Сравнительная характеристика партийных систем зарубежных государств (на примере США и ФРГ)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,31 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сравнительная характеристика партийных систем зарубежных государств (на примере США и ФРГ)










КУРСОВАЯ    РАБОТА

На тему:  Сравнительная характеристика партийных систем зарубежных государств

                                    (на примере США и ФРГ)






                                                     Выполнил

                                                   Проверил



Москва 2003

Содержание

Введение.

1.   Сравнительный  анализ  партийного  законодательства США и ФРГ.

2.   Сравнительный анализ партийных систем США и ФРГ.

Заключение.

Список использованной литературы.





















        Введение


Слово «партия» имеет латинское происхождение (pars означает «часть»). Политическая партия – это часть какого-либо общественного класса, точнее его наиболее активная, сознательная и организованная часть[1].

Политические партии занимают одно из важнейших мест в жизни общества. Без них при демократическом режиме невозможно само осуществление государственной власти. Политические партии различных направлений и оттенков в зависимости от обстановки либо выступают в качестве правящих, либо играют роль лояльной оппозиции, которая в любой момент сама может сформировать правительство.

Подобная смена ролей наблюдается во всех странах с сильными социал-демократическими партиями. К их числу относятся и партии, традиционно борющиеся за первенство в политической жизни США и ФРГ.

Однако, кажущееся на первый взгляд единообразие демократических партий и партийных систем ведущих государств обманчиво. Партийные системы зарубежных стран отличаются значительным разнообразием, что объясняется наличием социальных, национальных, исторических, религиозных и иных особенностей, свойственных каждому государству. Каждая из этих систем имеет свой путь становления и борьбы за власть.

Цель настоящего реферата – дать сравнительную характеристику партийного законодательства и партийных систем двух высокоразвитых государств мира – Соединенных Штатов Америки и Федеративной Республики Германии. Данная цель достигается решением следующих частных задач исследования.

1.   Анализ общих и отличительных черт в партийном законодательстве США и ФРГ.

2.   Сравнительная характеристика партийных систем США и ФРГ.

1. Сравнительный  анализ  партийного  законодательства США и ФРГ.

Конституционные положения обычно представляют собой основу для законодательной регламентации деятельности политических партий.

Однако, обращаясь к вопросу о конституционно-правовом регулировании организации и деятельности партий, мы именно здесь  сталкиваемся с главным принципиальным различием в партийно-политической системе двух стран.

В Соединенных Штатах Америки изначально отсутствует партийное законодательство как таковое. В конституции США 1787 года и 27 поправках к ней не содержится никаких намеков на создание и деятельность политических партий[2].

Вместе с тем, в последние полвека, законы, регулирующие институализацию политических партий, были приняты. Это различного рода правовые акты, касающиеся деятельности политических партий:

закон о контроле над коммунистической деятельностью (1954 года); 

законы об избирательных правах (1965 и 1970 гг.);

закон о федеральных избирательных кампаниях (1974 года).

Одновременно следует заметить, что в конституциях и избирательных законах отдельных штатов содержатся многочисленные положения, касающиеся организации и деятельности политических партий.

К числу актов внешнего регулирования организации и деятельности политических партий США можно также отнести решения судов, обладающих правами конституционного надзора (впрочем, это типично и для США и для ФРГ).

Федеративная Республика Германия принадлежит к числу немногих демократических государств, в которых основы правового статуса партий, их организационные принципы и задачи урегулированы конституцией и специальным законом о партиях (ст. 21 Основного закона и Закон о партиях от 24 июля 1967 г.).

Создатели Основного закона стремились легитимировать партии в качестве органов формирования политической воли народа. Однако это не означает, что партии превратились в «квазигосударственные учреждения». Они не возводятся в ранг конституционных органов управления. Политические партии в ФРГ – это свободные общественные объединения, преследующие политические цели. Но ввиду большого значения для государственной жизни, для образования и функционирования институтов государственной власти они подпадают под действие особой нормы конституционного права.

Пункт 1 параграфа 2 закона о партиях (последняя корректировка которого проведена 17 февраля 1999 г.) гласит: «Партиями являются объединения граждан, которые постоянно или длительное время оказывают влияние на формирование политической воли в рамках федерации или земли… желают участвовать в представительстве в немецком бундестаге… гарантируют серьезность своих намерений общим характером их фактического состояния, масштабами и постоянством организации, числом членов». 

В основном законе ФРГ (в отличие от конституции США) предусмотрена возможность запрещать те политические партии, которые направляют свою активность на подрыв демократического строя и в конечном счете на его ликвидацию, как это делали национал-социалисты. Возможность запрета политических партий гарантирует развитие демократической политической системы[3].

Федеральный конституционный суд дважды запрещал политические партии, которые выступали против конституционного строя, закрепленного в Основном законе. Первый раз, в 1952 г. – неонацистскую Социалистическую имперскую партию (СИП), второй, в 1956 г., после четырехлетнего разбирательства, - Коммунистическую партию Германии (КПГ).

В США исключено всякое государственное финансирование партий или партийного строительства.

Ф ФРГ таковая практика существует. Законом предусмотрен подушный сбор в размере 5 марок, который взимается со всех имеющих право голоса граждан. Эти средства идут на возмещение партиям их расходов на избирательную компанию. Конституционный суд ФРГ запретил использовать эти средства на иные цели.

Закон о партиях ФРГ обязывает политические партии представлять отчет о происхождении своих финансовых средств. Он ежегодно направляется председателю германского Бундестага и публикуется им, что дает возможность общественности получить представление о бюджете политических партий и источниках их финансирования[4].

Внутренняя структура партий в США законодательно не регламентируется.

В ФРГ статья 21 Основного закона устанавливает, что внутренняя структура партий должна соответствовать демократическим принципам. Развитие этих положений содержится в Законе о партиях. Там, в частности, определено, что руководящие органы партий легитимируются посредством внутрипартийных выборов, споры между партией и ее членами решают партийные третейские суды, которые не должны иметь в своем составе членов правления или функционеров этих партий.

Согласно праву США партии могут создаваться свободно, для этого не требуется разрешение или уведомление.

Конституция ФРГ провозглашает аналогичную свободу. Но в  законе о партиях содержатся некоторые уточняющие положения: партия должна иметь четкое наименование, не повторяющее наименование других партий, необходимо наличие письменного устава и программы, в основу построения партии должен быть положен территориальный принцип.

Таким образом, в партийном законодательстве двух анализируемых государств (США и ФРГ) имеются сходные черты. Но значительно больше различий. В США, несмотря на признание большой роли партий в политической жизни страны, сами партии имеют высокую степень конституционной свободы.  В Германии вопросы их создания и политической деятельности более регламентированы.

2.  Сравнительный анализ партийных систем США и ФРГ

Партийные системы США и Германии представляют собой своеобразную разновидность многопартийности, которая возникла в ряде зарубежных стран при различных обстоятельствах. Для двухпартийных систем наиболее типичной отличительной особенностью является монопольное господство на политической арене двух главных партий, которые попеременно сменяют друг друга у власти. Одна из этих партий выступает в роли правящей, другая - оппозиционной.

Время от времени они меняются местами. Подобная система создает серьезные препятствия для формирования других партий.

Классическим образцом в этом отношении является двухпартийная система США. Более ста лет на политической арене США монопольно господствуют две главные партии - республиканская и демократическая. В свое время (незадолго до начала и во время гражданской войны 1861 - 1865 гг.) республиканская партия представляла интересы буржуазии Севера, а демократическая партия была политической организацией рабовладельцев-южан.

Затем политические различия между партиями стерлись, но они по-прежнему ведут ожесточенную избирательную борьбу на уровне федерации, штатов, городов и графств.

В настоящее время в США по-прежнему с переменным успехом конкурируют в борьбе за власть две партии[5].

1. Демократическая партия – организационно оформилась в 1828 г. В организационном отношении ДП представляет собой федерацию партийных организаций штатов, каждая из которых имеет свои ячейки во всех избирательных округах и участках. Во главе федерации стоит Национальный комитет Демократической партии.

2. Республиканская партия – основана в 1854 г. Высшим органом партии считается национальный съезд, созываемый в год президентских выборов. Руководящим органом РП является Национальный комитет.

Коммунистическая партия США малочисленна и не имеет представительства во властных структурах страны[6].

В ФРГ в течение 17 лет (1949 - 1966 гг.) существовала многопартийная система с монопольно господствующей партией, поскольку устойчивое большинство в бундестаге принадлежало блоку партий Христианско-демократический союз/Христианско-социальный союз (ХДС/ХСС).

С 1966 по 1969 гг. в ФРГ действовало правительство "большой коалиции", в которую входили ХДС/ХСС и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). После выборов 1969 года было сформировано коалиционное правительство СДПГ и Свободной демократической партии (СвДП). В бундестаге, избранном в 1980 году, СДПГ имела 218 мандатов, ХДС/ХСС - 226, а СвДП - 53 (такое же примерно соотношение сил существовало и в предшествующих бундестагах после развала "большой коалиции").

При данной раскладке мандатов ни социал-демократы, ни христианские демократы не могли сформировать опирающееся на парламентское большинство правительство без поддержки СвДП. В течение 13 лет свободные демократы поддерживали СДПГ. 1 октября 1983 г. эта коалиция прекратила свое существование. Свободные демократы вышли из коалиции с СДПГ и вступили в коалицию с ХДС, что привело к смене правительства в ФРГ. В то время заметно укрепилось положение партии "зеленых", выступающих с позиций мира и защиты окружающей среды. В настоящее время Христианско-социальный союз действует только на территории Баварии.

Социалистическая единая партия Германии (бывшая правящая партия в ГДР) была трансформирована в партию демократического социализма. Неонацистское и неофашистское крыло представлено национал-демократической партией и республиканской партией, образованной в 1983 г. из представителей правого крыла ХСС.

Сегодня в Германии формально существует многопартийная система. В стране действует более сотни политических партий, подавляющее большинство которых абсолютно неизвестно широкой общественности. Реальный политический вес и влияние на формирование федеральной и земельной политики имеют едва ли десяток партий. Основными из них являются:

1. Христианско-демократический союз (ХДС);

2. Христианско-социальный союз (ХСС);

3. Социал-демократическая партия Германии (СДПГ);

4. Свободная демократическая партия (СвДП);

5. Экологическая партия «Зеленые»;

6. Республиканская партия;

7. Партия демократического социализма (ПДС).

Ведущими политическими партиями ФРГ остаются ХДС-ХСС и СДПГ.

Все партии обоих стран вне зависимости от степени их организационной оформленности обладают определенной внутренней структурой, между различными партийными органами существуют институализированные отношения. Особым предметом регулирования в организационно оформленных партиях является членство.

Организационно оформленные партии (партия ХДС в ФРГ) имеют централизованный партийный аппарат, который рекрутируется из числа партийных функционеров, рассматривающих свою политическую деятельность как профессию.

В этих партиях существует организационная связь между партией и ее членами. Член партии получает партийный билет, уплачивает партийные взносы и подчиняется всем дисциплинарным требованиям, предусмотренным партийным уставом. Они строятся на принципах бюрократического централизма.

Организационно неоформленные партии (Республиканская партия и Демократическая партия США) характеризуются тем, что у них отсутствует институт официального членства. Лица, считающиеся членами партии, организационно с ней не связаны. Они не имеют партийных билетов, не платят членских взносов; на них не распространяется партийная дисциплина. Отсутствие официального членства в партиях этого типа компенсируется наличием разветвленного аппарата профессиональных партийных чиновников, который представляет собой основное орудие осуществления партийной политики. Деятельность таких партий сводится, прежде всего, к избирательной борьбе, к "улавливанию голосов избирателей"[7].

Основная задача данных партий - добиться победы на выборах. Обе эти партии (РП и ДП) представляют собой громадные политические организации с довольно слабым центральным руководством. Формально членами партии считаются все те избиратели, которые проголосовали на предшествующих выборах за список соответствующей партии. Организационной связи между партией и ее членами не существует. Организационная структура аппаратов республиканской и демократической партий весьма сложна и хаотична. В целом она приспособлена прежде всего к нуждам избирательной борьбы. Отсюда - совпадение территориальной партийной структуры с географией избирательных округов.

Организационные принципы построения партийного аппарата содержатся в правилах, принимаемых национальными конвентами, в законах отдельных штатов. Официальный партийный механизм дополняется различного рода организациями самодеятельного характера. К их числу, например, относятся Калифорнийская республиканская ассамблея, Калифорнийский демократический совет. Во время президентских кампаний создаются организации такого типа, как "Независимые за Никсона", "Юристы за Хемфри", "Бизнесмены за Кеннеди" и т.д. Немаловажную роль играют различного рода партийные клубы, комитеты политических действий.

Любопытно отметить, что даже такие классические организационно неоформленные партии, как республиканская и демократическая в США, за последние годы приняли меры к укреплению своих партийных организаций. С этой целью в 1974 году был принят устав демократической партии, а в 1976 году национальный конвент республиканской партии одобрил специальные правила. Все это было сделано для укрепления организационной структуры и партийного единства.

От политических партий следует отличать так называемые группы давления, которые являются своеобразным элементом политической системы зарубежных стран. Первоначально они возникли в США, а затем были восприняты другими странами. В США их называют лоббистскими организациями, заинтересованными группами. Теоретически группы давления создаются для консультации парламентов и правительств и информационного их обеспечения по вопросам специализированной нормативной деятельности. Практически же группы давления всеми доступными им способами оказывают на государственные органы именно давление - от идеологического воздействия до прямого подкупа.

Особенно активна лоббистская деятельность в Вашингтоне, где число лоббистов намного превышает число депутатов обеих палат Конгресса. Важной особенностью, отличающей группы давления от политических партий, является то, что они от собственного имени не участвуют в выборах.

В США партийный состав правительств в меньшей степени чем в ФРГ зависит от партийного состава парламента, ибо в них действует принцип несовместимости депутатского мандата и министерского портфеля. Однако и при этой форме правления существует непосредственная связь между правящей партией и высшими исполнительными органами государственной власти.

В течение последних десятилетий вносились различного рода предложения, направленные на «узаконивание» в стране соответственных политических партий. Речь, таким образом, идет о попытках преобразования организационно неоформленных американских партий в политические партии европейского образца с четко оформленной структурой и членством[9].

Наиболее типичным примером в этом отношении является закон о партиях ФРГ 1967 года. В п. 1 параграфа 2 этого закона сказано, что партии представляют собой  "объединения граждан, которые постоянно или в течение длительного времени оказывают влияние на формирование политической воли народа в масштабе Федерации или отдельных земель и имеют намерение содействовать представительству народа в немецком бундестаге или ландтаге, если они реально могут на это претендовать, судя по размерам и прочности их организации, по количеству членов и по их деятельности на внутриполитической арене".

Таким образом, партии США и ФРГ активно воздействуют на принятие органами государственной власти и управления политических решений, которые, будучи преобразованы в соответствующие нормативные акты, приобретают обязательную силу. А партийная система превращается в существенный фактор формирования законодательных органов, правительств, а также глав государств, средство воздействия на их деятельность. Но пути и способы решения этих задач у двух государств существенно отличны.

 

 






















Заключение


Партии приходят на политическую арену и уходят с нее. Одни из них более устойчивы к смене эпох (как Республиканская и Демократическая партии США), другие исчезают так же быстро, как возникают (партии в нынешней Российской Федерации), третьи еще проверяются временем (ведущие партии ФРГ, чей «жизненный путь» пока исчисляется десятилетиями).

Очень часто в прессе говорят о кризисе американской партийной системы, еще чаще – о непопулярности немецкой партийной системы, ссылаясь на отчуждение избирателей от партий, на увеличение доли тех, кто или не пришел к избирательной урне, или проголосовал за партии, не определяющие политическое лицо государства. Отчасти такие тенденции имеют место, но они являются общими во всем мире.

Однако при этом не учитывают , что и сегодня доля участвующих в выборах, как правило выше уровня 65 % в США и выше 70 % в Германии, что для многих стран мира (в том числе и России), считалось бы большим достижением.

Кроме того, очевидна тенденция (особенно в ФРГ) к улучшению положения партий, ориентирующихся на усиление консенсуса в обществе, а не на его раскол. В конгрессе США нет коммунистов. В бундестаге ФРГ нет неонацистов. И это не потому, что их туда не пускают (или не только потому), но и по причине той, что ведущие политические силы данных государств имеют высокий авторитет в обществе.

Таким образом, можно заключить, что партийное законодательство США и ФРГ, партийные системы двух стран до сих пор проявляли себя весьма эффективно. Они обеспечивали и, судя по всему, будут в ближайшей перспективе обеспечивать стабильное и демократическое развитие государств, несмотря на свои существенные различия в подходах к решению стоящих задач.

Список использованной литературы.

1. Абрамов Ю.К. Американская партийная модель // США: экономика, политика, идеология. – 1992, №2. 

2. Загладин Н. США: общественно-политическое развитие на рубеже нового века // МЭМО. – 2001, №5.

3. Иванян Э.А. Двухпартийная система как основа политического процесса в США // США-Канада: экономика, политика, культура. – 2000, №11.

4. Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 г.

5. Конституционное право зарубежных стран / Под ред. Баглая М.В. – М.: НОРМА, 1999.

6. Леванский С.А. Законодательство ФРГ о партиях и партии ФРГ// Журнал о выборах, 2001 г. , №1.

7. Политические партии. Справочник. – М.: Издательство политической литературы, 1986.

8. Принципы функционирования двухпартийной системы США: история и современные тенденции. – М.: МГУ, 1988. – Ч.2. 

9. Современные США. Энциклопедический справочник. – М.: Политиздат, 1988. 







[1] Политические партии. Справочник. – М.: Издательство политической литературы, 1986. – С.4.

[2] Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 г.

[3] Леванский С.А. Законодательство ФРГ о партиях и партии ФРГ// Журнал о выборах, 2001 г. , №1.

[4] Конституционное право зарубежных стран / Под ред. Баглая М.В. – М.: НОРМА, 1999. – С.- 500.

[5] Современные США. Энциклопедический справочник. – М.: Политиздат, 1988. – С.93.

[6] Принципы функционирования двухпартийной системы США: история и современные тенденции. – М.: МГУ, 1988. – Ч.2. – С.177.

[7] Абрамов Ю.К. Американская партийная модель // США: экономика, политика, идеология. – 1992, №2. – С.50.

[8] Иванян Э.А. Двухпартийная система как основа политического процесса в США // США-Канада: экономика, политика, культура. – 2000, № 11. – С.69.

[9] Загладин Н. США: общественно-политическое развитие на рубеже нового века // МЭМО. – 2001, №5. – С.3.

Похожие работы на - Сравнительная характеристика партийных систем зарубежных государств (на примере США и ФРГ)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!