Теоретические подходы в юридической психологии
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
1.Сущность теоретических подходов в
юридической психологии…4
2. Теоретические подходы в психологии………………………………7
2.1. Личностный и деятельностный подходы в
психологии…..……..7
2.2. Системный подход в юридической
психологии…………………9
2.3. Другие теоретические подходы в
юридической психологии….12
Заключение……………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………...…………………….15
Введение
Юридическая психология, как наука изучает
психические закономерности психологических знаний, которые применяются в
области правового регулирования и юридической деятельности. В своей
деятельности юридическая психология ставит следующие задачи: осуществлять
научный синтез знаний психологического и юридического плана; раскрывать в
достаточной мере психолого-юридическую сущность базовых правовых категорий;
обеспечивать достаточно четкое понимание юристами объекта своей
профессиональной деятельности — поведения человека; раскрывать деятельность
различных субъектов правоотношений, их психических состояний в многочисленных
ситуациях правоприменения и правоохранения; а также выработку рекомендаций,
направленных на усовершенствование правового регулирования жизни общества. Здесь
следует заметить, что все указанные задачи решаются с помощью применения некоторых
теоретических подходов.
Цель данной работы – исследовать основные теоретические
подходы в юридической психологии с современной точки зрения. В соответствии с
определенной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
▬
исследовать сущность теоретических подходов в психологии;
▬
рассмотреть основные теоретические подходы в психологии;
▬
сформулировать выводы и рекомендации по проделанной работе.
Объектом
исследования данной работы являются теоретические подходы в юридической
психологии. Предмет исследования работы – основные виды теоретических подходов
в современной юридической психологии.
Теоретической
основой представленной работы выступили научные труды российских авторов,
рассматривающих теоретические и практические аспекты юридической психологии с
современной точки зрения.
Работа состоит из
введения, теоретической части и заключения, включает список использованной
литературы. Данная работа изложена на 15 страницах, для написания использовано
11 научных источников.
1. Сущность теоретических подходов в
юридической психологии
В основе системы любого научного знания, в
том числе и юридической психологии, лежат определенные принципы, то есть
основные положения, которые определяют методические и теоретические подходы к
проведению различных исследований, объяснению наблюдаемых феноменов, обработке
и трактовке результатов и т.п. Юридическая психология опирается на принципы,
установленные в общей психологии, трактуя их применительно к своей области
знания. Так, основными принципами, определяющими сущность теоретических
подходов в юридической психологии, являются следующие.
Принцип объективности при исследовании
психики в условиях правовых взаимоотношений - данный принцип требует, чтобы при
изучении поведения людей в условиях законопослушного или противоправного
поведения следователь и суд руководствовались объективными показателями проявления
психических процессов, состояний и поступков человека. Поэтому первостепенную
роль в установлении истины играют методы объективного наблюдения, лабораторного
и натурного экспериментов, сбора и анализа фактов, вещественных доказательств,
экспертных оценок и т.п., тогда как субъективные и проективные тесты здесь играют
только вспомогательную роль.[[1]]
Второй принцип - принцип детерминизма в
области правовых отношений побуждает не только фиксировать определенное явление
(поступок), но и обнаруживать причины, обусловившие его возникновение.
Различные формы асоциального поведения могут быть детерминированы комплексом
психофизиологических, индивидуально-психологических свойств личности, а также
объективных условий ее формирования в определенной социальной среде. Принцип
детерминизма позволяет искать факторы, обусловившие противоправное поведение
человека, а также прогнозировать его дальнейшее развитие в зависимости от
методов воздействия на него в процессе следствия, отбытия наказания, готовности
к ресоциализации и реабилитации.
Что касается следующего принципа - принципа
единства сознания и деятельности, то его становление в отечественной психологии
связано с пониманием деятельности, как ведущего фактора формирования личности в
обществе. Именно включенность конкретной личности в определенные виды
деятельности (продуктивной, социально-позитивной или асоциальной) обусловливает
становление определенного типа поведения и формирования законопослушного или
противоправного сознания человека в обществе.
Принцип развития гласит о том, что
личность на всем протяжении своего жизненного пути подвергается влиянию
окружающей среды, конкретных условий общения и взаимодействия с людьми,
благодаря чему субъект усваивает определенную информацию и приобретает новые
свойства и качества. Так, личность не остается неизменной, а в зависимости от
складывающихся обстоятельств может изменяться как в лучшую, так и в худшую
сторону. Следовательно, юристу важно понимать, под влиянием каких объективных и
субъективных факторов сознание правопослушного подростка деформировалось и
превратилось в стимул противоправного поведения. Данный принцип развития
утверждает также, что всякое воспитательное воздействие на человека, особенно
на ребенка, производит определенный развивающий эффект как положительного, так
и отрицательного порядка. Так, неблагоприятный психологический климат в семье
или учебной группе (школа, училище, институт) может обусловить развитие
агрессивности у подростка.[[2]]
Следующий принцип юридической психологии -
принцип личностного подхода подразумевает под собой то, что юридическая
психология имеет своим объектом, прежде всего личность, как субъекта
правопослушной или антиправовой деятельности, то есть это лицо, выражающее
определенное отношение к нормам права. Поэтому здесь юристу важно исследовать
то, как объективные факторы внешней социальной и природной среды воздействуют и
преломляются через сознание конкретной определенной личности, обладающей
определенными интеллектуальными и характерологическими особенностями, а также
переживающей определенные психические состояния, опосредующие формирование асоциальных
форм поведения.
Внедрение в психологию принципа системности
привело исследователей к пониманию психики человека не как комплекса отдельных
процессов и свойств, а как единого целостного образования – системы, в которой
все когнитивные, коммуникативные и регулятивные функции взаимодействуют и
взаимообусловливают друг друга. Согласно этому, деятельность человека
понимается как целенаправленный, мотивированный и саморегулирующийся процесс.
Одним из проявлений саморегуляции поведения является тот факт, что при всей
изменчивости личность стремится к гомеостату, т.е. сохранению внутреннего
равновесия своей структуры. Для юридической психологии это положение важно,
чтобы объяснить наличие психической «нормы», нормального, то есть
адаптированного к нормам права поведения. При изучении каких-либо актов
поведения юридические работники должны учитывать всю систему свойств личности.
При оценке конкретного противоправного действия человека необходимо изучить
структуру его личности в целом, его мотивацию, целенаправленность,
индивидуально-психологические свойства.[[3]]
Итак, юридическая психология как наука,
интегрирующая в себя психологические и юридические знания, наряду с
общепсихологическими принципами должна соблюдать и основополагающие принципы,
лежащие в основе правовой науки и действующего законодательства. Эти принципы
хорошо известны специалистам в области юриспруденции, так как они
законодательно введены в область права: это соблюдение законности, равенства
граждан перед законом, презумпции невиновности, справедливости, гуманности.
Таким образом, вышеуказанные принципы
определяют сущность применения определенных теоретических подходов в
юридической психологии. Такими подходами, прежде всего являются – личностный
подход, системный подход, различные психологические подходы (иллюстративный,
комментаторский, объяснительный, феноменологический), исторический подход и
т.п.
2. Теоретические подходы в психологии
2.1. Личностный и деятельностный подходы
в психологии
Одним из основных теоретических подходов в
юридической психологии является личностный подход, потому как юридическая
психология всегда имеет объектом исследования личность, поскольку именно к ней
адресована вся система правовых норм. Это позволяет построить структуру
личности и выделить такие ее элементы, которые являются значимыми в криминогенных
ситуациях, в различных сторонах правоохранительной деятельности, а также при
разработке стратегии ресоциализации правонарушителей и т.д.[[4]]
Личностный подход в юридической психологии
реализует формулу "человек есть мера всех вещей", в том числе и
правовых. Личность- ведь это не только объект правового воздействия, но и
источник, формирующий само право, сила, творящая и преобразующая посредством
права социальную действительность. Приоритет человеческой личности, ее
интересов и потребностей, социальных групп во всех правовых решениях и
действиях должен быть бесспорен, ибо такова гуманистическая природа всей
отрасли права.
Следует отметить, что подлинно личностный
подход с позиций справедливости в идеале требует изучения достаточно большого объема
свойств личности, в частности обвиняемого, и включает в себя исследование его
внутреннего мира: потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков (мотивов
поведения), общей структуры и отдельных черт характера, эмоционально-волевой
сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности
(восприятия, мышления, памяти и других познавательных процессов). Разумеется, в
рамках уголовного процесса могут и должны изучаться не все психологические
особенности обвиняемого, но только имеющие значение для уголовного дела. В
большинстве же случаев бывает необходимо и достаточно исследовать те свойства
личности обвиняемого, которые:
а) указывают на закономерность или
случайность принятия и реализации решения о преступлении;
б) влияют на способность управлять
поведением в конкретной ситуации;
в) значимы для прогноза опасности рецидива
и определения программы коррекционного воздействия.[[5]]
Одна из важных задач юридической психологии
— выделение внутренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии с определенными
внешними факторами могут создать для данной личности криминогенную ситуацию, то
есть выделение криминогенных личностных качеств и предпосылок. В этой связи
особую ценность в психологии приобретает еще один теоретический подход – это
подход теории деятельности. Принцип деятельностного подхода в самой краткой
формулировке состоит в том, что сознание личности формируется в процессе и в
результате деятельности и проявляется, и реализуется тоже в ней. Любая
деятельность включает цель, условия, в которых она дана, способы и средства ее
достижения, мотив, ради которого человек стремится к достижению определенной
цели и который сам выступает в качестве отдаленной цели, и, наконец, результат
деятельности.[6]
Многие теоретики – психологи полагают, что
истинный предмет юридической психологии составляют психические закономерности
деятельности и личности человека в области правовых отношений. Это определение
связано с попыткой объединить в рамках юридической психологии два доминирующих
еще в советской психологии теоретических подхода: «деятельностный»,
разработанный московской школой психологии, и «личностный», утвержденный
ленинградской школой психологии. Однако к середине 80-х годов ХХ века на первый
план стал выходить, так называемый «системный» подход, культивируемый в
академической психологической науке. Системный подход в юридической психологии
стал основополагающим теоретическим подходом, который позволяет установить
механизм детерминирующего влияния социальной среды на правомерное или
противоправное поведение конкретного человека и определенных видов социальных
групп.
2.2. Системный подход в юридической
психологии
Системный подход, возрастание роли
системного знания были определены как новыми потребностями развития научного
знания, так и практическими потребностями более широкого плана. Накопление и
углубление научного знания, его дифференциация и интеграция ведут к более
глубокому пониманию исследуемых явлений. Сущность системного подхода в изучении
объективной реальности заключается в том, что объекты познания рассматриваются
как целостные образования. Системный подход исходит из того положения, что
специфика системы (греч. systema – целое, составленное из частей, объединение)
не сводится к особенностям составляющих его элементов, а коренится, прежде
всего в характере связей и отношений между ними.[[7]]
Целостность является результатом
интеграции частей целого, это понятие отражает процесс и механизм объединения
частей, приобретения комплекса интегральных совокупных качеств. Любая система
может рассматриваться как часть другой более крупной системы, системного
комплекса.
Системный комплекс – это целостное
составное явление, когда сама система состоит из нескольких самостоятельных, но
взаимосвязанных систем. Так, личность можно рассматривать как систему, и как
системный комплекс, в который входят такие системы - память, мышление,
характер. Системный комплекс может быть представлен: личность руководителя –
коллектив учреждения; потерпевший – группа правонарушителей – свидетели.
В системе предметом изучения оказываются
ее структура, законы соединения частей в целое, ее внутренние механизмы и
интегральные закономерности. В системном комплексе действуют иерархические
связи, взаимодействия и отношения двух или нескольких систем. Целостность комплекса
– это уже не органическая целостность, а только единство взаимодействующих
систем (например, водителя и автомобиля; личности и целой группы).[[8]]
Принцип иерархии систем в системном
комплексе является весьма продуктивным для юридической психологии. Системный
подход позволяет представить юридическую психологию как систему, входящую в
системы более высокого ранга – в психологию и правоведение, или как системный
комплекс, включающий системы криминальной, судебной психологии.
Система психических явлений –
многоуровневая, которая строится иерархически, она включает в себя ряд
подсистем, обладающих различными функциональными качествами. Так, можно
выделить три основные неразрывно взаимосвязанные подсистемы: когнитивную, в
которой реализуется функция познания; регулятивную, обеспечивающую регуляцию
деятельности и поведения; и коммуникативную, формирующуюся и реализующуюся в
процессе общения между людьми. В свою очередь каждая из этих указанных
подсистем может быть расчленена далее на более мелкие подсистемы.[[9]]
Системный подход требует рассмотрения
явлений в их развитии. Целостность системы формируется и разрушается в ходе ее
развития.
Объектом изучения юридической психологии
является человек как субъект правоохранительной деятельности и участник
определенных правоотношений. Задача юридической психологии заключается, прежде
всего, в исследовании и выделении психологических закономерностей деятельности
личности в области правового регулирования, а также разработке практических
рекомендаций по повышению эффективности правоохранительной деятельности.
Системный подход в юридической психологии позволяет установить механизм
детерминирующего влияния социальной среды на правомерное или противоправное
поведение человека и социальных групп.
Существенной характеристикой системной
детерминации является ее нелинейность: – во-первых, произошел отход от поиска
единственной детерминанты (причины); – во-вторых, произошел отказ от понимания
связи «причина-следствие» как непосредственной, близкой по времени проявления,
признание кумулятивной причины, предполагающей накопление некоторой критической
массы изменений (например, накопление отрицательных переживаний, вследствие
которого может в дальнейшем наступить стресс или аффект); – и в-третьих,
произошло нарушение прямых привычных соотношений между некоторыми параметрами,
возникновение «извращенных» отношений (например, обратные эффекты сверхзначимой
мотивации – дезорганизациия, дезадаптация, «сползание» на низшие уровни
регуляции и т.д.).[[10]]
Общими задачами системных исследований в
юридической психологии являются анализ и синтез систем, в процессе которого
система выделяется из среды, определяются ее состав, структуры, функции,
интегральные характеристики, а также системообразующие факторы и взаимосвязи со
средой. В процессе синтеза создается модель реально существующей системы,
повышается уровень абстрактного описания данной системы, определяется полнота
ее состава и структур, базисы описания, закономерности динамики и поведения.
Системный подход применяется к множествам объектов и их компонентам, а также к
свойствам или интегральным характеристикам объектов.
Существуют следующие границы применения
системного подхода:
1) системный подход не самоцель, плоды его
четкие теоретические и экспериментальные выводы;
2) системный подход применим только к тем
объектам, которые обладают высокой степенью функциональной обособленности.
В настоящее время существует несколько
типов системного подхода:
1. Комплексный системный подход - когда
изучается только состав системы, нет отношений между ее элементами, элементами
и целым;
2. Структурный системный подход – когда
изучается состав системы, отношения между элементами, но нет отношения
элементов и целого;
3. Целостный системный подход – когда
рассматриваются все отношения – и состав системы и все возможный отношения в
данной системе.
Итак, системный подход в психологии – это
применение системных методов для решения задач систематики, планирования и
организации комплексного и систематического эксперимента в юриспруденции.
2.3. Другие теоретические подходы в
юридической психологии
При раскрытии "психологической составляющей"
в юридической психологии довольно часто реализуются и другие теоретические
подходы:[11]
• Психолого-иллюстративный подход -
наиболее древний и изначально единственный теоретический подход, характерен
тем, что в канву чисто юридических рассуждений и анализов то и дело
вкрапливаются психологические термины и объяснения. Нередко используются
выражения типа "психологи утверждают", "как показали
психологические исследования" и т.п., но при этом приводятся абсолютно
ненаучные пояснения либо ссылки на публикацию отдельного автора, отнюдь не
отражающего мнение юридической психологии как систематизированного и
проверенного научного знания;
• Психолого-комментаторский подход -
характерен, как и вышеуказанный, построением юридической логики рассуждений, но
с основательным дополнением их психологическими пояснениями, более или менее
отвечающими научной достоверности. К такому подходу склонны обычно юристы по
образованию и образу мышления, но относительно подробно ознакомившиеся с
основами общей психологии, однако эти пояснения нередко страдают неточностями, "психологической
школярностью": фрагментарностью, разорванностью, а также слабостями психологического
мышления;
• Психолого-объяснительный подход – очень схож
со вторым подходом, но психологический комментарий более компетентен. Такой подход
реализуется обычно лицами с высокой психологической подготовленностью. Он имеет
полное право на существование в юридической психологии, но имеет и недостатки. Обычно
объяснения строятся на данных общей психологии, юридико-психологическую специфику
не всегда удается выявить, а поэтому эвристические возможности этого подхода
нередко ограничены;
• Психолого-феноменологический подход -
это наиболее совершенный подход, позволяющий увидеть юридическую реальность
глазами специалиста с эрудицией в области юридической психологии. Данный подход
в психологии ориентирован на выявление именно психологических феноменов и достаточно
точное объяснение с помощью их юридической реальности.
Допустим, проведение допроса процессуально
связано с выполнением около пятидесяти операций, например, в начальной стадии
допроса следует:
1) представиться,
2) объяснить гражданину цель вызова,
3) удостовериться в личности вызванного,
4) разъяснить вызванному его
процессуальные права и обязанности,
5) использовать начальную стадию допроса
для оценки личности допрашиваемого и т.д.
Используя два первых подхода, можно более
или менее детально проиллюстрировать психологически каждую операцию, но можно
поступить и иначе: рассмотреть допрос сквозь призму психологических феноменов
его - психологического сценария допроса, психологически обоснованного плана,
формирования благоприятного психического состояния допрашиваемого, установления
психологического контакта, психологического изучения допрашиваемого, слежения
за признаками его искренности и лживости, оценки занятой психологической
позиции и избранной линии поведения. Такой подход позволяет лучше понять
психологическое своеобразие изучаемого юридического явления и вскрыть
оригинальные, психологически специфичные и ранее не используемые резервы
улучшения дела.[[12]]
В настоящее время существуют и другие
теоретические подходы в юридической психологии, но только сочетание различных
подходов, а соответственно и методов психологии позволяет достаточно глубоко
анализировать взаимодействия, выявлять психологические закономерности процесса
деятельности, структуры личности и системы правовых норм, давать точное
описание этого взаимодействия с учетом всех участвующих элементов.
Заключение
По результатам проведенных исследований
темы – «Теоретические подходы в психологии» в заключении хотелось бы сказать
следующее.
Одним из основных теоретических подходов в
юридической психологии является личностный подход, потому как юридическая
психология всегда имеет объектом исследования личность. Это позволяет построить
структуру личности, выделить ее элементы, которые являются значимыми в
криминогенных ситуациях, в различных сторонах правоохранительной деятельности,
а также при разработке стратегии ресоциализации правонарушителей.
Особую ценность в психологии имеет
деятельностный подход, сущность которого состоит в том, что сознание личности
формируется в процессе и в результате деятельности и проявляется, и реализуется
тоже в ней.
Системный подход в юридической психологии с
недавнего времени стал основополагающим теоретическим подходом, который
позволяет установить механизм детерминирующего влияния социальной среды на
правомерное или противоправное поведение конкретного человека и определенных
видов социальных групп. Так, в системе предметом непосредственного изучения
оказываются ее структура, законы соединения отдельных частей в целое, ее
внутренние механизмы и иные интегральные закономерности.
При раскрытии "психологической
составляющей" в юридической психологии довольно часто реализуются и другие
теоретические подходы: это психолого-иллюстративный подход, психолого-комментаторский
подход, психолого-объяснительный подход, психолого-феноменологический подход,
предметно-исторический подход и многие другие научные подходы.
Следует сказать, что только сочетание
различных подходов, а соответственно и методов психологии позволяет достаточно
глубоко анализировать взаимодействия, выявлять психологические закономерности
процесса деятельности, структуры личности и системы правовых норм, давать
точное описание этого взаимодействия с учетом всех участвующих элементов
Список использованной литературы
1.
Баранов, П.П. Курбатов В.И. Юридическая психология: учебник
для высших учебных заведений / П.П. Баранов. – М.: Просвещение, 2005. – 456 с.
2.
Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов
5-е изд., перераб. и дополн./ В.Л. Васильев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 656 с.
3.
Гоноболин, Ф.Н. Психология: учебник для студентов высших учебных
заведений / Ф.Н. Гоноболин. - М.: Просвещение, 2004. – 389 с.
4.
Еникеев, М.И. Юридическая психология: учебник для вузов /
М.И. Еникеев. – М.: Издательство Норма - М, 2006. - 512 с.
5.
Казаков, В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология: учебник для студентов
вузов / В.Г. Казаков. - М.: Высшая школа, 2005.- 414 с.
6.
Общая психология: учебник для высших учебных заведений /
под редакцией А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1999. – 452 с.
7.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической
психологии: учебник для студентов вузов / А.В. Петровский. - М.: ГАЛА, 2005. -
528с
8.
Общая психология: учебник / под редакцией В.В.
Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 524 с.
9.
Платонов, К.К., Голубев Г.Г. Психология: учебник для высших
учебных заведений / К.К. Платонов. - М.: Высшая школа, 2005. – 393 с.
10. Чуфаровский,
Ю.В. Юридическая психология: учебное пособие для студентов / Ю.В. Чуфаровский.
- М.: Право и Закон, 2004. — 320 с.
11. Шиханцов,
Г.Г. Юридическая психология: учебник для высших учебных заведений / Г.Г.
Шиханцов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2007. – 611 с.
[1] Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии:
учебник. - М., 2005. – с.54
[2] Общая психология: учебник / под ред. В.В. Богословского.- М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – с. 12
[3] Платонов, К.К., Голубев Г.Г. Психология: учебник / К.К. Платонов. -
М.: Высшая школа, 2005. – с. 35
[4] Гоноболин, Ф.Н. Психология: учебник. / Ф.Н. Гоноболин. - М.:
Просвещение, 2004. – с. 128
[5] Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник./ В.Л. Васильев. – М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - с.89
[6] Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология: уч. пособие / Ю.В.
Чуфаровский. - М., 2004. — с. 67
[7] Еникеев, М.И. Юридическая психология: учебник / М.И. Еникеев. – М.:
Издат-во Норма - М, 2006. – с.83
[8] Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии:
учебник. - М., 2005. – с. 74
[9] Баранов, П.П. Курбатов В.И. Юридическая психология: учебник / П.П.
Баранов. – М, 2005. – с. 89
[10] Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология: уч. пособие / Ю.В.
Чуфаровский. - М., 2004. — с. 84-85
[11] Баранов, П.П. Курбатов В.И. Юридическая психология: учебник / П.П.
Баранов. – М., 2005. – с. 93- 95
[12] Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии:
учебник. - М., 2005. – с.75