Банки и банковская система Украины
Министерство
образования Украины
Киевский
государственный экономический университет
Кафедра педагогики и психологии
Курсовая работа по
методике
преподавания и
психологии на тему:
“Банки и банковская
система Украины"
Выполнил :
студент IV курса,
сп. 0104 -
4
МарченкоА.А.
Научные руководители :
Родзиевская О.А.
Романова А.Н.
Киев - 1996
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………
Глава
I. Разработка и обоснование плана учебной дисциплины
1. Перечень тем, формы занятий и распределение
часов учебной дисциплины “Основы экономических
знаний"…….......................................................................................................................................................
2. Социально-психологическая характеристика аудитории………………….................................................
3.
Цели
и задания обучения курса “Основы экономических
знаний"…………………….............................
4. Цели и задания обучения темы “ Банки и
банковская система Украины” …………………………....
Глава
II. Анализ и обоснование темы “Банки и банковская система Украины”
1. Место темы в курсе учебного
процесса…………………………………………........................................
2. Структура
темы……………………………………………………………………………...........................
3. Модель усвоения базы знаний………………………………………………………..................................
Глава
III. Урок изложения нового материала
1. План
урока……………………………………………………………………………………......................
2. Методическая карта
урока…….………………………………………………………................................
3. Текст информационного
сообщения………………………………………………......................................
4. Наглядные пособия для
урока…………………………………………………………...............................
5. Контроль и оценивание (экспресс-опрос).
……………………………………….......................................
Домашнее
задание…………………………………………………………………............................................
Глава IV.
Практические занятия
1. Урок закрепления и
обобщения изученного материала……………………………….................................
A. Методическая карта
урока………………………………………................................................................
B. Дидактические
материалы урока:
……........................................................................................................
1) конкретная
ситуация………………………………………………………………….............................
2) задание для самостоятельной
работы………………………………....................................................
3) задание для
мозговой атаки………………………………………………………................................
4) материалы “Это
интересно"………………………………………………………................................
5)
задание для контрольной
работы………………………………………………................................
2. Модель деловой
игры…………….................................................................................................................
Заключение………………………………………………………………………………………........................
Библиография……………………………………………………………………………………........................
Введение
В
преддверии XXI века наша страна начала переход к рыночной экономике ,
рыночному хозяйственному механизму. Многие проблемы нам приходится решать
впервые. Исторически сложилось , что развитие рыночного хозяйства
происходит как естественный процесс,
предопределяющий
во многом экономический и социальньій прогресс человечества . В
капиталистическом обществе “рыночное” воспитание человека начинается ,
можно сказать , с момента его рождения . И , поэтому очень важно ,
чтобьі в нашей стране экономикое оброзование получали не только в
ВУЗах , но и основы его закладывались в школе. Т.к. все представляющая
жизнь настраивает человека на предприимчивость и предпринимательство.
Так что же такое экономика? Это
исследование проблемы эффективного использования ограниченных
производственных ресурсов или управление ими с целью достижения max
удовлетворения материальных потребностей человека.
Если мы хотим быть хорошо
информированными гражданами , нам надлежит знать основы экономики .
Большинство конкретных проблем в повседневной жизни имеют важные экономические
аспекты , и в качестве избирателей мы способны оказывать влияние на решения
наших политических лидеров , принимаемые с целью справиться с этими проблемами
. Каковы причины дифицита гос. бюджета ? Почему не желательна инфляция ? Куда
вкладьівать свои сертификатьі ? Стабильна ли банковская система Украины , и
услугами какого из банков воспользоваться ? И многие другие ...
Наша задача приподнести учащимся
старших классов школ ,тот минимум знаний которьій им необходим для того, чтобы
почувствовать себя равноправными членами общества и, возмозможно на основе этих знаний помочь им выбрать правильный путь в
жизни.Ведь как от нас , так и от подрастающего поколения зависит будущее
Украины и будущее наших детей.
В своей работе я хочу остановиться
непосредственно на одной из тем курса “Основы экономических знаний” на теме “
Банки и банковская система Украины”. На мой взгляд, это одна из наиболее важных
тем на данный момент ,т. к. банковская система лишь с недавних пор начинает
развиваться, и поэтому существуют неограниченные возможности для ее улучшения.
В нашей стране и за рубежом издано
множество литературы, которая может помочь разобраться в данном курсе. Хотелось
бы сакцентировать внимание на книге, Мороза А.Н. изданной в Киеве в 1994г.
под названием “Основы банковского дела". В книге рассматриваются принципы
построения банковской системы Украины, ее структура, функции отдельных звеньев
и многое другое. Это полезная книга позволяющая заложить основные знания по
данной проблеме.
Для написания своей работы я
использовал ряд учебников по педагогике, которые раскрывают общие основы
педагогики, теории воспитания и школоведения, проблемы диалектики и т.д., но об
этом позднее.
Глава I. Разработка и обоснование плана
учебной дисциплины
Перечень тем, формы
занятий и распределение часов учебной
дисциплины “Основы экономических
знаний"
Список тем
|
Формы занятий
|
Часы
|
Вводное
занятие
|
лекция
|
1
|
Тема
1. экономические законы и
категории, их суть
|
изложения
нового материала
|
1
|
|
закрепления
изуч. материала
|
1
|
Тема
2. Товар.Товарное производство.
|
изложения
нового материала
|
1
|
|
закрепления
изуч. материала
|
1
|
Тема
3. Суть денег
|
изложения
нового материала
|
1
|
|
закрепления
изуч. материала
|
1
|
Тема
4. Закон оборота денег
|
изложения
нового материала
|
1
|
|
закрепления
изуч. материала
|
1
|
Тема
5. Закон стоимости и его функции
|
изложения
нового материала
|
1
|
|
закрепления
изуч. материала
|
1
|
Тема
6. Рынок и условия его функционирования
|
изложения
нового материала
|
1
|
|
закрепления
изуч. материала
|
1
|
Тема
7. Предприятие. Цели и принципы деятельности
|
изложения
нового материала
|
1
|
|
закрепления
изуч. материала
|
1
|
Тема
8. Реклама и ее роль
|
изложения
нового материала
|
1
|
|
закрепления
изуч. материала
|
1
|
Тема
9. Доходы предприятий
|
изложения
нового материала
|
1
|
|
закрепления
изуч. материала
|
1
|
Тема
10. Менеджмент - управление предприятием
|
изложения
нового материала
|
1
|
|
закрепления
изуч. материала
|
1
|
Тема
11. Налоговая политика и ее суть
|
изложения
нового материала
|
1
|
|
закрепления
изуч. материала
|
1
|
Тема
12. Бухгалтерский учет
|
изложения
нового материала
|
1
|
|
закрепления
изуч. материала
|
1
|
Тема
13. экономическая роль
государства
|
изложения
нового материала
|
1
|
|
закрепления
изуч. материала
|
1
|
Тема
14. Суть и функции финансов
|
изложения
нового материала
|
1
|
|
закрепления
изуч. материала
|
1
|
Тема
15. Инфляция. Дифляция. Политика Минфина
|
изложения
нового материала
|
1
|
|
закрепления
изуч. материала
|
1
|
Тема
16. Банковская система
|
изложения
нового материала
|
1
|
|
закрепления
изуч. материала
|
1
|
Тема
17. Кредит и его роль
|
изложения
нового материала
|
1
|
|
закрепления
изуч. материала
|
1
|
Тема
18. Рынок ц.б. Фондовая биржа
|
изложения
нового материала
|
1
|
|
закрепления
изуч. материала
|
1
|
Тема
19. Частная собственность
|
изложения
нового материала
|
1
|
|
закрепления
изуч. материала
|
1
|
Тема
20. Страхование и риски
|
изложения
нового материала
|
1
|
|
закрепления
изуч. материала
|
1
|
Тема
21. Инвестиции и капитальные вложения
|
изложения
нового материала
|
1
|
|
закрепления
изуч. материала
|
1
|
Тема
22. Прогнозирование и планирование економики
|
изложения
нового материала
|
1
|
|
закрепления
изуч. материала
|
1
|
Тема
23.Бюджет .Его расходы и доходы
|
изложения
нового материала
|
1
|
|
закрепления
изуч. материала
|
1
|
Тема
24. Государство в системе М э О
|
изложения
нового материала
|
1
|
|
закрепления
изуч. материала
|
1
|
Подведение
итогов изученного материала
|
|
1
|
Итого
часов
|
|
50
|
Социально-психологическая
характеристика аудитории
Время практики я
проводил в 11-ом классе школы.В классе учится 21 человек (10 девушек и 11
юношей).
11-й - класс с
углубленным изучением математики, что накладывает определенный отпечаток на
характер учащихся этого класса, то есть это люди точных наук, любящие в большей
степени язык цифр и четкость во всем.
Формально лидером
в классе можно считать старосту, который был избран всеми единогласно и котрый
выполняет возложенные на его обязанности по мере своих возможностей. Но
неформального лидера в классе нет. Это связано с тем, что класс был
сформирован из трех девятых классов, и хотя все друг друга знали, но тесно на
параллели не общались. Поэтому в классе выделяются определенные группы с
лидерами внутри них. Эти группировки можно выделить по различным признакам:
По
половому признаку,
т.е. выделяются отдельно группы девушек и группы юношей, которые естественно
решают внтри свои проблемы;
По
степени успеваемости.По
этому признаку, как правило, класс разделяется на тех, кто учится на уровне
выше среднего, на среднем уровне, и отстающие на фоне других. В целом класс по
своим интелектуальным задаткам очень сильный, и нельзя сказать, что ребята,
учащиеся в нем, “зациклены” на одной математике или физике. Все они
разносторонне развиты и интересуются и музыкой, и литературой, и техникой, и
театрами и т.д.
По
интересам в свободное время.При выделении групп по этому признаку
большую роль играют “прощлые связи”, т.е. многие ребята в свободное время
общаются со своими бывшими одноклассниками, которые учатся в параллельном
классе : это касается и юношей, и девушек.
Но несмотря на
такие внутренние формирования в классе, этот небольшой коллектив живет дружно.
В этом есть и заслуга классного руководителя, который живет вместе со своими
старшеклассниками, вносит веселое настроение, помогает в сложных ситуациях.
Общение между
ребятами не заканчивается одной учебой, а и все праздники по школьной традиции
проводятся вместе.
Краткий вывод к
выше сказанному:
Во многом на
формирование личности оказывает влияние тот коллектив, в котором человек
живет, работает или учится. Так на жизнь отдельных классов влияет общее
настроение, дух школы, ее традиции. Не исключением является и данньій класс:
ребята настроены дружественно как друг к другу, так и младшим классам, с
удовольствием организовывают свои маленькие праздники, участвуют в
общешкольных торжествах.
Цели
и задания обучения курса “Основы экономических знаний"
В
процессе изучения курса “Основы экономических знаний" ставятся следующие
цели:
1.
Обучающие:
-
Ознакомить
учащихся с основными экономическими терминами и понятиями.
-
Научить учащихся
применять економические термины в повседневных занятиях
-
Научить учащихся
мыслить экономическими категориями
2.
Воспитывающие:
-
Воспитать у
учащихся культуру общения между собой
-
Воспитать
уважение к закону
-
Воспитать
чувство ответственности за свои действия перед деловыми партнерами,
органами власти
III. Развивающие:
А. Ознакомить учащихся с наиболее наболевшими вопросами действительности:
- экономический кризис
- безработица
- инфляция
В. Ознакомить учащихся с
економической литературой. Научить пользоваться
литературой
С. Ознакомить с основными
законами, регулирующими основную деятельность государства
D. Ознакомить с
системой Законодательнпй власти, с органами регулирующими хозяйственную жизнь
государства
E. Ознакомить
учащихся с економикой высоразвитых стран, развивающихся стран
F. Научить их
из нескольких вариантов действия выбирать оптимальный (опираясь на знания
економических законов развития)
Цели
и задания обучения темы “Банки и банковская система Украины"
1.
Обучающие:
-
Дать учащимся
элементарные знания основных терминов и понятий относящихся к даной теме
-
Обучить основным
видам банковских операций
-
Научить
разбираться и отличать кредит от ссуды , депозитньій счет от расчетного и т.п.
-
Поделиться
своими навыками по даной теме
II. Развивающие:
A.
Помочь развить у учащихся интерес к даной теме
B.
Дать возможность проявить свои спсобности в даной отрасли економики
C.
Познакомить с основными экономическими понятиями по даному курсу и
научить их ими оперировать
D.
Показать необходимость даного курса
III. Воспитывающие
A.
Ознакомить с системой контроля за банковской сферой со стороны государства
B.
Воспитать чувство ответственности к будующей профессии
С. Воспитать культуру общения в коллективе
Глава II. Анализ и обоснование темы “Банки и
банковская система Украины"
Место
темы в курсе учебного предмета
Банки являются
одной из важнейших структур рыночной економики. Банковская деятельность
существенно повышает еффективность общественного производства, способствует
росту производительности общественного труда.
Украина , как и
другие независимые государства бывшего СССР, переходит к новой экономической
системе, основанной не на командно-распределительных , а на рыночных
отношениях . Рыночной економике необходимо соответствующая банковская система ,
которая постепенно начинает складываться. ее структура в Украине рпедставлена
двумя уровнями : Нацональным банком и коммерческими банками различных форм
собственности , специализации и территориального уровня
Банки играют
ключевую роль в финансовом обеспечении подъема экономики , который в свою
очередь не возможен без существенного повышения инвестиционной активности.
Подобная их роль предопредрелена реальным состоянием различных финансовых
институтов. Ни пенсионные и страховые фонды, ни финансовые инвестиционные
компании не могут пока иметь достаточно весомого значения в подъеме
инвестиционной активности: первые не набрали необходимой финансовой мощи,
деятельность вторых затруднена тем, что не развит рынок ценных бумаг, особенно
вторичный. Только крупные банки, имеющие традиционные связи с промышленностью,
развитую филиальную сеть в различных регионах страны, способны сегодня
удовлетворять инвестиционные потребности производственных структур через
долгосрочные кредиты.
Перспективный
характер совершенствования банковской деятельности - расширение круга услуг,
оказываемых банками их клиеитам, то есть диверсификация банковской деятельности
в самом широком смысле. Необходимость совершенствования банковской деятельности
связана с тем, что в рыночной экономической системе потребности хозяйствующих
субъектов в финансовых услугах постоянно развиваются. И безусловно, диверсификация
банковской деятельности станет настоятельной потребностью в самом недалеком
будущем.
Структура темы
Áàíêîâñêàÿ
ñèñòåìà
Óêðàèíû
Центральный
Коммерческие
банк банки
Модель
усвоения базы знаний
Группы и элементы
|
|
Уровень усвоения
базы знаний
|
|
-
менеджер
|
репродук-тивный
|
алгорит-мический
|
твор-ческий
|
|
-
организация (учреждение)
|
|
|
|
|
-
внутренняя среда организации
|
+
|
|
|
|
-
микросреда
|
+
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
-
макросреда
|
+
|
|
|
|
-
принятие решений
|
+
|
|
|
|
-
планирование
|
+
|
|
|
|
-
цели
|
+
|
|
|
|
-
стратегии
|
+
|
|
|
|
-
политика
|
+
|
|
|
|
-
процедура
|
+
|
|
|
|
- правило
|
+
|
|
|
|
-
программа
|
+
|
|
|
|
-
бюджет
|
+
|
|
|
|
-
организация (процесс)
|
+
|
|
|
|
-
руководство
|
+
|
|
|
|
-
мотивация
|
+
|
|
|
|
-
лидерство
|
+
|
|
|
|
-
контроль
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
Теоретические знания:
|
|
|
|
|
-
Организация как открытая система
|
|
+
|
|
|
- Менеджер.
Его , признаки,
цель,роли.
Уровни менеджеров
|
|
+
|
|
|
-
Процесс управления:
|
|
+
|
|
|
-
планирование
|
|
+
|
|
|
-
организация
|
|
+
|
|
|
-
руководство
|
|
+
|
|
|
-
контроль
|
|
+
|
|
|
-
принятие решений
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
3.
Практические навыки:
|
|
|
|
|
-
Решение задачи на платежную матрицу
|
|
+
|
|
|
-
Имитация деятельности организации
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Глава III. Урок изложения нового материала
Ïëàí
óðîêà
èçëîæåíèÿ
íîâîãî
ìàòåðèàëà
1. Организационный момент.
2. Мотивация к изучению данной темы.
3. Постановка целей, задач.
4. Изложение нового материала.
5. Закрепление нового материала.
6. Итоги занятия, домашнее задание.
Ìåòîäè÷åñêàÿ
êàðòà óðîêà
èçëîæåíèÿ
íîâîãî
ìàòåðèàëà
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
1. Входит
в класс и приветствует учащихся.
|
1.
Приветствуют учителя вставая.
|
2.
Проводит перекличку.
|
2. Каждый
чья фамиия названа поднимается
|
3.
Зачитывает план урока.
|
3.
Внимательно слушают учителя.
|
4.
Приступает к изложению новой темы.
|
4.
Внимательно слушают учителя.
|
5.
Овечает на вопросы учеников по прочитанной теме.
|
5. Задают
вопросы
|
6.
Предлагает ученикам задать вопрсы друг другу для выявления внимательности на
уроке
|
6. Задают
друг другу вопросы и отвечают на них
|
7.
Корректирует вопрсы (ответы) учеников при необходимости
|
7.
Прислушиваются к коррекциям.
|
8.
Проводит закрепление нового материала методом ”Вопрос-Ответ”.
|
8.
Отвечают на поставленные вопросы касающиеся изученной темы
|
9. Задает
домашнее задание.
|
9.
Записвают домашнее задание.
|
10.
Подводит итоги занятия
|
10.
Помогают преподавателю поводить итоги .
|
11.
Обьявляет об окончании урока и прощается
|
14.
Прощаются с учителем, вставая.
|
Òåêñò
èíôîðìàöèîííîãî
ñîîáùåíèÿ
Ìîòèâàöèÿ
Основу
экономической жизни многих стран мира, а теперь уже и нашей страны составляет
рыночная форма хозяйствования. Ячейкой рыночной экономики является организация.
Она может быть представлена в форме фирмы, компании, корпорации, учреждения,
института, кооператива и т.д., однако все это – виды организаций. Каждая
организация нуждается в управлении. Иначе она не сможет существовать и
распадется. Давайте назовем человека, который управляет организацией –
“менеджер", а сам процесс управления – “менеджмент".
Понятия
“менеджмент” и “менеджер” вошли в нашу жизнь сравнительно недавно. Однако, не
смотря на это, довольно прочно закрепились в нашем лексиконе, и теперь нам
кажется, что мы знаем их с детства. Каждый день мы слышим по телевидению,
радио, встречаем в газетах рекламу курсов менеджеров, которые проводят
всевозможные школы бизнеса. Я уверен, что многие из вас давно слышали слова
“менеджмент” и “менеджер”. Давайте попытаемся поглубже разобраться в том, кто
такой менеджер и что представляет собой процесс управления организацией.
Вообще
понятие “менеджмент" имеет несколько значений:
-
процесс
управления организацией;
-
наука, изучающая
процесс управления;
-
искусство
управления.
Процесс
управления организацией в наше динамичное время представляет собой сложную
работу, которую нельзя выполнить успешно руководствуясь лишь сухими заученными
формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимость
многочисленных факторов, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой.
Îðãàíèçàöèÿ
êàê îòêðûòàÿ
ñèñòåìà
Организация
– это группа людей, деятельность которых координируется для достижения общих
целей. Эти цели могут быть самые разнообразные: производство продукции,
торговля товарами, предоставление каких-либо услуг, сбор налогов (налоговые
инспекции), осуществление политических акций (например, политические партии),
религиозные цели и т.д.
Условия
существования организации:
1) наличие хотя бы 2-х человек, которые
считают себя частью группы или группой;
2) наличие хотя бы 1-й цели, которую
члены группы считают общей;
3) наличие членов группы, которые
намеренно работают вместе для достижения цели (целей).
Цель
для организации очень важна, так как никогда не удастся добиться результата,
если не знаешь, чего ты хочешь.
Общие
характеристики организации:
1)
все организации
для обеспечения своей деятельности используют какие-либо ресурсы:
-
материальные
(сырье и материалы);
-
финансовые (деньги);
-
трудовые
(рабочие, служащие);
-
энергетические
(электроэнергия, газ);
-
информационные
(реклама, законодательство) и т.д.
2)
организации
преобразуют ресурсы в желаемый конечный результат своей деятельности:
-
продукцию;
-
действия и т.д.
3)
организации взаимодействуют
с внешней средой используя ресурсы, поставляя результаты своей деятельности;
4)
в организации
осуществляется разделение труда:
-
горизонтальное – деление работы, которую
необходимо выполнить на составляющие и распределение между подразделениями организации
либо ее работниками;
-
вертикальное – разделение в организации
управляющих и исполняющих (начальников и подчиненных);
5)
все организации
нуждаются в управлении.
Организации
бывают простые и сложные. Простые состоят из одного небольшого отдела, а сложные
включают в себя два и более отделов. Встречаются организации, насчитывающие
сотни отделов с иерархической структурой, подразделения которых находятся в
разных странах мира. Примером простой организации может быть маленькая
парикмахерская, состоящая из одного отдела, занимающего 2 комнаты на первом
этаже здания. Сложная организация – “Mc Donalds", представительства
которого находятся почти во всех странах мира, который насчитывает более 7000
самостоятельных предприятий обслуживающих посетителей, работа которых
обеспечивается поддержкой большого числа организаций, осуществляющих закупку
продуктов, разрабатывающих новые виды продукции, осуществляющих строительство
магазинов, проводящих рекламу.
Деятельность
организации зависит от того, как эта организация построена. То, как построена
организация, формирует внутреннюю среду организации. Внутренняя среда
организации включает совокупность факторов, влияющих на деятельность
организации изнутри: подразделения организации, отношения между работниками,
отношения между руководством и подчиненными.
Организация
– это не нечто обособленное, работающее исходя исключительно из своих
интересов, ни от кого не зависящее образование. Организация – это система,
целиком и полностью зависящая от внешней среды.
Внешняя
среда – это
совокупность внешних факторов, влияющих на деятельность организации. Она
включает экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные
акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в
обществе, общественные взгляды, технику, технологию и другие составляющие. Эти
взаимосвязанные факторы влияют на все, что происходит внутри организации.
Внешняя среда включает микросреду и макросреду. Микросреда – среда, с
которой непосредственно взаимодействует организация: поставщики ресурсов,
потребители, конкуренты и др. Макросреда – факторы, оказывающие
косвенное влияние на деятельность организации: политическая ситуация в стране,
уровень научно-технического прогресса, состояние экологии и т.д. Внешняя и
внутренняя среда организации представлены в разделе “Наглядные пособия" на
схеме 1.
Ìåíåäæåð
Менеджер -- человек, который руководствуясь
современными методами организовывает конкретную работу в рамках определенного
числа подчиненных ему сотрудников. Менеджер деловой организации во всех
решениях должен руководствоваться в первую очередь экономическими
соображениями. Менеджер по сути осуществляет управление.
Управление
– это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в
эффективную, целенаправленную и производительную группу.
Признаки деятельности менеджера:
1. Менеджер руководит работой 1-го или
нескольких подчиненных ему сотрудников.
2. Менеджер управляет частью или всей
организацией, распоряжается всеми или частью ресурсов организации.
3. Ему предоставляются некоторые
полномочия, он имеет определенный простор для принятия решений.
4. Менеджер принимает на себя
ответственность за результаты реализации принятых решений.
5.
Менеджер – это
человек, который занимает постоянную руководящую должность в организации. Он
может быть как владельцем либо совладельцем организации, так и наемным
работником.
Если
взять какую-либо определенную организацию, например, завод, то на нем можно
встретить различных менеджеров: директора завода, начальников цехов, мастеров и
т.д. Рабочие подчиняются мастерам, мастера – начальникам цехов, начальники
цехов – директору завода. В данном примере можно увидеть, что существуют разные
уровни менеджеров.
В
зависимости от меры ответственности, характера решаемых задач можно выделить
следующие уровни менеджеров:
1)
Менеджеры
низшего уровня, так
называемые операционные руководители. Круг их задач:
-
осуществляют
контроль выполнения производственных заданий своими подчиненными;
-
отвечают за
непосредственное использование ресурсов организации, выделенных для исполнения
данного задания;
-
разрешают
конфликты, возникающие между работниками.
2)
Менеджеры
среднего уровня.
Они подчинены менеджерам высшего уровня и руководят менеджерами низшего уровня.
Их задачи крайне разнообразны и по сути сводятся к координации различных
подразделений внутри организации. Менеджеры среднего уровня готовят информацию
для рассмотрения менеджерами высшего уровня, а решения менеджеров высшего
уровня трансформируют для исполнения менеджерам низшего уровня.
3)
Менеджеры
высшего уровня осуществляют следующий круг задач:
-
формулирование
долгосрочных целей организации;
-
разработка
стратегии организации;*
-
адаптация
организации к изменениям во внешней среде;
-
управление
отношениями между организацией и внешней средой.
Каждый
менеджер выполняет определенный набор правил, характерных для данной
организации. Эти наборы правил называются ролями менеджеров в организации.
Можно выделить следующие группы ролей менеджеров:
1)
межличностные
роли:
-
главный
руководитель;
-
лидер;
-
связующее звено
(переписка, работа с другими организациями);
2)
роли, связанные
с принятием решений:
-
предприниматель
(изыскивает новые возможности для улучшения работы);
-
распределитель
ресурсов;
-
устранение
нарушения работы организации;
-
посредник,
ведущий переговоры (принятие решений в ходе переговоров);
3)
информационные
роли:
-
приемник
информации;
-
распространитель
информации;
-
представитель
организации во внешней среде.
Как
уже говорилось, каждая организация преследует определенные цели в своей
деятельности. Цели менеджера – создать условия, благоприятные для
достижения целей организации.
Ïðîöåññ
óïðàâëåíèÿ
îðãàíèçàöèåé
Процесс
управления организацией, а также вопросы, на которые необходимо ответить на
каждом этапе управления представлены в разделе “Наглядные пособия" на
схеме 2.
Менеджер
организации последовательно выполняет все функции менеджмента: планирование,
организацию работы, руководство и контроль. Все эти функции объединяет процесс
принятия решений. Этот процесс выполняется менеджером постоянно.
Планирование
Планирование
– формулирования целей и разработки программ действий по достижению этих целей.
Цель планирования – составления проекта желаемого порядка в будущем.
Планирование – основа управления организацией. От того как составлены планы
зависит успех организации. Это хорошо показано на схеме 3.
Типы
планов организации:
1. Цели организации – проект будущего
организации.
2. Стратегии – генеральная программа
действий по достижению глобальных целей организации. Составляется на длительный
период.
3. Политика – общее руководство для
действий и принятия решений при достижении целей организации. Это “кодекс
законов” организации.
4. Процедура – хронологическая
последовательность ряда шагов, которые необходимо предпринять для достижения
поставленных целей.
5. Правило – руководство к действию
(что должно быть сделано в определенных условиях при определенной ситуации).
6. Программа – совокупность шагов,
которые необходимо предпринять, ресурсов, которые следует использовать,
заданий, которые необходимо выполнить.
7. Бюджет – финансовый план
организации.
Организация
Организационная
деятельность представляет собой процесс упорядочения взаимоотношений и
взаимодействий работников организации для достижения общих целей. Основная цель
этого процесса – сделать сотрудничество людей эффективным.
Процесс
организации включает в себя следующие этапы:
1) определение целей и задач, которые
необходимо решить;
2) на базе этих задач выявление и видов
деятельности, которые необходимо осуществить, т.е. определение характера работ;
3) создание подразделений, т.е.
группировка работ в отдельные блоки.
4) наделение руководителя каждой группы
полномочиями, необходимыми для обеспечения успеха деятельности организации.
В
более узком понятии организация представляет собой:
1) определение конкретных заданий;
2) распределение работ среди отдельных
лиц и групп работников;
3) координацию их действий.
Руководство
Руководство
представляет собой гармоническое единство понятий лидерства и мотивации.
Лидерство – это способность оказывать влияние
на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижения целей
организации. Менеджер становится лидером только благодаря готовности людей
разделять его взгляды и следовать за ним. Эффективность лидера определяется не
набором личных качеств руководителя, а его манерой поведения по отношению к
подчиненным.
Мотивация – процесс побуждения работника к
эффективной деятельности, направленной на достижение целей организации.
Менеджеру необходимо создать все условия чтобы: люди пришли работать в
организацию, люди оставались работать в организации, люди работали эффективно.
Процесс мотивации неразрывно связан с понятиями потребность и вознаграждение.
Контроль
Контроль
представляет собой процесс сопоставления реально достигнутых результатов с
желаемыми, запланированными; установление факта достижения целей организации,
выявление отклонений от запланированного и принятие решений о корректировках с
тем, чтобы цели были достигнуты.
Виды
контроля:
1) предупредительный или упреждающий
(еще до начала реализации планов);
2) текущий контроль (во время работы);
3) заключительный контроль (после
реализации планов).
Процесс принятия решений
В
узком смысле принятие решения – выбор единственного варианта из нескольких
альтернатив. Для принятия решения необходимо собрать достоверную полную
информацию, проанализировать ее, найти несколько возможных альтернатив и выбрать
из них наиболее оптимальную.
В
широком смысле принятие решения – это:
-
процесс
подготовки решения;
-
собственно
принятие решения (выбор варианта);
-
реализация
принятого решения;
-
контроль
полученных результатов.
В
зависимости от наличия информации, ее достоверности, а также от внутренних
качеств самого менеджера технология принятия решения бывает различной.
Выделяют:
-
интуитивные
решения – выбор, сделанный на основе ощущения того, что он правильный;
-
решения,
основанные на суждениях – выбор, обусловленный жизненным опытом менеджера;
-
рациональное
решение – выбор, сделанный на основе результатов проведенного анализа, оценке
альтернатив.
Наиболее
точным решением несомненно будет решение, принятое на основе рациональной
технологии. Однако менеджер не всегда располагает необходимой информацией и
временем, достаточным для принятия такого решения. Поэтому ему ничего не
остается, как принимать решение, основанное на суждениях либо интуитивное
решение.
Íàãëÿäíûå
ïîñîáèÿ äëÿ
óðîêà
èçëîæåíèÿ
íîâîãî
ìàòåðèàëà
Наглядные
пособия представляют собой некоторые материалы, а точнее конкретные документы,
которые необходимы для выдачи кредита банком, выплаты % по депозитам и др. На
данном занятии будут представлены такие документы :
- выписка с
перечнем документов необходимым для получения кредита
- кредитный
договор
-
распоряжение на выдачу кредита
- штафель к
счету
-
распоряжение на выдачу % по депозитному вкладу
- бланки
мемориальных ордеров
которые
будут выданы каждому ученику для ознакомления.
Êîíòðîëü
è
îöåíèâàíèå
(ýêñïðåññ-îïðîñ).
Для
экспресс опроса предлагаются следующие вопросы к аудитории:
1. Что
представляет собой банковская система Украины?
2. Что
такое банк?
3. Что
представляет собой НБУ и кому он подотчетен?
4. Назовите
основные функции НБУ и его руководящий орган.
5. Назовите
основные задачи НБУ.
6. Назовите
операции НБУ.
7. Что
такое КБ?
8. Назовите
признаки по которым различаются КБ.
9. Назовите
операции КБ.
10. Кому подотчетны КБ.
Äîìàøíåå
çàäàíèå
Предлагается
следующее задание на дом:
1. Прочитать
конспект лекции и быть готовым ответить на вопросы, участвовать в деловой игре
по данной теме.
2. Подготовить
интересную ситуацию (рассказ на 2 – 3 минуты) о деятельности какого-либо банка,
о его успехе или неудаче и рассказать о причинах и последствиях этой ситуации.
3. Желающие
могут подготовить реферат ( на 5-7 минут) на такие темы :
- НБУ и его функции
- Лицензирование и регистрация КБ
- Операции КБ (коммерческих банков)
Глава IV. Урок закрепления
изученного материала.
Методическая карта урока
закрепления изученного материала
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
1.
Заходит в класс и приветствует учеников.
|
1.
Приветствуют учителя вставая.
|
2.
Проводит проверку готовности учащихся к уроку.
|
2.
Готовятся к уроку (готовят письменные принадлежности, конспект занятия
изложения нового материала, калькуляторы).
|
3.
Проводит выявление отсутствующих.
|
3. Каждый
отвечает учителю вставая, когда учитель называет фамилию учащегося.
|
4.
Объясняет цели, задачи урока.
|
4.
Внимательно слушая учителя, осознают цели, задачи урока.
|
5.
Проверяет домашнее задание.
|
5.
Выборочно 2 – 3 ученика рассказывают подготовленную ситуацию.
|
6.
Предлагает ученикам просмотреть конспект и повторить содержание в течение 2 –
3 минут.
|
6.
Повторяют конспект прошлого занятия.
|
7.
Проводит оценку знаний теоретического материала в форме теста: раздает
ученикам карточки с вопросами теста, разъясняет смысл задания. См.
“Дидактические материалы: задания для контроля”.
|
7.
Отмечают в карточках правильные ответы, а, где необходимо, дополняют суждение
или пишут правильный ответ. Сдают заполненные карточки теста учителю.
|
8.
Разъясняет ученикам метод решения задачи на платежную матрицу. См.
“Дидактические материалы: задача на платежную матрицу”.
|
8.
Записывают ход решения.
|
9.
Предлагает ученикам задать вопросы по задаче, добивается полного понимания
хода решения.
|
9. Задают
вопросы, спрашивают неясные моменты.
|
10.
Отвечает на вопросы учеников.
|
10.
Внимательно слушают ответы и разъяснения.
|
11.
Проводит самостоятельную работу: раздает ученикам карточки с вопросами,
чистые листы, разъясняет смысл задания. См. “Дидактические материалы:
самостоятельная работа”.
|
11. Пишут
ответы на вопросы. Сдают карточки с вопросами и листы с ответами учителю.
|
12.
Зачитывает и разъясняет задание для мозговой атаки. См. “Дидактические
материалы: мозговая атака”.
|
12.
Внимательно слушают задание, спрашивают неясные моменты, тезисно конспеêтируют задание.
|
13.
Выслушивает варианты решений учеников задания “мозговая атака”. Проводит
“конкурс" лучшего решения.
|
13.
Предлагают решения ситуации по заданию “мозговая атака”.
|
14.
Зачитывает ученикам ситуации из раздела “Это интересно". См.
“Дидакти-ческие материалы: “Это интересно”.
|
14.
Внимательно слушают учителя.
|
15.
Проводит деловую игру: разъясняет задание, назначает роли участников,
отвечает на вопросы учеников, корректирует поведение учеников во время игры,
дает полезные советы.
|
15.
Выслушивают задание, задают вопросы по неясным моментам, выбирают роли в
игре, участвуют в игре.
|
16.
Выставляет оценки за активность на уроке.
|
16.
Слушают внимательно.
|
17.
Подводит итоги занятия.
|
17.
Помогают в подведении итогов.
|
18.
Объявляет об окончании урока и прощается с учениками.
|
18.
Прощаются с учителем, вставая.
|
Дидактические материалы
для урока закрепления изученного материала
Задания для
контроля
Контроль
знаний теоретического материала поводится в форме теста, содержащего 30
вопросов. В тесте имеются вопросы как закрытого, так и открытого типов. Задание
для теста – см. наглядное пособие 1.
Задача
на платежную матрицу
Сегодня
мы рассмотрим пример принятия рационального решения, решив несложную задачу на
так называемую “платежную матрицу".
Платежная
матрица – таблица взаимосвязи между принятым решением и типами внешней среды.
См. наглядное пособие 2.
Задача. Брокер на бирже намеревается купить акции корпораций A, B или C. Предварительно был проведен
анализ, и выяснилось, что процент по акциям будет зависеть от следующих
факторов:
1) объем сделок на рынке уменьшится
2) объем сделок на рынке увеличится
3) объем сделок на рынке оста нется
неизменным
При этом
доходность акций будет исходить из следующей таблицы:
См.
наглядное пособие 3.
Вариант
1. Критерий Байеса.
Допустим,
что известны вероятности состояния объема сделок на рынке:
См.
наглядное пособие 4.
Оптимальное
решение: X =
max S ( aij * pj ).*
X1
= 5 * 0.4 + 18 * 0.5 + 1 * 0.1 = 11.1
X2
= 7 * 0.4 + 4 * 0.5 + 13 * 0.1 = 6.1
X3
= 14 * 0.4 + 6 * 0.5 + 3 * 0.1 = 8.9
Брокеру
лучше купить акции компании А, так как при этом ожидается максимальный доход.
Вариант
2. Критерий Бернули-Лапласа.
Допустим,
что вероятности неизвестны. По этому критерию допускается, что вероятности
равны. См. наглядное пособие 5.
Оптимальное
решение: X =
max S ( aij * pj ).[1]
X1
= 5 * 1/3 + 18 * 1/3 + 1 * 1/3 = 17
X2
= 7 * 1/3 + 4 * 1/3 + 13 * 1/3 = 8
X3
= 14 * 1/3 + 6 * 1/3 + 3 * 1/3 = 7.7
Брокеру
целесообразнее купить акции А.
Вариант
3. Критерий оптимизма (ориентация на удачу).
Оптимальное
решение: X =
max (max aij);
Максимальный
доход при выборе решений X1
= 18; X2 = 13; X3 = 14.
Оптимальное
решение: X1.
Вариант
4. Критерий пессимизма (ориентация на неудачу).
Оптимальное
решение: X =
max (min aij);
Минимальный
доход при выборе решений X1
= 1; X2 = 4 X3 = 3.
Оптимальное
решение: X2.
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа представляет собой задание, которое требует от учащиеся знаний
материала, изложенного на уроке изложения нового материала, а также понимания
задачи на платежную матрицу, ход решения которой изложен на текущем уроке.
Самостоятельная работа рассчитана на 7 – 8 минут. Условие самостоятельной
работы – карточки по 2 вопроса в каждой. Имеется 8 вариантов. Карточки для
самостоятельной работы – наглядное пособие 6.
Задание для
мозговой атаки
Предлагается
зачитать ученикам следующий текст:
“Почему
твоя бригада устанавливает воздуховоды на 7-м этаже восточного крыла? У нас там
целые две недели резервного времени. Сейчас в критическом положении находится
воздуховод на 6-м этаже в западном крыле. Ей-богу, Прествуд, это же должно быть
сделано еще месяц назад. А сейчас вы не даете работать на 6-м этаже ни
сантехникам, ни электрикам, потому, что всех своих людей направили на работу в
совсем другое место. Тебе это все равно?”
“Нет,
г-н Нельсон, мне не все равно, но мне кажется, что я совсем ошалел от этой
новой системы планирования по методу критического пути."
“Я
еду на площадку, чтобы поговорить с тобой, а пока перебрось людей на 6-й
этаж."
Рой
Нельсон направился к своей машине. Он 16 лет проработал в этой строительной
компании и сейчас руководил проектом по постройке мемориального госпиталя.
Нельсон был основным зачинщиком внедрения сетевого планирования на основе ЭВМ
для оперативного управления строительными работами. Он верил: система вытянет
компанию из средневековья, поднимет производительность и сэкономит кучу денег.
Сейчас, правда, он подумывал, а не было ли это большой ошибкой – весь этот
переход на сетевые графики. С технической точки зрения система работала
нормально, но он не достигал тех результатов, которые ожидал получить от своих
помощников.
Бил
Пествуд всегда был отличным сознательным и надежным бригадиром, руководящим
работами по отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха. Однако, после
внедрения сетевого графика Бил кажется совсем утратил навыки руководства
бригадой. Его ошибки привели к серьезным сбоям в строительстве госпиталя.
Рой
нашел Била Пествуда на шестом этаже западного крыла, где его бригада уже
начинала работу с этим оказавшимся в критическом положении воздуховодом.
“Бил,
я надеюсь, что мы сможем понять в чем причина наших бед в последние месяцы. У
нас такого раньше не было."
“Мне
эти штучки тоже не нравятся."
“Хорошо,
Бил. Давай-ка сначала посмотрим на последнюю недельную распечатку сетевого
графика, которую я прислал тебе в понедельник. Где она?"
“Думаю,
в багажнике моего автомобиля."
“В
багажнике? Что ей там делать? Она должна быть постоянно с тобой! Ты же не
оставляешь рабочие чертежи в багажнике?"
“Нет,
не оставляю. Но я понимаю чертежи, к тому же чертежи не меняются каждую неделю.
По правде говоря, эта распечатка для меня просто пустое место, огромная сетка
цифр."
“Ты
же получил копию “Руководства по применению метода сетевого планирования",
не так ли ?”
“Да,
я получил все 300 страниц этого руководства."
“И
ты посещал семинар, где я объяснял, как система работает?"
“Да,
я был на семинаре."
“Ну,
тогда что за…"
“Г-н
Нельсон, восемь лет я был хорошим бригадиром. Если же вы хотите, чтобы я таскал
по площадке 20-фунтовую распечатку, выдайте всем по тележке. Что касается меня
лично, то мне надоело получать какие-то непонятные компьютерные приказы, за
которые потом всю вину валят на меня. Я думаю, что мне лучше, наверное,
работать в компании, где люди общаются друг с другом на понятном английском
языке. А вы поищите себе другого бригадира.”
Вопросы
1. Было
ли ошибочным внедрять автоматизированную систему сетевого планирования в
строительной компании? Почему?
2. Можно
ли было избежать проблемы между менеджером и бригадиром? Каким образом?
3. Что
теперь должен делать Рой Нельсон.
Материалы “Это
интересно”
Ситуация 1. Миллионеры на часок.
Вот
уже несколько раз благодаря ошибке компьютера некоторым американцам иыпадает
возможность почувствовать себя миллионерами. Правда, ненадолго. В последний раз
это произошло в результате сбоя в работе компьютера в чикагском отделении
весьма солидного банка, когда гигантская сумма в $ 764 миллиарда была разложена
по счетам нескольких сотен самых обыкновенных клиентов. Один нз них, обнаружив
на счету астрономическую сумму, поставил банк в известность. Отблагодарил ли
банк своего честного клиента - до сих пор не известно.
Ситуация
2. Талант оценили сполна.
22-летний
житель Мюнхена прослыл компьютерным гением и сделал головокружительную карьеру.
Компьютер стал для него источником немалых доходов :
он
разъезжал на “мерседесе - 500”, посещал самые дорогие рестораны города в
компании миогочисленных прихлебателей, которые не прочь были покутить за счет
своего удачливого друга.
Но
однажды все резко переменилось. Полиция произвела обыск в его квартире,
наложила арест на все имущество, в том числе на компьютер, модемы и платы, а
сам он в наручниках был препровожден в камеру предварительного заключения.
Он
просидел в камере почти 2 месяца, а затем под залог в DM 30000, был отпущен на
свободу. Но у всей этой истории невероятный конец - ему позвонили из того
банка, который он нагрел на несколько миллионов DM и предложили должность
консультанта по техническим вопросам с высоким окладом.
.
Ситуация 3. Экономия времени.
В
Англии, для того, чтобы получить кредит теперь досиаточно лишь позвонить в
банк и в течении 10-ти минут будет известно: выдадут вам кредит или нет.
Задание
для теста
Наглядное
пособие 1. (раздаточный материал)
I. Выберите ответ, который, по Вашему
мнению, является правильным и наиболее полным:
1.
Организация –
это …
a)
группа людей,
объединенных по какому-либо признаку;
b)
группа людей,
занимающихся бизнесом;
c)
это группа
людей, деятельность которых координируется для достижения общих целей.
2.
Организации
взаимодействуют с внешней средой…
a)
потому что это
является общей целью всех организаций;
b)
используя
ресурсы, поставляя результаты своей деятельности;
c)
так требует
законодательство Украины.
3.
Условия
существования организации:
a)
наличие офиса;
b)
наличие хотя бы
5 человек;
c)
наличие членов
группы, которые намеренно работают вместе для достижения цели (целей).
4.
Все организации
нуждаются в …
a)
управлении;
b)
разделении
труда;
c)
рекламе.
5.
Выберите
правильное суждение:
a)
Внешняя среда
организации включает в себя микросреду и макросреду.
b)
Внешняя среда
организации включает в себя макросреду, а та в свою очередь включает
микросреду.
c)
Макросреда также
называется макросредой.
6.
Менеджеры
низшего уровня:
a)
осуществляют
контроль выполнения производственных заданий своими подчиненными;
b)
готовят
информацию для рассмотрения менеджерами высшего уровня;
c)
осуществляют
разработку стратегии организации.
7.
Цель
планирования – …
a)
обеспечить максимальную
прибыль организации
b)
создать условия,
благоприятные для достижения целей организации;
c)
составление
проекта желаемого порядка в будущем.
8.
Организационный
процесс – это …
a)
процесс
планирования, руководства и контроля над деятельностью организации;
b)
процесс
упорядочения взаимоотношений и взаимодействий работников организации для
достижения общих целей;
c)
процесс
управления организацией.
9.
Мотивация – это
…
a)
это способность
оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на
достижения целей организации;
b)
процесс
побуждения работника к эффективной деятельности, направленной на достижение
целей организации.
10. Выбор, сделанный на основе ощущения того, что он
правильный называется…
a)
интуитивным
решением;
b)
решением,
основанным на суждениях.
II. Выберите несколько подходящих
ответов
1.
Организацией
можно назвать:
a)
завод по
производству холодильников;
b)
школу;
c)
парикмахерскую;
d)
группу людей в
автобусе;
e)
политическую
партию;
f)
церковь.
2.
Разделение труда
бывает:
a)
постоянное;
b)
временное;
c)
горизонтальное;
d)
вертикальное.
3.
Организация …
a)
работает исходя
исключительно из своих интересов;
b)
целиком и
полностью зависит от внешней среды;
c)
работает исходя
из своих и общественных интересов.
4.
Менеджер – это
человек, который …
a)
дает полезные
советы по руководству организацией;
b)
во всех решениях
руководствуется в первую очередь экономическими соображениями;
c)
организовывает
конкретную работу в рамках определенного числа подчиненных ему сотрудников.
5.
К признакам
менеджера относятся:
a)
Менеджер –
обязательно владелец организации.
b)
Менеджер
принимает на себя ответственность за результаты реализации принятых решений.
c)
Менеджер
управляет частью или всей организацией, распоряжается всеми или частью ресурсов
организации.
d)
Менеджер
руководит не менее чем 3-мя работниками.
6.
Роли менеджеров:
a)
межличностные
роли;
b)
представительские
роли;
c)
роли, связанные
с принятием решений;
d)
роли, не
связанные с принятием решений;
e)
информационные
роли.
7.
Типы планов
организации:
a)
цели
организации;
b)
управленческие
планы;
c)
стратегии;
d)
планы
производства и продаж;
e)
программы;
f)
процедуры.
8.
Руководство
включает в себя понятия:
a)
мотивация;
b)
контроль;
c)
управление;
d)
распределение
ресурсов;
e)
лидерство;
9.
Контроль
представляет собой:
a)
процесс
сопоставления реально достигнутых результатов с желаемыми, запланированными;
b)
процесс
определения изъянов в работе сотрудников с целью установления и наказания
виновных;
c)
процесс
установление факта достижения целей организации, выявление отклонений от
запланированного и принятие решений о корректировках с тем, чтобы цели были
достигнуты.
10.Наиболее точным решением будет:
a)
интуитивное
решение;
b)
решение,
основанное на суждениях;
c)
рациональное
решение.
III. Ответьте пожалуйста на следующие
вопросы
1.
Приведите
примеры организаций:
a)
_____________________
b)
_____________________
c)
_____________________
d)
_____________________
e)
_____________________
2.
Приведите
примеры ресурсов, которые используют организации для обеспечения своей
деятельности:
a)
_____________________
b)
_____________________
c)
_____________________
d)
_____________________
e)
_____________________
3.
Совокупность
факторов, влияющих на деятельность организации изнутри называется
________________________ .
4.
Внешняя среда
организации – это _________________________________
______________________________________________________________.
5.
Перечислите
уровни менеджеров:
a)
________________________;
b)
________________________;
c)
________________________;
6.
Роль менеджера –
это ___________________________________________
______________________________________________________________.
7.
Финансовый план
организации называется ________________________.
8.
Перечислите виды
контроля:
a)
________________________;
b)
________________________;
c)
________________________.
9.
Выбор
единственного варианта из нескольких альтернатив в менеджменте получило
название ___________________________________.
10. Менеджер вынужден принимать решение, основанное на
суждениях или интуитивное решение в случае, когда
______________________________
______________________________________________________________.
Таблицы
для задачи на платежную матрицу
Наглядное
пособие 2.(для проекции)
Решение
|
|
Типы внешней среды
|
N2
|
N3
|
X1
|
a11
|
a12
|
a13
|
X2
|
a21
|
a22
|
a23
|
X3
|
a31
|
a32
|
a33
|
P
|
P1
|
P2
|
P3
|
|
|
|
|
|
|
Xi – варианты решения, один из которых
необходимо принять;
Nj – состояние внешней среды. Внешняя
среда обязательно примет какое-то из этих состояний;
P – вероятность того, что она примет
данное состояние;
aij – результат, который получится в
результате принятия решения Xi
при состоянии внешней среды
Nj.
Таблица 1.
Платежная матрица.
Наглядное
пособие 3. (для проекции)
Решение
|
|
Объем сделок на рынке
|
|
брокера
|
уменьшится
|
увеличится
|
останется неизменным
|
покупка A
|
5
|
18
|
1
|
покупка B
|
7
|
4
|
13
|
покупка C
|
14
|
6
|
4
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2.
Условие задачи.
Наглядное
пособие 4. (для проекции)
Решение
|
|
Объем сделок на рынке
|
|
брокера
|
уменьшится
|
увеличится
|
останется неизменным
|
покупка A
|
5
|
18
|
1
|
покупка B
|
7
|
4
|
13
|
покупка C
|
14
|
6
|
4
|
P
|
0,4
|
0,5
|
0,1
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 3.
Критерий Байеса.
Наглядное
пособие 5. (для проекции)
Решение
|
|
Объем сделок на рынке
|
|
брокера
|
уменьшится
|
увеличится
|
останется неизменным
|
покупка A
|
5
|
18
|
1
|
покупка B
|
7
|
4
|
13
|
покупка C
|
14
|
6
|
3
|
P
|
1/3
|
1/3
|
1/3
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 4.
Критерий Бернули-Лапласа
Карточки
для самостоятельной работы
Наглядное
пособие 6. (раздаточный материал)
Вариант
1.
1. Как вы считаете, какую роль для организации
играет планирование.
2. Задача. Предприятие вводит в действие новую
производственную линию и намеревается получить дополнительный доход от продажи
одного из 3-х видов новых товаров. Однако от аналитического отдела поступила
информация, что спрос на новую продукцию будет зависеть от спроса на другие
товары, которые имеют некоторую незначительную связь с товарами производителя.
Эту зависимость аналитический отдел представил таблицей:
Товар
|
|
Спрос на другие
товары
|
|
|
увеличится
|
не изменится
|
уменьшится
|
А
|
6
|
11
|
16
|
Б
|
20
|
5
|
20
|
В
|
15
|
25
|
6
|
|
|
|
|
|
|
Вам
необходимо принять решение, какой из 3-х товаров производить.
Решите
задачу по критерию Байеса, если вероятность того, что спрос увеличится – 0,5,
уменьшится – 0,3; не изменится – 0,2.
Вариант
2.
1. Как вы считаете, какую роль для организации
играет организация (процесс).
2. Задача. Предприятие вводит в действие новую
производственную линию и намеревается получить дополнительный доход от продажи
одного из 3-х видов новых товаров. Однако от аналитического отдела поступила
информация, что спрос на новую продукцию будет зависеть от спроса на другие
товары, которые имеют некоторую незначительную связь с товарами производителя.
Эту зависимость аналитический отдел представил таблицей:
Товар
|
|
Спрос на другие
товары
|
|
|
увеличится
|
не изменится
|
уменьшится
|
А
|
6
|
11
|
16
|
Б
|
20
|
5
|
20
|
В
|
15
|
25
|
6
|
|
|
|
|
|
|
Вам
необходимо принять решение, какой из 3-х товаров производить.
Решите
задачу по критерию Бернули-Лапласа.
Вариант 3.
1. Как вы считаете, какую роль для организации
играет руководство.
2. Задача. Предприятие вводит в действие новую
производственную линию и намеревается получить дополнительный доход от продажи
одного из 3-х видов новых товаров. Однако от аналитического отдела поступила
информация, что спрос на новую продукцию будет зависеть от спроса на другие
товары, которые имеют некоторую незначительную связь с товарами производителя.
Эту зависимость аналитический отдел представил таблицей:
Товар
|
|
Спрос на другие
товары
|
|
|
увеличится
|
не изменится
|
уменьшится
|
А
|
6
|
11
|
16
|
Б
|
20
|
5
|
20
|
В
|
15
|
25
|
6
|
|
|
|
|
|
|
Вам
необходимо принять решение, какой из 3-х товаров производить.
Решите
задачу по критерию оптимизма.
Вариант
4.
1. Как вы считаете, какую роль для организации
играет контроль.
2. Задача. Предприятие вводит в действие новую
производственную линию и намеревается получить дополнительный доход от продажи
одного из 3-х видов новых товаров. Однако от аналитического отдела поступила
информация, что спрос на новую продукцию будет зависеть от спроса на другие
товары, которые имеют некоторую незначительную связь с товарами производителя.
Эту зависимость аналитический отдел представил таблицей:
Товар
|
|
Спрос на другие
товары
|
|
|
увеличится
|
не изменится
|
уменьшится
|
А
|
6
|
11
|
16
|
Б
|
20
|
5
|
20
|
В
|
15
|
25
|
6
|
|
|
|
|
|
|
Вам
необходимо принять решение, какой из 3-х товаров производить.
Решите
задачу по критерию пессимизма.
Вариант
5.
1.
Объясните, как и почему процесс принятия решений связан со всеми функциями
менеджмента (планированием, организацией, руководством, контролем).
2.
Брокер на бирже намеревается продать инвестиционный портфель (набор ценных
бумаг) различным покупателям. Ему известно, какой он получит доход от продажи
портфеля от каждого покупателя, в случае, если стоимость портфеля на бирже
изменится.
Покупатель
|
|
Стоимость
портфеля
|
|
|
увеличится
|
не изменится
|
уменьшится
|
А
|
16
|
20
|
6
|
Б
|
11
|
5
|
25
|
В
|
6
|
20
|
15
|
|
|
|
|
|
|
Вам
необходимо принять решение, кому из трех покупателей продать инвестиционный
портфель.
Решите
задачу по критерию Байеса, если вероятность того, что стоимость портфеля
увеличится – 0,1, уменьшится – 0,6; не изменится – 0,3.
Вариант 6.
1.
Почему для успешной работы организации, в частности для успешного руководства
нужна мотивация работников.
2.
Брокер на бирже намеревается продать инвестиционный портфель (набор ценных
бумаг) различным покупателям. Ему известно, какой он получит доход от продажи
портфеля от каждого покупателя, в случае, если стоимость портфеля на бирже
изменится.
Покупатель
|
|
Стоимость
портфеля
|
|
|
увеличится
|
не изменится
|
уменьшится
|
А
|
16
|
20
|
6
|
Б
|
11
|
5
|
25
|
В
|
6
|
20
|
15
|
|
|
|
|
|
|
Вам
необходимо принять решение, кому из трех покупателей продать инвестиционный
портфель.
Решите
задачу по критерию Бернули-Лапласа.
Вариант 7.
1.
Почему важно, чтобы менеджер в организации был лидером. К чему может привести
отсутствие лидера в организации.
2.
Брокер на бирже намеревается продать инвестиционный портфель (набор ценных
бумаг) различным покупателям. Ему известно, какой он получит доход от продажи
портфеля от каждого покупателя, в случае, если стоимость портфеля на бирже
изменится.
Покупатель
|
|
Стоимость
портфеля
|
|
|
увеличится
|
не изменится
|
уменьшится
|
А
|
16
|
20
|
6
|
Б
|
11
|
5
|
25
|
В
|
6
|
20
|
15
|
|
|
|
|
|
|
Вам
необходимо принять решение, кому из трех покупателей продать инвестиционный
портфель.
Решите
задачу по критерию оптимизма.
Вариант
8.
1.
В чем заключается смысл контроля. Какой контроль, по Вашему мнению, является
более важным: упреждающий, текущий или заключительный.
2.
Брокер на бирже намеревается продать инвестиционный портфель (набор ценных
бумаг) различным покупателям. Ему известно, какой он получит доход от продажи
портфеля от каждого покупателя, в случае, если стоимость портфеля на бирже
изменится.
Покупатель
|
|
Стоимость
портфеля
|
|
|
увеличится
|
не изменится
|
уменьшится
|
А
|
16
|
20
|
6
|
Б
|
11
|
5
|
25
|
В
|
6
|
20
|
15
|
|
|
|
|
|
|
Вам
необходимо принять решение, кому из трех покупателей продать инвестиционный
портфель.
Решите
задачу по критерию пессимизма.
Модель деловой игры
Для
закрепления изученного материала учащимся предлагается провести деловую игру, и
на основе полученных знаний реально рассмотреть возможность выдачи (невыдачи)
банком кредита (в национальной валюте) прелприятию.
Необходимые
условия
В
классе обучается 21 ученик. Для проведения деловой игры необходима комната
(класс), столы в которой расположены таким образом, чтобы можно было образовать
3 группы учеников по 6 человек и предоставить каждой группе возможность для
дискуссии. Необходим также учительский стол для управляющего банком(исходя из
условия).
Задание
В
один из коммерческих банков Украины обратилась известная фирма с просьбой о
получении кредита на финансирование крупного проекта : строительство детского
спортивного комплекса. Ученики класса представляют персонал предприятия.
Задание заключается в том, чтобы учащиеся, проведя анализ кредитоспособности
предприятия ( анализ финансового состояния ), и исходя из своих возможностей
(возможностей банка) оценили целесообразность выдачи кредита, и, в случае целесообразности,
используя свои знания и умения , выдали бы кредит в пользу банка т. е. с
максимальным получением прибыли . В случае нецелесообразности данного проекта,
или же, при нестабильном финансовом состоянии предприятия, отказать в
выдаче
кпедита. Обе точки зрения обосновать.
Действия
учителя и учеников
Учитель
знакомит учеников с заданием и предлагает создать 3 отдела: кредитный, отдел
внутренней бухгалтерии и отдел службы безопасности . Каждый отдел включает по 6
человек, также необходим 1 управляющий банком, и 2 представителя фирмы в лице
директора и главного бухгалтера. Ребятам дается возможность распределиться по
отделам в зависимости от их предпочтений. Учитель – наблюдатель и консультант.
Он по желанию выбирает управляющего банком, представителей фирмы, а также по 1
ученику из каждого отдела на должность начальника.
Этап
1. В банк,к
управляющему, приходят представители фирмы с просьбой о выдаче кредита.
Управляющий дает распопяжение начальникам отделов проверить кредитоспособность
предприятия и целевое назначение требуемого кредита, а отделу безопасности
деятельность предприятия вообще. Посовещавшись, каждый отдел имеет свою картину
происходящего . После оценки этих факторов, каждым из отделов, управляющему
предоставляются все данные, по результатам котоных выносится общее решение.
Возможны лишь два варианта :
-
возможность в предоставлении кредита
-
отказ в нем
При
первом варианте переходим к этапу2.
При
втором, дело считается закрытым.
Этап
2. На основе
полученных от каждого отдела данных, управляющий дает задание кредитному отделу
заняться написанием и регистрацией кредитного договора после того, как
представители фирмы передадут все необходимые документы для получения кредита.
В кредитном договоре отражаются:
-
предмет договора
-
условия кредитования
-
ответственности сторон
-
условия действия договора.
После
решения всех вопросов договор подписуется и закрепляется печатями обеих сторон.
Каждая из сторон оставляет себе по оригиналу документа (договор составляется в
2-х экземплярах). Управляющий дает письмеииое распоряжение на выдачу кредита и
отделы приступают к работе.
Кредитный
отдел и отдел внутренней бухгалтерии провдят необходимые проводки, после чего
деньги перечисляются на счет предприятия. Кредит - выдан.
Учитель
благодарит всех за участие и подводит итоги.
Заключение
В
результате проделанной работы я постарался изложить основные вопросы,
необходимые на мой взгляд, для ознакомления с темой “Банки и банковская система
Украины” для учащихся старших классов школ. Работа представляет собой
практическое пособие преподавателю для проведения двух занятий: урока изложения
нового материала и урока закрепления изученного материала. При этом она
содержит необходимую информацию для изложения нового материала, а также
материалы для контроля, самостоятельной работы учеников, домашнее задание,
материалы для общего развития учащихся, а также модель деловой игры, которая на
практическом примере позволяет изучить специфику работы в
банке.
Работа
предлагается для практического применения в средних школах с изучением курса
“Основы экономических знаний”. Единственным, но необходимым условием для
реализации данной работы на практике является то, что для нормального понимания
учениками темы работы, план учебной дисциплины должен иметь сходство с планом,
изложенном в главе 1. Это связано с тем, что изложение темы базируется на
определенных знаниях учеников, полученных на предыдущих занятиях курса, а также
на знаниях полученных по другим предметам.
Работу
также можно использовать в других учебных заведениях, например, техникумах,
училищах, курсах повышения квалификации. При этом рекомендуется провести
некоторые изменения, направленные на адаптацию работы к учебному процессу
данного учебного заведения. На мой взгляд, каждый, уважающий себя человек
должен иметь основные понятия связанные с экономикой, хотя бы для понимания
ситуации в стране и ее положения в мире.
Хотелось бы сделать небольшой анализ литературы.
Ильин Т.А. “Педагогика “. В этой книге основным направлением научного поиска в
области повышения эффективности и результативности учебного процесса является
так называемое проблемное обучение, которое рассматривается сейчас в качестве
одного из наиболее действенных средств решения таких сложнейших задач, как
развитие умственных сил, познавательной активности и творческого мышления.
Также в данной книге представлены понятия структуры урока и его типы,
элементы.
Платонов К.К., Голубев Т.Т. “Психология. Учебное пособие для повышения
квалификации педагогических работников”. В данной книге изложены новые подходы
к проведениям занятий, разработка интересных программ и методов.
Библиография
Педагогическая литература:
1. Харламов И.Ф. Педагогика. – Москва:
“Высшая школа", 1990.
2. Сухомлинский В.А. Сто советов
учителю. – Киев: “Радянська школа", 1984.
3. Клзаков В.А.
“Cамостоятельная работа студентов”
4. Баранов С.П., Болотина Л.Р.,
Воликова Т.В., Сластенин В.А. Педагогика – Москва: “Просвещение", 1981.
5. Ильина Т.А. Педагогика – Москва:
“Просвещение", 1984.
6. Платонов К.К., Голубец Т.Т.
“Психология. Учебное пособин для повышения квалификации педагогических
работников”
7. Кунисевич Ч. “Основы общей
дидактики”
Экономическая литература:
1. Закон
Україны “Про банки і банківську діяльність” від 20.03.1991р.
2. Мороз
А.Н. “Основы банковского дела”, Киев: “Либра”, 1994г.
3. Долан
Э.Дж. “Деньги, банки и денежно-кредитная политика” С-П., 1994г.
4. Коробов
Ю.И.,Рубин Ю.Б.,Солваткин В.И. “Банковский портфель-1,-2,-3”, Москва
“Соминтэк”, 1994г.
5. Мочерный
С.В. “Основи економічної теорії”, Тернопіль “Тарнекс”, 1993р.
6. Мороз
А.М. “Банківська енциклопедія”, Київ 1993р.
7. Спицын
М.О., Спицын Я.О. “Маркетинг в банке”, Киев 1993г.
* О целях и стратегии будет сказано при рассмотрении
планирования.
[1] Формулы
и ход решения задачи пишутся учителем на доске.