Мотив дороги и его философское звучание в литературе 19 века
Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа №17»
г. Кургана
Реферат
Тема: Мотив дороги и его
философское звучание в литературе ХIХ века
Работу выполнила: Агапитова А.
Класс 11В
Научный
руководитель:
учитель высшей
категории русского языка
и литературы
Ромасенко Л. Г.
Курган 2008
План.
Введение
Ι. Основная часть
1. Роль дороги в произведениях
русской классики
1.1 Символическая функция
1.2 Композиционная и смысловая роли
2. Эволюция образа дороги
2.2 Золотой век русской литературы
2.2.1 Пушкинская дорога -
«карнавальное пространство»
2.2.2 Лермонтовская тема одиночества
сквозь призму мотива дороги
2.2.3 Жизнь - дорога народа в
произведениях Н. А. Некрасова
2.2.4 Дорога - жизнь человека и путь
развития человечества в поэме
Н.В.Гоголя «Мёртвые
души»
2.3 Развитие мотива дороги в современной
литературе
3. «Очарованные странники» и «вдохновенные
бродяги».
3.1 «Несчастные скитальцы» Пушкина
3.2 «Скитальцы-страдальцы» - праведники
ΙΙ. Заключение.
ΙΙΙ. Список литературы
Введение
В жизни каждого
человека бывают такие мгновения, когда хочется выйти на простор и отправиться
«в прекрасное далеко», когда поманит вдруг тебя дорога в неизвестные дали. Но
дорога – это не только путь следования. В литературе ХΙХ века образ дороги представлен в
разнообразных значениях. Это многообразие понятия дороги помогает читателю
глубже осознать и понять величие творения классиков, их взгляды на жизнь и
окружающее общество, на взаимодействие человека и природы. Пейзажные зарисовки,
связанные с восприятием дороги, зачастую несут в себе идейную направленность
всего произведения или отдельно взятого образа.
Дорога - это
древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих
писателей-классиков, таких, как А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь,
Н.А. Некрасов, Н.С. Лесков.
Тема реферата
выбрана неслучайно: мотив дороги заключает в себе большой идейный потенциал и
выражает различные чувства лирических героев. Все это и определяет актуальность
данной темы.
Цель работы:
раскрыть философское звучание различных оттенков мотива дороги в литературе ХΙХ века, проследить эволюцию мотива
дороги, начиная от русского фольклора и заканчивая современными произведениями.
Для реализации
данной цели необходимо решить следующие задачи:
- подробно
познакомиться с произведениями заявленных писателей;
- выявить
многообразие значений понятия «дорога» в творчестве авторов;
- охарактеризовать
роль дороги в раскрытии идей в произведениях классиков;
- представить
художественные методы изображения дороги в произведениях писателей;
- скорректировать
и провести подробный сопоставительный анализ материала.
Гипотеза:
философское звучание мотива дороги способствует раскрытию идейного содержания
произведений. Дорога является художественным образом и сюжетообразующим
компонентом.
В работе над рефератом были
использованы критические статьи таких авторов, как С.М.Петров, Ю. М. Лотман, Д.Д.Благой,
Б.С.Бугров. Наиболее полно в литературе представлен анализ мотива дороги по
произведению Н.В.Гоголя «Мёртвые души». В своем реферате я преимущественно
опиралась на работы Ю.Манна, представленные в книгах «Постигая Гоголя»,
«Смелость изобретения» и «В поисках живой души».
Для анализа мотива дороги в
произведениях Н.А.Некрасова я использовала разработки Ирины Грачёвой (статья «Тайнопись
поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») и Нины Полянских (статья «Стихотворение
Некрасова «Железная дорога»), опубликованных в журнале Литература в школе.
Очень интересны работы Б.Дыхановой по
повести «Очарованный странник» Лескова. Широко представлен анализ этого
произведения и в журнале Литература в школе.