Налоги зарубежных стран и их особенности
Министерство образования РФ
МСИ
Брянский филиал
Курсовая работа
По дисциплине ″Налоги и
налогообложение″
на тему ″Налоги зарубежных
стран и их особенности″
Выполнил:
Студент 3 курса факультета экономики
и организации предпринимательства
специальности ″Финансы и
Кредит″
Петроченко А.И.
Проверил:
Бондаренко
В.Я.
Брянск,2005.
Введение.
Налоговые системы
западноевропейских стран весьма различаются между собой. В то же время
проводимые с конца 80-х годов налоговые реформы несколько сближают их.
Например, Италия перед вступлением в Общий рынок серьёзно изменила налоговую
систему, приближая её к системам других стран. Тенденция к экономическому
объединению, расширение международных хозяйственных связей, стремление избежать
двойного налогообложения способствуют этому процессу. С учётом специфических
особенностей экономики и традиций населения европейские страны усваивают общие
черты системы налогов. Действуют примерно одни и те же виды прямых и косвенных
налогов, широко распространён налог на добавленную стоимость, выравнивается
подход к обложению личных доходов граждан. Практически во всех странах
налоговые системы имеют трёхуровневый характер. Взимаются общегосударственные,
или федеральные, налоги, региональные налоги земель, провинций,
автономных территорий и местные, или муниципальные, налоги. По этой же
общепринятой схеме построена и современная налоговая система Российской
Федерации. В то же время в каждой стране есть особенности, которые иногда можно
перенимать, а иногда полезно порой знать, порой с целью избежать уже выявленных
другими ошибок. Поэтому именно сейчас как никогда для нас актуальна и важна эта
тема. Анализируя налоговые системы и налоги зарубежных стран, их опыт мы можем
найти ответ на трудный сейчас для нас вопрос: что целесообразнее
обеспечить формирование бюджета чисто фискальными методами или снижением
налогов добиваться стимулирования предпринимательской деятельности и расширения
налоговой базы? Надо понимать, что от налоговой политики и как правильно мы её
будем реформировать, зависит не только в какой мере она отвечает интересам
налогоплательщика, налоговой службы и т. д., но и экономическое благополучие
нашей страны.
1.Понятие налогов и сборов, их виды.
Феномен «налоги» может
рассматриваться с различных сторон − как с экономической, так и правовой.[1]Для налогового права понятие
налога является основополагающим. Однако анализ зарубежного законодательства
позволяет прийти к выводу, что определения понятия «налог» или вовсе
отсутствуют в соответствующих актах, или носят самый общий характер. Это
свидетельствует о некоторой недооценке важности определений и терминов в
налоговом законе. Так, в соответствии с §3 Федерального положения о налогах и
сборах Австрии налогами в смысле данного федерального закона признаются
публичные налоги, включая взимаемые на основании действующих правовых норм ЕС,
а также урегулированные федеральным законодательством взносы в публичные фонды
или корпорации общественного права, и иные требования денежной повинности. В §3
(1) Положения о налогах и сборах ФРГ определено, что налоги являются денежной
повинностью, которая не имеет какого-либо встречного предоставления и облагает
с целью извлечения публично-правового дохода общества при наличии предмета
обложения; извлечение дохода может иметь и дополнительные цели. В налоговом
законодательстве иностранных государств встречаются и более обстоятельные
определения. В Армении налог определяется как обязательная и безвозмездная
плата, взимаемая в целях удовлетворения государственных и общественных нужд с
физических и юридических лиц в порядке и размерах, предусмотренных налоговым
законодательством и в установленные сроки.
В качестве примера можно
привести также дефиницию налога, приведенную в ст. 12 Налогового кодекса
Казахстана. В соответствии ней налоги установленные государством в
соответствии с Кодексом в одностороннем порядке обязательные денежные или
натуральные платежи в бюджет, производимые в определённых размерах, носящие
безвозвратный и безэквивалентный характер. Как видно, данное определение
содержит в себе почти все наиболее существенные юридические признаки налога, а
именно: соответствие законодательству, установление государством на основе
одностороннего волеизъявления, обязательный характер уплаты, материальное содержание
платежа, принадлежность к источникам бюджетных доходов, определённость,
безвозвратность и безэквивалентность.
В этом определении
не упомянут лишь один существенный признак, заключающийся в принудительности
взимания налога, хотя добровольные взносы и пожертвования к числу налогов
отнесены быть не могут. В налоговых системах целого ряда стран присутствует
церковный налог, уплата которого обычно не носит обязательного характера и
осуществляется верующими в процессе отправления ими религиозного культа.
Собственно налогом такая повинность признана быть не может. Хотя в отдельных
мусульманских государствах подобные налоги (закят, хумс, ушр) являются
обязательными. В таких странах, как Ливия и Саудовская Аравия, закят является
государственным налогом и ежегодно взимается со всех видов имущества. В
Пакистане действует Закон 1980 г. «Об ушре и закяте».[2]
Еще более
неопределённым представляется вопрос относительно других платежей фискального
характера. Ведь помимо налога к ним относятся также сборы, пошлины, отчисления
и пр. В ст. 2 Закона Украины от 25 июня 1991 года «О системе налогообложения»
налог и сбор в бюджеты определяется как обязательный взнос в бюджет
соответствующего уровня или государственный целевой фонд, осуществляемый
плательщиками в порядке и на условиях, которые определяются законами Украины о
налогообложении. В этой связи отмечается, что украинское налоговое
законодательство не делает разграничений между несколькими схожими категориями,
что в свою очередь нередко приводит к противоречиям. Так, практически как
синонимы употребляются понятия налога, сбора, обязательного платежа.[3]
Таким образом,
достаточно точные определения налога, сбора и других обязательных платежей
могут быть получены, скорее не из текстов актов налогового законодательства, а
на основе результатов соответствующих теоретических изысканий. Французские
исследователи в области экономики и финансов определяют налог как обязательное
и безвозмездное изъятие средств, осуществляемое государством или местными
органами власти для финансирования общественных расходов[4].Отдельные зарубежные правоведы
предлагают определять налог как установленный государством в лице
уполномоченного органа в одностороннем порядке и в надлежащей правовой форме
обязательный денежный или натуральный платёж в доход государства, производимый
в определённых размерах, носящий безвозвратный, безэквивалентный и стабильный
характер. При этом обращается внимание на специфичность признаков налога,
отличающих его от других платежей, которые также являются источниками доходов
государства. Основное отличие налогов и сборов прежде всего заключается в том,
что для первых характерна стабильность и длительность фискальных отношений, а
вторые являются разовыми платежами. Кроме того, сбор в отличии от налога
является относительно эквивалентным платежом, так как, уплатив его, субъект
получает определённое право или разрешение от государства. Наконец, отношения
по поводу уплаты налога носит для налогоплательщика принудительный характер, а
плательщик сбора вступает в эти отношения добровольно, поскольку сам обращается
за тем, что обусловливает его уплату.
Обязательные
платежи могут быть классифицированы не только по форме взимания, но и по другим
основаниям; по важнейшему из них определяется принадлежность к прямым или
косвенным налогам. Преобладающим в большинстве стран является прямое
налогообложение, хотя доля косвенных налогов в доходах государственного бюджета
ряда стран также является значительной, а в некоторых и преобладающей.
Прямые
налоги устанавливаются непосредственно на имущество или доход налогоплательщика
и подразделяются на реальные и личные. Реальными называются налоги, взимаемые с
имущества на основе кадастра без учёта действительно полученного
налогоплательщиком дохода. Таковыми, например, являются поземельные, подомовые
и промысловые налоги. Личными налогами именуются обязательные платежи,
взыскиваемые с учётом доходов налогоплательщика , полученных за определённый
период. К ним относятся подоходные и корпоративные налоги, налоги на прирост
капитала, поимущественные и наследственные налоги.
Косвенные
налоги (налоги на потребление) устанавливаются на товары и услуги в форме
фиксированного увеличения их цены. Законодательство зарубежных стран
предусматривает три основных вида косвенных налогов: акцизы, фискальные
монопольные налоги и таможенные пошлины.[5]
Приведём общую характеристику юридических конструкций прямых и косвенных
налогов из числа тех, которые являются типичными для налоговых систем
практически всех зарубежных стран. К таковым мы относим подоходный налог,
корпоративный налог, налог на добавленную стоимость и акцизы.
Основу
прямого налогообложения традиционно составляет подоходный налог (англ.income tax), или
налог на доходы физических лиц.
Объектом
подоходного налога является совокупный доход, полученный налогоплательщиком в
календарном году. Налогооблагаемый доход может складываться из заработной
платы, премий и вознаграждений, выходных пособий, пенсий, доходов от предпринимательской
деятельности, продажи имущества, дивидендов от инвестиций, ренты, процентов по
вкладам в банках и пр.В Австрии существует семь разновидностей доходов.
Соответствующий перечень является закрытым, потому то, что им не предусмотрено,
подоходным налогом не облагается. В частности, выделяются доходы: от земли и
лесного хозяйства, от самостоятельной работы, от ремесленных предприятий, от
работы по найму, от капитала, от аренды и проката, прочие доходы.[6]
Для целей
налогообложения доход может подразделяться на определённые категории. В
зависимости от этого различаются порядок исчисления подоходного налога, его
ставки, состав льгот и пр. Например, в отдельных англоговорящих странах (США,
Великобритания) существует так называемая шедулярная система, применяемая
вместо налогообложения совокупного дохода. В соответствии с ней относимость
дохода к определённой шедуле означает особые условия его налогообложения.
Конструкция
подоходного налога включает необлагаемый минимум, который представляет собой
фиксированный минимальный размер дохода, с которого налог не взимается. Так, в
Чили величина необлагаемого минимума ежемесячных доходов установлена в 583
долларов США. В Испании необлагаемый минимум составляет 430 тыс. песет.
Подоходный налог
традиционно взыскивается с физических лиц, хотя наряду с ним может налагаться
и на корпорации, т.е. является смешанным по субъектному составу. В последнем
случае объектом налога является доход юридического лица.
Ставки подоходного
налога по странам существенно различаются с учётом скидок, источника дохода,
его размера и других показателей. Подоходный налог обычно характеризуется
большим числом различных налоговых льгот. Традиционно к льготируемым категориям
налогоплательщиков относятся малоимущие граждане, многодетные семьи,
престарелые лица и инвалиды. Уплата подоходного налога осуществляется
преимущественно на основе деклараций в сочетании с удержанием его у источника
выплаты дохода.
В тех странах, где
юридические лица не являются плательщиками подоходного налога наряду с
физическими лицами, они могут облагаться налогом на доходы корпораций.
При налогообложении
данным налогом во многом определяющим является резидентный статус
налогоплательщика. В Китае плательщиками подоходного налога с предприятий
являются государственные, коллективные, частные предприятия, кооперативы, акционерные
компании и другие юридические лица. Однако при этом резиденты уплачивают налог
со всех доходов, а иностранные компании, как нерезиденты, только с
доходов, получаемых на территории КНР[7].
Корпоративный налог,
будучи прямым, уплачивается компаниями с полученного ими в течение года дохода
или прибыли, которые являются его объектом. В отдельных странах, например во
Франции, в качестве самостоятельных плательщиков рассматриваются филиалы АО.
При этом доход каждого филиала облагается в отдельности независимо от
результатов в целом по компании. Однако наиболее крупные французские компании
по специальному решению правительства могут получить разрешение на фискальную
консолидацию результатов деятельности филиалов. Решение о финансовой консолидации
принимается на определённый срок, по прошествие которого необходимо получать
подтверждение на продление этого права[8].
По общему правилу
налогооблагаемый доход или прибыль уменьшаются на сумму реально произведённых в
процессе их получения расходов. Так, В Армении при определении налогооблагаемой
прибыли учитываются необходимые и подтверждённые документами расходы, связанные
с её получением. Под расходами понимается отток активов, их уменьшение или рост
обязательств в течение отчётного года, что влечёт уменьшение собственного
капитала налогоплательщика.
Корпоративное
налогообложение допускает вменение дохода. Так, в Ирландии судоходные компании
вправе перейти на налогообложение, в основу которого положены размер и грузоподъёмность
судна.
Механизм
корпоративного налога также предусматривает различного рода скидки и вычеты.
Например, в Дании компании, занимающимся пенсионным страхованием, могут
воспользоваться скидкой на сумму убытков, полученных от инвестиционной
деятельности.
Основу косвенного
налогообложения в большинстве стран составляет налог на добавленную стоимость(НДС).
Например, поступления НДС в бюджеты всех уровней Германии составили в 2000
году209,5 млн. немецких марок, что составило примерно ¾
поступлений от всех косвенных налогов[9].
В зарубежных странах
НДС рассматривается в качестве многоступенчатого всеобъемлющего налога,
распространяющегося на все стадии процесса производства и распределения и
включающего в свою базу все виды товаров и услуг. Данный налог относится к
обязательным платежам зачётного типа, которые исключают кумулятивный эффект
налогообложения, так как позволяют зарегистрированным в качестве плательщиков
этого налога фирмам вычитать суммы, уплаченные зарегистрированным
поставщикам-плательщикам НДС, из сумм выручки за реализацию товаров и услуг.
По общему правилу
НДС облагается реализация налогоплательщиком товаров, работ и услуг, в том
числе импортируемых из других стран. В Великобритании для целей обложения НДС
под реализацией товара понимается передача права на владение товаром другому
лицу. Реализация имеет место, в случаях, когда: товар передаётся в рамках
договора, например о продаже с рассрочкой платежа; осуществляется подача воды,
энергии, тепла, производится охлаждение и вентиляция; передаётся основная доля
во владение землёй или безусловное право собственности на землю либо её аренды
на срок более 21 года; передаётся товар для личного потребления[10]. В Германии объектом
налогообложения НДС являются обороты по реализации товаров как собственного
производства, так и приобретенные на стороне, а также оказание различных видов
услуг производственного и непроизводственного характера на территории страны.
Этим налогом облагается также импорт товаров из стран, не входящих в ЕЭС, а
также собственное потребление.
Плательщиками НДС обычно
являются предприниматели, хотя обязанность по его уплате может распространяться
и на других лиц. Например, налоговое законодательство Уганды относит к
плательщикам НДС лиц, занимающиеся профессиональной деятельностью, включая
архитекторов, аудиторов, юристов и пр.
В ряде стран к уплате НДС
привлекаются не все предприниматели и частные практики, а лишь те из них,
которые соответствуют определенным требованиям. Для этого в ряде стран
установлен своеобразный ценз – порог регистрации плательщиков НДС. В
европейских странах – членах ЕС в соответствии с общими требованиями он должен
составлять около 15 тыс. евро, в других странах налогообложение может
начинаться с других сумм.
Традиционно для НДС
предусматривается две категории ставок: общие и пониженные по
реализации наиболее важных потребительских товаров и услуг. Наличие двух ставок
НДС является одним из требований ЕС, хотя, например, в Литве по этому налогу
установлено четыре специальных ставки. Собственно размеры ставок в различных
странах неодинаковы. В Эквадоре налог взимается по ставке 15%, в Таджикистане
его ставка составляет 20%. В Германии пониженная ставка в 7% применяется для продуктов
питания, для средств массовой информации, для городского и пригородного
общественного транспорта, для оздоровительных, благотворительных, церковных
организаций, для произведений искусства и т.д.
Важными косвенными
налогами являются акцизы, которыми преимущественно облагаются различные
потребительские товары.
В Индонезии
подакцизных товаров насчитывает более 40 наименований, включая некоторые виды
алкогольных и безалкогольных напитков, телевизионные приёмники, холодильники,
спортивное оборудование, кожаные изделия, моторные лодки, вертолёты и самолёты,
огнестрельное оружие, видеоигры и пр. При этом ставки акцизов выражены в
процентах и составляют в зависимости от вида и стоимости товаров от 10 до 75%.
Однако чаще в мировой практике встречается установление твёрдых ставок акцизов
за определённую меру потребительских товаров. Так, на Тайване ставки на
подакцизные товары, например такие, как пиво, установлены в пределах 26
тайваньских долларов, на рисовое вино 185 тайваньских долларов,
сигареты590 тайваньских долларов.
Акцизное
налогообложение алкоголя и табака в большинстве стран осуществляется с
использованием акцизных марок. Например, в Камбодже производители и импортёры
сигарет обязаны приобретать акцизные марки для оклеивания ими пачек сигарет.
Без соблюдения этой процедуры выпуск партий подакцизного товара за пределы
заводов производителей, акцизных и таможенных складов, а также его реализация
запрещены.
2.Налоги и налоговые системы
федеральных, конфедеральных и унитарных государств.
В зависимости от того, как
разграничена компетенция органов центральной и региональной власти в сфере
налогообложения, налоговые системы федеральных государств могут различаться по
степени их централизации.
К числу государств, имеющих
высокоцентрализованную финансовую систему в целом и налоговую систему в
частности, относится и Германия. Это одна из немногих стран, где применяется не
только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Земли, имеющие
высокие доходы, такие, как Бавария, Вюртемберг, перечисляют часть своих
финансовых ресурсов менее развитым субъектам федерации. Основным источником
бюджетных доходов в Германии являются налоги, которые подразделяются на общие
налоги, налоги федерации, налоги земель и общин.
В соответствии со ст. 106
Основного закона ФРГ 1949 г. Общими являются подоходный налог, НДС и налог на
корпорации. Поступления от подоходного налога и налога на корпорации
распределяются поровну федерацией и землями. Доли же поступлений от налога с
оборота определяются федеральным законом, принимаемым с одобрения бундесрата. Эти налоги фактически являются
бюджетообразующими. Распределение средств от общих налогов может быть
проиллюстрировано на примере подоходного налога с физических лиц: 42,5%
поступлений направляются в федеральный бюджет, 42,5%в бюджеты
соответствующих земель и 15%в местные бюджеты[11].
Федеральные власти, кроме
того, получают доходы от следующих налогов: таможенных пошлин; косвенных
налогов на потребление; налога с грузового транспорта; налога с оборота
капиталов, на страхование и с обменных операций; единовременного имущественного
налога и компенсационных сборов; налогов, собираемых в рамках Европейского
сообщества.
В пользу земель
поступают: имущественный налог; налог с наследства; налог на автомашины; налог
с транспорта; налог на пиво; сборы с игорных учреждений.
Общины получают часть
поступлений от подоходного налога, которая резервируется землями за общинами из
платежей, вносимых их жителями в качестве подоходного налога. Часть поступлений
от прямых налогов и от косвенных местных налогов также передаётся общинам. Им
же принадлежит право устанавливать положения о прямых налогах. Если земля не
имеет в своём составе общин, то указанные поступления принадлежат земле.
В качестве примера
организации налогообложения на основе относительной децентрализации можно
рассматривать налоговую систему такого федеративного государства, как
Австралия. В состав Австралийского союза входит 6 штатов и 2 территории. Кроме
того, на местном уровне существуют в общей сложности около 900 городских
администраций, муниципалитетов, графств и посёлков.
Система налогов в этой
стране трёхуровневая: Выделяются федеральные налоги, налоги штатов и местные
налоги. В доходах бюджета велика доля косвенных налогов, прежде всего
таможенных пошлин на импортные товары. Порядок установления и введения налогов
в Австралии имеет свои особенности и включает принятие двух законодательных
актов.
Основными налогами,
взимаемыми в Австралии, являются подоходный налог с физических лиц и налог на
прибыль компаний.
Подоходный налог с
физических лиц является федеральным. Его субъектами являются физические лица,
как резиденты, так и нерезиденты. Однако ставка налога различается в
зависимости от того, проживает налогоплательщик в Австралии постоянно или нет.
Так, для резидентов ставка налога с дохода от 5400 до 20700 австр. Долларов
составляет 20%, а с дохода более 50 тыс. австр. Долларов- 14102 австр. Долларов
+47% с суммы превышения. Для нерезидентов установлены повышенные налоговые
ставки. С дохода до 20700 австр. Долларов ставка налога для них составляет 29%,
а для дохода более 50 тыс. австр. долларов- 17045 австр. долл. +47% с суммы
превышения. Налог взимается посредством удержания у источника выплаты дохода на
основе декларации, которую подают лица, работающие не по найму, и уплачивается
посредством внесения авансовых платежей лицами, получающими доходы от
предпринимательской деятельности. В последнем случае налогоплательщик может
осуществить те же вычеты, что и компания.
Налог на прибыль
компаний также взимается федеральными властями. Его плательщиками являются
юридические лица. Налогооблагаемая прибыль исчисляется как разница между
валовой прибылью компании, полученной за год, и налоговыми вычетами. Ставка
налога составляет 36%. Уплата осуществляется на основе декларации.
Налог на дополнительные
льготы взимается с доходов и выгод, полученных в результате льготного
предоставления транспортных средств, жилищных кредитов, оплаты отпусков и пр.
Ставка налога составляет 48,5%.
Налог с продаж
уплачивают производители и оптовые продавцы товаров. Облагаются как товары местного
производства, так и импортные. От уплаты налога освобождаются производители,
среднегодовой объем продаж которых не превышает 50000 австр. долларов, основная
ставка налога составляет 22%, а по отдельным товарам от 10 до 30%.
Налог на заработную
плату представляет собой разновидность взносов на социальное страхование.
Например, на острове Тасмания с заработка, превышающего необлагаемый минимум в
47083 австр. долларов, налог взимается по ставке от 3,95 до 7%.
Земельный налог
взимается властями штатов с «неулучшенной стоимости» земельных участков. В
налогооблагаемую базу не включается дополнительная стоимость земли, полученная
в результате проведения мелиорационных работ, очистки территории, ликвидации
эрозии почвы и т.д. Например, в штате Квинсленд земельный налог в зависимости
от стоимости земли взимается по ставке от 0,2 до 1,8%.При этом от
налогообложения освобождены земля, используемая под основным место жительства
собственника, земли некоммерческих и благотворительных организаций.
Необлагаемыми являются также земельные участки, стоимость которых составляет
менее 160 тыс. австр. долларов.
Отличительной чертой
системы налогов Австралии является отсутствие на федеральном уровне и уровне
штатов поимущественных налогов, лишь на местном уровне взимается налог с
имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
Конфедеративные черты
имеет система налогов Швейцарии, В состав Швейцарской Конфедерации входит 26
кантонов, которые поделены на муниципалитеты (коммуны).
Система налогов в
этой стране трёхуровневая. Налоги взимаются на конфедеративном, контональном и
муниципальном уровнях. Конфедеративность системы налогов этого государства
определяется положениями ст. 3 Федеральной конституции Швейцарской
конфедерации, в соответствии с которой кантоны являются суверенными
территориями. Их суверенитет не ограничен Федеральной конституцией, и они
самостоятельно осуществляют все права, за исключением тех, которые переданы
Конфедерации.
В части
налогообложения Конфедерации делегированы лишь отдельные полномочия. Так,
Конфедерация в пределах определённых ставок вправе взимать отдельные прямые
налоги: налог на доходы физических лиц; на чистую прибыль юридических лиц; на
капитал и резервные денежные фонды юридических лиц.
Налог на добавленную
стоимость может взиматься Конфедерацией, если «вследствие эволюции возрастной
структуры населения финансирование социального страхования по старости лиц,
оставшихся без кормильца, и лиц, потерявших трудоспособность, не может быть
более обеспеченным, Конфедерация может в федеральном законе увеличить на один
пункт налог на добавленную стоимость».
На специальные цели
расходования Конфедерации предоставлено право взимать налог со следующих
товаров: необработанный и обработанный табак; очищенные алкогольные напитки;
пиво; автомобили и их составные части; нефть; иные нефтяные продукты; природный
газ, продукты их очистки.
Кроме того, Конфедерация
может взимать добавочный налог на горючее, гербовый сбор на ценные бумаги,
страховые полисы и другие документы о коммерческих операциях, предварительный
налог на прибыль с движимого имущества, на выигрыши в лотереи и на страховые
возмещения, а также таможенные пошлины.
Примечательно, что по
отдельным объектам налогообложения кантоны и коммуны полностью отказались от
своих налоговых притязаний в пользу Конфедерации. В частности, согласно ст. 134
Федеральный Конституции «объекты, которые федеральное законодательство относит
к обложению налогом на добавленную стоимость, налогом на специальные расходы,
гербовым сбором и предварительным налогом или от которых это законодательство
освобождает, не могут вводиться кантонами и коммунами в налог такого же
характера».
Правовую основу
конфедеративного налогообложения составляют так же Федеральный закон 1990г. «О
федеральных прямых налогах», Федеральный закон 1973г. «О гербовых сборах».
Кантонами
взимаются: общий налог на доходы и собственность; подушный налог; налог на
прибыль и капитал; налог на прирост капитала; на наследство и пожертвования; на
недвижимость; на развлечения; на транспортные средства; на домашних животных.
Часть своих
полномочий по установлению налогов кантоны делегируют муниципалитетам.
Муниципальные налоги в большинстве своём представляют собой дополнительные
ставки к кантональным налогам.
Прямые налоги
взимаются на основе метода авансовых платежей, размер которых определяется на
основе показателей за один- два предыдущих года, или уплачиваются по прошествии
налогового периода на основе данных о текущей деятельности. Первый метод
используется для налогообложения преимущественно физических лиц, а
второй юридических лиц.
Прямой налог на
прибыль является прогрессивным. В зависимости от объёма прибыли его
конфедеративная ставка может составлять от 3,63 до 9,8%, а совокупная
кантональная и муниципальная ставка от 11,3 до 29,1%.
Налог на капитал
взимается на конфедеративном уровне на основе пропорциональной ставки,
составляющей 0,825% на тысячу швейцарских франков, а на кантональном и
муниципальном уровне 4,0375%.
Предварительный
налог уплачивается с доходов, полученных от движимого имущества, посредством
удержания его у источника выплаты. Его плательщиками являются налоговые
нерезиденты. С доходов в виде процентов, дивидендов и лотерейных выигрышей
налог уплачивается по ставке 35%, а со страховых выплат 15%.
Налог на
добавленную стоимость уплачивается по ставке 6,5%. Гостиничные услуги
облагаются по ставке 3%, а оборот продовольственных товаров, медикаментов и
периодичных изданий 2%.
Гербовый сбор
уплачивается при выпуске ценных бумаг, увеличении их номинала и совершении иных
операций с ними. Так, сбор за выпуск акций составляет 2% от их номинала. Выпуск
долговых обязательств облагается по ставке 0,12%, а выпуск банковских векселей
по ставке 0,06%. Операции с ценными бумагами облагаются по ставке
0,15%, а если это ценные бумаги иностранных эмитентов 0,3%. Гербовый
сбор взимается также с отдельных видов страховых полисов, например по
страхованию имущества (ставка 5%).
Налоговые системы
унитарных государств в большинстве своём двухуровневые и включают в себя
лишь общегосударственные и местные налоги.
Подобным образом,
например, организованна система налогов и сборов в Республике Беларусь. В этой
стране налоги подразделяются на общегосударственные, взимаемые на всей
территории, и местные.
Правовую основу
налогообложения в этой стране составляет Закон 1992г. «О налогах и сборах,
взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также другие акты налогового
законодательства, определяющие порядок исчисления и уплаты отдельных видов
налогов.
Налоговая система
Беларуси характеризуется значительной долей косвенного налогообложения и большим
числом разного рода сборов. В общей сложности насчитывается 26 видов налогов и
других платежей в бюджет.
К
общегосударственным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы;
налог на прибыль; подоходный налог с физических лиц; налог на игорный бизнес;
налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности; налог на
недвижимость; налог на приобретение автотранспортных средств; чрезвычайный
налог; земельный налог; экологический налог; единый налог для производителей
сельскохозяйственной продукции; налог для субъектов хозяйствования, применяющих
упрощённую систему налогообложения; плата за проезд по автомобильной дороге
Брест-Минск-граница Российской Федерации, плата за проезд по автомобильным
дорогам общего пользования тяжёловесных и крупногабаритных транспортных
средств; плата за размещение отходов производства и потребления в окружающей
среде; плата, взимаемая за древесину, отпускаемую на корню.
Местными органами
власти предоставлено право вводить на территории соответствующих
административно-территориальных единиц следующие обязательные платежи: налог на
рекламу; налог на продажу товаров в розничной торговой сети; сборы с
пользователя; сборы за услуги; целевые сборы.
Налог на
добавленную стоимость является бюджетообразующим, так как за счёт него
обеспечивается более 25% доходов республиканского бюджета. Этим налогом
облагаются обороты по реализации товаров и товары, ввозимые на таможенную
территорию Республики Беларусь. Основная ставка НДС составляет 20%: пониженная
ставка в размере 10% применяется при реализации определённых видов товаров и
услуг, например таких, как продукция растениеводства и животноводства,
рыболовства и пчеловодства, а также продовольственных и детских товаров. По
нулевой ставке облагаются экспортируемые товары, строительные работы и
транспортные услуги.
Акцизами
облагаются: спирт, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, ювелирные
изделия, легковые автомобили, сырая нефть, дизельное топливо и бензин. Ставки
акцизов преимущественно твёрдые. Например, алкогольная продукция облагается по
ставке 4690 белорусских рублей за 1 литр спирта, в ней содержащегося, а сырая нефть 16,5 евро за тонну.
Налогом на
прибыль облагаются юридические лица. Общая ставка налога составляет 30%,
прибыль малых предприятий, а также дивиденды облагаются по ставке 15%, а
прибыль предприятий агропромышленного комплекса по ставкам 7-10%. От
неуплаты налога на прибыль освобождаются предприятия, использующие труд инвалидов
и пенсионеров, и некоторые другие категории налогоплательщиков.
Подоходный налог
с физических лиц уплачиваются с доходов в денежной и натуральной формах,
полученных в течение календарного года. Налог взимается по прогрессивной
пятиступенчатой шкале в 9,15,20,25 и 30% в зависимости от размера дохода.
Авторские вознаграждения, выплачиваемые наследникам авторов, облагаются по
ставке 40%. Иностранные граждане, не относящихся к категории постоянно
находящихся на территории Республики Беларусь, обязаны уплачивать налог по
ставке 20%. Подоходный налог взимается у источника выплаты дохода или
налоговыми органами на основе деклараций, подаваемых налогоплательщиками.
Декларации должны предоставляться физическими лицами в 30-дневный срок со дня
получения дохода. Налог исчисляется и предъявляется к уплате налоговым органом
исходя из заявленного в декларации дохода.
Налоги на доходы
в отдельных сферах деятельности взимаются с банков, небанковских
кредитно-финансовых учреждений, страховых и перестраховочных организаций, а
также с иных юридических лиц, осуществляющих операции с ценными бумагами.
Налогообложение этих видов деятельности осуществляется по ставке 30% для
кредитно-финансовых учреждений и страховых организаций и по ставке 40% по
доходам от операций с ценными бумагами. Уплата налога на доходы заменяет уплату
НДС и налога на прибыль.
Налог на доходы
от осуществления лотерейной деятельности взимается по ставке 8%.
Налогооблагаемый доход определяется как разность между суммой выручки от
организации лотерей и суммой начисленного призового фонда лотереи.
Налогом на
игорный бизнес облагаются игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов
и кассы букмекерских контор. Ставки налога установлены в минимальных заработных
платах в месяц за один игровой объект.
Налог на недвижимость
взимается с юридических лиц по ставке 1% в год с остаточной стоимости
находящихся в собственности или во владении основных производственных фондов.
Физические лица уплачивают налог по ставке 0,1% со стоимости принадлежащих им
объектов недвижимости.
Земельный налог
уплачивают юридические и физические лица собственники и пользователи земельных
участков. Ставки налога установлены в белорусских рублях за гектар.
Экологический
налог взимается исходя из объёмов добываемых из природной среды ресурсов, объёмов
выводимых в окружающую среду выбросов загрязняющих веществ, а также объёмов
переработанных нефти и нефтепродуктов.
Налог на
приобретение автотранспортных средств уплачивается в размере 5% от стоимости
находящихся в собственности транспортных средств.
3.Налоги в оффшорах.
Ранее отмечалось,
что моделирование налоговых систем некоторых государств в силу различных причин
может пойти по пути установления на всей их территории или её части льготного
режима налогообложения. В этом случае соответствующие зоны приобретают статус
льготных; их и принято называть оффшорами. К числу основных признаков,
указывающих на приоритетность льготного налогообложения, относятся: отсутствие
налогов на доходы, освобождение от налогообложения отдельных видов
предпринимательской деятельности, распространение налоговых льгот на компании
определённой организационно-правовой формы или на нерезидентов.
Оффшорные зоны
могут быть условно подразделены на различные группы, прежде всего, по видам,
размеру и периодичности уплачиваемых налогов и сборов. По этому основанию
выделяются юрисдикции, в которых налоги уплачиваются по крайне низким ставкам,
а также зоны, на территории которых взимаются разовые и ежегодные
регистрационные сборы и пошлины[12].
Возможна классификация оффшорных зон и по другим основаниям, включая наличие в
законодательстве положений, определяющих особый статус оффшорных компаний,
налоговых льгот для отдельных видов деятельности, особенностей налогового
режима отдельных территорий государств с обычным налогообложением и пр.
Существуют также юрисдикции, специализирующиеся на предоставлении налоговых
льгот компаниям определённой организационно-правовой формы.
Например,
Княжество Андорра относится к зонам льготного налогообложения прежде всего
из-за того, что налоги на прибыль на его территории не взимаются. Однако
возможности использования таких льгот существенно ограничиваются тем, что в
соответствии с законодательством этого государства иностранные инвесторы могут
участвовать лишь в качестве совладельцев национальных корпораций, при этом доля
такого участия не может превышать 1/3 акционерного капитала.
В этом
государстве взимается косвенный налог на потребление по ставке 4%.
Индивидуальное подоходное налогообложение в отношении физических лиц-резидентов
отсутствует. Для получения подобного налогового статуса иностранцу необходимо
приобрести недвижимость в Андорре и проводить на её территории не менее 183
дней в году. Иностранцы, являющиеся резидентами этой страны, но не работающие
на её территории, уплачивают налог на «пассивное резидентство» в размере 1 млн.
испанских песет.
Система налогов и
сборов Багамских и Бермудских островов являются оффшорными и имеют много общего[13]. Льготный характер их
юрисдикций проявляется прежде всего в том что на территориях этих островов не
взимаются налог на прибыль корпораций, налог на распределение прибыли,
косвенные налоги на потребление, налоги на капитал и имущество, трансфертные
налоги. В соответствии с Законом о международных предпринимательских компаниях
1989г. данными льготами в первую очередь могут воспользоваться международные
деловые компании, являющиеся нерезидентами. Этим компаниям запрещено
осуществлять какую-либо деятельность на территории островов.
Уплата обычных
налогов заменяется взиманием ежегодного сбора, который в зависимости от размера
уставного капитала составляет от 100 до 300 долларов США. Кроме того, взимаются
и некоторые другие налоги, например налог на доходы от азартных игр на
Багамских островах. Подоходное налогообложение на территории островов отсутствует.
Британские
Виргинские острова также представляют льготный налоговый режим компаниям
международного бизнеса. Правовую основу оффшорной деятельности на территории
островов составляет Закон о компаниях 1885г. в редакции 1977г. и Постановление
о международных предпринимательских компаниях 1984г. На территории островов
компании международного бизнеса освобождены от уплаты подоходного налога и
гербового сбора; кроме того, они не облагаются поимущественными налогами и
налогами на дарение. Выведены из-под налогообложения также проценты и
дивиденды, выплачиваемые нерезидентами. Вместо них компании международного
бизнеса с уставным капиталом до 50 тыс. долларов США уплачивают пошлину в
размере 300 долларов, а компании, капитал которых превышает эту сумму,1
тыс. долларов США. Резидентные компании обязаны уплачивать подоходный налог по
ставке 15%, а физические лица20%.
Налоговая система
Венгрии в целом характеризуется достаточно высоким уровнем налогообложения.
Так, резидентские компании обязаны уплачивать в этой стране НДС по ставке 25%,
а также налог на доходы в размере 18% и местный налог на предпринимательство в
2%.
Однако в
соответствии с Законом 1996г. №81 о корпоративном налоге и налоге на дивиденды
компании, владельцы которых являются иностранными гражданами, подлежат
льготному 3%-ному налогообложению и освобождаются от местных муниципальных
налогов при условии, что свою деятельность они осуществляют за пределами
Венгрии. Ещё более льготный налоговый режим действует в отношении холдинговых
компаний. Их иностранные доходы в виде дивидендов полностью освобождаются от
налогов на доходы и от местных налогов. Тем не менее, нерезидентные компании
обязаны вести бухгалтерский учёт, своевременно сдавать отчёты в налоговые
органы, иметь счета в венгерском банке. Важным является то, что один и тот же
нерезидент может выступить учредителем только одной венгерской нерезидентской
компании. Директором компании должен являться гражданин Венгрии; в противном
случае назначается наблюдательный совет, состоящий из представителей местного
населения. Несоблюдение указанных выше требований может привести к принятию
решения о лишении компании льготного статуса с момента её регистрации и
предъявлению требования об уплате всех налогов в общем порядке.
Гибралтар
относится к числу типичных европейских оффшорных юрисдикций. Зарегистрированные
«безналоговые» компании должны соответствовать стандартным для оффшорных фирм
требованиям они не могут принадлежать местным резидентам и вести
какую-либо хозяйственную деятельность в пределах её территории. Базовая ставка
налога на прибыль составляет в Гибралтаре 35%. Льготный налоговый режим
распространяется: на нерезидентские компании оффшорного типа; компании,
получающие налоговое освобождение на определённый срок (до 25 лет); льготные компании.
Например, компании последнего типа могут осуществлять хозяйственную
деятельность как за пределами Гибралтара, так и на его территории, но при этом
они обязаны уплачивать налог в размере 2% с зарубежных доходов, если они не
поступили в Гибралтар, и в размере 17% с доходов, поступивших в банки на
территории юрисдикции. Льготным компаниям в отличие от оффшорных предоставлено
право приобретать недвижимость и учреждать реальный офис.
Ирландия является
универсальной налоговой юрисдикцией, которая отличается рядом налоговых
преимуществ. Возможность регистрации оффшорных нерезидентных компаний здесь
сочетается с разнообразными налоговыми льготами для производственных
предприятий и финансовых компаний. Например, для предприятий обрабатывающей
промышленности, компаний в сфере инжиниринговых и компьютерных услуг налог на
прибыль установлен в размере 10%. Из налогообложения исключены доходы от
патентов на изобретения и от продажи произведений искусства при условии, что они
созданы в Ирландии. В отличие от многих других зон льготного налогообложения в
этой стране нерезидентным оффшорным компаниям предоставлена возможность
осуществлять операции на её территории. При этом они сохраняют право на
освобождение от налогов в части доходов, полученных за рубежом. Доходы, полученные
из источника в Ирландии, облагаются по льготной ставке 10%. Важнейшей
особенностью ирландской оффшорной юрисдикции является создание в 1987г. Центра
международных финансовых услуг, в рамках которого могут учреждаться иностранные
компании, оказывающие инвестиционные и финансовые услуги за пределами Ирландии.
Компании, стремящиеся приобрести право осуществления операций в составе Центра,
должны получить соответствующий сертификат министерства финансов Ирландии. В
этом случае они уплачивают налог на прибыль по ставке 10% и, кроме того,
освобождаются от налога, взимаемого у источника выплаты, и от налога с сумм,
уплачиваемых зарубежному кредитору, и выплат в виде дивидендов.
Каймановы
острова, как независимая территория Великобритании, также предоставляют
значительные налоговые льготы. Эта юрисдикция отличается тем, что все
зарегистрированные компании полностью освобождены от уплаты каких-либо налогов,
включая налог на прибыль и прирост капитала, подоходный налог, налог на
недвижимость. Их уплату заменяет взимание различных регистрационных сборов.
Наиболее льготный налоговый режим предусмотрен для, так называемых
освобождённых компаний, которые осуществляют свою деятельность вне этой страны.
С них лишь взыскивается регистрационный сбор в размере от 410 до 574 долларов
США в зависимости от размера капитала, а также ежегодный административный сбор
в том же размере[14].
Республика Кипр
также является оффшорной зоной, хотя общий уровень налогообложения в этом
государстве вполне соответствует среднему. Льготный режим налогообложения
предусматривается для оффшорных компаний. Такие компании могут претендовать на
льготный режим налогообложения при условии, что они полностью принадлежат
иностранным резидентам и осуществляют свою деятельность вне территории Кипра.
На острове может находиться лишь офис компании, из которого осуществляется
руководство оффшорной деятельностью. Подобный статус имеют порядка 1300
компаний. Ставка налога на прибыль оффшорных компаний, составляющая до
недавнего времени 4,25%, повышена до 12%. Полностью от налогообложения
освобождаются так называемые оффшорные трасты и оффшорные товарищества.
Впрочем, следует учитывать, что Кипр намерен в ближайшем будущем привести своё
налоговое законодательство в соответствие требованиям ЕС и устранить различия
налогообложения оффшорных и местных компаний.
Кроме того, на
Кипре взимается налог на добавленную стоимость по ставке 8%, налог на
недвижимость, максимальная ставка которого, составляет 45%, налог на
оборону 2-3%дохода.Кроме того, взимается налог на капитал и гербовые
сборы.
Общая ставка
подоходного налога в зависимости от различных обстоятельств колеблется в
пределах от 0 до 40%. По ставке 5% облагаются доходы от зарубежных инвестиций,
пенсий, перечисляемых нерезидентами. Для зарубежных сотрудников оффшорных
компаний предусматривается понижение ставки подоходного налога в два раза, а
если их услуги экспортируются, то в десять раз.
Княжество
Лихтенштейн предоставляет значительные налоговые преимущества так называемым
семейным фондам и акционерным обществам с ограниченной ответственностью.
Условием льготного налогового режима является наличие предъявленного перед
регистрацией уставного капитала для первых не менее 30 тыс. швейцарских
франков, а для вторых неменее 50 тыс. швейцарских франков. При этом
фонд не может осуществлять торговую деятельность, однако его средства могут
использоваться на семейные нужды, включая оплату образования, отдыха,
приобретение недвижимости. Налоговые обязанности акционерных обществ ограничены
уплатой ежегодного налога с капитала. Такие компании освобождены от уплаты
других налогов, например, налога с дохода или прибыли, налога на прирост
капитала, налога на НДС, налога с имущества и некоторых других. Ежегодный налог
с капитала составляет 0,1%, а при выплате владельцу компании дивидендов, кроме
того, взимается купонный сбор в размере 4%.
Налоговая система
Люксембурга в целом характеризуется умеренным налогообложением. Ставка налога
на прибыль в этой стране составляет 33%, а налог на доход взимается по
прогрессивной шкале в пределах от 20 до 33%. Взимаются также налог на
капитализацию в размере 1% от вносимого уставного капитала и налог на
собственный капитал в размере 0,2%.
В соответствии с
Законом от 31 июля 1929г. льготный налоговый статус в этой стране предоставлен
нерезидентным холдингам, что обеспечивает полное их освобождение от большинства
налогов, включая налог на прибыль. Однако следует учитывать, что такие компании
исключены из сферы действия двухсторонних соглашений об устранении двойного
налогообложения. Кроме того, в Люксембурге могут регистрироваться и резидентные
холдинговые компании на которых действие таких соглашений распространяется.
Маршалловы
острова предоставляют льготный налоговый режим, прежде всего, для компаний
международного бизнеса. Правовую основу их налогообложения составляет Акт о
бизнес корпорациях 2001 года. Стандартная процедура регистрации может быть
осуществлена в течение одного дня. Единственное требование, которое необходимо
выполнить для сохранения льготного статуса компании заключается в необходимости
иметь на территории островов зарегистрированного агента. Это сопровождается
уплатой ежегодного сбора в размере 450 долларов США, включая оплату услуг
агента и государственную пошлину. Доходы и активы нерезидентских компаний не
облагаются какими-либо налогами при условии, что они не осуществляют свою
экономическую деятельность на территории островов.
Княжество Монако
устанавливает льготное налогообложение для физических лиц-резидентов. В
частности, от уплаты индивидуального подоходного налога освобождаются
физические лица-резиденты, в том числе иностранные граждане. Резидентами
признаются физические лица, находившиеся на территории Монако не менее 183 дней
в течение года. С доходов же, полученных от предпринимательской деятельности
физические лица уплачивают налог по правилам, предусмотренным для компаний.
Доходы компаний
от коммерческой деятельности, осуществляемой на территории Монако, облагаются
по ставке 33,33%. Штаб-квартиры компаний, расположенные в Монако и не
осуществляющие какой-либо деятельности на территории княжества, уплачивают
налог в размере 8-30% от общей суммы их расходов.
Предусматривается
также уплата НДС по ставке 20,6%, трансфертных налогов16%, а также
регистрационных пошлин.
Сингапур, в
принципе, является государством с обычным налогообложением, например общая
ставка налога на прибыль в этой стране составляет 33%. Исключительно льготный
режим в этой стране предусматривается только для компаний, осуществляющих свою
деятельность за рубежом и не репатриирующих полученные доходы. В частности, от
уплаты налога на прибыль освобождаются финансово-хозяйственные операции
корпораций-резидентов в том случае, если источник их доходов находится вне
Сингапура, а полученные денежные средства зачисляются на счета в зарубежных
банках. Не облагаются также налогом дивиденды в пользу корпорации-резидента, но
только в том случае если они инвестированы за пределами страны. Специальные
налоговые льготы предоставляются холдинговым компаниям. Если такая компания
имеет головной офис в Сингапуре, то налог на прибыль уплачивается по пониженной
ставке в 10%. От налогообложения освобождается также прибыль холдинговой
компании, распределённая в виде процентов и роялти.
Подоходное
налогообложение в этой стране является довольно высоким и осуществляется по
ставкам от 3,5 до 33%.
4.Налоги США и Канады.
Налоговая система
Соединенных Штатов Америки развивается и совершенствуется уже более 200 лет и
способствует развитию рыночных отношений. Она отвечает задачам не просто
фискальным обеспечить доходами федеральный бюджет, бюджеты штатов и
местные бюджеты. Налоги выступают здесь в качестве инструмента регулирования
развития экономики. Формирование и движение бюджетных средств занимает
центральное место в реализации экономической политики американского
государства. Основное звено в финансовой системе США составляет бюджетный
механизм федерального правительства. Налоги, дающие наиболее крупные и
стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю
приходится примерно 70% доходов и расходов.
Но и местные
органы управления обладают значительными собственными источниками финансовых
ресурсов, в первую очередь за счёт местных налогов. Причём в последние годы в
США, как и в большинстве западноевропейских стран, наблюдается рост объёма
финансов местных органов управления, увеличение их удельного веса в общем фонде
мобилизуемых через финансовую систему средств. Одновременно на местные финансы
перекладывается существенная часть расходов. В ряде отраслей производственной и
социальной инфраструктуры финансы штатов и местных органов власти выступают в
качестве основного источника финансовых ресурсов. Так, в финансировании за счёт
государства социального обеспечения, образования, здравоохранения, дорожного
строительства, в содержании полицейского аппарата, включая противопожарную
защиту, их удельный вес составляет от 70 до 90%, в охране окружающей среды и
ландшафта, сохранении природных ресурсов, гражданском и жилищном строительстве
около 40%.
К финансам
местных органов управления в США относятся финансы графств, муниципалитетов,
тауншипов, школьных дистриктов, специальных дистриктов. Звеньями системы
местных финансов являются местные бюджеты, а также специальные фонды, финансы
предприятий, принадлежащих местным органам управления. В настоящее время в
стране более 83 тыс. местных органов управления, располагающих собственной
финансовой базой. В федеральных доходах преобладают прямые налоги. Доходы
штатов и местных органов власти формируются главным образом за счёт косвенных
налогов и поимущественного налогообложения.
Доходную часть
федерального бюджета США определяют пять основных источников. Это подоходный
налог с физических лиц, удельный вес которого в доходах обычно превышает 45%.
Далее идут отчисления в фонды социального страхования 36-37%. Налог на
прибыль корпораций составляет только 8-10%, акцизы 4-5% и таможенные
пошлины примерно 1%. Речь идёт о собственных доходах без учёта заёмных
средств.
Как видим, самую
крупную статью доходов составляет подоходный налог с населения. Он взимается по
прогрессивной шкале. Имеются необлагаемый налогом минимум доходов и три
налоговые ставки. Налогом может облагаться либо отдельный человек, либо семья.
В последнем случае суммируются все виды доходов членов семьи за год.
Исчисляется налог
следующим образом. Суммируются все полученные доходы: заработная плата, доход
от предпринимательской деятельности, пенсии и пособия, выплачиваемые частными
пенсионными и страховыми фондами, государственные пособия свыше определённой
суммы, доход от ценных бумаг и т. д. Доход от продажи имущества и ценных бумаг
облагается либо специальным налогом, либо в составе личного дохода.
Из полученного
таким способом совокупного валового дохода вычитаются деловые издержки,
связанные с его получением. Сюда относятся затраты, связанные с
предпринимательской деятельностью: расходы на приобретение и содержание
капитальных активов земельных участков, зданий, оборудования, текущие
производственные расходы. Данные затраты учитываются не только у
предпринимателей, но и у людей свободных профессий. Далее можно вычесть расходы
на спецодежду, транспортные и некоторые другие расходы, непосредственно
связанные с производственной деятельностью. Полностью или частично исключаются
ещё некоторые виды доходов: 50% доходов от реализации долгосрочных капитальных
активов, проценты по облигациям, выпущенными властями штатов или местными
органами управления, некоторые виды выплат из государственных и частных фондов
социального страхования. После указанных вычетов получается чистый доход
плательщика.
Далее из величины
чистого дохода вычитаются индивидуальные налоговые льготы. Всеобщей льготой
является необлагаемый минимум доходов. Кроме того, чистый доход уменьшается на
взносы в благотворительные фонды, налоги, уплаченные властям штата, местные
налоги, суммы алиментов, расходы на медицинское обслуживание (в размерах, не
превышающих 15% облагаемой суммы), проценты по личным долгам и ипотечному долгу
в залог недвижимости. После данных вычетов образуется налогооблагаемый доход.
Необлагаемый
минимум доходов величина переменная, имеющая тенденцию к увеличению. В
начале 90-х годов он равнялся 3 тыс. долл., а для супругов, заполняющих
совместную декларацию, 5 тыс. долл. Ставки подоходного налога
приведены в табл. 1.
Таблица 1.
Ставки подоходного налога
Налогооблагаемый доход,
долл.
|
Налоговые ставки, %
|
Супружеская пара,
совместные доходы
|
Супружеские пара,
раздельные доходы
|
Одинокий глава семьи
|
Одинокий человек
|
0 29750
71901149250
Свыше 149250
|
0 14875
14876 35950
35951 113300
Свыше 133300
|
0 23900
23901 61650
61651 123790
Свыше 123790
|
0 17850
1785143150
4315189560
Свыше 89560
|
15
28
33
28
|
Интересно
проследить эволюцию ставок подоходного налога в США. До 1986г. там действовала
сложная система из 14 ставок от 11 до 50%. По реформе 1986г.на следующий год
было введено пять ставок: 11, 15, 28, 35 и 38,5% в зависимости от облагаемого
дохода и семейного положения налогоплательщика. Указанная выше система введена
с 1988г. Интервалы доходов, в которых действуют налоговые ставки, могут
уточняться и изменяться при формировании бюджета.
Итак, основное
направление развития подоходного обложения ведёт к упрощению шкалы ставок,
снижению максимального уровня налога, увеличению необлагаемого минимума. Но
наряду с этим уменьшается количество налоговых льгот.
Отчисления в
фонды социального страхования вторая по величине статья доходов
федерального бюджета делаются как работодателем, так и наёмным
работником. В США действуют две государственные системы социального
страхования: федеральная пенсионная система и федерально-штатная система
страхования по безработице. Взносы имеют обязательный характер. В отличие от
России, где основную часть взноса делает работодатель, в США взнос делится в
равных долях. Ставка меняется при формировании бюджета, но при этом имеет
тенденцию к росту. Так, в 1980г. комбинированная ставка для предпринимателей и
лиц наёмного труда составляла 12,3%, в 1988г. 15,02%, в 90-х годах
15,3% фонда заработной платы. Но облагается не весь фонд заработной
платы, а только первые 50,1 тыс. долл. В год в расчёте на каждого занятого.
Третье место по
степени доходности занимает налог на прибыль корпораций. Основная ставка налога
34%, но вносится он ступенчато. За первые 50 тыс. долл. Прибыли
уплачивается 15%, за следующие 25 тыс. долл. 25% и лишь на оставшуюся
сумму вступает в действие основная ставка налога. Такое ступенчатое
налогообложение серьёзно поддерживает предприятия малого бизнеса. Кроме того, в
ряде отраслей применяются ускоренные нормы амортизации оборудования. До реформы
1986г. налог на прибыль корпораций был в размере 46%, в 1987г. 40%.
Снижению налога способствовало, в частности, и то обстоятельство, что в
соседней Канаде ставка ниже и составляет 28% и это приходится учитывать.
Помимо
федерального налога, налоги на прибыль корпораций введены в штатах. Ставка
налога, как правило, стабильна, хотя в отдельных штатах встречается
градуированная шкала прогрессивного обложения.
Наиболее высок
данный налог в штатах Айова 12%, Коннектикут 11,5%, округе
Колумбия 10,25%. Самые низкие налоги в штатах Юта 5%,
Миссисипи от 3 до5%.
Налог на прибыль
корпораций предусматривает существенные льготы. Прежде всего из чистой прибыли
вычитаются штатные и местные налоги на прибыль, дивиденды от находящихся в
собственности корпораций дочерних компаний, 70-80% дивидендов, полученных от
облагаемых налогом местных корпораций, взносы в благотворительные фонды. Затем
применяются налоговые льготы в рамках ускоренной амортизации, льготы на
инвестиции, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Далее
действуют налоговые скидки, стимулирующие использование альтернативных видов
энергии. Предприятиям предоставляется налоговый кредит в размере 50% стоимости
оборудования, использующего солнечную энергию или энергию ветра.
Для того чтобы
поддержать отрасли добывающей промышленности, в 80-х годах была установлена
налоговая скидка на истощение недр, которая позволяет снижать налог на прибыль
корпораций, работающих по добыче ресурсов. С помощью данной скидки налог может
быть уменьшен в пределах 50%. При исчислении налога на прибыль не учитывается
удорожание стоимости активов, если только оно не реализуется путём продажи.
Действуют и другие налоговые льготы.
В особых случаях
с корпораций взимается налог на сверхприбыль. Например, такой налог применялся
во время войны во Вьетнаме. В начале 80-х годов был введён налог на
сверхприбыль от нефти, который должен был уменьшить предполагаемый рост прибыли
нефтяных компаний от снятия контроля за внутренними ценами на нефть. Базой
налогообложения служила разница между фактической продажной ценой нефти и её
базовой ценой.
Налог на доходы
от продажи капитальных активов взимается по той же ставке, что и в целом с
дохода корпораций. Но если при этой операции вместо дохода образуются убытки,
то сумма убытков не может вычитаться из налогооблагаемого дохода.
Федеральные
акцизные сборы имеют ограниченное значение и скромное место в доходах
государственного бюджета. Федеральные акцизы установлены на товары
алкогольные и табачные изделия, бензин, нефть, драгоценности, меха, дорогие
автомобили, личные самолёты, на услуги дороги и воздушные перевозки.
Основную часть акцизов взимают штатные и местные органы. Ставки федеральных
акцизов в середине 90-х годов были следующие: на спиртные напитки 12,5
долл. За галлон, пиво 9 долл. на баррель, сигареты в
зависимости от качества 8 или 16,8 долл. на 1 тыс. штук, бензин 9
центов на галлон, пассажирские авиалинии 8% стоимости услуг. Ставки
акциза на нефть дифференцированы. По вновь открытым месторождениям
15% стоимости, действующие месторождения разделены по трём налоговым уровням со
ставками 30,60 и 70%. Кроме указанных, есть незначительные акцизы на
огнестрельное оружие, рыболовные снасти, спички.
Налог на
имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, имеет необлагаемый
минимум в размере 10 тыс. долл. Более дорогой подарок или наследство облагается
налогом по прогрессивной шкале от 18 до 50%. Самая высокая ставка применяется,
если стоимость наследства превышает 2,5 млн. долл., при этом учитывается
степень родства.
Свою отдельную от
федеральной налоговую систему имеет каждый штат. Штаты взимают подоходный налог
с корпораций и с граждан. Причём вопросы обложения решать бывает подчас
непросто. Так, штат имеет право взимать налог с доходов корпораций в том
случае, если у неё есть на его территории строения или служащие. Однако
компания может не иметь на территории данного штата ни того, ни другого, но
торговать здесь и таким образом получать прибыль, особенно при широком
распространении торговли по каталогам. В настоящее время ставиться вопрос о
налогообложении штатами компаний и в этом случае. Налог на доходы корпораций
взимается в 40 штатах.
Не всегда просто
бывает решить вопрос о налогообложении личных доходов. Подоходный налог штату
платят его жители и граждане, получающие здесь доходы. Например, люди,
работающие, но не живущие в Нью-Йорке, уплачивают здесь налог с заработной
платы, а с остальных доходов платят по месту жительства. Ставки подоходного
налога штатов колеблются от 2 до 12%.
Подоходный налог
взимается с населения 44 штатов. Не введён он в штатах Вайоминг, Невада, Техас,
Флорида, Южная Дакота и округе Колумбия.
Одним из основных
источников доходов штатов, которым они делятся с городами, является налог с
продаж косвенный налог на потребление, схожий с налогом на добавленную
стоимость. Обычно им не облагаются продовольственные товары за исключением
ресторанов. Налог с продаж применяется также в 44 штатах США. Этот налог
отсутствует, например, в штатах Аляска, Дэлавер, Нью-Джерси. В остальных ставка
колеблется, поскольку устанавливается правительствами самих штатов. Наиболее
низкая она в Колорадо и Вайоминге 3%, в Алабаме, Луизиане, Мичигане,
Джорджии, Южной Дакоте, Айове 8%, Нью-Йорке 8,25%.
В штате Иллинойс
налог с продаж распределяется следующим образом: в бюджет штата 6%, в
бюджет крупных городов, таких, как Чикаго, Спрингфельд 1% и оставшийся
1% направляется на нужды департамента скоростного транспорта (железные дороги).
Некоторые штаты,
например, Калифорния, взимают налог на деловую активность. Он включает два
элемента: налогообложение общего годового оборота предприятия (обычно в
пределах от 1 до 2,5%) и налог на фонд заработной платы. В Калифорнии последний
составляет 1,6%.
Таким образом,
финансы штатов базируются на подоходном налоге с граждан, налоге с корпораций,
налоге с продаж и налоге на деловую активность. Некоторые штаты вводят
поимущественные налоги, хотя в основном это прерогатива местных органов власти.
Муниципалитеты
США имеют свои налоговые источники. Главным из них можно назвать налог на
имущество. Например, в г. Нью-Йорке этот налог обеспечивает до 40% собственных
доходов бюджета. Он взимается с владельцев примерно 900 тыс. зданий и
сооружений. При этом коммерческая и иная собственность облагается налогом по
дифференцированным ставкам. Собственник квартиры платит меньше, чем собственник
сдаваемого в наём жилого дома или собственник основных производственных фондов.
Арендатор квартиры не платит налог на имущество, хотя он, конечно, учитывается
при назначении владельцем арендной платы. Личное имущество для собственного
потребления данным налогом не облагается.
Обычно
налогооблагаемое имущество можно классифицировать следующим образом:
1.Земля, здания,
сооружения, т.е. недвижимое имущество.
2.Материальное
личное имущество:
а) используемое
для извлечения дохода оборудование, в том числе сельскохозяйственное, машины,
товарно-материальные ценности, крупный рогатый скот и т.д.;
б) товары
длительного пользования.
3.Нематериальные
активы: акции, другие ценные бумаги, денежная наличность.
Как правило, от
налога освобождены:
-недвижимое
имущество правительственных органов (от федерального до местных);
-собственность
благотворительных, религиозных и прочих неприбыльных организаций, если она не
используется в коммерческих целях;
-в 36 штатах освобождены
от налога нематериальные активы;
-в 4 штатах
освобождено от налога личное имущество.
Например, в г.
Уинтон штата Иллинойс налог на имущество установлен 6,75%. В облагаемую
собственность входят земля и строения. База налогообложения равна одной трети
рыночной стоимости. Владелец получает один раз в четыре года письмо с
уточнённой оценкой его собственности. Налог поступает в бюджеты графства,
города, школьных и парковых округов.
Местные налоги в
США играют самостоятельную роль и в отличие от России, Германии, ряда других
стран служат основой доходной части местных бюджетов. Тем не менее без крупных
правительственных субсидий города не обходятся. Так, столица США г. Вашингтон,
имеющий в качестве специального округа Колумбия прерогативы штата, может покрывать
свои расходы в сумме более 3 млрд. долл., лишь на 84%. Остальные 16% составляет
федеральная субсидия. В Нью-Йорке субсидия равна 32% бюджета города.
Через субсидии,
субвенции и дотации федеральное правительство может активно влиять на
социально-экономическое развитие городов.
Как и США,
Канада имеет децентрализованную трёхступенчатую налоговую систему. Она состоит
из федеральных налогов, налогов провинций и местных налогов, устанавливаемых
муниципальными властями.
В экономике и
социальной жизни Канады большое значение имеют провинции. Особенно это
относится к таким отраслям, как здравоохранение, образование, социальное
страхование. Вследствие этого в государственных доходах поступления от
провинциальных налогов приближаются к федеральному уровню. Картина примерно
такова: федеральные налоги обеспечивают 48%, региональные (налоги провинций)
42%, местные 10% поступлений.
Эффективности
налоговой системы способствует то, что при высокой степени самостоятельности
государственных органов различного уровня налоговые системы федерального
правительства, провинций и муниципалитетов взаимосвязаны и взаимозависимы, что
придаёт налоговой системе комплексный и единый характер. Этому способствует и
направление расходной части бюджетов. В Канаде осуществляется большое
количество совместно финансируемых федерально-провинциальных и
провинциально-муниципальных программ экономического и социального развития.
Нижестоящие бюджеты получают регулярные дотации из вышестоящих. Значительные
суммы при этом идут по системе выравнивания в бюджеты экономически отсталых
провинций, чтобы уровнять доходы на душу населения.
Конкуренция
провинций за привлечение капитальных вложений препятствует увеличению налогов и
ведёт к выравниванию в целом по стране налогового давления.
Главным доходным
источником федерального бюджета, как и в США, служит подоходный налог с
физических лиц. Значительные суммы также приносят: налог на прибыль корпораций,
акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж, отчисления в фонды социального
страхования.
Провинции в свою
очередь взимают подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций,
акцизы, платежи в фонды социального страхования. Помимо этого, в региональные
бюджеты поступают: налог с наследства и дарения, рентные платежи.
Основа доходов
муниципалитетов налог на недвижимость и налог на предпринимательскую
деятельность.
Остановимся на
подоходном налоге с физических лиц. Если из валового дохода гражданина вычесть
расходы, связанные с его получением, то остаётся доход как объект
налогообложения. Произведя из него определённые законом вычеты, получим
налогооблагаемый доход.
Доход
классифицируется по шести позициям:
заработная плата;
предпринимательский доход;
доход от
имущества, сдаваемого в аренду;
доход от
инвестиций: проценты, дивиденды;
приращение
капитала;
прочие
доходы, включая пенсии, дотации и др.
Из дохода
вычитаются платежи в пенсионный фонды; профсоюзные взносы и членские взносы в
ассоциации и общественные организации; расходы на содержание детей; расходы,
связанные с инвестициями, процентные выплаты по ссудам; убытки, полученные за
предыдущие годы.
Приращение
капитала облагается не целиком, а 2/3 прибыли от перепродажи объектов
инвестиционного назначения. По этой позиции не облагаются первые 100000
канадских долл. дохода. С облагаемого дохода федеральный налог взимается по
прогрессивной шкале с тремя ставками: до 27,5 тыс. канадских долл.
17%, от 27,5 тыс. до 55 тыс. долл. 26% и более 55 тыс. долл.
29%.
Наличие
провинциального подоходного налога существенно меняет картину. Провинциальный
подоходный налог исчисляется как процент от федерального налога. Ставки
колеблются от 43% в северо-западных территориях до 60% в провинциях
Ньюфаундленд, Нью-Брансуик и Саскачеван. За счёт этого фактическое обложение
федерально-провинциальным подоходным налогом находится в пределах от 26% до
45%.
Удельный вес
поступлений от налога на прибыль корпораций составляет примерно 10% в общих
доходах федерального бюджета и 4% в доходной части бюджетов провинций.
Предприятия
малого бизнеса облагаются по пониженным ставкам. К малому бизнесу в Канаде
относят предприятия с численностью занятых до 100 человек и с доходами до 200
тыс. долл. в год. Ставка налога 28% в федеральный бюджет и 15%
в провинциальный, а для малых предприятий соответственно 12
и 10%. Причём федеральные ставки едины для всей страны, а провинциальные
приведены усредненные, так как они могут различаться в зависимости от решения
законодательных собраний провинций. Для ряда отраслей обрабатывающей
промышленности установлена налоговая льгота в виде пониженной ставки
федерального налога: 23 вместо 28%.
Налоговыми
льготами стимулируются проведение научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ, разведка полезных ископаемых, освоение новых
месторождений. Широко применяется ускоренная амортизация основных
производственных фондов.
Крупные доходы
приносит налог с продаж. От него освобождены продукты питания, детская одежда,
лекарства, книги, топливо, услуги в области медицины и образования.
Продажи в
процессе производства облагаются федеральным налогом обычно по ставке
12,013,5%. Более высокие ставки устанавливаются на предметы роскоши,
автомобили, спиртные и табачные изделия. Пониженные ставки применяются для
строительных материалов, услуг связи. Другие услуги федеральным налогом не
облагаются. Налог вносит фирма-производитель, он включается в цену товара. Как
видим, федеральный налог с продаж является в некоторой степени аналогом
европейского налога на добавленную стоимость.
Розничные
продажи облагаются провинциальным налогом. Раньше его ставки, как и в США,
колебались весьма значительно: от 0 в провинции Альберта, до 12%
в Ньюфаундленде и Квебеке. В начале 90-х годов была законодательно
введена единая ставка налога с розничных продаж в размере 7%. Вносятся
предложения о её повышении до 7,5%. Сравнительно низкая ставка налога с продаж
и широкая база налогообложения дают в результате высокие доходы от его
взимания. В доходной части бюджетов провинций он занимает в среднем 17%.
Из местных
налогов самый крупный налог на недвижимость. Обычно при этом
налогообложении исходят из стоимости земли, на которой ведётся застройка.
Оценка облагаемой собственности входит в функцию провинциальных властей для формирования
единого подхода в провинции. Облагаются земля и здания, оборудование налогом не
облагается. При оценке учитываются три фактора: расходы на создание данной
стоимости; доход, который она реально приносит владельцу; учёт рыночной
стоимости на момент оценки. Налог с недвижимости взимается обычно в размере
0,51,0% от стоимости собственности. Ставка резко повышается, если
недвижимость используется для определённых видов деятельности. Например, налог
с парикмахерской устанавливается в размере 30% стоимости здания, налог с
адвокатских контор и врачебных кабинетов 50%. А если здание
используется для производства алкогольной продукции, налог на недвижимость
составляет 140%.
Правительственные
и провинциальные здания и сооружения освобождены от налога на недвижимость, но
помимо общих дотаций и субвенций муниципалитетам выделяются суммы, равные тому
налогу, который они не уплачивают.
Заключение.
Проблема налогов
одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимых в
большинстве странах экономической реформы, в том числе и в нашей стране.
Пожалуй, нет сегодня другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же
серьёзной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом
анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая
система это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом
зависит успех экономических преобразований в стране.
Налоговая система
должна органически влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве,
способствовать развитию предпринимательства и в то же время препятствовать
падению уровня жизни низкооплачиваемых слоёв населения.
В этих условиях в
качестве основных принципов организации налоговой системы в условиях рыночной
экономики можно назвать следующие:
адекватная
развитию рыночной экономики система налогов, их виды, соотношение прямых и
косвенных налогов, позволяющих учитывать доходы юридических и физических лиц, а
также их имущественное положение;
универсализация методов налогообложения, которые позволяли бы установить единые
для всех плательщиков требования к эффективности хозяйствования, не зависящие
как от форм собственности, так и от организационно-правовых форм собственности;
одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного
дохода, сферы хозяйствования, отрасли экономики;
обеспечение принципа однократности обложения и недопустимости двойного
налогообложения;
научное
обоснование доли изъятия и определения ставки налога, которое создавало бы
плательщику налога право иметь доход, обеспечивающий нормальное развитие
предприятий и организаций, воспроизводство рабочей силы;
дифференциация ставки налога в зависимости от уровня дохода или стоимости
имущества, которая в то же время обеспечивала бы нормальное развитие основ
рыночного хозяйствования;
стабильность ставок налога на длительный период времени, простота их
исчисления;
установление системы налоговых льгот, реально стимулирующих процессы
инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно обеспечивающих
принципы социальной справедливости, гарантирование гражданам прожиточного
минимума; единство налоговых льгот для всех категорий налогоплательщиков;
создание
мощной, чётко действующей, технически оснащённой налоговой службы;
чёткое
распределение налогов по уровням государственного управления.
Естественно, что
идеальную налоговую систему можно создать только на серьёзной теоретической
основе, учитывающей специфику экономических отношений в обществе, созданный
научный и производственный потенциал.
Список литературы
1.
Бобоев
М.Р., Мамбеталиев Н.Т., Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран:
Содружество независимых государств. Учебное пособие. М.,2002.
2.
Ивченко
В.В., Самойлова Л.Б. Свободные экономические зоны в зарубежных странах и
России: Учебное пособие. Под ред. В.В. Ивченко. Калининград, 1999.
3.
И.И.Кучеров.
Налоговое право зарубежных стран. Курс лекций. М.: АО «Центр ЮрИнфоР»,
2003. 374 с.
4.
Тютюрюков
Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран: Европа и США. М., 2002.
5.
Юткина
Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: ИНФРА М, 1999.
429 с.
Содержание
Введение…………………………………………………………...1
1. Понятие налогов и сборов, их
виды…………………………..2
2. Налоги и налоговые системы
федеральных, конфедеральных и унитарных государств…………. …………………………..11
3. Налоги в оффшорах (зоны
льготного налогообложения)….21
4. Налоги США и
Канады……………………………………….29
Заключение……………………………………………………….42
Список
литературы………………………………………………44
..
[1] См.подроб.:Будилов-Ниттельман Н.Ф. Налогообложение международной
предпринемательской деятельности как оьъект исследования в ФРГ и России.СПб.,
2000.С.11.
[2] См.: Рыжкова Е.А. Влияние норм Шариата на финансовое право
мусульманских стран ⁄⁄Финансовое право зарубежных стран: Сб. науч.
Тр.⁄ Под общ. Ред. Г.П.Толстопятенко. М.: МГИМО (У) МИД России, 2001.
С.8.
[3] См.: Кучерявенко Н.П. Налоговое право: Учебник. Харьков.2001.С.77.
[4] См.: Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый
словарь. Французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология: В
2 т..⁄ Пер. с фр. М., 1994. Т.П. С. 53.
[5] См.: Толстопятенко Г.П. Соч. С. 132-133.
[6] См.: Журавлёва О.О. Указ. Соч. С.57
[7] См.: Шепенко Р.А. Подоходный налог с предприятий в КНР ⁄
⁄Налоговый вестник. 1998. №4. С.72.
[8] См.: Ялбулганов А.А. Налог на компании во Франции ⁄
⁄Налоговый вестник. 1998. №4. С.76.
[9] См.: Завалко М.В. Актуальные проблемы правового регулирования НДС в
ФРГ / / Финансовое право зарубежных стран: Сб. науч. Тр. / Под общ. Ред.
Г.П.Толстопятенко, М.: МГИМО (У) МИД России, 2001. С. 77-78.
[10] См. подроб.: Воловик Е.М. Некоторые особенности постановки на учёт
плательщиков НДС в Великобритании / / Финансовая газета. Региональный выпуск.
1998. № 34.
[11] См. подроб.. Журавлёва О.О. Указ. Соч. С.56-63,
[12] См.: Соловьёв И.Н. Оффшоры и минимизация налогов // Иностранный
капитал в России. 2002. №7. С.19-20.
[13] См.: Корнеева Е.И. Оффшорный мир. Справочник. М.,2001.
[14] См.: Сердинов Э.М. Международный оффшорный бизнес. М.,2000. С.32-34.