Сравнительная характеристика партийных систем зарубежных государств (на примере США и ФРГ)
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: Сравнительная характеристика
партийных систем зарубежных государств
(на примере США и ФРГ)
Выполнил
Проверил
Москва 2003
Содержание
Введение.
1.
Сравнительный анализ партийного законодательства
США и ФРГ.
2.
Сравнительный анализ партийных систем США и ФРГ.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Слово «партия»
имеет латинское происхождение (pars означает «часть»).
Политическая партия – это часть какого-либо общественного класса, точнее его
наиболее активная, сознательная и организованная часть[1].
Политические
партии занимают одно из важнейших мест в жизни общества. Без них при
демократическом режиме невозможно само осуществление государственной власти.
Политические партии различных направлений и оттенков в зависимости от
обстановки либо выступают в качестве правящих, либо играют роль лояльной
оппозиции, которая в любой момент сама может сформировать правительство.
Подобная смена
ролей наблюдается во всех странах с сильными социал-демократическими партиями.
К их числу относятся и партии, традиционно борющиеся за первенство в
политической жизни США и ФРГ.
Однако, кажущееся
на первый взгляд единообразие демократических партий и партийных систем ведущих
государств обманчиво. Партийные системы зарубежных стран отличаются
значительным разнообразием, что объясняется наличием социальных, национальных,
исторических, религиозных и иных особенностей, свойственных каждому
государству. Каждая из этих систем имеет свой путь становления и борьбы за
власть.
Цель
настоящего реферата – дать сравнительную
характеристику партийного законодательства и партийных систем двух
высокоразвитых государств мира – Соединенных Штатов Америки и Федеративной
Республики Германии. Данная цель достигается решением следующих частных
задач исследования.
1.
Анализ общих и отличительных черт в партийном
законодательстве США и ФРГ.
2.
Сравнительная характеристика партийных систем США и
ФРГ.
1.
Сравнительный анализ партийного
законодательства США и ФРГ.
Конституционные
положения обычно представляют собой основу для законодательной регламентации
деятельности политических партий.
Однако, обращаясь к вопросу о конституционно-правовом регулировании
организации и деятельности партий, мы именно здесь сталкиваемся с главным
принципиальным различием в партийно-политической системе двух стран.
В Соединенных
Штатах Америки изначально отсутствует партийное законодательство как таковое. В
конституции США 1787 года и 27 поправках к ней не содержится никаких намеков на
создание и деятельность политических партий[2].
Вместе с тем, в
последние полвека, законы, регулирующие институализацию политических партий,
были приняты. Это различного рода правовые акты, касающиеся деятельности
политических партий:
закон о контроле
над коммунистической деятельностью (1954 года);
законы об
избирательных правах (1965 и 1970 гг.);
закон о
федеральных избирательных кампаниях (1974 года).
Одновременно
следует заметить, что в конституциях и избирательных законах отдельных штатов
содержатся многочисленные положения, касающиеся организации и деятельности
политических партий.
К числу актов
внешнего регулирования организации и деятельности политических партий США можно
также отнести решения судов, обладающих правами конституционного надзора
(впрочем, это типично и для США и для ФРГ).
Федеративная
Республика Германия принадлежит к числу немногих демократических государств, в
которых основы правового статуса партий, их организационные принципы и задачи
урегулированы конституцией и специальным законом о партиях (ст. 21 Основного
закона и Закон о партиях от 24 июля 1967 г.).
Создатели
Основного закона стремились легитимировать партии в качестве органов
формирования политической воли народа. Однако это не означает, что партии
превратились в «квазигосударственные учреждения». Они не возводятся в ранг
конституционных органов управления. Политические партии в ФРГ – это свободные
общественные объединения, преследующие политические цели. Но ввиду большого
значения для государственной жизни, для образования и функционирования
институтов государственной власти они подпадают под действие особой нормы
конституционного права.
Пункт 1 параграфа
2 закона о партиях (последняя корректировка которого проведена 17 февраля 1999
г.) гласит: «Партиями являются объединения граждан, которые постоянно или
длительное время оказывают влияние на формирование политической воли в рамках
федерации или земли… желают участвовать в представительстве в немецком
бундестаге… гарантируют серьезность своих намерений общим характером их
фактического состояния, масштабами и постоянством организации, числом членов».
В основном законе
ФРГ (в отличие от конституции США) предусмотрена возможность запрещать те
политические партии, которые направляют свою активность на подрыв
демократического строя и в конечном счете на его ликвидацию, как это делали
национал-социалисты. Возможность запрета политических партий гарантирует
развитие демократической политической системы[3].
Федеральный
конституционный суд дважды запрещал политические партии, которые выступали
против конституционного строя, закрепленного в Основном законе. Первый раз, в
1952 г. – неонацистскую Социалистическую имперскую партию (СИП), второй, в 1956
г., после четырехлетнего разбирательства, - Коммунистическую партию Германии
(КПГ).
В США исключено
всякое государственное финансирование партий или партийного строительства.
Ф ФРГ таковая
практика существует. Законом предусмотрен подушный сбор в размере 5 марок,
который взимается со всех имеющих право голоса граждан. Эти средства идут на
возмещение партиям их расходов на избирательную компанию. Конституционный суд
ФРГ запретил использовать эти средства на иные цели.
Закон о партиях
ФРГ обязывает политические партии представлять отчет о происхождении своих
финансовых средств. Он ежегодно направляется председателю германского
Бундестага и публикуется им, что дает возможность общественности получить
представление о бюджете политических партий и источниках их финансирования[4].
Внутренняя
структура партий в США законодательно не регламентируется.
В ФРГ статья 21
Основного закона устанавливает, что внутренняя структура партий должна
соответствовать демократическим принципам. Развитие этих положений содержится в
Законе о партиях. Там, в частности, определено, что руководящие органы партий
легитимируются посредством внутрипартийных выборов, споры между партией и ее
членами решают партийные третейские суды, которые не должны иметь в своем составе
членов правления или функционеров этих партий.
Согласно праву США
партии могут создаваться свободно, для этого не требуется разрешение или
уведомление.
Конституция ФРГ
провозглашает аналогичную свободу. Но в законе о партиях содержатся некоторые
уточняющие положения: партия должна иметь четкое наименование, не повторяющее
наименование других партий, необходимо наличие письменного устава и программы,
в основу построения партии должен быть положен территориальный принцип.
Таким образом, в
партийном законодательстве двух анализируемых государств (США и ФРГ) имеются
сходные черты. Но значительно больше различий. В США, несмотря на признание
большой роли партий в политической жизни страны, сами партии имеют высокую
степень конституционной свободы. В Германии вопросы их создания и политической
деятельности более регламентированы.
2.
Сравнительный анализ партийных систем США и
ФРГ
Партийные системы
США и Германии представляют собой своеобразную разновидность многопартийности,
которая возникла в ряде зарубежных стран при различных обстоятельствах. Для
двухпартийных систем наиболее типичной отличительной особенностью является
монопольное господство на политической арене двух главных партий, которые
попеременно сменяют друг друга у власти. Одна из этих партий выступает в роли
правящей, другая - оппозиционной.
Время от времени
они меняются местами. Подобная система создает серьезные препятствия для
формирования других партий.
Классическим
образцом в этом отношении является двухпартийная система США. Более ста лет на
политической арене США монопольно господствуют две главные партии -
республиканская и демократическая. В свое время (незадолго до начала и во время
гражданской войны 1861 - 1865 гг.) республиканская партия представляла интересы
буржуазии Севера, а демократическая партия была политической организацией
рабовладельцев-южан.
Затем политические
различия между партиями стерлись, но они по-прежнему ведут ожесточенную
избирательную борьбу на уровне федерации, штатов, городов и графств.
В настоящее время
в США по-прежнему с переменным успехом конкурируют в борьбе за власть две
партии[5].
1.
Демократическая партия – организационно оформилась
в 1828 г. В организационном отношении ДП представляет собой федерацию партийных
организаций штатов, каждая из которых имеет свои ячейки во всех избирательных
округах и участках. Во главе федерации стоит Национальный комитет
Демократической партии.
2.
Республиканская партия – основана в 1854 г. Высшим
органом партии считается национальный съезд, созываемый в год президентских
выборов. Руководящим органом РП является Национальный комитет.
Коммунистическая партия США
малочисленна и не имеет представительства во властных структурах страны[6].
В ФРГ в течение 17 лет (1949 - 1966
гг.) существовала многопартийная система с монопольно господствующей партией,
поскольку устойчивое большинство в бундестаге принадлежало блоку партий
Христианско-демократический союз/Христианско-социальный союз (ХДС/ХСС).
С 1966 по 1969 гг.
в ФРГ действовало правительство "большой коалиции", в которую входили
ХДС/ХСС и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). После выборов 1969
года было сформировано коалиционное правительство СДПГ и Свободной
демократической партии (СвДП). В бундестаге, избранном в 1980 году, СДПГ имела
218 мандатов, ХДС/ХСС - 226, а СвДП - 53 (такое же примерно соотношение сил
существовало и в предшествующих бундестагах после развала "большой
коалиции").
При данной
раскладке мандатов ни социал-демократы, ни христианские демократы не могли
сформировать опирающееся на парламентское большинство правительство без
поддержки СвДП. В течение 13 лет свободные демократы поддерживали СДПГ. 1
октября 1983 г. эта коалиция прекратила свое существование. Свободные демократы
вышли из коалиции с СДПГ и вступили в коалицию с ХДС, что привело к смене
правительства в ФРГ. В то время заметно укрепилось положение партии
"зеленых", выступающих с позиций мира и защиты окружающей среды. В
настоящее время Христианско-социальный союз действует только на территории
Баварии.
Социалистическая
единая партия Германии (бывшая правящая партия в ГДР) была трансформирована в
партию демократического социализма. Неонацистское и неофашистское крыло
представлено национал-демократической партией и республиканской партией,
образованной в 1983 г. из представителей правого крыла ХСС.
Сегодня в Германии формально
существует многопартийная система. В стране действует более сотни политических
партий, подавляющее большинство которых абсолютно неизвестно широкой
общественности. Реальный политический вес и влияние на формирование федеральной
и земельной политики имеют едва ли десяток партий. Основными из них являются:
1.
Христианско-демократический союз (ХДС);
2.
Христианско-социальный союз (ХСС);
3.
Социал-демократическая партия Германии (СДПГ);
4.
Свободная демократическая партия (СвДП);
5.
Экологическая партия «Зеленые»;
6.
Республиканская партия;
7.
Партия демократического социализма (ПДС).
Ведущими политическими партиями ФРГ
остаются ХДС-ХСС и СДПГ.
Все партии обоих
стран вне зависимости от степени их организационной оформленности обладают
определенной внутренней структурой, между различными партийными органами
существуют институализированные отношения. Особым предметом регулирования в
организационно оформленных партиях является членство.
Организационно
оформленные партии (партия ХДС в ФРГ) имеют централизованный партийный аппарат,
который рекрутируется из числа партийных функционеров, рассматривающих свою
политическую деятельность как профессию.
В этих партиях
существует организационная связь между партией и ее членами. Член партии
получает партийный билет, уплачивает партийные взносы и подчиняется всем
дисциплинарным требованиям, предусмотренным партийным уставом. Они строятся на
принципах бюрократического централизма.
Организационно
неоформленные партии (Республиканская партия и Демократическая партия США)
характеризуются тем, что у них отсутствует институт официального членства.
Лица, считающиеся членами партии, организационно с ней не связаны. Они не имеют
партийных билетов, не платят членских взносов; на них не распространяется
партийная дисциплина. Отсутствие официального членства в партиях этого типа
компенсируется наличием разветвленного аппарата профессиональных партийных
чиновников, который представляет собой основное орудие осуществления партийной
политики. Деятельность таких партий сводится, прежде всего, к избирательной борьбе,
к "улавливанию голосов избирателей"[7].
Основная задача
данных партий - добиться победы на выборах. Обе эти партии (РП и ДП)
представляют собой громадные политические организации с довольно слабым
центральным руководством. Формально членами партии считаются все те избиратели,
которые проголосовали на предшествующих выборах за список соответствующей
партии. Организационной связи между партией и ее членами не существует.
Организационная структура аппаратов республиканской и демократической партий
весьма сложна и хаотична. В целом она приспособлена прежде всего к нуждам
избирательной борьбы. Отсюда - совпадение территориальной партийной структуры с
географией избирательных округов.
Организационные
принципы построения партийного аппарата содержатся в правилах, принимаемых
национальными конвентами, в законах отдельных штатов. Официальный партийный
механизм дополняется различного рода организациями самодеятельного характера. К
их числу, например, относятся Калифорнийская республиканская ассамблея,
Калифорнийский демократический совет. Во время президентских кампаний создаются
организации такого типа, как "Независимые за Никсона", "Юристы за
Хемфри", "Бизнесмены за Кеннеди" и т.д. Немаловажную роль играют
различного рода партийные клубы, комитеты политических действий.
Любопытно
отметить, что даже такие классические организационно неоформленные партии, как
республиканская и демократическая в США, за последние годы приняли меры к
укреплению своих партийных организаций. С этой целью в 1974 году был принят
устав демократической партии, а в 1976 году национальный конвент
республиканской партии одобрил специальные правила. Все это было сделано для
укрепления организационной структуры и партийного единства.
От политических
партий следует отличать так называемые группы давления, которые являются
своеобразным элементом политической системы зарубежных стран. Первоначально они
возникли в США, а затем были восприняты другими странами. В США их называют
лоббистскими организациями, заинтересованными группами. Теоретически группы
давления создаются для консультации парламентов и правительств и
информационного их обеспечения по вопросам специализированной нормативной
деятельности. Практически же группы давления всеми доступными им способами
оказывают на государственные органы именно давление - от идеологического
воздействия до прямого подкупа.
Особенно активна
лоббистская деятельность в Вашингтоне, где число лоббистов намного превышает
число депутатов обеих палат Конгресса. Важной особенностью, отличающей группы
давления от политических партий, является то, что они от собственного имени не
участвуют в выборах.
В США партийный
состав правительств в меньшей степени чем в ФРГ зависит от партийного состава
парламента, ибо в них действует принцип несовместимости депутатского мандата и
министерского портфеля. Однако и при этой форме правления существует
непосредственная связь между правящей партией и высшими исполнительными
органами государственной власти.
В течение
последних десятилетий вносились различного рода предложения, направленные на
«узаконивание» в стране соответственных политических партий. Речь, таким
образом, идет о попытках преобразования организационно неоформленных
американских партий в политические партии европейского образца с четко
оформленной структурой и членством[9].
Наиболее типичным
примером в этом отношении является закон о партиях ФРГ 1967 года. В п. 1
параграфа 2 этого закона сказано, что партии представляют собой
"объединения граждан, которые постоянно или в течение длительного времени
оказывают влияние на формирование политической воли народа в масштабе Федерации
или отдельных земель и имеют намерение содействовать представительству народа в
немецком бундестаге или ландтаге, если они реально могут на это претендовать,
судя по размерам и прочности их организации, по количеству членов и по их
деятельности на внутриполитической арене".
Таким образом,
партии США и ФРГ активно воздействуют на принятие органами государственной
власти и управления политических решений, которые, будучи преобразованы в
соответствующие нормативные акты, приобретают обязательную силу. А партийная
система превращается в существенный фактор формирования законодательных
органов, правительств, а также глав государств, средство воздействия на их
деятельность. Но пути и способы решения этих задач у двух государств
существенно отличны.
Заключение
Партии приходят на
политическую арену и уходят с нее. Одни из них более устойчивы к смене эпох
(как Республиканская и Демократическая партии США), другие исчезают так же
быстро, как возникают (партии в нынешней Российской Федерации), третьи еще
проверяются временем (ведущие партии ФРГ, чей «жизненный путь» пока исчисляется
десятилетиями).
Очень часто в
прессе говорят о кризисе американской партийной системы, еще чаще – о
непопулярности немецкой партийной системы, ссылаясь на отчуждение избирателей
от партий, на увеличение доли тех, кто или не пришел к избирательной урне, или
проголосовал за партии, не определяющие политическое лицо государства. Отчасти
такие тенденции имеют место, но они являются общими во всем мире.
Однако при этом не
учитывают , что и сегодня доля участвующих в выборах, как правило выше уровня
65 % в США и выше 70 % в Германии, что для многих стран мира (в том числе и
России), считалось бы большим достижением.
Кроме того,
очевидна тенденция (особенно в ФРГ) к улучшению положения партий,
ориентирующихся на усиление консенсуса в обществе, а не на его раскол. В
конгрессе США нет коммунистов. В бундестаге ФРГ нет неонацистов. И это не
потому, что их туда не пускают (или не только потому), но и по причине той, что
ведущие политические силы данных государств имеют высокий авторитет в обществе.
Таким образом,
можно заключить, что партийное законодательство США и ФРГ, партийные системы
двух стран до сих пор проявляли себя весьма эффективно. Они обеспечивали и,
судя по всему, будут в ближайшей перспективе обеспечивать стабильное и
демократическое развитие государств, несмотря на свои существенные различия в
подходах к решению стоящих задач.
Список использованной литературы.
1.
Абрамов
Ю.К. Американская партийная модель // США: экономика, политика, идеология. –
1992, №2.
2.
Загладин
Н. США: общественно-политическое развитие на рубеже нового века // МЭМО. –
2001, №5.
3.
Иванян
Э.А. Двухпартийная система как основа политического процесса в США //
США-Канада: экономика, политика, культура. – 2000, №11.
4.
Конституция
Соединенных Штатов Америки 1787 г.
5.
Конституционное
право зарубежных стран / Под ред. Баглая М.В. – М.: НОРМА, 1999.
6.
Леванский
С.А. Законодательство ФРГ о партиях и партии ФРГ// Журнал о выборах, 2001 г. ,
№1.
7.
Политические
партии. Справочник. – М.: Издательство политической литературы, 1986.
8.
Принципы
функционирования двухпартийной системы США: история и современные тенденции. –
М.: МГУ, 1988. – Ч.2.
9.
Современные
США. Энциклопедический справочник. – М.: Политиздат, 1988.
[1] Политические партии. Справочник. – М.: Издательство политической
литературы, 1986. – С.4.
[2] Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 г.
[3] Леванский С.А. Законодательство ФРГ о партиях и партии ФРГ// Журнал о
выборах, 2001 г. , №1.
[4] Конституционное право зарубежных стран / Под ред. Баглая М.В. – М.:
НОРМА, 1999. – С.- 500.
[5] Современные США. Энциклопедический справочник. – М.: Политиздат, 1988.
– С.93.
[6] Принципы функционирования двухпартийной системы США: история и
современные тенденции. – М.: МГУ, 1988. – Ч.2. – С.177.
[7] Абрамов Ю.К. Американская партийная модель // США: экономика,
политика, идеология. – 1992, №2. – С.50.
[8] Иванян Э.А. Двухпартийная система как основа политического процесса в
США // США-Канада: экономика, политика, культура. – 2000, № 11. – С.69.
[9] Загладин Н. США: общественно-политическое развитие на рубеже нового
века // МЭМО. – 2001, №5. – С.3.