента, списки
почтовой рассылки представляются как электронное средство массовой информации,
регулярно доставляемое в «почтовый ящик» электронной почты. С точки зрения
предпринимателя, списки почтовой рассылки – это самые экономичные средства
доведения до постоянных клиентов целесообразной информации, а если учесть
бурное развитие технологий взаимодействия электронной почты и услуг мобильной
связи, это средство имеет прекрасные перспективы на ближайшие годы.
Обычно списки почтовой рассылки
используют для поддержки и сопровождения товаров и услуг, предоставляемых
предпринимателем. Теоретически, рассылаемые сообщения могут содержать рекламу,
но она должна быть четко объявлена.
3. Использование прочих служб
Интернета в электронной коммерции
WWW и электронная почта – это две
основные службы Интернета, на которых основывается электронная коммерция.
Использование прочих служб носит вспомогательный характер.
Служба телеконференций (групп
новостей) обычно используется как средство наблюдения за состоянием рынка. Теоретически,
систему телеконференций можно использовать для рекламы или пропаганды товаров и
услуг.
Для внутренних сервисов предприятия
электронной коммерции могут применять Telnet-системы. С их помощью можно обеспечить визуальный мониторинг
деятельности складских, торговых и транспортных служб предприятия. Особенно
широко их используют для управления автоматизированными торговыми сетями,
например автоматами по продаже табачных изделий, прохладительных напитков и
т.п.
Технология
защищенной связи
В электронной коммерции очень трудно
обойтись без специальных средств обеспечения защищенной связи. Защита данных
нужна обеим сторонам, особенно на этапе совершения сделки и использования
платежных средств.
При покупке товаров в Интернете с
помощью платежных карт клиент должен убедится в том, что имеет дело именно с
продавцом, а не с лицом, выдающем себя за него, и быть уверен, что переданные
им данные не станут доступны никому, кроме партнера, кому они адресованы. Со
своей стороны поставщик электронных услуг должен быть уверен, что он поставляет
их именно тому лицу, которое их оплатило.
Особую роль система защищенной связи
играет во взаимоотношении клиентов и банков. Клиент должен быть уверен в том,
что он имеет дело с банком, а банк должен быть уверен в том, что он получает
указания на управление счетом от лица, правомочного им распоряжаться.
Сегодня в Интернете и WWW обычно используют две технологии
защищенной связи: SHTTP (Secure HTTP) и SSL (Secured
Socket Layer), - обе закреплены стандартами. Это не альтернативные технологии – они
действуют на разных уровнях и даже могут применяться совместно.