Суд Европейского Союза
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА
1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СУДА ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ 6
ГЛАВА
2 СТРУКТУРА СУДА ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ. 11
2.1.
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СУДА ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ 11
2.2.
СОСТАВ СУДА ЕС (СУДЬИ И ГЕНЕРАЛЬНЫЕ АДВОКАТЫ) 16
2.3.
ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ ЧЛЕНОВ СУДА.. 23
2.4.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СУДА (СЕКРЕТАРЬ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ СЛУЖБЫ) 27
ГЛАВА
3 ЮРИСДИКЦИЯ СУДА ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ. 29
ГЛАВА
4 ПРОЦЕДУРА СУДОПРОИЗВОДСТВА.. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 45
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 47
Суд Европейских Сообществ (European Court of Justice, Europaeischer Gerichtshof (далее Суд ЕС))
представляет собой особо важный и влиятельный институт европейской интеграции.
Согласно учредительным актам (Маастрихтскому Договору о Европейском Союзе 1992
г., Уставу Суда, утвержденному Протоколом, подписанному в Париже в 1951 г.
применительно к Суду Европейского объединения угля и стали (далее ЕОУС),
Брюссельским Протоколам от 1957 г. применительно к Европейскому Сообществу по
атомной энергии (далее Евроатом) и Европейскому Экономическому Сообществу
(далее ЕЭС), а также Процессуальному регламенту) Суд Европейских Сообществ
(далее Суд ЕС (по поводу названия Суда см. Главу 1)) относится к числу главных
институтов Сообществ и Союза. Можно сказать, что по сравнению с Европейским
Советом, Советом ЕС, Комиссией и Европарламентом Суд ЕС выступает в роли
строго специализированного юридического органа неполитического характера.
Если в общих чертах определить роль суда в жизни Сообществ, то его
деятельность прежде всего направлена на единообразное толкование и применение
права Европейских Сообществ по отношению ко всем субъектам права ЕС и на всей
территории, подпадающей под юрисдикцию Сообществ; на обеспечение расширения
юрисдикции Сообществ. Суду удалось повысить авторитет принимаемых им решений,
что привело к появлению важнейшего источника права ЕС – судебного прецедента
и способствовало успешному развитию процесса европейской интеграции. Кроме
того, Суд ЕС «выступил в роли стража европейского права и взял на себя функции
арбитра в разрешении споров между государствами-членами и институтами,
институтов между собой по всем вопросам, относительно применения права Сообществ».
Следует отметить, что Суд ЕС значительно отличается от
национальных судов, и также не стоит его отождествлять с такими немало
известными учреждениями, как Европейский суд по правам человека и
Международный суд ООН. Суд ЕС в своей деятельности минимальное значение придает
охране свобод индивидов, поскольку такими немаловажными проблемами занимается
Европейский суд по правам человека в Страсбурге (ЕСПЧ). Так как все государства
- члены Союза являются участниками Европейской конвенции о защите прав
человека и основных свобод, осуществление которых гарантируется Европейским
судом по правам человека, параллельная юрисдикция Суда ЕС оказалась не
обязательной. Это, на мой взгляд, помогает Суду ЕС сосредоточиться на своей
главной задаче – быть «стражем европейской интеграции» и содействовать ее
продвижению. Но это не говорит о том, что Суд ЕС не обеспечивает своей
деятельностью охрану прав и свобод личности. Напротив, именно Суд ЕС первым
сформулировал в своих решениях положение о том, что личные права и свободы (в
том виде, как они зафиксированы в Европейской конвенции о защите прав человека
и основных свобод) являются краеугольным камнем права ЕС. Это говорит о том,
что Суд должен контролировать и предотвращать принятие решений и актов на
уровне Союза и Сообществ, которые противоречили бы основным принципам,
признанным Судом ЕС.
В современном мире интеграционные
процессы приобретают все большую и большую важность. Европейская интеграция в
связи с тем становится как бы примером и образцом подражания для других стран и
регионов. Поэтому важность тематики, связанной с Европейским Союзом не вызывает
сомнений. При этом одним из главных пунктов, необходимых для нормального
функционирования данного межгосударственного образования является организация судебной
власти. Актуальность этой тематики, а также относительная новизна и, как я
считаю, недостаточная разработанность ее в научной литературе стали причиной
выбора мною этой темы.
Главная цель, которую мы постараемся достигнуть в данной
работе – это отражение важной роли, которую отыгрывает Суд Европейских
Сообществ в системе органов власти этого образования.
В соответствии с целью мы выделяем следующие задачи:
проследить историю становления Суда Европейских Сообществ,
его развитие параллелельно с самим Союзом;
отразить вопросы, касающиеся структуры Суда, как то порядок
формирования, состав, гарантии судей, организация работы Суда;
установить вопросы, связанные с юрисдикцией данного органа;
указать процедуру принятия решений.
Исходя из задач построена и структура данной работы – она
разбита на 4 главы, а в заключении подведены основные итоги и сделаны выводы.
В первую очередь, следует сказать, что в
создании Суда были заинтересованы, прежде всего, сталелитейные и угледобывающие
предприятия государств-членов созданного в 1951 году Парижским договором
Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), поскольку он мог бы осуществлять
контроль за соблюдением условий Договора о ЕОУС его участниками, а также Высшим
руководящим органом, действия которого явно были направлены на жесткое
администрирование.
Согласно ст. 31 Парижского Договора 1951 г., Суд ЕС должен
был обеспечивать соблюдение закона при истолковании и применении настоящего Договора,
а также правил, установленных с целью его выполнения.
Таким образом, Суд ЕС был учрежден в ЕОУС в 1952 году в
Люксембурге.
За время существования Суда в рамках ЕОУС им было
рассмотрено 137 дел, среди которых преобладали споры между предприятиями и
Высшим руководящим органом. Суд постепенно применял и развивал принципы
правового регулирования, закрепленные в Договоре.
Позже в проектах Римских договоров были закреплены
положения, согласно которым предполагалось наличие отдельного суда в каждом из
Сообществ. Но после подписания Договоров о создании Европейского экономического
сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатом) в
1957 г. и принятия Конвенции о некоторых будущих институтах, было принято
решение о создании единого для всех трех Сообществ Суда. Полномочия суда были
существенно расширены: он стал рассматривать иски Комиссии к
государствам-членам Сообществ о нарушении учредительных договоров, иски
правительств государств-членов к Комиссии, также исковые заявления юридических
и физических лиц, касавшиеся сферы частного бизнеса. В соответствии с
Маастрихтским договором 1992 г. Суд ЕС получил возможность налагать санкции на
не выполняющих его решения государств-членов и иные полномочия. С ходом времени
престиж и авторитет принимаемых Судом решений возрастали.
Нельзя не вспомнить и о том, что многие решения Суда
определили основные принципы права Европейских Сообществ. Это, например, «идея
о прямом действии права Сообществ в государствах-членах (1962г.), принцип верховенства
права Сообществ по делу Costa /ENEL
(1964г.), и многие другие принципы, вытекающие из известных решений Суда.
Но правотворческая деятельность Суда ЕС не всегда
развивалась столь эффективно. По мнению Топорнина, «В последнее время
значительно сократилось число так называемых «громких решений», что, очевидно,
было вызвано критическими выступлениями политических деятелей некоторых
государств-членов», которые считали, что Суд нацелен «подменить»
законодательную власть. Суд, принимая решения, прежде всего защищал интересы
Сообществ, т.е. получалось, что он выступал против интересов некоторых стран.
Хотелось бы отметить, что в
действительности именно на начальных стадиях интеграции помощь Суда в
правотворческом процессе была наиболее актуальна, т.к. необходимо было как
можно быстрее получить ответ на многие вопросы. Несмотря на то, что на
сегодняшний день многие проблемы правопорядка Сообществ разрешены, роль Суда в
системе органов ЕС остается весьма значительной.
Аналогично другим институтам Европейского
Союза его главный судебный орган имеет два наименования — краткое и полное.
В текстах учредительных договоров он
именуется просто Суд. С 1958 г., после вступления в силу Римских договоров,
создавших ЕЭС и, Евратом, Суд является единым институтом для всех трех
Сообществ.
С этого момента его официальное
наименование — Суд Европейских сообществ. Сохранение старой терминологии (Суд
Сообществ, а не Союза) обусловлено тем, что юрисдикция Суда концентрируется в
рамках ЕС и других Сообществ, т.е. по вопросам коммунитарного права.
После 1993 г. Суд, как и Совет, Комиссия, Европарламент,
выступает в качестве единого института Европейского Союза. В настоящее время он
уполномочен рассматривать дела не только в рамках первой опоры, но и третьей
(сотрудничество полиций и судов в уголовно-правовой сфере), а также некоторые правовые конфликты, затрагивающие
Европейский Союз в целом.
В этой связи в настоящее время
получило широкое употреблена еще одно наименование Суда — Европейский суд.
Со временем потребовалось уяснить некоторые функции Суда ЕС
по отношению к Европейскому Союзу. По этому поводу в мае 1995 года Судом
было принято специальное решение, в котором Суд «отметил, что, поскольку Союз
создан Сообществами, имеющими полную правосубъектность, соответствующие
правила, установленные Сообществами применительно к Союзу, обязательны как для
органов сообществ, так и для лиц, участвующих в соответствующих
правоотношениях. В данном случае Суд обязан следить за правомерностью действий
и единообразием применения общих правил, установленных договорами».
Подписанный в
феврале 2001 г. Ниццкий договор открывает путь к созданию новых «европейских» судов, что
повлечет за собой укрупнение
и усложнение судебной системы Союза в целом. Согласно новой ст. 225а Совет уполномочен своими
решениям учреждать судебные
органы ЕС специальной юрисдикции — судебные палаты («judicial panels» — англ.). Эти органы будут создаваться
для рассмотрения отдельных
категорий дел, а их решения в кассационном или апелляционном порядке разрешается обжаловать
в Трибунал.
Правовой
основой внутренней организации и деятельности всех судов Европейского Союза
выступает Устав (Статут) Суда. Ниццкий договор 2001 г. утвердил новый текст этого документа, который заменит существующие ныне отдельные
уставы Суда ЕС, ЕОУС и
Евратома.
Таким образом в Сообществах постепенно
сформировалась самостоятельная и независимая судебная власть, способствовавшая
укреплению, сохранению и стабильности правопорядка.
Суд первой инстанции был учрежден Единым
европейским актом 1986 г. для того, чтобы разгрузить Суд, передав в ведение
Суда первой инстанции менее значимые дела. Суд первой инстанции приступил к
работе в 1989 г. Деятельность Суда первой инстанции основывается на ст. 225
Римского договора и соответствующих положениях Устава Суда. В юрисдикцию Суда
первой инстанции входят все трудовые споры, все дела по искам физических и
юридических лиц и все споры из частно-правовых и публично-правовых контрактов,
заключенных после 1 августа 1993 года.
Второй орган правосудия Европейского Союза
имеет, в принципе, одно название, но оно по-разному звучит на разных
официальных языках ЕС. На английском и немецком — Суд первой инстанции, на
французском — Трибунал первой инстанции.
Его юрисдикция определяется специальным
решением Совета Европейского Союза (решение Совета от 24 октября 1988 г. «Об
учреждении Суда первой инстанции» с последующими изменениями и дополнениями), а
вопросы внутренней организации и деятельности регулируются одним из разделов
Статута Суда Европейских сообществ (раздел «Суд первой инстанции Европейских
сообществ» Статута 2001 г.). Суд первой инстанции имеет собственный
процессуальный регламент, правила которого не являются точной копией
аналогичного документа Суда Европейских сообществ.
В последние годы наметилась тенденция к повышению
роли и значения Суда первой инстанции в судебной системе Европейского Союза в
целом, которая нашла признание в Ниццком договоре 2001 г. Согласно новой
редакции ст. 220 Договора о ЕС, Суд и Суд первой инстанции обеспечивают в
рамках своей соответствующей компетенции соблюдение права при толковании и
применении настоящего Договора (в прежней редакции, говорится только о Суде).
Состав Суда формируется
правительствами государств-членов «по общему согласию» в соответствии с
охарактеризованными выше (п. национальными
квотами (ст. 223 Договора, учреждающего Европейское Сообщество).
Каждое
государство ЕС, таким образом, имеет при формировании Суда право вето. Однако в отличие от процедуры
назначения Комиссии серьезных
препятствий оно здесь не представляет. На практике государства-члены, как правило, соглашаются с
кандидатурами судей и
генеральных адвокатов, предложенных каждым из них в соответствии с зарезервированной квотой (один судья
плюс, возможно, 1 генеральный
адвокат).
Государство-член, таким
образом, просто делегирует «cвoeго» судью/генерального адвоката, хотя, став членом Суда, последний становится полностью независимым и
несменяемым. Проверить, как ведет
себя «их» судья, государства-члены также не могут в силу принципа. тайны совещательной комнаты. Реальная личная независимость служит одним
из двух обязательных
критериев, в соответствии с которыми формируется Суд. Согласно ст. 223 Договора, учреждающего
Европейское Сообщество судьи и генеральные адвокаты «выбираются из числа лиц, независимость которых не
вызывает сомнений». Отсюда следует,
что, например, крупный партийный функционер лишен возможности стать членом Суда (разумеется, если он
заблаговременно не подаст в
отставку).
Второй
критерий, обусловленный характером функций и полномочий Суда, — профессиональная пригодность его
членов. Договор, учреждающего Европейское
Сообщество (ст. 223) допускает назначение судьями и генеральными
адвокатами только лиц,
обладающих необходимой компетентностью. Кандидатом в члены Суда может быть:
— либо человек, который в своем
государстве соответствует требованиям для назначения на высшие судебные должности, например, член Верховного суда Греции или
Конституционного трибунала Испании;
- либо
«юрисконсульт с общепризнанной компетентностью». К этой категории относятся, главным образом,
профессора университетов и
другие крупные специалисты в области права. С учетом специфики правовых традиций разных стран
ЕС от Великобритании и
Ирландии (стран общего права с ведущей ролью прецедента и судебной практики) в Суд Европейских
сообществ назначаются обычно
профессиональные судьи. От остальных государств-членов, где господствует романо-германская
традиция с приоритетом закона
и правовой доктрины, судьями и генеральными адвокатами чаще становятся «академические юристы»,
т.е. теоретики права.
Срок полномочий всех членов
Суда — шесть лет. Как видно, он весьма небольшой, но по его окончании судьи и генеральные адвокаты, как
правило, назначаются вновь. Количество повторных назначений не ограничено, так что некоторые члены Суда
находятся в его составе десятилетиями. К сказанному следует добавить, что
должность генерального
адвоката нередко служит «трамплином» для назначения ее обладателя в будущем полноправным судьей. С целью обеспечения преемственности в
работе Суда обновление его состава осуществляется постепенно, раз в три года.
Соответственно в этот период замещаются должности половины судей (8 или 7) и (генеральных адвокатов (4).
Число членов Суда и порядок их назначения определены в
учредительных договорах (например, ст.221 Договора, учреждающего Европейское
Сообщество). Но если порядок назначения судей не подвергался изменениям, то
количественный состав Суда приходилось не раз пересматривать. По мере того как
расширялись сообщества, а это происходило неоднократно, росло число членов
Суда. Тут действует незыблемое правило: число членов Суда зависит от числа
государств-членов; при этом число судей совпадает с числом государств-членов.
Теперь, когда в сообществах объединены 25 государств, в состав Суда ЕС входят
25 судей. С учетом того, что Европейский Союз постепенно расширяет свои
границы, можно ожидать очередного, и притом весьма значительного, увеличения
состава Суда.
Таким образом назначение судей происходит с общего
согласия правительств стран-участниц Европейского Союза. Судья занимает свою
должность сроком в шесть лет. Следует отметить, что к кандидатам в судьи
предъявляются достаточно строгие требования: в ст. 223 Договора о ЕС, говорится
о том, что «судьи должны быть лицами, независимость которых не подлежит
сомнению, и которые обладают качествами, необходимыми для выполнения служебных
обязанностей на высших судебных должностях в своих странах, или являются
экспертами по вопросам права высокой и общепризнанной квалификации».
До вступления в должность избранный на пост судьи должен
принести присягу, таким образом публично обещая осуществлять вверенные ему
полномочия ответственно и беспристрастно, не разглашая тайны совещательной
комнаты. Кроме присяги каждый из судей подписывает заявление, в котором
говорит о соблюдении в течение всего срока исполнения своих полномочий и
обязанностей. Кроме этого, судьи без разрешения Совета ЕС не могут заниматься
деятельностью, направленной на извлечение доходов в течение всего срока своих
полномочий, не имеют права занимать какие-либо должности (политические,
правительственные).
Каждые три года состав суда наполовину обновляется. Это не
мешает судьям, срок полномочий которых истек, быть вновь избранными.
Возрастного ограничения не существует. До истечения срока своих полномочий
судья не может быть отправлен в отставку государством-членом, но если остальные
судьи и генеральные адвокаты (о них будет сказано ниже) придут к единогласному
выводу о том, что судья «более не отвечает требованиям в связи с выполнением им
служебных обязанностей» (ст.6 Статута Суда ЕС), то он может быть отстранен.
Каждые три года путем тайного голосования, абсолютным
большинством голосов судьи избирают Председателя Суда ЕС (President des Gerichtshofs), который играет особую роль в руководстве Суда («в случае, если не
один из кандидатов на пост председателя не наберет абсолютного большинства
голосов, проводится второй тур, где избранным считается кандидат, набравший
относительное большинство голосов»). Также как и судья, он может быть
переизбран вновь. Председатель Суда ЕС занимается руководством работой Суда и
его специализированных служб, в качестве главы Суда присутствует при обсуждении
дел в совещательной комнате, на пленарных заседаниях Суда. К его компетенции
также относится назначение судьи-докладчика, распределение дел между палатами.
В целях более скорого разрешения дел в структуре Суда
образуются палаты, наиболее сложные дела рассматриваются пленумом (собранием
всех судей). Следует напомнить, что «Суд заседает в пленарных заседаниях, когда
государства-члены или какой-либо институт Сообщества, участвующие в
разбирательстве, просят об этом» (ст. 223 Договора, учреждающего Европейское
Сообщество). В отношении других категорий дел Суд может по своему усмотрению
направить дело на рассмотрение в одну из своих палат.
На пленарном заседании Суда для кворума полного состава
необходимо присутствие 15 судей. Решения в Суде принимаются большинством и в
принятии решения должно участвовать нечетное количество судей. Если по
какой-либо причине один из судей не может принимать участие в голосовании, то
самый младший из присутствующих судей не принимает участие в заседании.
Члены Суда ЕС назначаются с общего согласия
правительствами государств-членов сроком на шесть лет. Каждое государство —
член ЕС располагает одним местом и выдвигает кандидата на его замещение.
Главное требования к судье высокая профессиональная квалификация и
независимость. До вступления в должность на первом же открытом заседании Суда,
на котором вновь избранный член присутствует, он приносит присягу, в которой
клянется осуществлять свои функции полностью беспристрастно и с сознанием
ответственности, а равно обязуется не разглашать секретов совещательной
комнаты. В отличие от Европейского Суда по правам человека, в котором отдельные
судьи могут заявлять о своей особой позиции и несогласии с решением большинства
судей, в рамках Суда ЕС сохраняется абсолютная секретность судейских дебатов,
мнения каждого из судей и результатов внутреннего голосования. Решение
выносится от имени Суда в целом и никакому публичному оспариванию со стороны
членов Суда не подлежит. Нарушение этого правила рассматривается как посягательство
на основы судопроизводства, нарушение обязанностей судьи и может повлечь за
собой весьма строгие санкции, вплоть до; принудительной отставки последнего.
Такого рода решение принимается общим собранием судей и генеральных адвокатов.
Помимо принесения присяги каждый судья подписывает
заявление, в котором он торжественно декларирует, что будет соблюдать в течение
всего срока исполнения своих полномочий, а равно по их завершении
обязательства, вытекающие из исполнения его обязанностей. Особо подчеркивается
соблюдение судьей правил добропорядочности и скромности, в частности, в том,
что касается принятия различного рода предложений о. работе или получении
каких-либо дополнительных выгод даже после выхода в отставку.
Обновление
Суда происходит наполовину каждые три года (в настоящее время — по состоянию на
начало 2000 г. — каждые три года переизбирается 7 или 8 членов Суда). В том же
порядке изменяется состав генеральных адвокатов. Каких-либо ограничений для
переизбрания не установлено. Соответственно судья или генеральный адвокат, срок
полномочий которого истек, может быть назначен вновь.
Аналогичная процедура применяется при
формировании Суда первой инстанции (далее СПИ). Основное отличие заключается в
том, что в рамках СПИ отсутствует институт генеральных адвокатов. Их функции
может в определенной степени выполнять специально назначенный в связи с
рассмотрением конкретного дела член Суда.
В состав Суда входят две категории членов: основная — судьи
и Дополнительная — генеральные адвокаты.
Судьи — полноправные члены Суда,
участвующие в рассмотрении и разрешении дел. Судей всего 25, что соответствует
количеству государств-членов. Совпадение не случайно: в силу обычая с момента учереждения
Европейских сообшеств действует правило «одно государство — один судья». Оно
необходимо для того, чтобы в составе Суда; имелись специалисты в области
правовых систем всех государств-членов Союза.
Ниццкий договор возвел указанное правило в норму первичного
права ЕС. Согласно новой редакции ст. 221 Договора о Европейском сообществе
«Суд включает по одному судье от каждого государства-члена».
Судом на срок в один год избирается первый генеральный
адвокат, который наделен полномочиями назначения генерального адвоката по
каждому делу. Порядок назначения судей и генеральных адвокатов практически не
отличаются. Критерии отбора изложены в учредительных договорах с учетом норм и
традиций всех государств-членов. Например, в статье 223 Договора, учреждающего
Европейское Сообщество говорится о том, что «судья и генеральные адвокаты
назначаются из лиц, независимость которых не вызывает сомнений и которые
обладают качествами, требуемыми для назначения в своих странах на высшие
судебные посты. Кандидаты должны быть из числа юристов, высочайшая квалификация
которых является общепризнанной».
Если статус судьи не нуждается в разъяснениях, то статус
генерального адвоката является весьма своеобразным, так как его главное
назначение заключается в том, чтобы самостоятельно проводить предварительное
независимое и беспристрастное исследование и представлять свое заключение по
изученному им делу Суду. В таком заключении можно найти «анализ фактов, ссылки
на соответствующие положения законодательства и полный анализ предшествующих
решений Суда. Он также приводит анализ аргументов сторон спора и в заключении
дает собственную оценку рассматриваемых Судом вопросов. В своих выводах
генеральный адвокат не ограничивается аргументами сторон спора».
В подавляющем большинстве случаев судьи принимают решения,
совпадающие с заключениями генеральных адвокатов. Это не говорит о том, что суд
всегда обязан строго следовать рекомендациям генерального адвоката, напротив,
судьи могут полностью либо частично отступить от этого решения. Но все же
мнение генерального адвоката всегда играет очень значимую роль.
Разделение состава Суда на судей и генеральных адвокатов не
было нововведением. Подобная модель организации суда давно существует в ряде
стран Западной Европы (Франция, Бельгия, Голландия). Например, «во Франции
схожие функции исполняет комиссар правительства во французском Государственном
совете и представитель «открытых интересов» в немецком Административном суде (Comissaires
du gouvernement/Conseil d’Etat, Vertreter des offentlichen Interesses im deutschen Verwaltungsgerichtsverfahren)».
Генеральные адвокаты — вторая, дополнительная категория
членов Суда — была введена по образцу судебной системы Франции где похожая
должность существовала еще в Средневековье (avocaj general).
Согласно абз. 2 ст. 222 Договора о ЕС «задача генерального адвоката — действуя
полностью беспристрастно и независимо, представлять в открытом судебном
заседании мотивированные заключения по делам, внесенным на рассмотрение Суда».
Для того чтобы подготовить свое заключение, генеральный
адвокат проводит самостоятельное исследование материалов дела, по итогам
которого он предлагает Суду разрешить его тем или иным образом. Заключение
генерального адвоката, таким образом, — своего рода альтернативный проект решения
Суда (основной готовит судья-докладчик).
Заключения генерального адвоката также служат ценным
источником информации о праве и состоянии правовой доктрины Европейского Союза.
Как и решения Суда, они переводятся на все официальные языки Союза и тщательно
изучаются правоведами и юристами-практиками.
Сказанное дает возможность пролить свет на весьма
своеобразное название должности — генеральный адвокат. В качестве адвоката он
выступает представителем и защитником определенных интересов. Как адвокат
генеральный он защищает интересы не отдельных лиц, а общие ценности, в данном
случае — общие ценности права.
Корпус генеральных адвокатов Суда Европейских сообществ
начитывает сейчас восемь человек. Как показывает практика, этого числа явно
недостаточно, поскольку количество дел, рассматриваемых Судом, исчисляется
сотнями, а на каждое из них должен быть назначен один генеральный адвокат.
В этой связи Договор, учреждающий Европейское Сообщество
(ст. 222) допускает возможность увеличения числа генеральных адвокатов.
Соответствующее решение должен принять Совет Европейского Союза по ходатайству
Суда. Еще одно возможное решение проблемы предусмотрел Ниццкий договор и Статут
2001 г.
Отныне, если рассматриваемое дело «не поднимает новых
вопросов в области права», то Суд может принять решение о рассмотрении ;его без
участия генерального адвоката (ст. 20 Статута 2001 г.). Генеральные адвокаты,
таким образом, получат возможность сконцентрироваться на анализе действительно
сложных (в юридическом смысле) дел, которые способны дать импульс развитию
прецедентного права Европейского Союза.
Аналогично судьям при формировании корпуса генеральных
адвокатов существуют определенные квоты для государств-членов. Принцип «одно
государство — один генеральный адвокат» здесь неприменим. Поэтому в силу
специальной декларации 1995 г. установлено следующее правило: пять генеральных
адвокатов назначаются из числа граждан пяти крупнейших стран ЕС
(Великобритания, Германия, Испания, Италия, Франция). Остальные три вакансии
замещаются гражданами других стран в порядке ротации.
Ранее Суд ЕС, как правило, рассматривал дела в полном
составе. После принятия Договора о слиянии соответствующие статьи Парижского
и Римских договоров были изменены таким образом, чтобы допустить образование
палат. Суду было предоставлено право создавать палаты из своих членов, по три
или пять судей в каждой, «для проведения ряда предварительных мер по подготовке
судебного разбирательства или рассмотрения некоторых категорий дел в
соответствии с процедурой, специально разработанной для этой цели» (ст. 221
Договора, учреждающего Европейское Сообщество). Действующий же сейчас Регламент
Суда говорит уже о палатах не как о неких возможных дополнительных структурах,
а как о нормальной форме деятельности Суда. В соответствии с п. 2 ст.221
Договора, учреждающего Европейское Сообщество Суд образует палаты и распределяет
между ними судей (ст.9 Регламента Суда). Палатами дела рассматриваются на тех
же началах, что и на пленарном заседании. Состав палат определяется ежегодно.
Кворум для рассмотрения дел равен трем судьям. Если один из членов палаты по
каким-либо причинам не может присутствовать на заседании, то его место может
занять другой судья, который назначается Председателем. В каждую из палат
Судом назначается председатель сроком на три года. Он назначает день и час
заседаний.
Палаты работают регулярно и, как показывает практика,
занимаются не только, предварительными мерами по подготовке судебного
разбирательства, но и рассмотрением дел.
Рассмотрение дел в Суде ЕС имеет место как пленумом Суда,
так и палатами. В Суде первой инстанции (далее СПИ) оно производится в основном
палатами. В 1998/99 гг. в составе Суда ЕС насчитывалось шесть палат, из которых
одна включала трех судей, три — четырех судей и две — семь судей. В рамках Суда
первой инстанции в тот же период функционировало десять палат, из которых пять
включали по три судьи и пять — по пять судей. Персональный состав палат
определяется ежегодно. Кворум для рассмотрения дел равен трем судьям. В случае,
если один из членов палаты отсутствует, его может замещать при рассмотрении
конкретного дела иной судья, специально назначенный для этого Председателем. В
1998 г. Суд ЕС внес на рассмотрение Комиссии предложение, предусматривающее
возможность рассмотрения некоторых дел, в том числе по трудовым спорам,
единолично судьей Суда первой инстанции.
Организация работы
суда в последнее время существенно изменилась. Новый Статут 2001 г.
предусматривает создание в качестве особого структурного компонента Большой палаты в составе 11 судей во главе с Председателем Суда.
В соответствии с новым Статутом
(ст. 16) по общему правилу дела будут рассматриваться в обычных палатах. По
требованию государства-члена
или одного из институтов Союза дело передается в Большую палату. Наконец, пленум станет рассматривать
только дела «исключительной важности» (наличие таковой устанавливает сам Суд),
а также дела об отрешении от
должности несменяемых должностных лиц ЕС (членов Комиссии, Омбудсмана и др.).
Весьма важную роль в руководстве работой Суда играет его
Председатель. Он избирается самими судьями путем тайного голосования абсолютным
большинством голосов сроком на три года. В случае если ни один из кандидатов не
соберет абсолютного большинства голосов, проводится второй тур, по результатам
которого считается избранным кандидат, получивший относительное большинство
голосов. В случае досрочной вакансии поста Председателя вновь назначенный глава
Суда выполняет эти обязанности в течение оставшегося срока полномочий.
Председатель руководит работой Суда и деятельностью его служб. Он
председательствует на пленарных заседаниях Суда, а также при обсуждениях,
имеющих место в совещательной комнате. Председатель распределяет дела между
палатами и назначает судью-докладчика. Критерии, в соответствии с которыми
производится распределение дел, устанавливаются самим Судом,
Применительно к делам, которые переданы на рассмотрение той
или иной палаты, функции главы судебного учреждения выполняет ее Председатель.
Председатели палат назначаются Судом сроком на один год. Суд назначает также на
аналогичный срок первого генерального адвоката. Первый генеральный адвокат
распределяет дела между генеральными адвокатами сразу же после назначения
судьи-докладчика. В случае временной вакансии поста Председателя Суда его
функции выполняет один из председателей палат, старшинство которых определяется
сроком их пребывания на данной должности в Суде. Председатель назначает дату и
часы заседаний Суда. Применительно к палатам эти функции осуществляют их
председатели. По общему правилу заседания Суда и палат имеют место, а
резиденции Суда ЕС, которая находится в Люксембурге, Однако заседания могут
проводиться по указанию Председателя и в ином месте.
Решение по существу рассматриваемого дела выносится
нечетным числом судей. Однако в тех случаях, когда в силу каких-дибо причин это
число оказывается четным, самый младший судья по сроку пребывания в Суде должен
воздержаться от участия в принятии решения (кроме случая, когда это
судья-докладчик).
Суд первой
инстанции, как и Суд ЕС, состоит из 25 судей, т.е. каждое государство-член
представлено судьей. В принципе, при формировании Суда первой инстанции
применяется аналогичная процедура назначения судей, председателя, что и в Суде
ЕС, но имеется лишь одна особенность в составе: здесь отсутствует институт
генеральных адвокатов. Их функции может в определенной степени выполнять
специально назначенный в связи с рассмотрением данного дела член Суда. Суд
первой инстанции также назначает регистратора, помимо этого он пользуется
услугами административного персонала Суда ЕС.
В большинстве
случаев Суд первой Инстанции проводит слушания, образуя, также как и Суд ЕС,
палаты из трех или пяти судей. Кворум для рассмотрения дел равен трем судьям. В
ситуациях, когда один из членов палаты отсутствует, он может быть замещен
другим судьей, которого имеет право назначить Председатель. Пленарные заседания
проводятся в процессе слушания дел особой важности.
Суд в целом и каждый его член в отдельности (включая
генеральных адвокатов) являются полностью независимыми в своей деятельности.
Принцип независимости — важнейшая гарантия объективного, беспристрастного
разрешения дел органами судебной власти как в государствах, так и на уровне
надгосударственных институтов Европейского Союза.
Система гарантий независимости членов Суда в целом
аналогична гарантиям, действующим в правовом демократическом государстве.
Каждый член
суда обладает иммунитетом от уголовной и административной ответственности
(дословно — иммунитет от юрисдикции; франц. immunite de jurisdiction).
Иммунитет судей и генеральных адвокатов распространяется
дела, рассматриваемые как национальными судами, так и иными органами, в том
числе на стадии предварительного расследования. В отношении действий,
совершенных членами Суда в официальном качестве, иммунитет сохраняет силу и
после прекращения их полномочий.
Снять иммунитет со своего члена может только сам Суд. Если
это происходит, то дело о преступлении или ином правонарушении суды
(генерального адвоката) будет рассматриваться в государстве, гражданином
которого он является. При этом член Суда приравнивается членам высших органов
судебной власти своей страны (ст. 3 Статута 2001 г.).
Несовместимость должностей охватывает не только
административные посты в органах национальной или наднациональной публичной
власти, но и любую профессиональную деятельность, оплачиваемую или нет.
Запрет заниматься политической или административной
деятельностью носит безусловный характер. В отношении других видов побочной
работы (например, научно-преподавательской) «в порядке исключения» судье или
генеральному адвокату может быть дозволено осуществлять ее по решению Совета
Европейского Союза.
Правило несовместимости должностей, как и в отношении
членов Европейской комиссии, сохраняет свое действие также после прекращения
полномочий судьи/генерального адвоката.
При вступлении в должность судьи и генеральные адвокаты
дают «торжественное обещание в течение срока полномочий и после его окончания
соблюдать обязанности, вытекающие из их должности, в частности, обязанность
после истечения полномочий честно и с необходимой осторожностью подходить к
вопросу о занятии определенных должностей или получении определенных
преимуществ».
Возможные споры и сомнения в этой области разрешает сам Суд
(ст. 4 Статута 2001 г.).
С правилом несовместимости должностей тесно связан запрет
на участие в делах, которые могут представлять для члена Суда личный интерес.
Судьям и генеральным адвокатам не разрешается участвовать в
рассмотрении дел, по которым они ранее выступали представителями, адвокатами
или защитниками. То же самое относится к делам, которые в прошлом они уже
рассматривали в бытность членом национального суда, следственной комиссии или в
ином качестве.
В любых «особых обстоятельствах», когда судья или
генеральный адвокат считает для себя невозможным участвовать в деле, он
обращается к Председателю Суда или его палаты с самоотводом. Председатель может
заявить об отводе судьи и по собственной инициативе. Cпоры
и сомнения, опять же, разрешает сам Суд (ст. 18 Статута 2001 г.).
Важной гарантией независимости судебной власти ЕС служит право
Суда самостоятельно определять процедуру своей деятельности в форме акта под
названием «процессуальный регламент» (ПР)).
Данное полномочие, однако, имеет свои пределы. Суд связан
положениями учредительных договоров и Статута, которые являются источниками
первичного права и не могут изменяться им по своему усмотрению (некоторые
положения Статута вправе пересматривать Совет по предложению Суда).
Процессуальный регламент, принятый Судом, для вступления в
силу нуждается в одобрении главным законодательным органом ЕС — Советом
Европейского Союза.
Материальной гарантией независимости Суда выступает
финансирование всех его расходов из общего бюджета Европейского Союза, а не из
национальных бюджетов стран, гражданами которых являются его члены (ст. 268
Договора, учреждающего Европейское Сообщество).
Суд, как и другие институты, самостоятельно разрабатывает
проект сметы своих расходов на будущий финансовый год. Вместе с другими
расходами они утверждаются Европарламентом и Советом на основании единого
проекта, представляемого Европейской комиссией.
Несменяемость судей и генеральных адвокатов является важной
гарантией их независимости. На протяжении срока своих полномочий члены Суда
могут быть отрешены от должности только самим Судом при наличии законных
оснований, предусмотренных Договором, учреждающем Европейское сообщество.
Принцип тайны совещательной комнаты является одним из
главных правовых средств обеспечения судейской независимости, признанным во
всех цивилизованных странах.
В Суде Европейских сообществ данный принцип доведен до
своего логического предела. Здесь не только запрещен доступ посторонних лиц в
совещательную комнату, но вообще не допускается разглашение какой-либо
информации о характере обсуждения и голосования судей при вынесении решения (ст. 35 Статута 2001 г.).
Данное правило обращено прежде всего к самим судьям. Им
запрещено высказывать особые мнения, а также иным образом сообщать об
индивидуальной позиции по конкретному делу как их самих, так и других судей,
участвовавших в принятии решения. Решение выносится от имени всех судей
независимо от того, голосовал ли конкретный судья «за» или «против».
При вступлении в должность каждый член Суда приносит клятву
в которой он обязуется не разглашать тайну совещательной комнат в том числе и
после истечения срока своих полномочий.
Принцип тайны совещательной комнаты, как он применяется в
Суде, на первый взгляд, может показаться недемократичным, так как подавляет
индивидуальность членов Суда. На самом деле «обет молчания», наложенный на
судей, служит действенной гарантией их реальной независимости. Он лишает
государства-члены, а равно другие заинтересованные лица возможности оказывать
давление на членов Суда, ибо установить, как на самом деле поведет себя судья в
совещательной комнате, нереально.
Это особенно важно в тех делах, в которых ответчиками
выступа государства-члены. Не будь в Суде принципа тайны совещательной комнаты,
можно было бы предположить, например, что судьи — германские граждане часто
голосовали бы в поддержку своей страны даже если ФРГ действительно нарушила
право ЕС, французские судьи — «за» Францию и т.д. Вместо правовых интересов
определяющее значение приобретали бы, таким образом, политические и иные
соображения.
Судом на шесть лет назначается постоянный
секретарь (грефье (“Greffier)), работающий под
руководством Председателя Суда. Главной его задачей является обеспечение всех
процедурных вопросов: он ведает приемом, реадресоваением, хранением всей
документации, хранением архивов, печати; является ответственным за
опубликование решений и других документов суда, оказывает техническую помощь на
заседаниях Суда и палат, присутствует на заседаниях. В своем подчинении
грефье имеет административные и технические службы, с помощью специального
управляющего руководит бухгалтерией и финансовыми делами. За исполнение
вышеперечисленных обязанностей он подотчетен Председателю Суда. В руководстве
финансовыми делами и бухгалтерией ему помогает специально назначенный
управляющий.
Секретарь —
это должностное лицо Суда, которое обеспечивает прием, получение и передачу процессуальных документов
(исковых заявлений и т.д.), а
также ведение протокола и опубликование решений Суда. Секретарь, кроме того, осуществляет
текущее руководство аппаратом
Суда.
Секретаря
назначает Суд сроком на шесть лет. В помощь ему Суд вправе назначить одного или нескольких
заместителей (ст. 12, 13 Внутреннего Регламента).
В состав Суда входят специализированные подразделения:
«служба информации (Information Office), лингвистическая
служба (Департамент переводов (Translation Directorate)),
секретариат, библиотека и Отдел исследований и документации (Reserch and
Documentation Division)». В частности, Отдел исследований и документации
обеспечивает судей и генеральных адвокатов необходимой информацией о праве
Сообщества и сравнительными обзорами по правовым системам стран-участниц ЕС.
Одну из наиболее, многочисленных служб аппарата Суда
составляет лингвистическая служба. Лингвистическая служба играет большое
значение в деятельности Суда, т.к. она состоит из экспертов, располагающих
знанием ряда официальных языков. Следует отметить, что судебное заседание а
также и вынесение решений в совещательной комнате, как правило проводятся на
французском языке, что предполагает достаточно хорошие знания французского
языка у судей.
Служба информации предоставляет юристам информацию о
последних рассмотренных Судом делах и иные сведения о его работе.
Секретариат состоит из юридических секретарей, каждый из
которых прикреплен к определенному судье или генеральному адвокату. Основной их
задачей является оказание помощи в подготовке заключений, юридических
документов, проведение исследований.
В дополнение ко всему в Суде имеется
библиотека, в которой собраны «многочисленные материалы, отражающие правовые
системы государств-членов и Сообщества».
Суд обладает обязательной юрисдикцией в
отношении государств-членов, органов Союза и других субъектов. Юрисдикция — это
всегда круг дел, подлежащих рассмотрению уполномоченным органом, подсудность.
По своему содержанию юрисдикция Суда включает в себя три ocновные группы полномочий:
разрешать споры из правоотношений, возникающих на основании
норм учредительных договоров и законодательства ЕС, — прямая юрисдикция;
рассматривать запросы судебных органов государств-членов,
которые сталкиваются с проблемами толкования и применения норм права
Европейского Союза, — преюдициальная (косвенная) юрисдикция;
разбирать дела в порядке предварительного контроля.
Дела прямой юрисдикции — это споры, возникающие в ходе
реализации в жизнь норм права ЕС, т.е., по сути своей, дела искового
производства. Одна из сторон (истец) привлекает другую (ответчика) к Суду за
предполагаемое нарушение юридической нормы Сообщества, а также, возможно, ее
субъективного права или интереса (например, в исках о возмещении вреда,
причиненного частным лицам).
Круг лиц, которых можно привлечь к Суду в качестве
ответчика, является ограниченным. Наиболее часто нарушителями «европейских»
правил выступают, естественно, физические и юридические лица. Соответствующие
дела (и гражданские, и уголовные) рассматривают национальные суды
государств-членов, которые обязаны в том случае применять непосредственно
действующие нормы права ЕС, даже вопреки законодательству конкретного
государства.
Суд Европейских сообществ по общему правилу
иски к частным лицам, а равно к должностным лицам государств-членов не рассматривает. К его юрисдикции
отнесены те споры, которые являются наиболее сложными и важными с политической
точки зрения и затрагивают интересы ЕС в целом.
В соответствии с Договором о ЕС в качестве ответчика перед
Судом могут привлекаться, во-первых, государства-члены в целом, во-вторых, органы
Европейского Союза, а также их должности лица и служащие.
Иски к государствам-членам. Государство-член
привлекается Суду в случае нарушения им обязанностей, вытекающих из Договора о
ЕС, т.е. невыполнения (ненадлежащего выполнения) им на своей территории любой
нормы или индивидуального предписания Сообщества.
Решение Суда о признании государства-члена нарушителем
является для него юридически обязательным. В этом случае государство-нарушитель
обязано принять все «необходимые меры для выполнения решения Суда» (ст. 228
Договора, утверждающего Европейское Сообщество), например, отменить или,
напротив, издать необходимые законодательные акты (если речь идет о
невыполнении в срок директивы). Для национальных судов, соответствено возникает
обязанность не применять правовые акты государства-члена, признанные не
соответствующими праву ЕС.
В случае повторного нарушения государство-член может быть
оштрафовано Судом, причем размер штрафа (в виде единовременной суммы или
периодических платежей) не ограничен (параграф 2 ст. 228).
Иски к органам Европейского Союза и их должностным
лицам. Неправомерные действия (бездействие) могут
совершать не только национальные, но и наднациональные власти в лице органов
Европейского Союза. В зависимости от характера нарушения Договор, утверждающий
Европейское Сообщество выделяет два основных вида исков:
1) иски об аннулировании (ст. 230). Такого рода иски
подаются с целью отмены регламентов, директив и иных правовых актов органов ЕС
(кроме рекомендаций и заключений, не имеющих обязательной юридической силы).
Общим основанием для подачи иска об аннулировании и,
соответственно, для возможной отмены документа служит противоречие актов
текущего законодательства «конституционной хартии» ЕС, т.е. его учредительному
договору. В соответствии с самим Договором, утверждающем Европейское Сообщество
(абз. 2 ст. 230) указанное противоречие может проявляться в » нескольких
формах:
«отсутствие компетенции», например, если Европарламент
издал регламент или директиву от своего имени, тогда как он может это делать
лишь совместно с Советом;
«существенное нарушение процедуры», например, издание
Советом правового акта без предложения Комиссии или не дождавшись
консультативного заключения Европарламента (в случае, когда должна применяться
процедура консультации);
«нарушение настоящего Договора или любой нормы права,
относящейся к его применению». В данном случае речь идет о «материальном»
контроле, т.е. проверяется сам правовой акт (его содержание) на соответствие
учредительному договору;
«злоупотребление властью», т.е. реализация полномочий
вопреки законным целям, предусмотренным учредительным договором, в том числе в
личных интересах членов соответствующего института.
При наличии хотя бы одного из указанных оснований Суд
объявляет оспариваемый акт ничтожным, т.е. не имеющим силы с момента принятия.
Однако для регламентов Суд может при необходимости сохранить в силе наступившие
ранее их юридические последствия, признать недействительным регламент лишь с
момента вынесения судебного решения
(ст. 231 Договора, утверждающего
Европейское Сообщество).
2) иски из бездействия (ст. 232 ДЕС). В данном случае
нарушение со стороны органа ЕС выражается том, что он не принимает решения,
хотя должен был это сделать в соответствии с учредительным договором.
Иски из бездействия подаются в Суд заинтересованными лицами
только после предварительного обращения к соответствующему институту ЕС. Если
последний не дает ответа в течение двух месяцев, то в течение следующих двух
месяцев может быть предъявлен иск из бездействия. Если получен негативный
ответ, то на решение об отказе может быть подан иск об аннулировании.
Преюдициальные запросы (дела косвенной юрисдикции). Дела косвенной
юрисдикции — это те дела, которые Суд Европейских сообществ рассматривает по
запросам судебных органов государств-членов.
Если национальный суд сталкивается с необходимостью
применить норму права ЕС, то он может, а в ряде случаев обязан сначала обратиться
в Суд Европейских сообществ за официальным разъяснением.
Такого рода запросы судебных органов государств-членов
называются преюдициальными (т.е. они направляются до момента вынесения
окончательного постановления по делу), а полномочия Суда их рассматривать —
преюдициальной (или косвенной) юрисдикцией.
В отличие от дел прямой юрисдикции Суд в данном случае не
выносит решения по существу конфликта (это делает национальный суд на основании
собственной оценки фактических обстоятельств дела). Роль Суда иного плана: он
призван разрешить правовую коллизию или неясность, с которой сталкиваются
органы правосудия государств-членов в ходе применения юридических норм ЕС.
Решение Суда обязательно для национального суда,
направившего преюдициальный запрос. Оно также служит прецедентом для всех
других судов, которые сталкиваются с аналогичными проблемами в своих странах.
Тем самым благодаря прежде всего преюдициальным росам обеспечивается
единообразие судебной практики на территории ЕС.
Каковы цели направления преюдициальных запросов в Суд
Евро-рейских сообществ?
Во-первых, они могут подаваться с целью получить
разъяснение смысла норм учредительного договора, а равно правовых актов
институтов Европейского Союза и Европейского центрального банка — запросы о
толковании (п. «а» и «b» ст. 234 Договора, утверждающего Европейское
Сообщество).
Во-вторых, целью
преюдициального запроса может служить оспаривание актов вторичного права по
причине их вероятного противоречия учредительному договору ЕС — запросы о
соответствии Правовых актов институтов и ЕЦБ учредительному договору (п. «b» ст. 234).
Если национальный суд при рассмотрении конкретного дела
приходит к выводу, что регламент, директива или другой правовой акт институтов
ЕС противоречит «конституции» (учредительному договору), он не вправе сам
объявлять «закон» Сообщества недействительным.
В подобных обстоятельствах судебный орган государства-члена
приостанавливает разбирательство дела и направляет преюдициальный запрос в Суд
Европейских сообществ. По итогам рассмотрения запроса Суд может объявить
соответствующий акт не. подлежащим применению.
Таким образом, с; помощью преюдициальных запросов
появляется возможность оспаривать решения институтов и после истечения срока
исковой давности для подачи исков об аннулировании, который очень короток (два
месяца).
Посредством того же механизма физические и юридические лица
|могут добиться рассмотрения Судом вопроса о «неконституционности» регламентов
и директив, т.е. нормативных актов, которые они не [могут оспаривать напрямую.
В-третьих,
целью запроса национального суда нередко служит разрешение коллизии между
национальным и коммунитарным правом - запросы о соответствии правовых актов
государств-членов праву EC.
Данный вид запросов прямо не предусмотрен учредительным
договором (они маскируются под запросы о толковании), но широко встречается на
практике, когда национальный суд не уверен в противоречии двух правовых систем
или не желает самостоятельно, опираясь на принцип верховенства права ЕС,
признавать национальный закон не имеющим юридической силы.
В соответствии со ст. 234 Договора о ЕС направлять
преюдициальные запросы могут как суды, так и трибуналы государств-членов.
Понятие «трибунал» охватывает органы, осуществляющие юрисдикцию по определенным
делам, но не входящие в систему судебной власти государств-членов, например
Иммиграционный трибунал Великобритании.
Направление преюдициального запроса — право национального
суда/трибунала, которое он реализует на любых стадиях процедуры как по
собственной инициативе, так и по инициативе лиц, участвующих в деле: истца,
ответчика, подсудимого и т.д.
Однако для судов и трибуналов высших инстанций, т.е. для
тех «решения которых не подлежат обжалованию в соответствии с национальным
правом» (это не всегда верховный или аналогичный суд) направление данного
запроса превращается в обязанность (абз. 3 ст. 234 Договора, утверждающего
Европейское Сообщество). От этой обязанности они освобождаются только в том
случае, когда правовая проблема уже была урегулирована, прецедентым правом
Суда.
Дела предварительного контроля. В делах предварительного
контроля Суд рассматривает правомерность юридических актов еще до их
совершения, т.е. на этапе подготовки проекта решения.
Сюда относятся, прежде всего, запросы о соответствии
учредительному договору подписанных, но еще не вступивших в силу соглашений ЕС
с третьими странами и международными организациями — предварительный
«конституционный контроль» международных договоров, аналогичный существующему
во Франции.
В соответствии со ст. 300 Договора, утверждающего
Европейское Сообщество (параграф 6) с необходимым запросом в Суд могут
обратиться Совет, Комиссия, а также любое из государств-членов. Ниццкий договор
добавил к этому перечню Европейский парламент.
По итогам рассмотрения проекта соглашения Суд выносит заключение.
Если заключение положительно, т.е. соглашение признано соответствующим
учредительному договору ЕС, то документ может вступить в силу, стать юридически
обязательным для Сообщества и всех его государств-членов. В противном случае
вступление в силу соглашения ЕС разрешается только после внесения необходимых
изменений в текст учредительного договора Сообщества.
Поскольку процедура пересмотра «конституции» Европейского
Союза, в том числе Договора о ЕС, весьма сложна и длительна, события чаще
развиваются по другому сценарию: изменения вносятся не в учредительный договор
Сообщества, а в сам проект международного соглашения, чтобы адаптировать его к
требованиям «конституции» ЕС.
С некоторыми оговорками к сфере предварительного контроля
Суда можно отнести еще несколько категорий дел (на практике они почти или вовсе
не встречаются):
—дела о снятии иммунитета с судей и генеральных адвокатов.
Соответствующее решение Суд может вынести как по собственной инициативе, так и
на основании обращения заинтересованных государств-членов в случае совершения
членом Суда преступления или проступка (ст. 3 Статута 2001 г.);
—дела о снятии иммунитета с имущества Европейских
сообществ.
В соответствии со ст. 1 протокола «О привилегиях и
иммунитетах» здания и помещения Европейских сообществ являются
неприкосновенными. Государства-члены, на территории которых расположено
имущество Сообществ, в том числе денежные активы, могут применять к нему меры
принудительного характера (например, конфискацию) лишь с разрешения Суда
Европейских сообществ, полученного заблаговременно;
—проверка законности процедуры привлечения
государств-членов к ответственности за нарушение общих принципов
конституционного строя (п. «е» ст. 46 Договора о Европейском Союзе в редакции
Ниццкого договора).
Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что Суд
ЕС наделен довольно широкими разноплановым кругом полномочий, т.е. он
осуществляет функции, характерные для конституционного, административного,
гражданского, арбитражного суда. Кроме того Суд выступает и как
консультативный орган, заключению которого придается особая юридическая сила.
Действующие
нормативно-правовые акты сравнительно детально - регламентируют разграничение юрисдикции между Судом ЕС и Судом первой инстанции.
Преобладающей в этой области тенденцией является расширение компетенции Суда первой инстанции. В исключительном ведении Суда ЕС остаются
все дела косвенной
юрисдикции, решения по преюдициальным вопросам и заключения по вопросам толкования и соответствия,
которые Суд дает по запросу
институтов Союза или государств-членов. Напомним, что в этом случае заключения
Суда носят обязательный
характер. К исключительному ведению Суда ЕС относятся также дела, сторонами в которых выступают
государства — члены ЕС,
институты Союза либо государства и институты Союза.
К юрисдикции Суда первой
инстанции (далее СПИ) относятся рассмотрение трудовых споров, которое предусмотрено ст. 236 Договора, учреждающего Европейское
Сообщество. Он же рассматривает дела, относящиеся к оспариванию решений Совета,
выполняющего функции .Высшего руководящего органа, со стороны частных лиц, а также споры, касающиеся частнопредпринимательской
деятельности. СПИ рассматривает иски, предъявляемые частными
лицами против институтов
Сообществ на основании ст. 230, относящиеся к контролю за законностью и предусматривающие возможность оспаривания нормативно-правовых
актов, принятых институтами
ЕС. К юрисдикции СПИ относится разрешение дел по ст. 232 Договора, учреждающего Европейское
Сообщество, предусматривающей возможность
предъявления иска о бездействии в связи с неисполнением обязательств институтами Сообществ
относительно издания ими
акта, рекомендации или заключения, предусмотренных учредительным договором. СПИ рассматривает также иски по ст. 235 Договора, учреждающего
Европейское Сообщество, связанные с возмещением вреда и
предусмотренные, в частности, ст. 288 этого
же Договора.
Существенное
расширение юрисдикции СПИ было осуществлено решением Совета 93/350 от 8 июня 1993 г. Была расширена
возможность рассмотрения в СПИ исков об аннулировании; исков, связанных с договорной и
внедоговорной ответственностью;
исков о бездействии, вчиняемых частными лицами; а также дел, связанных с борьбой против демпинга или нарушением правил торговли.
Договор, учреждающий
Европейское Сообщество, подтверждая на уровне учредительного акта существование СПИ,
предусматривает возможность
дальнейшего расширения его юрисдикции на основе единогласного решения Совета по предложению
Суда ЕС и после консультации с Парламентом и Комиссией (ст. 225 Договора). Та же статья Договора о ЕС
специально оговаривает, что
дела, рассматриваемые в преюдициальном порядке, не могут входить в юрисдикцию СПИ. Следует, очевидно, добавить, что в случае ошибочного
выбора инстанции для предъявления
иска заинтересованной стороной ошибка может быть исправлена непосредственно судебной
администрацией без рассмотрения
дела по существу Судом ЕС или СПИ. В основном такие вопросы решаются на уровне грефье.
Суд — постоянно действующий орган
Сообществ и Союза. Его деятельность осуществляется в форме рассмотрения и
разрешения дел, это предполагает не только коллективное участие судей в работе
пленума или палаты, но также индивидуальную подготовку доклада/заключения
судьей-докладчиком и генеральным адвокатом, назначенным на конкретное дело.
Число судей, участвующих в
рассмотрении дела, всегда должно быть нечетным, а решения принимаются
большинством голосов (результаты голосования не разглашаются).
Как и в других органах, для Суда действует
требование о кворуме, т.е. минимальном количестве присутствующих судей, при
котором Суд правомочен выносить решение. Кворум составляет 9 человек для
пленума (из 15), 3 человека для палат в составе трех или пяти судей и 5 человек
для палаты из 7 судей. Наконец, для Большой палаты, которая создана после
вступления в силу Ниццкого договора и нового Статута, необходимо присутствие по
меньшей мере 9 из 11 ее членов (ст. 17 Статута 2001 г.).
Рассмотрение дел в Суде складывается из
двух стадий: письменного и устного производства при ведущей роли первого (ст.
20 Статута 2001 г.). Основное содержание первой стадии — это обмен
процессуальными документами между сторонами: исковое заявление, меморандум
ответчика, «реплика» истца и соответствующая реплика ответчика (франц. duplique).и др. — все в письменной форме. Эти и иные документы направляются
Секретарю Суда, который пересылает их Председателю и другим судьям [.
Следует отметить, что, по общему правилу, доказательства
должны быть представлены уже в момент подачи иска или, по крайней мере, должно
быть указано, какие доказательства намерена представить сторона. То же самое, в
принципе, относится и к ответчику. По обращению сторон и третьих лиц или по
собственной инициативе Суд вправе вызывать и допрашивать свидетелей, назначать
экспертизу, собирать иные доказательства.
Устная процедура начинается после подготовки ответственным
судьей (судьей-докладчиком) своего доклада. Суд (пленум или палата) заслушивают
представителей сторон и третьих лиц (и те, и другие всегда должны действовать
через представителей — агентов, советников или адвокатов)- Стадия устного
разбирательства завершается оглашением заключения генерального адвоката, после
чего судьи удаляются в совещательную комнату.
Процессуальные правила судопроизводства в
Суде ЕС и Суде первой инстанции (далее СПИ) предусмотрены в общих чертах
Уставом Суда и детально регулируются Процессуальным регламентом.
Возбуждение: дела начинается с подачи искового
заявления. Исковое заявление должно в обязательном порядке включать в себя
полное наименование и постоянное место пребывания истца; указание стороны,
против которой направлен иск; определение предмета спора и суммарное описание
причин, его вызвавших; выводы, к которым приходит истец, а также перечень
доказательств, если они имеют место. Все необходимые дополнительные
процессуальные документы, в том числе свидетельства и другие акты, включаются в
досье, прилагаемое к исковому заявлению. Если истцом является частное лицо, оно
назначает адвоката или специального представителя, которому поручается ведение
дела. Если истцом выступает институт ЕС, как, впрочем, и в том случае, если он
является ответчиком, его представителем выступает ex officio соответствующая юридическая служба.
Принятие дела к рассмотрению
сопровождается указанием инстанции, которая рассматривает дело по существу.
Рассмотрение дел преюдициального порядка и споров между государствами-членами и
институтами в обязательном порядке передается пленуму Суда ЕС. На пленарные
заседания выносятся также дела, в которых привилегированные истцы
(государства-члены и институты) являются одной из сторон, особенно в том
случае, если такое требование заявлено непосредственно государством-членом или
институтом ЕС. Все остальные дела рассматриваются палатами.
Процедура рассмотрения дел в Суде состоит,
как правило, из двух стадий. Первая — письменная стадия включает в себя обмен
документами и заявлениями между спорящими сторонами. На этой стадии Суд может
запрашивать дополнительную документацию и заключение экспертов. Дело ведет со
стороны Суда специально назначаемый судья-докладчик или его заместитель.
Обобщенную оценку дела подготавливает специально назначенный для его изучения
генеральный адвокат (последнее правило не относится к СПИ, в котором институт
генеральных адвокатов отсутствует). Устная стадия включает в себя изложение
дела и претензий заинтересованными сторонами, которое может сопровождаться
вопросами со стороны судей, адресуемыми адвокатам или представителям спорящих
сторон. В соответствии с поправками, внесенными в Процессуальный регламент, Суд
может, при условии согласия спорящих сторон, принять решение не прибегать к
устной стадии рассмотрения дела. В любом случае Суд фиксирует и строго
контролирует сроки, предусмотренные для письменной и устной стадии рассмотрения
дела, а равно сроки представления необходимых документов и свидетельств.
Язык, используемый в ходе рассмотрения дела, может быть
любым из официальных языков ЕС. По общему правилу им является язык защищающейся
стороны. При рассмотрении дел в преюдициальном порядке таковым "является
язык национального суда, обратившегося с соответствующим запросом. На этом же
языке выносится и решение.
Стороны должны быть представлены на всех
стадиях рассмотрения дела. Суд вправе запрашивать представление ими
дополнительных сведений или документов, при необходимости он может приглашать
свидетелей и экспертов, а равно выезжать непосредственно на место. Принятие
подобных мер оформляется вынесением определения и полностью зависит от
усмотрения Суда. Практика показывает, что наиболее часто к таким мерам, как
приглашение свидетелей и экспертов, прибегает СПИ, особенно при рассмотрении
дел, связанных с применением права конкуренции.
Действующие процессуальные правила
предусматривают возможность вступления в дело третьих лиц, как на стороне
истца, так и на стороне ответчика, если они могут доказать или подтвердить свой
прямой интерес в данном деле. Подобное заявление о вступлении в дело может
иметь место не позднее трех месяцев со дня опубликования в "Журналь
офисьель" извещения о данном иске. Приемлемость такого рода заявления о
вступлении в дело определяется самим Судом.
Любая из сторон по делу может просить Суд
вынести решение о принятии мер по обеспечению иска, которые, не предрешая
решения по существу, должны предупредить наступление непоправимых последствий,
наносящих ущерб одной из сторон. Такого рода временные меры осуществляются на
основе определения Суда. Схожим является также просьба любой из
заинтересованных сторон о временном приостановлении исполнения акта,
обжалуемого заинтересованными сторонами. Решение по этому вопросу также
выносится Судом в форме определения. Наиболее часто они встречаются в практике
СПИ.
Решение по существу рассматриваемого дела
выносится Судом (пленумом или палатой) в закрытом порядке. Тайна совещательной
комнаты — одно из абсолютных правил судопроизводства. Разглашение тайны
совещательной комнаты составляет серьезное правонарушение, влекущее за собой
возможность применения административных санкций вплоть до смещения с должности
судьи. Решение Суда ЕС является окончательным и обжалованию не подлежит.
Решения СПИ могут быть обжалованы в кассационном порядке в Суд ЕС в течение
двух месяцев после принятия решения Судом первой инстанции. Правом обжалования
обладает каждая из спорящих сторон, а также третьи лица, которые могут
подтвердить нанесение им непосредственно ущерба принятым решением.
Подача кассационной жалобы не приостанавливает исполнение
решения. Если лицо, подавшее кассационную жалобу, считает желательным
приостановление исполнения решения, оно может просить об этом Суд ЕС, который
выносит соответствующее определение. При обжаловании Суд ЕС рассматривает
только вопросы права. Основаниями для обжалования могут служить отсутствие
компетенции у СПИ, процессуальные нарушения, нанесшие ущерб интересам истца, а
равно нарушение материального права ЕС. Суд ЕС в своих решениях по конкретным
делам уточнил, в частности, что при обжаловании решений СПИ недостаточно
воспроизвести ту аргументацию, которая уже имела место в ходе рассмотрения дела
в Суде первой инстанции. Суд ЕС указал также, что обжалование не может
основываться на оспаривании оценки Судом первой инстанции фактических
обстоятельств дела. Напротив, Суд в своих решениях сформулировал или уточнил
еще одно основание для принесения жалобы, признав в качестве такового
недостаточную мотивированность решения СПИ.
При обжаловании Суд ЕС может принять дело
к своему собственному рассмотрению и вынести самостоятельное решение, он может
также вернуть дело для рассмотрения в СПИ и, наконец, он может отказать в
удовлетворении жалобы: В тех случаях, когда жалоба является заведомо
неприемлемой или необоснованной, Суд ограничивается вынесением соответствующего
определения.
Исполнение решений имеет место в
соответствии с процессуальными правилами страны, в которой это решение подлежит
исполнению. Принудительное исполнение по общему правилу неприменимо к
государству. Порядок исполнения решения о санкциях против государства,
предусмотренный в случае предъявления иска о неисполнении обязательств,
практически не уточнен. Принудительное исполнение в отношении Сообществ может
иметь место только на основе специального предварительного уполномочия со
стороны Суда. В том, что касается государств-членов, по мнению ряда
исследователей, исполнение вынесенных против них решений в том, что касается
финансовых санкций, зависит главным образом от согласия самого государства,
против которого вынесено данное судебное решение.
Опыт существования и функционирования Суда ЕС, а в
последующем и Суда первой инстанции свидетельствует о том, что судебная система
Европейских сообществ не только выдержала проверку временем, но и смогла
утвердиться в качестве одного из важных элементов институциональной структуры
Сообществ и Союза. Суд ЕС с момента своего создания и по настоящее время
остается одним из важнейших инструментов интеграции и обеспечивает неуклонное и
единообразное применение и толкование европейского права.
Процедура рассмотрения дел в Суде первой инстанции в
основном аналогична процедуре Суда ЕС. «Однако специфическая структура и
юрисдикция этого органа вносят свои коррективы, особенно в процедуру проведения
предварительных расследований»
В завершение проведенного мною исследования можно сделать
следующие выводы. В момент создания Суд ЕС представлял с собой классический
судебный орган. Но с течением времени, в процессе Европейской интеграции,
компетенция Суда ЕС существенно расширилась: Суд ЕС стал высшим авторитетом в
совершенствовании права Европейских Сообществ, он начал выполнять функции
конституционного суда, выступать в качестве административного суда,
осуществлять функции уголовного и дисциплинарного суда, а также в сфере
гражданского судопроизводства, стал выступать в качестве арбитражного
(хозяйственного) суда, является кассационным судом, выполняет консультативные
функции. То есть, можно сказать о том, что Суд ЕС, решения которого
обязательны для государств-членов и для граждан и юридических лиц на территории
всех государств-членов, стал выполнять в некотором роде функции, резко отличающие
его от традиционно международного суда. Кроме того, свои задачи Суд ЕС
осуществляет независимо от деятельности других институтов Сообщества, и, к тому
же, ни один институт или иной орган Сообществ не может уйти от контроля Суда
ЕС, будь то Совет, Комиссия, Европарламент, Европейский Центральный банк,
Европейский валютный институт. Следует отметить, что полномочия, которыми
наделен Суд ЕС, не выходят, как правило, за пределы правопорядка Сообществ.
Так, например, Суд ЕС не вправе толковать и применять национальное право
государств-членов, как и их международные договоры, т.к. это возможно лишь при
наличии соответствующей договоренности между государствами-членами.
Как видно, право Европейских сообществ во многом было
создано именно руками судей. За более чем четыре десятилетия своего
существования Суд ЕС превратился в настоящий «локомотив интеграции». Его
заслуги в этой сфере трудно переоценить. Именно Суд Европейских сообществ
сыграл одну из ключевых ролей в формировании специфического автономного правопорядка
ЕС. Именно Суд ЕС, как никто другой, закрепил и развил основополагающие
принципы права Европейских сообществ: принцип верховенства права ЕС над
внутренним национальным правом государств-членов и принцип прямого действия
норм права ЕС на территории государств-участников. Соблюдение же последних,
несомненно, имеет принципиальное значение для устойчивого функционирования всей
системы Сообществ и, по сути, является гарантией того, что с течением времени
право ЕС не окажется размытым, а его положения не растворятся в бесчисленном
количестве национальных правовых норм.
И в заключение мне хотелось бы указать следующее, как
справедливо отметил В.И. Кузнецов, «в истории развития института международных
организаций еще не встречалось судебных органов с подобной компетенцией,
организаций, процедурой».
1.Договор о
европейском союзе от 7 февраля 1992 г. (с изменениями, внесенными Амстердамским
договором от 2 октября 1997 г. и Ниццким договором от 26 февраля 2001 г.) / http://eulaw.edu.ru
2.Договор, учреждающий европейское сообщество
(консолидированный текст с учётом Ниццских изменений) / http://eulaw.edu.ru
3.Предварительный
проект конституционного договора (Конституции Европейского Союза) / http://eulaw.edu.ru
4.Протокол об Уставе Суда Европейского Сообщества / http://eulaw.edu.ru
5.Азбука права Еўрапейскай Супольнасці. – Мн.: БелФранс,
2002. – 106 с.
6.Европейское право. / Под общей ред. Л.М. Энтина. –
М.: Норма, 2004. – 720 с.
7.Еўрапейскі Саюз. Кансалідаваныя дагаворы. – Мн.:
БелФранс, 2002. – 177 с.
8.Курс международного права / под ред. В.И. Кузнецова. -
Том 7, М.: Наука, - 1993. - 768 с.
9.Основы права
Европейского Союза: Схемы и комментарии. – М.: Инфра-М, 2002. – 137 с.
10.Право Европейского Союза:
Учебник для ВУЗов / Под ред. С.Ю. Кашкина. – М.: Юристъ, 2003. – 925 с.
11.Топорнин Б.Н. Европейское
право: Учебник. – М.: Юристъ, 1998. – 456 с.
12.Хартли
Т.К. Основы права Европейского Сообщетва. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998. –
647 с.
13.Europarecht: Eine Einfuerung in das europaeische Gemeinschaftsrecht
und seine Verbindungen zum deutschen Staats- und Verwaltungsrecht/ von Hans
Georg Fisher.- 2.Aufl.- Muenchen:Beck, 1997. – 567.
14.Europarecht / Christian
Koenig / Andreas Haratsch. – 2. Aufl. – Tuebingen : Mohr Siebeck, 1998.- 545.
16.Wichtige
Wirtschafts-, Verwaltungs- und Gewerbegesetze / Herausgeben von Prof. Dr. Dr.
h. c. Rolf Stober / Universitaet Hamburg / Erwerberte Auflage – 2003. – 936.