Основы международной стандартизации
Институт экономики, управления и
права (г. Казань)
Набережночелнинский филиал
Факультет менеджмента
Кафедра Стандартизации, сертификации и
управление качеством
Тема: "Принципы международной
стандартизации"
(контрольная работа)
по дисциплине: "Основы обеспечения качества"
Работу
выполнил: студент III
курса 771-з
Гагарина
А.Е.________
Работу
проверил: ст. преподаватель, к.э.н.
Фаттахова
А.Р.________
Набережные Челны – 2009
Содержание
Введение
3
1.
Понятие
стандартизация 4
Основные принципы
стандартизации 5
Методы
стандартизации 7
2.
Международная
стандартизация 13
Организационная
структура ИСО 15
3.
Международная стандартизация
сегодня:
проблемы и решения. 18
4. Применение Государственных
стандартов России и Международных стандартов в ОАО Сетевая компания
«Набережночелнинские электрические сети» 21
Заключение 24
Список использованной литературы
26
Введение
Важнейшим фактором
технического прогресса в мире является международная стандартизация,
позволяющая увязать и систематизировать требования мировой торговли и интересы
потребителей, способствовать наиболее полному использованию производительных
сил.
Для успешного
осуществления торгового, экономического и научно-технического сотрудничества
различных стран первостепенное значение имеет международная стандартизация,
поскольку различия национальных стандартов на одну и ту же продукцию,
предлагаемую на мировом рынке, являются барьером на пути развития международной
торговли.
Научно-техническое
сотрудничество в области стандартизации направлено на гармонизацию национальной
системы стандартизации с международной, региональными и прогрессивными
национальными системами стандартизации.
В развитии международной
стандартизации заинтересованы как индустриально развитые страны, так и страны
развивающиеся, создающие собственную национальную экономику.
1. Понятие
стандартизации
Стандартизация по
определению ИСО/МЭК – это установление и применение правил с целью упорядочения
деятельности в определенной области на пользу и при участии всех
заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной
экономии при соблюдении условий эксплуатации (использования) и требований
безопасности.
Стандартизация является
инструментом обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта
многогранной коммерческой деятельности.
Стандарт – документ, в
котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются
характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов
производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, выполнение работ
или оказания услуг.
Цель стандартизации –
достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством
широкого и многократного использования установленных положений, требований,
норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.
Аспект стандартизации –
направление стандартизации выбранного объекта стандартизации, характеризующее
определенное свойство (или группу свойств) данного объекта.
Стандартизация
осуществляется на разных уровнях:
. международная
стандартизация;
. региональная
стандартизация;
. национальная
стандартизация – в одном конкретном государстве;
.
административно-территориальная стандартизация.
1.1 Основные принципы стандартизации
Результаты стандартизации
оцениваются теми изменениям, которые она внесла в народное хозяйство. Для того
чтобы эти изменения были положительными, т.е. чтобы стандартизация была
эффективной, при ее проведении необходимо соблюдение определенных принципов.
Основные из них и их краткие характеристики приведены ниже.
1. Целенаправленность и
технико-экономическая целесообразность означают, что проведение работ по стандартизации, разработка
любого стандарта должны быть обоснованы (потребностями изготовителя,
потребителя, ожидаемым технико-экономическим эффектом и др.) и направлены на
решение конкретных задач на соответствующих уровнях производства и управления.
2. Научный подход и
использование передового опыта устанавливают, что характеристики и требования, включаемые в стандарт,
должны соответствовать передовому уровню науки и техники, основываться на
результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Поэтому
разработка всех видов и категорий стандартов должна вестись с учетом и
использованием научных достижений в соответствующих областях.
3. Прогрессивность и
оптимальность стандарта
следует из самой сущности стандартизации, отраженной в ее определении. Новые
стандарты на продукцию должны не только отвечать современным запросам, но и
учитывать тенденции развития соответствующих отраслей.
При разработке стандартов
необходимо стремиться получить оптимальное сочетание устанавливаемых
показателей, норм и требований к продукции с затратами на их достижение,
обеспечить максимальный экономический эффект при минимальных затратах.
4. Необходимость взаимной
увязки стандартов
вытекает из основных целей и задач стандартизации. Показатели, нормы,
характеристики, требования, устанавливаемые в стандартах, должны также
соответствовать международным стандартам и учитывать рекомендации международных
организаций.
5. Комплексность
стандартизации является
одним из основных принципов. Практика стандартизации привела к двум
направлениям ее развития: от частного к целому; от целого к частному.
Первому направлению
соответствует развитие стандартизации снизу вверх: от сырья к готовой
продукции, от общих конструктивных деталей и элементов к машинам, приборам,
аппаратам. Оно характерно для тех изделий общего применения, которые
изготавливают на специализированных заводах массового производства (электронные
приборы, провода, крепежные и установочные изделия, шестерни и др.).
Второе направление
характеризует развитие стандартизации сверху вниз, т.е. от стандартизации
основных параметров сложных объектов производства (приборов, систем, машин) к
стандартизации их элементов (агрегатов, узлов, деталей). Понятно, что гарантией
стабильного высокого качества конечного изделия здесь может быть только
комплексная стандартизация, проводимая в соответствии с приведенным ранее
определением.
6. Функциональная
взаимозаменяемость стандартных изделий – это свойство независимо изготовляемых деталей занимать
свое место в изделии без дополнительной обработки. Функциональная
взаимозаменяемость предполагает не только возможность нормальной сборки, но и
нормальную работу изделия после установки в нем новой детали или другой
составной части взамен вышедшей из строя. Стандарты на продукцию в необходимых
случаях должны устанавливать нормы и требования, обеспечивающие функциональную
взаимозаменяемость изделий.
7. Принцип
предпочтительности
используется при проведении унификации, типизации, агрегатирования и разработке
стандартов на изделия широкого применения, решение задачи рационального выбора
и установления градаций количественных значений параметров изделий (размеров,
номиналов, масс и др.).
8.Принцип системности определяет стандарт как элемент
системы и обеспечивает создание систем стандартов, взаимосвязанных между собой
сущностью конкретных объектов стандартизации. Системность – одно из требований
к деятельности по стандартизации, предполагающим обеспечение взаимной
согласованности, непротиворечивости, унификации и исключение дублирования
требований стандартов.
9. Принцип повторяемости означает определение круга объектов,
к которым применимы вещи, процессы, отношения, обладающие одним общим свойством
– повторяемостью во времени или в пространстве.
10. Принцип вариантности в стандартизации означает создание
рационального многообразия (обеспечение минимума рациональных разновидностей)
стандартных элементов, входящих в стандартизируемый объект.
1.2. Методы стандартизации
Методы стандартизации – это прием или совокупность приемов, с помощью которых
достигаются цели стандартизации. Стандартизация базируется на общенаучных и
специфических методах. К общенаучным методам относят упорядочение объектов
стандартизации и параметрическую стандартизацию. Упорядочение объектов
стандартизации – универсальный метод в области стандартизации продукции,
процессов и услуг. Упорядочение как управление многообразием связано, прежде
всего, с сокращением многообразия. Результатом работ по упорядочению являются,
например, ограничительные перечни комплектующих изделий для конечной готовой
продукции; альбомы типовых конструкций изделий; типовые формы технических,
управленческих и прочих документов. Упорядочение как универсальный метод
состоит из отдельных компонентов:
а) систематизация объектов стандартизации заключается
в научно обоснованном, последовательном классифицировании и ранжировании
совокупности конкретных объектов стандартизации (примером может служить
Общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции –
ОКП, который систематизирует всю товарную продукцию в виде различных
классификационных группировок и конкретных наименований продукции);
б) селекция объектов стандартизации –
деятельность, заключающаяся в отборе таких конкретных объектов, которые
признаются целесообразными для дальнейшего производства и применения в
общественном производстве;
в) симплификация – деятельность, заключающаяся в
определении таких конкретных объектов, которые признаются нецелесообразными для
дальнейшего производства и применения в общественном производстве;
г) типизация объектов стандартизации –
деятельность по созданию типовых (образцовых) объектов – конструкций,
технологических правил, форм документации;
д) оптимизация объектов стандартизации заключается
в нахождении оптимальных главных параметров (параметров назначения), а также
значений других показателей качества и экономичности.
Параметрическая
стандартизация основана
на упорядочении объектов стандартизации при помощи составления параметрических
рядов характеристик продукции, процессов, классификаторов и т.п.
К числу основных специфических
методов стандартизации относятся унификация, агрегатирование, комплексная и
опережающая стандартизация.
Деятельность по
рациональному сокращению числа типов деталей, агрегатов одинакового
функционального назначения называется унификацией продукции. Она базируется на
классификации и ранжировании, селекции и симплификации, типизации и оптимизации
элементов готовой продукции. В зависимости от области проведения унификация
изделий может быть:
· межотраслевая (унификация изделий и
их элементов одинакового или близкого назначения, изготовляемых двумя или более
отраслями промышленности);
· отраслевая и заводская (унификация
изделий, изготовляемых одной отраслью промышленности или одним предприятием).
В зависимости от
методических принципов осуществления унификация может быть:
· внутривидовая (семейство однотипных
изделий);
· межвидовая и межпроектная (узлов,
агрегатов, деталей разнотипных изделий).
Современный процесс
развития унификации позволяет выделить два основных ее направления –
компоновочное и ограничительное. Компоновочное направление предусматривает
исследование рынка, анализ существующих потребностей и выявление номенклатуры
изделий, необходимых потребителям.
Ограничительное
направление предполагает
углубленный анализ номенклатуры выпускаемых изделий и ее дальнейшее ограничение
до минимально необходимой номенклатуры типоразмеров изделий и их составляющих.
В мировой практике ограничительное направление унификации получило название
симплификации (так, по определению ИСО, симплификация – это процесс простого
сокращения количества типов или других разновидностей изделий до количества,
технически и экономически необходимого для удовлетворения потребностей).
Унификация может
проводиться на разных уровнях управления качеством продукции – межотраслевом,
отраслевом и на уровне предприятия. При этом для характеристики уровня
унификации изделия наиболее часто используют такие показатели, как уровень
унификации по количеству унифицированных деталей, по их весу, по суммарной трудоемкости
их изготовления, а также комплексный показатель унификации, объединяющий
частные критерии.
Под агрегатированием
понимают метод конструирования
и эксплуатации изделий, основанный на функциональной и геометрической
взаимозаменяемости их основных узлов и агрегатов.
Важнейшим преимуществом
изделий, созданных на основе агрегатирования, является их конструктивная
обратимость. Агрегатирование позволяет многократно применять стандартные
детали, узлы и агрегаты в новых модификациях изделий при изменении их
конструкции.
Использование
агрегатирования как метода стандартизации обеспечивает решение целого ряда
актуальных задач в различных отраслях промышленности:
· расширение номенклатуры выпускаемых
изделий за счет создания их новых модификаций и различных вариантов
исполнения;
· комплектование и сборка изделий
разного функционального назначения из унифицированных и взаимозаменяемых
деталей, узлов и агрегатов;
· расширение области применения
универсальных изделий, машин и оборудования за счет создания возможности
быстрой замены их рабочих органов, создание сложной технологической оснастки и
приспособлений на основе использования общих деталей, узлов и агрегатов;
· обеспечение высокопроизводительного
ремонта и эффективного восстановления изношенных изделий, машин и оборудования
за счет использования взаимозаменяемых деталей, запчастей, комплектующих
изделий, узлов и агрегатов.
Объем работ по
стандартизации на предприятии зависит от:
· масштабов производства и
кооперирования;
· номенклатуры и сложности выпускаемой
продукции, степени ее новизны и интенсивности изменения;
· статуса службы стандартизации
предприятия и возлагаемых на нее задач.
Основные элементы и категории
действующей системы стандартизации представлены на рисунке 1.
Рис. 1 -
Основные элементы и категории действующей системы стандартизации
Рисунок 2 -
Классификация объектов стандартизации
2.
Международная стандартизация
Международная
стандартизация – это совокупность международных организаций по стандартизации и
продуктов их деятельности – стандартов, рекомендаций, технических отчетов и
другой научно-технической продукции. Таких организаций три: Международная
организация по стандартизации – ИСО (ISO), Международная электротехническая
комиссия – МЭК (IEC), международный союз электросвязи – МСЭ (ITU).
Международная организация
по стандартизации – самая крупная и авторитетная из вышеназванных. Она
официально была учреждена 23 февраля 1947 г. Основная ее цель сформулирована в
Уставе ИСО: “…содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для
обеспечения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения
сотрудничества в областях интеллектуальной, научной, технической и
экономической деятельности”.
О масштабе деятельности
организации свидетельствуют следующие факты: свыше 30 тыс. экспертов участвуют
в технической работе, которая осуществляется в рамках 187 технических
комитетов, 576 подкомитетов, 2057 рабочих групп. Ежегодно в разных странах мира
проводятся более 800 заседаний упомянутых выше технических органов. Парк
стандартов ИСО превышает 14 тыс. единиц, ежегодно публикуется свыше 800 новых и
пересмотренных стандартов.
Основная задача
международных стандартов – это создание на международном уровне единой
методической основы для разработки новых и совершенствование действующих
систем качества и их сертификации.
Международные стандарты
ИСО не имеют статуса обязательных ради всех стран-участниц. Любая сторона мира
вправе приспособлять либо не приспособлять их. Решение вопроса о применении
международного стандарта ИСО связано в основном со степенью участия страны в
международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли. В российской
системе стандартизации нашли применение около половины международных стандартов
ИСО.
В стратегии последних лет
ИСО уделяет особое внимание торгово-экономической деятельности, требующей
разработки соответствующих решений в интересах рынка, и оперативной модели,
позволяющей в полной мере использовать потенциал информационных технологий и
коммуникационных систем, учитывая при этом, в первую очередь интересы
развивающихся стран и формирование глобального рынка на равноправных условиях.
В России
принят такой распорядок внедрения международных стандартов:
-
прямое применение
международного стандарта без включения дополнительных требований;
-
использование аутентичного текста международного стандарта с дополнительными
требованиями, отражающими потребности рынка.
ИСО и МЭК
вместе разрабатывают руководства ИСО/МЭК, в которых рассматриваются различные
аспекты деятельности сообразно оценке соответствия. Содержащиеся в этих
руководствах добровольные критерии – результат международного консенсуса в
отношении наилучших приемов и подходов. Их применение способствует
преемственности и упорядоченности в деле оценки соответствия во всем мире и
содействует тем самым развитию международной торговли.
Хотя международные
рекомендации по стандартизации не являются обязательными для всех государств,
однако, соответствие продукции нормам международных стандартов определяет ее
стоимость и конкурентоспособность на международном рынке. Применение
международных стандартов качества открывает обширные возможности для выхода
российских предприятий на международный рынок.
2.1.Организационная
структура ИСО
Консультативные
технические группы
|
|
Специальные консультативные органы
|
|
Международная
организация по стандартизации имеет довольно сложную организационную структуру.
Организационно
в ИСО входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы:
-
Генеральная ассамблея (высший орган);
- Совет;
-
Техническое руководящее бюро.
Рабочие
органы:
-
технические комитеты (ТК);
-
подкомитеты;
-
технические консультативные группы (ТКГ).
Генеральная
ассамблея - это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных
комитетами-членами. Всего в составе ИСО более 80 комитетов-членов.
Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического
комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета
ИСО, быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи.
Совет
руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет
имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты-члены
вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение. На
заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на
заседании комитетов – членов Совета. В период между заседаниями и при
необходимости Совет может принимать решения путем переписки.
Совету ИСО
подчиняются семь комитетов:
·
ПЛАКО
(Техническое бюро);
·
СТАКО (Комитет по
изучению научных принципов стандартизации);
·
КАСКО (Комитет по
оценке соответствия);
·
ИНФКО (Комитет по
научно-технической информации);
·
ДЕВКО (Комитет по
оказанию помощи развивающимся странам);
·
КОПОЛКО (Комитет
по защите интересов потребителей);
·
РЕМКО (Комитет по
стандартным образцам).
ИСО трактует
понятие «стандарт», как технические условия или другой документ, рассчитанный
на специалистов, соответствующего профиля, совместно разработанный,
согласованный или одобренный всеми заинтересованными сторонами, основанный на
совокупности научных, технологических и практических результатов,
способствующий получению всеобщих оптимальных преимуществ, утвержденный
компетентным национальным, региональным или международным органом.[1]
3. Международная стандартизация сегодня:
проблемы и перспективы
Значение стандартизации в
современном мире трудно переоценить. Оно вытекает из тех процессов в экономике
и общественной жизни, которые характерны для конца XX – начала XXI вв. и подтверждается
рядом факторов.
Первый среди них –
глобализация мирового рынка, характеризующаяся стиранием границ на пути
свободного движения капитала, товаров, людей, идей и информации.
Не менее важным является
второй фактор – ускорение научно-технического прогресса, стремительное развитие
прогрессивных отраслей и сфер деятельности, например, информационных и
коммуникационных технологий, ракетно-космической техники, биотехнологии. С этим
тесно связано использование высоких технологий для сокращения цикла
проектирования и изготовления продукции, обеспечение оптимального соотношения
между качеством, стоимостью и временем изготовления продукции.
И третий фактор – это необходимость
усиления внимания к охране окружающей среды и рациональному использованию
ресурсов. Человечество, пока еще во многом теоретически, осознало опасность
апокалипсиса из-за неразумного отношения к среде проживания. Кроме того, эта
проблема выходит на комплекс задач обеспечения приемлемого качества жизни.
Перечисленные факторы
значительно повлияли на перестройку деятельности международной, региональных и
национальных систем стандартизации. Как идеал, выдвинут принцип: "Единый
стандарт, одно испытание, признанные повсюду". Это идеал. А в
действительности средний показатель использования странами-членами ИСО
международных стандартов в общем числе национальных составляет 22%. Характерно,
что доля использования международных стандартов значительно большая в странах с
высоким уровнем развития (в среднем 40%) по сравнению с развивающимися.
Тенденция прямого
использования международных стандартов вполне соответствует требованиям
Всемирной торговой организации (ВТО) и создает предпосылки введения в сферу
международной стандартизации рамочных нормативных актов с последующей гармонизацией
и с исполнением их в законодательстве стран мирового сообщества.
Отвечая на вызов времени,
связанный со вторым фактором, международные организации по стандартизации (ИСО,
МЭК, МСЭ) успешно продвигают передовые технологии и опыт через процессы стандартизации.
Особенно эта тенденция
проявляется в практике ряда стран с развитой экономикой. Например, в Республике
Корея национальным органом по стандартизации является Агентство по технологии и
стандартам (АТС). В соответствии с названием АТС разрабатывает стандарты на
новую технологию и продукцию, стремится гармонизировать корейские стандарты
(КС) с международными.
При определении тем для
разработки новых стандартов регулярно проводится анализ потребности. При этом
учитываются запросы секторов промышленности в прогрессивных направлениях
технологии и организации производства. Это стандарты на критические части и
материалы, цифровую технологию, CALS-технологию и электронную торговлю,
логистику, биотехнологию, среды. Кроме того, совершенствуются стандарты на
строительные материалы и такую продукцию, как обувь и одежда. Проводится
унификация КС с правительственными документами.
Таким образом,
деятельность по стандартизации осуществляется в интересах технического
прогресса с акцентом на такие новые области, как информационная технология,
экология, рециркуляция (повторное использование и утилизация продукции).
Что касается
информационных технологий, то в рамках совместного технического комитета
ИСО/МЭК/СТК разработано около тысячи международных стандартов по информационным
технологиям и взаимосвязи открытых систем.
На третий вызов
современности – экологический – международная стандартизация ответила
разработкой системы документов по управлению окружающей средой: комплекс
стандартов ИСО серии 14000. В комплекс входит 20 международных стандартов,
определяющих общие принципы экологического управления.
О масштабе и
эффективности работ по стандартизации свидетельствуют следующие факторы. Общая
сумма вложений промышленности и правительственных организаций в различные виды
деятельности, связанные с разработкой и применением стандартов в США, достигла
70 млрд. долл. в год. После слушания на конгрессе, 13 сентября 2000 г.
утверждена национальная стратегия стандартизации США.
В Германии до 1% прироста
ВВП обеспечивается за счет стандартизации. Это составляет 16 млрд. евро в год.
4. Применение
Государственных стандартов России и
Международных
стандартов
в ОАО
Сетевая компания
«Набережночелнинские
электрические сети»
В метрологическую
лабораторию ОАО Сетевая компания «Набережночелнинские электрические сети»,
занимающуюся поверкой и калибровкой приборов учета электроэнергии, все чаще
стали поступать предложения о проведении поверки электронных счетчиков.
Заказчикам необходимы были официальные заключения лаборатории о том, что
счетчики ходят в класс и соответствуют классу точности, то есть о состоянии
пригодности для ввода в эксплуатацию на трансформаторной подстанции,
электронные счетчики должны были поверяться согласно определенным
государственным и международным стандартам. Чтобы не упускать выгодные
предложения, испытательной лаборатории необходимо пройти процедуру аккредитации
на соответствие требованиям российских стандартов.
Рассмотрим основные этапы
подготовки лаборатории к аккредитации.
Первым шагом было
определение аккредитации. Здесь учитываются два момента – возможности
лаборатории (выполнение требований ГОСТ Р ISO/МЭК 17025-2000. Общие требования к компетенции
испытательных и калибровочных лабораторий) и востребованность испытаний. Так
как каждый вид испытаний учитывается при определении стоимости аккредитации, то
нужно оптимизировать расходы на расширение видов испытаний и доходы от них. В
рассматриваемой лаборатории остановились на проведении поверки электронных
счетчиков, как наиболее частом виде заказов.
В период подготовки к
аккредитации сотрудники лаборатории привели в порядок документацию, которая
была разделена на 10 групп согласно рекомендациям Госстандарта России.
Дополнительно к этому сотрудниками были изучены ГОСТы и международные стандарты
согласно которым руководствуются сотрудники при выполнении поверки и калибровки
определенных средств измерений. Например:
o
EN 45001. Общие требования к
деятельности испытательных лабораторий;
o
ISO/МЭК45. Руководящие положения по
представлению результатов испытаний;
o
ISO 10012-1. Требования, гарантирующие
качество измерительного оборудования;
o
ГОСТ 26035-83.
Счетчики электрической энергии переменного тока электронные. Общие технические
условия;
o
ГОСТ 14014-91.
Приборы и преобразователи измерительные цифровые напряжения, тока,
сопротивления. Общие технические требования и методы испытаний;
o
ГОСТ Р 8.563-96
ГСИ. Методики выполнения измерений;
o
ГОСТ 8.061-80
ГСИ. Поверочные схемы. Содержание и построение;
o
ГОСТ8.401-80 ГСИ.
Классы точности средств измерений. Общие требования и т.д.
Следующим этапом было
выполнение всех требований к условиям проведения испытаний по внешним
воздействующим факторам, обеспечению конфиденциальности, удобству работы
персонала, т.е. провели замеры влажности помещения, температуры и давления, так
как при поверке должны соблюдаться определенные условия поверки.
Другим важным условием
успешной аккредитации является высокая квалификация сотрудников лаборатории. В
процессе подготовки весь персонал был аттестован руководством
«Набережночелнинских электрических сетей» на соответствие занимаемым должностям
с учетом профессиональной подготовки и опыта. Все сотрудники прошли стажировку
в виде семинаров и курсов повышения квалификации.
При подготовке
испытательного оборудования были учтены требования нормативных документов на
методы испытаний по типам средств измерений, испытаний и контроля, их
метрологических характеристик, условий поверки и калибровки, условиям
эксплуатации. Ответственным за порядок функционирования оборудования был
назначен инженер-метролог НчЭС.
По требованиям ГОСТ Р ISO/МЭК 17025-2000 в лаборатории должна
быть система обеспечения качества испытаний. Руководство назначило ответственного
за систему качества (заместителя руководителя лаборатории). Он возглавил работы
по внедрению процессов обеспечения качества испытаний: статистическое
управление процессами, внутренние аудиты качества, работа над проблемами в
группах, анализ качества со стороны руководства и т.д. Все процессы по
обеспечению качества испытаний были изложены в специальном документе
«Руководство по качеству» в виде стандартов предприятия.
После подготовительных
работ, занявших четыре месяца, была подана заявка в орган по аккредитации.
Пройдя процедуру аккредитации, испытательная лаборатория «НчЭС» получила
аттестат аккредитации, подтверждающий ее независимость, беспристрастность и
компетентность в заявленной области.
Таким образом, в данный
момент метрологическая лаборатория по испытаниям, калибровке и поверке
различных средств измерений проводит поверку электронных счетчиков согласно
определенных ГОСТов и Международных стандартов.
Заключение
Международные стандарты
поистине вездесущи: от простого к сложному, от малого к большому и от
локального к глобальному, они неотступно сопровождают нас вместе с изделиями,
услугами, формируют основу цели всемирных поставок.
Система международной
стандартизации, включающая ИСО, МЭК и МСЭ, трансформирует показатели производительности,
эффективности, экономии, качества, экологии, безопасности, надежности,
совместимости и способности к взаимодействию в конкретные характеристики
продукции и услуг, соблюдение которых необходимо при их производстве, поставке
или использовании. Таким образом, три эти организации вырабатывают и публикуют
в форме стандартов действенные решения сложных технических и экономических
проблем, с которыми сталкиваются бизнес, правительства и мировое общество в
целом.
В соответствии с
международными стандартами транспортируются, поставляются, тем или иным путем
обмениваются поставщики, их заказчики либо конечные пользователи. Но для
обменов требуются связующие звенья и интерфейсы, а международные стандарты
гармонизируют их, облегчая обмен, делая процесс поставки более гибким, быстрым,
надежным и рентабельным. Именно стандарты помогают успешно решить непростые
проблемы обменов. Таких примеров немало: доставка пищи от фермы на кухонный
стол; поставки сырья перерабатывающим предприятиям, а затем заказчикам в промышленности;
доставка товаров дистрибьюторам, в магазины и далее потребителям; передача
энергии от электростанций на промышленные объекты и в дома; обмен сообщениями
между телекоммуникационными сетями и компьютерными системами.
Соединяя рынки,
международные стандарты благоприятствуют передаче современных технологических
ноу-хау развивающимся странам и странам с переходной экономикой, что повышает
их экспортные возможности и конкурентоспособность.
Кроме технических и
экономических выгод международных стандартов, участие в их разработке повышает
взаимосвязь между людьми. Предметом гордости и оптимистических настроений
является то, что тысячи мужчин и женщин различных политических и религиозных
взглядов, разных национальностей, рас и культур объединяются в рамках ИСО, МЭК
и МСЭ для эффективного сотрудничества, чтобы достичь международного согласия в
отношении стандартов, которые изменяют наш мир в лучшую сторону.
Международная стандартизация
позволяет сэкономить время и средства необходимые для разработки национальных
стандартов. Таким образом, развитие международной стандартизации предопределяет
развитие мировой торговли.
Список
использованной литературы
1
Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством:
Учебник. - М: ИНФРА-М, 2001. - 212 с.
2
Белобрагин В.
Стандартизация сегодня: проблемы и перспективы // Управление качеством: Учебное пособие.
– М.: Экономика, 1998. - Управление качеством: Учебное пособие.
- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - [1]
Чуковенков А.Ю., Янковая В.Ф. Оформление документов. – М.: «Дело», 1999, С.180