Готика
Московский
Экстерный Гуманитарный Университет
Академия
Культуры и Искусств
Факультет
Культуры и Искусств
Готика
Авторизованный
реферат по Социальному менеджменту
Студентки 3 курса
Моисеевой
Ольги Борисовны
КС01- 5
Москва
2003
Оглавление
Введение 3
Архитектура 4
Готический собор 4
Франция 5
Германия 7
Англия 8
Испания 8
Италия 9
Скульптура 9
Живопись 10
Витраж 10
Лиможская
эмаль 11
Заключение 12
Литература
Введение
Готика (от итал. gotico, буквально — готский, от названия германского
племени готов), готический стиль, художественный стиль, явившийся
заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной,
Центральной и частично Восточной Европы (между серединой12 и 15—16 вв.). Термин
«Готика»
был введён итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное
обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начала
19 в., когда для искусства 10—12 вв. был принят термин «романский стиль», были
ограничены хронологические рамки готики, в которой, в свою очередь, были выделены ранняя, зрелая (высокая)
и поздняя фазы.
В идеологии и культуре времени готика сохранялись
феодально-церковные основы. Готика развивалась, как и романский стиль, в
областях, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой. Готическое
искусство оставалось по преимуществу культовым по назначению и религиозным по
тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.
Отсюда символико-аллегорический способ мышления в готике и черты
условности в её художественном языке. От романского стиля готика унаследовала и
безраздельное главенство архитектуры в системе искусств, и традиционные типы
культовых зданий. Ведущим типом в эпоху готики стал собор как высший образец синтеза
архитектуры, скульптуры и живописи, представленной в готике преимущественно
витражами. Огромное, несоизмеримое с человеком пространство собора, устремление
к небу его башен и сводов, подчинение статуй динамическим архитектурным ритмам,
ирреальное свечение витражей оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на
верующих.
Вместе с тем развитие искусства готики отразило
кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования
централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил
— городских, торговых и ремесленно-цеховых, а также придворно-рыцарских слоев.
В период готики, с его более высоким уровнем развития общественного сознания,
ремесла и техники, ослабевали устои средневекового религиозно-догматического
мировоззрения, расширялись возможности познания, эстетического освоения
реального мира, особенно в области человеческих отношений, духовных устремлений
и лирических эмоций: сложились новые архитектурные типы и тектонические
системы.
Между романским и готическим стилем трудно провести
четкую хронологическую границу, 12 в.— время расцвета романского стиля, вместе
с тем появляются новые формы, положившие начало готике (ранняя готика). Готический
стиль в Западной Европе достиг вершин (высокая готика) в 13 в. Угасание стиля
приходится на 14 и 15 вв. (пламенеющая готика).
В разных странах готический стиль имеет своеобразные
черты. Однако это не отрицает его общности и внутреннего единства. Во Франции
— на родине готики — произведения этого стиля характеризуются ясностью
пропорций, чувством меры, четкостью, изяществом форм. В Англии они отличаются
тяжеловесностью, перегруженностью композиционных линий, сложностью и богатством
архитектурного декора. В Германии готика получила более отвлеченный,
мистический, по страстный по выражению характер. В Испании готические формы
обогатились элементами мусульманского искусства, привнесенного арабами. В
Италию, где расцвет городов к концу 13 в. создал благоприятную почву для
возникновения культуры проторенессанса, проникли лишь отдельные, преимущественно
декоративные элементы готики, не противоречащие принципам романской архитектуры.
Архитектура
Начали интенсивно развиваться градостроительство и
гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торговые ряды,
склады, городские башни-«бефруа» и т. д.). Складывались городские архитектурные
ансамбли, в которые включались культовые и светские здания, укрепления, мосты,
колодцы. Главная городская площадь обстраивалась домами с аркадами, торговыми и
складскими помещениями в нижних этажах. Обычно от площади расходились
радиальные улицы; узкие фасады 2—5-этажных жилых домов с высокими фронтонами
выстраивались вдоль улиц и набережных. Совершенствовалось фортификационное
строительство: города окружались мощными стенами, проездные башни богато
украшались; замки королей и феодалов постепенно теряли неприступный облик,
превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений.
В центре города, господствуя над его застройкой, находился собор или замок.
Строительство осуществлялось теперь не только церковью, монастырями и частными
лицами, но и общиной (организованными в цехи профессионалами ремесленниками и
архитекторами). Между строительными артелями, странствовавшими из города в
город, существовали связи, обмен опытом, знаниями. Самые значительные
сооружения, и прежде всего соборы, возводились на средства горожан. Часто над
созданием одного памятника трудились многие поколения. Грандиозные готические
соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля. Они были
вместительны, высоки, нарядны, зрелищно декорированы. Их формы поражали
динамичностью, легкостью и живописностью. Стройный силуэт собора с острыми
шпилями и башнями определял характер городского пейзажа. Вслед за собором
устремлялись вверх жилые постройки, в них увеличивалось количество этажей, вытягивались
вверх двускатные щипцовые (остроконечные) крыши. Замкнутый кольцом крепостных
стен, город развивался вверх. Предназначенный для многочисленной толпы мирян,
собор был главным общественным центром города. Помимо богослужений, здесь
устраивались городские собрания, протекали диспуты, читались университетские
лекции, разыгрывались духовные драмы — мистерии.
Готический собор
Готический собор, по сравнению с романским, — новая
ступень в развитии базиликального типа постройки, в которой все элементы стали
подчиняться единообразной системе. Главное отличие готического собора — устойчивая
каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные
стрельчатые своды, прорезанные сетью выступающих ребер-нервюр (выложенных из
камня), внутренние (колонны, столбы) и внешние (контрфорсы) опоры. Усилия
зодчих были направлены к тому, чтобы выделить и укрепить основной, несущий
скелет здания и до предела облегчить сводчатые перекрытия. С этой целью было
изменено распределение сил тяжести и распора сводов. Главный неф делился теперь
на ряд прямоугольных в плане отрезков. Каждый из них перекрывался перекрещивавшимися
стрельчатыми арками. Форма стрельчатой арки уменьшала распор свода. Облегчению
его веса способствовала сеть нервюр, расчленявшая свод на небольшие отрезки,
заполненные более тонкими, чем прежде, оболочками свода.
Снизу нагрузку нервюрного свода принимали мощные
столбы. На каждый столб приходилось несколько нервюр, сходящихся в пучок; их тяжесть
принимали на себя служебные колонки, окружающие столб. Большая часть бокового
распора и часть его вертикального давления переносились на вынесенные наружу
контрфорсы — столбы-пилоны с помощью аркбутанов (открытых опорных полуарок).
Аркбутаны перебрасывались через крыши боковых нефов к основанию сводов
центрального нефа.
Все это дало возможность перекрывать широкие пролеты
и различные по форме отрезки пространства, а также поднять свод на головокружительную
высоту. Храм наполнился светом. Стена, освобожденная от опорных функций,
прорезывалась большими стрельчатыми окнами, нишами, галереями, порталами,
облегчавшими ее массу и связывавшими интерьер храма с окружающим пространством.
Характерная особенность готической архитектуры — арка
стрельчатой формы, определяющая во многом внутренний и внешний облик
готических зданий. Многократно повторяясь в рисунке свода, окон, порталов,
галерей, она своими динамичными очертаниями усиливает легкость и энергию
архитектурных форм. Сильное впечатление производит готический собор внутри. Его
интерьер — просторный, светлый, рассчитанный на многолюдную толпу, — сразу
раскрывается перед зрителем и захватывает стремительным движением на восток,
так как главный вход находится теперь на западной короткой стороне. Границы
между трансептом и продольным пространством нефов почти стираются. Капеллы
сливаются, образуя сплошной венок. Они отделяются от храма колоннадой, в которой
как бы растворяются стены. Обширное пространство храма становится слитым и легко
обозримым, динамичным, рождающим бесконечную смену зрительных впечатлений.
Значительно изменился и внешний вид собора, ибо
внутренняя структура здания проецируется на внешнюю. Внутренние членения продольной
части здания угадываются в его фасаде. Образ храма утратил суровую замкнутость,
и храм как бы обращен к площади. В нем возросла роль главного западного фасада
с монументальными, богато украшенными порталами, которые прежде размещались
на боковых стенах. Высокие, легкие башни, многочисленные вертикальные тяги и
шпили, стрельчатые формы окон и порталов с вимпергами (остроконечными
завершениями над окнами и порталами) рождали впечатление неудержимого движения
вверх и преображали собор, по словам Родена, в «симфонию света и тени».
Сложная система скульптурного декора превращала каменную стену в подобие
легкого кружева, контуры становились воздушными, точно растворяющимися в
окружающей среде. Цветные окна, занимающие верхнюю часть стены, сквозные
галереи способствуют тому, что здание как бы утрачивает материальность, однако
это не лишает его впечатления монументальности — детали подчинены четкой
логической и строгой конструкции.
Франция
Классическое выражение готический стиль получил во
Франции — родине готических соборов. В 12—14 вв. происходит объединение
французских земель, формируется государство, закладывается основа национальной
культуры. Первые памятники французской готики возникли в провинции Иль-де-Франс
(церковь Сен-Дени аббата Сугерия), центре королевских владений. В этих храмах
сохранились некоторые черты романской архитектуры: массивность гладких стен,
скульптурная лепка объемов, грузность башен фасада, четкость композиций,
спокойные горизонтальные членения на четыре яруса, монументальная простота массивных
форм, скупость декора.
Величайшее сооружение ранней готики — собор Парижской
богоматери (Нотр-Дам де Пари, заложен в 1163 г.; достраивался до середины 13
в.; венец капелл — в начале 14 в., ил. 81, 82), отличающийся, несмотря на
многочисленные достройки, целостностью внешнего вида. Он выстроен в центре
древней части Парижа, на острове Сите, образованном течением Сены.
Скульптурный декор собора сохранился лишь на тимпанах,
на вогнутых поверхностях портала, в цокольном ярусе.
В начале второй половины XII века
изменилось отношение к контрфорсам. Контрфорсы, ранее спрятанные под крышей
кафедры и трифория, стали оставляться открытыми. Поднимающиеся над крышей
аркбутаны стали характерной чертой больших французских церквей. До того времени
высота любой церкви определялась количеством и размером горизонтальных
ярусов, содержавших в себе контрфорсы свода. Теперь же контрфорсы были
отделены от внутренней вертикальной конструкции — и можно было переосмыслить
решение интерьера.
Самым важным изменением оказалось увеличение верхнего,
оконного, яруса — теперь окна можно было продлить вниз, в зону, которую ранее
занимали кафедра и галереи трифория. Галерея кафедры почти сразу же исчезла из
основной французской архитектуры, и пространство, которое она занимала, разделили
между главной аркадой и верхним ярусом, обособленным теперь с помощью узкой
галереи трифория. Важную роль в развитии этой схемы сыграл Шартрский собор
(перестройка началась в 1134).
Период зрелой готики отмечен дальнейшим
совершенствованием каркасной конструкции, нарастанием вертикализма линий
и динамичной устремленности ввысь. Обилие скульптуры и витражей
усугубляет изобразительно-зрелищный характер соборов. Реймский собор
(заложен в 1211 г.; закончен в 15 в.) - место коронования французских
королей – воплотил национальный творческий гений Франции.
Гигантский храм стопятидесятиметровой длины с высокими восьмидесятиметровыми
башнями — одно из самых цельных созданий готики, замечательное воплощение
синтеза архитектуры и скульптуры.
По сравнению с собором Парижской богоматери все формы
западного фасада Реймского собора стройнее; пропорции фиалов, порталов
удлинены, стрельчатые арки заострены. Неудержимый поток линий и масс, устремленных
вверх, лишь слегка задерживается горизонтальными членениями. Основная тема
выражена в энергии нарастающего ввысь движения гигантских стрельчатых порталов
и примыкающих к ним контрфорсов. Порталы перекрыты пятью остроконечными
вимпергами, украшенными резьбой. Средний портал выше и шире, острие его
вимперга, нарушая горизонталь карниза, направляет взор ввысь. Бесчисленные
детали конструкции, движение вертикальных тяг, аркбутанов, пинаклей (островерхие
башенки), стрельчатых арок, колонок, контрфорсов, шпилей повторяют в следующих
ярусах в разных вариациях и ритмах основную тему, как бы уподобляясь
многоголосому хору. Движение замедляется, успокаивается в центре второго этажа
огромной розой и стремительно нарастает в боковых частях в фиалах, острых
стрельчатых арках галерей, завершаясь мощным взлетом башен. Переходы между
отдельными формами, ярусами смягчаются игрой живописной светотени, не
снимающей, однако, строгости архитектонического решения. Многочисленные
скульптуры собора как бы перекликаются с шумной городской толпой, заполняющей в
праздник площадь. Фигуры святых то выступают "стройными рядами, образуя
фризы, то собираются в группы, то стоят в одиночку на фоне порталов или в
нишах, как бы встречая посетителей. Статуи сплетаются в орнаментальные ряды,
подчиняются основным архитектурным линиям. Архитектурно-скульптурные декорации
собора пронизаны единым ритмом и воспринимаются как завершенное целое, как
выражение высшего порядка, как некий идеальный, поражающий многосложностью
мир.
В Амьенском соборе наиболее полно выразился расцвет
готической архитектуры Франции. В то время как Реймский собор впечатляет
внешним обликом, в котором ведущее значение приобрела скульптура, Амьенский собор
восхищает своим интерьером — легким, огромным, свободным внутренним
пространством. Освещенный витражами, он был теплым и лучезарным. Центральный
неф собора отличается большой высотой (40 м) и протяженностью (145 м). Нефы,
широкий трансепт, хор и капеллы стали менее самостоятельными частями, сливаясь
с широким пространством всего интерьера. Фасад отличается чрезвычайно богатым
убранством и полным слиянием архитектуры и пластики. В Амьенском храме, однако,
нет полной гармонии между его внутренним и внешним обликом. Чеканная богатая
отделка фасада с тремя углубленными порталами воспринимается лишь как оболочка
огромного внутреннего пространства, окаймленного витражами, опоясывающими стены
скульптурными лиственными гирляндами.
В Амьенском соборе появляются и черты готики типа,
переходного к ее позднему этапу — пламенеющей готике. Классическое равновесие
пропорций нарушается, утрачивается соразмерность частей.
С 14 в. всё большее значение приобретали городские и
монастырские церкви зального типа – с равной высотой нефов, замковые и
дворцовые капеллы. Все они невелики, просты в плане, но по их сводам -
«сетчатым», «сотовым», «звездчатым» - стелются сложные, иногда криволинейные
узоры нервюр. Характерен для поздней («пламенеющей») готики и прихотливый,
напоминающий языки пламени узор оконных переплётов (церковь Сен-Маклу в Руане,
1434—70).
Германия
В Германии расцвет готики наступил в середине 13 в.
(западный хор собора в Наумбурге, после 1249). Здесь рано появились зальные
церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235—83). На юго-западе Германии сложился тип
однобашенного собора (Фрейбургим-Брейсгау, около 1200 — конец 15 в.; Ульм,
1377— 1529, высота оконченной в 19 в. башни 162 м). На севере строились
кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275—1334; Мариенкирхе в Любеке, около
1270—1350), в которых упрощение планов, объемов и конструкции сочеталось часто
с узорной кладкой, применением глазурованного и фигурного кирпича (Мариенкирхе
в Пренцлау, 1326—40). Многообразны по типам, композиции и декору каменные, кирпичные
и фахверковые светские постройки — городские ворота, ратуши, цеховые и
складские здания, госпитали, танцевальные залы — с арочными галереями,
башенками, эркерами. Впечатляющая конкретность образов и мощная пластическая
экспрессия отличают скульптуру соборов (Бамберг, Магдебург, Наумбург — 13 в.),
располагавшуюся, как правило, в интерьерах. Виртуозной изобретательностью
отмечены декоративные изделия (эмали Рейнской области, реликварии, кубки,
ковры, мебель).
Поздняя немецкая готика (конец 14 — начало 16 вв.)
породила блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце,
1499—1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Мейсене, 1471—1485) со сложными
сводами; расцвели алтарные скульптура и живопись.
Англия
В Англии предпосылки для готики возникли раньше, чем
на континенте (первые в Европе готические своды — в соборе в Дареме, около
1130—33), но развитие её, прерывавшееся внутренними историческими потрясениями,
было замедленным и длительным. Во-первых, английские готические постройки
были сравнительно низкими. Центральный неф собора в Солсбери имеет всего 25,6 м
в высоту, тогда как высота центрального нефа собора в Амьене - 43,5 м!
Во-вторых, английские зодчие до последнего сохраняли нормандскую mur epais,
толстую стену. Это означало, что они возводили исключительно мощные стены,
которые можно было расчленять на слои и пронизывать галереями и коридорами. По
этим двум причинам и появлялась возможность строить каменные своды центрального
нефа с низкими аркбутанами или вовсе без аркбутанов и контрфорсов. Этот метод
представлял собой полную противоположность гораздо более смелому с технической
точки зрения французскому готическому стилю с его постройками
головокружительной высоты и каркасной структурой стен. Английская архитектура
проигрывала в высоте, она с успехом наверстывала в протяженности, а также в
изысканности декора. Старый собор Святого Павла в Лондоне, например, достигал в
длину 179 м. Длина же собора в Реймсе составляла всего 139 м. Кроме того,
английская готическая архитектура отличается гораздо большим богатством
декоративных форм и большей утонченностью в подходе к деталям и материалам, чем
французская. Судя по всему, английские заказчики стремились к тому, чтобы в
здании было как можно больше пролетов и чтобы декор его был как можно более
грандиозным и пышным.
Английские соборы, большей частью монастырские, обычно
представляют собой невысокий вытянутый в длину объём с прямоугольным
завершением хора и башней над средокрестием. Упрощённость и геометричность
объёмов как бы возмещаются сложностью узора на фасаде и сводах. По формам декора
различаются стили: ранний - «ланцетовидный» - собор в Солсбери, 1220—1266. «Украшенный»
- близкий к «пламенеющей» готике - собор в Эксетере, между 1275—1375. И
«перпендикулярный», не имеющий аналогий в других странах и отличающийся дробным
ритмом непрерывающихся вертикалей на стенах и окнах и чисто декоративным
прихотливым плетением нервюр на сводах, где перемычками между главными
нервюрами служат короткие вспомогательные, и резных потолках - хор собора в
Глостере, 1329—77; капелла Кингс-колледжа в Кембридже, 1446—1515.
В процессе развития готической архитектуры в Англии
можно выделить три основных периода, не полностью совпадающие с периодами
ранней, классической и поздней готики континентальной Европы. Термины для
обозначения этапов развития английской готики, которые ввел в 1817 году Томас
Рикман в своем труде “Попытка стилистической классификации английской
архитектуры”, не утратили своей ценности и до наших дней. Каждый из этих трех
периодов начинался с заимствования какой-либо из характерных черт французской
готики, которая затем трансформировалась в соответствии с местными
архитектурными традициями. Первый период - ранняя готика -
датируется приблизительно 1170 - 1240 годами. На этом раннем этапе был создан
хор собора в Кентербери, строительство которого началось под руководством
французского архитектора из Санса, использовавшего здесь элементы архитектуры
собора в Сансе, церкви Сен-Дени и других образцов французской готики. Второй
период, приблизительно с 1240 по 1330 год, называют “украшенной” готикой. Он
начался с реставрации Вестминстерского аббатства, участники которой
ориентировались в основном на собор в Реймсе. “Украшенный”
стиль, как следует из его названия, ориентировался главным образом на инновации
в области декора всевозможных архитектурных элементов. При этом параллельно
развивались две разновидности “украшенного” стиля, различавшиеся по формам
ажурной каменной работы. Геометрический стиль, основанный на вестминстерской
традиции, следовал образцам геометрического орнамента, характерного для
французского “лучистого” стиля. А приверженцы “криволинейного” стиля
(называемого также “текучей” ажурной работой) исследовали на основе новой
килевидной (двухскатной стрельчатой) арки декоративные возможности плавных,
скругленных, текучих линий орнамента. Наконец, период “перпендикулярной”
готики, последний и самый продолжительный из всех, относится приблизительно к
1330 - 1530 годам. Несмотря на то что в конечном счете “перпендикулярная”
готика восходит к французскому “лучистому” стилю, она представляла собой вполне
самостоятельный английский стиль, меньше других испытавший влияние французской
готики.
Расточительное изобилие форм и деталей, отличавшее
“украшенный” стиль, в конце концов породило противоположную тенденцию. Реакция
эта началась на западе Англии, при реконструкции монастырской церкви аббатства
в Глостере в 30-е годы 14 века, т. е. в период, когда еще не завершилось
строительство некоторых выдающихся образцов “украшенного” стиля. Зародился
новый стиль, основанный на прямоугольных пересечениях горизонтальных и
вертикальных линий, - “перпендикулярный” стиль. Основной мотив декора -
“панель”, узкий, вытянутый прямоугольник ажурного кружева, увенчанный маленькой
аркой с остроконечным навершием. Такие панели покрывают все стены, арочные
проемы и окна в Глостере, образуя геометрически правильную решетку. Подобная
упорядоченность резко противостоит той буйной игре воображения, которая
отличала “украшенную” готику. Внутри этой “сетки” отдельные структурные
компоненты формируют четкую и стройную систему; выделенные вертикальные
элементы делят стены на единообразные пролеты. На первый взгляд такое
стереотипное повторение прямоугольных панелей было довольно рискованным, так как
могло привести к утомительной монотонности; однако зодчие, работавшие в новом
стиле, оказались не менее искусны в структурировании пространства, чем их
предшественники. Ведь именно благодаря этим панелям появилась возможность
доводить окна, поверхность которых состояла исключительно из стекла, до столь
гигантских размеров, как в Глостере. Так сбылась старинная мечта основателей
готического стиля: создать интерьер, полностью залитый ярким солнечным светом.
Часовня Королевского колледжа представляет собой часть
университетского колледжа, основанного Генрихом 6 в Кембридже в 1441 году.
После смерти короля в 1471 году работы продвигались медленно. И лишь после того
как в 1508 году Генрих 7 вновь обратил внимание на этот проект и выделил в
завещании средства на строительные работы, в 1515 году часовня наконец была
завершена.
Эта часовня – поистине идеальное воплощение
“перпендикулярного” стиля. Стены здесь практически исчезли, трансформировавшись
в стеклянные поверхности. Только в нижней части сохранилась сплошная стена, но
и она покрыта ажурной решеткой. Узкие секции нижней части стены задают общую
вертикальную устремленность интерьера, увлекая взор посетителя вверх, к самым
сводам. Своды этой часовни, сооруженной на последнем этапе строительства
колледжа, в начале 16 века, по праву считаются вершиной развития средневековой
системы перекрытий. Здесь на огромном пространстве протяженностью в 12,66 м
использована встречающаяся только в Англии уникальная техника перекрытия –
веерный свод. Эта форма свода была разработана и воплощена уже около 1360 –
1370 годов в клуатре собора Глостера, но ранее ее использовали лишь в небольших
по размерам строениях. Веер формировался благодаря тому, что тьерсеронный свод
с его пальмообразным узором нервюр объединялся с панелями, типичными для
“перпендикулярного” стиля. В базовом виде веерные своды представляют собой ряды
усеченных конусов, расположенных вверх основаниями; эти воронкообразные
поверхности соприкасаются между собой на продольном ребре сводов и опираются на
поперечные арки. Конусы отделаны ажурными панелями, которые становятся все
более узкими по мере удаления от вершины свода. Вертикальные линии таких сводов
напоминают лучи “окна-розы”. В результате образуется весьма сложная, но тем не
менее четко структурированная форма. Ажурные украшения и панели, прежде
охватывавшие только стены и окна, теперь распространились и на свод. В часовне
Королевского колледжа мастера поздней английской готики создали абсолютно
единообразное архитектурное пространство, не имеющее себе равных во всей
Европе.
С готикой связан расцвет английской книжной миниатюры,
резьбы по алебастру и дереву и вышивки.
Испания
В Испании городские соборы (Леон, 1205—88; Севилья,
1402—1506) велики по размерам, имеют пышно украшенные фасады и небольшие окна;
интерьер разделён надвое заалтарным образом (ретабло) со
скульптурой и живописью. Влияние мавританского искусства сказалось особенно
сильно в готике Каталонии и юга страны. В Каталонии позднеготические однонефные
залы перекрывались сводами большого пролёта, опирающимися на укрепленные
контрфорсами стены (собор в Жероне, 1325—1607, ширина нефа 24 м).
Крупные сводчатые залы создавались и в светских зданиях (биржа в Пальме на
Мальорке, 1426—51). В 16 в. готические конструкции были перенесены в испанской
колонии в Америке.
Италия
Своеобразна готика в Италии, где в 13—14 вв.
готические элементы включались в храмы, сохранявшие общий романский тип (собор
в Орвието, 1290—1569); даже храмам с готическими сводами (Санта-Мария Новелла
во Флоренции, около 1278 — около 1360) присущи статичность масс, ясная
обозримость обширного пространства. В богатых итальянских городах велось
интенсивное строительство гражданских зданий — ратуш (Палаццо Публико в Сиене,
1297—1310) и дворцов (Дворец дожей, в основном 14—16 вв., и Ка
д'Оро, 1422—40, в Венеции), где были оригинально переработаны черты готического
стиля. Особенно богата памятниками светской архитектуры Италия. Своеобразный
облик центральной площади Святого Марка в Венеции во многом определяет
архитектура обширного по размерам дворца Дожей (правителей республики; 14—15
вв.), поражающего великолепием. Это яркий образец венецианской готики,
воспринявшей не конструктивные принципы, а декоративность этого стиля. Фасад
его необычен по композиции: нижний ярус дворца опоясывает беломраморная
колоннада с переплетающимися стрельчатыми арками. Огромное монументальное
здание точно вдавливает приземистые колонны в землю. Сплошная открытая лоджия
с килевидными арками, с тонкими, часто расположенными колоннами образует
второй этаж, отличающийся изяществом и легкостью. Над мраморным кружевом резьбы
возвышается мерцающая и вибрирующая на солнце розовая стена третьего этажа с
редко расположенными окнами. Вся плоскость этой части стены покрыта
геометрическим белым орнаментом. Розово-жемчужный издали, дворец вблизи
восхищает звучностью декоративного решения, облегчающего формы. Архитектура
Венеции сочетает строгую пышность Византии с восточной и готической
декоративностью, со светской жизнерадостностью.
Скульптура
С готическим зодчеством неразрывно связано развитие
пластики. Ей принадлежало первое место в изобразительном искусстве этого
времени. Она усиливала эмоциональность и зрелищность готической архитектуры.
Особенно богато украшался готический собор. Главное место в его внешнем и
внутреннем декоративном убранстве принадлежало статуе и рельефу.
Композиционный и идейный замысел скульптурного декора был подчинен разработанной
теологами программе. В храме, олицетворяющем, как и прежде, образ вселенной,
теперь наиболее развернуто в зримых чувственных формах представлялась религиозная
история человечества с ее возвышенными и низменными сторонами, с ее жизненной
многосложностью. Тысячи статуй и рельефов выполнялись в мастерских при
соборах. В их создании часто принимали участие многие поколения художников и
подмастерьев. Средоточием скульптурных композиций стали порталы, где большие по
размеру статуи апостолов, пророков, святых располагались вереницами, как бы
встречая посетителей. Тимпаны, арки порталов, промежутки между ними, галереи
верхних ярусов, ниши башенок, вимперги украшались горельефами, декоративными
рельефами и статуями. Множество мелких фигур и отдельных сцен размещалось в
трансептах, на консолях, цоколях, постаментах, контрфорсах, крышах. Капители и
карнизы заполнялись изображениями птиц, листьев, цветов, разнообразных
плодов, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам точно пробегали
каменные полураспустившиеся листочки (краббы), шпили увенчивались цветком
(крестоцвет). Все эти орнаментальные мотивы как бы вдыхали чувство жизни
природы в архитектурные формы. Подобное изобилие растительной орнаментики не
встречается в других архитектурных стилях.
Готическая скульптура — органическая часть архитектуры
собора. Она включается в архитектурную конструкцию, входит в состав функциональных
элементов постройки. Статуи сохраняют теснейшую связь со стеной, с опорой.
Фигуры удлиненных пропорций как бы вторят вертикальным членениям архитектуры,
подчиняясь динамическому ритму целого, образуя единый архитектурно-скульптурный
ансамбль. Статуи часто отделялись от стены, помещались в нишах на отдельных
постаментах.
Расцвет скульптуры начался на рубеже 12— 13 вв. во
Франции, когда процесс национального пробуждения был на подъеме. Простота и
изящество четких форм, плавность и чистота контуров, ясность пропорций,
сдержанные жесты служили во французской скульптуре выражением нравственной
силы, духовного совершенства.
Высшие достижения готической скульптуры связаны со
строительством Шартрского, Реймского и Амьенского соборов, насчитывающих до
двух тысяч скульптурных произведений, которые отличаются высоким эстетическим
пафосом. Здесь вырабатывались классические приемы скульптурного декора и
разрабатывался синтез всех искусств под эгидой архитектуры.
Огромную эмоциональную выразительность статуям
придавали драпировки одежд, подчеркивающие пластичность и гибкость человеческого
тела, его жизнь в пространственной среде. В Шатрском соборе скульптуры имеют
очень характерные складки одеяний. Они вытянуты длинными тонкими параллелями,
иногда расширяющимися по нижнему краю в скошенные складки. Повторение линий
создает впечатление единства и устойчивости, соответствующей серьезной
строгости замысла. Это так называемый прием «мокрых складок». В XIII веке изображение драпировок изменилось. Тонкость и удлиненность, характерные
для прошлого века, ушли. На их место пришли острые складки, подчеркивающие
пустоту пространства между ними. На протяжении времени стиль фигур и драпировок
меняется. В амьенском соборе в фигурах появляется грациозность, живость и
движение. В Германии скульптура была менее развита. Более тяжеловесная в своих
формах, чем французская, она захватывает силой драматических образов. Немецкой
готической скульптуре было присуще сильное преувеличение эмоций с целью
потрясти зрителя и заставить его сопереживать.
Живопись
Витраж
Важную роль в декоративном оформлении интерьера
готического собора играло его светоцветовое решение. Обилие позолоты во
внутреннем и наружном убранстве собора, окно-роза, ажурность стен,
светоносность интерьера, кристаллическая расчлененность пространства лишали
материю непроницаемости и тяжеловесности и как бы одухотворяли ее. Этому
способствовали и витражи, заполнявшие огромные поверхности окон, их композиции
воспроизводили апокрифические сказания, исторические события, религиозные и
литературные сюжеты, а также изображения сцен из жизни и труда ремесленных
корпораций, крестьян, представляя своеобразную энциклопедию средневекового
уклада жизни. Каждое окно сверху донизу заполнено фигурными композициями,
заключенными в медальоны. Техника витража, позволявшая сочетать цветовое и световое
начала живописи, сообщала этим композициям повышенную эмоциональность. Огненные,
цвета граната, густо-алые, красные, желтые, зеленые, ультрамариновые, голубые
и темно-синие стекла, вырезанные соответственно контуру рисунка, пропуская
наружный свет, горели как драгоценные самоцветы, преображая весь интерьер
храма, настраивая человека на возвышенный лад.
В середине 13 в. в красочную гамму вводили сложные
цвета, которые образовались путем дублирования стекол (Сент-Шапель, 1250).
Контуры рисунка по стеклу наносились коричневой эмалевой краской, формы имели
плоскостной характер.
Миниатюра
В готическую эпоху (13—14 вв.) высокого расцвета
достигло искусство миниатюры, искусство средневековой книги. Их развитие было
вызвано усилением светских тенденций в культуре. Даже в иллюстрации с
многофигурными композициями религиозного содержания включались тонко
наблюденные реалистические детали: орнаменты из растительных мотивов,
изображение птиц, бабочек, зверей, бытовых сценок, поэтическое очарование
которых передавал французский миниатюрист Жан Пюссель. Он ввел в миниатюру
гризайль – живопись, выполненная одной серой краской. Ведущее место в развитии
французской миниатюры 13—14 вв. принадлежало парижской школе. В Псалтыре св.
Людовика (1270, Париж, Лувр) многофигурные композиции обрамлены одним мотивом
готической архитектуры, что придает стройность повествованию. Фигуры рыцарей и
дам исполнены грации — их формы нанесены струящимися линиями, создающими иллюзию
движения. Декоративная архитектура рисунка, густота и сочность красок
превращают миниатюры в украшение страницы.
В английских Псалтырях существовали большие
иллюстрации в начале книги, а для украшения текста ограничивались маленькими
сценками, вставленными внутрь заглавных букв. Отличительным признаком школы
Восточной Англии был экстравагантный узор бордюра. Миниатюры, изображения
животных и листьев были помещены внутри бордюра правильной четырех угольной
формы.
Беспокойный угловатый ритм, заостренные формы,
тонкость извилистых линий, филигранность ажурного узора отличают стиль готической
книги. В 14—15 вв. иллюстрировали и светские рукописи — научные трактаты, часословы,
хроники, сборники любовных песен. В произведениях куртуазной литературы в миниатюре
получил воплощение идеал рыцарской любви, воспроизводились сцены окружающей
жизни (Рукопись Манес, ок. 1320 г.). Усилилась повествовательность. В «Больших
французских хрониках» (конец 14 в.) художник стремился проникнуть в смысл
изображаемого события — это настоящие иллюстрации литературного произведения.
Вместе с тем книге придавалась декоративная нарядность с помощью причудливых
форм рамок и изысканных виньеток. Миниатюра внесла живую струю в средневековое
искусство, повлияв и на живопись.
Лиможская эмаль
В основу искусства т. н. старой школы Л. э.
(реликварии, многочастные складни, триптихи, пластинки-образа 2-й половины 15 —
1-й половины 16 вв.; виднейший мастер — Нардон Пенико) легли местный опыт
работы в техниках эмали — непрозрачной выемчатой (церковные медные предметы
12—14 вв.) и кроющей прозрачной (на гравированных изделиях 14—15 вв. из
драгоценных металлов), а также художественные принципы позднеготического витража
(графичный контур фигур, дополненный росписью). Вначале мастера Л. э.
вдохновлялись образами фламандской живописи, а с начала 16 в. — итальянской,
что определило эволюцию старой школы от готизирующих тенденций к ренессансным.
Но общей для произведений этой школы чертой остаётся празднично яркое сияние
росписи, усиленное введением в неё линий и пятен золота и т. н. кабошонов
(рельефные капли эмали на подкладке из золотой или серебряной фольги).
Около 1530 формируется т. н. новая школа лиможской
эмали. От старой её отличает светский характер изделий (шкатулки, сосуды для
украшения стола и открытых буфетов, декоративные доски для фасадов,
пластинки-портреты) и росписи. В эту эпоху господствует гризайль
(порожденная обращением к итальянской и французской гравюре), тонкую
графичность и монохромность которой оттеняет нередко цветной фон, большей
частью тёплого землистого тона.
Возникшая в эпоху готики смелая и сложная каркасная
конструкция собора позволила преодолеть инертность и массивность романских построек,
облегчить стены и своды, создать динамическое единство пространственных ячеек и
намного увеличить интерьер. Собор стал средоточием городской жизни, часто он
вмещал всё население города. Идейно-художественное содержание собора сложно,
многогранно и синтетично: он мыслился своего рода сводом знания, символом
Вселенной. Синтез искусств в готике несравненно богаче и сложнее, чем в
романском стиле, а система сюжетов намного шире, стройнее и логичнее; в ней
отразились все средневековые представления о мире. Основным видом
изобразительного искусства была скульптура. Впервые после античности статуи и
скульптурной группы (на фасадах соборов или на алтарных преградах) получили
богатое художественное содержание и развитые пластические формы; застылость и
замкнутость столпообразных романских статуй сменились подвижностью фигур, их
обращением друг к другу и к зрителю. Вновь возник (хотя и на
спиритуалистической основе) интерес к реальным природным формам, к физической
красоте и чувствам человека. По сравнению с античностью круг эмоциональных и
этических ценностей существенно видоизменился: в искусство вошли тема
материнства, тема нравственного страдания, мученичества, душевной стойкости
человека — жертвы насилия. Обращение к многообразию и противоречиям жизни, отражавшее
столкновение социальных сил средневекового общества, обусловило сложность,
конфликтность и драматизм искусства готики. Эпоха готики — время расцвета
книжной миниатюры и появления станковой живописи, время высокого подъёма
декоративных искусств, связанного с расцветом цехового ремесла: в резьбе по
камню, дереву и кости, в керамике и стеклоделии, в многообразных металлических
изделиях, украшавшихся камнями и эмалью, в тканях и шпалерах — всюду
изощрённость фантазии и щедрое богатство декора сочетаются с блестящим
мастерством и тщательностью отделки.
Литература
Бригитта Курманн-Шварц. Готические витражи.
Всеобщая история искусств – М., 1960;
История зарубежного искусства – М., 1980.
Мартиндейл Э. Готика – М., 2001.
Нессельштраус Ц. Г., Искусство Западной Европы
в средние века — М., 1964.
Уте Энгель. Готическая архитектура в Англии.
Эренфрид Клуккерт. Книжная миниатюра.