Бюрократизм в современной политике Украины
1.
Введение.
2.
Характеристика политической
деятельности.
3.
Взаимоотношения бюрократии
и власти.
а. Функции бюрократии.
б. Роль бюрократии в реализации демократии.
4. Заключение.
Введение.
В обществе
происходит разделение и перераспределение способов власти, осуществление
политической мобилизации граждан, принятие решений, контроль над политическими
элитами, которые управляют и другие формы политической активности социальных
общностей, граждан – все это отображение осуществления политическими субъектами
своих функций. Реализация политическими субъектами функций распределения и
перераспределения способов власти не только признается и поощряется
политическим режимом, властными структурами, но и осуждается как не легитимные.
Естественно, политический процесс охватывает и нелегитимные действия
политических субъектов, несистемные для общества формы политической активности
населения: заговоры, террор, саботаж, деятельность нелегальных политических
партий и т.д.
В общественно-политической
жизни постоянным спутником масс, неотъемлемым структурным элементом всей
государственной политической системы выступает бюрократия как сфера управления
общественными делами, которая опирается на разветвленную иерархическую
структуру чиновнического аппарата. В разных конкретно-исторических условиях
бюрократия, исполняя свои функциональные обязанности, играет далеко не
однозначную роль: когда способствует развитию общественного прогресса,
деятельность бюрократов, как и всей системе бюрократизма, воспринимается с
интересом, но когда бюрократия превращается в замкнутую касту управленцев, недоступную
для масс социальную структуру, которая порождает негативный процесс, который
называется бюрократизмом, вызывает чувство недоверия и осуждения.
Характеристика политической деятельности
Политическая
деятельность – совокупность политических действий социальных
общностей, социальных слоев – классов, наций, политических партий и движений, и
индивидов, направлена на реализацию их политических интересов, прежде всего,
завоевание и удержание власти.
В отличие от других форм
деятельности, политическая деятельность – прагматичная и тесно связана с
реально существующим общественно-политическим строем и не носит
прогностические, теоретико-конструктивные функции. Если же основная цель
политической деятельности – реализация политических интересов, то неправомерно
в демократическом обществе сосредоточивать политическую деятельность только на
разрешении классовых или общественных разногласиях. Политическая деятельность
именно и сосредотачивается на реализации интересов власти с полнейшим учтением
наиболее широкого спектра плюралистических интересов. Естественно, политика
осуществляется людьми, уровень активности которых значительно зависит от знания
механизма её регуляции: закономерностей, специфической цели, интересов и
институционных образовательных норм, способов реализации политической цели.
Двигателем общественной деятельности выступает политическое сознание, которая
формируется при помощи институтов политической системы, политических и правовых
норм, традиций, политической культуры. Конечно же, факторами политической
деятельности, определенной ее цели, содержания и размаха, выступают
политические и правовые нормы.
Взаимоотношения
бюрократии и власти
Парадокс бюрократии как социального явления заключается в том, что
бюрократы сами собой – это не больше, чем служащие, которые не имеют никакой
особенной социальной, а тем более экономической власти.
Корни властвования бюрократии скрываются в отношении отчуждения, то есть
в такой социальной обстановке, когда общественные отношения становятся
вражескими для человека. Впоследствии отчуждения от естественного состояния общества,
по которому главное это отношения между людьми и
созданными ими вещами, возникает другой
искусственный, который стоит над обществом, мир.
В бюрократизме существуют свои писанные и неписанные законы, которые
ставят каждого на свое место, в свое социальное «гнездо», создают у населения
общества чувство всевластности бюрократов и безысходности, неизбежности. И даже
самый полномочный член бюрократической машины, который осмелился в чем-то не
подчиниться ее писаным и неписаным законам, поглощается монстром – бюрократизмом.
Одной из многочисленных причин такого подхода к проблеме бюрократии это
стремление новых элементов возрожденной бюрократической системы закрепится
окончательно на волне критики предшественников и подготовили общественное
мнение к уважительному восприятию новых бюрократов, даже если их действия не
достаточно популярны в народе. Апологетика такого процесса в обществе является
ни чем иным, как осуществлением социального заказа будущих хозяев и их
слуг-бюрократов. Бюрократия, выступая в форме субъекта общественного
управления, постоянно расширяет границы и вместо исполнения функций
управления социально-экономическим развитием, узурпирует их. И чем настойчивее
необходимость такого управления, тем шире в обществе становится прослойка
бюрократии.
Функции бюрократии.
В демократичном обществе основные функции бюрократии сводятся к тому,
что, во-первых, бюрократическая система обеспечивает функционирование
политической системы, политических и социальных институтов. Во-вторых,
бюрократическая система способствует изготовлению соответствующих интересов
народа, демократических концепций и механизмов их реализации практически.
В-третьих, осуществление контрольных функций за деятельностью отдельных
элементов бюрократической системы с целью отведения их возможного отхода от
демократических принципов политического и общественного управления, закрытости
и недоступности для какого-либо гражданина общества. В-четвертых, руководство
деятельностью специальных институтов по изучению политических процессов,
которые происходят в обществе, обобщения опыта и выработки рекомендаций
углубления демократизации политической жизни.
Роль бюрократии в реализации демократии.
Проблема
соотношения демократического государства и бюрократии одна из центральных в
мировой политической мысли. Остро стоит проблема бюрократии и демократии в
работах социологов и политологов Украины. Это обусловлено сложностью процессов,
которые происходят в общественно-политической жизни Украины и закономерным
ожиданием масс приобрести, наконец, такой демократический порядок, который стал
бы надежным препятствием бюрократизму. Рассматривая проблемы соотношения
бюрократии и демократии, политологи Йельского университета в США выходят из
посланий, что, во-первых, государство – главный институт политической системы.
Ее отличительная черта – суверенность, которая отображается в праве официально
представлять все общество, издавать законы и другие нормативные акты,
обязанности к исполнению всеми членами общества, осуществлять правосудие.
Во-вторых, государственная власть имеет в распоряжении профессиональный аппарат
управления, а также специальные военные отряды людей – армию, полицию.
Естественно, государство выступает как сила, которая способна осуществлять
насилие в отношении к какому-либо члену общества. В-третьих, в теоретических
источниках все чаще отождествляются понятия демократии как тип государства и
правового государства. Народ особенно привлекает: верховенство права в обществе
во всех сферах; полная независимость трех ветвей власти – законодательной,
исполнительной и судебной; политический плюрализм; равенство и свобода
личности; народовластие; высокая политическая культура масс и аппарата
правления; объективное и полное информирование граждан обо всем, что происходит
в стране и за ее пределами и т.д.
Заключение
Политическая деятельность приводит в действие рычаги, которые
определяют прогресс каждой сферы и успех всех видов жизнедеятельности общества.
Вот почему какая-либо деятельность, а тем более политическая, должна быть
целеустремленной. Цель, ближайшая, и дальняя, всегда требует серьезных усилий
политических партий, государства, определения их приоритетов для эффективной
реализации её. Жизнь показывает, что игнорирование определения цели и способов
ее реализации вызывает критические явления, инертность и пассивность людей в
политической жизни.
Для большинства граждан какого-либо государства политика – это то,
что осуществляют поставленные к ним администраторы, которые представляют
управление. Ни более, ни менее, чтобы там не было записано в законах.
1. Политология
// Под ред. Проф. Кремень В.Г.,проф. Горлача М.И.- Харьков: Печатный центр
«Единорог»,2002.