Характеристика основных теорий происхождения государства и права
академия
государственной службы и
управления
Кафедра истории и теории государства и права
Реферат
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Исполнитель:
Шошгнашгищшо-щль
Научный руководитель:
грзщолхздбхщшипе
Сыктывкар
2006
Содержание
Введение
1. Теории происхождения
государства и права не связанные с материалистическим пониманием истории
1.1 Теологическая теория
1.2 Патриархальная теория
1.3 Договорная и естественно-правовая
теории
2. Историческая школа права
2.1 Психологическая теория
3. Материалистические теории происхождения
государства и права
3.1 Органическая теория
3.2 Теория насилия
3.3 Историко-материалистическая
(марксистская) теория
3.4 Историко-материалистическая
(немарксистская) теория
3.5 Ирригационная теория
Заключение
Библиографический список
Введение
Теория государства и
права, как следует из ее предмета, - наука политическая.
Политика – это искусство управлять государством
и она по определению не может быть беспристрастной, так как
является сферой деятельности, связанной с отношениями
между классами, нациями и другими социальными группами, смыслом, которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Поэтому
неудивительно, что разными исследователями, казалось
бы, одни и те же признаваемые факты оцениваются и истолковываются
по-разному. Так в строго теоретическую проблему о
происхождении государства и права вносится чисто политический момент. Что создаёт еще одну сложность в изучении теории
государства и права, вытекающую из множественности точек
зрения различных авторов по вопросам происхождения государства и права. Ведь точек зрения и мнений может быть сколько
угодно, а истина только одна. Очевидно,
в данном случае нужны, не просто ссылки на различные точки зрения, а выделение тех из них, которые в силу своей верности и доказательности
полнее всего соответствуют истинному положению вещей.
Поэтому объектом
исследования в данной работе станут - основные теории происхождения
государства и права.
Предметом
исследования
– социально-правовые положения и политические особенности теорий
происхождения государства и права.
Цель работы – изучение мнений
сторонников тех или иных теорий происхождения государства и права, усвоение
характерных отличий и общностей теорий, взглядов, позиций.
Задачи: достижение понимания
исторической и практической мотивации авторов теорий государства и
права.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что изучение теорий
происхождения государства и права, их характерных особенностей не
завершёно и не исчерпано. Так как процесс исчезновения одних
государств и появления других продолжается и в наши дни, равно как
и смена политических режимов. Например, такие памятные события
как объединение Германии, развал СССР, Югославии, Чехословакии,
«революция роз» в Грузии, «оранжевая» революция на Украине и в
Киргизии, пока не получили каких-либо оценок, характеристик с точки
зрения происхождения государства и права, то есть дают новую
почву для размышлений.
1. Теории
происхождения государства и права, не связанные
с материалистическим пониманием истории
1.1 Теологическая
теория
Рассматриваемая теория не
является научной, поскольку заведомо опирается не на знания в их обычном
понимании, а на веру в бога. Её нельзя ни доказать,
ни опровергнуть без решения вопроса о существовании бога.
Первоначальные
религиозно-мифические представления о божественном происхождении
государства и права характеризуются крайне широким многообразием.
Это вполне объясняется особыми историческими условиями существования религий и
ранних государственных образований, как Древнего Востока,
так и Древнего Запада, Месопотамии или Африки. Только
впоследствии эти воззрения были переработаны на почве различных
течений христианства в относительно цельную теологическую доктрину,
выделились доктрины иудаизма, мусульманства (ислама), буддизма и других.
В теологической теории - учении богослова Фомы Аквинского (1225- 1274), которая в более позднее
время, именовалось как «томизм», процесс возникновения государства
и права рассматривался аналогично сотворению Богом мира. Религия, по учению Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства от Бога. В свою очередь государство обязано защищать религию. Освящение (монарх - помазанник божий) государственной власти божественным ореолом придавало такой власти и авторитет, и безусловную обязательность неограниченной власти монарха.
В древней Греции ученик Сократа (469-399 до н.э.), потомок знаменитого законодателя Солона, - Аристокл, под прозвищем
Платон (427-347 до н.э.), основал в пригороде Афин школу, где учил, что
источником происхождения государства и права является
божество. Ученик Платона и воспитатель Александра Македонского - Аристотель (384-322 до н.э.) – также является сторонником
божественного происхождения государства и права. Сократ, Платон и Аристотель выражали позицию, заключающуюся в том, что наряду с законами, порожденными людьми, существуют вечные, неписанные законы,
"вложенные в сердца людей самим божественным разумом". В основе этих законов лежит вечный, незыблемый божественный порядок, который господствует не только в человеческих ощущениях, но и "во всем строе
мироздания". Однако наряду с ним на возникновение и развитие государства и
права решающее влияние оказали жажда денег и власти, алчность, честолюбие,
высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты.
Своего рассвета теологическая
теория достигла в эпоху средневековья. На стадии перехода народов к
феодализму и в феодальный период на рубеже XII-XIII веков в Западной Европе
получила развитие теория «двух мечей». Основной смысл её
состоял в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти
над светской (государством) и доказать, что нет государства и права "не от бога".
1.2 Патриархальная
теория
Эта теория берет начало из недр теологии. Уже в античное
время Платоном и Аристотелем была выдвинута идея о том, что
человеческое обществе изначально было патриархальным. Более
определенно по этому поводу высказывался Аристотель. По
Аристотелю, государство является не только продуктом естественного развития, но
и высшей формой человеческого общения.
В XVII веке с тех же
позиций обосновывалось существование абсолютизма в Англии в
сочинениях английского социолога Р. Фильмера "Патриархия,
или защита естественного права королей" (1642), "Патриарх"
(1680). Так происхождение государства и теория "божественного права королей"
выводились из изначального патриархата.
Средневековые светские феодалы также
прибегали к патриархальной
теории
происхождения государства и права для обоснования неограниченной
власти монарха - отца своих подданных и всей нации.
Позднее эта теория получила свое отражение в
высказываниях одного из теоретиков народничества в России, социолога Н.К. Михайловского (1842-1904), а на
Западе - английского историка права Г.
Мэна и других.
Государственная
власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как
продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха - это патриархальная
власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием
абсолютной («отеческой») власти монарха. Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается.
Характерно, что не существует ни одного
исторически достоверного
свидетельства подобного способа возникновения государства и права. Напротив, считается
установленным, что патриархальная семья как исторически закономерное явление возникает в процессе
разложения первобытнообщинного строя, вместе
с государством.
1.3 Договорная и
естественно-правовая теории
Эта теория содержит
чрезвычайно много аспектов, противоречива и
непоследовательна на различных исторических этапах развития.
Она вобрала в себя разноречивые взгляды крупнейших мыслителей всех времен, стоящих порой на диаметрально противоположных политико-правовых и философских позициях. Ряд авторов выделяет
договорную - как теорию происхождения государства, а теорию естественного права рассматривает с позиций
происхождения права.
Рассматриваемая теория как
договорная, основанная на естественных правах человека,
базируется примерно на следующих общих положениях:
1) Возникновению
государства предшествует естественное состояние
людей.
2) Государство
возникло и основано на общественном договоре, уставших от борьбы с природой и друг с другом людей. Государство и право
представляются продуктом разума и воли (людей и Бога). Решив выйти из "естественного" (догосударственного)
состояния, люди объединились в государство
на определенных условиях, и они добровольно
передают государству часть своих
врожденных (естественных) прав и свобод. А государство обеспечивает охрану частной собственности и личной безопасности, заключивших договор.
3) В
результате создания государства
в обществе образуются две системы
права: естественного и
позитивного (или положительного). Первая – естественное право (на жизнь,
свободу, социальное равенство, собственность и другое), воплощающее в себе
безусловный разум и вечную справедливость, словом то, что присуще человеку
от рождения и заложено в самой его сущности. Вторая – позитивное
благоприобретенное право, исходит от государства (законы, одобряемые им
обычаи, прецеденты). Первичным является право естественное – вечное и
неизменное для всех времён и народов. Подчинёнными ему выступают нормы
(правила поведения), устанавливаемые и изменяемые (отменяемые) государством.
Позитивное право -
это существующее, действующее в данный момент право. Естественное право,
исходящее от «всеобщего разума», стало как пожелания и рекомендации
того, каким должно быть в идеале реальное, то есть положительное
право.
Вершины своего
развития договорная и
естественно-правовая теории достигают когда становятся теоретической
основой идеологии антифеодальных буржуазных революций XVII-XVIII веков. В это время и формируется школа
естественного права, оказавшая большое влияние на развитие буржуазного национального права и международного права: Г. Гроций и Б.
Спиноза в Голландии; Т. Гоббс и Д. Локк в Англии; во Франции - Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Дидро, Ш.
Монтескье; в России -
П.И. Пестель, а также А.Н.
Радищев (1749-1802). Последний полагал, что государство возникает как
следствие молчаливого
договора членов общества в целях совместной защиты от произвола сильных.
Считается, что первым
предпринял попытку приспособить теорию естественного права к
интересам буржуазии Г. Гроций (1583-1645). Теоретической основой и идеологическим обоснованием буржуазного революционного движения во Франции послужили идеи Ж.Ж. Руссо (1712-1778). Рассматривая государство как продукт Общественного договора, он считал,
что каждый человек передает в общее достояние свою личность и все свои силы. В результате образуется коллективное целое, которое
раньше именовалось "гражданскою общиною",
позднее - "республикою или политическим организмом...". В Декларации прав человека и гражданина (1789), программном документе
Великой Французской революции (1789-1794), записано:
"Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах.
В принятой, по проекту Т. Джефферсона (1743-1826),
Декларации независимости США (1776) говорится: "Мы считаем самоочевидными истины, что все люди созданы равными и наделены неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь,
на свободу и на стремление к счастью".
Для официальной государственной
доктрины это было абсолютное новшество.
С конца XIX в. и вплоть до настоящего времени наблюдается период так называемого возрожденного естественного права. Но некоторые авторы полагают, что наибольшее распространение современные теории естественного права имели в середине прошлого столетия. С
принятием Европейской конвенции о защите прав человека и
основных свобод 1950 г., Международного пакта о гражданских и
политических правах 1966 г. влияние естественно-правовых учений пошло на убыль. Политики и юристы, аргументируя свои
позиции по правам человека, предпочитают ссылаться
на международные пакты как на нормативные документы. Во
многих странах снижается интерес к теориям естественных
прав личности.
2. Историческая школа права
В XVIII веке договорную и естественно-правовую теории стала теснить историческая школа права, стоявшая
на позициях историзма в объяснении возникновения государства и
права. По мнению английского
парламентского деятеля Э. Бёрка: «Государственная жизнь определяется не
абстрактными схемами и договором, а историей и традициями. Поэтому революция неправомерна. Реформа, основанная на началах национальной традиции, - вот правильный путь. Политическая свобода - не
абсолютное, а относительное понятие. Равенство граждан
– фикция».
Представитель исторической школы права Ф.
Савиньи (1779-1861), и
другие ее сторонники (основоположник
исторической школы права Г. Гуго (1764-1844), Г. Пухта (1798-1846) и др.)
утверждали, что право появляется самопроизвольно в результате исторического выражения народного духа. Оно не
создается законодателем, который
всего лишь фиксирует состояние народного духа. Право исторически возникает,
растет и умирает вместе с данным народом, аналогично развитию народных нравов, обычаев, языка. Государство,
по мнению Савиньи, представляет собой
"естественное целое, телесное выражение духовной общности народа,
органическое проявление народа, продукт
закономерного исторического развития".
Эта теория получила
распространение в начале XX столетия в
Германии, Франции, России. Представители этой теории:
Цицерон, Н.М. Коркунов, 3. Фрейд, Дж.Ф.Мейтленд-Джонс.
Одним из её
основоположников является российский
правовед Л.И. Петражицкий (1867-1931). Согласно его представлениям, право
подразделяется на: интуитивное – это внутренне присущие человеку, правовые
представления, убеждения, переживания, взгляды. И позитивное - совокупность
официальных правовых норм.
Цицерон же
полагал, что государство есть достояние народа. Народ не любое
соединение людей, собранных каким бы то ни было образом, а соединение
многих людей, связанных с собой в вопросах права и общности
интересов.
Из психологической
потребности индивида повелевать или повиноваться выводил
необходимость создания государства и права австрийский психиатр 3игмунд Фрейд (1856-1939). Он исходил
из существования первоначальной патриархальной орды,
деспотический глава которой еще на заре истории будто бы был убит своими
взбунтовавшимися сыновьями, движимыми особыми биопсихологическими,
сексуальными инстинктами («Эдипов комплекс»). Для подавления в дальнейшем
агрессивных влечений человека и понадобилось, по
Фрейду, создать государство, право, всю систему социальных норм
и вообще цивилизацию.
В противовес подобным
воззрениям сторонники социально-психологического направления
этой школы (французский философ Э. Дюркгейм (1858-1917) и
др.) развивает в традициях Аристотеля взгляд на
человека как на существо, прежде всего общественное по
своей природе, а не психобиологическое.
В государстве отдельная
личность естественно поглощается коллективом, а законы - суть
коллективных представлений людей о должном. Высоко оценивая концепцию
естественного права, видный дореволюционный российский
государствовед Н.М. Коркунов возводил государство и право к "психологическому единению людей". Государство,
по его мнению, возникает в результате осознания людьми своей зависимости от
внешней власти. Государство и право получают в глазах людей значение некоего объективного порядка, "не
зависящего от человеческой воли, стоящего
выше человеческого произвола".
3. Материалистические теории
происхождения государства и права
Другое направление теоретического обоснования происхождения государства и права связано материалистическими
представлениями о развитии природы и общества.
Исторический материализм и идеализм
возникли вместе с философией как "две её стороны",
два противостоящих течения. Материализм в объяснениях
мироздания исходит из первичности материи (реальности
вне сознания и независимой от мышления) и вторичности идеи. Идеализм,
наоборот, - из первичности идеи, отражением которой являются вещи реального
мира. Материализм веками был понимаем и
принимаем только в воззрениях на природу
(вселенную, объективную реальность, физическое бытие человека и окружающую его геосреду). Мощное качественное
развитие естественных наук в XVIII и XIX веках, позволили создать единую философию материализма –
диалектического и исторического.
3.1 Органическая теория
Все теории, объясняющие происхождение государства и права с тех
или иных материалистических позиций, в той или иной мере
служили своего рода противовесом, господствующим до того теологической и
естественно-правовой теориям. Появление
в XIX столетии дарвинизма
(материалистической теории эволюции органического мира)
породило
попытки механического перенесения биологических
закономерностей (межвидовая и внутривидовая борьба за выживание, естественный
отбор, биологическая эволюция и др.) на социальные процессы. В социологии это общее направление получило наименование социального дарвинизма.
Заметное место здесь заняла органическая теория происхождения государства и права, исходящая из аналогии общества с развивающимся биологическим организмом. Ее истоки в философском плане мы опять-таки находим в сочинениях некоторых древнегреческих мыслителей, в том числе Платона (IV-III в.в. до н.э.), которые сравнивали государство с живым организмом, а принимаемые государством законы - с процессами человеческой психики.
Крупнейшим представителями
органической теории происхождения государства и права, в пору её
рассвета были: один из родоначальников позитивизма
английский философ и социолог Г. Спенсер, а также
Блюнчли, Вормс, Прейс. Государство, по мнению
представителей этой теории, есть произведение сил природы.
Оно образуется в ходе многовековой эволюции человека и само подобно человеческому организму. Государственная власть рассматривается
как выражение господства целого организма над составляющими его частями (подобно животным организмам, у которых все части подчинены благу
целого). По оценкам представителей данной доктрины,
государство — это организм, постоянные отношения, между
частями которого аналогичны постоянным отношениям
между частями живого существа. Государство — продукт социальной эволюции,
которая является лишь разновидностью эволюции
биологической. Государство, будучи разновидностью
биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его
решений (подданных).
Подобно
тому, как среди биологических организмов в результате естественного
отбора выживают наиболее приспособленные, так и в
социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются
правительства, совершенствуется структура управления. Но
нельзя механически распространять закономерности, присущие биологической
эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные
к проблемам биологическим. Наука,
убедительно доказывает несовпадение биологических и социальных
процессов.
3.2 Теория насилия
В XIX веке на Западе получила распространение теория насилия. Наиболее
видными ее сторонниками являются немецкий философ и экономист Е. Дюринг
(1833-1921), австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838-1909), а
также "ревизионист марксизма" и один из теоретиков II Интернационала К. Каутский (1854 - 1938) и
другие.
Зачатки этой теории можно обнаружить в
сочинениях древнегреческих софистов (V-IV в.в. до н.э.). Подтверждением этого служили завоевательные войны Древней Спарты и в последствии и Древнего Рима.
Л. Гумплович, внесший
заметный вклад в окончательное формирование основных положений теории
насилия на рубеже XIX и XX вв., в своих воззрениях опирался
на эволюционную теорию Спенсера и разделял позиции так называемого социального дарвинизма. При этом
биологический подход к социальной эволюции сочетался у Гумпловича с психологизацией общественной жизни. В своей фундаментальной
работе "Общее учение о государстве" Гумплович писал: "История не предъявляет нам ни одного примера, где бы
государство возникало не при помощи
насилия, а как-нибудь иначе".
Теория насилия в конечном итоге сводилась к
двум практическим выводам:
1) "Классический вариант" (Л. Гумплович). Исходя из
примеров образования ряда государств Европы
(раннегерманские, венгерские и др.) и Азии, следует считать, что государство возникает в ходе
"естественного отбора» (борьбы с соседними
племенами), вследствие завоевания сильными племенами слабых при этом
победители образуют правящий класс, а побежденные и порабощенные - "класс рабочих и служащих";
"вследствие подчинения одного класса людей другому образуется государство".
2) По К. Каутскому, - поскольку в буржуазном обществе рабочий добровольно заключает договор с
капиталистом-предпринимателем, буржуазное
государство не принуждает рабочих и трудящихся в целом продавать свою рабочую силу, поэтому такое
государство является демократическим,
свободным и выражает волю всего народа. Революция, полагает Каутский, закономерна в борьбе против
феодального государства, но она не нужна при наличии буржуазного государства.
Анализируя теорию насилия с
указанных позиций, известный немецкий государствовед
и правовед Г.Еллинек (1851-1911) не без основания утверждал, что она имеет своей целью и предназначается не
для объяснения причин и условий возникновения государства и права
в прошлом, а для их обоснования в
настоящем. Не случайно, что теория насилия была воспринята нацистской Германией в качестве официальной
государственно-правовой идеологии.
Характеризуя захватнические
войны в историческом плане, следует иметь в
виду, что они становятся возможными лишь после того, как
общество экономически оказывается
в состоянии обеспечить
содержание государственного
аппарата и, прежде всего армии.
3.3 Историко-материалистическая
(марксистская) теория
Вопросам происхождения государства и
права в их единстве посвящено одно из основных произведений
марксизма - труд Ф.Энгельса "Происхождение семьи,
частной собственности и государства", в связи с исследованиями Льюиса Г.
Моргана (1884). Во многом основанная на материале работы Фридриха
Энгельса, существует и известная лекция В.И. Ленина "О государстве", прочитанная в 1919 г., в которой
он писал, что "государство никоим образом не представляет
собой силы, извне навязанной обществу". Государство есть продукт общества на известной ступени
развития...".
Возникая из потребностей общества, государство изначально стремится обеспечить общественные интересы (например, на Востоке - орошение больших площадей
земли) и защиту от внешних врагов. По мере появления и накопления частной собственности, имущественного расслоения общества на классы и развития классовых противоречий государство стало приспосабливаться для обеспечения интересов экономически господствующего меньшинства по отношению к зависимому и эксплуатируемому большинству. По марксистской теории непосредственным основанием появления государства, определяющим его классовую сущность, является определенная социально-классовая
структура общества, а именно существующие различные классы и их отношения: антагонистические и неантагонистические противоречия, сотрудничество, борьба за влияние или нейтралитет.
Марксистское учение о
государстве и праве содержит следующие основные
положения:
1) Государство и право -
всегда классовые по своей сущности явления, а потому имеются
только в классовом обществе.
2) Они
возникают с делением общества на классы как объективно необходимый результат их
борьбы и общественного разделения труда. Развитие государства и права
обусловливается, в конечном счете, производственными отношениями: государство и
право, обладая относительной самостоятельностью, оказывает обратное
воздействие на все сферы общества.
Государство и право - орудия классового господства, они осуществляют,
поддерживают, охраняют всю систему этого господства. Представляя волю и
интересы господствующих классов,
государство и право в своих функциях аккумулируют, формируют и реализуют главным образом волю и интересы этих классов.
Изменение государства и права не
меняет их сущности. Со сменой типов классового общества меняется тип государства и права. С исчезновением классов в
рамках коммунистической формации
государство и право отмирают. Следует
заметить, что только последнее обстоятельство не нашло своего исторического подтверждения, возможно, в силу
того, что до настоящего времени после
своего возникновения классы не исчезали ни в одном обществе ни одной страны в мире.
3.4 Историко-материалистическая (немарксистская) теория
Именно
историко-материалистическая теория происхождения государства
и права имеет под собой строго научные основы. Со
второй половины 80-х и в 90-е гг. в отечественной науке произошел существенный
сдвиг в изучении вопросов происхождения государства и
права. В историко-материалистической концепции стали формироваться
два подхода. Один – марксистский. Второй подход –
немарксистский, исходящий из того, что к возникновению государства и права приводят
потребности совершенствования управления
первобытным обществом, необходимость решать "общие дела". При
внимательном сопоставлении обоих материалистических подходов можно заметить, что второй подход принципиально
отличается от марксистского. Главным
образом, - критикой последнего в излишнем преувеличении роли классов и классовой борьбы и в утверждении,
- государство не отомрет с исчезновением классов, а будет существовать, пока вообще существует человеческая цивилизация, то есть
"вечно".
Критически
оценивая ряд положений работы Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и
государства", А.Б. Венгеров специально подчеркивает, "что это никак не умаляет ее
конкретно-исторического значения, роли, которую сыграла эта книга в понимании происхождения государства, вообще в истории духовной жизни XX века". И относит к достоверным "материалистический
и диалектический подход к развитию первобытного общества,
а также утверждение о взаимосвязи становления классового общества и государства. Поэтому
эта теория может быть названа и классовой теорией происхождения государства. Считая
ошибочным "преувеличение роли классов в создании государства, особенно господствующего класса", А.Б. Венгеров подчеркивает, что именно
марксистская "теория выделила в происхождении государства те черты, которые либо не были замечены в иных
теоретических представлениях, либо
были сознательно закамуфлированы
опять же в угоду определенным идеологическим представлениям и интересам".
3.5
Ирригационная теория
Ирригационную теорию (или концепцию о "гидравлическом' происхождении и развитии государственности в некоторых странах
Древнего Востока) связывают с именем современного
немецкого ученого К.А. Витфогеля. В его работе
"Восточный деспотизм" возникновение государства в ряде стран Древнего Востока связывается с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Согласно этой
концепции, необходимость и приводит к образованию
"менеджериально-бюрократического класса", порабощающего общество.
Действительно,
процессы создания и поддержания мощных ирригационных
систем происходили в регионах образования первичных городов-государств:
в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и других
наиболее неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах.
Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жёстко
централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляло, распределяло, учитывало, подчиняло. Подобные факторы
катализировали весь этот процесс, «доводили» режим
конкретного государства до крайних деспотических форм. То есть практически бесспорным можно считать
факт влияния географических и климатических (почвенных)
условий на становление государственности. Также очевидна и связь этих процессов с
формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб,
«государевых» людей, защищающих каналы от заиливания, обеспечивающих судоходство
по ним, достигая эффективного использования
этих сооружений, путём
эксплуатации остальных граждан.
В целом же нельзя не согласиться с исторической достоверностью наблюдений о том, что в реальной жизни со времен возникновения
государства нет ни «чисто классовых», ни «чисто
общечеловеческих» государственно-правовых институтов. При
определении понятий и закономерностей происхождения
государства и права важно учитывать как их классовые элементы
и соответствующие признаки, так и внеклассовые
«общечеловеческие» признаки и черты. Хотя современными исследованиями не добыто конкретных
фактов, противоречащих общим закономерностям возникновения
государства. Поэтому в рамках данной теории излишне категорично
выделены отдельные фрагменты процесса становления государства
как главные, базовые.
Таким образом, в ходе разложения родового общества на антагонистические слои в виде бедных и богатых, неизбежно возникновение
потребности общества иметь силу (государство), способную умерять столкновения этих социальных слоев, чтобы не дать им возможности
уничтожить друг друга в непрерывной борьбе.
Заключение
Согласно цели данной
работы, - были приведены мнения авторов и наиболее заметных
сторонников, по основным теориям происхождения государства и права.
Отражены ключевые идеи создателей теоретических учений, а также,
характеризующие их, положения научных работ и наиболее яркие
высказывания, отражающие сущность отстаиваемых теорий. Полагаю, удалось
достичь или, по крайней мере, приблизиться к истинному пониманию смысла
(значит и к самой истине) научных доктрин. А также донести прикладной
характер подобных исследований, и сохранить научное, но в тоже время
простое изложение материала, способствующее усвоению отличий и общностей
теорий, взглядов, позиций разных мыслителей.
Существуют и другие, менее очевидные теории, не
затронутые этим исследованием. Но, соблюдая заданную тематику работы,
в рамках столь скромного и «узкого» исследования сложно быть
оригинальным и привносить какие-либо новации, в учения, известные не
одно десятилетие или столетия, - в теории, по которым высказывались
многие поколения великих мыслителей. Поэтому процесс нововведений в
теории происхождения государства
и права заслуживает отдельной работы. А познание и
понимание основных теорий считаю оконченным.