Права, свободы и обязанности человека и гражданина, гарантии прав и свобод
смотреть на рефераты похожие на "Права, свободы и обязанности человека и гражданина, гарантии прав и свобод"
План:
1. Введение - стр. 3.
2. Правовой статус - стр. 4.
3. Понятие прав и свобод человека и гражданина - стр. 6.
4. Права человека и права гражданина - стр. 8.
5. Классификация прав и свобод - стр. 9.
6. Обязанности - стр. 28.
7. Гарантии прав и свобод человека и гражданина - стр. 30.
Введение.
Данную тему для этой курсовой работы я выбрал руководствуясь проблемой
прав и свобод граждан, лиц не обладающих гражданством, а также лиц,
обладающих двойным гражданством в России.В ст.1 ч.1 Конституции РФ
зафиксировано, что Россия есть демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления, на самом деле, по моему
мнению, это не так.Наша страна находится сейчас на переходном этапе,
этот факт отмечают и многие профессиональные юристы, но я уверенен, что
наступит такой момент, когда уровень жизни поднимиться до такой степени,
когда Россию можно будет по праву назвать демократическим правовым
государством, и где проблема гарантии и реализации прав и свобод людей
будет стоять на первом месте.
При рассмотрении вопроса о правах и свободах, нельзя не отметить, что
реализация всех прав и свобод в полной мере возможна лишь при наличии
настоящего демократического правового государства.Этои является главной
причиной переплетения этих двух важных проблем.Поэтому я и позволил себе
небольшое отступление в начале по поводу реальной оценке
государственного строя в России.
Возвращаясь к проблеме демократии, важно отметить, что сам термин
"демократия" произошел от слияния двух слов - "демос" - народ и "кратос"
- власть.И изначально означал, власть в государстве должна
осуществляться народом, путем голосования и референдума.Наделение же
граждан таким правом должно быть зафиксировано и гарантировано.А это
порождает, как следствие, еще одну не менее важную проблему, как
реализация и охрана прав и свобод граждан и людей, проживающих на
территории Российской Федерации.И если учитывать, что вопрос, проблема
прав и свобод возникла на равне с возникновением проблемы демократии,
как одного из видов государственного устройства, то возраст этой
проблемы насчитывает не одно столетие.Это доказывается тем, что если
первым демократическим государством явилась Афинская республика,
возникшая в V в. до н.э.(Пугачев В.П., Соловьев А.И. "Введение в
политологию" М., Аспект Пресс, 1996 г., стр.209), то нетрудно посчитать
сколько времени ушло на разрешение данного вопроса, и еще неизвестно
сколько уйдет.
При выборе данной темы для курсовой работы моим пожеланием было, чтобы
развитие России было быстрым и прогрессирующим, а уровень правовой
культуры был настолько высок, что все решения принимаемые компетентными
органами были основаны на законе и гуманном отношении к людям, тоже
относится и к последним.И хотя это звучит фантастично, но уже сама
попытка была бы уже большим плюсом.
Далее я постараюсь перечислить основные права и свободы граждан, а
также выявить и проанализировать механизмы их реализации и гарантии.
Правовой статус.
Под правовым статусом человека и гражданина понимается совокупность
его прав и обязанностей.Это главное содержание правового положения
человека и гражданина, но на него влияют и другие правовые факторы:
гражданство, принципы, гарантии прав и свобод.Права и обязанности людей
закрепляются многими отраслями права, но особое значение в закреплении
положения человека в обществе имеет государственное право, прежде всего
Конституция, устанавливающая основы правового статуса человека и
гражданина.Они включают: гражданство, конституционные принципы правового
положения человека и гражданина, основные права и свободы, их гарантии,
обязанности.Это важнейшие элементы правового положения человека.Основы
правового статуса играют решающую роль в определении положения человека
в обществе, имеют жизненно важное значение, их содержание составляют
положения главы 2 Конституции РФ.
Однако, этими элементами не исчерпывается правовое положение
человека.Многие другие права и обязанности граждан, закрепляемые разными
отраслями права, базируются на основных правах, свободах и
обязанностях, развивают и конкретизируют их.Конституция прямо указывает,
что перечисление ею основных прав и свобод не должно толковаться как
отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и
гражданина.При характеристике правового положения человека и гражданина
важное значение имеют его принципы и основные черты, зафиксированные в
Конституции РФ.
Для положения человека в обществе важен принцип равенства перед
законом и судом , закрепленный в ст. 19:
1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и
гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, места
жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям, а также других обстоятельств.Запрещаются
любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой,
национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3.Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности
для их реализации.
В Основном Законе появилась новая, весьма значимая конституционная
характеристика прав и свобод человека и гражданина - они признаются
непосредственно действующими, а также определяют смысл, содержание и
применение законов, деятельность законодательной и исполнительной
власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).
В основах конституционного стоя закреплен такой принцип, как полнота
прав и свобод граждан РФ.Каждый гражданин на территории России обладает
всеми правами и свободами.Иностранные граждане и лмца без гражданства
также пользуются В России правами и несут обязанности наравне с
гражданами РФ, но есть исключения, установленные федеральным законом или
международным договором.
Неотчуждаемость основных прав и свобод и запрет на их незаконное
ограничение - еще один важнейший принцип, в тоже время осуществление
прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц,
общественые и государственные интересы, которые также защищаются
государством (ст. 17).
Конституция предусматривает возможность ограничения прав и свобод
человека и гражданина в государственных и общественных интересах, но
только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в
целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья,
прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и
безопасности государства.Отдельные ограничения могут устанавливаться в
условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и
защиты конституционного строя.Это делается опять - таки в соответствии с
федеральным конституционном законом, который устанавливает порядок и
основания введения чрезвычайного положения.Оно может вводиться на всей
территории страны или в отдеоьных местностях, при этом обозначаются
пределы отдельных ограничений прав и свобод и срок их действия.В
условиях чрезвычайного положения обычно ограничиваются или запрещаются
на время его действия массовые мероприятия: митинги, демонстрации,
шествия, может также вводиться цензура, ограничивается свобода
передвижения.Все это делается для предотвращения массовых беспорядков,
столкновений, паники.
Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения этих
прав и свобод. Однако, если гражданин совершает преступление, попирающее
существующие устои и правила общества и его жизни, то государство просто
вынуждено идти в этих случаях на ограничение (Не лишение!!!) его
основных прав и свобод. Иногда это даже приводит и к ограничению права
на жизнь (ст.20 ч.1 Конституции РФ), если закон предусматривает за
такое преступление эту крайнюю меру.
Существующая классификация правовых статусов проводится по сфере их
действия и структуре правовых систем.Различают следующие виды правовых
статусов личности:
-общий (международный) правовой статус.Включает в себя помимо
внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии,
выработанные международным сообществом и закрепленные в международно -
правовых документах;
-конституционный (базовый).Объединяет главные права, свободы,
обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны;
-отраслевой статус.Состоит из правомочий и других компонентов,
опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы;
-родовой (специальный).Отражает специфику правового положения
отдельных категорий людей;
-индивидуальный.Характеризует особенности положения конкретного
человека.
Понятие прав и свобод человека и гражданина.
Возникновение понятия "права человека", т.е. осознанне этой проблемы
как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей
естественного права.Уже в V–IV вв. до н. э. древнегреческие философы
(Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и
имеют одинаковые, дарованные природой права.Аристотель одним из
основополагающих считал право на частную собственность, которое отражает
природу самого человека и основано на его любви к самому себе.В период
феодализма многие етественно-правовые идеи облекались в религиозную
оболочку.Позднее они получили отражение и дальнейшее свое развитие в
трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и других мыслителей.С
развитием имущественных отношений права человека постепенно перечодили в
реальную действительность, закрепляясь в государственно-правовых и
международно-правовых документах, выступая критерием демократичности той
или иной системы правового и государственного устройства.
Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в
систематизированном виде, была Верджинская декларация (1776 г.),
положенная в основу Билля о правах Конституции США (1791 г.).Не
маловажное значение имеет французская Декларация прав человека и
гражданина (1789 г.).Основополагающие права человека, закрепленные в
этом правовом документе (на собственность, личную свободу и
безопасность, на сопротивление насилию), до сих пор не утратили своей
актуальности.В развернутом виде права человека получили отражение во
Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН
(1948 г.).Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления
прав и свобод человека играют Международный пакт о гражданских и
политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и
культурных правах (1966 г.).В настоящее время права человека получили
широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства
государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций.
Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в
законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено в
принятии Декларации прав человека и гражданина (1991 г.) и Конституции
Российской Федерации (1993 г.).
Права человека суть неотъемлемые свойства каждого человека и
существенные признаки его бытия. Государство не "дарует" права, оно
только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию.В этом случае
его можно считать правовым.Если государство игнорирует етественные права
человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их
осуществлению или создает условия для реализации прав только для
определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как
антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т. п.).
Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие
его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех
сферах общественной жизни.
Наряду с категорией "права" употребляется термин "свободы": свобода
совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.
д.По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными.В
литературе и законодательстве используются также категории "права
гражданина", "права личности".
Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида,
они не ограничиваются территориальными или национальными рамками,
существуют независимо от закрепления в законодательных актах
государства, являются объектом международно-правового регулирования и
защиты.Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и
в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными
(коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального
существования.В случае закрепления прав человека в законодательных актах
конкретного государства они становятся и правами гражданина данного
государства.
Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших
отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных
правомочий, выработанных в ходе развития общества и rocyдарства.Права
гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных
законодательных актах и также обязательно государством декларируется и
обеспечивается их защита.Они квалифицируют человека как члена
государственно-организованного сообщества.
Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному
индивиду в конкретной ситуации.Объем их может зависеть от социальио-
экономического положения, общественно-политического статуса человека,
условий его работы и проживания.Под "личностью" подразумевают человека,
гражданина, иностраннго гражданина, лица без гражданства, беженца.Права
личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его
социальной зрелости, способность осоознавать право и отвечать за свои
действия.
В настоящее время в международно-правовых актах, литературе и
законодательстве развитых государств категории "права. человека", "права
гражданина", "права личности" употребляются обычно в одном и том же
значении.Использование отдельных категорий обусловлено чаще всего
логическими и стилистическими правилами или необходимостью выделения
того или иного аспекта проблемы прав человека.
Права человека и права гражданина.
Эги две категории прав обычно упоминаются в одном смысле, однако их
содержание не одинаково.Права человека проистекают из теории
естественного права, а права гражданина – из теории позитивного, хотя и
те и другие носят неотъемлемый характер.Права человека являются
базовыми, они присущи всем людям от рождения независимо от того,
являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права
гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом
только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Таким
образом, каждый гражданин, того или иного государства обладает всем
набором прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми
правами гражданина, признаваемыми в данном государстве.Поэтому
правомерен термин "гражданские права и свободы", объединяющий обе группы
прав и свобод.
Права гражданина – своеобразное ограничение равенства между людьми,
поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие
гражданства.Эти права обычно предполагают возможность участия в
государственных делах в выборах высших и местных органов государственной
власти, допуска в своей стране к государственной службе.Следовательно,
лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не
имеют.Такая дискриминация, допускаемая международным сообществом,
объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить
указанные права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в
полной мере несущим конституционные обязанности.Это не означает, что
лица без гражданства не несут никаких обязанностей (например, соблюдать
конституцию, уплачивать налоги и др.).
Некоторые права предоставляются исключительно гражданам по
соображениям общенародных интересов (например, в Российской Федерации
право частной собственности относится к категории прав человека, а право
частной собственности на землю относится только к категории прав
граждан) или в силу особенностей некоторых гарантий (Российское
государство, в состоянии гарантировать защиту и покровительство за
пределами страны только своим гражданам).
В наше время при возросшей миграции населения разных стран, и прежде
всего – рабочей силы и беженцев, а также в связи с развитием широких
контактов в мире бизннеса, науки и культуры в каждой стране постоянно
находится, а часто и оседает много людей, которые по разным причин
временно не приобретают гражданства государства пребывания.Их положение
определяется только статусом прав человека, который, однако, охраняется
каждым государством в силу его конституции и международного права.
В связи с этим конституции стран мира, следуя установившейся в
международно-правовых актах терминологии, говоря о правах человека,
употребляют слова "каждый имеет право на...", "никто не может быть
лишен...", "все".Права человека подразумеваются и в тех случаях, когда
конституционный текст закрепляет обезличенную обязанность государства
что-то "гарантировать", "признавать" или "охранять".Когда же речь идет о
правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного
государства, то употребляется четкая формулировка "граждане имеют
право".Следовательно, за терминологическим различием стоит различие
правового статуса, т е. объема прав и обязанностей человека и
гражданина.
Классификация прав и свобод.
В настоящем законодательсте на данный млмент существует обширная
совокупность прав и свобод человека и гражданина.Для того, чтобы было
легче их рассматривать, существет их классификация на отдельные
группы.Данная классификация помогает лучшему уяснению относительной
целостности прав и свобод каждой группы.Традиционно в науке права и
свободы делятся на три группы: 1. личные; 2. политические; 3.
экономические, социальные и культурные.В действующей Конституции данное
разделение прав и свобод прямо не делается, хотя в изложении заметна
данная сгруппированность прав и свобод по указанным критериям.Данной
классификации присуща такая черта как ее условность, поскольку отдельные
вмды прав могут быть отнесены к разным группам.
Личные права и свободы.
Эти права и свободы, также иминукмые гражданскими, составляют основу,
базу правового статуса человека.Большинство из них носит абсолютный
характер, т.е. являются не только неотъемлемы, но и не подлежащие
ограничению.Далее я перечислю основные политические права и свободы.
1. Право на жизнь.
Данное право закреплено всеми международно-правовыми актами о правах
человека и почти всеми конституциями мира как неотъемлемое право
человека, охраняемое законом.Никто не может быть в произвольном порядке
лишен жизни.В Конституции РФ данное право закреплено в ст.20:
1. Каждый имеет право на жизнь.
2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться
федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо
тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на
рассмотрению его дела судом с участием присяжных заседателей.
Данное право налагает ряд обязанностей на государство.Прежде всего оно
предполагает проведение государством миролюбивой политики, исключающей
конфликты и войны.В мирных условиях гарантия данного права не сводится к
запрещению убийства, государство обязано организовать еффективную борьбу
с преступностью, особенно с террористическими акциями.Также гарантиями
этого права служат системы здравоохранения, охраны от несчастных случаев
на производстве, профилактики дорожно - транспортных происшествий,
пожарной безопасности и др.
2. Достоинства личности.
Это качество человека равнозначно праву на уважение и обязанности
уважать других.Достоинство конкретизируется в правах человека, защита
которых составляет назначение государства.В Конституции РФ данная норма
закреплена в ст.21, которая обладает абсолютным принципом:
1.Достоинство личности охраняется государством.Ничто не может быть
основанием для его умаления.
2.Никто не должен подвернаться пыткам, насилию, другому жесткому или
унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.Никто не
может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным,
или иным опытам.
Заботой о достоинстве человека пронизаны многие нормы уголовного права
и процесса, а также уголовно - процессуального кодекса.В Уголовном
кодексе предусмотрены такие составы преступления, как клевета и
оскорбление.Не менее важны гражданско - правовые гарантии, закрепленные
в Гражданском кодексе.Это такие как жизнь, здоровье, деловая репутация,
личная и семейная тайна, право на имя и авторство и др.При причинение
гражданину моральный вред, то он в праве требовать от нарушитель
денежной компенсации.Также одним из способов защиты является право
обрещения в суд.
3. Право на свободу и личную неприкосновенность.
Право на свободу есть ни что иное, как сама свобода, т.е. возможность
совершать любые противоправные поступки. В неразрывной связи с ним
находится личная неприкосновенность человека, охватывающая его жизнь,
здоровье, честь, достоинство.Человек имеет право сам рапоряжаться своей
судьбой, выбирать свой жизненный путь.В конституции РФ это выражено в
ст.22:
1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновен-ность.
2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей до-пускается
только по судебному решению.До судебного решния лицо не может быть
подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Ограничение этой свободы допускается только на основе закона и в
законных формах, все меры принуждения должны находиться под судебным
контролем.Усиление гарантий свободы личности служит Федеральный закон о
содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении
преступления от 15 июля 1995 г.
4. Право на частную жизнь.
Частная жизнь представляет собой совокупность тех сторон его личной
жизни, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием
других.Частная жизнь отражает стремление каждогор человека иметь свой
собственный мир интимных и деловых интересов, скрытый от посторонних
глаз.Злоупотребление тайной частной жизни может иметь антиобщественный и
противоправный характер, поэтому вторжение в эту тайну для выявления
противоправовых деяний того или иного лица, должно происходить на
основании закона при наличии веских, признанных законом, аргументов для
подозрения или обвинения данного лица в совершении преступления, т.е.
при наличии возбужденного уголовного дела.При отсутствии данных условий,
частная жизнь неприкосновенна.Гарантии этих прав содержатся во многих
статьях Конституции РФ, в частности в ст.23:
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и
семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных разго-воров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений.Ограничение этого права
допускается только на основании решения суда. и в ст.24:
1. Cбор, хранение, использование и распространение информа-ции о
частной жизни лица без его согласия не допускается.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуп-равления, их
должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с
документами , материалами, непосредственно затрагивающими его права и
свободы, если иное не предусмотрено законом.
5. Неприкосновенность жилища.
В принципе, неприкосновенность жилища является составной частью
чаятной жизни.Никто не праве проникать в жилище против воли прощивающих
в нем лиц иначе, как в случаях, предусмотренных федеральным законом, или
на основании судебного решения.Правом на охрану жилища являются лица,
являющиеся его собственниками, арендаторами или проживающих по договору
найма.Гарантии против незаконного вторжения и обысков со стороны
правохранительных органов - основное содержание неприкосновенности
жилища.Однако при определенных ситуациях возникает необходимость
проникновения в жилище против воли хозяев, это можно делать только на
основании закона или судебного решения, как уже указывалось выше.При
этом сотрудники, прозведшие несанкционированное вторжение обязаны в
течении 24 часов поставить в известность об этом прокурора.Cт. 25
Конституции РФ:
Жилище неприкосновенно.Никто не в вправе проникать в жилище против
воли проживающих в нем лиц инче как в случаях, установленных федеральным
законом, или на основании судебного решения.
6. Национальная принадлежность.
Т.к. Россия является многонациональной страной, то до надавнего
времени национальность являлась основанием дискриминации и в тоже время
рассматривалась как гордость каждого человека.Данное право зафиксировано
в ст.26 Конституции РФ:
1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную
принадлежность.Никто не может быть принужден к определению и указанию
своей национальной принадлежности.
2.Каждый имеет право на пользование родным языком, на сво-бодный выбор
языка общения, воспитания, обучения и творчества.
7. Свобода передвижений и места жительства.
Данное право принадлежит каждому, кто законно находится на территории
страны.Следовательно этого права лишены все те лица, которые проникли в
страну с нарушением визового режима или законодателтства о въезде
(ст.27):
1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации,
имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и
жительства.
2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской
Федерации.Гражданин Российской Федерации имеет право бесприпятственно
возвращаться в Российскую Федерацию.
Помимо данной статьи эта конституционная норма реализуется через Закон
о праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор
места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации от 25 июня
1993 г.Однако реализации данного права сопутствует определенный порядок.
8. Свобода совести и вероисповедания.
В статье 28 Конституции РФ прямо зафиксировано, что
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероиспове-дания,
включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую
религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и
распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии
с ними.
Свобода совести и вероисповедания подробно регламентируется
Федеральным законом о свободе совести и о религиозных объединениях 1997
г.В тоже время законодательство преследует те религиозные объединения,
деяиельность которых несет вред здоровью граждан.С целью
восприпятствовать таким аетам Федеральный закон устанавливает
обязятельную ежегодную регестрацию в течении 15 лет после
образования.Также таким организациям запрещено издавать и распространять
литературу, вести образовательнуб деятельность и т.д.
Изменение политики государства по отношению к религии постепенно
возвращает стране духовные силы.Тем самым создаются материальные условия
для реализации гражданами одной из важнейших гражданских свобод -
свободы вероисповедания.
9. Свобода мысли и слова.
Мысль - неотъемлемое саойство каждого человека.В этом отношении
законодательного закрепления свободы мысли не требуется.Человека можно
заставить говорить не то, о чем он думает, но заставить человека думать
или не думать по желанию невозможно.По другому обстоит дело со свободой
слова.Судьба у свободы слова и демократии общая: одно не может
существовать без другого.Признание свободы слова требует и признания ее
ограничения.Конституция гарантирует свободу слова, но и сразу же
закрепляет невозможность пропаганды или агитации, возбуждающие разного
рода вражду и ненависть.Многообразие проявления свободы слова дает
основание отнести ее в равной степени и к личным и к политическим
правам.Так и произошло и со статьей 29 Конституции РФ, которая гласит,
что:
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждаюшие со-циальную,
расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.Запрещается
пропаганда социального, расового, национального, религиозного или
языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений
или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать,
производить и распространять информацию любым законным способом.Перечень
сведений, составляющих государственную тайну, определяется фелеральным
законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации.Цензура зап-рещается.
Политические права и свободы.
Данные права могут быть реализованы как индивидуально, так и совместно
с другими людьми.Отличительной чертой политических прав от личных
является то, что многие из первых принадлежат исключительно только
гражданам РФ.Основные политическиие права начинают действовать
непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации
совершеннолетия.Это прямо выражено в ст.60 Конституци Росийской
Федерации, которая гласит, что:
Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в
полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Именно с достижения 18-летия гражданина устанавливается полная
дееспособность гражданина.Дееспособность - юридическая возможность
своими действиями создавать или изменять права и обязанности.В этом и
есть отличие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и
является неотъемлимой частью правового статуса человека.Достигнув
совершеннолетия, гражданин Российской Федерации осуществляет права во
всех областях политической, экономической и личной жизни и несет
отвественность за результаты свох действий.
1. Свобода печати и информации.
Данный вопрос свободы печати и инфомации является бесспорно главным в
проблеме демократии.Поскольку без последнего невозможно ни гражданское
общество, ни правовое государство.Первооснова этой свободы зафиксирована
в статье 29, ч.4 Конституции.
Особое значение принадлежит в рассматриваемом вопросе средствам
массовой информации (СМИ).В частности это закреплено в Законе о
средствах массовой информации от 27 декабря 1991 г.Однако, государство
вправе налогать на СМИ некоторые обязанности, такие как освещение
деятельности государственных органов.
Единственным правительственным институтом, противостоящем
злоупотреблениям СМИ является Судебная палата по информационным спорам
при Президенте Российской Федерации.
2. Право на объединение.
Право на объединене - одно из самых всеобъемлющих политических прав
граждан, затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан.Его
цель состоит в том, чтобы обеспечить возможность участия каждого в
политической и общественной жизни, а так же юридически установить
создание разного рода общетсвенных объединений.
Конституция Российской Федерации, Закон "Об общественных объединениях"
и КЗоТ Российской Федеарци закрепляют за гражданам право на общественные
объединения, общественные движения, партии, профсоюзы,
предпринимательские объединения, общества и ассоциации.
Ст.30 Конституции Россйской Федерации применяет формулировку "каждый
гражданин Россйской Федераци имеет право на объединение....." - это
значит, что каждый человек, законно находящийся на территории Россйской
Федерации и обладающий всеми ее правами и обязанностями имеет право
создавать общественные объединения и организации для реализации своих
общественных, социальных и политических интересов.Право на объединения
имеют как российске граждане так и лица без гражданства, исключением
являются политическе партии, права на создание и участие в которых имеют
только гарждане Российской Федерации.Принятие или вступление гражданина
в общественную организацию осуществляется на добровольных началах в
соответсвиями с условиями, записанными в ее уставе.Ни кто не может быть
принужден к вступлению в какие-либо общественные организации, а так же
пребывания в них.Право на общественные объединения предоставляет
гражданину широкий спектр реализации своих интересов непосредственно или
вместе с общественной организацией.Конституция Российской Федерации
гарантирует свободу деятельности общественных объединений.Это означает,
что общественные объединения создаются без предварительного разрешения
государственных орагнов.Право на объединение не является абсолютным
правом и может подвергнуться определенным ограничениям.Эти ограничения
устаанавливаются Конституцией Российской Федерацией.
В частности на основании ст.56 Конституции Российской Федерации
отдельные ограничения устанавливаются в условиях чрезвычайного
положения.Конституция также устанавливает нормы об условиях образований
общественных объединенй и предъявляемых к ним требованям.В части пятой
статьи 13 запрещается создание и деятельность объединений, цели и
действия которых направленны на насильственное свержение основ
конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерациии,
подрыв безопасности государства, создание вооруженных формированй,
разжигание нацональной и религиозной розни.
Закон устанавливает, что отказ в регистрации общественного объединения
по мотивам нецелесообразности не допускается.Отказ о регистрации дается
в письменной форме и может быть обжалован в суде и не является
препятсвием для повторной сдачи документов, при условии устранения
оснований, вызвавших отказ.
Законодательством устанавливается также ограничение права на
объединение для судей, работников правоохранительных органов и
военнослужащих.Согласно Закону РФ от 26 июня 1992г. "О статусе судей в
Россйской Федерации", судьи не принадлежат к политческим партиям и
движениям.В Законе "О прокуратуре Российской Федерации" (ст.4),
предусматривается, что в органах прокуратуры не допускается созданиеи и
деятельность политических партий и организаций.Такая деятельность не
допустима и в органах МВД (Закон "О милиции" ст. 20). В соответсвии с
Законом Российской Федерации "Об обороне" в вооруженных силах Российской
Федеарции не допускается деятельность общественных и иных органзаций и
объединеий, преследующих политическе цели. Военнослужащие могут состоять
в общественных объединениях, которые не преследуют полическе цели, имеют
право учавствовать в их деятельности не находясь при исполнении
обязанностей военной службы. (ст. 9 Закона "О статусе военнослужащих").В
статье 5 Закона "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995г. ,
принятом Государственной Думой формулируется понятие общественного
объединения:
"Это добровольноное, некоммерческое формрование, созданное по
инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов и для
реалзации общих целей, указанных в уставе общественног объединения".
Учредителями по существующему законодательству Россйской Федерации
являются как физические так и юридескиие лица.Причем их должно быть не
менее трех человек (кроме политических партий и профсоюзов).Общественные
объединения действуют и создаются на основе равноправия, самоуправления,
законности и гласности.
3. Право на мирные собрания и публичные манифесты.
В Российской Федерации это право принадлежит только ее гражданам.В
Конституции это право выражено в статье 31, содержание которой гласит:
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без
оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и
пикетирования.
Целью таких действий является обсуждение проблем, представляющих лбщие
интересы, выражение поддержки политики властей или протеста против нее,
стремление сделать свою позицию достоянием общественности.Проведение
публичных мероприятий регламентируется Указом Президента РФ о порядке
организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и
пикетирования от 25 мая 1992 года.При проведении данных мероприятий, их
участники обязаны соблюдать общественный порядок.Государство гарантирует
право на проведение публичных мероприятий.Государственные и должностные
лица и граждане не вправе препятствовать этим мероприятиям.Запрещение
возможно лишь только в строго определенных случаях.
4.Право участвовать в управлении делами государства.
Данное право закреплено в ст.32 ч.1Конституции РФ, суть которой
заключается в:
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении
делами государства как непосредственно, так и через своих
представителей.
5.Право избирать и быть избранным.
Избирательное право граждан наступает с момента их совершеннолетия,
когда гражданин становится полностью дееспособным лицом и имеет право в
полной мере пользоваться политическими правами и свободами.Следует
отметить, что право гражданина быть избранным в органы государственной
власти и местного самоуправления (ст. 32 ч.2, 3 Конституции РФ)
наступает либо с 18 лет (пассвное избирательное право), либо позднее и с
наличем особых прав (постоянное проживание на территории Российской
Федерации непосредственно перед выборам, а так же обладание граждансвом
РФ).В частности можно привести пример, что для избрания в депутаты
Государственной Думы - обязательный возрастной ценз составляет 21 год,
согласно части 1 ст.97 Конституциии РФ; для осуществления полномочий
Президента Российской Федерации обязательно постоянное проживание на
территории Российской Федеарции не менее 10 лет и возрастной ценз при
этом составляет 35 лет, хотя еще существуют иные данные для избрания и
осущевления полномочий (наличие опыта работы в руководящих структурах,
высокая правовая грамотность).
Участе же в референдуме имеет низший возрастной ценз, который
составляет в Росии всего 18 лет и не сопряжено для гражданина России ни
с какиими другим ограничениями.
Можно сказать, что всеобщее избирательное право не означает, что не
существует никаких ограничений в этой области.В частности, это касается
граждан, которые не способны по своему умственному или же психическому
состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять
гражданске обязанности (за ними в судебном порядке признается
недееспособность - т.е они не могут выступать в качесве субъекта
правовых отношений).
Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица,
содержащиеся в данный момент под стражей, т.е. в отношении которых есть
законное постановлене (решение) суда, которое уже всупило в силу.Однако
лица, находящиеся под следствием, если в отношении их еще не вынесен
приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлени,
которое влечет за собой лишение свободы, имеют полные избирательные
права.Ограничение их избирательных прав во внесудебном порядке является
актом произвола.
6.Равный доступ к государственной службе.
Обратимся теперь к праву граждан на равный доступ к государственной
службе.Это одна из новых норм для Конституци Российской Федерации.Ее
включение означает не только приведение Конституции и законодательства в
соответсвии с нормами международного права, но и снятие ограничения на
партийность (обязательное членство в КПСС), национальность, родственники
за границей и т.д.
Это право означает равенство исходных возможностей и отсутвие
дискриминации по каким - либо признакам.
Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской
Федерации, достигшие 18 лет, но не старше 60 лет, если иное не
установлено законами Российской Федерации.Не допускается установление
при приеме на государственную службу каких бы то ни было прямых
или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола,
национальности, языка, социального происхождения, имущественного
положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным объединениям.Не следует забывать, что во
всем мире существует система конкурсов, теститрования,
собеседований.Ограничением на прием на государственную службу может
служить отсутствие соответствующего образования, опыта работы,
квалификации по государственной должности.
7.Право участвовать в тправлении правосудия.
Участие граждан в отправлении правосудия долгое время имело форму
выборов народных судей и народных заседателей либо участия в работе суда
в качестве судей и народных заседателей.В настоящее время осуществляется
в России поэтапное введение института присяжных заседателей, назначаемых
путем жребия для участия в рассмотрении конкретного дела и вынесения
решения по сущетсву (виновен - невновен) как основы приговора суда
(ст.123 ч.4 Конституции).Это так же предусматривает открытое
разбирательство дел во всех судах, что предполагает пассивное участие
граждан в отправлени правосудия.
Суд присяжных заседателей образуется при краевом, областном, городском
суде и действует в составе судьи и 12 присяжных заседатлей; в его работе
обязательно учавствуют государственный обвинитель и защитник.
8.Право обращений.
Конституционно закрепленное право граждан на коллективные обращения
(ст. 33 Конституции РФ) является важным средством защиты прав свобод
граждан.Данное право закреплено в ст. 33 Конституции:
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также
направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные
органы и органы местного самоуправления.
Обращения граждан содержат неодинаковую информацию, не совпадают по
общественной направленности.Они различаются по своей юридической
направленности и влекут разные правовые последствия.Термин "обращение"
носит собирательный характер.В обращениях граждан могут содержаться
жалоба в связи с тем или иным нарушением их прав, инициативное
предложение, заявление и пр.Действующее законодательство не дает
определения понятий "жалоба", "предложение", "заявление".Однако
многолетняя судебная практика выработала свои критерии их разграничения.
Предложене - это такой вид обращения, который, как правило, не связан
с нарушением прав граждан, в нем обычно ставится вопрос о необходимости
решения конкретной технической, научной, творческой, юридической
проблемы, об улучшении деятельности государственного органа, органа
местного самоуправления, общественной организации и т.д.
Заявление - обращение гражданина в государственные органы, органы
местного самоуправления, общественные организации с просьбой о реализаци
принадлежащего ему права, предусмотренного Конституцией или текущим
законодательством (право на получение пенсии, на очередной отпуск, на
обмен жилой площади).
Жалоба - обращение гражданина в государственные органы либо органы
местного самоуправления с требованием о восстановлении права или
законого интереса, нарушенного действиями юридических или физических
лиц.Это важное средство защиты прав, свобод и законных интересов
граждан.Жалоба всегда содержит информацию о нарушении субъективных прав
обратившегося или прав других конкретных лиц.
Право на обращениее закреплено не только за гражданами, но и за
общественнымии организациями, в частности, творческие союзы, а так же
учреждения, предприятия и должностные лица в целях защиты своих прав и
интересов, прав и интересов своих членов. Закреплено право на
коллективные обращения, когда затрагиваются законные интересы группы лиц
(петиции).
Нормативным актами предусмотрено право граждан (юридическх лиц)
осуществлять обращения в письменной и устной форме, а за
соответсвующими лицами закреплена обязанность эти обращеня принимать в
порядки и сроки, установленные законодательством.В частности,
предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за
исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о
чем сообщается лицу, внесшему предложение.Заявления же граждан решаются
в срок до одного месяца со дня его поступления, а те, которые не
нуждаются в проверке, - безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня
получения заявления.Предложения и заявления граждан рассматриваются теми
органами, к непосредственному ведению которых относятся затрагиваемы в
них вопросы.
В отличии от предложений - жалобы подаются в инстанции, вышестоящие по
отношению к тем, действия которых обжалываются.Закон запрещает
направлять жалобы граждан тем ораганам, на действия которых направлена
эта жалоба.Наряду с административным порядком рассмотрения жалоб на
незаконные действия должностных лиц и органов государтства, существует
судебный порядок обжалованя таких действий.В часности, за гражданам РФ
Закон закрепляет право непосредственного обрашения в судебные органы на
незаконные действия.Что же касается действий, которые могут быть
обжалованы в суд, то их перечень закреплен в ст.2 Закона "Об обжаловании
в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27.04
1993 года:
Статья 2.Действия (решения), которые могут быть обжалованы суд.
К действиям (решениям) государственных органов, органов местного
самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных
объединений и должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате
которых:
1) нарушены права и свободы гражданина;
2) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
3) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или
4) он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Если гражданин не согласен с решением суда - он может обжаловать его в
вышестояшую инстанцию.
Экономические, социальные и культурные права.
1. Право на экономическую деятельность.
Данное право предусматривает свободное использование своих
способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной
законом экономической деятельности - ст.34 Конституции РФ. К этому праву
относится также положения 8 -ой статьи Конституции, где гарантируются:
единство экономического пространства, свободное перемещение товаров,
услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической
деятельности, а также защита равным образом частной, государственной,
муниципальной и иных форм собственности.
Признание права на экономическую деятельность порождает для
государства определенные обязанности выступающие как гарантия этого
права.В то же время оно подлежит некоторым ограничениям: запрещаются
определенные виды экономической деятельности (производство оружия,
наркотиков, изготовление орденов и т.д.), а также предполагает наличие
лицензии на право ею заниматься.Конституцией РФ запрещается
экономическая деятельность, направленная на монополизацию и
недобросовестную конкуренцию.
Субъектом права на экономическую деятельность являются любые лица,
неограниченные законом в своей правоспособности (содержание
правоспособности закреплено в ст.18 ГК РФ).
Экономическая деятельность включает в себя и внешнеторговую
деятельность, которая регулируется Федеральным законом (О
государственном регулировании внешнеторговой деятельности), подписанный
Президентом РФ 14 октября 1995 года.
Данное право регулируется прежде всего Гражданским кодексом Российской
Федерации, Федеральными законами (О производственных кооперативах) от 8
мая 1996 года, (Об акцизах) от 7 марта 1996 года, а также Комплексной
программой мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров, утвержденная
Указом Президентом РФ от 21 марта 1996 года.
2. Право частной собственности.
Оно принадлежит каждому и является одной из основ конституционного
строя, как это установлено в ст.8 и 9.Закрепление в Конституции этого
права означало не только признание основного права демократического
режима, но и основания перехода к рыночной экономике, к свободному
гражданскому обществу.Охрана права частной собственности осуществляется
уголовным, гражданским, административным и иными законодательствами, в
том числе и земельным, т.к. земля является объетом частной
собственности.Статья 35 устанавливает две юридическин гарантии:
-никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению
суда;
-принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может
быть произведено только при условии предварительного и равноценного
возмещения.
Однако тажа Конституция устанавливает и ограничение - владение,
пользование и распоряжение частной собственностью осуществляется их
собственниками свободно, если это не наносит вреда окружающей среде, а
также не нарушает прав и свобод иных лиц.
3. Трудовые права и свободы.
Этоа группа прав и свобод включает в себя: свободу труда; право на
труд и на защиту от безработицы; право на забастовку; право на
отдых.Указанное разграничение произведено на основе статьи 37
Конституции РФ, которая гласит:
1. Труд свободен.Каждый имеет право свободно распоряжаться своими
способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям
безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни
было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом
минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от
безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с
использованием установленных федеральным законом способов их разрешения,
включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых.Работающему по трудовому договору
гарантируются установленные федеральным законом продолжительность
рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный
отпуск.
Соответствующие права предусмотрены и регулируются правилами
возмещения работадателями вреда, причиненного работникам увечьем,
профессиональным заболеванием либо иным поврездением здоровья, связанным
с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением
Верховного Совета Российской Федерации 24 декабря 1992 года (с
изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября
1995 года), Основами законодательства Российской Федерации об охране
труда, принятой 6 августа 1993 года и рядом других нормативных актов, в
том числе и КЗоТот.
4. Защита материнства, детства и семьи.
В соответствии со статьей 38 Конституции РФ:
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность
родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о
нетрудоспособных родителях.
Охрана материнства и детства осуществляется и другими отраслями
права.Государство всемерно содействует укреплению семьи, устраняет
дискриминацию при вступлении в брак, утверждая равенство прав мужчины и
женщины, основывающих семью.Этому способствует Семейный кодекс, Жилищный
кодекс и другие нормативные акты.
5. Право на социальное обеспечение.
В каждом государстве есть люди, которые в силу болезни или старости, а
также по причине других обстоятельств не в состоянии обеспечить свое
существование сами.Общество не может бросить таких людей на произвол
судьбы и поэтому создает государственную систему по их обеспечению
материальными благами за счет общества.В Росии тоже существует такая
система, также и право на социальное обеспечение, зафиксированное в
ст.39 Конституции.
Закон устанавливает возраст, с наступлением которого люди получают
право на получение пенсии - 60 и 55 лет для мужчин и женщин
соответственно.Пенсионное законодательство в нашей стране подробно
детализировано, основным актом является Закон РСФСР о государственных
пенсиях от 20 ноября 1990 г. (с дополнениями).
Закон о занятости населения в Российской Федерации от 19 апреля 1991
г. с дополнениями от 15 июля 1992 г. ввел пособия по безработице.Указ
Президента РФ о совершенствовании системы государственных социальных
пособий и коспенсационных выплат семьям, имеющих детей, и повышении их
размеров от 10 декабря 1994 г. установил ежемесячное пособие на каждого
ребенка в возратсе до 16 лет.Существуют также пособия по временной
нетрудоспособности, а также ряд других пособий.Выплаты по пособиям
производятся из средств федеральных учреждений.
6. Право на жилище.
Закрепление права на жилье - одно из самых необходимых жизненных благ,
основа номальной жизнедеятельности гражданина и поэтому закреплено в
ст.40 Конституции.Это право имеет ряд конституционных гарантий:
-никто не может быть произвольно лишен жилья;
-органы государственной власти и местного самоуправления поощряют
жилищное строительство, создают условия для осуществления права на
жилье;
-малоимущим, а также иным, названным в законе гражданам, нуждающимся в
жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из
государственных, муниципальных и других жилищных фондов, в соответствии
с утсановленными законом нормами.
7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Действующая Конституция предоставляет право на медицинскую помощь
государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно,
за счет средств бюджета, страховых взносов и других поступлений. В РФ
также финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья
населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной,
частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая
укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта,
экологическому и санитарно - эпидемиологическому благополучию (ст.41
Конституции РФ).
Помимо гарантии, закрепленной в ч.3, рассматриваемой статьи,
существуют следующие законы: Основы законодательства Российской
Федерации о физической культуре и спорте 1992 года, Закон РСФСР о
санитарно - эпидемиологическом благополучии населения от 19 апреля 1991
года, Федеральный закон о природных лечебных ресурсах, лечебно -
оздоровительных местностях и курортах от 23 февраля 1995 года и другие.
8. Право на благоприятную окружающую среду.
Статья 42 Конституции РФ:
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную
информацию о ее сосотоянии и на возмещение ущерба, причиненного его
здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
9. Право на образование.
Данное право имеет большое значение в жизни людей.Конституция РФ
гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного
общего и среднего профессионального образования в государственных или
муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.Основной
Закон РФ содержит положения о высшем образовании: каждый вправе на
конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в
государственном или муниципальном образовательном учреждении (ст.43
Конституции РФ).
Основные принципы образовательной системы определены Законом об
образовании от 13 января 1996 года.Отношение в области высшего и
послевузовского профессионального образования регулируются Федеральным
законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22
августа 1996 года.
10. Свобода творчества.
Данная свобода, закрепленная в ст.44, ч.1 Основного Закона РФ начает,
что ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления
не вправе вмешиваться в творческую деятельность граждан.
Конкретные правовые гарантии содержаться в Основах законодательства
Российской Федерации о культуре, принятых в 1992 г., а также в Законе РФ
об авторском праве и смежных правах, где установлены права, вытекающие
из свободы творчества.
11. Право на участие в культурной жизни.
Означает право граждан на свободное посещение театров, художественных
выставок, музеев (ст.44, ч.1).Как и свобода творчества, право на участие
в культурной жизни закреплено в Основах законодательства о культуре, где
сказано, что культурная деятельность является неотъемлемым правом
каждого гражданина независимо от его происхождения, пола, расы и т.д.
Обязанности.
Обязанности - мера лбщественного необходимого поведения человека,
призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс,
устойчивость и динамизм правового регулирования.В Конституции
закреплено, что все граждане Российской Федерации, находящиеся ее
территории обладают всеми правами и свободами и несут равные
обязанности, предусмотренные Конституцией, но помимо них в России
проживает большое количество людей, необладающих гражданством.Всвязи с
этим обязанности людей, находящихся на территории России делятся на
обязанности граждан и обязанности людей не являющихся гражданами
Российской Федерации (отсутствие таких обязанностей как защита Отечества
и др.).
1. Cоблюдение Конституции и законов.
Это самая главная обязанность, закрепленная в ст.15 ч.2 Конституции
РФ.Данная конституционная обязанность распространяется и на граждан и на
неграждан и не сводится к соблюдению указанных нормативно - правовых
актов (Конституция и законы), она имеет более широкий характер и
охватывает и подзаконные акты и законы субъектов Федерации и акты
местного самоуправления, однако это не исчерпывающий перечень.
2. Уважение прав и свобод других лиц.
Статья 17 часть 3 Конституции РФ:
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно
нарушать права и свободы других лиц.
На успешного осуществления этого обязательства огромное влияние
оказывает развитие правосознания и правовой культуры.
4. Забота о детях и нетрудоспособных родителях.
Эти обязанности отражают личную ответственность каждого человека за
судьбу своих родителей и детей, когда они уже не могут или не в
состоянии поддерживать свою жизнедеятельность (ст.38 ч.2 и 3).Относится
ко всем субъектам обязанностей.
5. Получение основного общего образования.
В ст.43 указано, что каждый имеет право на получение бесплатного
дошкольного, основного общего и среднего профессионального
образования.Т.к. дети еще не в состоянии отвечать по этим
обязательствам, то ответственность перекладывается на родителей,
однако.А так как нарушение не влечет за слбой какой - либо
ответственности, то следовательно налицо небольшой правовй смысл данных
обязанностей.Единственное последствие, то это невозможность поступления
в высшее учебное заведение.
6. Забота о памятниках истории и культуры.
Каждый обязан заботиться о сохранение исторического и культурного
наследия (ст.44 ч.3 Конституции).Помимо Конституции данное обязательство
закреплено также и в Основах законодательства Российской Федерации о
культуре 1992 г.В Указе Президента РФ от 20 февраля 1995 г. закреплен
перечень, охраняемых объектов культурного и исторического наследия.
7. Уплата налогов и сборов.
Обязанность платить законно устанавливаемые налогом закреплена в ст.57
Конституции РФ.Этот вопрос регулируется также Законом РФ об основах
налоговой системы в Российской Федерации от 27 декабря 1991 г., где
также установлено, что налони делятся на федеральные, субъектов
Федерации и местные.Данным обязательством обладают все люди, находящиеся
на территории РФ.
8. Cохранение природы и окружающей среды.
Исполнение данного предписания выгодно не только государству, от
степени состояния окружающей среды зависит жизнь всех людей, поэтому
сохранение природы должно быть не волей государства, навязанной нам при
помощи Конституции (ст.58), а актом сомосознания того, что мы все
зависим от окружающей среды.И должны сами стимулируемые инстинктом
сомосохранения оберегать ее от загрязнения.
9. Защита Отечества.
Защита Отечества, в соответствии со ст.59 Конституции, является
долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.Обязанность по
защите Отечества не распростроняется на граждан, если воинские
формирования ВС РФ, в которых они несут службу, направляется за пределы
РФ для участия в миротворческой деятельности.Граждане несут военную
службу в соответствии с федеральным законом.Закон о воинской обязанности
и воееной службе от 11 февраля 1993 г. установил, что на военную службу
призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не
имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва.
Гарантии прав и свобод человека и гражданина.
Гарантии прав и свобод - это условия, средства, меры, направленные на
обеспечение практического их осуществления, охрану и защиту.Наличие
гарантий предполагает наличие обязанностей.Выше были описаны обязанности
граждан перед государством, однако в данной ситуации подразумеваются
обязанности государства перед гражданамиОсновные гарантии закреплены в
Конституции, но это не означает , чтоьперечисленный список гарантий
является исчерпывающим.Для более подробного рассмотрения всей
совокупности гарантий существует их классификация по сфере
действия.Гарантии делятся на международно - правовые и
внутригосударственные.
Внутригосударственные гарантии.
Закрепляются в конституциях и иных нормативно - правовых актах
государства, обеспечиваются соответствующими материальными и
организационными средствами.В Российской Федерации гарантией, обладающей
наивысшей юридической силой, является Конституция.В Конституции, как уже
говорилось выше, закрепляются основные гарантии, определяющие смысл,
содержание и приминение законов, деятельность всех терх ветвей власти, а
также органов сомоуправления.Контроль за их соблюдением принадлежит
Конституционному Суду РФ.Внутригосударственные гарантии делятся на общие
и гарантии правосудия.
Общие гарантии.
1. Защита прав и свобод - обязанность государства.Данное положение
закрепляется в ст.45 ч.1 Конституции РФ.В реализации данной гарантии
участвует весь механизм государства.
2. Самозащита прав и свобод.С пособов самозашиты существует множество
и все они могут быть применены гражданами, но существет одно
ограничение, указанное в ст.45 ч.2:
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не
запрещенными законом.
3. Судебная защита.Эта гарантия находит свое отражение в ст.46
Конституции.Такая форма защиты прав и свобод являетсф наиболее
эффективной, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения.
4. Возмещение вреда.В соотвествии со статьей 53 Конституции, каждый
имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями
(или бездействикм) органов государственной власти или их должностных
лиц.Размер возмещения вреда утанавливается судом.
5. Неотменяемость прав и свобод.Любой человек может быть уверен, что
пока существует Конституция РФ, права и свободы, закрепленные в ней, как
сказано в ст.18, являются непосредственно действующими.
6. Возраст.В Конституции сказано, что гражданин России может
самостоятельно осуществлять а полном объеме свои права и обязанности с
18 лет.Ограничением может служить признание гражданина недеесаособным
или ограниченныи в дееспособности, но только по решению суда.Лица, не
достигшие этого возраста, также обладают правами, перечисленными в
Гражданском кодексе.
Гарантии правосудия.
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются
законом.Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и
компенсацию причиненного ущерба.
9. Запрет обратной силы закона.Закон, устанавливающий или отягчающий
ответственность, обратной силы не имеет.Но если он отменяет или смягчает
ответственность, то его обратная сила предусматривается (ст.54
Конституции).
Международно - правовые гарантии.
Данные гарантии закрепляются международно - правовых дукументах, таких
как Всеобщая деларация прав человека, принятая на третьей сессии
Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года, международные пакты и
другие документы.Конституция предоставляет право обращения в
межгосударственные органы по защите прав и своб человека, при отказе
всех судебных инстанций Российской Федерации.Жалоба подается в комитет
по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о
гражданских и политических правах.Комитет принимает жалобу, если она не
анонимна и не представляет собой злоупотребление правом на жалобу.
Другой формой международной защиты прав и свобод выступает Европейский
Суд по правам человека, учрежденный в 1959 году.Обращение в Суд может
подавать как государство, так и физическое лицо, но сначала это
обращение должно пройти через Европейскую Комиссию по правам
человека.После рассмотрения, если этр обращение признается приемлемым,
то оно попадает в Суд.
Помимо указанных документов, закрепляющих права и свободы человека,
существуют также такие как:
-Европейская крнвенция о защите прав и основных свобод 1950 г. и
дополнительные протоколы к ней;
-Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,
семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и декларация о
международных обязательствах в области прав человека и основных свобод
от 24 сентября 1993 г., принятые членами СНГ.
Указанный перечень является далеко не полным, но уакзанные в нем
документы являются более или менее главными.
Использованная литература:
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации -
М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА* М, 1998. - 752 с.
2. Кутафие О.Е. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 1996, -
360 с.
3. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: пособие для поступающих в вузы. - М.: Зерцало, 1997. - 354 с.
4. Корельский В.М., Перевалов В.Д. теория государства и права.
Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательская группа ИНФРА*М - НОРМА, 1997. - 570 с.
5. Конституция Российской Федерации.
6. Всеобщая декларация прав человека (принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.).