Судебная власть в Российской Федерации
Содержание
Введение. 3
1. Судебная власть, ее понятие и соотношение с другими
ветвями государственной власти 7
2. Суд как орган судебной власти. 15
3. Судебная система. 18
4. Статус судей Конституционного суда РФ, судов общей
юрисдикции и арбитражных судов. 27
Заключение. 39
Список используемой литературы.. 41
Приложение 1. Схема: судебная власть. 43
Приложение 2. Схема: судебная система РФ.. 44
Проблему
рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются
разрешать, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма
организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже давно, многие
столетия тому назад, заметили, что концентрация государственной власти в
чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям. Чем больше
такая концентрация, тем выше вероятность произвола и злоупотреблений. Об этом
свидетельствует многовековой опыт человечества. Самые просвещенные властители,
в руках которых сосредоточивались неограниченно все нити власти, рано или поздно
становились своенравными тиранами, признававшими только свой авторитет,
попиравшими свободу и не считавшимися с неотъемлемыми правами человека. Такой
опыт и подталкивал к поискам путей преодоления подобных негативных явлений.
Наиболее широкое признание получила и продолжает сохранять его вплоть до
настоящего времени идея, в соответствии с которой основные направления (ветви)
государственной власти следовало бы разделять и вверять "в разные
руки". Это-де должно будет мешать узурпаторским намерениям, а вместе с
этим злоупотреблению властью и произволу. Чаще всего сторонники данной идеи
(концепции) придерживаются мнения, что государственная власть в целом включает
три направления (ветви) — законодательную, исполнительную и судебную. Сферы их
реализации подлежат четкому разграничению, Они не должны быть помехой друг
другу. Разделение властей следовало бы основывать прежде всего на их
сотрудничестве, которое, однако, сдерживало бы каждую из них, ставило бы в
определенные рамки и балансировало. Активным сторонником рассматриваемой
концепции, внесшим заметный вклад в ее разработку и популяризацию, вполне заслуженно
считают известного французского просветителя, правоведа и философа Ш.
Монтескье. В своем знаменитом сочинении "О духе законов" (1748 г.)
он писал: "Когда одному и тому же лицу или одному и тому же составу
должностных лиц предоставлены вместе законодательная и исполнительная власти,
тогда нет свободы, потому что можно опасаться, что монарх или сенат будут
создавать тиранические законы, чтобы тиранически исполнять их. Нет также
свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной.
Если бы она была соединена с исполнительной властью, судья обладал бы
достаточной силой, чтобы сделаться угнетателем. Все было бы потеряно, если бы
один и тот же человек, или корпорация высокопоставленных лиц, или сословие
дворян, или, наконец, весь народ осуществляли все три вида власти: власть
создавать законы, власть приводить их в исполнение и власть судить преступления
и тяжбы частных лиц". Не все в этом высказывании современно. Оно относится
к XVIII в. и с точки зрения накопленного к настоящему времени опыта может быть
кое в чем оспорено. Однако в целом сказанное тогда не утратило своей
актуальности и в наши дни.
Стройная
система законов и эффективное правосудие – важнейшие предпосылки перехода к
правовому демократическому государству. Но как показывает исторический опыт,
надлежащее реформирование правовой надстройки сильно затрудняется в условиях
острейших политических конфронтаций и социально-экономических неурядиц. Для
эффективного проведения реформы в любой из жизненно важных сфер государственной
деятельности требуется не только наличие научно обоснованной программы, но и
стечение благоприятных обстоятельств. Правовая система современной России
складывается в условиях небывалой криминализации жизненно важных сфер и как
следствие возросшей социально- политической напряженности. Такого рода
обстоятельства никак не благоприятствуют ни совершенствованию законодательства,
ни качественному обновлению правосудия. Существуют и другие негативные явления
- прежде всего развившийся до крайности правовой нигилизм: граждане стремятся
любой ценой обойти правовые ограничения и запреты, избежать громоздких и
обременительных судебных процедур в связи с возникающими конфликтами и спорами.
Этим они открыто демонстрирую свое неуважение к законам. Юридическая
общественность страны, видные, ученые-правоведы крайне обеспокоены нынешним
состоянием дел в области правосудия. Многие труды посвящены изобличению ставших
хроническими сбоев в работе правосудия; все чаще в средствах массовой
информации ставятся вопросы о непрочности конституционных гарантий
независимости судебной власти. Требования об освобождении суда от коррупции и
злоупотреблений по-прежнему стоят на повестке дня. По ряду существенных чисто
юридических критериев российское право может быть отнесено к континентальной
правовой системе романо-германского типа. ОБ этом свидетельствуют
кодифицированный характер этого права, структура правовой нормы, принцип
верховенства закона и однотипная иерархия источников права В еще большей мере
сходство российского права с континентальным проявляется в построении судебной
системы и в организации принципов судопроизводства. Сближению этих правовых
систем способствовали активные законотворческие усилия видных правоведов и
государственных деятелей России в течение всего 19в. Сами реформы поначалу были
неясными, если не сказать противоречивыми. Реальность первых лет постсоветской
России связана с общим снижением уровня управляемости обществом, что
одновременно свидетельствовало и о слабости государственного аппарата
управления, и о неэффективности системы правоприменительных органов, в том
числе и судебных учреждений.
В
связи с разработкой новой концепции судебной реформы, одним из важнейших этапов
которой стало принятие Федерального конституционного закона от 31 декабря
1996г» О судебной системе Российской Федерации»2, появилась надежда на
восстановление сильной и авторитетной судебной власти, несмотря на огромные трудности
в формировании судебных кадров и в финансовом обеспечении судебной
деятельности.
Концепция разделения властей на российской
почве прижилась не сразу. Ведь она в какой-то мере ориентирована на подрыв
устоев монархического устройства государства. Только в конце XIX — начале XX
в. о ней заговорили в полный голос, в том числе в университетских аудиториях,
как об идее, реализация которой должна привести к преобразованию России в
правовое государство. После октября 1917 г. положение круто изменилось.
Основная причина — курс на всевластие Советов, а впоследствии и на господство
командно-административной системы, которая не допускала и не могла допустить
какого-то разделения государственной власти. В таких условиях концепция
разделения властей оказалась в немилости и нередко преподносилась как выдумка,
которая понадобилась буржуазии в период ее борьбы за господство. Лишь в конце
80-х гг. стало появляться более серьезное отношение к проблеме разделения
властей. По времени это совпало с официозным провозглашением курса на
преобразование нашего государства в правовое, с признанием того, что такое
государство невозможно без верховенства закона и надежно обеспечивающего подобное
верховенство механизма, основной рычаг которого многие усматривали и
усматривают в разделении властей.[1]
Съезд народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. одобрил Декларацию "О
государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической
Республики", в п. 13 которой четко сказано: "Разделение
законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим
принципом функционирования РСФСР как правового государства". Почти два
года спустя, 21 апреля 1992 г., эта идея была закреплена на конституционном
уровне. В ст. 3 действовавшей тогда Конституции РСФСР провозглашалось, в
частности, что "система государственной власти в Российской Федерации
основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной
властей...". Это положение приобрело несколько иное звучание в Конституции
РФ,[2] принятой 12 декабря 1993 г.:
"Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе
разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы
законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны" (ст.
10). Приведенные положения дают основание считать, что судебная власть — одно
из проявлений государственной власти в целом. Следовательно, ее понятие
производно от общего понятия власти и понятия государственной власти в
частности. Общее понятие власти, как известно, категория многоаспектная и
многоликая. Власть родительская и отцовская, власть чувств, власть толпы или
улицы, местная власть, власть тьмы и т.д. — столь широк диапазон употребления
слова "власть". Поэтому общее определение власти тоже является весьма
широким. В него нередко включают, прежде всего, способность и возможность
оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью
таких средств, как авторитет, волевое ' влияние, правовые веления, принуждение
и т.п. Таким видят данное понятие не только философы и обществоведы, но и
знатоки русского языка. Например, В.И.Даль писал, что власть — это "право,
сила, воля над чем-либо, свобода действия и распоряжения, начальствование,
управление...". Несколько иначе по форме, но по сути так же определял
власть и С. И. Ожегов. По его мнению, таковой следует считать "право и
возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо, подчинять своей воле". И
такой подход распространен не только в русскоязычной литературе. Весьма сходно
раскрывается оно также в зарубежных, широко известных толковых и
энциклопедических словарях, специальной монографической литературе. К примеру,
в толковом словаре английского языка Уэбстера основные значения термина
"власть" раскрываются, как "способность действовать или
достигать результата", "юридическое или официальное полномочие,
способность или право", "обладание контролем, полномочием или
влиянием в отношении других", а в статье о понятии "политическая
власть", помещенной в Оксфордском энциклопедическом словаре, — как
"способность достигать желаемые цели вопреки сопротивлению",
"способность понуждать других делать то, что они сами не стали бы
делать".Другими словами, власть — это не какое-то лицо, орган, объединение,
учреждение. Они — действующие лица, но не власть. Они лишь реализуют
предоставленную им возможность (способность) делать что-то, влиять на чьи-то
поступки, достигать какой-то цели. Более узким является понятие государственной
власти. В отличие от общего это понятие персонифицировано. В нем уже
присутствуют действующие субъекты — народ и (или) государство, его аппарат и
органы местного самоуправления, которым делегируется то, что они (народ или
государство) могли бы делать сами, т.е. власть (см. ст. 3 Конституции РФ).
Соответственно властью государственной (политической) принято считать
возможность и способность народа и (или) государства в лице его органов
оказывать воздействие на поведение людей и в целом на процессы, происходящие в
обществе, с помощью убеждения, принуждения либо иных способов. Еще уже понятие
судебной власти. Это, как отмечено выше, одна из ветвей государственной
власти. Субъектом, осуществляющим ее, является не любой государственный орган,
а лишь с уд, который обладает присущими только ему возможностями и способностями
воздействия на поведение людей, а через это — и на процессы, происходящие в
обществе. Поэтому судебную власть можно было бы определить как возможность и
способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа
(суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы. Из этого
определения следует, что понятию судебной власти свойственно по крайней мере
два компонента: во-первых, данная власть может реализоваться только специально
создаваемым государственным учреждением — судом; во-вторых, у этого органа
должны быть свои, присущие только ему возможность и способность воздействия.
Эти признаки взаимосвязаны и взаимозависимы. Их нельзя изолировать друг от
друга или противопоставлять.
Правосудие — важное проявление судебной власти, ко не единственное.
Судебная власть может проявляться во многом.
Упомянутые
в приведенном определении понятия судебной власти "возможности" и
"способности"— это многогранные полномочия, которыми наделяются суды.
Именно их реализация в целом и есть реализация судебной власти. Среди этих
полномочий доминирующую роль играет правосудие. Его может осуществлять только
суд, и никакой другой орган. Это специфически судебное полномочие. Но судебная
власть, как уже говорилось, не сводится только к данному полномочию. Она включает
и ряд других, которые, как и правосудие, имеют большое социальное значение. К
ним следовало бы относить следующие:
Ø
конституционный контроль;
Ø
контроль за законностью и обоснованностью
решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления,
общественных объединений, должностных лиц;
Ø
обеспечение исполнения приговоров и иных
судебных решений;
Ø
дача разъяснений по вопросам судебной практики;
Ø
участие в формировании судейского корпуса и
содействие органам судейского сообщества.
Эти
полномочия было бы неправильно полностью отождествлять, как это нередко
делается, с правосудием. Можно говорить, пожалуй, лишь о том, что их реализация
тесно связана с правосудием и содействует его надлежащему осуществлению.
Проведению в жизнь каждого из названных полномочий, образующих судебную
власть, призвано способствовать наделение органов, на которые возложено
осуществление данной власти, средствами принуждения к исполнению принимаемых
ими решений. Закон, к примеру, прямо провозгласил общеобязательность многих
видов вступивших в законную силу судебных решений. Он требует от организаций и
должностных лиц, граждан неукоснительного подчинения велениям органов,
осуществляющих судебную власть. И это не обычная, "дежурная"
декларация, с какими нам нередко приходится сталкиваться. Реальность судебных
велений подкрепляется довольно внушительными средствами воздействия. Например,
если какое-то лицо не представляет без уважительных причин имеющийся у него
документ, необходимый для правильного разрешения дела арбитражным судом, то
последний вправе подвергнуть такое лицо штрафу в сумме до 200 минимальных
размеров оплаты труда (ч. 3 ст. 54 АПК РФ[3]).
Гражданин, нарушивший порядок в зале обычного (не арбитражного) суда,
разбирающего гражданское дело, и не подчинившийся распоряжениям судьи, в
соответствии с ч. 2 ст. 149 ГПК РФ[4]
может быть оштрафован в сумме до 50 минимальных размеров оплаты труда.
Эффективные меры применяются и к гражданам (обвиняемым в совершении
преступления, потерпевшим, свидетелям и др.) в случаях, когда они, скажем,
уклоняются от явки в суд по его вызову. Закон разрешает подвергать их по
решению суда (судьи) принудительному приводу с помощью судебных приставов и
(или) денежному взысканию. Предусматриваются и иные меры воздействия на тех, кто
не желает уважительно относиться к судебным велениям. При определенных в
законе обстоятельствах может возникнуть вопрос, как будет показано ниже, и о
применении самых строгих мер юридического воздействия —• мер уголовного
наказания. Общее положение о властном характере выполняемых судами функций
сформулировано в ч. 6 ст. 1 Закона о статусе судей[5] следующим образом:
"Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий
обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных
объединений, должностных лиц, других юридических или физических лиц. Информация,
документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются
по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей
влечет установленную законом ответственность". Аналогичное предписание
содержится и в ч. 1 ст. 6 Закона о судебной системе.[6] Обобщенное знание полномочий
судов (их "возможностей и способностей") не только дает
представление о том, чем могут и должны заниматься эти государственные органы,
но и ориентирует относительно их роли и места в системе всех учреждений,
реализующих в целом государственную власть, а равно и соотношения названных
выше трех ее ветвей (отраслей). Оно позволяет наполнить конкретным содержанием
широко употребляемое, хотя и несколько упрощенное объяснение сути разделения
властей: законодатель — законодательствует, исполнительные органы — исполняют
законы, а суды — судят. Во всяком случае, один только приведенный выше перечень
судебных полномочий свидетельствует о том, что за формулой "суды
судят" скрывается весьма емкая и разнообразная деятельность, которая в
целом существенно отличается от того, что должны делать законодательные и
исполнительные органы. Круг судебных полномочий говорит и о том, что данная
власть призвана выполнять важную и ответственную социальную функцию, не менее
значимую, чем функции, выполняемые другими ветвями власти. А это позволяет
делать вывод также о равнозначности, равноправности и паритетности всех ветвей
власти. Такой вывод до сравнительно недавнего времени считался ошибочным,
противоречащим основной государственно-политической установке, выражавшейся в
словах "Вся власть Советам". Сообразно с этим у судов не было многих
из перечисленных полномочий. Они, к примеру, не могли заниматься
конституционным контролем, проверять законность и обоснованность решений и
действий большинства исполнительных органов. На них смотрели как на органы,
которые должны заниматься главным образом разбирательством гражданских и
уголовных дел, содействием исполнению собственных решений. Лишь в крайне
ограниченных случаях им дозволялось разбирать дела об административных правонарушениях
и рассматривать жалобы на незаконные действия некоторых (далеко не всех) исполнительных
органов. Поворот произошел в конце 80-х — начале 90-х гг., когда стало расти
сознание того, что правовое государство без полноценной судебной власти немыслимо.
С этого времени и активизировался процесс принятия конкретных мер,
направленных на повышение авторитета судов. Это проявилось не только в
совершенствовании порядка подбора и формирования судейского корпуса, создании
условий для его независимости, повышении материальной обеспеченности, установлении
ответственности за неуважение к суду, но и в существенном расширении судебных
полномочий. Такую тенденцию можно видеть во многом. В частности, в наделении
судов правом осуществлять контроль за законностью и обоснованностью действий
правоохранительных органов, призванных заниматься выявлением и раскрытием
преступлений, в первую очередь в тех случаях, когда есть опасность ограничения
конституционных прав и свобод граждан. В наши дни суды (гражданские и
военные), как будет показано ниже, могут проверять законность и обоснованность
задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, ареста, продления его
срока, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну
переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а
также права на неприкосновенность жилища, и т.д. Уже только в этом четко
просматривается признание положения о том, что суды — это вершина пирамиды
правоохранительных органов. Признание высокой социальной значимости судебной
власти проявилось весьма недвусмысленно и в восстановлении конституционного
контроля как одного из ее основных полномочий. Это, как будет показано ниже,
закреплено сначала в Конституции РФ, а затем и в законах о Конституционном Суде
РФ 1991 и 1994 гг.[7]
Следующим шагом стало предоставление всем судам возможности проверять законность
решений местных представительных и всех исполнительных органов. Еще в Законе
"О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в
условиях перехода к рыночным отношениям" от 24 ноября 1990 г. предусматривалось,
что суды вправе проверять законность решений местных Советов народных
депутатов, подчиненных им органов, должностных лиц, если решения такого рода
нарушают права и охраняемые законом интересы граждан. Конституция РФ 1993 г.
явилась логическим завершением эволюции в данной области. В ч. 2 ст. 46
говорится: "Решения и действия (или бездействие) органов государственной
власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных
лиц могут быть обжалованы в суд". Это конституционное положение
существенно развито и дополнено другим: "Суд, установив при рассмотрении
дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает
решение в соответствии с законом" (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ).
В
настоящее время суды всех видов и уровней формируются с соблюдением специально
установленной законом процедуры. Ее реализация призвана в первую очередь
обеспечить, чтобы судейские должности занимали люди, способные профессионально,
грамотно, справедливо, всесторонне, полно, добросовестно и честно рассматривать
и разрешать по существу отнесенные к их ведению дела. Достижению данной цели
должна содействовать, в частности, система особых защитных средств,
гарантирующих от проникновения в судейский корпус некомпетентных и
безнравственных людей, а равно дающая возможность своевременно и обоснованно
"очищать" этот корпус от тех, кто попал в него случайно либо оказался
неспособным достойно нести звание судьи. Существенным моментом, характеризующим
органы судебной власти, является также обеспечение их независимости при
осуществлении основных функций — правосудия либо конституционного контроля.
Принятие ими решений по конкретным делам ограждается от постороннего влияния,
как внешнего, так и внутреннего (со стороны вышестоящих судебных инстанций или
"своего" — судебного начальства). Этого не скажешь о законодательных
и исполнительных органах. Особенно последних, где субординация, подчинение
нижестоящих вышестоящим, обязательность указаний руководства считаются
явлением вполне нормальным, естественным, даже обязательным и неизбежным. Не
предусматриваются какие-то особые меры, изолирующие законодателей (членов
представительных органов) от влияния извне, поскольку сделать это практически
невозможно. Данная категория людей в своей деятельности обязана
руководствоваться внешними факторами, учитывать требования социальных и
политических сил (партий, общественных объединений, избирателей и т.д.).
Сказанное, однако, не означает, что существует непроходимая пропасть между, с
одной стороны, судебной, а с другой — законодательной и исполнительной
властями, их органами. При всем их различии имеется немало точек
соприкосновения между ними, поскольку все они — органы государственной власти,
и в силу этого должны взаимодействовать, дополнять, уравновешивать друг друга в
достижении общих целей. Это проявляется во многом. Например, Федеральное
Собрание РФ, олицетворяющее законодательную власть, издает законы, обязательные.
для исполнения всеми, в том числе судами и судьями, учреждает или упраздняет
конкретные суды (кроме тех, которые образованы на основании прямых предписаний
Конституции РФ), определяет в рамках, установленных Конституцией РФ,
финансирование судов. Суды, однако, используя предоставленные им полномочия,
могут влиять на содержание деятельности законодательных (представительных) и
исполнительных органов. Они вправе, скажем, признать закон неконституционным, а
решение исполнительного органа -— незаконным. И это влечет за собой
неприменение закона либо обязывает соответствующие органы не претворять в жизнь
незаконное решение, рассмотреть вопрос вновь или пересмотреть данное решение,
вынести новое. С другой стороны, реализация судебных решений в наши дни стала
практически полностью зависеть от исполнительных органов. Специфика суда как
органа судебной власти состоит также в том, что для его деятельности установлен
особый порядок (процедура). Этот порядок основан на жестком лимитировании
всего, что должно происходить в суде при подготовке к рассмотрению и
рассмотрении им подведомственных вопросов. Основная его цель — обеспечить
законное, обоснованное и справедливое решение. Он основан на гласности, а
иногда — коллегиальности, обеспечении права на защиту и обжалование судебных
решений, возможности участия представителей народа (в случаях, предусмотренных
законом) в вынесении решений, равноправии сторон, участвующих в разбирательстве
дел, и на ряде других исходных (принципиальных) положений, о которых речь
будет ниже. Установленные для законодательных и исполнительных органов
процедуры (регламенты, существующие кое-где в исполнительных органах правила
принятия решений и т.д.) не обладают той тщательностью и всесторонностью,
которая характерна для порядка рассмотрения и разрешения дел в судах. К
настоящему времени сложилось несколько вариантов процедур осуществления
судебной власти, которые принято именовать видами судопроизводства. К ним
относятся: конституционное судопроизводство; гражданское судопроизводство;
арбитражное судопроизводство; уголовное судопроизводство; административное
судопроизводство. Каждое из этих судопроизводств регламентируется прежде всего
изданными на основе Конституции РФ соответственно Законом о Конституционном
Суде, ГПК, АПК, УПК,[8]
а также некоторыми другими законами и иными правовыми актами по смежным
вопросам.
Под судебной системой принято понимать совокупность судов,
построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами
и целями. Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской
судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 которой, в частности,
сказано:
"1.
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом...
3.
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской
Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов
не допускается".
Для
уяснения сложившейся к настоящему времени судебной .системы важное значение
имеют также положения ст. 125—127 Конституции РФ. Они четко определяют место,
занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место
всех других подчиненных им судов. В первой из этих статей определен статус
Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного
органа, призванного контролировать конституционность законов и иных правовых
актов. Этот суд занимает особое место. Что касается Верховного Суда РФ и
Высшего Арбитражного Суда РФ, о которых говорится в ст. 126 и 127, то им
отведено несколько иное место. У них есть, как будет показано ниже, свои подсистемы
судов. В отношении судов, входящих в соответствующие подсистемы, они
осуществляют судебный надзор за их деятельностью и дают им разъяснения по
вопросам судебной практики. Структура судебной системы в целом определяется
предписаниями не только Конституции РФ, но и неоднократно упоминавшегося выше
Закона о судебной системе, а также ряда других законодательных актов: Закона о
судоустройстве,[9]
Закона об арбитражных судах.[10]
Закона о военных судах,[11]
Закона о мировых судьях.[12]
Из приведенных конституционных положений и положений названных законодательных
актов можно сделать по крайней мере три вывода: во-первых, что правосудие
должно осуществляться только судебными органами, уполномоченными, на это. На
них же возлагается выполнение иных полномочий, образующих судебную власть.
Другие государственные органы или негосударственные образования, даже те, в
наименовании которых присутствуют слова "суд" или "судебный"
(например, третейский суд, Международный коммерческий арбитражный суд,
Экономический суд СНГ, Судебная палата по информационным спорам, Судебный
департамент, суд чести, товарищеский суд), не относятся к числу органов
судебной власти, реализующих указанные выше полномочия — правосудие,
конституционный контроль, обеспечение исполнения судебных и других решений и
т.д. Они не являются и не могут быть составной частью судебной системы, в
частности, потому, что в ч. 2 ст. 4 Закона о судебной системе совершенно
обоснованно и недвусмысленно сказано, что "в Российской Федерации
действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды. и мировые судьи
субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской
Федерации". Предпринимаемые кое-кем в наши дни попытки доказывать, что в
судебную систему входят также "учреждения, непосредственно обеспечивающие
деятельность судов", не имеют никаких, в том числе юридических, оснований.
Навязывание такого подхода может привести в конечном счете к тому, что в состав
судебном системы начнут включать, скажем, судебных приставов, организации,
ремонтирующие помещения судов, снабжающие их канцтоварами, автотранспортом;
во-вторых, что суды в Российской Федерации подразделяются на два вида — суды
федеральные и суды субъектов Российской Федерации; в-третьих, что всю
совокупность федеральных судов следовало бы сгруппировать в три подсистемы
(блока). В одну из них входит Конституционный Суд РФ, в другую — Верховный Суд
РФ и суды общей юрисдикции, в отношении которых он осуществляет судебный
надзор, а в третью — Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему суды.
Наибольшее количество федеральных судов входит во второй из названных блоков. В
ст. 126 Конституции РФ они именуются судами общей юрисдикции. К ним наряду с
Верховным Судом РФ причисляются прежде всего верховные суды республик, краевые
и областные суды, суды городов федерального значения (Москва и
Санкт-Петербург), суды автономной области и автономных округов, районные суды.
В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел,
разрешаемых в судебном порядке. Часто их называют "общими",
"гражданскими", "гражданскими (общими)" или "общими
(гражданскими)" судами. Особую ветвь во втором блоке судов образуют
военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они
"осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где
федеральным законом предусмотрена военная служба" (см. ч. 1 ст. 22 Закона
о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из гарнизонных
военных судов, окружных (флотских) военных судов, а также Военной коллегии —
одного из основных подразделений Верховного Суда РФ. Закон допускает
возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных
специализированных судов. Но вопрос о создании конкретных судов такого рода
пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий. В третий блок
федеральных судов включены арбитражные суды: возглавляемые Высшим Арбитражным
Судом РФ арбитражные суды субъектов Российской Федерации (арбитражные суды республик,
краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных
округов) и федеральные арбитражные суды округов. Конституционный Суд РФ
занимает обособленное положение среди федеральных судов. По сказанному в ст.
125 Конституции РФ видно, что у этого суда — свои специфические задачи и что
он, как отмечено выше, не осуществляет надзора ни за какими федеральными
судебными органами. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными
(уставными) судами субъектов Федерации. Законом о судебной системе
предусмотрена возможность образования судов субъектов Российской Федерации. К
ним отнесены конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и мировые
судьи. Такой вид судебная система приобрела сравнительно недавно. Ранее, после
проведения судебной реформы в 1922—1924 гг., она выглядела значительно проще: в
нее входили только гражданские (общие) суды трех уровней (народные суды, суды
среднего звена и Верховный Суд РСФСР). 15 декабря 1990 г. Съезд народных
депутатов РСФСР принял решение об образовании Конституционного Суда РСФСР, а 24
мая 1991 г. — арбитражных судов. 28 декабря 1991 г. издано Постановление
Президиума Верховного Совета РСФСР "О военно-судебных органах,
дислоцированных на территории РСФСР", на основании которого эти органы,
бывшие до тех пор судами Союза ССР, перешли под юрисдикцию России. Соответственно
Военная коллегия Верховного Суда СССР стала одним из основных подразделений
Верховного Суда РФ. Наконец, 31 декабря 1996 г. Законом о судебной системе
непосредственно санкционировано образование названных выше судов субъектов
Российской Федерации. Другими словами, нынешний вид российская судебная
система приобрела с 1 января 1997 г. Сложившуюся к настоящему времени
российскую судебную систему можно изобразить так, как это сделано ниже (см.
Схему 1). При усвоении материала об устройстве судебных систем вообще, а не
только российской, нужно иметь четкое представление о некоторых общих понятиях.
К понятиям такого рода относятся прежде всего понятия "звено судебной
системы" и "судебная инстанция".
Звеном
судебной системы можно считать суды, занимающие одинаковое положение в судебной
системе. С учетом этого гражданские суды общей юрисдикции подразделяются на
суды трех звеньев (уровней):
—
основное звено — районные суды;
—
среднее звено — верховные суды республик,
краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной
области и автономных округов;
—
высшее звено — Верховный Суд РФ.
Подобным
образом организованы и военные суды:
—
основное звено — гарнизонные военные суды;
—
среднее звено — окружные (флотские) военные
суды;
—
высшее звено — Военная коллегия Верховного суда
РФ. С 1 июля 1995 г. стала трехзвенной и подсистема арбитражных судов (до
этого момента она была двухзвенной). В ее
—
состав входят:
—
основное звено — арбитражные суды субъектов
Российской Федерации;
—
апелляционное звено – апелляционные суды округов
—
среднее звено — федеральные арбитражные суды
округов (всего таких округов образовано десять);
—
высшее звено — Высший Арбитражный Суд РФ.
Суды
субъектов Российской Федерации, как это видно по сказанному выше, не образуют
подобного рода систем (подсистем), поскольку их конституционные (уставные)
суды и учреждаемые там мировые судьи не являются взаимосвязанными или взаимоподчиненными
органами.
Вся судебная система Российской Федерации — единое целое. По
этому поводу в ст. 3 Закона о судебной системе сказано следующее:
"Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской
Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом; соблюдения всеми
федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами
правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции Российской
Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных
принципов и норм международного права и международных договоров Российской
Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской
Федерации; признания обязательности исполнения на всей территории Российской
Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательного
закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых
судей из федерального бюджета".Для обеспечения единства судебной системы
принципиальное значение имеет порядок создания и упразднения конкретных судов.
В соответствии со ст. 17 Закона о судебной системе этот порядок предполагает,
что создание и упразднение судов должно происходить не произвольно, по
усмотрению местных или каких-то иных государственных органов или должностных
лиц, а путем принятия федеральных законов или законов субъектов Федерации.
Коротко порядок создания и упразднения судов, входящих в судебную систему,
можно было бы изложить следующим образом:
—
высшие судебные органы (Конституционный Суд РФ,
Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ), созданные на основании
предписаний Конституции РФ, могут быть упразднены только путем внесения
поправок в нее;
—
все другие федеральные суды создаются и
упраздняются только федеральными законами;
—
суды субъектов Федерации (конституционные
(уставные) суды и должности мировых судей) создаются и упраздняются с соблюдением
требований федеральных законов и законов соответствующих субъектов Федерации.
Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение),
выполняющий (или выполняющее) конкретную судебную функцию, связанную с
разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка
законности и обоснованности решения, вступившего или не вступившего в законную
силу). Судом первой инстанции называют суд, который уполномочен принимать
решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела.
По уголовным делам — это вопросы о виновности или невиновности подсудимого в
совершении преступления, а в случае признания виновным — и о применении или
неприменении уголовного наказания, об определении конкретной его меры. По
гражданским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанности или
недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые
должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой
инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им полномочий,
которые более или менее четко определены в законе. Исключение составляют
федеральные арбитражные суды округов: им не дано право быть судами первой
инстанции. Содержание и пределы компетенции всех судов первой инстанции
устанавливаются действующим. Суд второй (апелляционной или кассационной)
инстанции призван проверять законность и обоснованность приговоров и других
судебных решений, как правило, не вступивших в законную силу. В системе судов
общей юрисдикции функция апелляционной инстанции возложена законами от 7
августа 2000 г. на районные суды при осуществлении ими контроля за законностью,
обоснованностью и справедливостью не вступивших в законную силу приговоров и
решений по гражданским делам, вынесенных мировыми судьями. В арбитражных судах
такую функцию после принятия 28 апреля 1995 г. Закона об арбитражных судах
осуществляют арбитражные суды субъектов Федерации в отношении решений,
вынесенных этими же судами по первой инстанции. Одна из основных особенностей
разбирательства судебных дел в апелляционной инстанции заключается в том, что
оно (разбирательство) представляет собою полное или частичное повторное
рассмотрение дела с возможным непосредственным исследованием всех доказательств,
которое может завершиться постановлением нового (апелляционного) приговора либо
решения по гражданскому делу. В системе судов общей юрисдикции (гражданских и
военных) в качестве кассационных инстанций могут выступать все суды, кроме
районных и гарнизонных военных судов, а точнее — судебные коллегии судов
среднего звена, Кассационная и судебные коллегии Верховного Суда РФ. На эти
инстанции возлагается проверка законности, обоснованности и справедливости не
вступивших в законную силу всех приговоров (в том числе апелляционных) и
большинства иных судебных решений, включая апелляционные. В отношении
приговоров, вынесенных с участием присяжных заседателей, инстанцией такого
рода является •кассационная палата, образуемая в составе Судебной коллегии по
уголовным делам Верховного Суда РФ. В подсистеме арбитражных судов функции
кассационных инстанций выполняют федеральные арбитражные суды округов.
Производство в кассационной инстанции, в отличие от производства в
апелляционной инстанции, не является повторным рассмотрением дела,
завершающимся постановлением нового приговора или решения по гражданскому делу.
Решение кассационной инстанции (кассационное определение) не заменяет
проверенные приговор или иное судебное решение, а может отменить его или
исправить допущенную в нем нижестоящим судом ошибку. Широкое признание получил
термин "надзорная инстанция". В системе гражданских и военных судов
общей юрисдикции в таком качестве могут выступать президиумы судов среднего
звена, а также судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, Военная
коллегия и Президиум Верховного Суда РФ, а в системе арбитражных судов —
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Основная задача этих инстанций —
проверка законности и обоснованности всех видов судебных решений, вступивших в
законную силу с соблюдением особого порядка производства — надзорного.
Вышестоящей инстанцией или вышестоящим судом обычно называют суды или их структурные
подразделения, занимающие более высокую ступень. Как отмечено в ч. 2 ст. 36
Закона о судебной системе, "суды, рассматривающие дела в апелляционном или
кассационном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам первой
инстанции. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора, считаются вышестоящими
по отношению к судам, принимавшим ранее решения по делу".Пользуются также
весьма созвучным термином "высшая судебная инстанция". Этот термин
является синонимом наименований Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного
Суда РФ, а иногда — и Конституционного Суда РФ.
Ст. 1 Закона РФ о статусе судей определяет, что
только они являются носителями судебной власти в РФ. Судебная власть в
Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей в привлекаемых в
установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа.
Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и
исполнительной властей. Судьями в соответствии с настоящим законом являются
лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие
и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судьи независимы и
подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей
деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Проявление
неуважения к суду или судьям влечет установленную законом ответственность.
Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны
для всех без исключения государственных органов, общественных объединений,
должностных лиц, других юридических и физических лиц. Информация, документы и
их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по
требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей
влечет установленную законом ответственность. Все судьи в Российской Федерации
обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий
суден, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в
случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов
Российской Федерации. Особенности правового положения судей Конституционного
Суда Российской Федерации определяются федеральным конституционным законом.
Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и
иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные
классы. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его
статуса относительно других судей в Российской Федерации. В Законе РФ о статусе
судей приведен перечень требований, предъявляемых к судье (ст. З):
—
судья обязан неукоснительно соблюдать
Конституцию Российской Федерации и другие законы;
—
при исполнении своих полномочий, а также во
внеслужебных отношениях судья должен избегать всего, что могло бы умалить
авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его
объективности, справедливости и беспристрастности.
Указанным
выше законом определены и требования, предъявляемые к кандидатам на должность
судьи. Так, судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет,
имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не
менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный
экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей. При этом
судьей вышестоящего суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший
30 лет, а судьей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации — достигший 35 лет и имеющий стаж работы по
юридической профессии не менее 10 лет. Федеральным законом могут быть
установлены дополнительные требования к кандидатам в судьи судов Российской
Федерации.
Отбор
кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. К сдаче
квалификационного экзамена на должность судьи имеет право быть допущенным любой
гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и достигший
25-.тетнего возраста. Квалификационный экзамен на допустимость судьи
принимается состоящей при органе юстиции экзаменационной комиссией,
персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей.
Квалификационный экзамен сдает лицо, не являющееся судьей. Результаты
квалификационного экзамена действительны в течение 3 лет с момента его сдачи и
на протяжении всего времени работы в должности судьи. Квалификационная коллегия
судей с учетом результатов квалификационного экзамена дает заключение о
рекомендации данного лица либо об отказе в ней. Повторное обращение в
квалификационную коллегию судей допускается не ранее чем через год со дня дачи
заключения. Квалификационная коллегия судей представляет председателю
соответствующего суда заключение на каждого из рекомендованных кандидатов. В
случае несогласия председателя суда с заключением оно возвращается для
повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. При повторном
положительном заключении квалификационной коллегии судей кандидатура вносится
председателем соответствующего суда для дальнейшего рассмотрения в
установленном порядке.[13]
Порядок
наделения судей полномочиями устанавливается Конституцией РФ, Законом РФ о
статусе судей (ст. 6), Федеральным конституционным законом «О судебной системе
Российской Федерации» (ч.1 ст.13), Законом о конституционном Суде (ч.1 ст.9).
Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента
Российской Федерации, основанному на заключении квалификационных коллегий судей
этих судов. Заместители председателей и другие судьи Верховного Суда Российской
Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению
Президента Российской Федерации, основанному на представлении соответственно
Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации и заключении квалификационных коллегий
судей этих судов. Председатели военных судов и их заместители назначаются
Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда
Российской федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной
коллегии судей Российской Федерации. Судьи военных судов назначаются на должность
Президентом Российской Федерации на основании заключений квалификационных
коллегий этих судов. Председатели федеральных арбитражных судов округов и их
заместители назначаются Президентом Российской Федерации по представлению
Председателя Высшего Арбитражного Суда, основанному на заключении Высшей
квалификационной коллегии судей Российской Федерации, с учетом предложений
законодательных (представительных) органов государственной власти
соответствующих субъектов Российской Федерации. Судьи федеральных арбитражных
судов округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению
Председателя Высшего Арбитражного Суда, основанному на заключении
квалификационной коллегии этих судов, с учетом предложений законодательных
(представительных) органов государственной власти соответствующих субъектов
Российской Федерации. Председатели и заместители председателей Верховных судов
республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов
автономной области и автономных округов назначаются Президентом Российской
Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации,
основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской
Федерации и согласованному с законодательными (представительными) органами
государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Судьи
Верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального
значения, судов автономной области и автономных округов, а также судьи (в том
числе председатели, заместители председателей) районных судов назначаются.
Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда
Российской Федерации, основанному на заключении квалификационных коллегий этих
судов и согласованному с законодательными (представительными) органами
государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Председатели арбитражных судов субъектов Российской Федерация в их заместители
назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей
квалификационной коллегии судей Российской Федерации в согласованному с
законодательными (представительными) органами государственной власти
соответствующих субъектов Российской Федерации. Судьи арбитражных судов
Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации по
представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации,
основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов и согласованному
с законодательными (представительными) органами государственной власти
соответствующих субъектов Российской Федерации. Мировые судьи, а также судьи,
председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов
субъектов Российской Федерации назначаются (избираются) на должность в порядке,
установленном законами субъектов Российской Федерации. Судьи, впервые избранные
на должность, приносят присягу (ст.8 Закона о статусе судей). Полномочия судей
федеральных судов в Российской Федерации не ограничены определенным сроком,
кроме случаев, предусмотренных Конституцией Российской Федерации или
федеральным конституционным законом. Судьи районных (городских) судов, судьи
военных судов гарнизонов (армий, флотилий, соединений) впервые назначаются сроком
на три года, по истечении которого они могут быть назначены без ограничения
срока их полномочий. Судьи несменяемы. Они не подлежат переводу на другую
должность или в другой суд без их согласия. Полномочия судей могут быть
прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке,
установленном законом (ст. 12 Закона о статусе судей в РФ). Если судья был
назначен (избран) на определенный срок или до достижения им определенного
возраста, его полномочия считаются прекращенными соответственно по истечении
этого срока или достижении им этого возраста. Судья, имеющий стаж работы в
качестве судьи не менее 10 лет и находящийся в отставке, считается почетным
судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи в
порядке, установленном федеральным законом. Суды и судьи в соответствии с
Законом о статусе судей в РФ наделяются символами государственной власти: на
здании суда устанавливается Государственный флаг Российской Федерации, а в зале
судебных заседаний помещаются изображение Государственного герба Российской
Федерации и Государственный флаг Российской Федерации. При осуществлении
правосудия судьи облачаются в мантии. Полномочия судьи могут быть
приостановлены исключительно по основаниям, изложенным в Законе о статусе судей
в РФ, если:
1)
квалификационной коллегией было дано согласие на
привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение под стражу;
2)
судья в нарушение закона занимается
деятельностью, не совместимой с его должностью. Судья не имеет права принадлежать
к политическим партиям, осуществлять предпринимательскую деятельность,
3)
судья был подвергнут принудительным мерам
медицинского характера или ограничен в дееспособности;
4)
судья был признан безвестно отсутствующим в
установленном законом порядке.
Прекращение
полномочий судьи может иметь место в случаях:
1)
его письменного заявления об отставке;
2)
если судья продолжает деятельность,
несовместимую с должностью, несмотря на предупреждение квалификационной
коллегии судей;
3)
истечения срока полномочий;
4)
вступившего в силу обвинительного приговора в
отношении судьи;
5)
признания судьи недееспособным решением суда,
вступившего в законную силу;
6)
утраты судьей гражданства России или его смерти;
7)
совершения поступка, позорящего честь и
достоинство судьи.
Закон
РФ о статусе судей (ст. 10) подчеркивает недопустимость вмешательства в
деятельность судьи по осуществлению правосудия. Судья не обязан давать
каких-либо объяснений по существу рассматриваемых или находящихся в
производстве дел, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления
иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных процессуальным законом. Помимо
провозглашения независимости судей. Закон РФ о статусе судей устанавливает
гарантии независимости судей Важнейшим элементом правового статуса судей
является неприкосновенность личности судьи (ст. 16 Закона РФ о статусе судей в
РФ). Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное
помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие
ему имущество и документы. Судья не может быть привлечен к административной и
дисциплинарной ответственности. Судья не может быть привлечен к какой-либо
ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое
решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена
его виновность в преступном злоупотреблении. Уголовное дело в отношении судьи
может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или
лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей
квалификационной коллегии судей. Судья не может быть привлечен к уголовной
ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия
соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу
допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора Российской Федерации
или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда. (В данном отношение
следовало бы привести такой пример: судья, совершивший в квартире убийство
собственной жены из ревностных мотивов, вызвал милицию, на месте преступления
признался в совершенном преступлении, попросил арестовать его. Однако
арестовывать его сотрудники правоохранительных органов не имели право, так не
была соблюдена указанная выше процедура). Судья не может быть в каком бы то ни
было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было
государственный орган в порядке производства по делам об административных
правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления,
задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный
орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по
установлении его личности должен быть немедленно освобожден. Проникновение в
жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт,
производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных
переговоров, личный досмотр и личный обыск судьи, а равно досмотр, изъятие и
выемка его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и документов
производятся с соблюдением Конституции. Российской Федерации, федеральных
законов и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого
судьи. Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала
судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом
Российской Федерации. Для выражения интересов судей как носителей судебной
власти в соответствии со ст. 17 Закона РФ о статусе судей в РФ ими образуются
органы судейского сообщества. К их числу законом отнесены:
—
Всероссийский съезд судей, а в период между
съездами совет судей Российской Федерации, избираемый Всероссийским съездом
судей;
—
собрания судей Верховного Суда Российской
Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
—
съезды (конференции) судей республик в составе
Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга,
автономной области и автономных округов, военных округов, групп войск и флотов,
арбитражных судов, а в период между съездами (конференциями) избираемые ими
сонеты судей.
В
соответствии с законом органы судейского сообщества:
1)
обсуждают вопросы судебной практики и
совершенствования законодательства;
3)
рассматривают актуальные проблемы работы судов,
их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, а также правового и
социального положения судей;
4)
представляют интересы судей в государственных
органах и общественных объединениях;
5)
избирают соответствующие квалификационные
коллегии судей (отдельно для общих, военных и арбитражных судов). По
обсуждаемым вопросам органы судейского сообщества принимают решения, а также
обращения к государственным органам, общественным объединениям и должностным
лицам, подлежащие рассмотрению в месячный срок.
Органы
судейского сообщества проводят свою работу при неукоснительном соблюдении
принципа независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. (К примеру,
буть незаконным и необоснованным требование должностного лица какого – либо
органа государственной власти о предоставлении какой – либо информации по
рассматриваемому судьей делу). Порядок формирования и деятельности органов
судейского сообщества определяется Всероссийским съездом судей. Организационную
деятельность органов судейского сообщества в соответствии со ст.31 Закона о
судебной системе обеспечивает Судебный департамент Российской Федерации и
входящие в его систему органы. Руководитель Судебного департамента назначается
на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда
Российской Федерации с согласия Совета судей Российской федерации. Работники
Судебного департамента являются государственными служащими, им присваиваются
классные чипы и специальные звания. Структура, полномочия и порядок
деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и
входящих в его систему органов устанавливаются федеральным законом.
Отдельного рассмотрения требует статус судьи
Конституционного Суда РФ. Судьей Конституционного Суда Российской Федерации
может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения
возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее
юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет,
обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Предложения о
кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут
вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации
и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными)
органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и
федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими
сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Совет Федерации
рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда
Российской федерации в срок не позднее 14 дней с момента получения
представления Президента Российской Федерации. Каждый судья Конституционного
Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке
тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда
Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от
общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. Судья Конституционного Суда
Российской Федерации назначается на должность на срок 12 лет. Предельный
возраст для пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской
Федерации 70 лет. Назначение на должность судьи Конституционного Суда
Российской Федерации на второй срок не допускается. В ст. 11 Закона дан
перечень занятий и действий, не совместимых с должностью судьи Конституционного
Суда Российской Федерации. Так, судья Конституционного Суда Российской
Федерации не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом
Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за
собой другие государственные или общественные должности, иметь частную
практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью,
кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие
которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного
Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия
на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской
Федерации.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации
не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного
представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать, кому
бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации
не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их
поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду
или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной
власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и
конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической
деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо
общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации
не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой
аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать
предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, а также
который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской
Федерации, до принятия решения по этому вопросу.
Гарантии независимости судьи Конституционного
Суда Российской Федерации приведены в ст. 13 Закона.
Независимость судей Конституционного Суда
Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью,
равенством прав судей, особым порядком приостановления и прекращения полномочий
судьи, правом на отставку, обязанностью установленной процедуры
конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства
в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального
обеспечения, гарантией безопасности, соответствующих его высокому статусу
которого не могла быть известна в момент задержания, по выяснении его личности подлежит
немедленному освобождению.
Должностное лицо, произведшее задержание судьи
Конституционного Суда Российской Федерации на месте преступления, немедленно
уведомляет об этом Конституционный Суд Российской Федерации, который в течение
24 часов должен принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой
процессуальной меры или об отказе в таковом.
Принцип
осуществления правосудия только судом — главная гарантия законности, охраны
прав и законных интересов граждан и организаций. Этот принцип находит свое
выражение и в установлении в Конституции (ч. 2 и 3 ст. 118) рамок
осуществления судебной власти, которая реализуется посредством
конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства,
а также рамок судебной системы Российской Федерации, которая определяется
Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О
судебной системе Российской Федерации».
Будет ошибкой сведение судебной власти к
суду как к учреждению, государственному органу (нередко говорят:
"Судебная власть — это суд"). Еще большей ошибкой и даже
свидетельством низкого уровня правовой культуры является встречающаяся иногда
склонность называть судебной властью должностных лиц, работающих в судебных
учреждениях. В связи с этим трудно признать правильными встречающиеся
рассуждения об "организации судебной власти", "об
усовершенствовании структуры и организации такой власти" и т.п.
Организовать или реорганизовать можно орган, учреждение, предприятие,
организацию либо их систему. Другими словами, властью надлежит считать не орган
или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать. По существу,
это полномочие., функция, но не ее исполнитель. Пользуясь театральной
терминологией, вполне допустимо утверждать, что власть — это роль, но не
актер. Довольно распространено также неоправданное стремление сводить судебную
власть к какому-то одному из видов судебной деятельности. Нередко о судебной
власти говорят и пишут как о синониме правосудия, и наоборот. А кое-кто
норовит поставить знак равенства между понятиями, с одной стороны, судебной
власти, а с другой — судопроизводства. Такого рода заблуждения встречаются, пожалуй,
чаще, чем отмеченное выше. С ними можно столкнуться при изучении не только
литературных источников, но даже некоторых действующих законов, а равно решений
высших судебных инстанций, считающихся архиавторитетными.
Судебная система Российской Федерации включает
федеральные суды; конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов
Федерации.
К
федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации;
Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и
областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и
автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие
систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов
Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам
субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды,
мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.
Отсюда
следует, что действующие в нашей стране различного рода товарищеские,
третейские, не предусмотренные Конституцией и Федеральным конституционным
законом всевозможные арбитражные суды, а также созданная Указом Президента РФ
от 31 декабря 1993 г. Судебная палата по информационным спорам при Президенте
Российской Федерации в судебную систему нашей страны не входят и судебной
властью не обладают.
В
Конституции РФ (ч. 3 ст. 118) особо устанавливается недопустимость создания в
Российской Федерации чрезвычайных судов.
1. Конституция
Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ
от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.
2. Федеральный
конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 №
1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) // СЗ РФ от 06.01.1997, № 1, ст. 1, СЗ РФ от
11.04.2005, № 15, ст. 1274.
3. Федеральный
конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от
21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 07.06.2004) // СЗ РФ от 25.07.1994, № 13, ст. 1447,
СЗ РФ от 14.06.2004, № 24, ст. 2334.
4. Федеральный
конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.1999 №
1-ФКЗ // СЗ РФ от 28.06.1999, № 26, ст. 3170.
5. Федеральный
конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от
28.04.1995 № 1-ФКЗ (с изм. от 25.03.2004) // СЗ РФ от 01.05.1995, № 18, ст.
1589, СЗ РФ от 29.03.2004, № 13, ст. 1111.
6. Уголовно-процессуальный
Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.06.2005) // СЗ
РФ от 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921, СЗ РФ от 06.06.2005, № 23, ст. 2200.
7. Гражданский
процессуальный Кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от
29.12.2004) // СЗ РФ от 18.11.2002, № 46, ст. 4532, СЗ РФ от 03.01.2005, № 1
(часть 1), ст. 20.
8. Арбитражный
процессуальный Кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от
31.03.2005) // СЗ РФ от 29.07.2002, № 30, ст. 3012, СЗ РФ от 04.04.2005, № 14,
ст. 1210.
9. Федеральный
закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и
контролирующих органов» от 20.04.1995 № 45-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ от
24.04.1995, № 17, ст. 1455, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.
10. Закон
РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 22.08.2004)
// ВСНД и ВС РФ от 30.07.1992, № 30, ст. 1792, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст.
3607.
11. Федеральный
закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от
05.04.2005) // СЗ РФ от 21.12.1998, № 51, ст. 6270, СЗ РФ от 11.04.2005, № 15,
ст. 1278.
12. Федеральный
закон «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от
08.01.1998 № 7-ФЗ (ред. от 30.11.2004) // СЗ РФ от 12.01.1998, № 2, ст. 223, СЗ
РФ от 06.12.2004, № 49, ст. 4842.
13. Закон
РСФСР «О судоустройстве РСФСР» от 08.07.1981 (ред. от 20.08.2004) // Ведомости
ВС РСФСР, 1981, № 28, ст. 976, СЗ РФ от 23.08.2004, № 34, ст. 3528.
14. Воронцов
С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и
современность. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.
15. Правоохранительные
органы Российской Федерации. / Под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Семенова. – М.:
Юридическая литература, 1998.
┌──────────────────────────┐
│Судебная власть в РФ│
│осуществляется только│
│судами (никакие другие│
│органы и лица не вправе│
│принимать на себя│
│осуществление правосудия)│
┌──────────────────┐
│в лице: │
│Способы реализации│
│* судей │
│ судебной власти │
│* присяжных, народных и│
└────────┬─────────┘
│ арбитражных заседателей,│ ┌─────────────────┐
│ ┌────────────────┐
│ привлекаемых в│ │Конституционного
│ │ │Гражданского │
│ установленном законом│ │судопроизводства
│_──┼──_│судопроизводства│
│ порядке к осуществлению│ └─────────────────┘
│ └────────────────┘
│ правосудия │ ┌─────────────────┐
│ ┌────────────────┐
└──────────────────────────┘
│Административного│ │ │Уголовного │
┌──────────────────────────┐
│судопроизводства │_──┴──_│судопроизводства│
│Судебная власть│ └─────────────────┘
└────────────────┘
│самостоятельна и действует│
│независимо от│
│законодательной и│
│исполнительной властей │
└──────────────────────────┘
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│* Судебная система устанавливается
Конституцией РФ и ФКЗ "О судебной│
│ системе
РФ" │
│* Единство судебной системы
обеспечивается путем: │
│ - установления судебной системы РФ
Конституцией РФ и ФКЗ "О судебной│
│ системе
РФ" │
│ - соблюдения всеми федеральными
судами и мировыми судьями │
│ установленных федеральными законами
правил судопроизводства │
│ - применения всеми судами Конституции
РФ, федеральных конституционных│
│ законов, федеральных законов,
общепризнанных принципов и норм│
│ международного права и
международных договоров РФ, а также│
│ конституций (уставов) и других
законов субъектов РФ │
│ - признания обязательности исполнения
на всей территории РФ судебных│
│ - законодательного закрепления
единства статуса судей │
│ - финансирования федеральных судов и
мировых судей из федерального│
│
бюджета │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Порядок создания и
управления судов │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌────────────────────────────────────┐
┌────┤Федеральные
суды и суды субъектов РФ├─────┐
│ └────────────────────────────────────┘
│
┌───────┴─────────┐
┌────────┴────────┐
┌──┤Федеральные суды
├────────────────────┐
│Суды субъектов РФ├─┐
│ │ ├─────┐
│ │ │ │
│ └─────────────────┘
│ │ └─────────────────┘
│
│
┌─────────────────────┐┌───────────┐┌───────────────┐┌───────────────┐
│
│ ││
Высший ││Конституционный││Конституционные│ │
│ Верховный Суд РФ ││Арбитражный││
суд РФ ││(уставные) суды│_─┤
│ ││
Суд РФ ││ ││ │ │
└──────────┬──────────┘└──────┬────┘└───────────────┘└───────────────┘
│
│ │
┌──────────┐
│
│ │
Мировые │_─┘
┌──────────────────────────┐
│ │ судьи │
│┌────────────┐┌──────────┐│
└──────────┘
││ Верховные ││Суды
││┌─────────────────────────┐
┌───────────────┐
││ суды ││автономной│││Федеральные
арбитражные│ │* Суды │
││ республик ││области
и│││суды округов (арбитражные│ │ осуществляют │
││ ││автономных│││кассационные
инстанции) │ │ судебную │
││ ││округов
││└─┬───────────────────────┘
│ власть │
│└────────────┘└──────────┘│
│ │ самостоя- │
│┌────────────┐┌──────────┐│
│ │ тельно, │
││Суды городов││Краевые
и││ │ │ независимо от│
││федерального││областные
││ │ │ чьей бы то ни│
││значения ││суды
││ │ │ было воли,│
│└────────────┘└──────────┘│
│ подчиняясь │
│┌────────────┐
┌─────────┐│┌─────────────────────────┐
│ только │
││Специализи- │ │
Военные │││ Арбитражные │ │
Конституции │
││рованные │ │
суды │││ апелляционные суды │ │ РФ и
закону │
││суды (в│ │
││└─┬───────────────────────┘
└───────────────┘
││настоящее │ │
││ │ ┌───────────────┐
││время не│ │
││ │ │* Создание │
││созданы) │ │
││ │ │ чрезвычайных │
│└────────────┘
└─────────┘│
│ │ судов и│
└──────────┬───────────────┘
│ │ судов, не│
│ │
│ предусмотрен-│
│
│ ных ФКЗ "О│
┌─────────────────────────┐
│ судебной │
┌──────────────────────────┐│
Арбитражные суды │ │ системе РФ",│
│ Районные суды ││
субъектов РФ │ │ не │
└──────────────────────────┘└─────────────────────────┘
│ допускается │
└───────────────┘
[1] Воронцов С. А.
Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность.
– Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. – С. 86.
[2] Конституция
Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ
от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.
[3] Арбитражный
процессуальный Кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от
31.03.2005) // СЗ РФ от 29.07.2002, № 30, ст. 3012, СЗ РФ от 04.04.2005, № 14,
ст. 1210.
[4] Гражданский
процессуальный Кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от
29.12.2004) // СЗ РФ от 18.11.2002, № 46, ст. 4532, СЗ РФ от 03.01.2005, № 1
(часть 1), ст. 20.
[5] Закон РФ «О
статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от
22.08.2004) // ВСНД и ВС РФ от 30.07.1992, № 30, ст. 1792, СЗ РФ от 30.08.2004,
№ 35, ст. 3607.
[6] Федеральный
конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 №
1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) // СЗ РФ от 06.01.1997, № 1, ст. 1, СЗ РФ от
11.04.2005, № 15, ст. 1274.
[7] Федеральный
конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от
21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 07.06.2004) // СЗ РФ от 25.07.1994, № 13, ст. 1447,
СЗ РФ от 14.06.2004, № 24, ст. 2334.
[8]
Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ
(ред. от 01.06.2005) // СЗ РФ от 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921, СЗ РФ от
06.06.2005, № 23, ст. 2200.
[9] Закон РСФСР «О
судоустройстве РСФСР» от 08.07.1981 (ред. от 20.08.2004) // Ведомости ВС РСФСР,
1981, № 28, ст. 976, СЗ РФ от 23.08.2004, № 34, ст. 3528.
[10] Федеральный
конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от
28.04.1995 № 1-ФКЗ (с изм. от 25.03.2004) // СЗ РФ от 01.05.1995, № 18, ст.
1589, СЗ РФ от 29.03.2004, № 13, ст. 1111.
[11] Федеральный
конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.1999 №
1-ФКЗ // СЗ РФ от 28.06.1999, № 26, ст. 3170.\
[12] Федеральный
закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от
05.04.2005) // СЗ РФ от 21.12.1998, № 51, ст. 6270, СЗ РФ от 11.04.2005, № 15,
ст. 1278.
[13]
Правоохранительные органы Российской Федерации. / Под ред. Ю. И. Скуратова, В.
М. Семенова. – М.: Юридическая литература, 1998. – С. 117.