Формы государств в зарубежных странах
Работа на тему:
Формы государств в зарубежных странах
2005 год
План. 2
Введение. 3
Глава 1. Формы государства в зарубежных странах. 4
Глава 2. Форма правления в зарубежных государствах. 6
2.1. Монархия. 6
2.1.1. Монархия и её разновидности. 7
2.2. Республика и ее разновидности. 9
2.2.1. Президентская республика. 9
2.2.2. Парламентарная республика. 10
2.2.3. Полупрезидентская республика. 12
Глава 3. Форма государственного устройства. 13
3.1. Унитарное государство. 13
3.1.1.Унитарные государства и принципы их организации. 14
3.2. Федеративные государства, их признаки и разновидности. 16
Глава 4. Государственный режим.. 20
4.1. Понятие государственного режима. 21
Заключение. 23
Список литературы.. 25
Изучение зарубежного конституционного права - важное
направление юридического и политологического образования.[1] Кроме того, что оно развивает
общую профессиональную культуру любого юриста и политолога, немаловажен и
прикладной характер соответствующих знаний. Во-первых, для тех, кто готовит
себя к дипломатической и иной зарубежной работе, а во-вторых, в связи с
постоянной потребностью в сравнительном анализе отечественных и зарубежных
институтов конституционного права. Россия встала на путь демократического
развития, учитывающего мировой опыт, и ей постоянно приходится совершенствовать
свою правовую и политическую систему в соответствии с меняющимися условиями.[2]
Изложение материала в данной курсовой свободно от
каких-либо идеологических установок, и, прежде всего - методологии изучения
государства с узкоклассовых позиций. Работа исходит из общедемократической
концепции обеспечения и защиты, прав человека как главной функции правового
государства и критического отношения ко всем тоталитарным формам организации
государственной власти. Такая методология не навязывает предвзятых догм, она
оставляет возможность самостоятельно осмысливать конституционно-правовые
институты с точки зрения их целесообразности в конкретных исторических
условиях. В то же время сохраняется общая доминанта сравнительно-правового
анализа, позволяющая оценивать конкретные нормы и институты под углом зрения
наиболее передовых и распространенных представлений о демократии.
В современном мире насчитывается свыше 190 независимых государств.[3] Естественно, что невозможно
осветить в работе все особенности конституционного строя каждого из них. Да в
этом и нет необходимости.
Цель работы - приобрести общие понятия об основных
институтах конституционного права в сравнительном плане, что позволит получить
своеобразный "ключ" к пониманию государственного строя любой страны.
В то же время в интересах более углубленного и цельного, комплексного
представления о государственном строе ведущих стран в работе введены понятия о
США, Великобритании, ФРГ, Франции, Италии, Японии, Испании, Индии, КНР.
В конституционном праве зарубежных стран традиционно
используются несколько понятий, характеризующих с разных сторон форму
государства: форма правления, форма государственно-территориального
устройства, форма политического режима.[4]
Эти три составные части используются в государствоведении для создания понятия
«форма государства». Термин «форма государства» имеет доктринальное
происхождение, он связан с учениями о государстве и долгое время в конституциях
не употреблялся. Новые тенденции конституционного развития свидетельствуют о
том, что форма государства как целостное явление становится предметом
конституционного регулирования. В ряде конституций есть или были главы с
названием «Форма государства». Статьи многих конституций содержат синтезированные
формулировки, включающие все три названных выше элемента. Так, Конституция
Бразилии 1988 г. говорит о федеративной республике, о демократическом правовом
государстве, Конституция Марокко 1972 г. об унитарной демократической и
социальной монархии, Конституция Франции 1958 г. о неделимой, светской,
социальной, демократической республике. Конституция Колумбии 1991 г.
характеризует государство как «партиципаторную республику.[5]
Таким образом, форма государства это комплексный институт
конституционного права, представляющий собой внутренне согласованную систему
норм, регулирующих в единстве структуру и взаимоотношения основных органов государства,
политико-территориальное устройство, главные методы деятельности
государственного аппарата и формы его обратной связи с населением. Элементы,
составляющие в теории государст-воведения форму государства, в конституционном
праве служат пединститутами комплексного института «форма государства». В свою
очередь, они могут выступать в качестве институтов при более дробной классификации.
Форма государства в наиболее общем виде определяет, на
каких принципах построена и как территориально организована государственная
власть. Форма государства определяет структуру и принципы взаимоотношений
основных органов государства, деление государства на составные части и
юридический статус этих частей, а также методы деятельности государства и
характер его прямых и обратных связей с гражданами.
Изучение формы государства может вестись под разными углами
зрения.[6]
Научно-познавательный подход к изучению формы государства позволяет выявить
взаимосвязи между формой государства и его содержанием, сущностью. Этим
занимается главным образом теория государства и права. Инструментальный подход
предполагает исследование формы государства под углом зрения обеспечения
эффективности государственного руководства, действенности управления,
стабильности правительства, взаимоотношений правительства с народом и т. п.
Этим занимается наука конституционного права.
Формы зарубежных государств отличаются большим разнообразием.
Они складываются под влиянием комплекса природно-географических, исторических,
политических, социально-экономических и культурно-религиозных факторов.
На форму государства могут оказать влияние условия образования
государства (федеральная форма территориально-политического устройства
государства в США), исторические традиции (монархия в Великобритании),
перипетии внутриполитической борьбы (неоднократные модификации формы ряда
государств Африки), господствующая в обществе система нравственно-религиозных
ценностей (теократическая республика в Иране). Определенным образом может
воздействовать и субъективный фактор. Достаточно вспомнить о том, какое
влияние оказал генерал Де Голль на функционирование институтов Пятой
республики во Франции.
Форма государства является объектом конституционного регулирования.
Отдельные главы под названием "Форма государства" имеются лишь в
немногих новейших конституциях (например, Конституция Турции 1982 г.,
Конституция Эфиопии 1987 г.). Однако в большинстве государств, где такая глава
отсутствует, элементы, составляющие понятие "форма государства",
закрепляются либо в тексте основного закона (например, во Франции, Испании,
ФРГ), либо в отдельных конституционных законах (например, в Швеции).
В странах, где отсутствует писаная конституция, форма государства
определяется не столько статутом (законом), сколько конвенционными нормами,
которые складываются в процессе многовековой эволюции государственных
институтов (например, правовой статус главы государства - монарха в
Великобритании и его взаимоотношения с Правительством).
Если в конституции отсутствует специальная глава о форме
государства, то соответствующие нормы обычно помещаются в раздел, закрепляющий
основы конституционного строя. Как правило, эти нормы обеспечиваются
повышенной правовой защитой (например, запрет на пересмотр республиканской
формы правления в Италии). Отдельные положения могут быть включены в разделы,
устанавливающие территориальную организацию государства и организацию органов
государственной власти.
Понятие формы государства, охватывая наиболее существенные
стороны организации государственной власти, является достаточно сложным по
своему содержанию. Оно указывает, какие органы представляют государственную власть,
каков порядок образования этих органов, каков срок их полномочий, каковы
взаимоотношения между-органами государства (в том числе центральных и местных),
наконец, каковы методы, способы приемы осуществления государственной власти.[7]
Форма правления представляет собой тот элемент формы
государства, который раскрывает организацию верховной государственной власти,
правовой статус высших органов государства, принципы взаимоотношений между
ними, участие граждан в избрании этих органов.
Различают основные формы правления зарубежных государств -
монархия и республика, притом каждая из этих форм имеет разновидности.
Монархия - это такая форма правления, где глава государства
монарх обладает особым юридическим статусом: его полномочия носят первичный,
непроизводный от какой-либо другой власти в государстве характер, он
приобретает свой пост, как правило, по наследству и занимает его пожизненно.
Та или иная форма правления складывается исторически под
влиянием комплекса факторов экономического, социального, политического,
национально-этнического, культурного и религиозного характера. Оказывают свое
влияние и природно-географические условия. Следует также иметь в виду, что той
или иной эпохе развития общества соответствует та или иная форма правления.
Так, в эпоху феодализма преобладающей была монархическая форма правления,
новому времени более соответствует республика. Необходимо, однако, учитывать,
что если раньше различия между монархией и республикой отражали различия, в
степени демократизации общества, его политического строя, то сегодня сохранение
в ряде стран монархии отнюдь не свидетельствует об их меньшей демократичности
по сравнению с республиками. Это всего лишь свидетельство устойчивости
политических традиций тех государств, в которых монархия уже давно рассматривается
как элемент, объединяющий и консолидирующий нацию.
В молодых государствах Азии и Африки, где общество в социальном
отношении еще находится в процессе трансформации, и политические институты
только складываются, форма правления весьма нестабильна и может изменяться, в
ту или иную сторону.
Монархия как форма правления сохраняется в значительной
части государств либо как дань исторической традиции, либо в силу сохранения в
обществе значительных пережитков феодализма и архаичных форм общественной
организации.
Имеется несколько разновидностей монархических форм правления.
Различают абсолютную и конституционную монархию.
Абсолютная монархия[8]
характеризуется всевластием главы государства. В правовом отношении монарх -
источник любой власти, и только он определяет ее пределы в нормативных актах, которые
дарует своим подданным. В основе закона лежит воля монарха. Как форма правления
абсолютная монархия получила - наибольшее распространение в эпоху позднего феодализма.
Сегодня она является анахронизмом и сохраняется лишь в некоторых странах
Востока, где преобладают традиционно-патриархальные и феодальных формы общественной
жизни. Есть, однако, страны с довольно высоким уровнем экономического развития
и высокоразвитой социальной инфраструктурой, в которых, тем не менее,
абсолютная монархия сохраняется как Своеобразная форма консервации традиций родоплеменной
патриархальной демократии доиндустриальной эпохи.
Абсолютная монархия характеризуется обширными полномочиями
монарха в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Законы издаются от
имени монарха, ему подчинен весь административный аппарат государства.
Конституционная монархия – это такая
форма правления, при которой власть монарха осуществляется на - основе и в
рамках конституции. В зависимости от степени ограничения различают дуалистическую
и парламентарную монархии.
Дуалистическая монархия, как
это видно из ее наименования, характеризуется разделением власти монарха с
парламент том, однако разделением еще зачаточным, несовершенным, где власть
монарха явно преобладает. Полномочия Монарха ограничены только в
законодательной сфере, однако и в этой сфере ни один закон, принятый
парламентом, не мог вступить в силу без согласия на то монарха. Эта форма
правления была довольно широко распространена в XIX и начале XX в.. Сегодня в
развитых государствах Запада эта форма правления не встречается. В то же время
она еще сохраняется в ряде стран Ближнего Востока и Магриба(Иордания, Марокко).[9]
При дуалистической монархии существует выборный представительный
орган- парламент. Ему принадлежит право принятия законов и вотирования
(одобрения) бюджета; Монарх является главой государства и обладает основными
прерогативами в сфере исполнительной власти. Он назначает главу правительства
который несет ответственность только перед монархом. Института парламентской
ответственности правительства в дуалистической монархии нет. Монарх обладает
правом роспуска парламента, издания чрезвычайных декретов и введения в стране
чрезвычайного положения. Он является главнокомандующим армией.
В отличие от дуалистической парламентарная монархия является
довольно распространенной формой правления. Она существует сегодня во многих
государствах мира. Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх не
обладает, реальными полномочиями по управлению государством. Его полномочия
носят в основном представительный характер. Кроме того, он обладает
своеобразной функцией государственного нотариуса, скрепляя своей подписью все
важнейшие государственные акты.
При этом его полномочия ограничиваются формальной проверкой
правильности оформления акта. Влиять на материальное содержание того или иного
документа монарх, как правило, не может.
Особо следует выделить теократическую монархию, где глава
государства - монарх является одновременно главой того или иного религиозного
культа, представляющего одну из мировых религий. Так, духовный владыка
католиков всего мира Папа является одновременно главой государства Ватикан.[10] Элементы теократической
монархии присущи и Саудовской Аравии, где глава государства - король не только
выполняет религиозные функции хранителя главных святынь мусульманского мира,
но и является главой ваххабитского направления ислама. Процедуре передачи
власти королю предшествует согласие узкой группы высших религиозных
авторитетов - улемов, а лишь затем согласие членов королевского Совета, куда
входят представители многочисленной семьи Саудитов. Формально Великобритания
также является теократической монархией, так как со времен Генриха VIII король
возглавляет англиканскую церковь. Сегодня это во многом дань традиции,
поскольку фактическим главой англиканской церкви уже давно является
архиепископ Кентерберийский.
Республиканская форма правления - самая распространенная в
современном мире. Абсолютное большинство государств, представленных сегодня в
такой универсальной международной организации, как ООН, являются республиками.
Известны три основные разновидности республиканской формы
правления - президентская республика, парламентская республика,
полупрезидентская республика.
Президентская
республика характеризуется следующими признаками:
1. Глава государства - президент избирается непосредственно
населением путем либо прямых (в латиноамериканских странах), либо косвенных
выборов (в США, где сначала избираются выборщики от штатов, а затем последние
как особая коллегия избирают Президента страны).
2. Президент обладает обширными полномочиями: он одновременно
является главой государства, главой исполнительной власти и главнокомандующим
вооруженными силами.
3. В президентской республике правительство формируется
внепарламентским путем, члены правительства назначаются на должность и
освобождаются от должности президентом.
Отличительной чертой президентской республики является
жесткая система разделения властей.[11]
Каждая ветвь власти - законодательная, исполнительная и судебная - обладает
значительной самостоятельностью по отношению к двум другим. Вместе с тем
существует система "сдержек и противовесов". Парламент осуществляет
законодательную функцию, принимает законы, обязательные для исполнительной
власти, однако и исполнительная власть в лице президента наделяется правом
отлагательного вето на законы, принимаемые парламентом, и пользуется, как
показывает практика, довольно часто. Тем самым президент мешает использованию
законодательных полномочий парламента для подрыва конституционного механизма
управления и стеснения самостоятельности других ветвей власти.
Система "сдержек и противовесов" проявляется в
президентской республике также в том, что парламент не может отправить
правительство в отставку, но и президент не может распустить парламент.
Парламентарная республика характеризуется следующими
признаками:[12]
1. Парламент наряду с законодательной деятельностью и вотированием
бюджета обладает учредительными функциями и правом контроля за деятельностью
правительства. Главным из учредительных функций является формирование
правительства на парламентской основе. Формально правительство назначает президент,
однако делает это не по своему усмотрению, а на основе решения парламента о
формировании кабинета из числа представителей партии или коалиции партий,
располагающих большинством мест в парламенте. Обычно президент предлагает
парламенту кандидатуру лидера победившей на выборах партии в качестве будущего
главы правительства. Предложенная президентом кандидатура главы правительства
(или правительства в целом) должна получить вотум доверия в парламенте, только
после этого президент назначает правительство. Вотум недоверия правительству
со стороны парламента влечет за собой либо отставку правительства с последующим
формированием нового правительства, либо роспуск парламента и проведение
досрочных парламентских выборов.
2. Глава государства - президент занимает в системе государственных
органов парламентарной республики достаточно скромное место. Хотя формально он
может быть наделен обширными полномочиями, фактически повсеместно они
ограничиваются в основном представительскими функциями. Президент скрепляет
своей подписью все важнейшие государственные акты, включая законы; осуществляет
дополнительный контроль за правильностью оформления и соблюдения
конституционной процедуры принятия законодательных и иных актов, направляемых
ему на подпись. Президент, однако, не вправе отказаться от подписи вследствие
несогласия с содержанием поступившего на подпись документа. Все поступающие к
президенту акты должны быть контрассигнованы главой правительства или
ответственным министром. Легитимность президента в парламентарной республике
существенно уже, чем в президентской республике, так как население не
участвует в его выборах. Президент избирается парламентом (например, в Италии)
или особой избирательной коллегией (как в ФРГ).[13]
3. Вся исполнительная власть в парламентарной республике
находится в руках правительства. Поскольку оно опирается на парламентское
большинство, то имеет возможность существенно влиять на деятельность
парламента, прежде всего на осуществление законодательных полномочий
парламента. Показательно, что большинство законопроектов, которые являются
предметом парламентского рассмотрения, исходят именно от правительства.
Парламентарными республиками являются сегодня ФРГ, Италия,
Греция, Индия и др. Такая форма правления более присуща развитым странам, так
как предполагает довольно высокий уровень развития демократии, наличие развитой
партийной системы и высокой политической культуры населения.
Полупрезидентская республика в отечественной и зарубежной
науке конституционного права рассматривалась не как самостоятельная форма
правления, а как переходная либо к президентской, либо к парламентарной
республике. Практика функционирования полупрезидентской республики в ряде
стран, прежде всего во Франции, позволила французскому правоведу, специалисту
в области конституционного права М. Дюверже сделать вывод о самостоятельном
существовании подобной формы правления. Постепенно этот вывод получил
повсеместное признание.
К характерным признакам полупрезидентской республики
относятся следующие:[14]
1. Президент избирается непосредственно населением в ходе
прямых выборов. Выборы могут проводиться в один (мажоритарная система
относительного большинства) и в два тура (мажоритарная система абсолютного
большинства).
2. Президент наделяется обширными властными полномочиями:
он является главой государства, ему принадлежат основные прерогативы в сфере
исполнительной власти, он является верховным главнокомандующим.
3. В полупрезидетской республике существует правительство
как самостоятельный орган исполнительной власти, работающий под общим
руководством президента. Правительство назначается президентом, но нуждается в
доверии парламента. Вынесение вотума недоверия может повлечь либо отставку
правительства, либо роспуск парламента президентом.
Полупрезидентской была Веймарская республика в Германии с
1919 по 1933 г. Сегодня таковыми являются Франция, Португалия, большинство
государств, возникших после распада Советского Союза, - Украина, Казахстан,
Грузия и др.[15]
Особая разновидность республиканской формы правления - теократическая
республика. Для нее характерно юридическое закрепление участия духовенства не
только в политической жизни, но и в непосредственном управлении государством.
Так, конституция Исламской Республики Иран 1978 г. предусматривает наряду с
постом Президента страны пост Факиха - духовного руководителя иранского
народа, который занимает один из высших религиозных иерархов. Его решения
обязательны для светской власти и оказывают решающее влияние на ведение
государственных дел.
Своеобразная форма правления существует в Швейцарии, где
функции главы государства и исполнительная власть осуществляются одним коллегиальным
органом - федеральным правительством. Состав правительства постоянный; оно
состоит из семи федеральных советников, которые назначаются федеральным
парламентом после очередных парламентских выборов, и отражает партийный состав
законодательного органа. Из своего состава Федеральный совет избирает
Федерального президента, обладающего чисто представительскими полномочиями и
совмещающего пост президента и руководителя того или иного департамента.
Различают две основные формы территориально-политического
устройства государства: унитарную и федеративную.[16]
Унитарное государство это единое, цельное, слитное государство,
составные части которого не обладают какой-либо политической
самостоятельностью. Федеративное государство - это союзное государство,
состоящее из нескольких государственных образований, имеющих особый
политико-правовой статус.
От федерации как формы территориально-политического устройства
государства следует отличать конфедерацию как международно-правовое объединение
суверенных государств. Такое объединение может преследовать различные цели:
военные, политические, экономические и т. п. Со временем конфедерация может
перерасти в федерацию, как это имело место в прошлом в Швейцарии и в настоящее
время в Объединенных Арабских Эмиратах, или распасться, как это произошло с
Сенегамбией.
Государства - члены конфедерации сохраняют свой суверенитет
и продолжают выступать как самостоятельные субъекты во внутренних и внешних
делах. Конфедеративные органы обладают императивной властью в отношении
государств-членов лишь в тех пределах, которые определены конфедеративным
договором. В настоящее время конфедераций в мире нет, однако конфедеративные
элементы имеются у. ряда союзов, например Европейского Союза, Британского
Содружества, СНГ. В 1997 году образован Союз России и Белоруссии, который
предусматривает создание общих органов, решения которых могут иметь
обязательную силу для обоих государств.
На форму территориально-политического устройства оказывают
влияние условия образования государства, его исторические традиции и
национальный состав, наличие противоречий между центром и регионами и др. В
конечном счете, форма территориально-политического устройства отражает степень
централизации или, напротив, децентрализации государственных функций, распределение
компетенции между центром и регионами.
В развитых демократиях Запада выбор формы территориально-политического
устройства, как правило, не связан с национальным составом населения, поэтому
как унитарные, так и федеративные государства могут быть и однонациональные, и
многонациональные. Общей тенденцией, однако, остается растущая децентрализация
государственных функций и расширение прав местных территориальных сообществ.
Унитарная государственность - самая распространенная в
настоящее время форма государственного устройства. Унитаризм свойствен
подавляющему большинству государств, которые образовались после распада колониальной
системы. Однако унитарными могут быть и крупные развитые и среднеразвитые
государства (Великобритания, Франция, Италия, Япония, Китай, Египет и др.).[17]
Унитарной форме государственного устройства свойственны две
основные черты: во-первых, правовой статус административно-территориальных
образований, составляющих унитарное государство, определяется центральной
властью. Она же определяет, на какие административно-территориальные единицы
делится государство, каков круг предметов ведения и компетенция этих единиц,
сколько ступеней имеет административно-территориальное устройство государства и
др. Во-вторых, центральная власть осуществляет прямой или косвенный контроль за
деятельностью органов государственной власти на местах. Сегодня сравнительно
редко можно встретить унитарное государство, где отсутствовали бы выборные
местные органы государственной власти.[18]
Кроме того, унитаризм вовсе не означает унификацию местного
управления. Очень часто в одном унитарном государстве можно встретить
достаточно гибкие и разнообразные системы местного управления. К тому же в
унитарном государстве, как правило, гарантируются права населения на местное
самоуправление. Вместе с тем для унитарной формы государственного устройства
характерно закрепленное в законе право на вмешательство центральной власти в
дела местного управления.
Все остальные признаки унитарного государства определяются
приоритетом общегосударственного начала в построении и деятельности этого
государства. Унитарное государство имеет единую конституцию и единую правовую
систему; единое гражданство; единую систему высших органов государства; единую
судебную систему.
С точки зрения организации публичной власти в центре и на
местах, а также характера взаимоотношений центральных и местных органов все
унитарные государства можно подразделить на централизованные, относительно
децентрализованные и децентрализованные.
В централизованном унитарном государстве административно-территориальные
единицы единолично управляются назначенными из центра чиновниками, а выборные
местные органы, как правило, отсутствуют (Судан, Малави). В Индонезии
чиновники, управляющие соответствующими административно-территориальными
единицами, либо непосредственно назначаются "сверху", либо
утверждаются из числа кандидатур, предложенных местными представительными
органами. В некоторых европейских государствах (Польша, Болгария) областное
звено территориального устройства не имеет выборных представительных органов, а
административное управление осуществляют назначенные правительством чиновники.
Относительно децентрализованное унитарное государство
характеризуется тем, что наряду с назначенными из центра чиновниками
существуют избранные населением муниципальные органы Права выборных органов на
местах существенно ограничены, а правительственные агенты обладают не только
обширными административными полномочиями, но и правом вмешательства в дела
муниципального управления.[19]
В децентрализованном унитарном государстве нет назначенных
правительством администраторов, а местное управление осуществляют выборные
органы местных административных единиц (например, советы графств в Англии).
Здесь контроль правительства за деятельностью местных органов носит более
опосредованный характер и может проявляться, например, через бюджетное и
финансово-кредитное регулирование. Кроме того, в децентрализованном унитарном
государстве существует достаточно четкое разграничение полномочий между
центральной властью и властью местных территориальных сообществ, что сближает
эти государства с федерациями.
Федеративное государство - более сложное государство, чем
унитарное.[20]
Составные части этого государства, именуемые субъектами федерации» обладают
известной политической самостоятельностью. Им присущи определенные признаки
государства. Территориальная организация власти в федеративном государстве
закрепляет децентрализацию государственных функций. Сложность взаимоотношений
федерации со своими субъектами предопределила меньшую по сравнению с унитарной
распространенность федеративной формы государственного устройства. Тем не менее,
в мире существует значительное число федераций, которое не только не
уменьшается, но, напротив, постепенно возрастает. Наряду с существующими уже ни
одно столетие "классическими" федерациями появились новые федерации в
странах Европы и Африки (Нигерия).
Часто вместо термина "федеративное государство"
употребляется термин "союзное государство". Именно так по официальной
терминологии именуется "Союзная Республика Югославии". Федеративная
Республика Германии - в буквальном переводе звучит как Союзная Республика
Германии, а названия ее федеральных органов также буквально переводятся как
президент Союза, союзное собрание, союзный совет.
Федеративное государство по своей природе является более
демократичным, чем унитарное, поэтому федерации в основном имеют республиканскую
форму правления. Есть, однако, и исключения. К федерациям с монархической
формой правления относятся такие страны, как Бельгия, Малайзия, Канада, Австралия.
В Бельгии, Канаде и Австралии субъекты федерации организуются по
республиканскому типу, а в Малайзии часть субъектов имеет республиканскую форму
правления, часть - монархическую.
Федеративное государство образуется:
1) в результате договора между независимыми субъектами о
создании нового государственного объединения с превращением участников договора
в субъектов федерации (так, тринадцать североамериканских штатов, отстаивающих
независимость от британской короны, договорились о создании нового государства
- Соединенных Штатов Америки);
2) путем присоединения к государству новых территорий и наделения
их правами субъекта федерации (так, к США в результате завоевания был
присоединен Техас, путем покупки - Луизиана, в ходе освоения новых территорий -
штаты на западе от реки Миссисипи) или образования новых субъектов федерации на
части территории прежде существовавшего государства (образование земли
Северный Рейн - Вестфалия из части прежних территорий Пруссии, а также пяти
новых земель на территории прежней ГДР);
3) в результате повышения статуса прежних региональных
образований и превращения их в субъекты федерации (так, согласно поправкам к
Конституции Бельгии 1831 г., принятым в 1988 г., Фландрия, Валлония и Брюссель
становятся субъектами Бельгийской федерации);
4) путем эволюции конфедерации в федеративное государство с
превращением прежде независимых государств в субъектов федерации (Швейцария
после гражданской войны 1847-1849 гг., в нашем веке - Объединенные Арабские
Эмираты, первоначально представлявшие собой конфедеративную форму объединения
семи княжеств Персидского залива).
Федерация как форма государственного устройства обладает
рядом специфических признаков:[21]
1. Федерацию составляют государственные образования (штаты
в США, Мексике, Индии, Австралии, земли в ФРГ и Австрии, провинции в Канаде,
кантоны в Швейцарии), которые имеют статуе субъектов федерации с собственным
административно-территориальным устройством и собственной организацией власти.
Эти образования обладают собственной компетенцией. Созданы субъекты федерации,
как правило, не по национально-территориальному (хотя таковые также имеются,
например, Союзная Республика Югославия), а по естественно-географическому (США,
Австралия) или историческому (ФРГ, Австрия, Швейцария) признаку, хотя в случае
с ФРГ определенную роль сыграли и политические соображения. Иногда
территориальный фактор применяется в сочетании с национально-лингвистическим,
как это имело место при формировании штатов в Индии.
2. В отличие от унитарного государства территория федеративного
государства не представляет собой единого целого. Она состоит, как правило, из
территорий субъектов федерации. Однако в некоторых федерациях в ее состав
могут входить территориальные единицы, не являющиеся субъектами федерации
(так, например, в США самостоятельными территориальными единицами являются
федеральный округ Колумбия, на территории которого размещаются все федеральные
учреждения, свободно присоединившееся государство Пуэрто-Рико и некоторые
другие территории; территория Бразилии состоит из штатов - субъектов
федерации, федерального округа и двух особых территорий; в Индии наряду с 25
штатами - субъектами федерации имеется 7 союзных территорий).
3. Субъекты федерации не являются государствами в собственном
смысле слова, они не обладают суверенитетом, хотя он формально провозглашается
в некоторых федерациях. Субъекты федерации, как правило, либо полностью лишены
права участия в международных отношениях (Австрия), либо их внешнеполитическая
компетенция сильно ограничена и осуществляется под контролем федерации (США,
Канада, ФРГ, Швейцария). Как правило, она касается вопросов, отнесенных к
компетенции субъектов федерации и не затрагивает сферу политических отношений.
Федеративный характер государственного устройства нередко
используется для отказа от участия в международных соглашениях. Например, США и
Канада не ратифицировали международные пакты о правах человека и ряд
конвенций, МОТ, ссылаясь на особенности законодательства субъектов федерации и
нежелание последних приводить его в соответствие с указанными соглашениями.
4. В большинстве зарубежных федераций наряду с общефедеральной
конституцией и общефедеральными законами действуют конституции и законы
субъектов федерации (США, ФРГ, Канада, Австрия, Швейцария и др.). При этом
обеспечивается верховенство федеральной конституции и федеральных законов. В
то же время не во всех федеративных государствах субъекты федерации имеют
собственные конституции. Отсутствуют конституции у субъектов федерации ряда
афро-азиатских стран (Индия, Пакистан, Малайзия, Нигерия). В некоторых
федеративных государствах в целях единообразного регулирования однотипных общественных
отношений предпринимаются организационно-правовые меры по унификации
законодательства субъектов федерации. Так, в США этим занимается созданная еще
в 1892 г. Национальная конференция уполномоченных по унификации законов штатов.
В ФРГ этими вопросами занимается конференция министров юстиции германских
земель, которая работает под руководством федерального министра юстиции.
Аналогичные институты созданы и в других зарубежных федерациях.
5. В большинстве зарубежных федераций наряду с федеральным
гражданством существует и гражданство субъектов федерации. Следует, однако,
иметь в виду, что речь идет не о наличии двойного гражданства, а в двух уровнях
гражданства одного государства. Предпосылкой получения гражданства субъекта
федерации является наличие общефедерального гражданства. Наличие гражданства
субъекта федерации влияет на содержание правового статуса гражданина внутри
страны, но в международно-правовом плане все граждане федеративного государства
имеют единый статус. Субъекты ряда зарубежных федераций не имеют собственного
гражданства (Индия, Малайзия и др.).
6. Отличительным признаком федеративного государственного
устройства является двухпалатная структура парламента. В прошлом имели место
однопалатные парламенты при федеративном государственном устройстве (например,
в Пакистане по Конституции 1962 г.).[22]
В настоящее время бикамерализм (двухпалатная внутренняя
структура парламента) принят практически во всех федеративных государствах
(исключение - Федеративная Республика Коморские острова, где существует
однопалатный парламент). При этом нижняя палата повсеместно - орган
общенационального представительства и формируется путем выборов по территориальным
избирательным округам. Верхняя палата, напротив, может быть выборной или
невыборной, она обеспечивает представительство субъектов федерации. При этом в
одних странах (США, Австралии, Бразилии, Мексике, Швейцарии и др.) устанавливается
равное представительство субъектов федерации в верхней палате, в других (ФРГ,
Канаде, Индии, Австрии) представительство субъектов федерации в верхней палате
определяется в зависимости от численности населения в том или ином субъекте
союзного государства.
7. В федеративном государстве наряду с федеральной системой
законодательной, исполнительной и судебной власти существуют системы
законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов федерации. Порядок
их организации и компетенцию определяют, как правило, конституции субъектов
федерации. Если законодательные органы субъектов федерации действуют строго в
рамках компетенции этого субъекта, то исполнительная власть обладает более
широкой компетенцией. Она организует исполнение не только местного
законодательства, но и федеральных законов на территории соответствующего
субъекта. Аналогично решается вопрос и в отношении судебной власти субъектов
федерации. Основная масса гражданских и уголовных дел рассматривается судами
субъекта федерации, которые применяют не только местное, но и общефедеральное
материальное и процессуальное право. Со своей стороны федеральная исполнительная
власть в ряде федераций имеет право федеральной интервенции, если субъект
федерации неудовлетворительно исполняет свои обязанности в отношении федерации
(ФРГ, Индия, Аргентина).
Конституционное право зарубежных стран содержит регламентацию
третьего элемента формы государства - государственного режима, хотя и в
меньшем объеме, чем это имеет место в отношении первых двух элементов формы
правления и формы территориально-политического устройства. Государственный режим
характеризует порядок деятельности государства, который складывается в
результате использования различных форм, способов, приемов и методов
осуществления государственной власти. Знание этого элемента формы государства
позволяет ответить на вопрос об источниках государственной власти, выявить
действительное значение тех или иных государственных институтов, определить
соотношение организационно-дозволительных и принудительных методов в
деятельности государства.
Понятие "государственный режим" появилось в науке
конституционного права сравнительно недавно, поэтому оно недостаточно
разработано в содержательном плане.[23]
В течение длительного времени третьим элементом формы государства признавался
политический режим. В тоталитарном государстве, где плюрализм политических
интересов не признается и гражданское общество по существу отсутствует,
различие между государственным и политическим режимом стирается. Однако в
демократическом обществе с его развитой политической системой понятие "государственный
режим" отличается от понятия "политический режим". Последнее
является более емким по содержанию и отражает практику функционирования всех
политических институтов, включая наряду с государством также политические
партии, массовые общественные организации и движения и др. Изучением
политических режимов занимается специальная наука — политология. В этом
контексте понятие "государственный режим" приобретает
самостоятельное значение. Оно изучается государствоведческими науками и
используется для характеристики форм, способов, приемов и методов деятельности
самого государства, что позволяет дать функциональную характеристику
государства, рассматривая его в динамике, в процессе осуществления государственной
власти.
Можно дать следующее определение государственного режима
как элемента формы государства. Государственный режим - это определенный,
основанный на нормах права порядок деятельности (функционирования)
государства, который складывается как результат использования разнообразных приемов,
способов, форм и методов осуществления государственной власти.
Государственный режим - наиболее изменчивый, наиболее
подвижный элемент формы государства. Тем не менее, выбор тех или иных форм,
методов, способов и приемов осуществления государственной власти не является
произвольным. Он определяется как совокупностью внешних по отношению к
государству факторов (экономических, социальных, идеологических и других), так
и внутренних факторов организации самого государства (его формы правления,
территориально-политического устройства, особенностей построения
государственного механизма и пр.).
Государственный режим отражает практику государственной
деятельности, повседневного осуществления государственной власти. Этот элемент
формы государства наиболее чутко реагирует на изменения политической обстановки
в обществе, чем объясняется его сравнительно слабая правовая регламентация.[24] Тем не менее, наиболее важные
стороны государственного режима закреплены в конституциях и иных нормативных
актах (источники государственной власти, принципы построения и деятельности
государственного аппарата, уровень политической свободы в обществе). Если
деятельность государства, используемые им формы и методы, избираемые приемы и
способы имеют правовое обоснование, такой государственный режим признается
легальным; он легитимен, т. е. законен в глазах граждан данного государства.
Напротив, нелегитимный государственный режим одновременно является и
нелегальным, поскольку он формируется и функционирует вопреки действующим
правовым установлениям. Нелегитимный государственный режим основывается не на
праве, а на силе, опорой его является насилие, обосновываемое не правовыми, а
иными доводами. Нелегитимным следует признать и такой государственный режим,
при котором деятельность государства противоречит или выходит за рамки
установленных в конституции или в иных нормативных актах положений. Легитимный
государственный режим - это всегда правовой режим, поскольку государство при
этом режиме может осуществлять свои полномочия в очерченных законом рамках
юридической процедуры и избирать дозволенные нормами права формы и методы своей
деятельности.
Поэтому легитимный государственный режим предполагает наличие
правовой государственности.
Нелегитимный государственный режим - это, прежде всего
неправовой режим. На практике это означает ничем не стесненный произвол
государства и его агентов. Нелегитимный государственный режим часто является
узурпаторским, что подразумевает как противозаконный захват власти, так и противозаконное
ее осуществление. Легитимный государственный режим может трансформироваться
вне-легитимный, если имеет место незаконное присвоение властных полномочий
высшими должностными лицами (органами) или превышение этих полномочий.
Конституционное право зарубежных стран сформировалось как
самостоятельная и автономная отрасль национального права на рубеже XVIII и XIX
столетий. Это связано со спецификой и социальным предназначением
конституционного права, которое призвано оградить и защитить интересы человека
от возможных неправомерных покушений со стороны государства, его органов и
должностных лиц. Для этого необходимо ограничение публичной власти строгими
рамками права, и тем более - пресечение возможности злоупотреблений и
произвола с ее стороны.[25]
В условиях господства абсолютизма или деспотической власти
возможность формирования особой системы норм, которые должны ограничить эту
власть, была почти исключена. Это, конечно, не означает, что те или иные
институты конституционного права не могли появиться в сравнительно далеком
прошлом. Они знакомы и Древней Элладе и Древнему Риму, откуда пришло понятие
"демократия", а также ряд других.
Становление конституционного права как отрасли национального
права — это сравнительно длительный и далеко не всегда прямолинейный процесс
сложения отдельных норм и институтов в систему, регулирующую
конституционно-правовые отношения. Тем не - менее, можно с большой долей
уверенности говорить о том, что именно эпоха антифеодальных освободительных
революций стала периодом утверждения конституционного права в качестве самостоятельной
и ведущей отрасли национального права во всех передовых странах мира. Конечно,
основные принципы и институты конституционного права возникали и складывались
не на пустом месте. Их утверждению способствовали радикальные изменения в
общественной жизни, выдающиеся научные достижения в познании окружающего мира,
активная творческая деятельность выдающихся мыслителей прошлого, исследовавших
место и роль человека в обществе и государстве, стремившихся раскрыть причины
появления и существования публичной власти, принципы взаимоотношений между
человеком и государством.
Именно в эпоху, предшествующую освободительным революциям складываются
концепции, существенно важные для формирования конституционного права. В
Великобритании утверждение Хабеас корпус акта привело к возникновению одного
из таких ведущих принципов современного конституционного права, как гарантия
личной свободы. Также в Великобритании сформировалась концепция верховенства
парламента как органа народного представительства, противостоящего
абсолютистской власти монарха, органа, осуществляющего полновластие и формально
обладающего правом принимать решение по всем вопросам, которые затрагивают
интересы человека, общества и государства. Здесь же получила развитие концепция
господства права (rule of law), которая иногда не вполне точно именуется
концепцией верховенства закона.[26]
Подчеркивая, что формирование и становление конституционного
права - это длительный процесс, нельзя не отметить особо выдающееся значение
некоторых событий всемирной историй в формировании конституционно-правовых
начал, в утверждении конституционной законности как высшей формы законности
вообще. К числу таких событий можно отнести борьбу североамериканских колоний
за свою независимость, приведшую к появлению Декларации независимости 1776 г.,
и Французскую буржуазную революцию конца XVIII века, манифестом которой стала
Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
Действительно, если попытаться посмотреть на становление и
эволюцию конституционного права в исторической ретроспективе, то можно сразу
же заметить, что первоначальный круг полноправных субъектов
конституционно-правовых отношений, да и сфера применения норм конституционного
права были в значительной мере ограничены. Далеко не сразу важнейшие политические
права обрели такие демографические и социальные группы населения, как женщины,
молодежь, неимущие. Только в XX веке, преимущественно с середины этого
столетия, избирательное право, т. е. важнейшее политическое право, открывающее
возможность непосредственного участия в делах государства, действительно стало
всеобщим.
1.
Иностранное конституционное право./ Отв. ред. В.В.
Маклаков. М., 1999 (гл. 1-4,8,9, 11, 12).
2.
Конституционное (государственное) право зарубежных
стран. Т. 1-2: Общая часть./ Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1996-1997; Т. 3:
Страны Европы. М., 1999..
3.
Конституционное право зарубежных стран. / Под ред.
М.В. Багяая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 1999. - 4. Конституции государств
Европейского Союза. М., 1997.
4.
Конституция Украины// Конституции стран СНГи
Балтии. М., 1999.
5.
Конституция Федеративной Республики Бразилии //
Право и жизнь. 1998. № 16.
6.
Арановский Д. Государственное право зарубежных
стран. М., 2001.
7.
Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного
права. М., 2002.
8.
Боботов СВ. Конституционная юстиция. М., 1999.
9.
Защита прав человека в современном мире: Сб.
статей. М., 1999.
10. Конституции государств Центральной и Восточной Европы, М.,2001.
11. Михалева Н А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М., 2001.
12. Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М., 1994.
13. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.
14. Сравнительное конституционное право. М-., 1999.
15. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 2001
[1] Иностранное конституционное право./ Отв. ред.
В.В. Маклаков. М., 1999 (гл. 1-4,8,9, 11, 12).
[2] Защита прав человека в современном мире: Сб. статей.
М., 1999.
[3] Конституции государств Центральной и Восточной
Европы, М.,2001.
[4] Арановский Д. Государственное право
зарубежных стран. М., 2001.
[5] Конституция Федеративной Республики Бразилии // Право
и жизнь. 1998. № 16.
[6] Конституционное (государственное) право
зарубежных стран. Т. 1-2: Общая часть./ Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1996-1997;
Т. 3: Страны Европы. М., 1999..
[7] Арановский Д. Государственное право
зарубежных стран. М., 2001.
[8] Конституции государств Центральной и Восточной
Европы, М.,2001.
[9] Михалева Н А. Конституционное право зарубежных
стран СНГ. М., 2001.
[10] Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия
конституционного права. М., 2002.
[12] Конституции государств Центральной и Восточной
Европы, М.,2001.
[13] Арановский Д. Государственное право
зарубежных стран. М., 2001.
[14] Чиркин В.Е. Современное федеративное
государство. М., 2001
[15] Конституция Украины// Конституции стран СНГи
Балтии. М., 1999.
[16] Чиркин В.Е. Современное федеративное
государство. М., 2001
[17] Конституции государств Центральной и Восточной
Европы, М.,2001.
[18] Правительство, министерства и ведомства в
зарубежных странах. М., 1994.
[19] Конституционное (государственное) право
зарубежных стран. Т. 1-2: Общая часть./ Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1996-1997;
Т. 3: Страны Европы. М., 1999..
[20] Чиркин В.Е. Современное федеративное
государство. М., 2001
[21] Чиркин В.Е. Современное федеративное
государство. М., 2001
[22] Сравнительное конституционное право. М-.,
1999.
[23] Конституционное право зарубежных стран. / Под
ред. М.В. Багяая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 1999. - 4. Конституции
государств Европейского Союза. М., 1997.
[24] Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия
конституционного права. М., 2002.
[25] Конституционное право зарубежных стран. / Под
ред. М.В. Багяая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 1999. - 4. Конституции
государств Европейского Союза. М., 1997.
[26] Иностранное конституционное право./ Отв. ред.
В.В. Маклаков. М., 1999 (гл. 1-4,8,9, 11, 12).