Великая депрессия 1929-1933 года
Чрезвычайные меры по финансированию государством
фермерской задолженности, которая к началу 1933 г. достигла
12 млрд. долл.
3. Инфляционные меры.
Правительство получало право девальвировать доллар, ремонтизировать
серебро, выпустить на 3 млрд. долл. казначейских билетов, государственных
облигаций. В результате фермеры за 1933—1935 гг. получили
кредиты на сумму более 2 млрд. долл., и продажа разорившихся ферм с
аукционов прекратилась.
Проведение этого закона в
жизнь привело к тому, что запахали 10 млн. акров засеянных хлопком
площадей, уничтожили 1/4 всех посевов. За один год действия
ААА было забито 23 млн. голов рогатого скота и 6,4 млн. голов свиней.
Мясо убитых животных превращали в удобрения1. Если
наблюдались неурожаи, то это считалось удачей. Так, в 1934 г. США поразили
жесточайшая засуха и песчаные бури, что существенно сократило урожай. Таким
образом, удалось поддержать цены и улучшить положение в аграрном
секторе — доходы фермеров к 1936
г. выросли на 50%. Благодаря займам многие
фермерские хозяйства справились с кризисом. Однако около 10% всех
ферм (600 тыс.) разорились и были проданы с молотка. Меры,
предусмотренные законом о регулировании сельского хозяйства,
прежде всего, затрагивали мелкие фермерские хозяйства, так как крупные
фермеры могли сокращать посевы за счет малоплодородных земель,
компенсируя эти потери улучшением обработки хороших земель,
покупкой сельскохозяйственных машин и удобрений, добиваясь
повышения производительности и увеличения получаемых
продуктов. Льготными кредитами могли пользоваться также
конкурентоспособные фермы, не обремененные долгами. Крупные сельскохозяйственные
монополии и фермеры имели и большую прибыль от повышения цен. Благодаря этому
процесс концентрации земельной собственности усилился.
4. II этап «Нового
курса».
В 1935 г. в политике «Нового
курса» обозначился поворот влево. Этого добились трудящиеся своей
борьбой. За 1933—1939
гг. бастовало более 8 млн. человек. Наиболее активной формой классовой борьбы стали «сидячие стачки», когда часть рабочих оставалась внутри заводов, а
остальные круглосуточно пикетировали. Такие стачки оказались эффективными и способствовали юнионизации (образованию
профсоюзов) даже в тех отраслях, где произвол предпринимателей был особенно
ощутим. Рабочие добивались введения
федеральной системы социального страхования. В 1936 г.
произошло сплочение всех рабочих организаций, и они влились в единый Рабочий альянс Америки. Были созданы Лига
объединенных фермеров и Союз издольщиков.
В результате широкого
движения трудящихся правительство Рузвельта на втором этапе осуществления
«Нового курса» в значительно большей степени вынуждено было
учитывать интересы рабочих и фермеров. Важнейшим завоеванием
рабочего класса США следует признать принятие закона Вагнера (по имени сенатора
Р.Вагнера), билль которого был вынесен на
рассмотрение Конгресса после отмены
НИРА. В билле признавались необходимость коллективной защиты рабочими
своих интересов через профессиональные
союзы и путем заключения с предпринимателями коллективных договоров. За
рабочими признавалось право на стачки. Администрация не могла применять репрессии
за принадлежность к профсоюзу и вмешиваться во
внутренние дела рабочих организаций. Судам вменялось в обязанность
рассматривать жалобы профсоюзов за нарушение
закона. Закон Вагнера — «Национальный акт о трудовых отношениях» был подписан Рузвельтом 5 июля 1935 г., что представляло
серьезный шаг навстречу рабочему движению.
Не менее важное значение
имел закон о социальном обеспечении, принятый
несколько недель спустя после закона Вагнера. Им вводилась
система пенсий по старости и пособий по безработице. Пенсии
устанавливались с 65 лет; оказывалась помощь больным и инвалидам.
Пенсионные фонды формировались из взносов трудящихся и предприятий.
Нормы пенсионного обеспечения устанавливались едиными для всей
страны. Круг получателей пособий, размеры и сроки выплат определялись
законодательством штатов. Однако закон
распространялся на рабочих крупных промышленных предприятий и не охватывал
рабочих и служащих торговли, сферы
обслуживания.
Рабочее законодательство
30-х гг. — серьезный успех борьбы американских рабочих.
На втором этапе проведения
«Нового курса» увеличились масштабы общественных работ. Если на
первом этапе на эти цели выделялось 3,3 млрд. долл., то в 1935 г. — 4,9,
а в 1938 г.
— еще 5 млрд. долл. Создана новая Администрация по реализации
общественных работ, возглавляемая Г.Гопкинсом. К началу 1936 г. общественными работами было
занято 3,5 млн. человек.
В 1938
г. был принят закон о справедливых условиях труда, которым
запрещалось использование детского труда,
на предприятиях федерального значения устанавливались единые нормы заработной
платы, ее минимальный и максимальный
уровень, максимальные пределы продолжительности
рабочей недели — 44 часа.
На этом этапе правительство
оказывало помощь не только крупному фермерству, но и
низкодоходным хозяйствам. Рабочие-мигранты могли проживать в
лагерях, арендаторы для покупки ферм получали займы, могли
объединиться в кооперативы. Несмотря на то, что продолжались
меры по сокращению посевных площадей, началась кампания по восстановлению
плодородия почв, что вызывалось негативными последствиями ряда
засух и пыльных бурь, наблюдавшихся в 30-е годы.
Все меры, проведенные «Новым курсом», сделали его одной из самых прогрессивных страниц истории США.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оценивая «Новый курс», мы должны,
прежде всего, отметить, что он соответствовал исторической
эпохе утверждения государственно-монополистического капитализма (ГМК)
и отражал тенденцию перехода экономики США на стадию ГМК. Благодаря активной
регулирующей роли государства, страна смогла выбраться из кризиса,
прибыли американских монополий пошли в гору.
Политическая активность
рабочих, фермеров, городской мелкой буржуазии, негритянского
народа вынудили Рузвельта при проведении политики «Нового курса» проявить
гибкость, маневрирование, учесть интересы различных слоев населения и
сделать уступки трудящимся.
В то же время «Новый курс»
нельзя расценивать как переход к социалистическому планированию,
поскольку частная собственность оставалась незыблемой, не было национализировано
ни одного предприятия или банка.
В результате политики «Нового курса» в США
укрепились
позиции крупной буржуазии, что прослеживается во всех сферах экономики — промышленности, банковской системе, аграрном секторе. Концентрация
производства и банков усилилась.
Наиболее благоприятные последствия эта
политика имела для ведущих групп американского монополистического капитала.
Проведение «Нового курса»
не было безболезненным. Против «Нового курса» выступали приверженцы
старых методов антирабочего законодательства — представители консервативных слоев
финансовых монополий. Против Рузвельта были Морган, Дюпон, Рокфеллер, Мэллон.
Оппозиция «Новому курсу» усилилась с
ослаблением экономического кризиса,
что привело к отмене законов о НИРА, ААА,
а также нарушению закона Вагнера. Созданная Американская Лига свободы требовала отказа от государственного регулирования, снижения налогов на крупный
капитал и перехода к жесткому курсу
по отношению к трудящимся.
В политике Рузвельта
воплотились черты либерально-реформистского варианта развития ГМК. Важнейшим инструментом его политического курса стал
государственный бюджет, за счет
средств которого осуществлялось финансирование расширенного
воспроизводства и социальных программ. К
такой политике Рузвельт пришел не сразу, на первых порах он не принял предложения ученого-экономиста Кейнса о практике дефицитного
финансирования, так как в
предвыборной кампании обещал достичь сбалансированного бюджета. В 1935 г. Рузвельт открыто
заявил, что «бюджет будет оставаться
несбалансированным до тех пор, пока
существует армия нуждающихся».
В этот период вокруг «Нового
курса» сплотилась широкая коалиция либерально-демократических сил, благодаря чему в 1936 г. Ф.Рузвельт одержал победу и был выбран
на пост президента, на второй срок. В 1937 г. он приступил к реформе Верховного суда — высшей судебной
инстанции страны, который санкционировал закон Вагнера и другие акты социального законодательства. В 1938 г. Рузвельт начал
проводить план так называемой «подкачки насоса» — увеличения спроса с помощью новых государственных
вложений. Объем общественных работ
расширился, численность получающих
пособия увеличилась до 21,3 млн. человек. Дефицит бюджета стал быстро расти и в 1939 г. составил 2,2 млрд. долл. После этого число сторонников
кейнсианской теории в США существенно
возросло.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. История
мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг.: Учебное пособие/А.Н.
Маркова, М.: Закон и Право, ЮНИТИ, 1995 г.
2. Экономикс: Макконнелл К.Р., Брю С.Л., М.: Республика, 1992 г.
3. История народного хозяйства капиталистических стран (до
второй мировой войны) / Под ред. А.Н.Марковой. М., 1991.